Когда подлежат осмотру канаты и стропы: периодичность

Грузоподъемные работы классифицируются как потенциально опасные. Нормы и правила эксплуатации строп, касающихся таких важных моментов, как использование и браковка строп, прописаны в нормативных актах ПБ 10-382-00, ПОТ РМ-007-98 (Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов). Требования пожарной безопасности предусмотрены для каждого вида стропов и отражены в соответствующих разделах РД 24-СЗК-01-01, РД 10-33-93 и РД 11-07-2007. В документах указываются сроки и состав контроля, нормы и условия браковки стропов и грузозахватных приспособлений.

Частота осмотра строп


Состояние всех элементов критично не только для работы грузоподъемного оборудования и сохранности перемещаемых грузов, но, прежде всего, для безопасности персонала, выполняющего операции. Ко всем устройствам и оборудованию, применяемым во время выполнения операций, предъявляются особые требования к стропам относительно их пригодности к эксплуатации. Согласно требованиям безопасности обязательно проводится осмотр оборудования перед его использованием. Необходимо убедиться в наличии клейм или бирок, целостности устройств. Лица, ответственные за состояние грузоподъемных механизмов и безопасность выполнения операций с грузоподъемными машинами, выполняют осмотр съемных грузоподъемных приспособлений:

  • стропов – каждые 10 дней;
  • траверс, тары и захватных элементов – ежемесячно;
  • редко используемых грузозахватных устройств – перед выдачей в эксплуатацию.

Порядок осмотра стропов указан в соответствующих инструкциях. Уполномоченными лицами проводится внешний и внутренний осмотр, осуществляется инструментальный контроль, на основании результатов которого составляется заключение о соответствии параметрам, приведенным в паспорте изделий. Осмотр и браковку оборудования должен проводить инженерно-технический персонал, на который возложена ответственность за исправность оборудования и безопасность выполнения операций. При проведении осмотра стропов следует обращать внимание на состояние следующих элементов:

  • лент,
  • тросов,
  • цепей,
  • подвесок,
  • концевых элементов,
  • карабинов и мест их фиксации.

Важно своевременно выбраковывать стропы, имеющие недопустимые повреждения, дефекты. Результаты проверки состояния оборудования должны фиксироваться в специальном журнале осмотра. При обнаружении дефектов или повреждений следует указать данные об их устранении. Заполнение журнала должно проводиться согласно установленной форме с указанием следующих параметров:

  • Название стропа и его условное обозначение;
  • Порядковый номер;
  • Номера паспорта изделия и наименование изготовителя;
  • Дата, место и адрес получателя продукции;
  • Дата проведения последнего освидетельствования;
  • Заключение о возможности использования продукции;
  • Подпись ответственного лица.

Требования к изготовлению, испытанию и маркировке стропов

Периодический осмотр грузозахватных приспособлений и сопутствующего оборудования закреплен нормами российского законодательства.

Стропы должны быть изготовлены исключительно на территории специализированных предприятий (выбрать другой вариант изготовления нельзя):

  • ветвевыми с наличием звеньев (соответствующих элементов) для обеспечения надежной навески на крюк специализированного крана и дальнейшего подсоединения груза;
  • кольцевыми в виде соответствующей замкнутой петли с целью обеспечения обвязки груза.

Среди прочих особенностей выделяют:

  • грузовые канатные стропы должны быть изготовлены из специальных стальных канатов, грузовые цепные – непосредственно из круглозвенных цепей. Владелец предприятия может закупать оборудование только у аккредитованной компании, специализирующейся на производстве подобного оборудования;
  • проектирование и изготовление осуществляется специализированным инженерно-техническим отделом завода-изготовителя;
  • кроки обязательно снабжены специализированными качественными предохранительными замками для обеспечения повышенного уровня безопасности;
  • во время изготовления оборудование испытывается при нагрузке, которая превышает 25% от заявленной грузоподъемности, и в последующем регистрируется в соответствующем журнале.


Требования обязательны к соблюдению

Все без исключения стропы должны обладать маркировкой (соответствующей биркой), на которой указывается не только завод-изготовитель, но и дополнительно:

  • инвентарный номер;
  • максимально допустимая грузоподъемность;
  • дата проведения испытания.

Справка! Все показатели должны быть зарегистрированы в специализированном журнале учета и осмотра.

Условия браковки канатных строп

Канатные стропы, производство которых осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93, должны проходить 3 этапа осмотра:

  • Наружный;
  • Внутренний;
  • Инструментальный.

Осмотр канатной продукции включает проверку:

  • Соответствия типа канатов и маркировке стропов данным, содержащихся в паспорте изделия;
  • Наличие дефектов/повреждений по длине продукции и их степень;
  • Исправность петель на концах каната;
  • Состояние внутренних прядей и сердечника стропа.

При каком повреждении продукция подлежит браковке? Признаки и нормы браковки стропов:

  • Обрыв пряди каната;
  • Имеются перекручивания и узлы, заломы, перегибы на канатах, раздавливание и т.п.;
  • Повреждена либо отсутствует бирка с маркировкой, нет паспорта на изделие;
  • Число видимых повреждений и обрывов наружных проволок для каната, имеющего двойную свивку, более 3´d – 4, 6´d – 6, 30´d – 16;
  • Из-за действия коррозии уменьшение диаметра каната на 7% и более;
  • Под действием коррозии или из-за износа диаметр наружных проволок каната сократился на 40% и более;
  • Сердечник поврежден, в результате чего диаметр каната сократился на 10%;
  • Износ наружных проволок до 30% диаметра каната;
  • Имеется обрыв пряди;
  • Выявлены признаки смещения каната в заплетке/втулке;
  • Произошло выдавливание сердечника;
  • Повреждение вызвано температурным воздействием или электрическим дуговым разрядом;
  • Трещина в опрессовочной втулке, деформация коуша более чем на 15%;
  • Отсутствие предохранительных замковых элементов на захватных деталях;
  • Деформация крюка грузозахватных приспособлений, имеются трещины, надрывы навесных звеньев;
  • Разгибание крюка – в результате остаточных деформаций, приводящих к изменению размера элемента более чем на 5%;
  • Выпадающие концы проволок оплетки.

Должны четко соблюдаться нормы браковки стальных канатных стропов. Табл.1. Нормы браковки стальных канатов (стропов) – по начальному коэффициенту запаса прочности, по количеству оборванных проволок на длине 1 шага свивки каната (первая цифра – крестовой свивки, вторая – односторонней).

Табл.2. Нормы браковки стальных канатов

Гарантии изготовителя

Строп испытан статической нагрузкой превышающей грузоподъёмность в 1,25 раза в течение 3 мин. Строп изготовлен с выполнением требований ПБ — 10-382-00, ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93. Гарантийный срок эксплуатации стропа по ГОСТ 25573-82 при односменной работе в течение 3-х (трех) месяцев для стропа типа СКП и СКК и 6-ти (шести) месяцев — для остальных типов, а по РД-10-33-93 — при односменной работе в течение 3-х месяцев для всех типов стропов, со дня ввода в эксплуатацию. В течение этого срока изготовитель обязуется безвозмездно устранять дефекты, возникшие по его вине.

Признаки отбраковки цепных строп

Производство цепных стропов осуществляется в соответствии с ГОСТ 30441-97, ТУ 3150-001-52466920-2005, РД 11-07-2007, ПБ-10-382-00. Продукция данного типа имеет самый большой срок эксплуатации, который составляет 1,5 года. При регулярном осмотре изделия проверяется:

  • Присутствие бирок и маркировки, соответствующих паспорту изделия;
  • Исправность соединительных концевых элементов;
  • Длина и диаметр звеньев, отклонения показателей в сравнении с исходными параметрами.

Браковка звена цепного стропа:

  • При наличии надрывов, трещин, расслоений металла в элементах цепи, наличие погнутости 2-ух звеньев;
  • Сокращение диаметра звена в результате износа и прочих механических повреждений более чем на 10%.
  • Списание цепных стропов производится в следующих случаях:
  • Отсутствие/повреждение бирки или паспорта изделия;
  • Отсутствие/повреждение маркировки на элементах изделия;
  • Удлинение звеньев более чем на 3%;
  • Разница в длине ветвей строп при свободном провисе – более 15 мм;
  • Сокращение диаметра сечения звеньев под действием износа – более чем на 10%;
  • Отсутствие предохранительных элементов на захватах стропов.

Браковка многоветвевых стропов производится в случае обнаружения разности в длине ветвей.

Предельно допустимое остаточное удлинение для ветвей стропов разных видов:

  • Цепные – 1%;
  • Канатные – 3%;
  • Текстильные – 6%.

Рис.1. Признаки браковки цепных стропов. Браковка цепного стропа в процентах

1 — повреждение продукции; 2 — погнутость звена; 3 — надрыв изделия; 4 — трещина; 5 — износ продукции; 6 — удлинение звена цепи

Общий осмотр грузозахватных приспособлений

При осмотре оборудования для захвата грузов (крюков, блоков, соединительных приспособлений) необходимо определить визуально и при помощи измерительного оборудования наличие следующих дефектов:

  • соответствие заявленным рабочим характеристикам;
  • состояние;
  • трещины, сколы, износ;
  • работоспособность.

Выбраковка грузозахватного оборудования проводится при трещинах, обрывах, рабочем износе на 10 процентов, деформациях (изгиб, изменение угла крепления, дефекты соединений).

По результатам всех этапов осмотра каждой стропы (каната), заполняется журнал планового осмотра грузоподъемного оборудования. Выполняется выбраковка (стропы не допускаются к дальнейшей эксплуатации) или разрешается допуск оборудования к грузоподъемным работам.

Плановый осмотр стропов, с занесением данных инспекции в журнал – необходимое требование техники безопасности.

ОбозначениеНаименованиеКоличествоМатериалМасса 1 шт.Масса всехПримечанияПодпись
1ГОСТ 7667-80Канат стальной 23,518787Нет

Нормы выбраковки текстильных строп

Оценка состояния текстильных стропов состоит в визуальном осмотре изделия на соответствие маркировке на бирке данным паспорта. Проверяется исправность петель и швов, захватов и соединительных элементов. Продукция обязательно проходит осмотр с использованием соответствующих инструментов с целью выявления дефектов и определения размеров элементов. Текстильные стропы подлежат браковке в таких случаях:

  • Отсутствие маркировки или бирки;
  • Поперечные разрывы, порезы лент;
  • На несущих лентах имеются узлы, вне зависимости от их размеров;
  • При расслоении нитей на лентах. Местное расслоение ленты более чем на 0,5 м, с разрывом 3 и более строчек. При расслоении на заделке края более чем на 20 см и отклонений края у петли протяженностью более 10% длины сшивки;
  • Продольные разрывы, порезы – более 50 мм, суммарная длина – не более 10% ветви изделия;
  • На сквозных отверстиях, образовавшихся в результате повреждения острыми предметами или ожогов диаметром более 10% ширины текстильного стропа. При наличии 3 и более отверстий на удалении менее 10% ширины ленты;
  • При химических повреждениях (кислотами, щелочами, растворителями и пр.) и поверхностных обрывах лент, единичных повреждениях свыше 10% ширины ленты;
  • При загрязнениях более половины длины стропа грунтами, смолами, красками, цементом, нефтепродуктами и пр.

Условия, при которых запрещена эксплуатация текстильных ленточных стропов:

Рис. 1 — загрязнения текстильного стропа Рис. 2 — общая длина порезов, разрывов более чем 10% от общей длины Рис. 3 — более трех сквозных отверстий Рис. 4 — поверхностные обрывы ленты, выпучивание нитей – более чем 10% от толщины ленты Рис. 5 – повреждение стропа от воздействия химических веществ Рис. 6 — отсутствует маркировка Рис. 7 — отслоение края ленты или сшивки изделия у петли более чем 10% от длины сшивки Рис. 8 — расслоения в местах заделки краев текстильного стропа

Правила браковки текстильных стропов распространяются и на конструкционные элементы текстильного стропа (петлях, скобах, подвесках, звеньях и пр.). Недопустимы следующие повреждения данных конструкций:

  • Деформация или износ поверхности, способствующие уменьшению площади поперечного сечения элемента на 10% и более;
  • Трещины любых размеров;
  • Повреждения элемента, сокращающие его первоначальный размер более чем на 3%;
  • Повреждения резьбы и крепления.

Стропы, выполненные из полимерных материалов, запрещено хранить на полу, вблизи источников тепла и УФ-излучения, на поверхностях, поврежденных коррозией. Нельзя совместно хранить забракованные и пригодные изделия.

Браковка каната крана

Крановые канаты, должны быть отбракованы, если экспертиза показывает, что ухудшение состояния каната превысило пределы определенных критериев. Общие критерии отбраковки предусматривают, что любой один из факторов, перечисленных ниже, является достаточно серьезным и может привести к негативным последствиям. Тем не менее, ухудшение состояния каната и решение для его снятия, почти всегда, является результатом суммарного эффекта комбинации этих факторов: — обрывы проволок; — уменьшение диаметра; — деформация; — коррозия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]