Правила оформления и обозначения на чертежах КМД

Современные виды сварки открывают множество возможностей перед мастером, позволяя профессионалам и любителям воплотить свои задумки. С помощью аргонодуговой сварки можно соединить разнородные металлы, а с помощью бюджетного инвертора — сварить забор на даче. Но порой сварочного оборудования и комплектующих к ним недостаточно для полноценной работы, важно научиться делать и понимать сварочные чертежи. В них вы сможете узнать всю исчерпывающую информацию о металле, который нужно сварить, его толщине, характеристиках и местах будущих стыков.

Чертеж — это полноценный документ, выдаваемый на одну конкретную деталь или целую металлоконструкцию. Он содержит всю информацию, которая может понадобиться сварщику. Профессиональное чтение сварочных чертежей — обязательный навык для любого сварщика, желающего построить карьеру в этой профессии. В нашей статье вы узнаете, что необходимо для расшифровки швов в чертежах и какие знаки используются для этого, также мы приведем несколько примеров.

Типы швов и их расшифровка

ГОСТы по ручной дуговой сварке и сварке в среде газа выделяют различные типы сварных швов и их расшифровки. Виды сварных соединений обозначаются буквами для более удобной записи и экономии места. Есть стыковой шов (обозначается буквой «С»), торцевой (тоже буква «С»), нахлесточный («Н»), тавровый («Т») и угловое («У»). Давайте подробнее остановимся на каждом типе соединения.

Стыковое сварное соединение выполняется по смежным торцам, а свариваемые детали находятся в одной плоскости. Такой тип шва наиболее прочный и долговечный, он широко применяется при сварке особо ответственных металлических конструкций. Перед сваркой необходимо тщательно подготовить поверхность металла и убедиться, что все детали будут сварены в соответствии с чертежом.

Торцевой шов, исходя из названия, формируется по торцам деталей. Боковые поверхности деталей надежно соединяются друг с другом. Торцевой шов зачастую используется при сварке тонких металлов.

Нахлесточный шов менее требовательный к качеству работы, чем предыдущие. Но при этом он не обладает такими хорошими прочностными характеристиками и хуже переносит нагрузки. Чтобы сделать нахлесточный шов расположите детали параллельно, но с небольшим смещением в сторону и частичным перекрыванием друг друга.

Тавровое сварное соединение — одно из самых жестких и долговечных, но плохо переносящих нагрузки на изгиб. Чтобы сделать тавровый шов расположите одну деталь горизонтально, а вторую вертикально и сварите с первой торцом к поверхности.

Угловой шов используется не так часто, как другие типы соединений. Такой шов относительно надежный и долговечный. Одна деталь относительно другой может быть повернуть торцом и располагаться под разным углом, в зависимости от чертежа.

Любые сварные соединения, вне зависимости от их типа, могут быть односторонними (или как их еще называют «SS»; эта аббревиатура используется в чертежах по всему миру) или двусторонними (аббревиатура «BS»). Односторонние швы получаются при сварке с одной стороны детали, а двусторонние — при сварке с обеих сторон.

Если вам нужно сварить детали методом плавления, то необходимо разделать кромки. Существует множество форм раздела кромок, они характеризуются разными показателями угла, величины зазора и так далее. Выбор формы разделки зависит от толщины металла и метода сварки. Мы привели некоторые примеры раздела кромок на изображении. Вы можете использовать любой, как на картинке ниже.

Читаем чертежи металлоконструкций

Строительство невозможно начать и осуществить без проектирования и разработки чертежей, по которым будет происходить изготовление и монтаж строительных конструкций. В данной публикации мы поделимся своими знаниями и расскажем, как читаем чертежи металлоконструкций.

Первое знакомство с чертежами металлоконструкций начинается с общей информации, указанной на первом листе, где обозначены основные данные проекта, его содержание. Чертежей в проекте всегда много. Поэтому, когда мы читаем чертежи металлоконструкций, прежде всего, обращаем вниманием на их номера и названия.

Помимо этого, необходимо ознакомиться с общими указаниями, в которых обозначены нормы, ГОСТы, СНиПы, СП, чтобы определить какие крепежи и детали будут использоваться в проекте, в каком количестве, в каких соединениях их необходимо ставить, а также в каких условиях и каким составом следует производить антикоррозийную защиту. Вся эта информация, становится понятна специалистам компании, участвующим в разработке проекта, когда читаем чертежи металлоконструкций.

  • Прежде чем начнется работа над чертежами, необходимо подтвердить экономическую и техническую целесообразность строительства, используя технико-экономическое обоснование, называемое сокращённо ТЭО.

В нашей компании работают высококлассные специалисты, определяющие с ходу будущую эффективность проекта. Мы работаем быстро и грамотно, а главное читаем чертежи металлоконструкций не только свои, но и предоставленные заказчиком для выполнения СМР работ.

Правда, когда мы читаем чертежи металлоконструкций заказчика, сталкиваемся с различными проблемами. К примеру, в рекомендациях по антикоррозийной защите указано, что проводить ее нужно прямо на стройплощадке. В тоже самое время Технадзор запрещает проводить подобные работы на стройплощадке, считая, что антикоррозийная защита должна осуществляться в заводских условиях. И металлоконструкциям, не прошедшим обработку на стройплощадке делать нечего.

Чтобы максимально четко проконтролировать безопасность и долговечность объектов строительства, созданных из легких металлических конструкций (ЛМК или ЛСТК) необходимо разбираться во всех нюансах проектирования. О том, что ошибки проектировщика могут привести к непредсказуемым последствиям, мы говорили много раз. Информация собрана на этом сайте и представлена в разных рубриках. Чтобы избежать ошибок предлагаем проектирование металлоконструкций «под ключ» — как оптимальную схему сотрудничества.

  • Качество нашей продукции подтверждено сертификатами. Мы гарантируем долговечность и прочность объектов строительства, возведенных нашими специалистами по нашим чертежам в любой климатической зоне России при любой погоде.

Мы не только читаем чертежи металлоконструкций, но и сами работаем над проектом, включая туда собственные конструктивные разработки, а также чертежи по которым изготавливаются нестандартные металлоконструкции, отлично вписывающиеся в архитектурный облик здания.

В строительном производстве рассматриваются разные варианты быстровозводимых зданий. Если это будет многоэтажный многофункциональный проект, чертежи разрабатываются с учетом расположения металлоконструкций на разных отметках. Мы читаем чертежи металлоконструкций, как многоэтажных, так и одноэтажных зданий, независимо от их функционального назначения. Причем, не тянем время и деньги и заказчики, а выполняем свою работу по фиксированным расценкам в самые кратчайшие сроки.

  • Самое сложное в чертежах расположение узлов крепления металлоконструкций — балок, связей, ферм.

Когда мы читаем чертежи металлоконструкций заказчика сразу обращаем внимание на места соприкосновения металлоконструкций колонн с металлоконструкцией балки. На чертежах в этом случае, будут обозначены всего две цифры в кружке, верхняя из них обозначает номер узла, а нижняя цифра указывает на номер листа, на котором он начерчен.

Есть еще много моментов на которые мы обращаем внимание, когда читаем чертежи металлоконструкций. Более подробно об условиях сотрудничества с заказчиком вы можете узнать у наших консультантов по телефону. А пообщавшись со специалистами проектно-технического отдела, сможете узнать, как мы читаем чертежи металлоконструкций. Звоните! Будем рады общению!

Изображение сварных швов на чертеже

Теперь перейдем к условным изображениям и знакам, которые характеризуют швы на чертежах. Сварные соединения могут быть видимыми и невидимыми. Если шов невидимый, то он показывается штриховой линией. Если видимый — сплошной линией. Невидимым называют шов, который расположен с обратной стороны детали, а видимым — шов на лицевой поверхности. Если шов односторонний и сварка производится швом наверх, то такое соединение тоже называется лицевым. Если шов двусторонний, то лицевым считается то соединение, которое было сделано первым. Если кромки симметричны, то любая из сторон может быть названа лицевой.

Односторонняя стрелка показывает, где линия шва. На самой стрелке может быть специальная «полка», где указывается вспомогательный знак или буква обозначения шва. Где располагать обозначения — под «полкой» или над ней? Это так же зависит от типа шва. Если шов невидим, то под полкой, и соответственно над ней, если видим.

Вспомогательные знаки

Помимо стрелок и букв могут использоваться вспомогательные знаки для обозначения сварных швов. Ниже вы можете видеть стандартную структуру условного обозначения, его «скелет», на котором затем должны появиться «мышцы» в виде букв или иных знаков.

К вспомогательным знакам относятся буквенно-числовые комбинации, которые содержат в себе информацию о типе шва и виде соединения. Звучит довольно запутанно, но вот небольшой пример: у нас есть обозначение С1 и оно обозначает «стыковой шов односторонний». С — буква, обозначающая тип шва, а 1 — цифра, указывающая на строну сварки. Двусторонняя сварка обозначается цифрой 2.

Ниже вы можете видеть условные обозначения швов и соединений для некоторых способов сварки.

Также свое условное обозначение есть и у способов сварки. Они тоже маркируются буквой, это указывается в нормативных документах. Опираясь на нормативы как раз и выполняется указанный на сборочном чертеже процесс сварки.

Ниже вы можете видеть основные способы сварки и их обозначение:

  • Автоматическая сварка под флюсом, без использования флюсовых подушек и подкладок во время работы (обозначается буквой «А»).
  • Автоматическая сварка под флюсом с применением флюсовой подушки («Аф»).
  • Сварка в среде защитного газа с использованием вольфрамовых стержней и без проволоки («ИН»).
  • Сварка в среде защитного газа с использованием вольфрамовых стержней и с использованием проволоки (ИНп).
  • Сварка в среде защитного газа с использованием плавящихся стержней («ИП»).
  • Сварка плавящимися стержнями в среде углекислого газа («УП»).

Чтение чертежей для чайников: пошаговая инструкция

На то, чтобы безошибочно разбираться в любых конструкторских документах, уходят годы. Здесь особенно важна практика: чем больше вы с ними работаете, тем проще и легче становится их понимать.

Но у меня для вас есть и хорошая новость: придерживаясь парочки универсальных правил, вы не испытаете сложностей в процессе чтения.

  • изучите основную надпись. В ней содержится вся необходимая информация: наименование изделия, масштаб рисунка, материал изделия и прочее;
  • проанализируйте рисунок. Рассмотрение всех форм и линий модели поможет вам лучше представить ее в своей голове, заметить все ее особенности и нюансы;
  • обратите внимание на сокращения и условные обозначения. Это важно, потому что они могут содержать информацию, которую нельзя отобразить на рисунке;
  • объединяйте в воображении отдельные части одного чертежа. Речь идет о сложных конструкциях. Перед объединением обязательно рассмотрите каждую отдельную часть;
  • найдите похожую модель среди уже знакомых. Это поможет вам лучше понять элемент, с которым придется работать;
  • попробуйте определить размеры отдельных элементов и целого объекта. Перед размерными числами могут стоять различные знаки — О (для формы тела вращения), R (радиус), □ (значение квадратного сечения) и др.;
  • установите шероховатость поверхности. Ничего особенного делать не нужно. Просто найдите соответствующий знак (он может быть в верхнем правом углу).

На чертеже содержится информация об этапе оформления. Обращайте внимание на буквы. П — техническое предложение, Э — этап эскиза, Т — технический вариант, а О — опытная партия. Есть еще буквы А и Б, которые указывают на скорректированный вариант по данным опытной партии и документ, выполненный по варианту с буквой А соответственно.

Примеры условных обозначений

Чтобы вам было понятнее, и вы смогли быстрее разобраться во всех обозначениях, мы приведем несколько простых и наглядных примеров. Итак, начнем.

Пример №1

На картинке выше вы видите стыковой шов, у которого одна кромка имеет криволинейный скос. Само соединение двустороннее, сделано методом ручной дуговой сварки. С обеих сторон нет усиления. С лицевой стороны шероховатость шва равна Rz 20 мкм, а с оборотной —Rz 80 мкм.

Пример №2

Здесь вы можете видеть, что шов угловой и двусторонний, у него нет ни скосов, ни кромок. Это соединение выполнено автоматической сваркой и с использованием флюса.

Пример №3

Тут у нас снова стыковой шов, но уже без скосов или кромок. Соединение одностороннее, с подкладкой. Выполнен шов с использованием нагретого газа и сварочной проволоки.

Пример №4

В четвертом примере шов тавровый, не имеет скосы или кромки. Он прерывистый и выполнен двусторонним методом. Шов как бы в шахматном порядке. Работа выполнена с помощь РДС в среде газа и с использованием неплавящегося металлического стержня. Катет шва равен 6 миллиметров, а длина шва составляет 50 миллиметров, с шагом в 100 миллиметров (обозначается буквой «Z»). t ш — это протяженность шва, а t пр — протяженность шага прерывистого соединения.

Пример №5

В нашем последнем примере шов выполнен нахлестом, не имеет скосов и кромок. Он также односторонний и выполняется ручной дуговой сваркой в среде защитного газа и с применением плавящегося стержня. Сварное соединение выполнено по незамкнутой линии. Катет шва равен 5 миллиметрам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]