Муфта для соединения валов


Как соединить валы механизмов?

Для передачи осевого вращения применяются валы, на котором могут крепится различные шестерни и звездочки. Соединение проводится при применении различных методов, к примеру, используются муфты для соединения валов. К их особенностям относятся нижеприведенные моменты:

  1. Есть возможность выполнять демонтаж.
  2. Существенно упрощается сбор и производство конечного изделия.
  3. Многие типы изделий позволяют компенсировать различного рода смещения, которые могут возникать при работе устройства.
  4. Устройство может выдерживать существенную нагрузку.

Сегодня детали соединяются между собой при применении технологи сварки крайне редко. Это связано с тем, что вибрация и другое воздействие может стать причиной появления трещин и других дефектов.

Неправильная фиксация может привести к поломке устройства. Изделие выбирается в зависимости от эксплуатационных условий. К примеру, валы могут смещаться в самых различных направлениях.

Муфты насоса

Для обеспечения работоспособности концы валов двигателя и насоса должны надёжно соединяться. Элемент, обеспечивающий передачу крутящего момента, называется — муфтой . Учитывая, что в каждом конкретном случае оборудование работает в разных условиях, подбор муфт осуществляется индивидуально.

К факторам, влияющим на правильный выбор соединительного элемента, относят:

  • мощность двигателя;
  • частота вращения;
  • наличие вибрации;
  • соосность;
  • наличие постоянного или меняющегося угла между валами;
  • необходимость оперативного отключения соединения или регулирования жесткости сцепления;

В зависимости от типа соединения валов двигателя и насоса муфты делятся на такие категории:

  • глухие;
  • жесткие компенсирующие;
  • упругие компенсирующие;
  • управляемые.

Самодельная соединительная муфта

Для существенного снижения затрат рассматривается возможность использования самодельной конструкции. Среди особенностей выделим следующие моменты:

  1. Для создания самодельной конструкции требуется звездочка, которая может быть снята с коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.
  2. Передача вращения осуществляется при помощи цепи. За счет применения стали при изготовлении этого изделия существенно повышается прочность.
  3. Подключение осуществляется за счет двух полумуфт. При этом звездочка должна распиливаться пополам. На каждую полумуфту будет навариваться обрезанная часть звездочки.
  4. Крепление полумуфты осуществляется при помощи болтов. Однако, подобный способ соединения не рекомендуется в случае, если оказываемая нагрузка существенная. Фиксация разъемных элементов обеспечвается за счет шпонки при передаче большого усилия.

Приведенная выше информация указывает на то, что подобное изделие может быть изготовлена при применении подручных материалов. При этом полученное устройство устанавливается для передачи высокого крутящего момента.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ МУФТА

Муфта этого типа – электромагнитный аналог гидродинамической муфты. Электромагнитные муфты обычно находят такое же применение, как и гидродинамические, например, устанавливаются между судовыми дизелем и редуктором для гашения колебаний от дизеля. Типичная электромагнитная муфта состоит из двух роторов. Один из них представляет собой железный диск с тонким кольцевым выступом на периферии. На внутренней поверхности выступа имеются радиально ориентированные полюсные наконечники, снабженные обмотками, по которым пропускается ток возбуждения от внешнего источника через контактные кольца на валу.

Другой ротор – это цилиндрический железный вал с пазами, параллельными оси. В пазы вставлены изолированные медные бруски, соединенные на концах кольцевым медным коллектором. Этот ротор может свободно вращаться внутри первого и полностью охватывается его полюсными наконечниками.

Когда ток возбуждения включен и один из роторов, скажем второй (что типично для судовой практики), вращается двигателем, силовые линии магнитного поля, созданного током возбуждения, пересекаются проводниками этого ротора (медными брусками) и в них наводится электродвижущаяся сила. Поскольку медные бруски образуют замкнутую цепь, по ним течет ток, созданный наведенной ЭДС, и этот ток порождает собственное магнитное поле. Взаимодействие полей роторов таково, что ведомый ротор увлекается за ведущим, правда, с небольшим запаздыванием. Описанный принцип действия электромагнитной муфты такой же, как у асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором.

КПД электромагнитной муфты высок, однако немного ниже, чем у гидромуфты сравнимой мощности. См. также

ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА; АВТОМОБИЛЬ ЛЕГКОВОЙ; СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ДВИЖИТЕЛИ.

Классификация муфт

Выделяют много различных подобных изделий, при помощи которых проводится передача вращения. Классификация по предназначению выглядит следующим образом:

  1. Постоянные или соединительные.
  2. Сцепные и управляемые.

Приводные модели устанавливаются в самых различных конструкциях. Ни требуются для непосредственной передачи усилия.

Изделия соединительные для валов применяются для постоянной передачи вращения. Делятся они на несколько основных групп:

  1. Жесткие.
  2. Глухие.
  3. Соединительные.
  4. Подвижные или гибкие.

Самым простым вариантом исполнения можно назвать глухие муфты. При изготовлении втулок и других элементов могут применяться самые различные материалы, большая часть которых характеризуется высокой степенью защиты от воздействия окружающей среды.

Довольно большое распространение получили конусные переходные муфты, так как они просты в изготовлении и могут прослужить в течение длительного периода. Могут устанавливаться и шлицевые варианты исполнения, которые могут передавать большое усилие в случае эксплуатации.

Классификация гибких вариантов исполнения также проводится по большому количеству различных признаков. Большое распространение получили следующие:

  1. Расширительные. Они характеризуются тем, что могут компенсировать осевое смещение деталей относительно друг друга.
  2. Крестовые. Подобные механизмы устанавливаются в случае, когда есть вероятность радиального смещения.
  3. Мембранные и поводковые, которые рассчитаны на радиальное и осевое смещение. Поводковые имеют специальный элемент, который обеспечивает фиксацию положения обоих элементов.

Выбор наиболее подходящего соединительного элемента проводится по диаметральным размерам. Полумуфты компенсируют смещение оси, однако для повышения показателя КПД проводится добавление масла. В большинстве случаев при изготовлении применяется сталь, которая характеризуется повышенной устойчивостью к износу. При необходимости защиты механизма от воздействия электричества применяются специальные материалы, обладающие определенными свойствами.

Не стоит забывать о том, что крестовые изделия характеризуются существенным недостатком – увеличение мертвого хода из-за сильного износа выступов.

В некоторых случаях применяется поводковый вариант исполнения, который также характеризуется определенными достоинствами и недостатками.

Глухие соединительные муфты.

Глухие муфты соединяют валы без возможности их относительного перемещения. К таким муфтам относятся муфты втулочные (рис. 1), фланцевые (рис. 2) и с промежуточным соединительным элементом (рис. 3).

Также по теме:

МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ

Жесткое соединение валов

Применяется довольно большое количество различных способов соединения валов, все они характеризуются определенными качествами. Жесткий метод подключения используется тогда, когда соединение проводится с учетом отсутствия вероятности смещения узлов относительно друг друга на момент эксплуатации. Классический способ соединения характеризуется следующими особенностями:

  1. В большинстве случаев соединение проводится при помощи фланцев, которые являются частью различных механизмов. Также проводится монтаж жестких муфт, их насаживание проводится методом прессования.
  2. Довольно большое распространение получил одноопорный вариант исполнения вала. В этом случае в качестве второй опоры применяется само соединение.
  3. Также для фиксации могут применяться болты. При этом они должны плотно входить в отверстие, так как в противном случае могут возникнуть серьезные проблемы.
  4. В рассматриваемом случае часто применяется зубчатая или поперечно-свернутая муфта.

Поперечно-свернутый вариант исполнения применяется для соединения различных деталей, которые устанавливаются в электрических машинах и других различных агрегатах. Подобная конструкция состоит з следующих элементов:

  1. Две полумуфты. Они насаживаются на концы валов, которые соединяются в одну систему.
  2. Обе части рассматриваемой конструкции имеют центрирующие выступы и специальную выточку, соединение обеспечивается за счет прочных болтов.
  3. Предохранительные муфты не могут проворачиваться за счет специального шпоночного отверстия.
  4. Осевое смещение исключается за счет стопорных винтов, которые вворачиваются на торцах.

Более сложным вариантом исполнения можно назвать зубчатую муфту, которая также состоит из двух отдельных частей. Внешняя поверхность представлена зубьями, которые входят в зацепление для обеспечения надежного соединения. Осевое смещение исключается за счет применения болтов.

Кулачковая — дисковая

Подобное приспособление рассчитано на передачу значительного крутящего момента. Могут сказать, что-то же самое обещают и относительно других муфтовых агрегатов. Это верно, однако кулачковый-дисковый блок обладает неоспоримым преимуществом: он отлично справляется, когда соединять/разъединять сборку приходится относительно редко.

Фото: дисковая муфта Rexnord

При этом требуется близкое совпадение темпа вращения валов. Опционально достижимо обеспечение их строгой соосности. Звездочку всегда изготавливают из материала, отличающегося высокой упругостью и эластичностью. Профили зубцов и кулачков соответствуют эвольвенте.

Механический агрегат подключают вручную. Передача усилия идет при помощи системы рычагов. От операторов требуется только перемещение рычага либо прокручивание рукояти. Она связывается с необходимой деталью за счет червячного либо кривошипного привода. Это решение технически просто и надежно, но сотрудникам придется тратить много сил.

Схема прямоугольник отличается высокой контактно-поперечной площадью. Потому передача очень высокой мощности облегчается. Минус — необходимо особо точное позиционирование полумуфт. В противном случае они будут гораздо хуже входить в зацепление. У формы симметричной трапеции такого требования нет. Зазоры в боковой плоскости гасятся за счет изменения глубины посадки кулачка.

Полужесткое соединение валов

Определенными особенностями характеризуется полужесткий тип соединения. Примером можно назвать случай соединения вала турбогенератора с паровой турбиной. В большинстве случаев на вал электродвигателя надевается полужесткая зубчато-пружинная муфта.

Рассматриваемый вариант исполнения соединительного элемента характеризуется следующими особенностями:

  1. Конструкция состоит из двух полумуфт, которые фиксируются на обоих деталях. Подобным образом проводится монтаж устройства.
  2. Фиксация одного элемента относительно другого проводится за счет упругой волнообразной ленточной пружины, который зачастую называется компенсатором.

Для обеспечения требуемого уровня защиты используется кожух, который изготавливается из самых различных материалов, устойчивых к воздействию окружающей среды. Несущественное изменение положения двух соединяемых элементов компенсируется за счет специального элемента.

Муфта соединительная для насоса и электродвигателя OMT ND

Соединение полумуфт насоса и электродвигателя

Кулачковая муфта ND c готовыми отверстиями для соединения вала НШ Шестеренный насос высокого давления

насоса и вала
АИР электродвигатели асинхронные переменного тока
электродвигателя.

Состоит из двух полумуфт и упругого элемента.

Материал — алюминий.

Диапазон рабочих температур от -30°С до +80°С.

Таблица с маркировкой полумуфт ND к электродвигателю и к насосу

Мощность, кВтРазмерДиаметр вала, ммМаркировкаМаркировкаГруппаИсполнение вала
0,12-0,186311ND 48AND48U1PND48PZB1конич. 1:8R-42
0,25-0,377114ND 48B
0,55-0,758019ND 48CZBконич. 1:5
8019ND 65AND 65 P22конич. 1:8R-62
ND 65 P ZFZFконич. 1:5
1,1-1,59024ND 48DND 48 U1P1конич. 1:8R-42
ND 48 P ZBZBконич. 1:5
9024ND 65BND 65 U1P1конич. 1:8R-62
ND 65 P ZBZBконич. 1:5
ND 65 P22конич. 1:8
ND 65 P ZFZFконич. 1:5
2,2-4110-11228ND 65CND 65 U1P1конич. 1:8
ND 65 P22конич. 1:8
ND 65 P ZBZBконич. 1:5
ND 65 P ZFZFконич. 1:5
110-11228ND 86AND 86 P22конич. 1:8R-82
ND 86 3U3конич. 1:8
ND 86 P ZFZFконич. 1:5
ND 86 P ZGZGконич. 1:5
5,5-913238ND 86BND 86 U1P1конич. 1:8
ND 86 P22конич. 1:8
ND 86 3U3конич. 1:8
ND 86 P ZFZFконич. 1:5
ND 86 P ZGZGконич. 1:5
5,5-913238ND 108AND 108 P22конич. 1:8R-103
11-1516042ND 108BND 108 U1P1конич. 1:8
ND 108 P22конич. 1:8
ND 108 3U3конич. 1:8
ND 108 Q44конич. 1:8
ND 108 P ZFZFконич. 1:5
ND 108 P ZGZGконич. 1:5
18,5-2218048ND 108CND 108 P22конич. 1:8
ND 108 3U3конич. 1:8
ND 108 Q44конич. 1:8
ND 108 P ZFZFконич. 1:5
ND 108 P ZGZGконич. 1:5
3020055ND 108DND 108 Q3U3конич. 1:8
ND 108 Q44конич. 1:8
ND 108 Q ZGZGконич. 1:5
37-4522560ND 143CND 143 P44конич. 1:8R-132

Четреж полумуфт OMT ND к электродвигателю и к насосу

Маркировка
АСGDCHT
ND 48A48301911412,8
ND 48B48302914516,3
ND 48C48385419621,8
ND 48D48385424827,3
ND 65A654247,519621,8
ND 48D48385424827
ND 65B654847,524
ND 65C655357,528831,3
ND 86A86556028831,3
ND 86B867388381041,3
ND 108B10884110421245,3
ND 108C108100110481451,8
ND 108D108100110551659,3
ND 143C143137140601864,4
МаркировкаГруппаИсполнение вала
АBdCHTE
ND 48 U1PND 48 P ZB48309,72,410,5171конич. 1:8
9,8210,2
9,72,410,5ZBконич. 1:5
9,8210,2
ND 65 P2653417,23,2/418,521,52конич. 1:8
ND 65 P ZF16,9319ZFконич. 1:5
ND 48 U1P48309,72,415171конич. 1:8
ND 48 P ZB9,8212ZBконич. 1:5
ND 65 U1P65349,72,41521,51конич. 1:8
ND 65 P ZB9,8212ZBконич. 1:5
ND 65 P217,23,2/4232конич. 1:8
ND 65 P ZF16,9319ZFконич. 1:5
ND 65 U1P65349,72,410,521,51конич. 1:8
ND 65 P217,23,2/418,52конич. 1:8
ND 65 P ZB9,8212ZBконич. 1:5
ND 65 P ZF16,9317,7ZFконич. 1:5
ND 86 P2864817,23,2/418,5272конич. 1:8
ND 86 3U22,2423,63конич. 1:8
ND 86 P ZF16,9317,7ZFконич. 1:5
ND 86 P ZG25,2526,3ZGконич. 1:5
ND 86 U1P86489,72,410,5271конич. 1:8
ND 86 P217,23,2/418,52конич. 1:8
ND 86 3U22,2423,63конич. 1:8
ND 86 P ZF16,9317,7ZFконич. 1:5
ND 86 P ZG25,2526,3ZGконич. 1:5
ND 108 U1P1086417,23,2/418,5341конич. 1:8
ND 108 P217,23,2/418,52конич. 1:8
ND 108 3U22,2423,63конич. 1:8
ND 108 Q433,37/6,3535,5424конич. 1:8
ND 108 P ZF16,9317,734ZFконич. 1:5
ND 108 P ZG25,2526,3ZGконич. 1:5
ND 108 P21086417,23,2/418,5342конич. 1:8
ND 108 3U22,2423,63конич. 1:8
ND 108 Q433,37/6,3535,5424конич. 1:8
ND 108 P ZF16,9317,734ZFконич. 1:5
ND 108 P ZG25,2526,3ZGконич. 1:5
ND 108 Q3U1086422,2423,6423конич. 1:8
ND 108 Q433,37/6,3535,54конич. 1:8
ND 108 Q ZG25,2526,3ZGконич. 1:5
ND 143 P41437533,37/6,3535,5374конич. 1:8

Эластичное соединение валов

На момент эксплуатации устройства есть вероятность смещения двух элементов относительно друг друга. Решить подобную проблему можно за счет применения специальных элементов. Эластичные устройства могут устанавливаться в самых различных случаях, они характеризуются следующими особенностями:

  1. Установка возможна в случае бокового или углового смещения валов в месте сопряжения.
  2. Довольно большое распространение получили втулочно-пальцевые детали.

Классическое устройство представлено двумя полумуфтами, которые соединяются за счет специальных пальцев-болтов.

На поверхность надеваются специальные кожаные шайбы и манжеты, фиксация которых проводится за счет резиновых манжет.

Монтаж фрикционной муфты на быстроходный вал

При необходимости провести монтаж фрикционной муфты можно самостоятельно при наличии небольшого комплекта инструмента. Для получения качественного результата нужно соблюдать распространенные рекомендации:

  1. Перед началом проведения работы следует удостовериться, что конструкция не имеет существенных дефектов. Даже незначительные дефекты становятся причиной снижения прочности соединения.
  2. Довольно большое распространение получили упругие муфты. Их особенность заключается в наличии специального элемента, за счет которого происходит компенсация смещений. На момент монтажа нужно быть осторожным, так как слишком большое усилие может стать причиной повреждения активного элемента. Это же следует учитывать, когда устанавливаются предохранительные муфты.
  3. В большинстве случаев фиксация проводится за счет запресовывания механизма. Исключить вероятность прокручивания устройства можно за счет применения шпонки.

На момент установки не рекомендуется применять кустарный метод фиксации, так как это может стать причиной повреждения конструкции. Примером можно назвать изменение формы и появление вмятин, трещин, снижение прочности и многие другие моменты.

Монтаж фрикционных и шариковых предохранительных муфт на тихоходный вал

Предохранительные устройства позволяют исключить вероятность повреждения основных элементов в случае перегрузки. В этом случае процесс монтажа практически ничем не отличается:

  1. Фиксация проводится за счет шпонки. Подобный способ характеризуется весьма высокой надежностью.
  2. Насадка полумуфт выполняется в натяг. Это исключает вероятность появления люфта и других проблем.
  3. При насадке нельзя прикладывать большое усилие, так как может возникнуть серьезный дефект.

В продаже встречаются специальные инструменты, которые существенно упрощают работу по монтажу.

Монтаж фрикцонных муфт на тихоходный вал выходного редуктора

Часто установка изделия проводится на редуктор для его соединения с электрическим двигателем. Это можно связать с тем, что редуктор может заклинивать, это приводит к перегреву двигателя. Фрикционная муфта исключает вероятность возникновения подобной проблемы. Среди особенностей монтажа отметим:

  1. Нельзя прикладывать ударную нагрузку, так как она может повредить само изделие.
  2. Для упрощения захода обоймы может применяться смазка.
  3. Нарушение правил монтажа может стать причиной повреждения основной части.

Самостоятельный монтаж должен проводиться исключительно с учетом рекомендаций, так как даже несущественный дефект становится причиной уменьшения эксплуатационного срока.

В продаже встречается просто огромное количество различных деталей, за счет чего не возникает существенных проблем при выборе. Основными критериями можно назвать тип применяемого материала при изготовлении, а также диаметральный размер. При выборе уделяется внимание тому, каким образом может проходить смещение соединяемых элементов.

Упругие соединительные муфты.

Из-за износа, погрешностей установки или прогиба тяжелых валов под действием собственного веса почти неизбежно возникает несоосность валов. Чтобы предотвратить биения валов, вызванные несоосностью, разработаны соединительные муфты с компенсирующими приспособлениями, названные упругими. К таким муфтам относятся упругие фланцевые (рис. 4) и упругие ременные (рис. 5) муфты.

Также по теме:

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ДВИЖИТЕЛИ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: