Гравировка по дереву: разновидности и их особенности

Гравировка по дереву — одно из древнейших народных ремесел. Русь издавна славилась своими лесами, поэтому древние ремесленники никогда не испытывали недостатка в материалах. Чаще всего для работы выбирали мягкие, податливые породы дерева. Однако, настоящие умельцы прекрасно справлялись и с твердыми породами (ель, береза, дуб). Гравировка по разным материалам (стекло, дерево, металл) — искусство, популярное у многих народов мира. Например, на Кавказе и в Дагестане до сих пор живы старые традиции гравировки, или чеканки, по металлу.

Изготовление затейливо украшенных изделий из дерева — исконно славянская традиция. В наше время у граверов появилось много других материалов, например, ПВХ и ДСП. Тем не менее дерево тоже не сдает своих позиций. Деревянную посуду и кухонную утварь, украшенную причудливой гравировкой, можно встретить на ярмарках народных ремесел, на тематических выставках в центрах народного творчества. Подрастающее поколение тоже активно обучается древнему ремеслу в творческих кружках. В основном гравировкой по дереву увлекаются мальчики, но и девочки в таких кружках и студиях — не редкость. Гравировка может стать интересным хобби для человека любого пола и возраста.

От древности к современности

Древняя Русь славится своим деревянным зодчеством. Когда-то камень как строительный материал был в большом дефиците. Из камня возводили только храмы и царские палаты в столице (отсюда выражение — «Москва Белокаменная»). Деревянные избы, в которых жили простые крестьяне, были сплошь деревянными. Бояре и дворяне тоже жили в деревянных теремах. В те времена любое жилище имело сакральное значение. К строительству деревянного дома подходили очень ответственно. Искусные резчики по дереву украшали затейливой гравировкой:

  • Треугольные фронтоны изб, напоминающие фризы античных храмов.
  • Наличники — декоративные детали, используемые для украшения оконных рам.
  • Входные и межкомнатные двери.
  • Мебель в интерьере терема или избы: кровати, детские люльки, столы.
  • Деревянные решетки, которые ставились на окна для защиты от разбойников и грабителей.
  • «Коньки» покатых крыш.

В таком русле гравировка по дереву развивалась вплоть до восемнадцатого века. Начиная с эпохи Петра Первого, резная мебель, украшенная затейливой гравировкой, входит в моду в высшем свете. В сюжетах гравюр появляются европейские мотивы. Теперь мебель в богатых домах украшается искусно вырезанными сюжетами на тему античной мифологии, появляется древнегреческий и так называемый «готический» орнамент.

Большую популярность приобретает гравировка на карельской березе, так как этот материал отличается мягкостью, податливостью и благородным цветом. В наше время резная мебель по-прежнему в моде. Однако, сфера деятельности граверов по дереву заметно расширилась. Современные мастера работают не только с деревом, но и с материалами искусственного происхождения, а гравировка выполняется не только по памяти или по заданному орнаменту, но и по фотографиям. Порой создается полная иллюзия того, что на поверхность дерева нанесено черно-белое фото. Это достигается при помощи современного оборудования.

Ручная гравировка по дереву

Несмотря на то что научно-технический прогресс не стоит на месте, в России по-прежнему есть много мастеров, предпочитающих работать «по старинке», в технике ручной гравировки по дереву. Как правило, это искусство передается из поколение в поколение: существуют целые династии граверов. Сторонники ручной гравировки (без помощи специального оборудования) считают, что такое ремесло стоит гораздо ближе к истокам, чем работа при помощи специальных гравировальных станков. Для того чтобы овладеть этой интересной, но трудоемкой техникой, начинающему граверу понадобится:

  • Набор штихелей. Немецкое слово «штихель» означает заостренный стержень с деревянной ручкой. Этих стержней должно быть несколько. И все разной длины и толщины. Использование при работе разных штихелей помогает проводить на поверхности древесины линии разной глубины. Можно сделать штихели самостоятельно, выточив на токарном станке деревянные ручки и вставив в них железные стержни. Но проще и удобнее приобрести их в специализированном магазине или заказать по интернету.
  • А также начинающему мастеру понадобится пуансон (от французского слова «пуан» — «точка»). Пуансон — это специальное приспособление для нанесения прерывистых пунктирных линий.
  • Для того чтобы рабочая поверхность была хорошо освещена со всех ракурсов, понадобится лампа с линзой, наподобие тех ламп, которыми пользуются ювелиры и часовщики.
  • И, наконец, для того чтобы зафиксировать работу в строго горизонтальном положении на поверхности рабочего стола, понадобится двухсторонний скотч для ремонтных работ или плоская подушка, сшитая из нескользящей ткани.

Лазерный гравер по дереву

Сторонники современных методов работы обычно используют лазерный гравер по дереву. Он работает примерно по тому же принципу, что и всем известные детские приборы для выжигания, которые пользовались большой популярностью в советское время. Единственная принципиальная разница состоит в том, что линия наносится не при помощи накаленного стержня, а при помощи лазерного светового луча. При помощи специальной компьютерной программы мастер задает основные параметры:

  • Глубина линии;
  • Насыщенность цвета;
  • Длина и ширина линии;
  • Место ее расположения.

Далее лазерный гравер включается и автоматически реагирует на запрос пользователя. В результате на поверхности дерева получается линия, имеющая желаемые свойства.

По сравнению с фрезерным гравером, лазерный гравер издает гораздо меньше шума. Однако, многие опытные мастера отмечают, что при работе с ПВХ лазерный гравер издает неприятный, «химический» запах, напоминающий запах жженой резины. Эксперты предупреждают, что использовать лазерный гравер при работе с ПВХ категорически запрещается, так как при контакте лазерного луча с синтетическим материалом в воздух выделяются токсические вещества. Эти вещества опасны для здоровья и могут вызвать отравление. Поэтому если мастер намерен заниматься линогравюрой (гравюрой на ПВХ), следует отдать предпочтение фрезерному граверу.

Гравировка материала бормашинками

При работе с деревом можно использовать иные инструменты, которые помогут сэкономить время. Наиболее простые из них – бормашинки с заменяемыми насадками. Этапы гравировки этими инструментами предусматривают:

  1. Выбор материала. Работу лучше проводить на породах с монолитной текстурой: ольхе, берёзе, буке, липе и т. д. Твёрдая и смолистая древесина по типу сосны или дуба менее пригодна.
  2. Перенос эскиза. Рисунок переводят на доску с помощью простого карандаша, заштриховывая фон картинки.
  3. Проработка контура. Для гравировки подбирают круглый звёздчатый бур. При этом диаметр инструмента лучше брать маленького размера. Глубину контура можно варьировать самостоятельно: чем она больше, тем сильнее орнамент будет выступать над фоном. Благодаря этому мастер может создавать реалистичные и объёмные узоры.
  4. Гравировка фона. Для его «забивки» используют бор среднего размера. При гравировке фона важно следить, чтобы инструмент не касался самого узора.
  5. Шлифовка. Завершающий этап. Проводится с помощью наждачной бумаги с низкой абразивностью.

Портретная гравировка

Гравировка гравером по дереву своими руками, как и обработка материала ручными инструментами, это достаточно сложный процесс. Однако специалисты освоили его в совершенстве. Обращаясь к нам, клиенты смогут купить в ассортименте сувениры, мебель и оригинальные детали интерьера, выполненные в лучших традициях гравировального искусства.

Популярные сюжеты для работ

У каждого гравера «со стажем» — свои профессиональные секреты и свои излюбленные сюжеты для работ. Как показывает практика, наибольшей популярностью пользуются изделия из дерева, украшенные следующими сюжетами:

  • Абстракция — геометрический и стилизованный растительный орнамент;
  • Стилизованные изображения животных, птиц и мифических существ, например, драконов или грифонов в восточном стиле;
  • Копии с фотографий (с портретов, пейзажей и натюрмортов);
  • Копии с репродукций известных произведений живописи и графики;
  • Жанровые сценки (например, сценки из деревенской жизни).

Тем, кто только начинает осваивать мастерство гравера по дереву, лучше всего начинать с простейших, ритмично повторяющихся орнаментов. Они очень эффектно смотрятся на деревянной посуде, детской мебели, разделочных досках, полочках под иконы. Жанровые сценки хороши для украшения разделочных досок, для изготовления декоративных панно. И круглых настенных тарелок. А изготовление подарочных фотопортретов в технике гравировки по дереву или ПВХ может стать неплохим источником дополнительного заработка.

Гравировка по дереву — довольно трудоемкое ремесло, на овладение которым придется потратить много времени и сил. Однако, благодаря использованию современного оборудования овладеть этим редким видом рукоделия может любой человек, который хотя бы немного разбирается в технике, имеет хорошее зрение и обладает художественным вкусом. Главное — начинать обучение от простого к сложному, и тогда успех не заставит себя ждать. Деревянные изделия, украшенные гравировкой, пользуются большим спросом у любителей эксклюзивной авторской продукции.

От грабштихеля до фрезы

Искусство современной гравировки берет начало от древних рисунков, нацарапанных на стенах пещер, и резных прялок и наличников. Но современный процесс оптимизирован настолько, что участие человека сводится лишь к «мозговому штурму», оставляя технике кропотливое вырезание.

Современный станок для гравировки по дереву предназначен для создания:

  • графики;
  • маркировки;
  • фотографии;
  • узоров и виньеток;
  • рельефов и барельефов.


Чем не картина?

Гравировке поддается любая деревянная поверхность – плоская и округлая, главное, чтобы размер рабочего поля был достаточным.

Изображение может украсить:

  • фасад мебели;
  • двери, карнизы;
  • «примочки» для компьютера;
  • посуду, разделочные доски;
  • шкатулки и другие, подчас, обыденные предметы.


У настоящего джигита нарды – произведение искусства

Ручная гравировка

Техника техникой, но настоящая штучная вещь делается только при непосредственном участии человека. Инструмент в таком случае является продолжением руки, и каждая вырезанная линия уникальна. Гравировка на дереве своими руками займет много времени и все ваше внимание, но в этом и заключается прелесть творчества.

Для ручной работы в домашних условиях обязательно наличие следующих инструментов:

  • набор штихелей – тонких стержней из стали с концами разной формы;


Каждый штихель режет по-разному

  • пуансон для пунктирных линий;
  • лампа напряжением 36 В с линзой;
  • приспособление, на котором будет лежать заготовка – двусторонний скотч или плоская подушечка с песком.

Обратите внимание! Яркий солнечный/электрический свет быстро утомляет глаза. Специальная лампа или занавешенные светло-голубыми тонкими шторами окна сделает свет рассеянным, и деревянная поверхность не будет бликовать.

Значительно упрощает работу использование электроинструмента с насадками, позволяющими делать разнохарактерные линии:

  • дремель (точное название – прямая шлифмашина или, как часто говорят, бормашина) совершает до 35 тыс. об/мин. Цена за инструмент с комплектом расходных материалов, гибким валом в среднем составит от 8 до 14000 тыс. рублей;


Полный комплект

  • разнообразные насадки, закрепляющиеся цанговым зажимом, с помощью которых можно не только прорезать линии, но и сверлить, шлифовать, резать и проводить фрезеровку по дереву.

ЧПУ и фреза – это звучит красиво

Фрезерно-гравировальный станок по дереву обычно ассоциируется с промышленностью, огромными грохочущими цехами. Тем не менее есть «одомашненные» версии агрегатов, подходящие для обработки дощечек размером с лист А4, цилиндрических предметов, сувениров. Возможность ЧПУ позволяет осуществлять весь цикл работ – от проекта до гравирования.

Опуская перечисление узлов и деталей фрезеров, выделим несколько, непосредственно влияющих на качество механической обработки материала:

  • фреза в цанговом зажиме, исключающем разбалтывание;
  • шпиндель – инструмент, отвечающий за вращение фрезы. Для домашнего пользования мощности 400–800 Вт вполне достаточно;
  • жесткий рабочий стол, чтобы прочно крепить детали.

Обратите внимание! Не гонитесь за большей мощностью шпинделя и, соответственно, количеством оборотов фрезы. Иначе мельчайшая пыль будет забивать канавки, нагреваться от трения фрезы и подгорать.

Гравировальная фреза по дереву подключается к LTP порту компьютера (простейший вариант), на котором можно:

  • создать рисунок;
  • определить глубину выборки материала или прорезываемого контура;
  • задать параметры работы фрезы.

Заданные одной целью

Направляющие позволяют шпинделю двигаться вверх-вниз, вдоль и поперек над деревянной деталью, реализуя задуманный вами шедевр. Станок «общается» компьютером, принимая команды направления и скорости движения и отправляя сигналы о их выполнении.

Обратите внимание! Поскольку станок очень тяжелый – вес 56 кг с рабочим полем 600х400х100 мм, укрепите дополнительно место, где вы решите его поставить. Желательно иметь вытяжку, чтобы не забывать легкие пылью.

Похвальное слово

Работа любого механизма часто сопровождается относительно громким шумом, вибрацией, запахом. Износ деталей тоже можно считать естественным процессом.

Но достоинств гравировальная фреза по дереву все же имеет больше:

  • универсальность – работает с любым материалом;
  • изготавливает 3D узоры повышенной сложности;


Можно заблудиться в хитросплетении линий

  • погружение фрезы на любую заданную глубину;
  • легкая смена насадок.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: