Что такое ливневая канализация: ее проектирование и строительство


Для чего нужна ливневая канализация

Эту систему водоотведения применяют в трех целях:

  • Для удаления с территории талой, дождевой воды в межсезонье;
  • Для снижения ущерба, наносимого паводками;
  • Для утилизации технических вод в промышленных масштабах.
  • Если для природы дождевая вода необходима, то от зданий, дорожных покрытий ее лучше отводить, чтобы не заниматься постоянным восстановлением фундамента, отмостков и т.д. Дождевые стоки, попадая во внешнюю часть системы водоотведения, доходят до грунта или дождеприемника. Далее вода проходит ревизионный колодец и систему дренажных труб и отводится либо в естественный водоем, за пределы участка, либо в коллекторный колодец.

Почему так важна дренажная канава вдоль дороги на участок.

В одной из прошлых статей я писал уже о важности дорог, которые желательно делать до начала стройки. Сегодня постараюсь объяснить о необходимости правильного водоотведения с дороги на личном опыте.

Ливневая канализация представляет собой составную часть общей системы благоустройства – одну из важнейших канализационных систем, служащую целям отвода с участка местности дождевых и талых вод.

Для меня больная тема дорог, т.к. участок почти посредине улицы и за моим участком нет соседа и дороги, т.е. у меня тупик.

Стандартная комплектация ливневой системы

В современной системе ливневки присутствуют связанные между собой элементы:

  • Дождеприемники. Их обычно несколько. Являются точками сбора воды с водостоков вертикального наружного типа и с поверхностей отмостков. В них присутствует корзина, в которой собирается мусор. Устанавливаются дождеприемники в низинах, возле перекрестков, под водосточными желобами у зданий. Чтобы предотвратить распространение неприятных запахов из канализации, в них часто встраивают сифон.
  • Придверные поддоны. Работают они также, как и у дождеприемники – собирают воду непосредственно у здания перед входом.
  • Желоба, каналы, лотки, которые оснащают решетчатыми крышками. Применяются в поверхностном водоотводе. Основа делается из бетона либо пластика, а решетку выбирают из пластика, нержавейки или чугуна. Эти элементы применяют для уменьшения длины трубопровода.
  • Пескоулавливатели. Именно через песколовки вода поступает в трубопровод общей канализации. Состоит из основы и корзины. Последняя предназначена для улавливания взвешенных частиц. Ее периодически вынимают для очистки (чистка проводится дважды в год). Предполагается использование двух и более пескоуловителей, чтобы система не забивалась мусором.
  • Ревизионный колодец с отстойником. Монтаж этой емкости проводят в местах разветвления, на углах подземной части ливневой системы. Через такие резервуары производится очистка линий водоотвода, удаляется грязь. Применяется в закрытой или смешанной канализации.
  • Трубы. Устанавливаются безнапорные пластиковые изделия. Для этого выбираются обычно оранжевые (рыжие) трубы.
  • Прокладка наружной системы ливневой канализации производится от точек слива, относящихся к наружному водостоку, и до начала подземной части системы.

При протяженности ливневки более 100 метров в точке объединения и на углах подземного трубопровода требуется установка одного и более ревизионных колодцев, что зависит от объема воды и масштабности всей системы.

Программное обеспечение для ПЛК

Регулирует нормативами проектирования ливневой канализации в городе – СНиП. Этот документ создан давно, но успешно проверен временем. В нем прописаны все нюансы, относящиеся к планированию, размещению конструкций, правильному расчету коммуникаций. Инновационные информационные продукты также подстраиваются под норму действующего законодательства и инженерные требования того или иного объекта.

Компания ZWSOFT предлагает специалистам разных сфер инструменты для облегчения их работы. Для составления схем в области строительства и коммуникаций, разработаны приложения:

  • Программа «ИНЖКАД». С ее помощью проектируют инженерные сети, применяя технологию BIM для ZWCAD 2021 PRO, AutoCAD, BricsCAD не только для конструирования ливневки в канализацию. Она применяется для планирования водо-, теплоснабжения и прокладки газопровода. Ее особенность – многозадачность. ПО формирует инженерный план коммуникационных сетей, детализирует колодцы, геоскважины и вносит данные в таблицу.
  • Разработка для кадастровых инженеров «ПроГео» внесена в ЕР российских программ для ЭВМ и информационной базы России.
  • ZWCAD 2021, 2021, выпущенные в нескольких версиях – Professional и Стандартная. Набор функций каждой из них отличается, что позволяет выбрать оптимальный для клиента вариант. Главным преимуществом является возможность 2D и 3D редактирования и моделирования изображений, поддержка VBA /.Net; / ZRX, отображение элементов CAD и множество других полезных функций. Простой интерфейс интуитивно понятного редактора делает процесс работы удобным. Стоимость программ значительно ниже аналога – AutoCAD.
  • Адаптированный софт для ZWCAD 2021 Pro – Geoniun 2021. У него постоянная лицензия, что делает его выгодным приобретением. Особенность этой программы в том, что она выпускает готовые чертежи с заполнением штампов и экспликаций.
  • Встраиваемое приложение для версий ZWCAD+ с локальной лицензией СПДС GraphiCS 10.х предлагает создание документации в автоматическом режиме. Используется в строительстве, придерживаясь норм СПДС. Пригодится в проектировании системы водоотведения, опираясь на СНиП по ливневой канализации.

Проектируйте легко с грамотно выбранной программой!

Нужен ли колодец или коллектор?

Использование коллектора или колодца актуально, если:

  • Сходятся 2 и более потоков дождевой воды;
  • Необходимо радикально изменить высоту залегания, а также направления, наклона трубопровода;
  • Нужно перейти на большие объемы труб;
  • При необходимости очистки стоков перед их сбросом в водоем.

Диаметр коллектора определяется проектировщиком, исходя из данных, относящихся к конкретному участку. Чем больше сечение колодца – чем больше интервал при размещении резервуаров. Например, при баках с диаметром до 150 мм расстояние между объектами составляет 30-35 м, до 200 мм – 40-50 м и так далее.

Системы отвода стоков от дорог: виды, назначение, особенности использования

Новости
Новости

26 ноября 2021 года в 12:50

Водоотводные лотки решают проблему переувлажнения поверхностными водами автомобильных дорог. Также они нужны, чтобы предупредить их размывание. Лотки – это лишь часть системы кюветного водоотвода. К ней также относятся канавы, поглощающие колодцы и другие элементы. Отвод стоков необходим и для теплотрасс, ж/д путей. Расскажем, в каких случаях используются те или иные лотки для водоотвода.

Виды лотков и водоотводных систем

Междупутные и междушпальные каналы получили широкое распространение. Они нужны для водоотвода в таких местах:

— ж/д пути;

— пассажирские платформы;

— возле переездов;

— при наличии большого количества стоков в местах, где стационарное полотно занижено.

Лотки в данном случае изготавливаются из железобетона. Они продлевают срок использования ж/д трасс, переездов, защищают их от осадков и талых вод.

Бетонные и пластиковые лотки пользуются не меньшим спросом. Такой вид водоотвода нужен на автодорогах. Устанавливается вдоль дорожного полотна или в обычном линейном дренаже. Изделия из фибробетона имеют такие сечения: 200 мм, 300 мм, 400 мм и 500 мм. Решают следующие задачи:

— сбор и отвод стоков с автодорог и с окружающей местности;

— предупреждение размыва земляного полотна, выполняют функцию основания дорожного покрытия;

— обеспечение безопасности следования автотранспорта в непогоду.

Изделия из пластика не менее практичные, чем из бетона. У них небольшой вес, что упрощает монтаж водоотвода. Сечение данных изделий: 200 мм, 300 мм и 500 мм.

Задачи, которые решаются с помощью пластиковых лотков:

— отведение ливневых стоков от автодорог и их защита, при этом защищенными оказываются также и прилегающие к дорогам насыпи;

— лотки подходит для применения в местах с непростыми инженерно-геологическими условиями.

Материал обладает морозоустойчивостью и необходимой прочностью.

Стеклопластиковые быстротоки и кюветные лотки из пластика – востребованное в настоящее время решение. Такие изделия нужны, если в определенном месте есть кюветы, присутствует возможность возникновения эрозии почвы неподалеку от автодороги.

Продукция из степлопластика применяется в таком диапазоне температур: -60°С — +60°С. Она удобна в монтаже и применении, обладает многими уникальными свойствами.

Какие есть стандарты качества для водоотводных систем

Таких стандартов несколько. Например, для лотков из полипропилена предусмотрен следующий стандарт: ГОСТ 26996-86. Конструкции из бетона для отвода воды изготавливаются в соответствии с ГОСТом 21509-85. Отдельных норм для систем водоотвода не создано. Однако все лотки из бетона для сбора воды изготавливаются по ГОСТу 13015 — 2003 «Изделия железобетонные и бетонные для строительства».

Бетон, применяемый при изготовлении элементов водоотвода, должен отвечать стандарту ГОСТ 26633. Отпускная прочность бетона должна при этом быть 50% марочной для бетонов класса В15 и выше, не менее 70% для бетонов класса В12,5 и ниже.

Где можно подобрать водоотводные лотки

Данную продукцию изготавливает . Здесь всегда в наличии:

— междупутные и междушпальные лотки из железобетона;

— открытые водоотводные лотки из фибробетона;

— кюветные пластиковые изделия;

— стеклопластиковые варианты;

— системы подвесного водоотвода (ISO 9001:2008).

Особенности и плюсы систем водоотвода «Стандартпарк»

Назовем основные. Это:

— эффективный отвод стоков от автодорог, прилегающей местности возле ж/д путей;

— возможность продлить срок эксплуатации без особых затрат;

— предупреждение размыва почвы и насыпей.

В результате мы получаем чистые и практические сухие автотрассы. Качественный водоотвод на дорогах – это эффективная защита поверхности дорожного полотна, местности возле трасс, а также гарантированная безопасность перемещения транспорта в любую погоду.

Узнать больше о дорожных быстротоках можно по ссылке.

Фото предоставлено рекламодателем

На правах рекламы

Что нужно учесть при проектировании ливневки

При монтаже следует учитывать следующие факторы:

  • Если система принимает грязные стоки, то предусматривается проектом также и установка очистных сооружений;
  • Важно рассчитать до проектирования примерное количество и интенсивность дождевых осадков для региона;
  • Рассчитать длительность прохождения жидкости по всем канализационным каналам до коллектора;
  • Площадь стока;
  • Окружающую местность, ее рельеф и другие нюансы.

Оптимальным вариантом монтажа ливневой канализации считается проект, в котором учтены все нормативные санитарно-гигиенические требования, а также активно применяются естественные уклоны ландшафта. Таким образом система становится при монтаже и дальнейшей эксплуатации более экономичной.

Использование современных материалов и технологий позволяет упростить применение ливневой канализации и продлить ее срок службы. Поэтому в создании такой системы применяют бетон и пластиковые изделия, которые отличаются высокой прочностью.

Ливневые желоба для отвода стоков: цена изделий и виды

После зимнего периода, когда начинает таять снег, а также в дождливую погоду, любой частный дом нуждается в ливневой канализации. Осадки с крыши обычно попадают в специальные ливневые желоба, прикрепленные к кровле. Там собирается влага, которая затем спускается в сточные канавы. Если в доме нет такой единой системы отвода потоков воды, тогда в скором времени это приведет к разрушению фасада здания, его фундамента и цоколя, порче теплоизоляции. Вода будет скапливаться в подвале и под фундаментом, а вокруг самого строения будет собираться влага и стоять лужи. Чтобы этого не случилось необходимо создать водосток, он и будет решать все задачи по отводу воды.

Виды ливневой системы

Вода в ливневку попадает напрямую закрытым способом или открыто через решетку и сливное колено. Каждый тип ливневой системы имеет свои особенности, которые обязательно учитываются еще на стадии проектирования и далее используются при монтаже.

Открытый поверхностный водоотвод

Под открытым водостоком подразумевают систему желобов, каналов, по которым вода будет стекать в специально отведенное место или просто в грунт (например, огород). Этот водоотвод эффективен и экономичен. Важно учитывать, что поверхностная ливневка будет промерзать. Поэтому ее чаще всего используют в условиях дачных участков, частных домов.

При открытом типе водостока нужно тщательно рассчитать высоту, на которой располагается сливное колено, чтобы была возможность периодически снимать решетку и очищать корзину дождеприемника. Плитка или асфальт должны быть на 3-4 мм выше уровня решетки с лотками. Общий уклон направлен к водосборным лоткам. Оттуда жидкость доходит до общей канализации ливневки. Нужный уклон желобов организовывается с учетом конструкции лотков и особенностей ландшафта.

Закрытый подземный водоотвод

Эта система располагается ниже нулевой точки и предполагает проведение работ с грунтом. В отличие от открытой системы, с монтажом которой справится и любитель, этот тип водоотводящей системы нужно тщательно проектировать, а ее укладку должен выполнять специалист. Эта ливневка актуальна для промышленных предприятий, где предполагается большое количество сточных вод, особенно если они загрязненные и требуют перед сбросом в водоем или грунт предварительной очистки.

Закрытый вариант ливнеотвода или подземный устанавливается с уклоном от 3 см на погонный метр по отношению к накопительному колодцу. Для облегчения планировки уклона используется песчаная подушка. Под землей прокладывается система труб – по ней вода будет поступать в коллектор.

Смешанный тип

Это наиболее распространенная разновидность ливневки, в которой учитываются все санитарно-гигиенические нормы. В ней присутствуют элементы как открытой системы, так и закрытой. Смешанная ливневая канализация применяется тогда, когда необходимо сэкономить на обустройстве системы. Она же помогает охватить гораздо большую территорию.

Особенности конструкции ливневки на автодороге

Основным разрушающим фактором считается грунтовая влага, которая накапливается в верхних слоях грунта. При понижении температуры она застывает и начинает расширяться, разрывая полотно дорожного покрытия. В нем появляются мелкие трещины, по которым в грунт просачиваются дополнительные объемы воды. Это ускоряет и делает более интенсивными разрушительные процессы.

Наличие свободной воды на покрытии способствует появлению эффекта аквапланирования. Это делает езду неуправляемой, увеличивает количество ДТП. Этот эффект часто проявляется на междугородних трассах, а в городских условиях он опасен вдвойне. Возникает серьезная угроза жизни и здоровью пешеходов, автомобильной техники. Все элементы ливневой канализации на автомобильных дорогах размещаются в массиве насыпи (под полотном), или по обочинам дороги (прикромочные лотки, желоба).

Для максимального стока воды дорожное полотно делается с одно- или двусторонним уклоном в сторону обочины. Односторонний уклон используется на сравнительно узких дорогах с односторонним движением. Автострады с многополосным движением в обе стороны оборудуют двусторонним уклоном. Дождевая вода стекает в прикромочные лотки, откуда направляется к точкам сброса.

Для самых широких полотен делают дополнительный уклон к центру, где обустраивают приемный лоток с решеткой. Он соединяется поперечными подземными трубами с прикромочными желобами.

Также читайте: Вентиляция из канализационных труб: доводы «за» и «против», обзор как сделать своими руками

Как происходит сбор сточной воды

Принцип сбора воды с дорожного полотна одинаков на всех схемах водоотведения. Отличаются конструкционные элементы сети:

  • тип водоотведения (лотки или подземные трубопроводы);
  • основание под ливневую канализацию (уплотненный грунт, бетонная подложка, штучные детали);
  • количество приемных полос (с одной или с обеих сторон, с дополнительной полосой в центре).

Выбор оптимального вида происходит на стадии проектирования дороги. Критерии, определяющие тип приемных деталей:

  • климатические условия в регионе. Учитывается среднегодовое количество осадков, частота и степень интенсивности;
  • максимальное (пиковое) количество стоков. Отслеживаются данные многолетних наблюдений, которые закладываются в расчет как максимальный объем. К нему делается запас на случай превышения расчетного количества стоков;
  • длительность теплого времени года, количество снега, объемы талых вод;
  • возможность паводков или подтоплений.

Последний пункт представляет наибольшую опасность для ливневой канализации. Если весенние разливы воды для данной местности считаются нормой, подземные трубопроводы строить нельзя. Они будут полностью забиты первым же паводком, потребуется трудоемкая прочистка или полная реконструкция системы водоотведения.

Устройство отводящих лотков

Одним из наиболее ответственных участков считаются кюветы и водоотводные канавы, расположенные по сторонам дорожного полотна. Они принимают поток сточных вод вместе с мелким мусором, пылью и другими частицами. Это важные элементы ливневой канализации, чертежи которых делают во время проектных работ. В зависимости от погодных условий региона выбирают способ усиления откосов и лотков:

  • использование сборных бетонных сегментов;
  • сборные бетонные плиты;
  • отсыпка щебнем и засевание многолетних трав.

В процессе изготовления проекта делается чертеж системы, на котором отображают профиль полотна и тип приемного лотка. В большинстве случаев используются проверенные и отработанные схемы. Стандартные чертежи ливневой канализации на дороге используются для строительства магистралей в условиях изменчивого климата, с чередованием теплых и холодных сезонов. Однако, для местностей со специфическими условиями требуется особая ливневая канализация на дорогах, схема которой обеспечит стабильную работу.

Хорошим материалом для укрепления лотков является песчаный асфальтобетон. Он отличается от сборных асфальтовых блоков устойчивостью к воздействию воды. Кюветы, укрепленные этим способом, сохраняют рабочие качества даже в условиях сильного подтопления. После оттока воды материал остается целым, на нем не возникают трещины или другие дефекты. Такое основание считается прочным и надежным, но его стоимость ограничивает применение в широких масштабах. Высокая цена материала позволяет укреплять лишь наиболее ответственные участки автострад, скоростных магистралей или участков городских дорог.

Как установить трубу в канаву своими руками

Для быстрого и качественного выполнения работ по обустройству въезда на участок стоит привлечь опытную бригаду мастеров. Но, если есть уверенность, что справитесь самостоятельно, то подготовьте заранее необходимые инструменты и материалы, а также организуйте своевременную доставку спецтехники.

Необходимые инструменты и материалы

Кроме самой трубы, необходимы следующие материалы:

  • Щебень.
  • Песок.
  • Геотекстиль.
  • Бетон.
  • Арматура и вязальная проволока.
  • Доски для опалубки.
  • Гвозди.
  • Тротуарная плитка или асфальтобетонная смесь.
  • Бордюры.
  • Две декоративные решетки для защиты полости трубы от засоров.
  • Влаголюбивые растения для облагораживания заезда: ирисы, астры, лианы, пионы и др.

Для отрывки траншеи нужен экскаватор с емкостью ковша 0,4–05 м3, для укладки тяжелых труб из металла или железобетона — автокран. Кроме спецтехники, потребуются следующие ручные инструменты и приспособления:

  • Лопаты — штыковая и совковая.
  • Ручная трамбовка.
  • 2 ведра.
  • Емкость для приготовления бетонной смеси.
  • Вибратор для равномерной укладки бетона.
  • Молоток.

Необходимая техника для облагораживания заезда

Облагораживание заезда также не обходится без использования строительной спецтехники: экскаватора и бульдозера. Если в качестве дорожного покрытия выбран асфальтобетон, то для его уплотнения потребуется специальный каток.

Технология укладки

Пошагово технология укладки выглядит следующим образом:

  1. Разметка участка под канаву и корыта насыпи заезда.
  2. Копка траншеи со стенками под уклоном и срезка грунта вокруг нее на глубину 35–40 см.
  3. Нарезка приямков по дну траншеи и на боковых стенках.
  4. Уплотнение земли на дне приямков.
  5. Заполнение нижнего приямка щебнем с послойным уплотнением.
  6. Устройство щебеночной подушки толщиной 15–20 см.
  7. Настилка слоя геотекстиля, чтобы песок не уходил в землю.
  8. Устройство песчаной подушки толщиной 15–20 см по всей ширине канавы.
  9. Монтаж трубы.
  10. Установка опалубки и вязка арматурного каркаса для бетонных оголовков.
  11. Заливка бетона в опалубку с уплотнением вибраторами.
  12. Засыпка канавы слоем песка толщиной 10–15 см.
  13. Заворачивание краев геотекстильного полотна.
  14. Заполнение боковых приямков щебнем.
  15. Обратная засыпка траншеи песком и грунтом с послойным уплотнением.
  16. Устройство песчаной подушки под насыпь вдоль канавы.
  17. Укладка геотекстиля на песчаный слой.
  18. Устройство щебеночного основания под проезжую дорогу.
  19. Устройств дорожного покрытия переезда через канаву.
  20. Установка бордюров.
  21. Демонтаж опалубки с оголовков.
  22. Планировка участка и разбивка клумбы.
  23. Высадка и полив растений.

Видео по укладке

Бюджетный вариант обустройства въезда на дачу от народных умельцев смотрите на видео.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: