Маркировка подшипников: условные обозначения и расшифровка

Основная цифровая маркировка и схема

Главное, что нужно узнать у продавца, – какая страна изготовила изделия. Дело в том, что принятые нормы и стандарты у российских изготовителей и у зарубежных отличаются. Для первых прописан отечественный знак качества – ГОСТ 3189-89. Он всегда соблюдается, за этим строго следят надзорные службы, так как невыполнение требований производства грозит не только несоответствием заказа (а он может быть и государственный) с итоговым результатом, но и аварийными ситуациями на производстве.

Указанная деталь является одним из очень важных узлов фактически в каждом устройстве, где важны механические вращательные движения. С его деформацией обычно связаны значительные поломки. Поэтому можете быть уверены, что, покупая подшипники с нумерацией, вы полностью можете на нее полагаться.

Сначала будем рассматривать отечественные изделия, так как они более доступны и достаточно надежны, поэтому используются чаще. Выглядят они приблизительно так:

Y – XXXXXX – Z

Любой номер имеет три составляющие:

  • Ядро (X). Располагается в центре, представляет собой базу с основными данными о детали. Выражается только цифрами. Шесть знаков обозначают пять показателей. С двух сторон заключается в дефисы.
  • Префикс (Y). По названию понятно, что это препозиция, то есть, стоит опознавательный знак в самом начале. Может комбинировать в себе различные знаковые системы. Выражает три взаимосвязанных значения.
  • Суффикс (Z). Завершает комбинацию и содержит множество информации. Состоит в основном из букв кириллического алфавита (по российскому ГОСТ), но может уточняться цифрами.

Приведем схему с расшифровкой маркировки подшипников качения (ее ядра)

Х(5) ХХ(4) Х(3) 0Х(2) Х(1)

где под цифрами имеется ввиду:

  1. диаметр отверстия – о нем более подробно ниже;
  2. размер серии, то есть габариты – помноженные координаты и их значения;
  3. тип узла – от 0 до 9, но весь перечень ниже будет представлен в виде таблицы, потому что без нее трудно запомнить эту классификацию;
  4. конструкция изделия – для этой категории дано очень много кодов, до 99 штук, подробно их перечислять не будем, но укажем, что полностью список находится в документе ГОСТ 3395-89;
  5. размерная категория – самая начальная цифра отвечает за серию ширин или высот, сильно зависит от радиусов и не всегда может быть проставлена, особенно когда этот показатель нестандартный.

Основные трудности возникают, когда мы говорим о размере внутреннего кольца. Что если он больше 9 мм? Ведь на этот показатель отведена только одна цифра. А что делать, если, напротив, радиус так мал, что помноженный на 2 он не доходит даже до минимальной единицы, чтобы заполнить указанную ячейку номера? Рассмотрим ниже.

Виды подшипников

Подшипник — это сборная (т. е. состоящая из нескольких элементов, которые соединены в одно целое) деталь, поддерживающая другую конструкцию в нужном положении и обеспечивающая ее движение.
В автомобилях обычно используются 3 типа подшипников:

  • телескопические обеспечивают линейное (по прямой линии) перемещение. Такую деталь можно встретить в поддерживающих стойках капота или багажника;
  • подшипники скольжения представляют собой цилиндрический корпус и вкладыш. Для уменьшения трения рабочие поверхности этих деталей полируются, а пространство между ними заполняется подходящей смазкой. Подшипники скольжения производятся из различных сплавов металлов (к примеру, бронзы), полимеров и керамики;
  • подшипники качения в самом общем виде состоят из 2 вставляемых друг в друга металлических колец разделенных сепаратором — несколькими полированными шариками. В зависимости от условий эксплуатации конструкция сепаратора может быть самой разной. Так, в одних случаях устанавливаются несколько параллельных рядов шариков, в других — используются ролики, в третьих внешнее кольцо отсутствует, а шарики впрессованны в одну из сторон внутреннего кольца и т. д. В некоторых моделях устройства пространство между внутренним и внешним кольцом закрывается полимерной прокладкой (пыльником), предотвращающей вытекание смазки и попадания внутрь подшипника посторонних предметов.

Внимание! Подшипники скольжения и качения в подавляющем своем большинстве не взаимозаменяемы. Агрегаты, в которые они устанавливаются, спроектированы на определенный тип, направление, частоту вращения, уровень нагрузки, температурный режим и пр. Подшипник другой марки в лучшем случае быстро сломается, в худшем — приведет к серьезной поломке других узлов автомобиля.

Система обозначения по ГОСТ

Мы привели подробное объяснение про внутренний размер и условные обозначения подшипников качения. Но в маркировке шариковых деталей важную роль играет 2-я позиция записи – серия диаметров. Их проставляют согласно таблице:

0 нулевая
7 сверхлегкая
8 сверхлегкая
9 особо легкая
1 особо легкая
2 легкая
5 легкая широкая
3 средняя
6 средняя широкая
4 тяжелая

Но если нет указаний серии шин, то и здесь будет стоять 0. Дополнительные характеристики несут следующие знаки на этом месте:

  • 7 – нестандартный внешний размер;
  • 8 – неклассическая ширина;
  • 9 – ненормализованный радиус внутренней окружности.

Но кроме основного ядра, согласно требованиям ГОСТ, есть также обозначения, приведенные в крайних правой и левой частях маркировки закрытых подшипников. Рассмотрим эти правила.

Как выглядит штангенциркуль?

Универсальный и незаменимый, проверенный не одним поколением домашних мастеров, метрический прибор внешне немного напоминает молоток, скрещенный с линейкой. Перед тем, как выбрать штангенциркуль, следует знать следующее: модификаций несколько, но все они состоят из одного набора конструктивных особенностей.

  1. Штанга или измерительная линейка, на которой нанесена шкала разметки. Стандартной считается длина 150 мм, она же определяет максимальную величину измерения. Для замеров с большим значением есть специальные штангенциркули с более длинной измерительной линейкой.
  2. Подвижная часть штангенциркуля — измерительная рамка. Она перемещается вдоль по измерительной линейке. За счет пружины внутри рамка плотно прижимается к штанге, а специальный винт фиксирует ее на нужном положении. На самой рамке нанесена шкала нониуса, на ней определяют десятые и сотые доли миллиметра.
  3. На штанге жестко закреплены неподвижные губки штангенциркуля. Эта часть предназначена для определения внешних размеров, ее рабочая поверхность расположена внутри.
  4. Подвижные губки размещены с другой стороны штанги и предназначены для измерения внутреннего размера. Рабочая поверхность расположена снаружи.
  5. С двигающейся рамкой жестко соединена выдвижная планка, с помощью которой определяют глубину.

Дополнительные обозначения

Различают две категории:

  • префикс;
  • суффикс.

Начнем с приставки. Она находится перед цифровым кодом и составляется по правилам:

  • запись начинается справа;
  • отсутствующие позиции отбрасываются, а если совсем нечего писать в дополнении, то и тире, разделяющие части кодировки, не нужно.

Рассмотрим составляющие справа налево:

  1. Класс точности. К самым высоким относятся аббревиатуры «5», «4», «Т» и «2». Немного хуже – «0», «6», «6Х», остальные показывают, что показатель совсем плохой. Тогда можно признать изделие низкокачественным. Это происходит, когда соотношение всех элементов не точно выверено. Так как маркируются подшипники после их изготовления, то при найденной погрешности, указывается плохой префикс.
  2. Радиальный зазор. Классифицируется по шкале от 0 до 9, измеряется в десятых частях миллиметра и показывает расстояние между шариками, то есть между элементами качения. Оптимальными считаются срединные значения. Нормальный показатель может никак не отображаться в записи.
  3. Ряд момента трения. В основную, часто используемую группу входят – 1, 4 и 7. Остальные нужно сверять по документу РД ВНИПП.021-01.
  4. Категория А, В или С. Последняя – стандартная, она не имеет особенных требований, поэтому часто даже не указывается. А вот если вы имеете дело с А или В, то рядом будут проставлены цифровые значения, обозначающие класс.

Справа, в суффиксе, идет необязательная, но важная информация о дополнительных указаниях. Обычно она нужна тем, кто имеет дело с нестандартными моделями. Указывается кириллическими буквами. Запрос можно сделать в целой системе нормированных списков: ГОСТы 5721, 24696, 24850 и 7872.

Параметры подшипников

Помимо конструкции подшипники различаются по:

  • посадочным размерам. Для подшипников качения и скольжения это внутренний, внешний диаметр и ширина;

Внимание! При использовании подшипника неподходящего размера соответствующая деталь агрегата не будет перемещаться, или же появится люфт, вибрация, посторонние шумы, что может спровоцировать другую неисправность.

  • предельным нагрузкам. Показатель отдельно рассчитывается для движения и статического положения детали. Превышение допустимой нагрузки увеличивает износ или сразу же приводит к поломке подшипника;

    Измеряем размеры подшипников с помощью линейки или штангенциркуля

  • уровню шума, который сопровождает скольжение подвижных частей подшипника. Определяет комфорт и общие впечатления от использования автомобиля;
  • классу точности и уровню вибрации. Если детали подшипника подогнаны с некоторым люфтом, при интенсивном движении они вибрируют. В отдельных случаях это не имеет особого значения, тогда как в других превышение определенного уровня вибрации приводит к снижению эксплуатационных характеристик или поломке агрегата;
  • типу смазки. Некоторые агрегаты в рабочем режиме заполняются смазочной жидкостью, которая не всегда совместима с определенной конструкцией и материалами подшипника.

Обозначение импортных подшипников – есть ли иностранный ГОСТ для маркировки узлов

Если с отечественными изделиями все понятно и каждая компания-производитель обязана придерживаться годами установленных требований по нумерации, то за рубежом каждый изготовитель сам придумывает удобную для него систему. Обычно она менее подробная и детальная, чем в России, а также имеет следующий недостаток – без подробной, а для русского человека переведенной на его родной язык, инструкции ничего не понятно. Можно довериться продавцу, но он сам часто не знает мельчайшие особенности, из которых состоит код.

Как определить серию подшипника – инструкция

Существует четыре основные категории. Особо легкая (цифра 1), легкая (2 или 5), средняя (3 или 6) и тяжелая – 4.

Чтобы определить, к какой из них относится модель, следует найти ядро маркировки, оно находится между двумя тире. Если суффикса или постфикса нет, то номер может стоять одиноким. Есть две ситуации. Если есть слэш, то нужный нам показатель первый слева от него. Если косой черты нет, то он третий.

Как узнать диаметр отверстия – инструкция

Это самые первые (справа) числа ядра.

Если в записи присутствует окончание – 0X, то этот X – число от 1 до 9 в миллиметрах. Если запись – 05X, то значит X – округленное число, но не больше 10 мм.

Знаки 00, 01, 02 и 02 говорят о диапазоне от 10 до 20, код можно перевести в точные значения по предложенной выше таблице. Если после них стоит 9 (т.е. 900 или 901), то снова имело место округление.

При наличии любого двузначного значения следует умножать на 5. Правило с «девяткой» на третьем месте остается уместным и тут.

А если в маркировке есть слэш, то либо это исключение, либо большой диаметр больше 50 сантиметров.

Как по номеру подшипника определить его внешние размеры – инструкция

Это последнее значение ядра. Оно стоит с краю, слева. Это габариты, то есть помноженная ширина и высота. Если внутреннее кольцо остается прежним, то внешнее увеличивается согласно следующей маркировке: 0, 8, 9, 1, 7, 2, 3, 4, 5. Соотношение величин можно определить с помощью таблицы.

Как узнать номер

Легче всего воспользоваться электронными каталогами, содержащими в себе все десятки значений. Нумерацию легче освоить, если предварительно измерить основные параметры – внешний и внутренний радиус, ширину, высоту.

Методика измерения в 12 точках

Используйте приборы измерения линейных размеров с точностью в 2 мкм. Предпочтительнее (в случае наличия возможности) использовать измерительные приборы с точностью превышающей в 10 раз требуемый допуск, что обеспечить разрешающую способность измерения в 0.2 мкм.

Измерьте вал в четырех точках, начиная с 0° и далее по кругу на 45°, 90° и 135° (см. рисунок ниже). Повторите процедуру в трех различных плоскостях в вала вдоль поверхности, сопрягаемой с подшипником. Эти три плоскости должны быть максимально равноудалены друг от друга и равномерно распределены на всей длине зоны контакта вала и подшипника. В любом случае, крайняя плоскость должна быть удалена от края вала на расстояние более чем 5 мм.

Запишите полученные данные в таблицу для записи данных. Убедитесь, что внесены все значения и соблюдены углы измерения. После этого высчитайте среднее арифметическое значение в каждой плоскости.

Оценка диаметра (размера)

Сравние полученные средние значения по плоскостям А, В и C с требуемыми допусками. Каждый из размеров должен быть в допуске. Сопрягаемый диаметра вала не в допуске, если хотя бы одно из значений лежит выше или ниже границ поля допуска.

Оценка овальности (формы)

Так же сравните значения диаметров, полученных в каждой плоскости на разных углах (0°, 45°, 90° и 135°). Если какой либо из диаметров болше или меньше на величину, превышающую половину от допуска, можно сделать заключение о наличии недопустимой овальности вала.

Журнал измерения по 12 точкам

Функционал сервисов по подбору подшипников

Выбор подшипника осуществляется по нескольким параметрам. Прежде, чем отправляться в магазин, сделайте все необходимые замеры и определите места установки. Вот какую информацию надо раскрыть:

  • тип качения — ролики, шарики, скольжение;
  • форма или вид — стандартная/нестандартная, конусообразная;
  • тип сепаратора — металл, пластик, латунь;
  • конструкция — с уплотнителями или без;
  • количество рядов — 1 или 2;
  • структурные отличия — бушинг, ограничитель, буртик.

Важно также знать, как называется узел машины, в который он ставится. Данная информация поможет сэкономить время поиска. Например, в полевых условиях, когда под рукой нет нужного инструмента для проведения замеров, а номер элемента истёрся.

Если же размеры известны, подобрать подшипник легче. Различные онлайн сервисы в интернете быстро найдут деталь, достаточно вбить в калькулятор известные величины, а также дополнительно вес (необязательно). Автоматические расчёты предоставляют ценную информацию:

  • артикул нужной детали;
  • стоимость;
  • варианты аналогов и модификации.

Стандартный интерфейс интернет-магазина, реализующего подшипники, предоставляет пользователям 2 и более инструментов. Обязательно имеется калькулятор — приложение, которое за 5-10 секунд отберёт нужные товары из огромного ассортимента (50-100 тыс. наименований) под технические параметры.

Ещё один полезный инструмент — сквозная таблица или интерактивный перечень. Здесь изделия представлены по порядковому номеру, согласно геометрическим размерам, весу, названию, а также другой информации электронного каталога. Поиск в данном случае занимает больше времени, но находит не только подшипник нужно размера, но и его аналоги.

Если действовать по инструкции, все имеющиеся в каталоге шарикоподшипники просматриваются за более короткое время:

  • сначала выбрать тип элемента по назначению — например, промышленный;
  • затем в открывшемся списке вбить разновидность — роликовый или шпиндельный;
  • указать марку или отсортировать по размерам BxdxD;
  • перейти на указанную страницу, где будут представлены все данные и схема изделия в разрезе.

Внизу страницы даются номера телефонов или возможность входа в онлайн чат. Если нет времени на онлайн поиск, позвоните (напишите) консультантам и получите всю требуемую информацию.

Популярные марки:

BMW X5

Как работает цифровой штангенциркуль?

Существует три модификации штангенциркуля, их разделили по способу снятия размеров.

  1. Простейшими нониусными моделями можно пользоваться для домашних нужд. Целые значения снимаются со штанги, доли определяют по нониусу — это основные правила, как пользоваться штангенциркулем.
  2. Механический принцип замера используется в циферблатных моделях. Через зубчатую передачу со шкалы штанги доли миллиметра переносятся на циферблат, целые значения берутся со штанги.
  3. Самым удобным и точным считается цифровой вариант, где все результаты получают с экрана дисплея. Сама электронная часть может настраиваться, пользоваться еще удобнее.

Чтобы понять, как пользоваться, следует разобраться с тем, как устроен цифровой штангенциркуль. В основе работы используется цифровой емкостный нониус: внутри устройства емкостная матрица, несколько пластин, основными из них являются статор и ползунок. При снятии расчетов они выводятся на дисплей, статор располагается на механической линейке, а ротор — под самим дисплеем.

Плюсы и минусы использования

Конструктивные особенности деталей напрямую влияют на их полезные свойства и недостатки. Рассмотрим их по отдельности.

Качения

Среди безусловных достоинств этого типа устройств можно выделить:

  • • Низкую стоимость. Этот фактор особенно актуален, учитывая, что в некоторых сложных механизмах одновременно можно использовать до нескольких сотен опорных узлов.
  • • Слабое трение не приводит к серьезным потерям и сильному нагреву. Да и в целом опоры одинаково хорошо ведут себя как в момент начала эксплуатации, так и в уже установившемся стабильном режиме работы.
  • • Широкое разнообразие не исключает взаимозаменяемости деталей, а легкий монтаж позволяет сделать ремонт быстро и качественно.
  • • Для нормального функционирования практически не нужны смазочные материалы.
  • • В целом требуется гораздо меньше ухода и внимания к запчастям, в которых установлены эти изделия.

Что касается минусов, то устройства качения довольно восприимчивы к ударным и вибрационным нагрузкам из-за своей жесткой конструкции. Это исключает их использование в некоторых машинах. По своим габаритам изделия, обеспечивающие покачивание, крупные, работа проходит в довольно большом шуме.

Скольжения

Среди преимуществ использования выделяют:

  • • Небольшой размер.
  • • Конструкция может быть как разъемной, так и сборной.
  • • Показатели работы в высокоскоростных механизмах значительно лучше, чем у других устройств.
  • • Спокойно относятся к ударной волне и вибрациям, что увеличивает возможности эксплуатации.
  • • Работает в самых неблагоприятных окружающих условиях.

Среди минусов можно назвать:

  • • Необходимость постоянного контроля за уровнем смазочного материала, поскольку без него технические характеристики значительно ухудшаются.
  • • Во время пуска происходят большие потери.
  • • КПД ниже, чем в опорах качения.
  • • Для производства используется дорогостоящее сырье, из-за чего повышается общая цена.
  • • Комплектующие вырабатываются неравномерно, что усложняет обслуживание всей машины в целом.

Поиск подшипника по размерам можно провести онлайн, но множество других ключевых параметров все равно придется определять дополнительно. При правильном выборе можно обеспечить стабильную работу машины, сократить необходимость обслуживания. Иногда лучше обратиться за помощью к профессионалам, которые ответят на интересующие вопросы и посоветуют на каком варианте следует остановиться.

В магазинах и на заводах встречается широкий ассортимент сборочных узлов. Каждый из них предназначен для своей задачи, отвечает ряду требований, а также подходит по размеру к указанным запчастям. В статье дадим расшифровку условных обозначений и номеров подшипников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]