Замена масла в поршневом компрессоре является важным условием его долгой эксплуатации с минимальными затратами на ремонт. Для повышения надежной работы агрегатов применяют специальные смазочные материалы, а также устанавливают нормы их подачи в компрессор. О том, к чему приведет отсутствие должной смазки компрессоров, можно ли использовать двойную норму смазочного материала в цилиндрах, а также какие существуют способы смазывания агрегатов пойдет речь в данной статье.
Из этой статьи вы узнаете:
- Для чего используется смазка в поршневых компрессорах?
- Какие существуют системы смазки в поршневых компрессорах?
- Какими качествами должно обладать смазочное масло для воздушных компрессоров?
- Последствия чрезмерного смазывания или отсутствия смазки в поршневых компрессорах
1Для чего используется смазка в поршневых компрессорах?
Смазочный материал выполняет несколько важных функций в воздушных компрессорах:
- Объемные компрессоры,
- Динамические компрессоры.
Объемные компрессоры.
В компрессорах объемного типа нагнетание происходит за счет последовательного наполнения рабочей камеры газом, и дальнейшего его сжатия за счет принудительного уменьшения объема рабочей камеры. Чтобы среда не выходила обратно, в компрессоре предусмотрена система регулирующих клапанов, поочередно открывающихся в процессе заполнения и освобождения камеры. Механическая основа компрессоров объемного действия может быть различна, в связи с чем, аппараты данного типа подразделяются на следующие группы:
- Продлевает срок эксплуатации агрегатов за счет снижения силы трения между движущими механизмами, соответственно, увеличивает их износоустойчивость.
- Отводит лишнее тепло от движущихся элементов.
- Охлаждает рабочие узлы и цилиндры.
- Сглаживает пульсации и вибрации компрессора во время работы.
- Снижает уровень шума.
- Создает дополнительное уплотнение в зазорах клапанов, сальниках, поршневых кольцах.
- Очищает поверхности трущихся элементов.
- Предотвращает абразивный износ компонентов цилиндра.
- Герметизирует и предотвращает утечки сжатого воздуха.
Чем смазать поршень автомобильного компрессора
Надо сказать современное общество настолько остоп»здело, что выбрасывает совршенно годные вещи, все чаще стал это замечать… Вот и на этот раз на помойке рядом с со смотровой площадкой ГАИ был идентифицирован электронасос для накачки шин, предположительно в нерабочем состоянии и весь раскуроченный, но с виду не так уж и измученный. Решено было забрать бедолагу с собой. Достался он мне в раздербаненном состоянии. Видимо, прошлый владелец не нашел ничего лучше чем выкрутить все крепежи, выдернуть кнопку включения и перекусить питающий кабель…ну да бог с ним) К сожалению фото на момент начала моих вмешательств не сохранилось.
Но выглядел он примерно так(это фото уже в процессе завершения работы.
Насос должен быть хороший, на первый взгляд. Поршневой! Разбираемся почему же его выбросили.
Первым делом проверяем работает ли двигатель. подключаем к АКБ провода торчащие из движка, через удлинитель. Работает! Отлично. Идем дальше. Пережимаем выходное отверстие, куда вкручивается шланг, чтоб проверить держит ли он давление. Как и предполагалось, давление он не держит) значит разбираем!
Отворачиваем 4 винта с головки поршня, 4 винта крепления боковой пластиковой крышки Снимаем головку поршня, снимаем рубашку гильзы, гильзу, и видим причину оказии:
Уплотнительное кольцо на поршне вывернулось. Видимо от перегрева, а скорее всего изначально так было собрано в китае))
Размягчаем это колечко чем-нибудь. Я использовал растворитель 646 и WDшку. И выворачиваем с родное законное положение. Одеваем гильзу, прокручиваем вал двигателя за кривошип, проверяя работу…
Все вращается без заеданий и кольцо остается на своем месте. Вот и отличненько)) Соственно на этом можно было бы и остановить рассказ и закончить весь процесс ремонта. Собрать все назад подцепить провода и пользоваться…Но не с проста я затеял ваять отчет по ремонту… Как известно современным производителям товаров не выгодно делать качественные вещи, потому что рыночное устройство экономики требует постоянного потребления! А качественные вещи не способствуют постоянному росту спроса на один и тот же товар, если это не хлеб. Но откровенное говно сделать нельзя, оно тоже продаваться не будет потому что изначально не будет работать…Вот и делает так, чтоб на прилавке оно работало, пару месяцев потом еще работало а потом ломалось…Мало кто полезет ремонтировать — в основном пойдут на новым, таким же по качеству) Изначальный конструктивный дефект этого насоса, да и других подобных, что дорогих, что дешевых, вот в чем: Если одеть гильзу и наружную рубашку на поршень видно, что во первых между ними значительный зазор, и гильза нифига не отцентрирована в проточке на корпусе:
2Какие существуют системы смазки в поршневых компрессорах?
В конструкции поршневых компрессоров используют две самостоятельные системы смазывания:
- Система смазки цилиндров и сальников,
- Система смазывания механизмов движения.
Рассмотрим их подробнее.
Смазка цилиндров и сальников
Смазывание быстроизнашивающихся элементов цилиндра, таких как компрессорных клапанов, поршневых колец, бандажных колец и сальников, необходимо осуществлять согласно рекомендациям, которые указывает производитель компрессорной техники в технической документации. Срок службы данных компонентов напрямую зависит от соответствующего типа смазочного материала, его объема и периодичности смазывания.
Смазывание цилиндров и сальников поршневых компрессоров выполняется одним из трех способов:
1. Разбрызгивание масла из картера.
Данный способ применяется в компрессорах бескрейцкопфного типа (*). Из ванны картера масло захватывается специальными разбрызгивателями, и распределяется по поверхности цилиндра во время движения поршня. При последующих оборотах вала поршень захватывает поступившее масло и переносит на другие рабочие поверхности цилиндра. Главным недостатком данного способа является отсутствие регулирования расхода смазочного материала. Кроме того, контакт большого объема масла с горячим воздухом создает повышенное содержание нагара внутри цилиндра, и возможно неравномерное распределение смазочного масла по всем компонентам цилиндра..
На Рисунке стрелками изображены потоки распределения смазочного материала внутри цилиндра воздушного компрессора.
(*)Бескрейцкопфные компрессоры – агрегаты, отличающиеся простотой конструкции и малой производительностью. Благодаря своим массогабаритным характеристикам, данные аппараты получили широкое распространение в передвижных транспортных установках, а также в условиях с высокими требованиями к компактности и малому весу.
2. Впрыскивание распыленного масла в поступающий воздушный поток.
Смазывание впрыском распыленного масла в поток вса¬сываемого газа используется в многоступенчатых бескрейцкопфных компрессорах. Данный метод позволяет смазывать те части цилиндров, которые не примыкают к картеру. С этой целью часть воздушного потока поступает в цилиндры через полость картера, которая заполнена мелкодисперсным маслом, и далее уже с парами масла выбрасывается в цилиндр. Однако данный способ не позволяет полностью охватить все рабочие поверхности цилиндра. К тому же, тесный контакт некоторых газов с масляным туманом значительно снижают его качество, поэтому данный способ нельзя назвать наилучшим.
3. Смазывание цилиндров и сальников под давлением.
Данный способ имеет другое название – принудительное смазывание цилиндра. Он применяется чаще всего в крейцкопфных компрессорах. Подача смазочного материала осуществляется плунжерным насосом — лубрикатором. В компрессорах горизонтального типа подача масла осуществляется в верхней точке, или в двух точках – при большом диаметре цилиндра (более 500 мм). Компрессоры с вертикальным расположением цилиндров, также имеют одну или более точек входа масла. Их количество также зависит от диаметра цилиндров.
От насоса масло поступает по маслопроводам. Чтобы контролировать поступление смазочных материалов на входах устанавливают специальные контрольные краники с обратными клапанами, которые предупреждают выброс масла или сжатого воздуха из цилиндра при открытом кранике. Данный способ является наиболее качественным, так как позволяет полностью смазать все рабочие поверхности цилиндра и его компонентов.
Смазка механизмов движения
Смазывание движущихся элементов поршневого компрессора выполняется двумя способами:
- Разбрызгиванием через картер
- Принудительным способом (путем циркуляции масла внутри компрессора).
Рассмотрим подробнее
Смазку разбрызгиванием масла
по рабочим поверхностям механизмов движения используют в компрессорах с малыми габаритами, и предназначенных для кратковременных работ (например, для работы с пневматическим гайковертом). В ванну картера заливают масло, которое при вращении вала переходит в состояние тумана и уже затем через подшипниковые узлы попадает на трущиеся поверхности.
Данный метод не позволяет эффективно отводить тепло, поэтому систему разбрызгивания чаще всего применяют в бытовых или полупрофессиональных моделях компрессоров. Другим недостатком метода является недостаточный контроль за уровнем масла в картере, ввиду чего может быть недолив или переизбыток смазки в компрессоре. Также возможно быстрое загрязнение масла, засорение фильтров и попадание грязи и масла в сжатый воздух.
Принудительное смазывание
движущих механизмов выполняется через картер компрессора путем подачи масла шестеренчатым насосом по замкнутому циклу. Поэтому данный способ имеет другое название – циркуляционный. Смазочный материал поступает к насосу через фильтр грубой очистки. Затем после насоса масло проходит через щелевой (пластинчатый) фильтр и холодильник, и попадает на механизмы. Часть масла по отверстиям в коленчатом вале выходит к шатунным подшипникам и далее, по сверлениям в шатуне или по специальным трубам, прикрепленным к шатуну, перемещается к пальцу крейцкопфа. Другая часть масла поступает к трущимся поверхностям крейцкопфа. Принудительная система смазывания снабжается манометрами и перепускным клапаном для регулирования давления.
Способ принудительного смазывания движущихся элементов является более экономичным, так как масло остается внутри компрессора, а также – наиболее продуктивным в части охвата смазкой всех компонентов агрегата.
На Рисунке 2 пунктирами изображена замкнутая система принудительного смазывания цилиндра и сальников воздушного компрессора.
Починил механизм дросселя от IVECO
Принесли мне вот такую цацку. С просьбой смоделировать и напечатать шестерни.
На моделирование ушло где-то полтора часа. Но весь сок в том что в оригинальной полушестерни стоял магнит феритовый, который работал в паре с датчиком хола, для позиционирования. Магнит не простой а полумесяцом. Поэтому так же стояла задача вынуть магнит из оригинальной шестерни не повредив его. На что у меня ушло намного больше времени. Сошлифововал на наждаке с крупным зерном, пока не добрался до магнита и не смог его вытащить без повреждений. Как итог, вынул и вставил в новую шестеренку. Шестеренку печатал из двух материалов. Первые 10 слоев толщиной в 0.150 мм это был инженерный АБС остальные слои Еластан Д80. После установки магнита новая шестеренка была запрессованная на вал (который прогрет был до 120 градусов)
3Какими качествами должно обладать смазочное масло для воздушных компрессоров?
Требования, предъявляемые к смазочным материалам для воздушных компрессоров
- Смазочные масла должны иметь температуру вспышки в диапазоне +220…+240С и температуру воспламенения около +400С.
- Достаточная вязкость средства для создания устойчивой пленки.
- Смазка должна иметь стабильные характеристики, не изменяемые в процессе работы компрессора (отсутствие расслоения, не вступать в контакт с газами, не образовывать нагар и др.)
- В смазке должна отсутствовать вода и механические примеси.
- Масла для смазывания высокопроизводительных компрессоров (с высоким оборотом) должны содержать антипенные присадки.
- Срок службы масел в среднем должен составлять около 2500 часов.
- Показатели кислотности должны быть в норме.
- Содержание водорастворимых кислот и щелочей должно быть в обозначенной норме.