Что такое опока в ювелирном деле? Процесс литья ювелирного украшения


Особенности профессии ювелира

Профессия ювелира требует не только творческого подхода. Ювелир должен быть аккуратен и терпелив. В этом деле множество нюансов, соблюдение которых требует предельной точности. Ювелир работает с высокими температурами и раскаленным металлом, опасность этой профессии требует выдержки и физической силы. Мастер ювелирного дела — это не только дизайнер, придумывающий эскизы и работающий напильником под ярким светом лампы. Это еще и работник литейного цеха, управляющийся с раскаленными печами и расплавленным металлом, поднимающий тяжелые гипсовые формы и следящий за соблюдением технологии. В арсенале мастера ювелирного дела полно необычных приспособлений, о которых простой обыватель даже не слышал. Например, опока. Что такое опока и для чего используется это приспособление? Об этом расскажет наша статья.

Опока в ювелирном деле

Несмотря на все новшества и высокий уровень технологии изготовления украшений, многие методы работы ювелира остаются неизменными с древних времен. Процесс литья колец, например, мало чем изменился.

Чтобы ответить на вопрос о том, что такое опока, следует узнать, как происходит процесс литья ювелирных изделий. Чтобы сделать кольцо из драгоценного металла, ювелир использует специальный огнеупорный цилиндр, в который заливается раскаленный металл, формовочная масса и помещаются восковые заготовки. Это и есть опока.

Это приспособление служит для того, чтобы удерживать формовочную смесь при ее уплотнении в процессе получения литейной формы, в которую заливается драгоценный металл. Изготовить опоку можно самостоятельно, главное — чтобы она была из огнеупорного материала. Некоторые умельцы делают опоку из обрезка трубы или сворачивают ее из листа железа. На фото представлена современная опока из металла.


В эту опоку уже залита формовочная масса, внутри которой находятся восковые заготовки. Следующий шаг — прокалка опоки в раскаленной печи, эта процедура происходит в литейном цехе.

Один день в литейном цехе

Наконец мы добрались до сердца ювелирного производства — литейного цеха, или, как его чаще называют ювелиры, литейки. Здесь под горячим металлом плавится воск, и хрупкие восковые модели превращаются в золотые или серебряные изделия.

Мы заглянули в литейный цех компании SOKOLOV, чтобы увидеть всё своими глазами.

Литьё

Знакомьтесь: литейщик

Интересно, что профессия литейщика — одна из самых традиционных в России. Применяемые изначально бронза и медь позже сменились на золото и серебро, постепенно совершенствовалось оборудование, но тонкости процесса отливки ювелирных изделий передавались из поколения в поколение.

Наверное, поэтому литейщики чем-то напоминают кузнецов: как правило, это крепкие сильные мужчины, которые «на ты» с горячим металлом, раскалёнными печами и без труда справляются с различными инструментами, чьи внушительные размеры никак нельзя назвать ювелирными.

Изготовление литейной формы

Как нам уже известно, будущие изделия поступают на участок литья в виде воскового блока, или ёлки. Поэтому для отливки украшений в металле необходимо сначала изготовить специальную форму. Этот процесс получил название формовки.

Для этого восковая ёлка помещается в металлический цилиндр — опоку, которая ставится на круглую резиновую подставку, или, как её забавно называют литейщики, галошу. Литейные формы изготавливаются из специальной формовочной массы — сухой смеси различных огнеупорных веществ (гипса, кремния, кварца и других), замедлителей, связующих и воды.

Опока

Всё это засыпается в похожий на большой миксер смеситель и, как в лучших кулинарных рецептах, «взбивается до получения однородной массы». Затем раствор аккуратно заливается в опоку, которая ставится на вибростол. Это необходимо для того, чтобы масса дала усадку, а в литейной форме не было пустот и воздуха.

Для прокалки и выплавления восковых моделей опоки ставят в специальные печи, температура в которых может достигать 1000 градусов цельсия. Нагревается литейная форма в 2-3 приёма с периодическими выдержками. В итоге воск выплавляется и освобождает пространство для золота или серебра.

Интересно, что готовая опока охлаждается до температуры заливки со скоростью 100 градусов в час.

Заливка металла

Когда опока прокалена, приходит время заливки металла.

Металл

Золото или серебро загружается в одну из форм специальной установки для центробежного литья, а в другую форму ставится охлаждённая опока. При этом из всей системы выкачивается воздух, образуется вакуум, и происходит закачка гелия. После этого устанавливается необходимая температура, и в опоку заливается металл.

Готовая форма достаётся с помощью больших щипцов на длинной ручке с говорящим названием «ухват» и охлаждается под действием мощных вентиляторов, а затем — воды. Формомасса вымывается, и литейщик достаёт из опоки золотую или серебряную ёлку.

Золотые и серебряные ёлки

Литьё с камнями

При изготовлении некоторых изделий с фианитами камни закрепляются ещё на участке восковки, поэтому в металле отливаются модели уже с готовыми вставками.

Процесс так называемого литья с камнями практически не отличается от обыкновенного литья. Однако для того чтобы не повредить вставки, опока прокаливается при более низких температурах, а для формовки нередко используется специальная формомасса.

Кольца с фианитами на ёлке

Когда воск выплавляется, камни прочно удерживаются в гипсе, а пустоты занимает драгоценный металл.

Эта технология используется в ювелирном производстве уже более 20 лет. Она очень популярна за границей и всё чаще применяется в России.

Финишные операции

Работа с ювелирной ёлкой

Для полной очистки от формовочной массы драгоценную ёлочку промывают под сильным напором воды. Затем её высушивают и срезают готовые изделия ручными или автоматическими ножницами.

Украшения взвешиваются и отправляются на дальнейшую проработку.

Ёлка со срезанными элементами

Одноразовые опоки

Узнав, что такое опока и как она используется, проще вникнуть в тонкости процесса. Он уже не кажется таким уж сложным, скорее, интересным и простым. Современные технологии позволяют попробовать самостоятельно изготовить ювелирное украшение практически в домашних условиях. Китайский рынок предлагает широкий ассортимент одноразовых опок с уже готовыми формами. Все что нужно для работы с такой формой, — это необходимое количество драгоценного металла и возможность его расплавить. Ими пользуются как ювелиры, не имеющие собственного литейного цеха, так и свободные мастера, изготавливающие украшения на заказ.

Автор: Анастасия Разулите

Литейные опоки (ГОСТ 2133-75).

Раздел: БИБЛИОТЕКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Короткий путь https://bibt.ru
<<�Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>

Их классифицируют (ГОСТ 2133—75) на типы, виды, категории и группы.

В зависимости от способа изготовления опоки делят на типы:

I — цельнолитые из стали, чугуна и легких сплавов;

II—сварные из стандартного и специального проката или стальных литых элементов;

III—свертные из стали и чугуна.

По конфигурации (контуру в свету) бывают опоки трех видов: прямоугольные (или квадратные), круглые и фасонные.

Рис. 23. Ручная (а) и крановая (б) опоки

Ручные опоки (рис. 23, а), имеющие массу без формовочной смеси до 30 кг, относят к 1-й категории; комбинированные — массой до 60 кг с устройствами для ручного и кранового подъема —ко 2-й категории; опоки массой свыше 60 кг крановые (рис. 23, б) —к 3-й категории.

Опоки, предназначенные для вертикальной заливки, в боковых или торцовых стенках имеют прорези для выполнения каналов литниковой системы и специальные устройства (скобы, цапфы) для поворота опок под заливку. Такие опоки используют и для горизонтальной заливки форм.

Для удержания смеси в крупных и средних опоках делают ребра (крестовины), а также отбортовки и ребра на боковых и торцовых стенках. Крестовины выполняют со стороны набивки опоки формовочной смесью.

Для вывода газов из формы при заливке их расплавом, а также для уменьшения массы на боковых и торцовых стенках опок делают круглые или овальные отверстия, располагаемые в шахматном порядке.

Для центрирования опок имеются ушки с центрирующими втулками или штырями; для подъема и перемещения — скобы, цапфы, ручки.

Размеры и конструкция опок нормализованы (табл. 90).

90. Размеры нормализованных опок, мм

Ориентировочные данные по массе нормализованных опок с формовочной смесью и без нее приведены в табл. 91.

91. Ориентировочные данные по массе литейных опок
Размер опоки в свету, мм

Высота опоки, ммМасса опоки, кгМасса полуформы с формовочной смесью, кг
верхней или нижнейверхней или нижнейверхнейнижней
450X350150 15022 224545
800X650300 300200 200460460
1200X900250 600250 3506901390
1400Х1000250 450380 5009401540
1500X1000300 400550 62012701410
1500Х1000300 500550 67512701650
1550X1200450 600625 85019502625
1600X1600350 5001275 157524003200
1800Х1000300 450600 72516402150
2200X2200400 5002850 340058507300
2800X1200350 5001200 135022002500
Диаметр 3000350 5003000 480065009300
3000X1500350 7001650 275045008500
3000X2500450 6005000 62001050013500
3500X1200450 6003600 455065008450
3500X1500400 7004450 5700830012400
4500X2000450 6006400 77001290016400
6000X1600450 7006500 80001270017500

Спаривание и центрирование опок выполняют с помощью штырей (см. эскиз к табл. 96, формовка по неразъемной модели), которые бывают съемными и закрепленными на опоке. Штыри должны обеспечивать плавность соединения опок и не допускать перекоса. Для легкого и правильного сопряжения одну втулку опоки делают круглой, вторую — овальной. Втулки и штыри должны быть закаленными и не иметь дефектов.

Опоки периодически осматривают и ори наличии дефектов ремонтируют или бракуют.

Перейти вверх к навигации

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: