Что такое механические свойства?
Механические свойства алюминия, как и других материалов – это свойства, которые связаны с упругой и неупругой реакцией материала на приложение к нему нагрузки, в том числе, зависимость между напряжениями и деформациями. Примерами механических свойств являются:
- модуль упругости (при растяжении, при сжатии, при сдвиге)
- предел прочности (при растяжении, при сжатии, при сдвиге)
- предел текучести
- предел усталости
- удлинение (относительное) при разрыве
- твердость.
Механические свойства часто ошибочно относят к физическими свойствам.
Механические свойства материалов, в том числе, алюминия и его сплавов, которые получают путем испытания материала на растяжение, например, модуль упругости при растяжении, прочность при растяжении, предел текучести при растяжении и относительное удлинение называют механическими свойствами при растяжении.
АЛЮМИ́НИЕВЫЕ СПЛА́ВЫ
АЛЮМИ́НИЕВЫЕ СПЛА́ВЫ, сплавы на основе алюминия; обладают малой плотностью (до 3000 кг/м3), высокими электро- и теплопроводностью, коррозионной стойкостью и удельной прочностью. Первые А. с. – сплавы алюминия с кремнием, полученные в 50-х гг. 19 в., имели малую прочность и низкую коррозионную стойкость. Поворотным моментом в истории развития А. с. стали исследования А. Вильма (Германия, 1903–11), который обнаружил в закалённом А. с., содержащем медь и магний, повышение прочности в процессе вылёживания, т. н. эффект старения (см. Старение металлов). В 1921 А. Пач (США) модифицировал сплав Al – Si путём введения в него микроскопич. доз Na, что привело к значит. улучшению его свойств. Позже для получения А. с. с определёнными свойствами стали применять легирование разл. металлами (Cu, Mg, Mn, Si, Zn, Ni, Li, Be и др.). В России в 1930–40-х гг. разработку А. с. и внедрение их в произ-во осуществляли Ю. Г. Музалевский, С. М. Воронов, И. Н. Фридляндер и др.
До 1940-х гг. применялись гл. обр. сплавы на основе систем Al – Si (силумины), Al – Mg (магналии), Al – Cu – Mg (дуралюмины), Al – Mg – Si (авиали). Впоследствии также получили развитие высокопрочные (на основе систем Al – Zn – Mg, Al – Zn – Mg – Cu, Al – Mg – Si – Cu), жаропрочные (Al – Cu – Mn, Al – Mg – Li, Al – Cu – Mg – Fe – Ni), пониженной плотности (Al – Be – Mg, Al – Mg – Li, Al – Cu – Li) и др. А. с. В зависимости от способа произ-ва полуфабрикатов и изделий А. с. делят на деформируемые, используемые для изготовления листов, плит, профилей, труб, поковок, проволоки путём деформации (прокатки, ковки, штамповки и др.), и литейные – для изготовления фасонных изделий литьём. Состав и некоторые свойства наиболее распространённых А. с. приведены в таблицах 1, 2 (см. стр. 578).
Деформируемые сплавы по объёму произ-ва составляют ок. 80% всех А. с. Химич. и фазовый состав, режимы термич. обработки деформируемых А. с. определяются необходимостью получения оптим. комплекса эксплуатац. и технологич. свойств. Сплавы системы Al – Mg (магналии) имеют высокую коррозионную стойкость, хорошо свариваются, но не упрочняются термич. обработкой; для повышения прочности в эти сплавы вводят Sc. Сплавы Al – Zn – Mg обладают высокой прочностью, хорошо свариваются, но при значит. концентрации Zn и Mg склонны к замедленному коррозионному растрескиванию. Сплавы Al – Mg – Si (авиали) сочетают хорошую коррозионную стойкость с выраженным эффектом старения; хорошо поддаются анодированию. Сплавы Al – Mg – Si – Cu сильно упрочняются в результате старения, но отличаются пониженной коррозионной стойкостью. Сплавы Al – Cu – Mg (дуралюмины) имеют ср. прочность, но высокие пластичность и вязкость разрушения, малую скорость развития усталостных трещин. Сплавы Al – Zn – Mg – Cu характеризуются самыми высокими прочностью и пределом текучести. Сплавы Al – Mg – Li имеют такие же, как и у дуралюмина, механич. свойства, но пониженную (на 11%) плотность и больший модуль упругости. Сплавы Al – Be – Mg обладают высокими удельной прочностью и модулем упругости, хорошей коррозионной стойкостью, пластичностью, хорошо свариваются, но из-за токсичности их применение ограничено. Полуфабрикаты из деформированных А. с. для последующей обработки получают из слитков простой формы – круглых, плоских, полых.
Таблица 1. Химический состав и механические свойства некоторых деформируемых алюминиевых сплавов
Система | Марка сплава | Легирующие компоненты (% по массе) | Типичные механические свойства | |||||
Cu | Mg | Mn | Si | Прочие | Предел прочности, МПа | Предел текучести, МПа | ||
Al – Mg (магналии) | АМг6 | < 0,1 | 5,8–6,8 | 0,5–0,8 | ≤ 0,4 | Zn < 0,2; Fe ≤ 0,4 | 340 | 170 |
1570 | < 0,1 | 5,3–6,3 | 0,2–0,6 | ≤ 0,2 | Zn < 0,1; Fe ≤ 0,3; Sc 0,25 | 410 | 310 | |
Al – Mg – Si (авиали) | АВ | 0,1–0,5 | 0,45–0,9 | 0,15–0,35 | 0,5–1,12 | Zn < 0,2; Fe ≤ 0,5; Ti <0,15 | 340 | 280 |
АДЗЗ | 0,15–0,4 | 0,8–1,2 | < 0,15 | 0,4–0,8 | Zn < 0,25; Fe ≤ 0,7 | 320 | 260 | |
Al – Mg – Si – Cu | АК6 | 1,8–2,6 | 0,4–0,8 | 0,4–0,8 | 0,7–1,2 | Zn < 0,3; Fe ≤ 0,7 | 390 | 300 |
АК8 | 3,9–4,8 | 0,4–0,8 | 0,4–1,0 | 0,6–1,2 | Zn < 0,3; Fe ≤ 0,7 | 470 | 380 | |
AI – Cu – Mg (дуралюмины) | Д1ч | 3,8–4,8 | 0,4–0,8 | 0,4–0,8 | <0,5 | Fe < 0,4 | 380 | 220 |
Д16ч | 3,8–4,9 | 1,2–1,8 | 0,3–0,9 | <0,2 | Fe< 0,3 | 440 | 300 | |
Al – Zn – Mg – Cu | В96Ц | 2,0–2,6 | 2,3–3,0 | – | <0,3 | Zn 3,0–8,0; Fe < 0,4; Zr 0,1–0,2 | 650 | 620 |
1933 | 0,8–1,2 | 1,6–2,2 | – | <0,1 | Zn 6,35–7,2; Fe 0,06–0,15; Zr 0,1–0,18 | 510 | 460 | |
Al – Cu – Mg – Fe – Ni | АК4–1 | 1,9–2,7 | 1,2–1,8 | ≤ 0,2 | «0,3 | Zn ≤ 0,3; Fe 0,8–1,4; Ni 0,8-1,4 | 420 | 350 |
Al – Cu – Mn | 1201 | 5,8–6,8 | < 0,02 | 0,2–0,4 | <0,2 | Zn <0,1; Fe ≤ 0,3 | 420 | 320 |
Al – Mg – Li | 1420 | < 0,05 | 4,5-6,0 | – | <0,15 | Fe ≤ 0,2; Li 1,8–2,3; Zr 0,08–0,15; Na < 0,03 | 430 | 290 |
1424 | – | 4,7–5,2 | 0,05–0,25 | ≤ 0,1 | Zn 0,4–0,8; Fe ≤ 0,1; Li 1,5–1,8 | 460 | 320 | |
Al – Be – Mg | АБМ–1 | – | 4,2–5,5 | 0,3 | 0,1 | Fe 0,2; Be 28-32; Ni 0,1 | 430–500 | 250-300 |
АБМ–3 | – | 1,5–2,5 | 0,2 | Fe 0,2; Be 67–72 | 550–620 | 380-480 | ||
Примечание. В ряд сплавов вводятся малые добавки Cr, Zr, Sc, Ti, Be, Ca. |
К деформируемым А. с. относят также спечённые сплавы (вместо слитка для формования изделий используют брикет, спечённый из порошков): спечённая алюминиевая пудра (САП) и спечённые алюминиевые сплавы (САС). САП, упрочнённая дисперсными частицами оксида алюминия, превосходит все А. с. по жаропрочности. САС, легированные Si, Fe, Ni, отличаются очень низким коэф. линейного расширения.
Таблица 2. Химический состав и механические свойства некоторых литейных алюминиевых сплавов
Легирующие компоненты (% по массе) | Типичные механические свойства | ||||||||
Система | Марка сплава | Cu | Mg | Mn | Si | Прочие | Предел прочности, МПа | Предел текучести, МПа | |
Силумины | Al–Si | АК12 (АЛ2) | 0,6 | – | 0,5 | 13,0 | – | 200 | 110 |
Al–Si–Mg | АК9ч (АЛ4) | 0,3 | 0,17–0,3 | 0,2-0,5 | 8,0–10,5 | – | 260 | 200 | |
АК7ч (АЛ 9) | 0,2 | 0,2–0,4 | 0,5 | 6,0–8,0 | – | 230 | 130 | ||
Al–Si–Cu–Mg | АК5М (АЛ5) | 1,0–1,5 | 0,35–0,6 | 0,5 | 4,5–5,5 | – | 240 | 180 | |
АК8М3ч (ВАЛ8) | 2,5–3,5 | 0,2–0,45 | – | 7,0–8,5 | Zn 0,5–1,0; Ti 0,1–0,25; В 0,005–0,1; Be 0,05–0,25 | 345 | 290 | ||
Al–Мg | АМг10 (АЛ27) | – | 9,5–10,5 | – | – | Zr 0,05–0,20; Ti 0,05–0,15; Be 0,05–0,15 | 314 | 176 | |
АМг6л (АЛ23) | 0,15 | 6,0–7,0 | – | – | Zr 0,05–0,20; Ti 0,05–0,15; Be 0,02–0,1 | 225 | 127 | ||
Al–Cu | АМ5 (АЛ19) | 4,5–5,3 | 0,05 | 0,6–1,0 | 0,3 | Ti 0,15–0,35 | 370 | 260 | |
АМ4,5Кд (ВАЛ10) | 4,5–5,1 | 0,05 | 0,35–0,8 | – | Ti 0,15–0,35; Cd 0,07–0,25 | 420 | 300 |
Для литейных сплавов, особенно важны такие характеристики, как высокая жидкотекучесть, малая склонность к образованию усадочных и газовых пустот, трещин, раковин. Наиболее высокие характеристики достигаются при литье в металлич. формы (в кокиль, под давлением, при жидкой штамповке). Важнейшие литейные А. с. – силумины – содержат св. 4,5% Si, к ним относятся сплавы системы Al – Si и более сложных систем: Al – Si – Mg, Al – Si – Cu – Mg; обладают хорошими литейными свойствами, неплохой коррозионной стойкостью, ср. прочностью, в отливках не образуется усадочной пористости. Сплавы с содержанием Mg св. 5% (сплавы систем Al – Mg, Al – Mg – Si с добавкой Mn, Be и Ti) коррозионностойки, высокопрочны, высокопластичны и обладают пониженной плотностью. Длительные низкотемпературные (60–80 °C) нагревы приводят к ухудшению коррозионной стойкости литейных А. с. с высоким содержанием Mg. Технология изготовления этих сплавов сложна, изделия отливаются гл. обр. в земляные формы. Сплавы с содержанием Cu св. 4% (сплавы систем Al – Cu, Al – Cu – Mn с добавкой Ti, Cd) по жаропрочности превосходят другие литейные сплавы, но имеют пониженные коррозионную стойкость и литейные свойства. Литейные сплавы (кроме силуминов) в принципе аналогичны деформируемым сплавам соответствующих систем, но отличаются более высоким содержанием легирующих компонентов (Cu, Mg), добавок (Ni, Ti) и примесей (Fe).
На свойства литейных сплавов помимо способов литья также влияют входящие в их состав компоненты, которые для одних сплавов являются легирующими, но оказывают вредное влияние на другие: Si снижает прочность сплавов Al – Mg; примесь Zn ухудшает механич. свойства сплавов Al – Si и Al – Cu; Sn и Pb даже в десятых долях процента значительно понижают темп-ру плавления сплавов. Вредное влияние на силумины оказывает Fe, вызывающее образование хрупких включений, кристаллизующихся в виде пластин. Содержание Fe зависит от способа литья: оно максимально при литье под давлением и в кокиль и минимально при литье в землю. Качество фасонных отливок из А. с. существенно повышается при использовании чистой шихты (уменьшение количества вредных металлич. и неметаллич. примесей в сплавах), модифицировании сплавов (введение малых добавок Ti, Zr, Be), использовании прогрессивных методов рафинирования и термич. обработки.
А. с. относятся к важнейшим конструкц. материалам. По масштабам производства и потребления занимают 2-е место после стали; в пром-сти используют ок. 55 марок А. с. Благодаря уникальным эксплуатац. свойствам широко применяются: в авиа- и ракетостроении – шасси, лопасти воздушных винтов, силовые элементы летат. аппаратов (обшивка, фюзеляж, шпангоуты, лонжероны, нервюры, верхние и нижние плоскости крыльев), корпусы ракет, топливные и масляные баки; в судостроении – корпусы судов, палубные надстройки, разл. судовое оборудование; в автомобилестроении – детали двигателя (поршни, головки, блоки цилиндров), радиаторы охлаждения, отопители, кабины, салоны автобусов, цистерны для перевозки химич. и нефтехимич. продуктов, сыпучих грузов; в строительстве – строит. конструкции, оконные рамы и двери; в пищевой пром-сти – банки для пива, воды, пищевых продуктов, бытовая фольга и др.
Модуль упругости
Модуль упругости, который часто называют модулем Юнга – это отношение напряжения, которое приложено к материалу, к соответствующей деформации в том интервале, когда они являются прямо пропорциональными друг к другу.
Различают три типа напряжений и соответственно три типа модулей упругости для любого материала, в том числе для алюминия:
- модуль упругости при растяжении
- модуль упругости при сжатии
- модуль упругости при сдвиге (сдвиговый модуль упругости).
Таблица – Модули упругости при растяжении алюминия и других металлов [1]
Предел текучести
Напряжение, которое необходимо для достижения заданной малой пластической деформации в алюминии или другом материале при одноосной растягивающей или сжимающей нагрузке.
Если пластическая деформация под воздействием растягивающей нагрузки задается как 0,2 %, то применяется термин «предел текучести 0,2 %» (Rp0,2).
Рисунок 4 – Типичная диаграмма напряжение-деформация для алюминиевых сплавов
Алюминиевые сплавы для алюминиевых профилей
Российский СП 128.13330.2012 (актуализированный СНиП 2.03.06-85) предписывает для применения в строительных алюминиевых профилях следующие деформируемые алюминиевые сплавы: АД31, 6060, 6063, АД33, АВ, 1915, 1925, В95.
Еврокод 9 применяет для алюминиевых профилей сплавы 5083, 5454, 5754, 6060, 6061, 6063, 6005А, 6106, 6082, 7020.
Российский СП 128.13330.2012 и европейский Еврокод 9 «пересекаются» на сплавах 6060, 6063, АД33 (6082) и, частично на сплавах 1915 и 1925 (7020).
Заметим, что Еврокод 9 не применяет высокопрочных сплавов, таких как 7075, (аналог сплава В95). Кроме того, Еврокод рекомендует для алюминиевых профилей три сплава серии Al-Mg (5ххх). В СП 128.13330.2012 подобные сплавы для профилей отсутствуют.
Удлинение (при разрыве)
Часто называется «относительным удлинением». Увеличение расстояния между двумя метками на испытательном образце, которое возникает в результате деформирования образца при растяжении до разрыва между этими метками.
Величина удлинения зависит от размеров поперечного сечения образца. Например, величина удлинения, которая получена при испытании алюминиевого листового образца будет ниже для тонкого листа, чем для толстого листа. Тоже самое относится и к прессованным алюминиевым профилям.
Рисунок 5 – Влияние легирующих элементов на прочностные свойства и относительное удлинение [4]
Удлинение А
Удлинение в процентах после разрыва образца при исходном расстоянии между метками 5,65 · √ S0, где S0 – исходная площадь поперечного сечения испытательного образца. Устаревшее обозначение этой величины А5 в настоящее время не применяется. Аналогичная величина в русскоязычных документах обозначается δ5.
Легко проверить, что для круглых образцов это расстояние между исходными метками вычисляется как 5·d.
Удлинение А50мм
Удлинение в процентах после разрыва образца по отношению к исходной длине между метками 50 мм и постоянной исходной ширине испытательного образца (обычно 12,5 мм). В США применяется расстояние между метками в 2 дюйма, то есть 50,8 мм.
Алюминиевый сплав 6060
- Имеет минимальное содержание магния 0,35 %, а кремния — 0,30 %
- «Разбавленный» вариант сплава 6063
- В состоянии Т6 обеспечивает прессованным профилям (толщиной до 3 мм) минимальную прочность 190 МПа
- Легко прессуется даже при очень сложных поперечных сечениях профилей.
- Хорошо формуется, например, гибкой, в состоянии Т4 – после закалки и естественного старения.
- Применятся в окнах, дверях, фасадах, а также при изготовлении поручней, ограждений, мебели, спортивного инвентаря.
- Хорошо подходит для анодирования – защитного и декоративного.
Алюминиевые сплавы 6063 и АД31
- Минимальное содержание магния 0,45 %, а кремния — 0,20 %
- Повышенный минимум магния обеспечивает более высокую, чем у сплава 6060 прочность: в состоянии Т6 – до 215 МПа
- Повышенное содержание магния снижает скорость прессования: на 15-20 % по сравнению со сплавом 6060
- Область применения – та же, что и у сплава 6060, кроме сложных и тонкостенных профилей, когда рекомендуют применять сплав 6060.
Сдвиговая прочность
Максимальное удельное напряжение, то есть максимальная нагрузка, разделенная на исходную площадь поперечного сечения, которую выдерживает материал при испытании на сдвиг. Сдвиговая прочность обычно составляет около 60 % от прочности при растяжении.
Сдвиговая прочность является важной характеристикой качества заклепок, в том числе, алюминиевых.
Рисунок 6 – Прочность на сжатие, прочность на сдвиг, несущая прочность и твердость различных алюминиевых сплавов [4]
Состояния алюминиевых сплавов
Уровень механических свойств любого алюминиевого сплава определяют два основных фактора:
- химический состав сплава, то есть содержание в процентах, как легирующих элементов, так и примесей;
- состояние сплава, то есть обработка, которую получил сплав в процессе изготовления готового алюминиевого продукта, деформационная и термическая.
Для состояний, которые достигаются в основном термической обработкой обозначение состоит из заглавной буквы Т и одной или нескольких цифр, например, Т66.
Для состояний, которые достигаются деформационной обработкой, применяются обозначения, которые состоят из заглавной буквы Н и одной или нескольких цифр, например, Н14.
Твердость
Сопротивление металла пластическому деформации, обычно измеряемое путем отпечатка.
Твердость Бринелля (HB)
Сопротивление проникновению сферического индентора при стандартизированных условиях.
Для алюминия и алюминиевых сплавов твердость НВ приблизительно равна 0,3·Rm, где Rm – предел прочности при растяжении, выраженный в МПа [2].
Если применяется индентор из карбида вольфрама, то применяется обозначение HBW.
Твердость Викерса (HV)
Сопротивление проникновению алмазного индентора в виде квадратной пирамиды при стандартизированных условиях. Твердость HV приблизительно равна 1,10·HB [2].
Алюминий и алюминиевые сплавы
Алюминий как конструкционный материал редко применяется в чистом виде. Малое количество (иногда меньше 1 %) других элементов могут значительно изменить его свойства, физические и механические. Одним из основных свойств конструкционных металлов является их прочность. Нелегированный алюминий имеет предел прочности около 90 МПа. За счет деформационного наклепа (нагартовки) эта величина может возрастать до 200 МПа. Однако добавление в чистый алюминий небольших количеств цинка, меди и магния делает его высокопрочным алюминиевым сплавом с пределом прочности более 550 МПа.
Алюминиевые сплавы делятся на две категории: деформируемые и литейные. Деформируемые сплавы обрабатываются в заданную форму с помощью деформации (экструзии, прокатки, ковки, штамповки, волочения). Литейные сплавы разливают в литейные формы.
Усталость
Тенденция металла разрушаться при длительных циклическом напряжении, которое значительно ниже предела прочности при растяжении.
Рисунок 7 – Различие в усталостном поведении низкоуглеродистой стали иалюминиевых сплавов [3]
Усталостная прочность
Максимальная амплитуда напряжения, которую может выдерживать изделие при заданном количестве циклов нагружения. Обычно выражается как амплитуда напряжения, которая дает 50%-ную вероятность разрушения после заданного количества циклов нагружения [2].
Усталостная выносливость
Предельное напряжение, ниже которого материал будет выдерживать заданного количество циклов напряжения [2].
Старение алюминиевых сплавов: естественное и искусственное
Обычно естественное старение начинается сразу после закалки с относительно высокой скоростью, которая затем постепенно снижается (рисунок 2). В зависимости от сплава для достижения состояния Т4 может потребоваться несколько недель, как, например, для сплава 6060 при минимуме содержания магния и кремния. Для сплава 6063 с максимальным содержанием магния и кремния этот процесс практически заканчивается приблизительно в течение недели.
Рисунок 2 – Старение алюминиевых сплавов (не в масштабе) [3]
Через некоторое время после закалки – нескольких часов или суток, в зависимости от сплава и производственных условий – профили, которые должны быть состарены искусственно, помещают в печь старения. Типичный режим искусственного старения для профилей из сплава 6060 – нагрев до температуры 180 ºС и выдержка в течение 5 часов для достижения состояний Т6, а также Т5 или Т66. При этом стараются попасть в максимум прочности на кривой старения.
При более длительной выдержке прочность профилей снижается и тогда получается перестаренное
состояние Т7. Это состояние обеспечивает повышенную электрическую проводимость. При более короткой выдержке материал получает
недостаренное
состояние, например, Т64.