Причины нагара
Некоторые начинающие или те, кто привык работать с медными жалами, допускают фатальную ошибку. Они зачищают жало паяльника наждачной бумагой, напильниками или лезвиями от канцелярского ножика. Это справедливо только для медных жал без покрытия. К «вечным» жалам такой метод недопустим в принципе.
Есть большой риск повредить внешний слой жала (тонкий сплав металла), которые могут привести к трещинам и дальнейшему разрушению. К тому же, несмотря на внешний вид, сам слой нагара не превышает какие-то микроны. Так как же очистить паяльник от такого нагара? Есть несколько способов.
Проблема № 2: к жалу не прилипает припой
Это больше касается не новых устройств, а уже проверенного в работе оборудования. В какой-то момент паяльник перестаёт цеплять припой. Или делает это значительно хуже, чем раньше. Что, в свою очередь, серьёзно усложняет процесс пайки и выводит мастера из терпения.
Решение
Жало паяльника теряет свои свойства из-за нагара. Чтобы устранить неисправность, нужно знать, из какого материала оно изготовлено.
Вариантов тут два:
- Жало — медное. В этом случае необходимо зачистить поверхность детали напильником или наждачной бумагой. Затем включить паяльник, нагреть его и опустить в канифоль. Этот способ помогает снять оксидную плёнку и подготовить оборудование к работе. После того, как канифоль начнёт испаряться, нужно нанести на жало припой и снять лишнее целлюлозной губкой или толстой хлопчатобумажной тканью. Для закрепления эффекта операцию можно повторить 2–3 раза подряд;
- Жало — необгораемое. То есть снабжённое специальным защитным слоем, оберегающим внутреннюю часть стержня. Любая механическая зачистка неизбежно разрушит это покрытие, поэтому лучше всего просто купить новое жало. Но, если у вас по какой-либо причине нет такой возможности, можно попробовать облудить его припоем и канифолью и продолжить работу.
В дальнейшем, чтобы избежать проблем с необгораемым жалом, всегда оставляйте на его поверхности немного припоя. Это продлит срок службы детали и сохранит внешний защитный слой от повреждений.
Проблема № 3: паяльник не нагревается
Перед тем, как начать работу, вам приходится ждать нагрева паяльника 10–15 минут? А может, инструмент и вовсе не способен достичь необходимой для пайки температуры? Банальная ситуация, знакомая каждому опытному радиолюбителю.
Решение
Скорее всего, из строя вышел нагревательный элемент. Если паяльник современный, можно просто купить новую деталь и произвести замену. Керамические нагревательные элементы продаются во всех специализированных магазинах электроинструментов, поэтому больших сложностей с поиском подходящих запчастей ожидать вряд ли стоит.
Если паяльник советский, дело обстоит немного иначе. Старые инструменты нагревались за счёт накала нихромовой нити, намотанной на медный стержень. Поэтому, чтобы восстановить мощность оборудования, придётся обновить намотку. Учтите, что чем короче нить, тем ниже сопротивление. А значит, слабее паяльник.
Иногда проблемы с нагревом возникают из-за нарушения контакта между жалом и нагревательным элементом. Чтобы вернуть инструменту былую мощность, просто проверьте, насколько плотно все части конструкции прилегают друг к другу. И, если это необходимо, подтяните болты на корпусе.
Проблема № 4: паяльник не включается
Порой устройство не просто не нагревается, а вообще отказывается включаться. И исправить это не помогает ни переключение регуляторов, ни проверка контактов жала.
Решение
Первое, что нужно сделать — проверить напряжение в сети. А затем осмотреть и при необходимости прозвонить провод паяльника, чтобы найти места разрывов. Чаще всего кабели перегибаются около вилки или корпуса инструмента, поэтому начните осмотр именно оттуда.
Не лишней будет и проверка исправности нагревательного элемента. Вполне может быть, что он вышел из строя. И из-за этой неприятности паяльник временно перестал подавать признаки жизни и выполнять свои прямые функции. Если это действительно так, замените нагреватель или обновите намотку.
Еще более доступный вариант восстановления
При помощи пайки можно удалить слой нагара. Делаем небольшую ванну из припоя. Потребуется пруток припоя и флюс. Желательно активированный (например, ЛТИ – 120). Можно даже обычную спиртоканифоль. Это в случае «легкого» нагара, небольшой величины.
Теперь разделяем пруток припоя на небольшие кусочки и чуть-чуть поливаем канифолью или флюсом (даже если у вас припой с содержанием канифоли, этого мало для данного случая).
И начинаем купать жало в припое. Если припой не плавится, то нужно повысить температуру.
Обмазываем жало в припое из стороны в сторону, не вытаскиваем наружу, чтобы жало было полностью окутано. Через пару минут не большой нагар испарится, и уже можно будет на жало взять еще немного свежего припоя после «купания». Оставляем так паяльник нагретым с каплей минут на 10 – 15.
При этой работе тщательно проветривайте помещение! Если же нагар все равно плохо счищается после нескольких попыток, то теперь нужно использовать паяльную кислоту. Порядок действий такой же.
Как избежать почернения жала при пайке?
Выяснение причин почернения очень важно, чтобы не допускать возникновения ситуации в дальнейшем. Иногда подобного очень сложно избежать, так как это может быть связано с расходными материалами, но следует знать несколько основных правил:
- Необходимо контролировать разогрев паяльника, чтобы он не перегревался. Раскаленное жало может сильно повредиться, так что придется его менять полностью. Лучше не бросать включенный паяльник без присмотра, так как не исключена вероятность забыть о нем. Даже передерживание в течение нескольких минут может привести к негативному результату.
- Использование инструментов с регулятором температуры и автоматическим отключением. Все технические нововведения подобного рода помогают сохранить жало в максимально долгом рабочем состоянии.
- Постоянная очистка поверхности после работы держит жало паяльника в хорошей работоспособной форме и не дает накапливаться веществам, которые будут приводить к появлению нагара.
Чистка жала паяльника
- Следует использовать преимущественно расходные материалы, не создающие налетов и пленок, которые затем чернеют при нагревании. Если же без них не обойтись, то после использования нужно обязательно очищать поверхность растворителями.
Как убрать почернение?
Разобравшись с тем, почему при пайке с канифолью паяльник чернеет и не берет припой, стоит понять, как бороться с данным явлением. Главным способом является очистка нагара. Если на поверхности пригорели посторонние вещества и расходные материалы, здесь может помочь обычная губка с растворителем или металлический аналог для абразивной очистки. Простыми движениями следует оттереть нагар до блестящей металлической поверхности.
Если жало перегрелось, здесь обыкновенные губки могут не справиться. Потребуется снять верхний слой металла при помощи специальных инструментов. Бормашины и фрезеры помогут убрать черноту, но не стоит усердствовать, чтобы не повредить жало еще больше.
Лужение вечного жала паяльника
Почему припой не липнет к паяльнику?
Основная и главная причина этой проблемы – очень сильный нагар на жале паяльника. Дело в том, что если на паяльнике долгое время при включенном состоянии нет ни припоя, ни остатка флюса, то на поверхности жала из-за окисления образуется плотный слой нагара, который уже невозможно счистить при помощи губки для снятия припоя. Именно поэтому припой скатывается с жала паяльника.
Возможные причины
Соединение металлов методом пайки в некоторых случаях заменяет точечную сварку, помогает обеспечить прочное крепление деталей между собой. Но далеко не всегда процесс идет гладко. Когда припой не прилипает к паяльнику, причину проблем почти всегда стоит искать не в материале, с которым ведется работа, а в нарушении технологии работ. Плохой уход за прибором приводит к тому, что жало чернеет, покрывается продуктами окисления и не плавит олово.
Кроме того, могут быть нарушены условия проведения работ — на ветру, под открытым небом материал не припаивается куда чаще, чем в оборудованной домашней мастерской.
О том, какие причины приводят к тому, что олово не пристает к проводу, а на плате невозможно зафиксировать соединение, стоит поговорить более подробно. К примеру, если припой не держится на жале при контакте с ним, дело может быть в малой мощности паяльника или его недостаточном прогреве. Не берет жало олово и по более прозаическим причинам: при попадании загрязнения в зону контакта. Его источником может быть даже канифоль — стоит проверить все материалы, если вдруг к паяльнику неожиданно не липнет припой.
Среди других часто встречающихся и распространенных источников таких проблем можно выделить следующие.
- Сплав металла, плохо поддающийся пайке. Такие изделия приходится лудить перед нанесением припоя.
- Рабочая часть паяльника нагрета до слишком высокой температуры. Это не позволяет ей правильно разогревать олово.
- Некачественный припой. Тоже, вопреки распространенному мнению, встречается довольно часто.
- Отказ от использования флюса. В этом качестве выступают вещества, удаляющие следы окисления с поверхностей. На многих сплавах припой просто не будет держаться без флюса. Впрочем, при его использовании тоже можно просто взять недостаточно дополнительного компонента.
- Паяльник недостаточно мощный. Он просто не может разогреть металл до нужного состояния.
- Используются неподходящие или некачественные материалы.
- Металл не прогрет. При работе с электротехническими сталями повышенной твердости это вполне ожидаемо приводит к проблемам.
- Случайное прикипание к жалу полимерных материалов. Если работа производится в неподобающих условиях, это вполне может случиться.
- Образование на поверхности металла нагара или пленки, образующейся в результате окисления. Они препятствуют удержанию олова.
- Низкая концентрация флюса. При самостоятельном приготовлении состава такое случается достаточно часто.
Источник: https://stroy-podskazka.ru/pripoj/ne-lipnet/
В случае никелевого покрытия
Часто для пайки используются паяльники с так называемым «вечным жалом», покрытым тонким слоем никеля. Почему-то считается, что оно не лудится. В самом деле, кому придет в голову счищать наждачкой никелевое покрытие?
Тем не менее, приходит время и становится заметно, что припой-то не держится! В лучшем случае прилипает маленькими каплями. И что же делать? Ответ тот же – лудить!
Читать также: Как правильно заточить нож ручного рубанка
Причина часто заключается в том, что жало грязное. Для начала все же стоит убедиться, что никелевое покрытие не повреждено.
После этого нужно убрать нагар. Сделать это можно на слегка нагретом паяльнике влажной тряпкой, сложенной в несколько слоев.
Дальнейшие действия такие:
- сразу после удаления нагара жало необходимо опустить в баночку с канифолью, в которой предварительно поместили кусочек припоя;
- паяльником необходимо расплавлять канифоль вокруг припоя, чтобы тот утонул;
- под слоем жидкой горячей канифоли прикоснуться к припою. Он тут же покроет всю рабочую поверхность жала.
Лучшим способом избежать ситуации, когда припой не прилипает, является недопустимость перегрева жала.
Профилактика всегда была самым действенным средством. Если нет возможности приобрести инструмент с регулировкой температуры, можно приобрести диммируемый регулятор напряжения или изготовить его самостоятельно. Если следить за температурой нагрева, то лудить паяльник придется гораздо реже.
Олово не прилипает к плате или сворачивается в кружочек? Короче если без канифоли то олово не прилипает, а если с конифолью то сворачивается в кружочек и не получаеться сделать дорожку.
Из вопроса следует, что на плате дорожек нет, есть только отверстия для выводов элементов схемы. Вероятно, автор вопроса видел покрытые оловом дорожки на печатных платах, но эти дорожки медные или латунные, они приклеены к материалу платы и покрыты оловом для сохранения от окисления и удобства при пайке. А олово к материалу платы «прилепить» нельзя. Если дорожек на плате нет, то следует использовать для соединения выводов медный провод покрытый оловом. Можно изготовить печатную плату травлением самостоятельно, но это процесс долгий и требует наличие навыков, материалов и умения обращаться с химическими реактивами.