Виды подъемников
Прежде чем установить на яму в гараже автоподъемник для КПП, детальнее изучают его основные разновидности. Это поможет разобраться с тем, каким может быть ямный подъемник.
По типу привода
Домкраты для поднятия автомобилей отличаются типом привода, который в них устанавливается. В этой классификации выделяют две основные модели:
- гидравлический домкрат;
- устройства с ручными механическими приводами.
Специалисты советуют пользоваться гидравлическими моделями, так как они более эффективны. Однако самостоятельно изготовить такое устройство непросто, и поэтому многие делают ручные автоподъемники.
По типу подъемников
Еще одной отличительной особенностью автомобильных домкратов считают используемый в них тип подъемника:
- Винтовой. Для установки такого оборудования используют две прочные стойки, в которые установлены специальные винты. Именно они отвечают за подъем и опускание транспортного средства. Работа установленных винтов контролируется электродвигателем.
- Мини. При изготовлении таких моделей применяют гидравлические или механические приводы. Особенностью оборудования считают его небольшие размеры. Поэтому для поднятия грузового транспорта мини-подъемники не используют.
По электромеханической технике
В некоторых моделях применяют различную электромеханическую технику. Исходя из этого, выпускают автоподъемники:
- Одностоечные. Опытные автомобилисты советуют пользоваться такими моделями в небольших гаражах, так как они компактные. Они состоят из электрического двигателя, каретки подвижного типа, а также вертикальной опоры.
- Ножничные. Ножничные автоподъемники могут быть передвижными или стационарными. Они оснащены крепкой рамой для крепления шарниров и компрессорным устройством.
По количеству плунжеров
Исходя из количества плунжеров различают многоплунжерные, двух-плунжерные и одноплунжерные модели. В моделях с несколькими плунжерами устанавливается специальная траверса, которая отвечает за эффективность оборудования.
Как выбрать
На что стоит обратить внимание при выборе товара? Немаловажное значение имеет то, сколько он стоит. Однако, это не единственный, и отнюдь, не основной критерий выбора. Любой товар обладает техническими характеристиками, как существенными, так и не очень. Решающими при выборе стоит считать:
- показатели электропитания как насосной станции, так и привода;
- максимальная грузоподъемность установки;
- относится к подвижному или стационарному типу;
- входит ли в комплектацию дополнительное оборудование, существенно расширяющее имеющийся функционал;
- габариты в рабочем и нерабочем состоянии.
Стоит иметь в виду, что для автосервиса с небольшими помещениями лучше купить ножничный подъемник, установка которого осуществляется в углублениях пола, что существенно уменьшает занимаемое свободное пространство в боксе.
По мнению покупателей, к несущественным качествам стоит отнести:
- дополнительная комплектация оборудования слесарными инструментами;
- какой цвет ламп и стоек подъемника;
- как выглядит транспортная упаковка;
- возглавляет ли товар рейтинг лучших моделей текущего года;
- насколько раскрученный бренд продукции.
Все эти показатели могут существенно повлиять на цену товара, но не улучшить его функционал и потребительские свойства.
Какой фирмы приобрести продукцию и где ее купить? На эти вопросы однозначного ответа не существует. Все зависит от предпочтений потенциального покупателя и его финансового состояния. Есть несколько вариантов стать обладателем такого вида товара:
- посетить специализированный магазин и выбрать интересующую модель;
- заказать онлайн в интернет – магазине, сэкономив немного денег;
- изготовить подъемник своими руками.
На последнем варианте остановимся более подробно. Конструкция особой сложности не представляет, поэтому при наличии небольших навыков, необходимого оборудования и инструментов, свободного времени и желания можно ее изготовить своими руками. В качестве примера возьмем винтовой автомобильный подъемник и рассмотрим пошаговую инструкцию самостоятельного его изготовления.
Вначале определимся с основными характеристиками таких устройств. Их грузоподъемность варьируется от 1,5 до 14 тонн. Агрегат оснащается одной, двумя, четырьмя или шестью стойками. Остановимся на двухстоечном варианте. Его основные конструктивные элементы таковы:
- стойки – 2 штуки;
- поперечина;
- винты;
- гайки;
- электродвигатель;
- подхваты;
- подшипники;
- анкеры;
- цепная передача.
Необходимые материалы для изготовления:
- гидравлические штанги;
- компрессор;
- гидроцилиндры – 2 штуки.
Что касается электромотора с редуктором и вала, то такие детали можно приобрести в пункте обмена, где бывшие в употреблении элементы сдаются, а новые получаются с доплатой. Определитесь со схемой нагрузки и выполните чертеж. Он должен быть точным и выверенным. В полном соответствии с чертежом изготовьте конструкцию. Убедитесь в ее надежности и безопасности. Снабдите ее ходовым винтом для движения угла с подхватами. Смонтируйте мотор и редуктор. Как установить агрегат? Готовое оборудование закрепите анкерными болтами к полу. Прежде, чем приступать к эксплуатации, убедитесь в ее прочности и надежности. Если возникли сложности, обратитесь за советом к мастерам, которые уже изготавливали такие изделия.
Выбор наиболее подходящей конструкции
Перед изготовлением автомобильного автоподъемника выбирают наиболее подходящую конструкцию.
Для легкового авто
Часто для работы с легковыми автомобилями выбирают одностоечные модели. К достоинствам таких автоподъемников относят:
- простоту эксплуатации;
- компактность, благодаря которой оборудование не занимает много места в гараже;
- современную систему смазки, которая не нуждается в постоянном обслуживании;
- надежную защиту, направленную на предотвращение опрокидывания авто во время ремонта.
Также для ремонта легковых авто используют оборудование ножничного типа. С его помощью автомеханик сможет быстро поднять или опустить транспортное средство на нужную высоту.
Для грузовой машины
Главной особенностью любого грузового автомобиля является его размер и вес. Из-за нестандартных габаритов и большой массы поднять такие авто могут не все подъемники.
Для ремонта такого транспорта пользуются грузовыми устройствами, отличающимися высокой грузоподъемностью. Они могут быть подкатными, стационарными и платформенными. Их используют только в СТО, которые специализируются на ремонте тракторов или грузовиков.
Ножничные автоподъемники
Механизмы этого типа используются для технического обслуживания автомобилей и для регулировок. Достоинством является возможность установки вровень с поверхностью пола. Благодаря особому исполнению принимают компактный вид в сложенном состоянии.
Многие модели осуществляют подъем автотранспорта с использованием гидравлического привода. Последний обеспечивает им такие достоинства, как полная бесшумность во время работы, плавность хода, высокую долговечность. Подъемники этого типа бывают двух видов — стационарные и мобильные. Последние используются для оперативного обслуживания за пределами мастерской. Эти подъёмники имеют грузоподъемность на уровне 5 тонн. Главным недостатком является высокая стоимость.
Как сделать надежный автоподъемник своими руками
Самостоятельно изготовить автоподъемник из домкрата непросто, и поэтому надо заранее ознакомиться с инструкцией.
Расчет размеров и создание чертежа
Сначала необходимо определиться с размерами оборудования для работы с автомобилями.
Выбор габаритов автоподъемника зависит от площади гаража, в котором он будет использоваться. Средняя высота устройства составляет три с половиной метра, а ширина — три метра. Оборудование с такими габаритами способно поднять транспортное средство, масса которого достигает 3-4 тонны.
Необходимые компоненты и инструменты
Определившись с размерами автоподъемника, можно приступить к подготовке нужных инструментов и материалов. Для работы понадобятся:
- сварочный аппарат для соединения железных компонентов;
- сверла;
- дрель;
- рулетка для измерения размеров деталей устройства.
К материалам, из которых изготавливается устройство, относят:
- стельные уголки шириной восемь сантиметров;
- железные плиты, толщина которых должна быть 1-2 сантиметра;
- редуктор червячного типа.
Инструкция по сборке
На начальном этапе создания подъемника в стенки гаражной ямы устанавливают уголки из стали. После этого на их полки устанавливают металлическую плиту и прикрепляют ее к поверхности. Сверху устанавливается редуктор, после чего на приводном валу фиксируется шпонка.
После установки редуктора на поверхности плиты делают отверстия, через которые будет пропускаться цепь. Когда цепь будет установлена, на вал надевают звездочку. Для установки второй цепи с противоположной стороны плиты проделывают такие же отверстия.
Полученная конструкция выдерживает нагрузку 2-3 тонны.
Изготовление опрокидывателя
Чтобы создать подъёмник-опрокидыватель нужно знать из каких частей он состоит:
- передняя стойка;
- башмак;
- площадка;
- верхняя, нижняя и задняя балки;
- элементы соединения.
Схема изготовления подъемника.
Необходимые материалы:
- стальные листы толщиной 4 мм;
- уголки;
- втулки;
- крепёж;
- сварочный инструмент.
Сначала идёт башмак из металла. Металлический пруток следует вварить для фиксации домкрата. Башмак должен двигаться по стойке, поэтому нужно придерживаться ширины внутреннего размера. Четыре уголка нужны для создания задней балки.
С уголков создаём квадраты, а в один из них вставляем металлический квадратный стержень 26*21 мм длиной 35-36 см. Далее листовой металл толщиной 3-4 мм используется для создания площадки. Охват площадки будет примерно 350*150 мм, а бортики делаются загнутой формы.
Трудности при изготовлении подъемника
При изготовлении самодельного автоподъемника могут появиться сложности, с которыми надо ознакомиться. Часто проблемы появляются с изготовлением деталей, которые сложно сделать своими руками. Поэтому некоторые компоненты для подъемника придется покупать. К таким деталям относят ходовые винты или электрический двигатель, который устанавливают в некоторые модели.
Также трудности появляются на этапе расчета габаритов подъемного оборудования. Довольно сложно самостоятельно определить оптимальные размеры для такого устройства.
Четырехстоечные подъемники
Подъемное оборудование этого типа представляет собой конструкцию из четырех опор, на которых установлена рабочая платформа или два отдельных трапа. Подобные устройства, как правило, имеют крупные габариты и высокую грузоподъемность (вплоть до 45 тонн), что определяет основную сферу их применения – техническое обслуживание грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники. Четырехстоечные подъемники хорошо подходят для использования на постах контроля и для регулировки угла установки колес (развал-схождение). Вместе с тем многие стандартные процедуры выполнить на таком оборудовании не удастся, поскольку подъем транспортных средств производится не за пороги, как в случае с другими видами подъемников, а за колеса.
Автоподъемники с четырьмя опорами могут оборудоваться как гидравлическим, так и электромеханическим приводом мощностью до 3 киловатт. Специальные системы синхронизируют работу подъемных механизмов, что предотвращает перекос рамы, а наличие страхующих устройств исключает возможность падения платформы в случае поломок. Время подъема автомобиля на подобном оборудование обычно составляет от 45 до 50 секунд, тогда как обратный спуск занимает не больше 25 секунд.
Преимущества:
- Высокая грузоподъемность, позволяющая работать с грузовыми авто и специальной техникой
- Удобная система управления
- Наличие системы аварийного опускания платформы на случай отключения электроснабжения
Недостатки:
- Крупные габариты
- Высокая стоимость
- Необходимость в регулировке во время эксплуатации
Выбираем конструкцию
Итак, вы решили положиться на свои умелые руки и сделать самодельный подъемник в гараж, а не приобретать его в магазине спецтехники. Это понятное желание: стоимость такого оборудования может быть не сильно меньше стоимости вашего автомобиля, при этом использоваться оно будет редко (только если вы не собираетесь открывать СТО в гараже).
Идея возникла, желание тоже, теперь пора выбрать конструкцию создаваемого устройства. Для этого стоит обратить внимание на подъемники заводского производства, представленные на рынке спецоборудования, «подсмотреть» их устройство и представить, сможете ли вы сделать что-то подобное.
Скорее всего, первым на глаза вам попадется двухстоечный подъемник, который можно найти практически в каждой автомастерской. Данный тип устройств может быть оснащен электромеханическим либо электрогидравлическим приводом.
В первом случае внутри каждой стойки расположен резьбовой вал, вращаемый электродвигателем с редуктором. На резьбовом валу расположена несущая гайка, которая перемещается вдоль него и соответственно поднимает-опускает «лапы», на которых держится автомобиль.
В двухстоечном электрогидравлическом подъемнике вал заменяется гидравлическим приводом, давление в котором создается электродвигателем.
Существуют
иные варианты схожей конструкции, но с одной, тремя или четырьмя стойками.
Еще один тип подъемника – ножничный, где платформа с системой рычагов (которые называются «ножницами») поднимается и опускается с помощью гидравлических приводов, приводимых в действие электрическими моторами.
Создавая подобные конструкции, можно столкнуться с множеством вопросов и проблем, требующих решения. Прежде всего, это безопасность работы – никто не желает, чтобы в один не слишком удачный день получить тяжелую травму или увечье из-за сломавшегося подъемника.
Потому следует выбирать материалы и конструкцию устройства так, чтобы он выдерживал массу автомобиля, при этом с солидным запасом.
Стоит также озаботиться изготовлением стопорных механизмов, позволяющих удерживать автомобиль на месте при нештатных ситуациях с подъемником.
И основная проблема, с которой сталкиваются желающие сделать двухстоечный или ножничный автоподъемник своими руками – сложность изготовления и дороговизна деталей. В домашних условиях длинный резьбовой вал создать практически невозможно, подбор цилиндров и гидравлических шлангов – дело сложное, и дешевизной они не отличаются.
Но есть более простой и приспособленный для изготовления в гаражных условиях вариант автоподъемника, переворачивающий автомобиль на бок на угол 45°-60° и называемый опрокидывателем. Давайте подробнее остановимся на нем и посмотрим, из чего и как его можно сделать.
Сборка подъёмного устройства
Самодельный подъёмник в автосервисную мастерскую собирается быстро и просто. Рабочий процесс состоит из 8 шагов:
- стальные гнутые уголки нужно закрепить на противоположных плоских стенках помещения так, чтобы капот легкового автомобиля оказывался под ними;
- на уголки необходимо установить стальную плиту и закрепить болтами М8;
- установить на плиту редуктор;
- закрепить шпонку на приводном редукторе вала;
- в плите просверлить отверстие и пропустить цепь, замкнуть в форме кольца;
- закрепить шпонку меньшего размера на выходном вале редуктора;
- просверлить в плите два отверстия, пропустить вторую цепь;
- первый конец приводной цепи зафиксировать на малой шпонке, второй оснастить крюком.
Используя профессиональные чертежи, ножничный подъёмник своими руками можно изготовить очень легко и быстро. Самодельный подъёмник в гараж имеет рычажную систему передач в виде ножниц. Рабочие моменты осуществляются гидравлическим приводом, работающим от электрического двигателя.
В качестве основного рабочего агрегата автоподъёмник-опрокидыватель содержит реечный, гидравлический или червячный домкрат. Пятка прибора с большими рёбрами жёсткости может наклонить авто весом 2.5 тонны на 45°. Для прочности платформа устройства с подвижными механизмами оснащается рёбрами жёсткости толщиной металла до 7 мм, уголками и квадратным толстостенным профилем. Из металла также изготавливается опорный гнутый уголок, нижняя площадка и опорный брус.
Изготовить механический опрокидыватель можно из набора необходимых компонентов:
- толстостенная квадратная труба 0,5×0,5 см или уголок с полкой;
- два пальца;
- четыре втулки;
- фрагменты металла для косынок.
Детали скрепляются между собой сваркой, кронштейны с шарнирами соединяются с платформой, после этого подъёмник готов к работе.
Плунжерные автомобильные подъемники
Плунжерные автоподъемники имеют простую, но эффективную конструкцию. Они состоят из подъемной платформы или трапов, закрепленных на концевых частях плунжеров гидроцилиндров, откуда и происходит название этого оборудования. Число таких плунжеров может варьироваться от одного до четырех.
Плунжерные автомобильные подъемники предлагаются в двух вариантах исполнения: с напольной установкой и с заглублением в пол (встречаются чаще). В последнем случае опущенный автоподъемник почти не занимает места в помещении, что является одним из достоинств таких устройств.
Подъемники плунжерного типа подходят для выполнения общесервисных и кузовных работ, а также пригодны для использования на участке мойки. В поднятом состоянии они не препятствуют открытию дверей и доступу к основным рабочим зонам авто, включая крылья, двигатель и переднюю часть. При необходимости несколько плунжерных автоподъемников можно объединить в одну систему, что позволит обслуживать крупногабаритные и длинномерные транспортные средства. Кроме того, такие подъемники легко настраиваются для работы с любым типом клиренса.
Преимущества:
- Минимальная потребность плунжерных подъемников в свободном пространстве в помещении
- Удобство доступа ко всем частям авто, отсутствие кабелей и колонн, мешающих работе персонала
- Высокая скорость подъема при почти полной бесшумности
- Надежность и долгий срок службы
- Нетребовательность к техническому обслуживанию
Недостатки:
- Высокая стоимость
- Сложность монтажа
Требования к оборудованию
В первую очередь, от этого оборудования понадобится возможность подъёма машины на такую высоту, на которой удобно её обслуживать. Можно просто приподнять, а можно поднять на полный человеческий рост. Второе и, пожалуй, самое важное требование к нему — обеспечение полной безопасности людей и целостности автомобиля. Не станем наводить печальные примеры, но, к сожалению, они есть.
Кроме этого надо продумать привод и систему подъемного механизма, продумать управление, регулировку и крепление к полу гаража. Кстати, большинство заводских изделий наглухо крепятся на анкеры к полу и бетонируются. Это необходимо, чтобы исключить опрокидывание и снизить риск получения травмы и порчи имущества, тем не менее, есть и самоходные гидроподъёмники.
Привод и подъёмник
Привод всех подъёмников может быть как гидромеханическим, так и электромеханическим. В первом случае для подъёма эстакады или стола используется электрический двигатель с помпой и система гидравлических цилиндров. Принцип работы его довольно прост и он понятен по схемам и приведённым чертежам. Как правило, для работы гидростанции подъемника используется трехфазный электродвигатель на 380 Вольт, а гидравлическая арматура должна быть строго выверена по параметрам в зависимости от ожидаемой нагрузки.
Бюджетные гидростанции работают и от 24-вольтового электродвигателя, но их грузоподъемность сильно ограничена, а надежность, исходя из страны изготовления, невероятно низка. Именно поэтому гораздо рациональнее и дешевле будет собрать самому, чем покупать китайский металлолом, хотя производитель производителю рознь.