Вопрос 1: Что называют прочностью, жесткостью, устойчивостью детали?


ПРО́ЧНОСТЬ твёр­до­го те­ла, свой­ст­во со­хра­нять на про­тя­же­нии оп­ре­де­лён­но­го вре­ме­ни сплош­ность, це­ло­ст­ность, кон­фи­гу­ра­цию, раз­ме­ры, спо­соб­ность к уп­ру­гой де­фор­ма­ции под дей­ст­ви­ем внеш­них на­гру­зок разл. при­ро­ды (ме­ха­нич., тер­мич., элек­трич., маг­нит­ных и др.). В уз­ком смыс­ле П. – ме­ха­нич. свой­ст­во ре­аль­ных твёр­дых тел со­про­тив­лять­ся раз­ру­ше­нию. По­ня­тие П. иг­ра­ет су­ще­ст­вен­ную роль в фун­да­мен­таль­ных (фи­зи­ка твёр­до­го те­ла, ме­ха­ни­ка сплош­ных сред и де­фор­ми­руе­мо­го твёр­до­го те­ла) и при­клад­ных (со­про­тив­ле­ние ма­те­риа­лов, ме­ха­ни­ка грун­тов, ма­те­риа­ло­ве­де­ние и др.) нау­ках.

По ха­рак­те­ру вре­менно́го из­ме­не­ния, соз­да­вае­мо­го внеш­ни­ми на­груз­ка­ми, раз­ли­ча­ют на­груз­ки: ста­цио­нар­ные, ква­зиста­цио­нар­ные, ма­ло­цик­ло­вые (дей­ст­вую­щие пе­рио­ди­че­ски с чис­лом цик­лов <104), цик­ли­че­ские (чис­ло цик­лов от 104 до 105), мно­го­цик­ло­вые (чис­ло цик­лов >105), ди­на­ми­че­ские и удар­ные. Со­от­вет­ст­вую­щие на­зва­ния но­сят и разл. ти­пы П.: ста­тич., ди­на­мич., удар­ная (ско­рость де­фор­ма­ции 10–4–10–7 с), мало- и мно­го­цик­ло­вая ус­та­лость и т. п. В ха­рак­те­ри­сти­ку П. до­бав­ля­ют так­же тип внеш­ней на­груз­ки (напр., тер­мо­проч­ность).

Физическая природа прочности

П. твёр­дых тел обу­слов­ле­на си­ла­ми взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду ато­ма­ми и ио­на­ми, со­став­ляю­щи­ми те­ло. Эти си­лы за­ви­сят гл. обр. от вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния ато­мов. Напр., си­ла взаи­мо­дей­ст­вия двух со­сед­них ато­мов (ес­ли пре­неб­речь влия­ни­ем ок­ру­жаю­щих ато­мов) за­ви­сит лишь от рас­стоя­ния ме­ж­ду ни­ми. При рав­но­вес­ном рас­стоя­нии (ок. 10 нм) эта си­ла рав­на ну­лю. При мень­ших рас­стоя­ни­ях си­ла по­ло­жи­тель­на и ато­мы от­тал­ки­ва­ют­ся, при бо́ль­ших – при­тя­ги­ва­ют­ся. На не­ко­то­ром кри­тич. рас­стоя­нии $r_{кр}$ си­ла при­тя­же­ния по аб­со­лют­ной ве­ли­чи­не мак­си­маль­на и рав­на $F_т$. Напр., ес­ли при рас­тя­же­нии ци­лин­д­рич. стерж­ня с по­пе­реч­ным се­че­ни­ем $S$ дей­ст­вую­щая си­ла (на­груз­ка) $\boldsymbol P$, на­прав­лен­ная вдоль его оси, та­ко­ва, что при­хо­дя­щая­ся на дан­ную па­ру ато­мов внеш­няя си­ла пре­вос­хо­дит макс. си­лу при­тя­же­ния $F_т$, то ато­мы бес­пре­пят­ст­вен­но уда­ля­ют­ся друг от дру­га. Од­на­ко что­бы те­ло раз­ру­ши­лось вдоль не­ко­то­рой по­верх­но­сти, не­об­хо­ди­мо, что­бы все пáры ато­мов, рас­по­ло­жен­ные по обе сто­ро­ны от рас­смат­ри­вае­мой по­верх­но­сти, ис­пы­ты­ва­ли си­лу, пре­вос­хо­дя­щую $F_т$. На­пря­же­ние, от­ве­чаю­щее си­ле $F_т$, на­зы­ва­ет­ся тео­ре­тич. проч­но­стью на раз­рыв $σ_т$ ($σ_т≈0,1E$, где $E$ – мо­дуль Юн­га). Од­на­ко на прак­ти­ке на­блю­да­ет­ся раз­ру­ше­ние при на­груз­ке $P^*$, ко­то­рой со­от­вет­ст­ву­ет на­пря­же­ние $σ=P^*/S$, в 100–1000 раз мень­шее $σ_т$. Рас­хо­ж­де­ние тео­ре­тич. П. с дей­ст­ви­тель­ной объ­яс­ня­ет­ся не­од­но­род­но­стя­ми струк­ту­ры те­ла (гра­ни­цы зё­рен в по­ли­кри­стал­лич. ма­те­риа­ле, по­сто­рон­ние вклю­че­ния, де­фек­ты струк­ту­ры и др.), из-за ко­то­рых на­груз­ка рас­пре­де­ля­ет­ся не­рав­но­мер­но по се­че­нию те­ла.

Ес­ли на уча­ст­ке по­верх­но­сти ма­лых раз­ме­ров (но зна­чи­тель­но пре­вы­шаю­щем се­че­ние од­но­го ато­ма) ло­каль­ное на­пря­же­ние ока­жет­ся боль­ше $σ_т$, вдоль этой пло­щад­ки про­изой­дёт раз­рыв. Края раз­ры­ва ра­зой­дут­ся на рас­стоя­ние, боль­шее $r_{кр}$, на ко­то­ром меж­атом­ные си­лы уже ма­лы, и об­ра­зу­ет­ся мик­ро­тре­щи­на. За­ро­ж­де­нию мик­ро­тре­щин при на­пря­же­нии ни­же $σ_т$ спо­соб­ст­ву­ют тер­мич. флук­туа­ции. Ло­каль­ные на­пря­же­ния осо­бен­но ве­ли­ки у края об­ра­зо­вав­шей­ся тре­щи­ны, где про­ис­хо­дит кон­цен­тра­ция на­пря­же­ний, при­чём они тем боль­ше, чем боль­ше её раз­мер. Ес­ли этот раз­мер боль­ше не­ко­то­ро­го кри­ти­че­ско­го, на ато­мы у края тре­щи­ны дей­ст­ву­ет на­пря­же­ние, пре­вос­хо­дя­щее σт, и тре­щи­на рас­тёт даль­ше по все­му се­че­нию те­ла, на­сту­па­ет раз­ру­ше­ние.

Методы определения прочности материала конструкции

Проведение статических испытаний на прочность – это тестирование шаблонных образцов определенной формы. По результатам экспериментов специалисты рисуют диаграмму, на которой можно наглядно увидеть, как деформируется материал под напряжением. Графические данные помогают оценить предел упругости и текучести, временное сопротивление. Для определения параметров определенного материала проводят специальные расчеты для вычисления усталостной нагрузки и предельного напряжения.

Методы определения прочности материала зависят его разновидности и типа строительной конструкции. Например, стандартный способ оценки характеристик кирпича – испытание на сжатие двух целых кирпичей, которые сложены друг на друга. Для исследования силикатного кирпича используют ультразвуковую методику.

Все способы исследования можно разделить на две большие группы – разрушающего и неразрушающего контроля. Они применимы к отдельным строительным конструкциям, образцам и отдельным элементам.

При возможности специалисты стараются отдавать предпочтение методам неразрушающего контроля, которые не требуют демонтажа и разбора конструкции. Несмотря на то, что образцы проб отбирают из наименее важных функциональных элементов, стандартные методы испытания прочности отражаются на устойчивости и надежности здания. Но не всегда и не у всех строительных изделий возможно оценить прочность методами неразрушающего контроля.

Методы разрушающего контроля

Отличительная особенность данного типа исследования – проведение испытаний на контрольных образцах до их полного разрушения. Например, кирпич могут сжимать или воздействовать извне иным способом до тех пор, пока он не даст трещину или не посыплется. Для этого из конструкции извлекают часть материала и отправляют в лабораторию для оценки прочностных характеристик.

Для определения участка отбора проб учитывают доступность образца, степень нагруженности, и поврежденности, интенсивность эксплуатации строительной конструкции.Методы разрушающего контроля позволяют с минимальной погрешностью вычислить физические свойства образца. Но они требуют серьезных трудозатрат. Главный недостаток исследования методом разрушающего контроля – необходимость нарушать целостность здания. Это не всегда возможно, поэтому специалисты стараются оценивать характеристики строительных материалов методом неразрушающего контроля.

Методы неразрушающего контроля

Исследование неразрушающими методами активно используется при технической экспертизе жилых, промышленных, административных зданий и построек, объектов исторического и культурного наследия. Они могут быть основаны на различных технологиях:

  • механической: метод упругого отскока, исследование пластических деформаций и ударный импульс часто используют для экспертизы бетона;
  • радиационной: методы базируются на применении радиоизотопов и нейтронов;
  • магнитной: методы магнитопорошковой и индукционной оценки;
  • акустической: исследование путем воздействия ультразвука, оценка эффектов акустоэмиссии;
  • радиоволновой: исследование распределения в материале волн разной длины;
  • электрической: определение характеристик через вычисление электросопротивления, электроиндуктивности и электроемкости строительного материала.

С помощью современных приборов и технологии можно определить прочностные характеристики изделия без конструктивных изменений и сохранить первоначальные физико-механические параметры материалы.

Теории прочности

В кон­ст­рук­ци­ях при на­гру­же­нии воз­ни­ка­ет, как пра­ви­ло, слож­ное на­пря­жён­ное со­стоя­ние, ха­рак­те­ри­зую­щее­ся в ка­ж­дой точ­ке тре­мя гл. на­пря­же­ния­ми $σ_1,\,σ_2,\,σ_3$ (ну­ме­ра­ция оп­ре­де­ля­ет­ся ус­ло­вия­ми $σ_1⩾σ_2⩾σ_3$). Для рас­чё­тов на П. ис­поль­зу­ют тео­рии (кри­те­рии) П. – фор­ма­ли­зо­ван­ные со­от­но­ше­ния, свя­зы­ваю­щие оп­ре­де­лён­ную ком­би­на­цию гл. на­пря­же­ний $f(σ_1,σ_2,σ_3)$ с опас­ным на­пря­же­ни­ем $σ_{оп}$, при ко­то­ром на­чи­на­ет­ся раз­ру­ше­ние (пре­де­лом проч­но­сти), оп­ре­де­лён­ным из опы­тов на од­но­ос­ное на­гру­же­ние.

В пер­вой тео­рии П. (тео­рии макс. нор­маль­ных на­пря­же­ний) пред­по­ла­га­ет­ся, что раз­ру­ше­ние при слож­ном на­пря­жён­ном со­стоя­нии на­сту­па­ет то­гда, ко­гда макс. гл. на­пря­же­ние $σ_1$ рав­но опас­но­му на­пря­же­нию: $σ_1=σ_{оп}$. Эта тео­рия не учи­ты­ва­ет влия­ние вто­ро­го (а при трёх­ос­ном на­пря­жён­ном со­стоя­нии и третье­го) гл. на­пря­же­ния, од­на­ко она хо­ро­шо со­гла­су­ет­ся с экс­пе­рим. дан­ны­ми для хруп­ких ма­те­риа­лов, ко­гда пер­вое гл. на­пря­же­ние на­мно­го боль­ше двух ос­таль­ных.

В ос­но­ве вто­рой тео­рии П. (тео­рии макс. ли­ней­ных де­фор­ма­ций) ле­жит пред­по­ло­же­ние о том, что раз­ру­ше­ние про­ис­хо­дит при дос­ти­же­нии макс. ли­ней­ной де­фор­ма­ци­ей опас­но­го зна­че­ния: $ε_1=ε_{оп}$. Де­фор­ма­цию εоп мож­но най­ти из за­ко­на Гу­ка: εоп=σоп/E, где $E$ – мо­дуль уп­ру­го­сти (мо­дуль Юн­га). С учё­том обоб­щён­но­го за­ко­на Гу­ка ус­ло­вие раз­ру­ше­ния, со­от­вет­ст­вую­щее вто­рой тео­рии П., име­ет вид: $σ_1-ν(σ_2+σ_3)=σ_{оп}$, где $ν$ – ко­эф. Пу­ас­со­на. Дан­ная тео­рия хо­ро­шо под­твер­жда­ет­ся для хруп­ких ма­те­риа­лов в опы­тах на трёх­ос­ное сжа­тие.

Тре­тья тео­рия П. (тео­рия макс. ка­са­тель­ных на­пря­же­ний) ос­но­ва­на на ги­по­те­зе, что при­чи­ной раз­ру­ше­ния яв­ля­ют­ся макс. ка­са­тель­ные на­пря­же­ния $τ_{max}$. Ус­ло­вие раз­ру­ше­ния в этой тео­рии П.: $σ_1-σ_3=σ_{оп}$.

Со­глас­но энер­ге­тич. тео­рии П., ус­ло­вие П. име­ет вид 1√2√(σ1−σ2)2+(σ2−σ3)2+(σ3−σ1)2=σопТре­тья тео­рия и энер­ге­тич. тео­рия П. хо­ро­шо под­твер­жда­ют­ся в опы­тах с пла­стич­ны­ми ма­те­риа­ла­ми.

Для ма­те­риа­лов, по раз­но­му со­про­тив­ляю­щих­ся рас­тя­же­нию и сжа­тию, час­то ис­поль­зу­ет­ся тео­рия проч­но­сти Мо­ра, в ко­то­рой ус­ло­вие П. оп­ре­де­ля­ет­ся ра­венст­вом $σ_1-kσ_3=σ_{оп}^{(р)}$, где $k=σ_{оп}^{(р)}/σ_{оп}^{(c)}$, $σ_{оп}^{(р)}$ – опас­ное на­пря­же­ние при рас­тя­жении, $σ_{оп}^{(c)}$ – при сжа­тии.

С раз­ви­ти­ем пром. и транс­порт­но­го ма­ши­но­строе­ния, строи­тель­ст­вом слож­ных инж. со­ору­же­ний воз­ник­ла по­треб­ность в др. кри­те­ри­ях П. Бы­ли раз­ра­бо­та­ны тео­рии П., свя­зы­ваю­щие ме­ж­ду со­бой на­пря­же­ния, де­фор­ма­ции, вре­мя и темп-ру. Это тео­рия Гу­бер­та – Ген­ки – Ми­зе­са, учи­ты­ваю­щая энер­гию фор­мо­из­ме­не­ния не­ли­ней­но-уп­ру­гих де­фор­ма­ций, обоб­щён­ная тео­рия ок­та­эд­рич. на­пря­же­ний и др. В 1933 С. Н. Жур­ков и А. П. Алек­сан­д­ров соз­да­ли мо­ле­ку­ляр­но-ки­не­тич. тео­рию П., ба­зи­рую­щую­ся на тер­мо­флук­туа­ци­он­ной фи­зич. при­ро­де эле­мен­тар­ных ак­тов меж­атом­ных и меж­мо­ле­ку­ляр­ных пе­ре­груп­пи­ро­вок и на ак­ти­ви­рую­щем влия­нии ме­ха­нич. на­пря­же­ний. В 20 в. при строи­тель­ст­ве ЛА, тру­бо­про­во­дов и др. ока­за­лась не­об­хо­ди­мой раз­ра­бот­ка кри­те­ри­ев П., учи­ты­ваю­щих про­цес­сы на­ко­п­ле­ния по­вре­ж­дён­но­стей. На ос­но­ве ре­ше­ний за­дач о кон­цен­тра­ции на­пря­же­ний в те­ле с вы­ре­за­ми и раз­ре­за­ми в 1960-х гг. раз­ра­бо­та­на тео­рия тре­щин и вве­де­ны па­ра­мет­ры по­вре­ж­дён­но­сти разл. мас­шта­ба, ко­то­рые бы­ли ис­поль­зо­ва­ны А. А. Иль­ю­ши­ным при соз­да­нии тео­ре­тич. ос­нов ки­не­тич. тео­рии П. и Ю. Н. Ра­бот­но­вым в её прак­тич. при­ме­не­нии.

Прочность — это способность материалов сопро­тивляться внутренним напряжениям, возникающим под действием внешних нагрузок.

В конструкциях строительные материалы в зависимости от характера нагрузки могут испытывать различные напряжения: сжатие, растяжение, изгиб и др.

Это свойство строительных материалов характеризуется пределом прочности, т. е. напряжением в материале, со­ответствующем нагрузке, при которой происходит разрушение образца. Предел прочности при сжатии или растяжении (R) ра­вен отношению разрушающей силы (Rразр) к первоначальной площади образца (F):

Разрушающую, т. е. максимальную, нагрузку определяют на гидравлических прессах или разрывных машинах различной мощ­ности. Результаты этих испытаний зависят от прочности веще­ства, из которого состоит материал, его формы, размеров, ско­рости нарастания нагрузки и пр. Для испытания на растяжение применяют обычно образцы в виде восьмерок, а на сжатие — кубики различных размеров (с длиной ребра от 3 до 30 см) или цилиндры. При испытании цилиндров показатели предела проч­ности при сжатии бывают примерно на 25% меньше, чем куби­ков. Небольшие образцы имеют более высокий предел прочности при сжатии, чем крупные. Это объясняется тем, что сжа­тие сопровождается поперечным расширением. Две плоскости испытуемого образца прижимаются к плитам пресса, и возникающие при этом силы трения удерживают прилегающие части от поперечного расширения и, следова­тельно, от разрушения. Чем больше относительная высота образца, тем меньше влияние опор прессовых плит на его прочность. По этой причине большин­ство каменных материалов при сжатии разрушается так, как это показано на рисунке 2.

Изменения предела прочности при сжатии для каменных материалов в за­висимости от размеров образца приве­дены в таблице 1.

Рис. 2. Характер разру­шения кубика из камен­ных материалов при ис­пытании их на сжатие.

Таблица 1 Переходные коэффициенты для определения пределов прочности при сжатии каменных материалов

Каменные материалы (горные породы, бетоны, кирпич) при растяжении выдерживают нагрузку, в 10-20 раз меньшую, чем при сжатии. Другие строительные материалы, например сталь, древесина, пластмассы, одинаково хорошо сопротивляются как сжатию, так и растяжению.

Предел прочности при изгибе определяют испытанием не­больших балочек, изготовленных из проверяемого материала. Разрушают эти балочки одним или двумя сосредоточенными грузами (рис. 3).


Рис. 3. Схемы испытания строительных материалов на изгиб сосредоточенными грузами: а — одним; б — двумя.

Предел прочности при изгибе равен: при одном грузе

при двух грузах

где Рразр — разрушающая нагрузка, кг; l — расстояние между опорами, см; а — расстояние между грузами, см; b и h — соответственно ширина и высота балочки, см.

Условия проведения этих испытаний приведены в стандар­тах (ГОСТ) на соответствующие материалы.

Однако необходимо иметь в виду, что различные конструк­ции и сооружения рассчитывают не по пределу прочности, а по допускаемому напряжению:

где z — коэффициент запаса прочности, величина которого более единицы. Это требование к величине допускаемого напряжения обусловливается следующими причинами.

1. Полученные при испытаниях показатели дают представ­ление только о среднем значении прочности материалов. Вслед­ствие своей неоднородности материалы в наиболее слабых местах разрушаются раньше, чем напряжение достигнет этой средней величины. Поэтому запас прочности принимают тем большим, чем выше, неоднородность материала.

2. Многие материалы, нагруженные до появления напряже­ния, составляющего 50-70% предела прочности, сильно дефор­мируются.

3. При многократной переменной нагрузке наступает так называемая усталость материалов, и они могут разрушаться при напряжении, равном половине предела прочности.

4. Действие различных атмосферных факторов вызывает из­менение первоначальных свойств материалов, и они стареют, что, естественно, сопровождается понижением их прочности.

Для обеспечения достаточной прочности сооружений при дей­ствии перечисленных факторов, а также нагрузок, не учтенных в расчетах или учтенных недостаточно точно вследствие несовер­шенства методов испытаний, в нормах на строительное проек­тирование установлены определенные запасы прочности для раз­ных материалов и конструкций (z = 2-3 и более).

Два важных свойства строительных материалов — объем­ный вес и прочность — требуют введения еще одного коэффициента — конструктивного качества (К. К. К.). Он характери­зуется отношением прочности материала к его объемному весу:

Наилучшим в конструктивном отношении материалом будет тот, который имеет наивысший коэффициент конструктивного качества. Такие материалы позволяют создавать прочные и в то же время легкие сооружения. К. К. К. основных строительных материалов имеет следующие величины:

Современные проблемы

Ре­ше­ние ак­ту­аль­ных за­дач П. свя­за­но с раз­ви­ти­ем фе­но­ме­но­ло­гич. гло­баль­ных кри­те­ри­ев П. при двух- и трёх­ос­ном на­пря­жён­но-де­фор­ми­ро­ван­ном со­стоя­нии в об­лас­тях с раз­ны­ми зна­ка­ми гл. на­пря­же­ний и де­фор­ма­ций, при на­ло­же­нии пе­ре­мен­ной на­груз­ки на ста­ти­че­скую, осо­бен­но в зо­нах вы­со­кой кон­цен­тра­ции на­пря­же­ний. Рас­смат­ри­ва­ют­ся: за­да­чи рас­чё­та П. при не­ре­гу­ляр­ных и слож­ных ре­жи­мах по­втор­ных на­гру­же­ний, в т. ч. кон­такт­ном пе­ре­мен­ном на­пря­жён­ном со­стоя­нии; ус­та­лость при вы­со­ких и низ­ких темп-рах, а так­же при им­пульс­ных на­груз­ках (им­пульс­ная об­ра­бот­ка ме­тал­лов); ус­та­нов­ле­ние ус­ло­вий П. при не­од­но­род­ном рас­пре­де­ле­нии ме­ха­нич. свойств кон­ст­рук­тив­ных эле­мен­тов из ар­ми­ро­ван­ных во­лок­ни­стых ма­те­риа­лов, ус­ло­вий тер­мо­проч­но­сти ту­го­плав­ких ма­те­риа­лов (вольф­ра­ма, мо­либ­де­на, нио­бия, тан­та­ла, разл. спла­вов на их ос­нове). Раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся тео­рии и ме­то­ды рас­чё­та струк­тур­но-чув­ст­вит. свойств ма­те­риа­лов (хруп­кая П., на­ко­п­ле­ние по­вре­ж­де­ний, свя­зан­ных с рас­ша­ты­ва­ни­ем, раз­ру­ше­ни­ем струк­ту­ры, дли­тель­ная П., ус­та­лость при сред­них и ма­лых ам­пли­ту­дах ко­ле­ба­ний). Ре­ше­ние за­дач П. гор­ных вы­ра­бо­ток, рас­чёт сейс­мо­стой­ко­сти кон­ст­рук­ций и со­ору­же­ний свя­за­ны с раз­ви­ти­ем тео­рии тек­то­нич. про­цес­сов и яв­ле­ний с учё­том рео­ло­гич. свойств и осо­бен­но­стей рас­про­стра­не­ния воз­му­ще­ний в грун­тах и ре­аль­ных схем за­ле­га­ния пла­стов в зем­ной ко­ре.

Заказать определение прочности бетона

Нашей организацией производится определение прочности бетона любых строительных конструкций как неразрушающими, так и разрушающими методами.

Для определения стоимости и получения подробной консультации по всем возникшим вопросам Вы можете позвонить по телефону +7 (495) 128-53-66 либо оставить заявку с помощью формы ниже, и мы сами Вам перезвоним.

Мы гарантируем выставление коммерческого предложения в течение суток.

Лицензии и Сертификаты

Сертификат соответствия

Выписка из реестра СРО СП

Выписка из реестра СРО СП — страница 2

Выписка из реестра СРО ЛИ

Общие требования, предъявляемые к конструкционным материалам

Конструкционными называются материалы, предназначенные для изготовления деталей машин, инженерных конструкций, подвергающиеся механическим нагрузкам. Детали машин характеризуются большим разнообразием форм и размеров, а также различными условиями эксплуатации. Они работают при статических, циклических и ударных нагрузках, при низких и высоких температурах, в контакте с различными средами. Эти факторы определяют требования к конструкционным материалам, основные из которых — эксплуатационные, технологические и экономические.
Эксплуатационные требования имеют первостепенное значение. Для того чтобы обеспечить работоспособность конкретных машин и приборов, материал должен иметь высокую конструкционную прочность.

Конструкционной прочностью называется комплекс механических свойств, обеспечивающий надежную и длительную работу материала в заданных условиях эксплуатации.

Условия эксплуатации определяются рабочей средой (жидкая, газообразная, ионизированная, радиационная и др.), которая может оказывать отрицательное влияние на механические свойства материала. В результате химического и теплового воздействия она может вызывать повреждения поверхности вследствие коррозионного растрескивания, окисления, образования окалины и др. Для того чтобы избежать отрицательного воздействия рабочей среды, материал должен обладать не только механическими, но требуемыми физико-химическими свойствами — стойкостью к коррозии, жаростойкостью, хладостойкостью и др.

Температурный диапазон работы современных материалов очень широк, поэтому для обеспечения работоспособности при высокой температуре от материала требуется жаропрочность, а при низкой температуре — хладостойкость.

Технологические требования направлены на обеспечение наименьшей трудоемкости и простоты изготовления деталей и конструкций. Они оцениваются технологичностью материала, определяемой хорошей обрабатываемостью резанием, давлением, свариваемостью, способностью к литью, а также требуемой прокаливаемостью и отсутствием деформации и коробления при термической обработке. Технологичность материала определяет, в конечном итоге, производительность и качество изготовления деталей.

Экономические требования — материал должен иметь невысокую стоимость и быть доступным. Так, например, стали и сплавы должны содержать минимальное количество дорогостоящих легирующих элементов. При этом их использование обязательно должно быть обосновано соответствующим повышением эксплуатационных свойств деталей.

Динамическая прочность при циклических нагрузках

Характеристикой динамической прочности при повторно-переменных нагрузках является предел прочности (предел выносливости, усталости) материала, величина которого меньше величины статической прочности.

Предел прочности

Максимальное по абсолютному значению напряжение цикла, при котором еще не происходит усталостное разрушение материала в течение заданного количества циклов нагрузки.

Величина предела прочности зависит от ряда факторов:

• вида, структуры и дефектов материала, • технологии изготовления и обработки, • среды и температуры испытаний, • состояния поверхности, • концентрации напряжений, • размеров образца, • режима нагрузки и т.д.

Предел прочности может изменяться в больших пределах – при самых неблагоприятных условиях может уменьшаться в 5-10 раз по сравнению с пределом прочности материала в обычных условиях. Эти изменения вызывают значительные сложности при проектировании машин и конструкций в связи с необходимостью исключения их усталостных разрушений.

Для каждого случая условий эксплуатации предел прочности определяется экспериментально в условиях действия переменных напряжений при определенном виде цикла изменения нагрузки.

Получение характеристик прочности

Характеристики прочности при увеличенных скоростях деформирования получают, используя пневмо-гидравлические устройства. Действие ударов и взрывов используют для деформирования с очень большими скоростями. Если скорость относительного деформирования меньше чем 104 с-1, кривую деформации определяют в квазистатических испытаниях, которые обеспечивают однородное напряженное состояние по всему объему рабочей части образца, при сохранении этой скорости. Влияние скорости деформирования незначительно для хрупких материалов высокой прочности и увеличивается с ростом их пластичности.

Наличие конструктивно-технологических концентраторов напряжений (отверстий, резких переходов форм, мест с неоднородной структурой материала) значительно снижает динамическую прочность элементов конструкции.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]