- Механический способ соединения арматуры
- Соединение арматуры сваркой
- Особенности вязки арматурных стержней
Современные технологии строительства предусматривают несколько способов соединения арматуры: механический с использованием сварочного аппарата, с применением вязальной проволоки или пластиковых хомутов. Рассмотрим основные особенности каждой из этих методик.
Механический способ соединения арматуры
По сравнению с другими технологиями, механическая стыковка имеет ряд преимуществ.
- Не требуется нахлеста, что обеспечивает экономию металла. Нахлест увеличивает расход арматуры на четверть.
- По сравнению со сваркой, во-первых, это более производительный процесс, во-вторых, не требуется высокая квалификация работников.
Дополнительные плюсы механических стыковых соединений – прочность полученной конструкции и возможность реализации этой технологии при любых погодных условиях.
Для осуществления механической стыковки применяют в качестве оборудования гидравлический пресс, в качестве расходных материалов – стальные муфты. Ускорить механическое соединение стержней арматуры можно с помощью муфт с центральной перегородкой. Пруты вставляются в муфту, которую обжимают с помощью пресса. Наличие сменных штампов в прессе обеспечивает возможность работы с арматурой разного диаметра. Процесс осуществляют два человека.
Соединение арматуры сваркой
Сварочный способ стыкования арматурных стержней – востребованная технология. Существует несколько вариантов ее реализации.
- Сварка протяженным швом применяется для стыкования горизонтальных и вертикальных прутов. Используется сварка арматуры внахлест или с использованием накладок. Швы могут быть одно- или многопроходными, что определяется диаметром прутов.
- Сварка многослойными швами применяется в основном для вертикально расположенных стержней, используемые электроды – с фтористокальциевым покрытием.
- Для стержней 14-40 мм с предварительной сборкой в кондукторах применяют сварное соединение арматуры с формированием принудительного шва. Процесс проходит с использованием формирующих устройств.
Сварка – удобный тип соединения усиливающих стержней, но ему характерны определенные минусы:
- в области шва происходит изменение микроструктуры металла, вызывающее снижение прочности и жесткости упрочняющего каркаса;
- сварной шов слабо работает на изгиб, что может привести к разрушению каркаса уже при вибрировании бетонной смеси;
- для создания фундаментов сварные соединения рекомендованы только при строительстве объекта на устойчивых типах грунтов, не склонных к сильному оседанию.
Правила, как соединять арматуру в углах ленточного фундамента, изложены в СП 52-101-2003 в пункте 8.3.26, в ГОСТе 14098-2014 регламентированы основные правила соединения арматуры сваркой.
Сборка и сварка стержней арматуры
В бетонных конструкциях армирование
должно предусматриваться:
- в местах резкого изменения размеров сечения элементов
; - в местах изменения высоты стен
(на участке не менее
1 м
); - в бетонных стенах под и над проёмами
каждого этажа; - в конструкциях
, подвергающихся воздействию динамической нагрузки.
Для железобетонных
слабо армированных
элементов растянутой зоны
—
площадь сеченияпродольной растянутой арматуры
должна быть увеличена не менее чем
на 15%
.
Конструктивная арматура
не предусматривается, если согласно расчёту
с учётом сопротивления растянутой зоны бетона
, арматура не требуется и опытом доказана возможность транспортирования и монтажа таких элементов без арматуры.
Для фундамента тоже нужно правильно выбрать арматуру
ВНИМАНИЕ! При сборке арматурных каркасов
должна строго соблюдаться
соосность стержней
. Смещение не должно превышать
0,1d
, а перелом в месте стыка — не более
3°
.
Соответствие расположения арматуры
её проектному положению должно обеспечиваться установкой пластмассовых
фиксаторов, шайб
из мелкозернистого бетона и т. п.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Гост 23279 85 сетки арматурные сварные, характеристики арматурных сеток
В местах пересечения арматуры в каркасах
:
- стержни штучной арматуры
до
d=25 мм
скрепляют точечной сваркой, перевязкой вязальной проволокой или с помощью специальных соединительных элементов, а
стержни d=25 мм и выше
— при помощи дуговой сварки; - для получения крестовых соединений двух или трёх пересекающихся стержнейd=3…40 мм
из стали класса
A-I, A-II, A-III
и проволоки
d=3…8 мм
классов
B-I и Bp-I
применяют точечную контактную сварку.
ВНИМАНИЕ! Перевязкой и сваркой должно быть соединено не менее 50% всех пересечений
, в том числе обязательно пересечение
стержней с хомутами (в углах)
.
Длина выпусков арматуры
из тела бетона между стыкуемыми стержнями должна быть не менее
150 мм
при нормальных зазорах и
100 мм
при использовании вставки.
При увеличенных зазорах между стыкуемыми стержнями
допускается применение одной вставки из арматуры того же класса и диаметра.
Минимальные расстояния
в свету
между стержнями арматуры
по высоте и ширине сечения должны:
- обеспечивать совместную работу арматуры с бетоном и назначаться с учётом удобства укладки и уплотнения бетонной смеси;
- для предварительно напряженных конструкций
должны также учитываться степень местного
обжатия бетона
и габариты натяжного оборудования (домкратов, зажимов и т.п.).
В элементах
, изготовляемых с помощью штыковых вибраторов, должно быть обеспечено свободное прохождение между арматурными стержнями наконечников вибраторов, уплотняющих бетонную смесь.
Расстояния в свету между отдельными стержнями продольной ненапрягаемой арматуры
, а также между
продольными стержнямисоседних плоских сварных каркасов
должны приниматься
не менее наибольшего диаметра стержней
, а также:
а) если стержни при бетонировании
занимают
горизонтальное или наклонное
положение — не менее:
- для нижней арматуры
— не менее
25 мм
; - для верхней арматуры
— не менее
30 мм
; - при расположении нижней арматурыболее чем в два ряда по высоте
расстояние
между стержнями в горизонтальном направлении
(кроме стержней двух нижних рядов) должно быть —
не менее 50 мм
;
б) если стержни при бетонировании
занимают
вертикальное положение
— не менее
50 мм
; при систематическом контроле фракционирования
заполнителей бетона
это расстояние может быть уменьшено
до 35 мм
, но при этом должно быть не менее
полуторакратного наибольшего размера крупного заполнителя
.
При стесненных условиях
допускается располагать
стержни арматуры попарно
(без зазора между ними).
ПРИМЕЧАНИЕ: Расстояние в свету между стержнями периодического профиля
принимается
по номинальному диаметру
без учета выступов и рёбер.
При армировании неразрезных плит
сварными рулонными сетками
допускается вблизи промежуточных опор все
нижние стержни
переводить
в верхнюю зону
.
Расстояния между осями рабочих стержней
в средней чести пролёта плиты и над опорой
(вверху) должны быть не более
200 мм
при толщине плиты
до 150 мм
и не более
1,5h
при толщине плиты
свыше 150 мм
, где
h
— толщина плиты.
Стержни периодического профиля
, а также
гладкие стержни
,
в сварных каркасах и сетках
, выполняются
без крюков
.
Растянутые гладкие стержнивязаных каркасов и сеток
должны заканчиваться
крюками, лапками или петлями
.
У всех поверхностей железобетонных элементов
, вблизи которых ставится
продольная арматура
, должна предусматриваться также
поперечная арматура
, охватывающая
крайние продольные стержни
. При этом расстояния между
поперечными стержнями
у каждой поверхности элемента должны быть
не более 600 мм
и не более
удвоенной ширины грани элемента
.
Поперечную арматуру
допускается не ставить
у граней тонких рёбер
изгибаемых элементов (шириной
150 мм
и менее), по ширине которых располагается лишь
один продольный стержень или сварной каркас
.
При армировании внецентренно сжатых элементов
плоскими сварными каркасамидва крайних каркаса
(расположенные у противоположных граней) должны быть соединены друг с другом для образования
пространственного каркаса
. Для этого у граней элемента, нормальных
к плоскости каркасов
, должны ставиться
поперечные стержни
, привариваемые контактной сваркой
к угловым продольным стержням каркасов
, или установлены
фиксаторы
(рис.4), связывающие эти стержни, на тех же расстояниях, что и поперечные
стержни плоских каркасов
.
В арматурных элементах
, работающих на изгиб с кручением,
вязаные хомуты
должны быть замкнутыми с надёжной анкеровкой по концам. А
при сварных каркасах
— все
поперечные стержни
обоих направлений должны быть приварены
к угловым продольным стержням
, образуя
замкнутый контур
. При этом должна быть обеспечена
равная прочность соединений и хомутов
.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Стержневая и проволочная арматура, характеристика, гост арматуры
Защитные покрытия арматуры
(если они предусмотрены проектом) наносят согласно
СНиП 3.03.01-87
. Целостность
защитного слоя арматуры
проверяют перед бетонированием, обнаруженные дефекты устраняют.
Особенности вязки арматурных стержней
Способ вязки заключается в укладке прутов с нахлестом с обвивкой отожженной проволокой из низкоуглеродистой стали диаметром 1,0-1,2 мм. Для создания прочной конструкции не рекомендуется применять проволоку, покрытую ржавчиной или уже бывшую в употреблении. Вместо проволоки производители предлагают пластиковые хомуты, но при низких температурах они становятся хрупкими и лопаются. В качестве инструмента используют кусачки, плоскогубцы, вязальные крючки или высокопроизводительные пистолеты. Пистолеты эффективны при соединении арматуры по длине, в труднодоступных местах удобны вязальные крючки.
Плюсы соединения арматуры без сварки – не нарушается структура металла, узлы обеспечивают необходимую степень подвижности арматуры, вязка может осуществляться как на строительной площадке, так и в цеху.
Сборка и сварка монтажных соединений стальных конструкций
Свариваемые поверхности конструкции
и рабочее
место сварщика
должны иметь защиту от дождя, снега, ветра. При температуре окружающего воздуха ниже -10°С необходимо иметь вблизи рабочего места сварщика инвентарное помещение для обогрева, при температуре ниже -40°С — оборудовать тепляк.
Колебания напряжения питающей сети электрического тока
, к которой подключено сварочное оборудование, не должны превышать
±5% номинального значения
.
Оборудование
для автоматизированной и ручной
многопостовой сварки
следует питать от отдельного фидера.
Типы сварных соединений
и способы сварки
арматуры и закладных деталей
следует назначать с учётом условий эксплуатации конструкции, свариваемости стали, технико-экономических показателей соединений и технологических возможностей предприятия-изготовителя в соответствии с ГОСТ 14098-85.
Сварку конструкций
при укрупнении и в проектном положении следует производить после проверки правильности сборки.
Для сварки стержней
из стали
всех классов, кроме A-I
, применяют электроды марки
УОНИ 13/55У
или аналогичные:
- арматуру до d=36 мм
сваривают электродами
d=4…5 мм
, - арматуру d=40 мм и выше
— электродами
d=5…6 мм
.
Сварку выполняют без перерыва до полной заварки стыка, обязательно заплавляя кратеры
. Затем заваривают фланцевые швы.
Сила тока при ручной сварке
колеблется от
220А
при
d=20 мм
, до
330А
при
d=40 мм
.
Размеры сварных фланговых швов
должны быть:
- высотой h=0,25d
, но не менее
4 мм
, - шириной b=0,5d
, но не менее
10 мм
.
Кромки свариваемых элементов
стальных каркасов
в местах расположения швов и прилегающие к ним поверхности необходимо зачищать с удалением ржавчины, жиров, краски, грязи, влаги и т. п.:
- при ручной или механизированной дуговой сварке
— шириной не менее
20 мм
; - при автоматизированных видах сварки
— не менее
50 мм
; - а также места примыкания начальных и выводных планок
.
Число прокаленных сварочных материалов на рабочем месте сварщика не должно превышать полусменной потребности. Сварочные материалы следует содержать в условиях, исключающих их увлажнение.
ВНИМАНИЕ! Ручную и механизированную дуговую сварку конструкций
разрешается выполнять без подогрева при температуре окружающего воздуха, приведенной в
СНиП 3.03.01-87
. При более низких температурах
сварку
надлежит производить с предварительным местным подогревом стали до
120…160°С
в зоне шириной
100 мм
с каждой стороны соединения.
Таблица 1: Разрешается выполнять при температуре окружающего воздуха ручную и механизированную дуговую сварку конструкций без подогрева.
п/п | Толщина свариваемых элементов | Минимально допустимая температура окружающего воздуха при сварке конструкций | ||||
решетчатых | листовых объемных и сплошностенчатых | решетчатых | листовых объемных и сплошностенчатых | решетчатых и листовых | ||
из стали | ||||||
углеродистой | низколегированной с пределом текучести, Мпа (кгс/мм²) | |||||
<390 (40) | >390 (40) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | <16 мм | -30°С | -30°С | -20°С | -20°С | -15°С |
2 | 16 мм <25 мм | — | — | — | — | 0°С |
3 | 16 мм <30 мм | -30°С | -20°С | -10°С | 0°С | При толщине более 25 мм предварительный местный подогрев производить независимо от температуры окружающего воздуха |
4 | 30 мм <40 мм | -10°С | -10°С | 0°С | 5°С | |
5 | >40 мм | 0°С | 0°С | 5°С | 10°С |
Автоматизированную дуговую сварку
под флюсом разрешается производить без подогрева при температуре окружающего воздуха, приведенной в табл.2.
Таблица 2: Разрешается выполнять при температуре окружающего воздуха автоматизированную дуговую сварку под флюсом конструкций без подогрева.
п/п | Толщина свариваемого элемента | Минимально допустимая температура окружающего воздуха при сварке конструкций из стали | |
углеродистой | низколегированной | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | <30 мм | -30°С | -20°С |
2 | >30 мм | -20°С | -10°С |
Швы соединений
листовых объёмных и сплошностенчатых конструкций толщиной более
20 мм
при
ручной дуговой сварке
надлежит выполнять способами, обеспечивающими уменьшение скорости охлаждения сварного соединения:
- секционным обратноступенчатым,
- секционным двойным слоем,
- каскадом,
- секционным каскадом.
При двусторонней ручной
или механизированной
дуговой сварке
стыковых, тавровых и угловых соединений с полным проплавлением необходимо перед выполнением шва с обратной стороны удалить его корень до чистого бездефектного металла.
При вынужденном перерыве в работе механизированную дуговую или автоматизированную дуговую сварку под флюсом
разрешается возобновить после очистки от шлака кратера и прилегающего к нему концевого участка шва длиной 50…80 мм. Этот участок и кратер необходимо полностью перекрыть швом.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Разновидности грузовых тележек для склада
Поверхности свариваемой конструкции
и выполненных швов сварных соединений после окончания сварки необходимо очищать от шлака, брызг и наплывов (натеков) расплавленного металла.
Качество прихваток
, сварных соединений креплений сборочных и монтажных приспособлений, определяемое внешним осмотром, должно быть не ниже качества основных сварных соединений.
Дефектные участки
сварных швов надлежит, как правило, удалять одним из способов:
- механизированной зачисткой (абразивным инструментом)
- или механизированной рубкой.
Все ожоги поверхности
основного металла сварочной дугой следует зачищать абразивным инструментом
на глубину 0,5…0,7 мм
.
Основные типы сварных швов
, конструктивные элементы и размеры сварных соединений из сталей, выполняемых ручной и дуговой сваркой установлены ГОСТ 5264-80 и ГОСТ 11534-75.
Основные типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений из листового, полосового и профильного металлопроката, используемых в закладных
и
соединительных изделиях
железобетонных конструкций, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 5264 и ГОСТ 8713.
Сварные соединения
стержневой арматуры и арматурной проволоки диаметром
3 мм и более
, сварные соединения
стержневой арматуры с прокатом
толщиной
от 4 до 30 мм
, выполняемые при изготовлении
арматурных
и
закладных изделий
железобетонных конструкций, а также при монтаже сборных и возведении монолитных железобетонных конструкций, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 14098-91.