Ливневая канализация в условиях городской застройки


Жидкие бытовые отходы это?

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов»

«жидкие бытовые отходы» — хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.

Обратимся в Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), раздел 7 :

«ОТХОДЫ ПРИ ВОДОСНАБЖЕНИИ, ВОДООТВЕДЕНИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБОРУ, ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ

(за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)

Таким образом, сточная вода образуется если водоотведение происходит:

  • через очистные сооружения с дальнейшим отведением в систему оборотного водоснабжения
  • сброс в водный объект
  • через централизованную систему водоотведения.

В остальных случаях — это жидкие бытовые отходы.

Лисичникова Людмила

Задать вопрос

В интернете очень много статей, критикующих способ отнесения к сточным водам или отходам в зависимости от способа удаления. Ниже в статье представлены 2 разъяснения по этому вопросу.

Промышленные сточные воды

Природа сточных вод

В то время как бытовые сточные воды имеют более-менее одинаковые характеристики, широкое разнообразие промышленных сточных вод требует особого из¬учения их в каждой отрасли промышленности, а часто — и применения особых технологий.

Для принятия решений о потребностях и использовании тех или иных способов обработки промышленных сточных вод кроме необходимых данных анализа их состава существенное зна-чение имеет информация о технологиях производства и организации систем водоснабжения.

Характеристика сточных вод заводов цветной металлургии
Характеристика сточных вод заводов черной металлургии
Характеристика сточных вод целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК)
Характеристика сточных вод энергетической промышленности
Характеристика сточных вод предприятий пищевой промышленности
Характеристика сточных вод лесопильных и деревообрабатывающих комбинатов, мебельные фабрики
Характеристика сточных вод легкой промышленности
Характеристика сточных вод горно-химического производства
Характеристика бытовых сточных вод
Характеристика ливневых сточных вод
Характеристика сточных вод теплоэнергетической промышленности

Происхождение сточных вод

В промышленности можно выделить четыре крупные категории С.В.:

1. Сточные воды от производственных процессов – образующиеся в результате производственных технологических процессов от контакта воды с газами, жидкостями или твердыми веществами. Потоки этих сточных вод могут быть непрерывными или периодическими.

2. Особые сточные воды

Некоторые сточные воды следует выделять в отдельные потоки:

  • для проведения специфической обработки, возможно, с рекуперацией неко¬торых компонентов и/или воды и их возвратом в производство;
  • для направления в промежуточные накопительные резервуары, чтобы затем равномерно вводить их в общую линию обработки сточных вод (возможно, с предварительным обезвреживанием).

К ним относятся:

  • отработанные растворы гальванических и травильных ванн, отработанные содовые растворы, аммиачные воды от коксовальной установки;
  • конденсаты в производстве бумаги, маточные растворы в аграрно-пищевой и химической отраслях промышленности;
  • токсичные и концентрированные сбросы сточных вод,

3. Сточные воды вспомогательных систем

  • Бытовые сточные воды от столовых и т. д..
  • Воды из систем отопления (сливы из котлов, …),
  • Жидкие осадки от обработки воды подпиточных вод,
  • Сливы из систем охлаждения,

4. Случайные сбросы сточных вод

Забывать о них не следует, поскольку они могут возникать в результате:

  • аварийной утечки продуктов производства во время их перемещения или хра¬нения;
  • слива воды после мытья производственных помещений или оборудования;
  • слива загрязненных вод, в том числе после ливней, вызывающих гидравличе¬скую перегрузку очистных сооружений.
  • Такие сточные воды часто направляют в отдельный «бассейн для наблюдения.

Общие характеристики сточных вод

Для правильного проектирования сооружений очистки ПСВ необходимо располагать следующей информацией:

  • типы, объемы и цикличность производства, потребляемое сырье;
  • состав воды, поступающей на предприятие;
  • возможность разделения потоков сточных вод и/или создания оборотных систем водоснабжения;
  • суточные расходы сточных вод по категориям;
  • среднечасовые и максимальные потоки сточных вод (длительность и периодичность по категориям);
  • средний и максимальный (периодичность и длительность) поток загрязнения по категориям загрязнителей и для специфического загрязнения в данной отрасли.

Часто бывает полезно знать о вторичном загрязнении сточных вод, даже случай¬ном, которое может серьезно нарушить работу некоторых установок на очистных сооружениях (клеи, смолы, волокна, масла, песок, токсичные соединения и др.). В рамках проектирования нового предприятия эту информацию, собранную после анализа производства, сравнивают с данными, полученными на аналогичных, уже существующих предприятиях. Часто бывает необходимо знать и состав поступающей на производство воды.

Типы производств и особенности стоков:

Аграрно-пищевая промышленность:

Для всей аграрно-пищевой промышленности свойственны следующие характеристики сточных вод: загрязнение в основном органическое и биоло¬гически разлагаемое, с общей тенденцией к быстрому прокисанию и брожению. Все эти сточные воды обрабатывают биологическим методом, хотя в них может недоставать азота и фосфора.

Каждое из перечисленных ниже производств имеет специфический производственный сток, и как следствие требует разработки индивидуальной технологической схемы очистных сооружений:

  • Свинофермы
  • Бойни и мясная промышленность
  • Молочные заводы
  • Пивоварение
  • Переработка картофеля, крахмальные заводы
  • Производство крахмала
  • Сточные воды других отраслей аграрно-пищевой промышленности:

Текстильная промышленность

Текстильная отрасль промышленности весьма разнообразна, поэтому проще охарактеризовать главные источники загрязнений, чем сами сточные воды:

  • Промывка и расчесывание шерсти
  • Предварительная обработка при отделке тканей
  • Отделка тканей
  • Фабрики-прачечные

Целлюлозные и бумажные фабрики

Целлюлозно-бумажные предприятия обычно имеют в своем составе два производства: производство бумажной массы и изготовление бумаги, сточные воды от которых содержат различные загрязнения и требуют соответствующей очистки. На некоторых предприятиях эти два процесса интегрированы.

  1. Производство бумажной массы
  2. Картонно-бумажные фабрики

Нефтяная промышленность:

В нефтяной отрасли промышленности можно выделить четыре вида деятельности, в процессе которой производятся разные типы специфических сточных вод и сбросов.

1. Добыча нефти — Сбросами являются пластовые воды, извлеченные вместе с сырой нефтью, а также осадки от бурения скважин.

2. Транспорт сырой нефти и нефтепродуктов — На погрузочных терминалах необходимо собирать и обрабатывать сливаемую из танкеров балластную воду, а иногда и промывную воду.

3. Нефтеперегонные заводы — Различают простую нефтеперегонку, основанную на дистилляции сырой нефти, и нефтепереработку.

Общим загрязнением в трех названных выше видах деятельности являются углеводороды. Доля растворимых органических загрязнений (окисленные соединения, фенолы, альдегиды) а процессе крекинга возрастает, тогда как перегонка тяжелой и сернистой нефти повышает загрязнение сульфидами.

4. Нефтехимия – Существует три типа промышленных комплексов производящих основные нефтехимические продукты:

  • комплексы синтетического газа.
  • олефиновые комплексы.
  • ароматические комплексы.

Черная металлургия:

  • Получение кокса
  • Травление
  • Промывка газов
  • Прокат

В черной металлургии выделяют четыре вида деятельности: в одних образуются сточные воды, сильно загрязненные растворенными веществами (коксовые заводы, некоторые цехи горячего проката) и потому требующие тщательной переработки; в других образуются сточные воды с большим содержанием взвеси (оксиды, ВВ, нерастворимые углеводороды), которые можно почти полностью использовать в оборотной системе водоснабжения.

Автомобильная и авиационная промышленность

В зависимости от профиля предприятия сбросы могут быть следующими:

  • сливы жидкости от водной резки;
  • сточные воды от травления и обезжиривания;
  • элюаты установок деминерализации;
  • сливы от моечных машин;
  • сливы от окрасочных камер;
  • сливы из систем охлаждения;
  • обычные сточные воды (бытовые и от мытья помещений).

Кроме того, обрабатывающие комплексы, цехи окраски, моечные машины включают в себя закрытые системы с оборотом воды до 500-1000 м3/ч. Состав циркулирующей воды нужно постоянно поддерживать путем ее обновления и специальной обработки либо всего циркулирующего потока, либо его части (очистка на обводной линии).

Энергетика

Происхождение сточных вод теплоэлектростанции:

  • Хранение жидкого топлива
  • Очистка подогревателей воздуха
  • Очистка котлов
  • Извлечение и вывоз золы
  • Летучие вещества и шлак

Жидкие бытовые отходы или сточные воды — разъяснения

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 августа 2021 года N 12-50/07137-ОГ

Об обращении с жидкими бытовыми отходами

Отнесение жидких бытовых отходов к сточным водам или к отходам зависит от способа их удаления.

В случае если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты после соответствующей очистки, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 июля 2015 г. № 12/59/16226 Об отнесении жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к жидким бытовым отходам или сточным водам

5 августа 2015

Минприроды России в соответствии с письмом Росприроднадзора от 11.06.2015 № ВС-03-04-28/9892 и письмом от 21.04.2015 № 1075/02-23 рассмотрело запрос об отнесении жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к жидким бытовым отходам или сточным водам и сообщает.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее — отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления,

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способам, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Документы

Перед тем, как пригласить комиссию, нужно позаботиться чтобы в порядке были следующие документы:

  • Свидетельство об аренде или праве собственности на здание, помещение предприятия включая водопроводные сети.
  • Устав организации или предприятия.
  • Свидетельство о занесении соответствующих записей о предприятии в Государственный и Единый реестры юрлиц.
  • Свидетельство о нахождении на учете в налоговых службах по месту расположения предприятия.
  • Приказ о назначении или избрании руководителя или директора предприятия (протокол собрания, решение принятое единым участником).
  • Приказы о назначениях лиц, которые будут нести ответственность за отбор проб стоков круглосуточно, включая все рабочие дни, в установленных местах забора проб на всех объектах.
  • Условия для включения объектов капитального строительства в сети водоотведения (проект, ТУ).
  • Контрольная съемка наружных объектов канализационной сети.
  • Акт о проведении работ по присоединению или врезке.
  • Техпаспорта на применяемые при проведении работ по врезке и монтажу водоотводящей системы материалы и оборудование.
  • Ведомость о проведении тестов прочности используемого бетона.
  • Акты, регистрирующие положительный результат испытаний очистных сооружений предприятия на водонепроницаемость и прочность.
  • Чертежная документация систем, задействованный в отводе стоков.
  • Свидетельства, подтверждающие нанесение и нахождение в целостности антикоррозийных покрытий соединений и сварных швов, а также о проведенной диагностике швов.
  • Сведения о допущенных отклонениях от первоначального строительного проекта.
  • Эксплуатационная документация (акты) трубопроводных систем.
  • Эксплуатационная документация о внутренней канализационной системы предприятия.
  • Чертежи разводок канализационных сетей и используемых сантехнических единиц.
  • Заявка с перечислением объектов водоотведения субабонента и абонента.
  • План мероприятий по сокращению сброса сточных вод.

Химические и прочие ограничения на сточные воды

К разрешенным к сбросу в канализационные системы сточным водам, применяется целый ряд ограничительных параметров. Ограничивается в основном состав стоков, но могут ограничиваться и некоторые другие параметры.

  1. Запрещено сбрасывать количество сточных вод, превышающее оговоренный лимит.
  2. Содержание в водах взвешенных, плавающих и растворенных частей не может превышать установленную норму.
  3. В составе не должны находиться частицы, способные приводить к засорению трубопровода канализации или способствующих образованию на стенках трубопроводов отложений.
  4. Сточные воды не могут быть причиной разрушения и повреждения материалов из которых формируется трубопровод или элементы очистных сооружений канализации.
  5. Не могут содержать взрывоопасные примеси, а также бактериальные загрязняющие вещества. К смесям, запрещаемым к сбросу относят: нерастворимые масла, смолы, мазуты, грунты, бензин, дихлорметан, бензол и пр.
  6. Допустимая температура канализационных стоков не может быть больше 40ºС. Допустимая величина рН может колебаться в пределах 6.5 — 9.0.
  7. Сточные воды не могут содержать кислоты или газы, испарения которых способны наносить вред человеческому здоровью. Также в них не должны находиться примеси, мешающие биологической очистке канализационных вод и стоков.

Запреты

При получении разрешения предприятием на сброс сточных вод, организация или предприятие обязуется соблюдать следующие запреты, разработанные специалистами Водоканала. Запретительная документация опирается на законы о защите окружающей среды и связана с самостоятельным сбросом предприятием стоков в природные водоемы.

Запрещается сбрасывать в канализацию воды дождевые, талые, поливомоечные. Нельзя направлять в канализацию нормативно незагрязненные воды, то есть чистые. Также не рекомендуются к сбросам воды, имеющие только механические частицы или строительный мусор.

Запрещено также подключать к своим сетям стоки соседних предприятий без соответствующих разрешений.

Отходы из септиков — жидкие бытовые отходы из выгребных ям

Чаще всего вопрос отнесения к жидким бытовым отходам или сточным водам касается сточных вод (отходов), которые откачивают из септиков.

В данном случае — если отходы из септика передаются на очистные сооружения для дальнейшей их очистки, то это сточные воды.

Если отходы из септика передаются на полигон для захоронения отходов или утилизируются, то это отходы.

Что делать собственникам неканализированных» квартир — заключать договор на вывоз и утилизацию бытовых отходов из выгребных ям. Каждый многоквартирный дом имеет свою выгребную яму, так как отсутствует присоединение к центральной сети канализации. Следовательно откачка и вывоз жидких бытовых отходов из выгребных ям должны производиться специализированным транспортом для утилизации в специально отведенное место.

Жидкие бытовые отходы: перечень и ФККО

Перечень ЖБО, представленных в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО). Все отходы относятся к 4 классу опасности.

Жидкие бытовые отходы (ЖБО) образуются от эксплуатации жилых объектов и предприятий, не оборудованных системой и сооружениями по отводу сточных вод. Хозяйственно-бытовые и фекальные сточные воды собираются и накапливаются в специальных сооружениях — резервуарах и отстойниках (выгребных ям). Попадание хозяйственно-фекальных стоков из выгребных ям в окружающую среду должно быть исключено. Отходы, образующиеся от откачки и очистки выгребных ям представлены ?.

НаименованиеКод ФККО/класс опасности
Отходы (осадки) из выгребных ям73210001304
Отходы коммунальные жидкие неканализированных объектов водопотребления73210101304
Отходы очистки септиков для очистки хозяйственно- бытовых сточных вод малоопасные73210311394

Проектирование систем ВиВ, очистных сооружений, КНС, ВЗУ, ВНС

Водоснабжение

Водоснабжение — это комплекс мероприятий по обеспечению водой её различных потребителей. В подраздел «Водоснабжение» входят следующие части- водоподготовка, хозяйственно-питьевой водопровод, техническое водоснабжение, оборотное водоснабжение, противопожарный водопровод и насосные станции. Части содержат следующие сведения: описание и характеристику системы водоснабжения и ее параметров, сведения о существующих и проектируемых источниках водоснабжения, гидравлический расчет систем, проект расхода воды, сведения о необходимом инженерном оборудовании, описание системы автоматизации водоснабжения, качественный анализ воды, мероприятия по рациональному использованию воды и сведенья о материалах и мероприятиях по их защите от различных воздействий.

Водоотведение

Водоотведение — это комплекс оборудования, сетей и сооружений, предназначенных для организованного приема и удаления по трубопроводам загрязненных вод, а также для их очистки и обезвреживания перед утилизацией.

В подраздел «Водоотведение» входят следующие части- хозяйственно-бытовая и производственная канализация, водосток, ливневая канализация, насосные станции, станции перекачки сточных вод, очистные сооружения ливневых и бытовых сточных вод.

Части содержат следующие сведения: оценка объема сточных вод и дождевых стоков и концентраций их загрязнений, сведения о существующих и проектируемых системах канализации, обоснование принятых систем сбора и отвода сточных вод, описание оборудования, способов предварительной очистки, оборудования и аппаратуры, принятия порядка сбора, утилизации и захоронения отходов, описание и обоснование схемы и условий прокладки канализационных трубопроводов, сведения о материалах трубопроводов и колодцев, описание мероприятий по их защите от различных воздействий, решения в отношении ливневой канализации.

Общее по разделу

Расчёты производятся в соответствии с условиями местности, где расположен объект, и с учётом всех действующих норм. Состав очистных сооружений подбирается исходя из концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и требований к качеству очищенной воды. Помимо разработки проектов по сетям водоснабжения и водоотведения объектов нового строительства, выполняются работы по проектированию методов реконструкции существующих сетей. Все системы проектируются с учетом всех требований норм и правил на основе современного оборудования и материалов.

Запросить коммерческое предложение и цены

Сбор жидких отходов

Сбор жидких бытовых отходов регламентируется Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Требования:

  • неканализированные домовладения должны быть оборудованы дворовыми уборными с водонепроницаемым выгребом (п.2.3.1);
  • расстояние от жилых домов и социальных объектов до уборной должно составлять не менее 20 м, удаленность от объектов должны быть не более 100 м (п.2.3.2);
  • расстояние до уборной на территории частного домовладения может составлять до 8-10 м;
  • в случае отсутствия централизованной подачи воды (пользованием для водопотребления колодцами и каптажами родников) расстояние от уборной до источника водопотребления должно быть не менее 50 м;
  • глубина выгребной ямы должен быть глубиной не более 3 м. Если уровень грунтовых вод выше этой цифры, то соответственно глубина выгреба должна быть меньше. Наполнение выгребной ямы допускается до уровня не выше 0,35 м от поверхности земли (п. 2.3.3);
  • очистка выгребной ямы допускается не реже раза в полгода или по мере заполнения;
  • в СанПиН имеется требование об ежедневной уборке дворовой уборной; раз в неделю — дезинфекция.

Запрещается применять сухую хлорную известь (исключение составляют пищевые объекты и медицинские лечебно-профилактические учреждения).

Правила вывоза жидких бытовых отходов

Правила вывоза ЖБО регламентируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155.

Периодичность вывоза ЖБО должна осуществляться в установленные сроки, указанные в договоре на оказание услуг. Между тем сроки вывоза ЖБО в договоре должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и требованиям органов местного самоуправления.

В случае, если исполнитель нарушил сроки оказания услуг по вывозу ЖБО, потребитель по своему выбору вправе:

— назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию услуг и (или) закончить оказание услуг и потребовать уменьшения цены за оказание услуг;

— поручить оказание услуг третьим лицам за разумную цену или выполнить их своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

— потребовать уменьшения цены за оказание услуг;

— расторгнуть договор об оказании услуг,

— потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

За нарушение сроков оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов, сроков устранения недостатков услуг, а также выполнения иных требований потребителя, установленных Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания услуг.

Законодательные нормы

Основным нормативным актом, регулирующим качество сточных вод, является СанПиН 2.1.5.980-00, а также ГН 2.1.5.2280-07. В них четко определены нормативы сброса сточных вод в канализацию, а также даны количественные показатели допустимого содержания разных химических составов. Перечислены все вещества, представляющие первую и вторую группы опасности.

Основным критерием проверки является состояние воды в водоеме, куда сбрасывается очищенная вода. Согласно ст. 18 ФЗ №52, обязанность следить за состоянием водных объектов ложится на следующих субъектов хозяйствования:

  • органы исполнительной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • предприятия и организации (юридические лица);
  • индивидуальные предприниматели.

Проводятся ежедневные анализы воды в водоемах. Если состав не соответствует нормативам, понадобятся дополнительные меры по очистке стоков. Это важный момент, поскольку эти водоемы являются источниками питьевой воды. Любое превышение ПДК создает опасность для населения региона. Это касается промышленных или С/Х предприятий, организаций и других субъектов.

Кроме того, нормы сброса сточных вод в канализацию касаются всех пользователей центральных ливневых систем. Согласно распоряжению правительства РФ, величина оплаты за пользование системой рассчитывается по средним показателям в данном регионе. Если с предприятия или организации поступают слишком грязные стоки, оплата будет соответствующим образом увеличена. Особым пунктом выделяются требования к составу сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию. Необходимо, чтобы технология очистки на ОС позволяла удалять все вредные компоненты дождевой воды, собранной с поверхности промышленных площадок.

Сравнение норм ПДК в разных странах и регионах

Для более эффективной работы системы нормы ПДК вырабатываются местными органами самоуправления, которые корректируют их исходя из специфики промышленности региона. Например, в разных городах России действуют собственные нормативы по ионам меди, железа, цинка, никеля, хрома и других тяжелых металлов. Полный перечень нормативов затрагивает все вредные компоненты, которые обнаруживаются в стоках от разных предприятий или хранилищ. Для сравнения можно рассмотреть таблицу ПДК в разных странах и городах:

По данным этой таблицы можно сделать вывод о более жестких требованиях к качеству очистки стоков, действующих в России. Однако, на общую экологическую обстановку это не оказывает решающего действия, поскольку количество источников загрязнения намного больше и не ограничивается только сточными водами. Значительную роль играют выбросы дымовых труб предприятий, которые оседают на поверхности земли и попадают в водоемы. Отсюда и более строгие правила приема сточных вод в городскую канализацию, призванные компенсировать вред от других источников загрязнения. Это не значит, что к системам фильтрации дыма требования снижены. Просто, очистка воды дает окончательный и наиболее наглядный результат.

Также читайте: Как зачеканить чугунную трубу канализации: зачеканка и как расчеканить старую трубу

Тариф на жидкие бытовые отходы

Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данный вывод следует при системном толковании статьи 424 ГК РФ и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 (далее — Правила).

Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении) определен перечень регулируемых видов деятельности в сфере водоотведения и регулируемых тарифов в сфере водоотведения.

Так, согласно частям 7 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, а регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод.

При этом, в соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (то есть с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).

Таким образом, исходя из положений Закона о водоснабжении и водоотведении, в отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых услуг государственное регулирование тарифов не осуществляется.

Согласно пункту 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.

С учетом изложенного, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом отмечаем, что согласно части 5 статьи 7 Федерального закона абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Таким образом, оплата услуг по сбору и вывозу жидких бытовых расходов осуществляется в рамках соответствующего договора водоотведения или договора на вывоз жидких бытовых отходов.

В соответствии с частью 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.

В этой связи расходы на вывоз ЖБО учитываются при установлении гарантирующей организации тарифов на водоотведение при наличии у гарантирующей организации соответствующих договоров водоотведения, заключенных с абонентами в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Отмечаем, что в случае, если потребитель заключает договор водоотведения с гарантирующей организацией, оплата услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов осуществляется с применением установленного гарантирующей организации тарифа на водоотведение.

Рубрики

Несмотря на то что Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ) и отдельные постановления Правительства Российской Федерации в области водоотведения уже вступили в силу и действуют на территории Российской Федерации, до сих пор у природопользователей возникают вопросы, касающиеся предусмотренных ими изменений. Так, например, по сей день остаются актуальными следующие вопросы: каким образом будет производиться контроль качества сточных вод, поступающих в централизованные системы водоотведения (далее — ЦСВ)? всем ли абонентам необходимо подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод (далее — Декларация)? будут ли различия при контроле за качеством сточных вод, отводимых разными категориями абонентов?

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в ЦСВ, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация ВКХ) в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод (далее — Программа) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информации о том, в отношении каких категорий абонентов должен осуществляться контроль, в данном Федеральном законе не содержится.

Согласно ст. 14 и 15 Федерального закона № 416-ФЗ одним из существенных условий договора водоотведения и единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является порядок контроля за соблюдением абонентами:

  • нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — НДС), лимитов на сбросы и показателей Декларации (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются НДС или лимиты);
  • требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» к абонентам, для объектов которых устанавливаются НДС, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в ЦСВ. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 м3/сут. суммарно по всем выпускам в одну ЦСВ.

Требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, приведены в пп. 113 и 114 и приложениях № 2 и 3 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 30.12.2013; далее — ПХВиВ). Данные требования распространяются на все категории абонентов.

Таким образом, контроль качества сточных вод должен осуществляться как в отношении абонентов, которым до 2015 г. будут установлены НДС и лимиты на сбросы, так и в отношении ненормируемых абонентов.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТОЧНЫХ ВОД НОРМИРУЕМЫМИ АБОНЕНТАМИ

Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525. Правила устанавливают порядок осуществления организацией ВКХ контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены НДС в ЦСВ, в соответствии с Программой.

Программа контроля состава и свойств сточных вод

Программа разрабатывается и утверждается организацией ВКХ и согласовывается в течение 30 дней территориальным органом Росприроднадзора. Срок действия Программы составляет не менее 3 лет. Форма Программы приведена в Приложении 1 к Правилам.

Пунктом 12 Правил установлены конкретные основания для отказа территориального органа Росприроднадзора в согласовании Программы:

  • несоответствие Программы форме, приведенной в Приложении № 1 к Правилам;
  • несоответствие периодичности отбора проб сточных вод положениям, предусмотренным пп. 6 и 7 Правил;
  • неуказанные места отбора проб сточных вод;
  • несоответствие срока действия Программы положениям, предусмотренным п. 4 Правил.

Территориальный орган Росприроднадзора в случае принятия решения об отказе в согласовании Программы направляет в организацию ВКХ письменный отказ с указанием мотивированных оснований, по которым принято это решение, в т.ч. с указанием конкретных данных и (или) разделов, содержащихся в Программе, не соответствующих положениям Правил. При получении отказа в согласовании Программы организация ВКХ дорабатывает Программу и не позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения отказа в ее согласовании представляет ее на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения организации ВКХ. Согласование доработанной Программы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в порядке и сроки, которые предусмотрены для согласования Программы.

Пунктом 16 Правил предусмотрен порядок внесения организацией ВКХ изменений в Программу в течение срока ее действия, основаниями для которого являются:

  • изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом Росприроднадзора Программу;
  • изменение НДС.

Изменения в Программу представляются организацией ВКХ на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по форме, приведенной в Приложении № 1 к Правилам. Территориальный орган Росприроднадзора рассматривает изменения в Программу в течение 30 рабочих дней.

В соответствии с п. 5 Правил Программа включает:

  • перечень абонентов;
  • указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод;
  • указание мест отбора проб сточных вод.

Пункт 2 ст. 30 Федерального закона № 416 конкретизирует, что в Программу включается перечень абонентов, для объектов которых установлены НДС. Абоненты, которые не попадают под категорию нормируемых, в Программу, которая согласуется с Росприроднадзором, не включаются.

Плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод

Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал и не может быть реже 1 раза в год.

К сведению

В случае если за последние 3 года, предшествующие году начала реализации Программы, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемый сверх установленных НДС и лимитов на сбросы, с нарушением Декларации, плановый контроль сточных вод может проводиться чаще, но не более 1 раза в месяц.

Пунктом 9 Правил определены конкретные основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод, которыми являются:

  • возникновение аварий, повреждение или выход из строя ЦСВ или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения;
  • обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод показателям, указанным в Декларации, в т.ч. обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в ЦСВ;
  • обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения локальных очистных сооружений либо работы указанных сооружений с нарушениями условий их эксплуатации;
  • получение организацией, осуществляющей водоотведение, от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), предписаний об устранении нарушений условий использования водных объектов в части сбросов в водные объекты сточных вод, не соответствующих НДС и (или) лимитам на сбросы, либо нарушений, повлекших или создающих угрозу причинения ущерба окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц или здоровью населения.
Отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб

Обратите внимание

Правилами регламентирован новый порядок отбора проб сточных вод, их анализа и обработки результатов.

Согласно пп. 18 и 19 Правил отбор проб сточных вод осуществляется организацией ВКХ в присутствии абонента. В случае если абонент не явился к месту отбора проб в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.

В соответствии с п. 20 Правил абоненты обязаны:

  • обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток;
  • содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб;
  • обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод;
  • обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод;
  • обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).

Организация ВКХ обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.

Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в Программе, при наличии такой возможности вне зон действия подпора со стороны ЦСВ из лотка канализационного колодца или падающей струи, либо (при отсутствии такой возможности) в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.

К сведению

В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в ЦСВ.

Новые Правила предусматривают возможность фото- и видеофиксации процедуры отбора проб сточных вод организацией ВКХ и абонентом.

По результатам отбора проб организация ВКХ составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод, который подписывается организацией ВКХ и абонентом (форма акта представлена в Приложении № 2 к Правилам). При несогласии абонента с содержанием акта абонент также обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. В случае отказа абонента от подписания акта он подписывается организацией ВКХ с о. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт подписывается организацией ВКХ с о. В этом случае один экземпляр акта в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.

Обратите внимание

Правила предоставляют возможность абоненту одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. При этом организация ВКХ осуществляет отбор резервной пробы. Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией ВКХ на месте отбора проб сточных вод. Резервная проба хранится в организации ВКХ для разрешения возможных разногласий.

Правила обязывают организации ВКХ вести журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов (далее — Журнал) в бумажном и электронном виде. Ведение Журнала в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек (с 1 января 2015 г. — с численностью более 10 тыс. человек). Типовая форма Журнала представлена в Приложении № 3 к Правилам.

Организация ВКХ в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из Журнала любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом. В случаях нарушения абонентом НДС или лимитов на сбросы организация ВКХ информирует об этом территориальный орган Росприроднадзора в течение 24 ч со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТОЧНЫХ ВОД НЕНОРМИРУЕМЫМИ АБОНЕНТАМИ

На абонентов, которым не нужно разрабатывать НДС и лимиты на сбросы (ненормируемых абонентов), продолжают распространяться требования Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (в ред. от 29.07.2013).

В соответствии с п. 64 и 65 данных Правил ненормируемый абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением ненормируемым абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод ненормируемого абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории). Данные требования не распространяется на абонентов, которым установлены НДС и лимиты на сброс.

Ненормируемым абонентам нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод будет устанавливать организация ВКХ.

Контроль ненормируемых абонентов будет проводиться организацией ВКХ, но порядок контроля будет отличен от порядка контроля сточных вод нормируемых абонентов. Пока не будет утверждена Программа контроля сточных вод для таких абонентов, контроль их сточных вод будет осуществляться организацией ВКХ по такой же схеме, как и раньше — до вступления в силу Федерального закона № 416-ФЗ и постановлений Правительства Российской Федерации в области водоотведения.

ДЕКЛАРАЦИЯ О СОСТАВЕ И СВОЙСТВАХ СТОЧНЫХ ВОД

При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация ВКХ проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие НДС и (или) лимитам на сбросы, указанным абонентами в Декларации.

Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона № 416-ФЗ в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены НДС, подают в организацию ВКХ Декларацию, в которой, в частности, указываются НДС, лимиты на сбросы. В случае если абонентом допущено нарушение Декларации, абонент обязан незамедлительно проинформировать об этом организацию ВКХ.

Порядок подачи абонентами Декларации определяется в соответствии с гл. VIII ПХВиВ.

Декларация обязательна не для всех категорий абонентов — согласно п. 124 ПХВиВ в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод подавать в организацию ВКХ Декларацию обязаны:

  • абоненты, для объектов которых устанавливаются НДС;
  • абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в ЦСВ, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 м3/сут. суммарно по всем выпускам с промышленной площадки.

Декларация на очередной год подается в срок до 1 июля предшествующего года.

Абонент вправе внести изменения в Декларацию, сообщив о них в организацию ВКХ. В случае с нормируемыми абонентами организация ВКХ обязана в течение 3 рабочих дней после получения такой информации направить ее в территориальный орган Росприроднадзора.

Обратите внимание

После уведомления абонента о проведении мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод и отборе проб сточных вод внесение изменений в Декларацию не допускается.

В соответствии с п. 128 ПХВиВ Декларация содержит:

  • сведения об абоненте (официальное полное наименование абонента — юридического лица, реквизиты договора, на основании которого абонентом осуществляется отведение сточных вод, сведения об объектах абонента, для которых установлены НДС);
  • НДС и лимиты на сбросы (при их наличии);
  • требования к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ;
  • концентрации загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и работу ЦСВ, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ, с указанием показателей, не отвечающих НДС, лимитам и другим установленным требованиям;
  • схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к ЦСВ и контрольных канализационных колодцев.

Согласно п. 38 Типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645, Декларация утрачивает силу в следующих случаях:

  • изменение состава и свойств сточных вод абонента при вводе в эксплуатацию водоохранных, водосберегающих или бессточных технологий, новых или реконструируемых объектов, перепрофилирование производства;
  • выявление организацией ВКХ в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, сверхнормативного сброса загрязняющих веществ, не отраженных абонентом в Декларации;
  • установление абоненту новых НДС.

В течение 2 месяцев со дня наступления хотя бы одного из перечисленных выше событий, которое повлекло изменение состава сточных вод абонента, абонент обязан разработать и направить организации ВКХ новую Декларацию, при этом ранее утвержденная Декларация утрачивает силу по истечении 2 месяцев со дня наступления указанных событий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: