Особенности профессии ювелира
Профессия ювелира требует не только творческого подхода. Ювелир должен быть аккуратен и терпелив. В этом деле множество нюансов, соблюдение которых требует предельной точности. Ювелир работает с высокими температурами и раскаленным металлом, опасность этой профессии требует выдержки и физической силы. Мастер ювелирного дела — это не только дизайнер, придумывающий эскизы и работающий напильником под ярким светом лампы. Это еще и работник литейного цеха, управляющийся с раскаленными печами и расплавленным металлом, поднимающий тяжелые гипсовые формы и следящий за соблюдением технологии. В арсенале мастера ювелирного дела полно необычных приспособлений, о которых простой обыватель даже не слышал. Например, опока. Что такое опока и для чего используется это приспособление? Об этом расскажет наша статья.
Опока в ювелирном деле
Несмотря на все новшества и высокий уровень технологии изготовления украшений, многие методы работы ювелира остаются неизменными с древних времен. Процесс литья колец, например, мало чем изменился.
Чтобы ответить на вопрос о том, что такое опока, следует узнать, как происходит процесс литья ювелирных изделий. Чтобы сделать кольцо из драгоценного металла, ювелир использует специальный огнеупорный цилиндр, в который заливается раскаленный металл, формовочная масса и помещаются восковые заготовки. Это и есть опока.
Это приспособление служит для того, чтобы удерживать формовочную смесь при ее уплотнении в процессе получения литейной формы, в которую заливается драгоценный металл. Изготовить опоку можно самостоятельно, главное — чтобы она была из огнеупорного материала. Некоторые умельцы делают опоку из обрезка трубы или сворачивают ее из листа железа. На фото представлена современная опока из металла.
В эту опоку уже залита формовочная масса, внутри которой находятся восковые заготовки. Следующий шаг — прокалка опоки в раскаленной печи, эта процедура происходит в литейном цехе.
Один день в литейном цехе
Наконец мы добрались до сердца ювелирного производства — литейного цеха, или, как его чаще называют ювелиры, литейки. Здесь под горячим металлом плавится воск, и хрупкие восковые модели превращаются в золотые или серебряные изделия.
Мы заглянули в литейный цех компании SOKOLOV, чтобы увидеть всё своими глазами.
Знакомьтесь: литейщик
Интересно, что профессия литейщика — одна из самых традиционных в России. Применяемые изначально бронза и медь позже сменились на золото и серебро, постепенно совершенствовалось оборудование, но тонкости процесса отливки ювелирных изделий передавались из поколения в поколение.
Наверное, поэтому литейщики чем-то напоминают кузнецов: как правило, это крепкие сильные мужчины, которые «на ты» с горячим металлом, раскалёнными печами и без труда справляются с различными инструментами, чьи внушительные размеры никак нельзя назвать ювелирными.
Изготовление литейной формы
Как нам уже известно, будущие изделия поступают на участок литья в виде воскового блока, или ёлки. Поэтому для отливки украшений в металле необходимо сначала изготовить специальную форму. Этот процесс получил название формовки.
Для этого восковая ёлка помещается в металлический цилиндр — опоку, которая ставится на круглую резиновую подставку, или, как её забавно называют литейщики, галошу. Литейные формы изготавливаются из специальной формовочной массы — сухой смеси различных огнеупорных веществ (гипса, кремния, кварца и других), замедлителей, связующих и воды.
Всё это засыпается в похожий на большой миксер смеситель и, как в лучших кулинарных рецептах, «взбивается до получения однородной массы». Затем раствор аккуратно заливается в опоку, которая ставится на вибростол. Это необходимо для того, чтобы масса дала усадку, а в литейной форме не было пустот и воздуха.
Для прокалки и выплавления восковых моделей опоки ставят в специальные печи, температура в которых может достигать 1000 градусов цельсия. Нагревается литейная форма в 2-3 приёма с периодическими выдержками. В итоге воск выплавляется и освобождает пространство для золота или серебра.
Интересно, что готовая опока охлаждается до температуры заливки со скоростью 100 градусов в час.
Заливка металла
Когда опока прокалена, приходит время заливки металла.
Золото или серебро загружается в одну из форм специальной установки для центробежного литья, а в другую форму ставится охлаждённая опока. При этом из всей системы выкачивается воздух, образуется вакуум, и происходит закачка гелия. После этого устанавливается необходимая температура, и в опоку заливается металл.
Готовая форма достаётся с помощью больших щипцов на длинной ручке с говорящим названием «ухват» и охлаждается под действием мощных вентиляторов, а затем — воды. Формомасса вымывается, и литейщик достаёт из опоки золотую или серебряную ёлку.
Литьё с камнями
При изготовлении некоторых изделий с фианитами камни закрепляются ещё на участке восковки, поэтому в металле отливаются модели уже с готовыми вставками.
Процесс так называемого литья с камнями практически не отличается от обыкновенного литья. Однако для того чтобы не повредить вставки, опока прокаливается при более низких температурах, а для формовки нередко используется специальная формомасса.
Когда воск выплавляется, камни прочно удерживаются в гипсе, а пустоты занимает драгоценный металл.
Эта технология используется в ювелирном производстве уже более 20 лет. Она очень популярна за границей и всё чаще применяется в России.
Финишные операции
Для полной очистки от формовочной массы драгоценную ёлочку промывают под сильным напором воды. Затем её высушивают и срезают готовые изделия ручными или автоматическими ножницами.
Украшения взвешиваются и отправляются на дальнейшую проработку.
Одноразовые опоки
Узнав, что такое опока и как она используется, проще вникнуть в тонкости процесса. Он уже не кажется таким уж сложным, скорее, интересным и простым. Современные технологии позволяют попробовать самостоятельно изготовить ювелирное украшение практически в домашних условиях. Китайский рынок предлагает широкий ассортимент одноразовых опок с уже готовыми формами. Все что нужно для работы с такой формой, — это необходимое количество драгоценного металла и возможность его расплавить. Ими пользуются как ювелиры, не имеющие собственного литейного цеха, так и свободные мастера, изготавливающие украшения на заказ.
Автор: Анастасия Разулите
Литейные опоки (ГОСТ 2133-75).
<<�Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>
Их классифицируют (ГОСТ 2133—75) на типы, виды, категории и группы.
В зависимости от способа изготовления опоки делят на типы:
I — цельнолитые из стали, чугуна и легких сплавов;
II—сварные из стандартного и специального проката или стальных литых элементов;
III—свертные из стали и чугуна.
По конфигурации (контуру в свету) бывают опоки трех видов: прямоугольные (или квадратные), круглые и фасонные.
Рис. 23. Ручная (а) и крановая (б) опоки
Ручные опоки (рис. 23, а), имеющие массу без формовочной смеси до 30 кг, относят к 1-й категории; комбинированные — массой до 60 кг с устройствами для ручного и кранового подъема —ко 2-й категории; опоки массой свыше 60 кг крановые (рис. 23, б) —к 3-й категории.
Опоки, предназначенные для вертикальной заливки, в боковых или торцовых стенках имеют прорези для выполнения каналов литниковой системы и специальные устройства (скобы, цапфы) для поворота опок под заливку. Такие опоки используют и для горизонтальной заливки форм.
Для удержания смеси в крупных и средних опоках делают ребра (крестовины), а также отбортовки и ребра на боковых и торцовых стенках. Крестовины выполняют со стороны набивки опоки формовочной смесью.
Для вывода газов из формы при заливке их расплавом, а также для уменьшения массы на боковых и торцовых стенках опок делают круглые или овальные отверстия, располагаемые в шахматном порядке.
Для центрирования опок имеются ушки с центрирующими втулками или штырями; для подъема и перемещения — скобы, цапфы, ручки.
Размеры и конструкция опок нормализованы (табл. 90).
90. Размеры нормализованных опок, мм
Ориентировочные данные по массе нормализованных опок с формовочной смесью и без нее приведены в табл. 91.
91. Ориентировочные данные по массе литейных опок
Размер опоки в свету, мм
Высота опоки, мм | Масса опоки, кг | Масса полуформы с формовочной смесью, кг | ||
верхней или нижней | верхней или нижней | верхней | нижней | |
450X350 | 150 150 | 22 22 | 45 | 45 |
800X650 | 300 300 | 200 200 | 460 | 460 |
1200X900 | 250 600 | 250 350 | 690 | 1390 |
1400Х1000 | 250 450 | 380 500 | 940 | 1540 |
1500X1000 | 300 400 | 550 620 | 1270 | 1410 |
1500Х1000 | 300 500 | 550 675 | 1270 | 1650 |
1550X1200 | 450 600 | 625 850 | 1950 | 2625 |
1600X1600 | 350 500 | 1275 1575 | 2400 | 3200 |
1800Х1000 | 300 450 | 600 725 | 1640 | 2150 |
2200X2200 | 400 500 | 2850 3400 | 5850 | 7300 |
2800X1200 | 350 500 | 1200 1350 | 2200 | 2500 |
Диаметр 3000 | 350 500 | 3000 4800 | 6500 | 9300 |
3000X1500 | 350 700 | 1650 2750 | 4500 | 8500 |
3000X2500 | 450 600 | 5000 6200 | 10500 | 13500 |
3500X1200 | 450 600 | 3600 4550 | 6500 | 8450 |
3500X1500 | 400 700 | 4450 5700 | 8300 | 12400 |
4500X2000 | 450 600 | 6400 7700 | 12900 | 16400 |
6000X1600 | 450 700 | 6500 8000 | 12700 | 17500 |
Спаривание и центрирование опок выполняют с помощью штырей (см. эскиз к табл. 96, формовка по неразъемной модели), которые бывают съемными и закрепленными на опоке. Штыри должны обеспечивать плавность соединения опок и не допускать перекоса. Для легкого и правильного сопряжения одну втулку опоки делают круглой, вторую — овальной. Втулки и штыри должны быть закаленными и не иметь дефектов.
Опоки периодически осматривают и ори наличии дефектов ремонтируют или бракуют.
Перейти вверх к навигации