ГОСТ 4751-73 Скачать DOC-файл Скачать PDF-файл ГОСТ 4751-73Группа Г86           МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТРЫМ-БО


Сфера применения

Простое устройство рым-болта и надежность получаемого соединения позволяет использовать метиз во многих областях промышленности, хотя изначально его предназначением считалось морское судоходство. Теперь его применяют еще:

  • при погрузке и выгрузке тяжеловесного оборудования – промышленных станков, электродвигателей, паровых котлов, производственных аппаратов;
  • в машино- и станкостроении;
  • строительной отрасли;
  • сельскохозяйственной и других сферах.

Стержень метиза вкручивают в резьбовое отверстие под рым-болт. Получается надежное крепление, способное выдерживать огромные нагрузки. В металлическую проушину вставляются тросы, крюки, цепи или канат. С их помощью можно поднимать такелаж либо другие тяжести, передвигать и манипулировать ими в нужном направлении.

Конструктивные особенности соответственно государственному стандарту

Подробная документация по ГОСТ 4751-13
В предназначенном для регламентирования производства рым-болтов ГОСТе четко прописаны все условия, которым должны соответствовать изготовленные метизы. Они классифицируются по разным критериям:

  • размеру проушины;
  • диаметру резьбового стержня;
  • виду крепления.

К производству болтов с проушиной предъявляются особо жесткие требования. Они должны изготавливаться в строгом соответствии с размерами, прописанными в государственном стандарте:

Номинальный диаметр резьбыДиаметр буртика, ммВнешний диаметр кольца, ммВнутренний диаметр кольца, ммВысота буртика, ммМасса 1 шт., кг
М88362060,05
М1010452580,12
М12125430100,19
М16146335120,31
М20167240140,5
М24209050160,87
М302410860181,58
М362812670222,43
М423214480253,72
М483616290305,54
М5640180100348,09
М64441981104010,95
М72 х 6522341304518,54
М80 х 6602701505025,4
М100 х6723241806043,82

Конструкция должна не только соответствовать критериям, но и изготавливаться строго по чертежам, прорисованным в стандарте. Любое отклонение от нормы недопустимо, так же как наличие на изделиях сколов, лопин, надрезов резьбы стержня, заусенцев. Посадочное отверстие тоже должно быть без повреждений, а размер совпадать. Дополнительно обязательно контролируется твердость и надежность крепежа.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. Конструкция и основные размеры рым-болтов должны соответствовать указанным на чертеже и в табл. 1.

ГОСТ 4751-73 Рым-болты. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)

Таблица 1

Размеры в мм

Условное обозна- чение резьбы При- меня- емость , не ме- нее Мас- са 1 шт., кг
М8 36 20 8 20 10 12 6 18 12 4 0,05
М10 45 25 10 25 12 16 8 21 15 2 0,12
М12 54 30 12 30 14 18 10 25 19 6 0,19
М16 63 35 14 36 16 20 12 32 25 0,31
М20 72 40 16 40 19 24 14 38 29 8 0,50
М24 90 50 20 50 24 29 16 45 35 3 12 0,87
М30 108 60 24 63 28 37 18 55 44 15 1,58
М36 126 70 28 75 32 43 22 63 51 18 2,43
М42 144 80 32 85 38 50 25 72 58 4 20 3,72
М48 162 90 36 95 42 52 30 82 68 22 5,54
М56 180 100 40 105 48 60 34 95 78 25 8,09
М64 198 110 44 115 52 65 40 110 93 10,95
М72х6 234 130 52 135 62 75 45 115 98 5 35 18,54
М80х6 270 150 60 160 70 88 50 125 108 25,40
М100х6 324 180 72 190 85 105 60 150 133 40 43,82

Пример условного обозначения рым-болта с резьбой М8 без покрытия:

Рым-болт М8 ГОСТ 4751-73

То же, с мелкой резьбой М100х6, с покрытием 01 (цинковое с хроматированием), толщиной 9 мкм:

Рым-болт М 100 х 6.019 ГОСТ 4751-73

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

1.2. Грузоподъемность рым-болтов должна соответствовать указанным в табл. 2.

Таблица 2

Грузоподъемность на 1 рым-болт, кг, +
при направлении строп
под углом 45° от вертикальной оси рым-болта
Условное обозначение резьбы по вертикальной оси рым-болта в плоскости кольца с отклонением от плоскости кольца
М8 120 80 40
М10 200 125 65
М12 300 175 90
М16 550 250 125
М20 850 325 150
М24 1250 500 250
М30 2000 700 350
М36 3000 1000 500
М42 4000 1300 650
М48 5000 1650 800
М56 6200 2000 1000
М64 7500 2500 1250
М72х6 10000 3500 1750
М80х6 14000 4500 2250
М100х6 20000 6500 3250

Примечания:

1. При подъеме груза направление строп под углом от вертикальной оси рым-болта свыше 45° не допускается.

2. Для установки в одной плоскости колец двух ввинченных до упора рым-болтов допускается применение плоских шайб толщиной:

— до 1 мм — под рым-болты с резьбой М8-М12;

— не более половины шага резьбы — под рым-болты с резьбой свыше М12.

1.3. Конструкция и размеры гнезд под рым-болты приведены в приложении.

Технические требования

Болты с кольцом производят из углеродистой стали одной из двух марок – 20 либо 25. Это прочные материалы, которые отвечают самым высоким требованиям. Обязательно должен присутствовать сертификат компании-изготовителя, подтверждающий соответствие стали к необходимым маркам.

Производятся метизы методом штамповки или ковкой. Дополнительно изделия могут цинковать, чтобы защитить от коррозии.

Другие технические условия:

  • уровень сложности – C3;
  • класс точности – 2;
  • заваривать или заделывать каким-то другим образом имеющиеся повреждения нельзя;
  • разрешается оставлять лыску, которая образуется в результате устранения заусенцев на кольце, если размер изделия сохраняется в пределах допустимых норм;
  • после изготовления с крепежей удаляются следы окалины;
  • возможна всего 1 вторичная термообработка;
  • на обработанной площади стержня не должно оставаться надрезов и сколов.

В дополнение готовые рым-болты проверяются на твердость. Показатели должны соответствовать определенным критериям, прописанным в ГОСТ.

Грузоподъемность

С учетом разных условий грузоподъемность рым-болтов меняется. Наибольшего уровня она достигается, когда стропы расположены строго по вертикальной осевой линии крепежа. При отклонении от нее грузоподъемность снижается, а смещение больше чем на угол 45° недопустимо, так как в таком случае может случиться авария, если головка-петля сорвется.

Допустимые значения грузоподъемности рым-болтов ГОСТ 4751-73:

Резьба МГрузоподъемность одного болта при расположении строп:
Вдоль вертикальной осевой линии, кгСо смещением на 45° от поверхности петли, кгСо смещением на 45° в области кольца, кг
81204080
1020065125
1230090175
16550125250
20850150325
241 250250500
302 000350700
363 0005001 000
424 0006501 300
485 0008001 650
566 2001 0002 000
647 5001 2502 500
72 х 610 0001 7503 500
80 х 614 0002 2504 500
100 х 620 0003 2506 500

Испытывая рым-болты, их нагружают вдвое больше, чем они должны выдерживать. Только при успешных пробах метизы допускаются к эксплуатации.

Основные характеристики: рым болты ГОСТ 4751 73

Рым-болты – это изделия, изготовленные в виде кольца, соединенного с металлическим основанием, которое имеет форму стержня с нарезанной резьбой. Резьба – для крепежа к другим деталям или конструкциям.

Такое изделия, не понаслышке знают люди, которые занимаются такелажными работами, оно обеспечивает очень надежное крепление соединяемых элементов. Изготавливают рым болты гост 4751 73 из стали с небольшим количеством углерода (процентное количество углерода не больше 0,40 %) из легированной стали (повышают прочность изделия). Для эксплуатации в условиях высокой влажности – на кораблях, к примеру – они подвержены оцинковке.

Оцинковка – это покрытие основания металла слоем цинка. Цинк, который имеет уникальную возможность образовывать прочные оксиды, защищает металлическое основание от окисления, так как цинковая оксидная пленка на стали не пропускает к металлу кислород, довольно прочная и, соответственно, защищает от коррозии.

За счет простейшей конструкции этот болт – довольно распространенное изделие, так как это крепление универсально, и может использоваться для растяжки и крепления разных грузов.

Это интересно: Советы по выбору болта с внутренним шестигранником (видео)

Правила приемки

До допущения к продаже компания-изготовитель в обязательном порядке проводит испытательные работы для исследования рым-болтов на совпадение с нужными критериями, прописанными в ГОСТ. Образцы изделий проверяются из партии одинакового размера, выполненных из стали одной марки, – до проведения механической обработки и после.

Если по какому-либо параметру получены результаты недостаточного качества, количество экспериментальных образцов увеличивают вдвое и проводят еще одно испытание. Конечный итог вторых проб уже считается верным и действительным для всей партии.

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные испытания рым-болтов. При приемо-сдаточных испытаниях рым-болты проверяют: до механической обработки: — на соответствие требованиям п.1.1 в части размеров, получаемых объемной штамповкой или ковкой и пп.2.3, 2.4: в случае изготовления свободной ковкой в подкладных штампах — каждый рым-болт; в случае изготовления объемной штамповкой — 5% от партии, но не менее 5 шт.; — на соответствие требованиям пп.2.5 и 2.6 каждый рым-болт; — на соответствие требованиям п.2.7 10% от партии, но не менее 5 шт.; после механической обработки: — на соответствие требованиям п.1.1 (размеры , и и ) пп.2.8-2.14 каждый рым-болт; — на соответствие требованиям п.2.15 — по ГОСТ 9.301. Примечание. Партия состоит из рым-болтов одного размера, изготовленных из стали одной марки, совместно прошедших термообработку. (Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2. При получении неудовлетворительных результатов испытаний рым-болтов хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания удвоенного числа образцов, взятых от той же партии, по полной программе. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию. (Введен дополнительно, Изм. N 2).

Методы проведения испытаний

Контроль качества рым-болтов ГОСТ 4751-73 начинается с внешнего исследования на наличие явных повреждений, иногда с применением лупы, увеличивающей видимость в 3 раза. Далее исследуют крепежи на соответствие требующимся характеристикам:

  • Твердость опорной плоскости кольца – определяется по соответствующим стандартам.
  • Отклонение от перпендикулярного угла оси резьбового стержня по отношению к проушине – анализируют с помощью специальных измерительных инструментов.
  • Резьбовая нарезка – проверяется предельными калибрами.
  • Растяжение – в течение 10 минут испытывают рым-болты с грузом. После его снятия крепеж должен оставаться целым, без трещин и надрывов. Для их поиска используют увеличительное стекло. Замеряют и анализируют параметры метиза перед и после проверки.
  • Толщина слоя покрытия кольца – проверяется в соответствии с ГОСТ 9.302.

При выявлении малейшего несоответствия изделия не получают допуск к продаже и эксплуатации.

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. На соответствие требованиям п.2.3 проверяют внешним осмотром без применения увеличительных приборов.

Допускается применение луп до трехкратного увеличения.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.2. Твердость (п.2.7) определяют по ГОСТ 9012 на образующей опорной части кольца.

4.3. Резьбу (п.2.10) проверяют предельными калибрами.

4.4. Отклонение от перпендикулярности оси резьбового хвостовика к опорной поверхности кольца (п.2.12) проверяют угловым шаблоном или щупом по просвету между опорной поверхностью кольца и торцевой поверхностью контрольного калибра.

4.5. Соответствие рым-болтов требованиям п.2.4 проверяют испытанием на растяжение с выдержкой под нагрузкой в течение 10 мин.

Нагрузка должна быть приложена по оси стержня рым-болта.

Приложение нагрузки должно быть плавным, без рывков.

После снятия нагрузки в рым-болтах не должно быть остаточных деформаций, трещин и надрывов.

Отсутствие остаточных деформаций определяют контролем размеров по оси рым-болтов до и после испытания.

Отсутствие трещин и надрывов проверяют внешним осмотром с помощью лупы, имеющей не менее чем четырехкратное увеличение.

4.6. Толщину слоя покрытия (п.2.15) проверяют на кольце рым-болта. Методы проверки качества и толщины покрытия — по ГОСТ 9.302.

4.7. (Исключен, Изм. N 2).

Фасовка, хранение, транспортировка

Стандарт предусматривает также правила фасовки крепежных изделий этого вида. Они послойно укладываются в деревянные ящики, дно и стены которых застилаются промасленной упаковочной бумагой. Масса брутто ящика с метизами не должна превышать 60 кг.

У каждой партии должны быть сопроводительные документы, включающие:

  • маркировку завода-изготовителя;
  • количество изделий в партии;
  • условное обозначение;
  • итоги тестовых проверок.

Логотип компании-изготовителя, масса в кг также наносится на каждую упаковку с метизами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: