Каждая конструкция имеет свою сферу применимости, поэтому, чтобы, как обычно, не сравнивать огурцы с помидорами надо начать с техзадания и, как водится, тезисов )
Основной массе любителей автомобилей повышенной проходимости эта самая проходимость требуется крайне редко и локально.
Типичный маршрут так называемых автомобильных экспедиций, это утомительное тарахтение Х тыщ км по автодорогам федерального значения до наиболее живописного болота, в которое затем происходит погружение с целью толкания, буксования, перетягивания на веревочках, и употребления специальных напитков, призванных облегчить боль от утраты лакокрасочного покрытия и более значимых конструктивных элементов. Когда толкать приходится слишком усердно, а риск не успеть на работу становится все более осязаем, владелец мобиля таки начинает задумываться над увеличением проходимости. (разумеется для того, чтобы уехать на 50 метров глубже) Какие раздатки надо, куда чего приварить, где отпилить и как лучше резать боггер и пр премудрости не мне вам рассказывать. Вы все знаете лучше меня.
Вся штука тут в том, что с увеличением проходимости все меньше начинает хотеться ехать на этом по асфальту, и все больше придумать предлогов почему сегодня полезней сходить в бар. И слишком много приходится употреблять специальных напитков при виде того, что сделала погнутая рулевая тяга с новым боггером за Х тыщ км…
В общем снова приходим к тому, что счастья нет, как и универсальности.
Идея, которая много кого посещает при попытке решить задачку на оптимизацию — это сменный движитель. Нуу например два комплекта колес. И сразу же отметается. ибо они большие, тяжелые и девать их некуда. Примерно в это же упираются всякие гусеничные тележки — маттраки.
На фото — автотуристы везут через всю страну сменный колесные движитель, чтобы в конце концов заменить его на гусеничный.
Давайте лучше подумаем о том, может ли само колесо менять свои свойства. А для этого стоит задаться вопросом — а какие же нужны.
1. Опорные способности.
Тут на самом деле все грустно. Ибо чтобы реально хоть как то увеличить опору, надо увеличивать колесо. Что сразу влечет за собой радикальную переделку автомобиля с мужественным пилением драгоценных кузовных деталей. Вес колеса растет, цена растет, удобство езды по дороге снижается все сильнее а площадь пятна не хочет увеличиваться пропорционально страданиям. Какой то эффект конечно есть, машина тонет на 5 метров дальше чем раньше.
В общем как не крути а опорную проходимость нам получится увеличить только одним путем — выкинуть лишнее барахло из багажника вместе с обшивкой салона и любимым плюшевым мишкой, а так же сократить количество специальных жидкостей хотя бы вдвое.
Есть, на самом деле, еще один не очевидный, но крайне простая идея — прикрутить снизу лист алюминия. Подробно об этом писал www.drive2.ru/b/2388383/ поэтому повторяться не буду.
Но тут кроется одно большое но, из за которого многие не верят в такой способ увеличения опорных способностей. . Отсюда тянутся все мифы, про «прилипание». Ложимся на ванну, вроде не тонем, но ползти не можем, не хватает тяги !
(Особенно это заметно без блокировок на осях. Чуть подвисли, одно колесо разгрузилось и фсе. стоим буксуем. )
Те, кто ездил на гусеничных вездеходах хорошо знакомы с процессом.
Сделав это наблюдение плавно перейдем ко второму пункту.
2. Тяговые способности.
Тяговые способности наряду с геометрией крайне актуальны, особенно при рассмотрении типичных условий для движения автомобилей повышенной проходимости. На самом деле в болото, по понятной причине, мало кто пытается лезть и основной ареал их обитания это разнообразные грунтовые дороги, где основное препятствие — раскисший верхний слой с низкими фрикционными свойствами и колея от урала с дровами.
И тут вдруг неожиданно выясняется, что супернизкая уделка то нам и не нужна, большинство каки можно проскользить, если тяги хватает. И застреваем мы в 70% потому что тяговые способности погруженного в жижу колеса . ну вы поняли) И то место, где уделка 0.05 сильно поможет, составляет 1км из Х тыщ . который можно или обьехать, или накидать кустов, или протащиться лебедкой в режиме санок.
Как выбирать?
При выборе подходящей модели в первую очередь следует обратить внимание на марку мотоблока. Для модельного ряда «Нева и «Нева МБ» отлично подходят вариации 43-сантиметрового диаметра, глубина погружения шипов в землю которых составляет 15 см
Для мотоблоков марки «Салют» нужны грунтозацепы полуметрового диаметра, у которых глубина погружения в почву составит не меньше 20 см. Для «Зубра» нужны высокие изделия – 70-сантиметрового диаметра.
Грунтозацепы не требуются лишь тяжелым мотоблочным агрегатам, их масса гарантирует им устойчивое перемещение практически по любой поверхности. Но в случае если вы решили улучшить проходимость своей тяжелой модели мотоблока (массой выше 0,2 тонны), выбирайте широкие грунтозацепные устройства – диаметром 70 см.
Выбор подходящей модели грунтозацепов зависит также от вида почвы и характера внешней стороны изделий. Поверхность их может быть оформлена в виде шипов или стрелок. Учитывайте при приобретении изделий, что малая высота шипов не подходит для влажных и рыхлых земель – они малоэффективны и легко забиваются почвой. Стреловидные зацепы наиболее популярны и считаются универсальными.
При приобретении дополнительного оборудования для своего агрегата в первую очередь рассмотрите варианты того же производителя.
Обратите внимание и на стоимость – она зависит от завода-изготовителя и модификации
Как выбрать?
При покупке грунтозацепа для мотоблока или автомобиля необходимо правильно выбирать размеры устройства. И если для машины это сделать довольно просто, и нужно лишь знать диаметр колёс, то при выборе оборудования для мотоблока следует учитывать ещё и вес техники. Так, для моделей тяжёлого класса массой более 200 кг рекомендуется приобретать широкие грунтозацепы диаметром не менее 70 см. Для агрегатов среднего класса, весящих около 80 кг, лучше подобрать устройства с диаметром от 30 до 40 см. На совсем лёгкие модели весом до 50 кг, а также на мотокультиваторы подойдут узкие зацепы шириной 9 и диаметром 28 см.
Грунтозацепы для мотоблока: на что обратить внимание?
Главный фактор, влияющий на выбор универсального объекта – это размер. Если же человек хочет приобрести грунтозацепы для определенной модели агрегата, следует ознакомиться с пожеланиями компании-производителя и следовать им.
Поскольку среди фермеров и агрономов особой популярностью пользуются мотоблоки «Нева» и «Нева МБ», следует на их примере обозначить особенности универсальных колес-грунтозацепов. Для продукции указанных изготовителей подойдут варианты диаметром 43 см, ведь они закладываются в почву на 15тисантиметровую глубину Такие размеры обеспечат максимальное сцепление с землей и беспроблемное перемещение.
Для абсолютно всех мотоблоков «Салют» актуальными будут колеса диаметром 50 см, шипы которых погружаются в землю на не меньше 20 см. Естественно, каждый производитель имеет свои требования к грунтозацепам, поэтому следует внимательно изучить инструкцию по эксплуатации имеющего мотокультиватора и не игнорировать пожелания изготовителей.
Важный момент: техника тяжелого класса не нуждается в таких дополнениях, ведь ее вес уже является гарантией устойчивости на практически любом грунте.
Для чего нужны грунтозацепы для мотоблока?
Грунтозацепы мотоблока – это специальные устройства, внешне напоминающие обычные металлические колеса, дополненные шипованными накладками. Само название указывает на их главное функциональное предназначение – гарантировать идеальное сцепление между культиватором и подстилающей поверхностью – почвой. Благодаря этим приспособлениям мотоблок может беспрепятственно передвигаться по любой местности независимо от погодных условий.
Помимо этого, грунтозацепы к мотоблоку выполняют и другие функции:
- способствуют более качественной обработке почвы;
- упрощают транспортировку как самого мотоблока, так и соединенного с ним груженного прицепа по бездорожью или на рыхлых грунтах;
- увеличивая массу агрегата, обеспечивают ему хорошую балансировку и устойчивость в пространстве;
- позволяют использовать другие навесные адаптеры, например, для предпосевной обработки угодий.
Где используется автомобильный грунтозацеп?
Если ваш автомобиль в дальней поездке попал в неприятность и застрял в грязи или яме, на помощь немедленно придет наш автомобильный скреп-грунтозацеп.
Он был разработан для автопокрышек, но также подойдет на любую модель автомобиля, при условии совпадения высоты колеса. А если ваш диаметр колеса другой, мы можем изготовить для вас скреп в индивидуальном порядке, на любой заказанный вами размер.
Только представьте себе, с какой легкостью и абсолютной непринужденностью Вы сможете вытащить собственный автомобиль из любой грязи.
Скреп-грунтозацеп очень легко устанавливается на колесную резину и просто защелкивается. После этой несложной процедуры можно будет просто посильнее поддать газу, и машина легко выберется из плена бездорожья. Автомобильные грунтозацепы не только помогут вытащить автомобиль из ямы или глубокой грязи, но и проехать даже по самой сложной дороге от 5 до 10 км.
Читать также: Принцип работы шуруповерта аккумуляторного
Определение грунтозацепа
Грунтозацеп – совершенно необходимая вещь для сельскохозяйственных работ. С его помощью можно произвести и прополку, и вспахивание, и окучивание, и посадку. Грунтозацеп для мотоблока предназначается исключительно для обработки почвы. Он позволяет качественно обработать верхний слой земли и обязательно должен быть тяжелым, для обеспечения его большей надежности. Обычные грунтозацепы – это просто металлические колеса с шипами, которые вспахивают почву.
Грунтозацеп должен обязательно быть правильно установлен, для обеспечения его правильной работы. Изгибы шипов, непременно, должны смотреть по направлению движения мотоблока. Мотоблок, с установленными на него грунтозацепами, ни в коем случае, не должен передвигаться по дороге с твердым покрытием, иначе не избежать его поломки.
Назначение и разновидности
Грунтозацепы предназначены для увеличения веса мотоблочного агрегата и улучшения контакта техники с землей, особенно на участках с чересчур влажной и/или сыпучей почвой. Они представляют собой конструкцию с шипами, которую одевают на ось вместо/поверх пневматических колес с мягкими шинами.
На современном рынке можно найти несколько конфигураций грунтозацепных устройств. Различают универсальные и специальные грунтозацепы. Первые могут использоваться на любом мотоблочном аппарате, главное, правильно подобрать размер. Вторые же сделаны под какую-то определенную марку (модель) агрегата.
По конструкционным особенностям грунтозацепные приспособления подразделяются на требующие демонтажа колес с пневматическими шинами и надевающиеся поверх шин. Первый тип требует фиксации на колесной оси.
Применение грунтозацепов позволяет:
- лучше обрабатывать почвенный слой;
- улучшить проходимость как самого мотоблочного агрегата, так и присоединенного прицепа с грузом;
- повысить устойчивость техники вследствие увеличения ее веса;
- навешивать и другое дополнительное оборудование.
Детали: какие замки на самодельных цепях противоскольжения лучше и почему?
При изготовлении противобуксовочных устройств в гаражных условиях водители чаще всего используют для их фиксации на покрышке следующие типы запорных механизмов:
- S-образный;
- крюкообразный;
- с храповым механизмом.
Некоторые самодельные цепи на колеса комплектуются S-образной замочной конструкцией, которая закрывается четырех- или шестигранным ключом. Однако многие жалуются на ненадежную фиксацию и отсутствие регулировок у этого варианта. Кроме этого, установка такого оборудования представляет собой сплошное неудобство.
Второй вариант фиксации цепного устройства более распространен и довольно хорошо держит. При правильно уложенной цепочке застегивание выполняется отверткой без особых проблем. Для полной гарантии автолюбители советуют обвязать место контакта мягкой проволокой 1-3 мм. Разборка оборудования также происходит быстро без больших усилий.
Сложные грунтозацепы
Следующая конструкция относится к ряду сложных, поскольку не уступает её фабричным аналогам по качеству. Такие грунтозацепы делаем своими руками и они подходят как к неве, салюту и даже мотокультиватору. Чтобы их изготовить нам понадобиться: половины колёсного дика от «Жигуля» (можно распилить диск самому), шины трактора, с развитым проектором. После следует подобрать шины с таким же развитым проектором, как у трактора. Если обрезать боковины получим замкнутое кольцо.
Грунтозацепы, которые мы получили, смогут передвинуться по грунтовой дороге не взрыхлив её. На мягком грунте колёса будут комфортно себя чувствовать, но при этом передвигаться будут не так смело как металлический вариант.
Цепи и браслеты противоскольжения: что лучше
Аналогами цепей для автомобилей являются браслеты, представляющие собой пару отрезков цепей, фиксируемых на колёсах при помощи ремней. Цепь располагается поверх шины, а ремень располагается в отверстии между диском. При этом браслет в отличие от цепи, прочно затягивается на шине, что позволяет располагаться цепи на одном месте.
Для повышения эффективности на одно колесо рекомендуется крепить не менее трёх браслетов противоскольжения
Обычно на одно колесо устанавливается три браслета, которых вполне достаточно для того, чтобы достичь твёрдой поверхности, создавая при этом трение и отталкивание автомобиля. В отличие от цепей, браслеты имеют следующие преимущества:
Как и цепи, браслеты подразделяются на твёрдые и мягкие. Одними из наиболее дешёвых вариантов браслетов являются пластиковые изделия. Они походят для любых типов автомобилей: от малолитражек до внедорожников, поэтому каждый водитель может себе их позволить.
Браслеты, как и цепи, подразделяются на твёрдые и мягкие
Чем же ещё отличаются цепи от браслетов? Многочисленные наблюдения водителей показывают, что цепи имеют лучшую сцепку с дорожным покрытием, что влияет положительно на параметры проходимости. Цепи могут применяться для преодоления заснеженных и оледеневших участков до момента их окончания. Браслеты могут использоваться только для непродолжительного применения до 5-10 км.
Это важно! Если на цепи обрывается одно звено, то это несёт угрозу для кузова автомобиля. Возможно возникновение повреждения лакокрасочного покрытия, что в итоге способствует формированию участка коррозии.
Когда известно, что такое цепи и браслеты, можно сделать вывод:
Оптимальные размеры
Ни для кого не секрет, что тяжёлая техника обрабатывает землю лучше лёгкой. Этому свидетельствует тот факт, что люди начали интересоваться вопросом, как сделать грунтозацепы для автомобиля своими руками. Таким оборудованием можно обрабатывать даже жёсткий грунт, с которым лёгкий трактор справляется не очень эффективно. Для таких агрегатов и требуются большие грунтозацепы. Если обобщить, то параметры конструкции будут зависеть от размеров мотоблока.
Таким образом, можно выделить следующие популярные мотоблоки:
«Нева». Распространёнными являются мотоблоки, которые приспосабливаются к любым условиям. Но в том случае, когда в хозяйстве уже есть трактор «Нева», который по своим характеристикам не считается универсальным, можно сделать грунторезы самостоятельно. Нужно учитывать то, что диаметр приспособления не должен быть больше 36 сантиметров, а ширина не больше 11. МТЗ. Даже несмотря на то, что такие агрегаты белорусские, цена на них из-за высочайшего качества немала. Можно ориентироваться на цену 5000 рублей и более. Суть в том, что колёса у этих моделей мотоблоков довольно крупные. Чтобы сделать качественные грунтозацепы, необходимо большие трудозатраты
Важно, чтобы размеры были подобраны правильно, а треугольные пластины, которые зацепляются за грунт, были тщательно приварены к основному колесу грунтозацепа. «Салют». Собирается такое приспособление по схеме «Невы». «Кентавр»
Колёса в таком аппарате чем-то похожи на «Неву». Но у первой машины длина колёс на 11 сантиметров больше. Если к «Кентавру» изготавливать грунтозацеп, то его длина должна составлять 450 миллиметров, а ширина 110. Он может подойти и к другим моделям мотоблоков, в том числе и других производителей.
Также полезным будет сделать удлинитель для грунтозацепов. Они предназначены для увеличения угла поворота конструкции и ширины калии и противовеса. Для этого необходимо прикрепить на ступицу втулку с прорезью. В такую втулку вставляется дополнительная ось, которая закрепляется болтом. В завершение нужно закрепить колесо грунтореза на оси.
Таким образом, есть множество вариантов сделать грунторезы своими руками без особых трудозатрат и опустошения кармана на дорогие заводские модели.
Originally posted 2018-03-28 15:28:41.
Как установить цепи противоскольжения на автомобиль своими руками и видео операции
Специалисты рекомендуют монтировать противобуксовочное оборудование на все колеса, а не только на ведущие. Неправильная установка может привести к поломке датчиков ABS, элементов тормозной системы и подкрылков, а также боковым порезам покрышки . На внедорожниках с подключаемым вторым мостом устройство ставится в первую очередь на ту пару, которая находится в работе постоянно. Операция монтажа выполняется двумя способами:
- С поддомкрачиванием.
- На стоящей машине.
Суть вопроса состоит не только в том, как правильно сделать цепи противоскольжения на авто своими руками по видео – о монтажных работах следует подумать еще до въезда на проблемный участок. Только так удастся получить удовольствие от проделанной операции, сохранить свое время и избежать досадных ошибок.
Первый способ с применением домкрата описывать не имеет смысла – процедура элементарна и не вызовет никаких затруднений даже у начинающего водителя. Единственная рекомендация – снизить давление в шинах для облегчения выполнения работ.
Другой вопрос, когда данного приспособления нет под рукой. В таком случае установить цепи на колеса для снега своими руками можно по следующей технологии:
- уложить изделие перед колесной парой, не допуская перекручивания звеньев;
- наехать колесами на изделие;
- задействовать ручной тормоз;
- надеть устройство, чтобы крюк и карабин были с наружной стороны колеса;
- крюк и последнее звено продольной детали соединить с внутренней стороны колеса;
- надеть муфту карабина на систему натяжения с наружной стороны и зафиксировать узел;
- поперечные элементы распределить по всему периметру покрышки и выполнить натяжку.
Важно! Для равномерного распределения компонентов оборудования следует проехать 20-30 метров и затем произвести окончательную регулировку. Это мероприятие будет гарантией максимального прилегания изделия к резине.
Самостоятельное изготовление зацепов
- Проще всего, пожалуй, сделать грунтозацепы из ненужных дисков от автомобильных колес. С помощью сварочного аппарата к дискам прикрепляется полуось, на которую затем надеваются подшипники. К автомобильным дискам привариваются квадратные металлические пластины, таким образом, чтоб они касались краями обода.
- Потом пластины привинчиваются болтами к ободу. Дальше делаются зубья — стальные зацепы, которые будут входить в грунт. Для этой цели понадобится стальная пластина, к примеру, уголок, который разрезается болгаркой на части, а из этих частей свариваются такие же зубья, которые изготавливаются в заводских условиях. Полученные зацепы размещаются на обод колеса в 15 см друг от друга.
- Самодельные зацепы могут быть сделаны из старого газового баллона. Из него вырезаются два диска для ободьев колес шириной 5−7см и высотой 30 см. Далее производятся те же операции, что и с автомобильными дисками.
- Для улучшения работы колес с зацепами к каждому зацепу можно приварить еще один зуб сверху и удлинить зубья до 60 см. Делается ось: к одному ободу крепится металлическая пластина, на которой будет размещаться эта ось.
- Грунтозацепы могут быть сделаны из любой заготовки круглой формы. Главное, правильно подобрать ширину и диаметр будущего колеса с зацепами. Размеры колеса определяются функционально, то есть исходя из целей использования на мотоблоке.
Для «Невы»
Мотоблок каждой марки имеет навесные опции, более других подходящие к его конструкции. Лучше, конечно, приобретать универсальный мотоблок, для которого подходят практически все навесы. Для «Невы» производятся колеса с грунтозацепами Ø 340×110 .
По конструкции данные грунтозацепы немного больше описанных нами самодельных. Нужно соблюдать инструкции, указанные выше, но выбрать ободья других размеров. Высота колеса для зацепа «Невы» должна составлять 340 мм, ширина самодельного приспособления — 110 мм.
Для «Кентавра»
Грунтозацепы для мотоблока этой марки отличаются лишь размерами. Выше были описаны размеры, на которые нужно было ориентироваться, переделывая старые колеса в грунтозацепы для «Невы». Та же схема используется для изготовления колес с зацепами больших размеров. Высота колеса выбирается 450 мм. Ширина колеса должна равняться 110 мм, как и для «Невы». Такие зацепы подойдут для мотоблока Кентавр 2060 и 2090 и агрегатов с аналогичными параметрами. Заводской вариант обойдется примерно в $30.
Для «Зубра»
Мотоблок этой марки представляет собой тяжелое профессиональное оборудование, и на него может быть установлено лучшее из имеющегося навесного оборудования. Чтоб «Зубр» отлично заходил в грунт, к нему нужны грунтозацепы. Стандартные приспособления, которые к нему подходят, имеют шину 200 мм и высоту 700 мм. Колеса такой ширины одеваются лишь на тяжелые мотоблоки и, кроме «Зубра» JRQ78 и 79, подходят также «Кентавру» 1070D, «Авроре» 101 и «Авроре» 81, Zirka LX1080D и 1090. В заводском исполнении расстояние между зацепами составляет 14,5 см. Втулка колес имеет диаметр 60 мм. На мотоблок одеваются с помощью дополнительной ступицы.
Создание простейшей модели своими руками
Такие приспособления можно как купить в магазине, так и сделать самому. Причём, делая грунтозацепы самостоятельно, можно подобрать вариант, идеально подходящий под определённый мотоблок.
Для производства понадобится:
- лист из стали для вырезки колёс диаметром 4−6 миллиметров;
- лист для зацепов толщиной 7−8 миллиметров;
- болгарка;
- профессиональная дрель или сверлильный верстак;
- сварка.
Из листа с толщиной 4−6 миллиметров необходимо сделать круглую основу колеса. Потребуется вырезать два одинаковых диска. В центре следует сделать отверстия для ступицы и для крепления на шпильки. С внешней стороны нарезать болгаркой выступы. В результате конструкция будет похожа на пилообразный диск, только зубов будет намного меньше (7−9), а их размер больше.
Из толстого листа 6−8 миллиметров вырезаются зацепы в форме трапеции и треугольники с обрезанными углами. После этого осталось только приварить их перпендикулярно к выступам, и конструкция готова к применению.
Хотя самодельная конструкция такого типа и не имеет эстетичного вида, но по сравнению с её преимуществами это не страшно. Она очень тяжёлая и образует идеальное сцепление с землёй, даже с раскисшей и рыхлой почвой.
Ещё одним практически бесплатным вариантом является создание грунтозацепа с помощью старого стального круга диаметром 15 сантиметров. Если есть доступ, то можно использовать и штурвал для перекрытия газа на магистрали. На внешней стороне остаётся только приварить зацепы, а от ступицы нужно уже подгонять под диаметр центрального отверстия штурвала.
Читать также: Угловой валик для покраски
Многие интересуются, как поставить колеса от «Жигулей» на мотоблок. В принципе, здесь ничего сложного нет. Необходимо только подогнать ступицу, и чтобы колесо к мотоблоку по диаметру подходило.
От «Жигулей» также можно использовать диски колеса. Это неплохой вариант для самодельного грунтозацепа. При создании проекта необходимо использовать стандартную ступицу от автомобиля, и приобрести четыре колеса: два оставить с шинами, а с двух сделать грунтозацепы для мест с плохой проходимостью.
Потребуется взять обычный угольник 50−60 миллиметров и порезать его на одинаковые куски. Длина их должна быть немного шире автомобильного диска. После этого на одной стороне угольника необходимо вырезать треугольник 60 градусов. Нагревается место треугольника и сгибается на 20−30 градусов. Для того чтобы зацепы были жёсткие, рекомендуется место сгиба дополнительно проварить. Потом остаётся полученные конструкции приварить к диску от «Жигулей», придерживаясь ровного расстояния между ними.
Дальше таким же образом необходимо обработать следующий диск. После этого не будет никаких проблем с заменой колёс с резиновых на грунтозацепы, так как они одинаковые, и ступица подойдёт всегда.
Конструкцию можно упростить. Нет необходимости наваривать угольники таким образом. Достаточно сделать пропилы на диски и на этих местах наварить стальные пластины.
Такой вариант идеален в случае необходимости постоянной смены колёс, только диски нужно подобрать идентичные.
Предназначение
Наиболее распространенные варианты применения грунтозацепов (железных колес) – мотоблоки, мини-тракторы и мотокультиваторы. Несмотря на то, что отдельные современные механизмы и приспособления имеют эти навески в собственной базисной комплектации, чаще их все же требуется приобретать в отдельности от агрегата или делать собственными руками.
Железные колеса применяются в ситуациях, когда требуется повысить сопряжения техники с землей, увеличить таким образом силу тяги и способность преодолевать препятствия. Так, мототехника, оборудованная железными колесами, гораздо более стабильно ведет себя на рыхловатых и суглинистых грунтах. Это дает возможность агрегату производить основательную обработку почвы без опасности застрять либо закопаться в ней. Использование железных колес для автомобилей и мини-тракторов заметно увеличивает их проходимость в условиях распутицы.
Впрочем, возможности эксплуатации грунтозацепов дорожной и сельскохозяйственной техникой не заканчиваются. В несколько другом облике данные приспособления применяются для более прочной фиксации теплиц на почве, а также дополнительно для привязки фундамента из древесины к земле. Устройство строительных грунтозацепов несколько другое, чем у колесных. Они представляют собой прутки железной арматуры длиной до метра с приваренной с одного конца пластиной.
Разновидности и классы
Изделия отличаются по нескольким признакам.
Виды по типу материала
У первых каждый элемент представляет собой металлическую цепь. Используются материалы:
Преимущества жесткого оснащения:
Мягкий обвес делают из следующих материалов:
Изделие армируют проволокой. Есть модели с металлическими шипами. Они лишены недостатков жестких цепей (меньше вредят резине, не шумят и позволяют разогнаться до 80 км/ч), но уступают в проходимости и служат всего несколько лет.
Виды по рисунку
Наиболее распространены 3 типа:
«Ромб» устроен сложнее и стоит дороже. Его преимущества:
Наиболее дороги и сложны в изготовлении «соты». Они же наиболее практичны. Автомобиль с таким оснащением:
Недостаток только 1: «соты» несколько уступают в тяговом усилии «лестнице».
Общая информация
- По конструкции данные приспособления представляют собой колеса с шипами. Сегодня есть множество разнообразных трансформаций устройств, и выбирать их следует грамотно. В большей степени качество работы определяет вес агрегата. Наиболее функциональные навесы можно повесить лишь на тяжелые мотоблоки или агрегаты среднего веса. Если качественный, агрегат не дает должного результата, нужно дополнительно приобрести к нему колеса с грунтозацепами.
- Стандартные приспособления — это металлические колеса с шипами, вгрызающиеся в грунт и сцепляющие с ним мотоблок. Чтобы изготовить приспособления собственноручно, понадобится знать их устройство, в чем серьезно помогут чертежи и схемы. Потребуется определить диаметр навеса, выбрать материал изготовления, и, разумеется, подобрать необходимые инструменты. Первое, что понадобится, это сварочный аппарат и болгарка.
- Первым делом определяемся с размером приспособлений. Их высота и ширина зависят от задач, с целью выполнения которых зацепы монтируются на мотоблок. Также нужно учесть требования к массе приспособлений, ведь колеса с ними одеваются для улучшения сцепки мотоблока с грунтом. Для этого нужны колеса солидного веса, чего может не хватать мотоблоку. Минимальный вес колес составляет 20 кг. При необходимости на зацепы грунта вешаются утяжелители. Это нужно для достижения лучших результатов, либо используется в том случае, когда вес не дотягивает до нормы.
Самостоятельное изготовление простейших элементов
Имеется несколько технологий создания самодельных железных колес. Поговорим о разных вариантах, различающихся между собой степенью сложности и масштабом необходимых мероприятий.
Простейшим методом, позволяющим сделать что-то аналогичное промышленным железным колесам, является модернизация уже готовых фабричных элементов. Для этого изготавливают «противоскользящие полосы», которые надевают на колеса.
Рассмотрим процесс их создания.
- Берется 2-3-миллиметровый лист железа.
- Посредством углошлифовальной машины вырезается прямоугольник, который должен быть на несколько сантиметров шире контура шины и совпадать с длиной его окружности.
- Кромки полосок загибаются внутрь, чтобы не допустить соскока в сторону и травматизма оператора агрегата.
- Начинают подготовку грунтозацепной составляющей (для этой цели требуется листовое железо толщиной не меньше 0,04 сантиметра, которое загибается под углом 120° и разрезается на одинаковые куски).
- Сварочной установкой полученные элементы приваривают к полосам, сохраняя между ними одинаковую дистанцию.
Эти же операции совершают и для второго колеса. Для натяжки конструкции понадобятся болтовые стяжки, которые тоже привариваются. Нарушение размерных соотношений между шипами (пластинами) на разных колесах способно спровоцировать то, что при передвижении вперед агрегат будет перекашиваться вправо либо влево.
Важно помнить
Любое противобуксовочное оборудование неблагоприятно сказывается на сохранности покрышек, а также на состоянии ходовой части. Особо тщательно нужно подходить к выбору замков для самодельных цепей на автомобильные колеса, поскольку от них зависит безаварийная эксплуатация машины.
Передвигаться по твердому покрытию недопустимо. При езде по рыхлому снегу или грязи следует выдерживать режим движения 20-30 км/ч, допускать пробуксовку колес не рекомендуется. Опытные водители советуют во время движения периодически контролировать натяжение оборудования по всему внутреннему и наружному периметру покрышки.
Здравствуйте. Хочу поделиться с вами весьма полезной идеей. Видел как подготовленные внедорожники лихо выпрыгивают из засады по сандтракам. Вот и задумал зделать что то подобное для гражданского автомобиля. Что бы можно было всегда возить с собой и оно не мешалось в багажнике.
Изготовление грунтозацепов с более сложной конструкцией
Помимо методов, позволяющих сделать самые простые грунтозацепы, существуют также способы изготовления более сложных конструкций. Для работы по изготовлению последних нужно подготовить:
- Стальной лист, толщиной от 3 до 5 мм – с него нужно сделать центральный диск;
- Стальная полоса, толщиной 5 и шириной 50 мм – она потребуется для изготовления внешнего обруча. Вам потребуется 6 обручей – они утяжелят колесо и сделают его более прочным;
- Еще одна пластина из стали, толщиной от 8 до 10 мм – с нее нужно сделать зацеп;
- Болгарка;
- Сверлильный станок или дрель;
- Сварочный аппарат.
Соединять все детали между собой следует посредством дуговой сварки, так как газовая горелка не сможет прогреть металл данной толщины. Алгоритм изготовления выглядит следующим образом:
- Вначале удлините оси мотоблока – это требуется из-за того, что ширина и диаметр грунтозацепов больше, чем место монтажа штатных колес;
- Обязательно предусмотрите возможность настройки положения колеи, так как в дальнейшем вы будете обрабатывать огород с разными по ширине рядками. При перемещении колес с грунтозацепами, вы сможете регулировать положение используемого навесного оборудования и ширину, на которой будут расположены грунтозацепы. Так как масса каждого колеса составляет около 10 кг, надежное сцепление и высокая устойчивость мотоблока на почве будет обеспечена;
- Далее приступайте к изготовлению самых грунтозацепов. Для этого сделайте 2 спицеобразных центральных диска из профилированного стального листа;
- После этого приварите к торцевым частям конструкций по 3 внешних обруча и зацепы;
- К обручам приварите стальные пластины. Они должны располагаться на обручах по диагонали в виде змейки;
- Наточите каждую из пластин для лучшего сцепления с грунтом.
Сделанные грунтозацепы обеспечат максимальную сцепку с грунтом и помогут без труда удалить даже самые толстые сорняки.
При эксплуатации грунтозацепов ни в коем случае не забывайте, что они предназначены только для работы на огороде. Не используйте приспособления для передвижения мотоблока по бетону или асфальту, так как зубцы изделия погнуться и довольно быстро придут в негодность.
Как простейшие, так и более сложные конструкции, подойдут для применения на мотоблоках Салют, Агат, а также Нева МБ-1 и МБ-2.
То, что мы называем колесами – в случае с мотоблоком является грунтозацепами. В подавляющем большинстве фабричных конструкций, техника оснащается обычными колесами с рельефными покрышками для бездорожья.
Делается это для того, чтобы можно было использовать тяговую силу для перевозки грузов по обычным грунтовым дорогам
Важно! Использование мотоблока (даже заводского изготовления) на дорогах общего пользования запрещено. Пусть даже на нем установлены качественные фабричные колеса
Поэтому многие владельцы малой сельскохозяйственной техники изготавливают грунтозацепы для мотоблока своими руками. В этом случае необходимо лишь подогнать посадочное гнездо под ступицы фабричного мотоплуга. При смене режима использования, просто монтируете нужные колеса.
Если же мотоблок используется только в поле – обычные резиновые шины не нужны. А для мини-трактора собственного производства вы вообще можете не делать обычные колеса. В таком случае, самодельные грунтозацепы для мотоблока будут единственным комплектом.
Конструкция не нова, первые трактора выпускались без резиновых шин. Колеса были металлическими, а на ведущих катках устанавливались мощные поперечные или диагональные пластины из толстой стали.
Конструкции для «продвинутых» аграриев
Простые конструкции из дисков от «Жигулей» можно с лёгкостью изготовить, но потребительские свойства у них не идеальны. Поэтому в особых случаях есть необходимость в самодельной сборке грунтозацепов, которые ничем не хуже заводских моделей, и они смогут хорошо утяжелить мотоблок.
Для изготовления сложной конструкции необходимы:
- Стальной лист 4−5 миллиметров для основного круга.
- Полоса стальная 50 миллиметров, 4−5 миллиметра толщиной для опорной поверхности. Их должно быть 6 штук. Они хорошо укрепляют диск и делают его тяжелее.
- Лист из стали 8−10 миллиметров для создания зацепов.
- Сварочный аппарат (автомат или полуавтомат), дрель, болгарка, сверлильный верстак.
Соединяются все детали с помощью электросварки, так как газовая горелка не сможет прогреть металл такой толщины.
В связи с тем, что диаметр грунтозацепов больше, чем обычных колёс к мотоблоку, необходимо удлинить их оси.
Желательно в этом случае предусмотреть возможность регулировки длины подобных осей, так как на поле ряды могут быть разной ширины. Таким образом, перемещая колёса с зацепами по вертикали, можно установить их на любой уровень, ширину и положение. В этом случае вес каждого колеса будет не менее 10 килограмм, и это обеспечивает прекрасное сцепление с грунтом.
Необходимо знать, что подобные приспособления не подходят для вспахивания земли или рыхления, хотя небольшая обработка грунта происходит в момент проезда по полю. Для рыхления грунтозацепы на мотоблоке не подходят, так как здесь необходима независимая точка опоры.
Если конструкция по проекту не должна быть тяжёлой, то можно сделать её более красивой, с эстетическим внешним видом. Такие колёса могут использоваться на лёгких грунтах, где было предварительно сделано рыхление. Они имеют небольшой диаметр, в середине используются фигурные спицы из профилированного листа из стали. Сталь для зацепов должна быть не более 8 миллиметров, а вес колеса — не больше 8 килограмм.
Комбинированная конструкция
Если техника самодельная, а почва не слишком сложная, колеса должны быть соответствующими. Можно изготовить зацепы, используя протекторы от трактора.
Берем половинки колесных дисков от автомобиля «Жигули». Выбираем шины с хорошим протектором от трактора. Боковины обрезаем, получаем резиновое замкнутое кольцо с хорошим протектором. Половинки от колесных дисков размыкаем и после закладки шины прочно скручиваем. С такими грунтозацепами получится передвигаться по грунтовой укатанной дороге без опасений взрыхлить ее. На мягкой почве вспаханного поля колеса не подведут, однако тяговое усилие будет меньшим, чем в случае с металлическим вариантом.
Если нужно, чтоб не только колеса были цепкими, но и дополнительно взрыхлить почву в колее, изготавливаются зацепы ножевого типа. Можно создать самодельный обод для их крепления или приварить их к колесным дискам. Единственный недостаток ножевой конструкции в том, что она не позволяет передвигать мотоблок обычным способом.
При весеннем рыхлении вместе с традиционными насадками ширина обрабатываемого за проход грунта увеличится в два раза, что сэкономит много времени.
Комбинированные зацепы
Такие приспособления нужны не только для мотоблоков. Многие также интересуются вопросом, как сделать грунтозацепы для культиватора своими руками. Для этих целей можно применить комбинированные колёса, например, с применением протектора из трактора.
Для воплощения в жизнь такого проекта следует подготовить половинки от дисков «Жигулей». Также необходимо приготовить тракторные шины с сильным протектором. Потом требуется обрезать боковины. Таким образом, получается резиновый круг с отличным протектором.
Читать также: Что такое железная окалина
Подобные колёса могут использоваться на твёрдой грунтовой дороге, так как они не будут взрыхливать землю. На мягком грунте они тоже хорошо себя покажут, но сцепление с землёй будет намного меньше, чем при наличии металлических дисков.
Если нужен вариант колёс не только для хорошего сцепления с землёй, но и для рыхления, то необходимо делать грунтозацепы ножовые, которые не будут ездить на обычных дорогах, а пригодны только для рыхления. Таким образом, земля будет обработана.
При обработке земли весной, ширина занимаемой площади с помощью подобных колёс увеличивается вдвое, что не может не радовать, так как сильно экономит время.
Не имеет значения, каким образом делать грунтозацепы и какого типа, главное, что они делаются самостоятельно — элементарно, из подручных средств, и бюджет на их изготовление просто смешной.
Как сделать из жигулевских дисков?
1 способ
На базе металлического листа либо дисков автомобилей можно создать и более сложные элементы. Точное приспособление можно сделать исключительно в соответствии с чертежом. Некоторые делают чертеж самостоятельно, другие используют уже готовый вариант.
Для создания таких изделий берут:
- 4-миллиметровую сталь, которая будет служить дисками будущих железных колес;
- металлический 8-миллиметровый лист, который необходим для области, погружаемой в землю;
- электрические инструменты (сварочный аппарат, углошлифовальную машину, электродрель).
Процесс изготовления довольно прост:
- Углошлифовальной машиной вырезаются 2 равные по размеру заготовки в форме круга, в центре которых просверливаются отверстия для шпилек и ступицы.
- По наружной кромке делается зубчатое обрамление (не больше 100 миллиметров в высоту).
- Второй лист металла распускается на треугольники с закругленными углами.
- Треугольники привариваются к зубчатому обрамлению.
2 способ
В этом случае потребуется полный набор дисков. На одну пару можно установить покрышки и эксплуатировать ее для поездок по асфальту, а другую можно сделать как классические грунтозацепы.
Рассмотрим порядок операций.
- Металлический уголок с полкой 5-6 см распускаем на части, шире чем имеющиеся в наличии диски.
- В середине одной стороны посредством углошлифовальной машинки вырезаем площадку в виде треугольника. Именно этой частью они станут соприкасаться на железных колесах. Посредством газовой горелки греем уголок и немного сгибаем его. «Прихватываем» электросваркой, чтобы укрепить заготовку.
- По наружному ободку автомобильного диска варим шипы из уголков через одинаковые интервалы (идеальным станет шаг 15 сантиметров), направляя остроконечную часть по ходу движения мототехники.
- Подобные действия повторяются и для другого диска.
Как сделать грунтозацепы при имеющихся заводских колесах
Самый простой способ, надеть конструкцию на шину, как цепи противоскольжения.
Достаточно взять листовое железо толщиной 2-3 мм, и вырезать полосу, которая будет немного шире профиля шины. Натяг обеспечивается простой стяжкой из болтовых шпилек. Края полосы следует загнуть, чтобы предотвратить соскальзывание при боковых нагрузках.
Из более толстой листовой стали (4-5 мм) нарезаются собственно грунтозацепы. Их необходимо согнуть посередине под углом 120°. Затем заготовки привариваются к полосам через равные промежутки.
Важно! Расстояние между грунтозацепами должно быть одинаковым на обоих колесах. В противном случае технику будет уводить в сторону во время работ.. Поэтому перед началом работ, следует использовать готовые чертежи, или разработать макет самостоятельно
Поэтому перед началом работ, следует использовать готовые чертежи, или разработать макет самостоятельно.
Такие грунтозацепы, своими руками можно изготовить за пару вечеров. Если вы используете на самодельном мотоблоке обычный гладкий протектор – приспособление превратит технику в настоящий внедорожник.
Мы ознакомим любителей малой механизации с различными типами конструкций, и разной степенью сложности.
Конструктивное решение при наличии колёс
Самый простой и дешёвый способ — это сделать и надеть конструкцию на заводское резиновое колесо, как обычные противоскользящие цепи.
Для начала необходимо взять металлический лист и вырезать из него полосу немного шире профиля резины. Натяжку на колесе можно сделать, скрепив полосу двумя болтами и гайками. Края по всему кругу необходимо загнуть во избежание соскальзывания при боковых нагрузках.
Потом требуется взять лист стали потолще (3−5 миллиметра) и нарезать поперечные полосы, которые и будут зацепляться за грунт. Они сгибаются посередине под углом 120 градусов. После этого поперечные полосы привариваются к основной части на одинаковом расстоянии. В среднем таких зацепов должно быть приварено от 10 до 15, в зависимости от диаметра колеса. В связи с этим перед началом работ необходимо подготовить чертёж самостоятельно или скачать в интернете.
Такие грунтозацепы для мотокультиватора можно изготовить за несколько дней. В том случае, когда на уже имеющимся мотоблоке стоят обычные металлические и гладкие колёса, подобное приспособление превратит его в реальный внедорожник.