Основные типы
Все подшипники могут быть разделены на две основные группы – подшипники качения и скольжения. Конструкция первых состоит из
- двух колец – внешнего и внутреннего;
- шариков;
- сепаратора, в котором установлены шарики.
- Подшипники скольжения имеют следующую конструкцию:
- внешняя обойма;
- внутренняя обойма, выполненная из материала с низким коэффициентом трения, например, тефлон (фторопласт).
Задача, которую призваны решать подшипники любого типа – это снижение трения между вращающимся и стационарными узлами агрегата. Это необходимо для снижения потерь энергии, нагрева и износа деталей, вызываемыми силой трения.
Подшипники скольжения
Сферические подшипники скольжения
Этот узел обычно выполняют в виде массивной опоры, изготовленной из металла. В ней проделывают отверстие, куда вставляют втулку или вкладыш, выполненный из материала с низким коэффициентом трения. Для повышения эффективности работы этого узла и снижения трения в него вводят жидкую или плотную смазку. Это приводит к тому, что вал отделяется от втулки пленкой маслянистой жидкости. Эксплуатационные параметры подшипника скольжения зависят от следующих параметров:
- Размера элементов, входящих в этот узел.
- Скоростью вращения вала и размера нагрузок, приходящихся на него.
- Густотой смазки.
Для обеспечения смазывания подшипника можно использовать любую вязкую жидкость – масло, керосин, эмульсии. В некоторых моделях подшипников скольжения для смазки применяют газы. Кроме, перечисленных материалов применяют и твердые, иногда их называют консистентные, смазки.
В некоторых конструкциях подшипников предусмотрена принудительная система смазки.
Подшипники качения
Внешний вид подшипника качения
В подшипниках этого типа трение скольжение подменяется трением качения. Благодаря такому решению происходит существенное снижение трения и износа. Подшипники качения имеют разнообразные конструкции и размеры. В качестве тел вращения могут быть использованы шарики, ролики, иголки.
Шарикоподшипники
Шарикоподшипники являются самым распространенным типом подшипников. Он состоит из двух колец, между которыми устанавливают сепаратор с предустановленными шариками определенного размера. Шарики перемещаются по канавкам, которые, при изготовлении тщательно шлифуют. Ведь для полноценной работы подшипника необходимо, чтобы шарики не проскальзывали, и при этом у них была существенная площадь опоры. Сепаратор, в который устанавливают шарики, обеспечивает их точное положение и исключает какой-либо контакт между ними. Производители выпускают изделия, которые укомплектованы двухрядными сепараторами.
Подшипники этого класса применяют при довольно небольших радиальных нагрузках и большом количестве оборотов рабочего вала.
Роликоподшипники
В подшипниках этого класса в качестве тел вращения применяют ролики различной формы. Они могут иметь форму цилиндров, усеченных конусов и пр. Производители освоили выпуск широкой номенклатуры роликовых подшипников с разными размерами колец и тел вращения. Конический роликоподшипник используют для работы при наличии разнонаправленных нагрузках (осевой и радиальной) и больших оборотах на валу. Конструктивно роликовый подшипник похож на шариковый. Он также состоит из двух колец, сепаратора и роликов. Размеры роликовых подшипников определены в ряде стандартов, которые имеют силу в нашей стране. Например, ГОСТ 8328-75 определяет конструкцию, маркировку и размеры подшипников с короткими роликами. А ГОСТ 4657-82 регламентирует размеры и конструкцию игольчатых подшипников. То есть на каждый вид подшипников существует свой ГОСТ.
Роликовые подшипники: внутреннее устройство
Шариковые подшипники: внутреннее устройство
В этих нормативных документах приведены таблицы размеров подшипников, которыми должны руководствоваться конструкторы, при проектировании таких узлов.
Кстати, для облегчения жизни проектировщиков разработаны и успешно применяются справочники подшипников, в которых изложены принципы расчетов подшипниковых узлов, указаны размеры самих изделий и сопровождающих деталей, например, размеры заглушек.
Какие бывают виды и типы подшипников
Все сборочные узлы можно классифицировать по принципу работы. Две основные группы составляют приборы, обеспечивающие покачивание и скольжение. Именно их чаще всего используют в машиностроении. Первая может быть представлена шариковыми и роликовыми устройствами.
Отдельное внимание заслуживают магнитные конструкции. Принцип их работы отличен от остальных, и используют их реже. К тому же в силу функциональных особенностей они должны сопровождаться запасными узлами.
Подшипники – это детали, помогающие получать от машины максимальный КПД, сохраняя ее работоспособность без специального ремонта и обслуживания.
Опоры скольжения
Эта группа деталей позволяют свободно скользить при трении двух соприкасающихся поверхностей. При этом используются разные смазки – масла, вода, химические вещества, графит и некоторые газы. Конструктивно такие приспособления могут быть как целостными, так и разборными. Производятся в комплекте со втулкой и соединяющей частью.
Устройства по типу качения
Такие узлы делают в виде двух колец, тел, обеспечивающих эффект покачивания, и сепаратора. Изготавливаются согласно установленной стандартизации, что позволяет использовать их в большинстве автомобилей, сложной технике и самолетах.
Шарикоподшипники
Функционально входят в группу узловых частей, работающих по принципу качения. Шариковые тела располагаются на поверхности наружных колец деталей. Во время работы создают небольшой момент трения, а значит практически не ограничивают скорость вращения.
Роликоподшипники
Входят в группу качения, но в их основе шарики заменены на ролики. Это позволяет им выдерживать гораздо большие нагрузки. Такая работоспособность высоко ценится при конструировании промышленных станков и железнодорожном строении.
Магнитные опоры
Работают по принципу левитации притяжения, обеспечивая полную бесконтактность двух соседних частей. Могут использоваться в условиях агрессивной окружающей среды, но пока не так распространены, как уже перечисленные виды. Если не подстраховывать такую конструкцию другой, более традиционной, можно в одночасье потерять всю машину.
Смазка
Эксплуатационный срок работы подшипников определяется износом тел качения и дорожек, расположенных в кольцах. Для продления срока службы подшипников применяют смазку, она может быть жидкой, например, в коробках передач станочного оборудования, или консистентной (твердой).
Нанесение смазки на подшипник
Смазка, нанесенная на подшипник
Кроме износа деталей подшипника, не последнюю роль играет и рабочая температура в узле. Вследствие нее может происходить неравномерная тепловая деформация. Это может привести к повышению частоты проскальзывания, и снижается твердость материала, из которого они изготовлены.
Производители выпускают подшипники с закрытыми сепараторами. В такие изделия еще на стадии производства закладывают твердую смазку, которая гарантировано проработает весь ресурс.
Классификация по точности
Устанавливаются подшипники качения в узлах, от которых зависит эффективная работа всего механизма в целом. При этом изготавливаются такие изделия с соблюдением нормативов, предусмотренных ГОСТ. Подшипники качения в плане точности могут классифицироваться по:
- размерам;
- параметрам вращения.
В первом случае качество изделия определяют по отклонениям внешнего и внутреннего диаметров, а также ширины колец. Точность вращения измеряют по степени биения в радиальном и боковом направлении. На настоящий момент в этом плане различают следующие классы подшипников качения:
- 0 — нормальные с биением внутреннего кольца (до 20 мкм);
- 6 — повышенной точности с биением (до 10 мкм);
- 5 — высокой точности с биением (до 5 мкм);
- 4 — особо высокой точности (до 3 мкм);
- 2 — сверхвысокой точности (до 2.5 мкм).
Также промышленностью выпускаются и грубые, с биением свыше 20 мкм, подшипники качения класса 7 и 8. Цена на такие изделия определяется в основном именно классом точности вращения. Чем он выше, тем дороже стоит подшипник.
Разновидности подшипников скольжения
Всего размеры и основные характеристики подшипников скольжения, изложены в соответствующих ГОСТ. Всего их насчитывается порядка шести десятков. Например, ГОСТ 11607-82 нормирует требования к разъемным корпусам подшипников скольжения, а ГОСТ 25105-82, предъявляет требования к вкладышам, которые устанавливают в корпуса подшипников скольжения.
Классификация подшипников скольжения
Изделия этого типа можно разделить на следующие основные типы:
- Одно- и многоповерхностные.
- Со смещением поверхностей.
- Радиальные.
- Осевые.
- Радиально-упорные.
Кроме того, подшипники можно различать по конструкции:
- Неразъемные, их называют втулочными.
- Разъемные, они состоят из двух деталей основного корпуса и крышки к нему.
- Встроенные, по своей конструкции, они составляют единое целое с корпусом механизма.
Нельзя забывать и о количестве точек подачи масла. Существуют подшипники с одним и несколькими клапанами. Кроме, приведенных классов можно назвать еще один – по возможности регулирований подшипника.
Конструкция подшипников скольжения не отличается сложностью. В состав конструкции могут входить два кольца. Одно из них (внутреннее) вращается в процессе работы. Вместо, тел вращения в устройствах этого типа применяют втулки, изготовленные из антифрикционных материалов. Для повышения эффективной работы в подшипники закачивают смазочные материалы.
Существуют два типа подшипников скольжения — гидростатические и гидродинамические. В изделиях первого типа смазка подается от масляного насоса. Вторые в этом плане удобнее, они сами могут выступать в роли насоса. Смазка будет поступать в них за счет разности давления между его компонентами.
Подшипники скольжения могут иметь, сферическое, упорное и линейное исполнения. Первые подшипники применяют в тех узлах, где преобладают низкие скорости вращения вала. Главное достоинство такого исполнения подшипников – это возможность передавать вращение даже при значительных перекосах валов.
Подшипники упорного исполнения применяют для работы там, где преобладают поперечные усилия. Довольно часто их монтируют в турбинах и паровых машинах.
Схема подшипника упорного исполнения
Подшипники упорного исполнения
Подшипники линейного исполнения исполняют роль направляющих. Кстати, их особенностью можно назвать их бесперебойную работу даже при постояннодействующих радиальных усилиях.
Подшипник линейного исполнения
Многолетняя, если не многовековая практика использования подшипников скольжения позволяет сделать выводы о достоинствах и недостатках этих конструкций.
- изделия этого класса обеспечивают надежную работу в условиях высоких скоростей вращения вала;
- обеспечение серьезных ударных и вибрационных усилий;
- довольно небольшие размеры;
- подшипники этого типа допустимо устанавливать в устройствах работающие в воде;
- некоторые модели позволяют выполнять настройку зазора и, таким образом, гарантируют точность установки оси вала.
Между тем, подшипникам скольжения присущи и определенные недостатки.
- в процессе эксплуатации необходимо постоянно контролировать уровень смазки;
- при недостаточной смазке и запуске возникает дополнительная сила трения;
- более низкий в сравнении с другими классами подшипников КПД;
- при производстве таких изделий применяют довольно дорогие материалы;
- при работе, подшипники этого класса могут генерировать излишний шум.
Классификация по размерам
В этом плане также различают несколько групп подобных изделий. В зависимости от соотношения размеров внутреннего и наружного колец, классификация подшипников выглядит следующим образом:
- особо легкие;
- легкие;
- легкие широкие;
- средние;
- средние-широкие.
Также в узлах и механизмах могут использоваться тяжелые изделия этого типа. Ниже представлена таблица размеров шариковых подшипников однорядных.
В зависимости от серии, в данном случае при одинаковом диаметре внутреннего кольца диаметр внешнего или же его ширина могут изменяться. По ширине подшипники качения классифицируются на:
- особо узкие;
- узкие;
- нормальные;
- широкие;
- особо широкие.
В представленной выше таблице размеров шариковых подшипников указаны параметры для изделий легкой и средней серии.
Стандарты подшипников скольжения
Одно из отличий подшипников от других типов деталей, применяемых в промышленности – это то, что они все стандартизированы. Выше было отмечено что на продукцию этого класса действует 60 ГОСТ, и это не считая ТУ и другой нормативной документации. ГОСТ не только нормирует конструкцию и размеры подшипников, но и порядок их обозначения на чертежах, в спецификациях и другой рабочей документации.
Кроме того, ГОСТ на технические условия подшипников регламентирует параметры допусков и посадок, которые обязаны соблюдать производители.
Основные достоинства и недостатки
Подшипники скольжения несколько более просты в изготовлении, чем подшипники качения. Использоваться они могут в самых разных узлах. К примеру, достаточно часто применяют такие подшипники для электродвигателей.
К плюсам подшипников скольжения, помимо всего прочего, относят и следующие преимущества:
- бесшумность в работе;
- возможность использования в сильно нагруженных узлах.
Помимо этого, достоинством подшипников такого типа считается то, что они очень неплохо устраняют шатания.
Но есть у изделий этой разновидности, конечно же, и свои недостатки. Основным минусом таких подшипников считается сложность в обслуживании. Чтобы такая деталь прослужила долго и хорошо выполняла свои функции, ее помещают в масляную ванну или используют насосы для постоянной подачи последнего.
Также недостатками подшипников скольжения являются:
- невозможность использования в сильно разогревающихся узлах (может воспламениться масло);
- необходимость применения в конструкции дорогих цветных металлов;
- увеличенные пусковые факторы;
- повышенные габариты в осевой направленности.
Маркировка
Маркировка подшипников – это параметры, которые показывают рабочие диаметры изделия (внутренний и внешний), конструктивные особенности. Все эти данные закодированы в наборе цифр и буквенных символов. Порядок кодировки, детальная расшифровка регламентирована в ГОСТах на подшипниковую продукцию. Так, кодировка шариковых и роликовых подшипников однорядных приведена в ГОСТ 3189-89.
В закодированном наименовании подшипника содержатся следующие данные:
- серия ширины;
- исполнение;
- тип изделия;
- группа диаметров;
- посадочный диаметр.
Кстати, важно понимать, что на территории нашей страны применяют две системы обозначения подшипников – ГОСТ и ISO.
Пример расшифровки маркировки на подшипниках
Маркировка может быть нанесена на одно из колец. Если подшипник закрытого типа то маркировку наносят на уплотнение или защитном кольце.
Буква «Н»
Для каждого вида подшипников она означает определенные особенности.
Вид подшипника | Особенности |
Двухрядные сферические роликовые радиальные | посередине наружного кольца имеется кольцевая проточка, а также предусмотрены три отверстия для внесения смазки |
Однорядные шариковые | наличие отверстий под смазку и углубления на наружном ободе |
радиальные роликовые с короткими роликами | В них нет наружного или внутреннего кольца |
упорные | диаметр «свободного» кольца отвечает требованиям ISO 104:1994, их внутренние кольца отличаются друг от друга небольшой величиной |
Классы точности подшипников
Класс точности подшипника – это показатель, который характеризует максимальные отклонения значения размеров подшипника от номинала.
В некоторых устройствах при выборе подшипника потребитель руководствуется ценой на него, а остальные параметры для него не так критичны. В некоторых других случаях потребитель выбирает подшипник исходя из предельной скорости вращения, при которой не будут, проявляются такие явления, как вибрация и пр. Такие довольно жесткие условия предъявляются к изделиям, работающим на транспорте, станочным узлам, робототехнических комплексов.
В машиностроении существует зависимость между точностью обработки и ее стоимостью. То есть, чем точнее деталь, тем больше ее конечная цена.
Разделение подшипников по точности позволяет подобрать такое изделие, которое будет отвечать требованиям, которые предъявляет проектировщик и в то же время с приемлемой для потребителя ценой.
Класс точности описывает точность производства изделий. Для регулировки этого параметры существуют нормативы, определенные в ГОСТ и ISO. В них определены допуски на все размеры – диаметры, ширину, фаски и пр.
Сравнение между различными системами
Как следует из таблицы, международный стандарт ISO, а также региональные JIS, DIN, ANSI/AFBMA предполагают, что нормальный класс точности (Class 6x, ABEC1, RBEC1) является минимально возможным. ГОСТ 520—2002 же допускает низшие классы точности 8 и 7, однако применять их не рекомендуется, и в общемировой практике подшипники с подобной низкой точностью изготовления вышли из употребления. Кроме того, российский стандарт вводит класс точности Т, отсутствующий в ISO.
Таблица позволяет находить эквивалент подшипников разных стран-производителей. В случае, когда прямого соответствия не существует, выбирают наиболее близкий класс в сторону повышения.
Например, на американском оборудовании требуется заменить заводской конический роликовый дюймовый подшипник с точностью Class 2 на аналог от европейского производителя. Однако в стандарте ISO 578 такой класс отсутствует. Тогда необходимо выбрать подшипник Class 3 как наиболее близкий по характеристикам точности изготовления. Подобным образом заменяются подшипники класса 8, 7, Т в оборудовании российских производителей.
Магнитные подшипники
Магнитные подшипники, которые все чаще применяют в различных машинах и механизмах работает на основании принципа магнитной левитации. В результате реализации этого принципа в подшипниковой опоре отсутствует контакт между валом и корпусом подшипника. Существуют активное исполнение и пассивное.
Активные изделия уже в массовом производстве. Пассивные, пока еще находятся на стадии разработки. В них, для получения постоянного магнитного поля применяют постоянные магниты типа NdFeB.
Использование магнитных подшипников предоставляет потребителю следующие преимущества:
- высокая износостойкость подшипникового узла;
- применение таких изделий, возможно, в агрессивных средах в большом диапазоне внешней температуры.
Бесконтактный магнитный подшипник
В то же время использование таких узлов влечет за собой некоторые сложности, в частности:
В случае пропадания магнитного поля, механизм неизбежно понесет повреждения. Поэтому для бесперебойной и безаварийной работы проектировщики применяют так называемые страховые подшипники. Как правило, в качестве страховочных применяют подшипники качения. Но они в состоянии выдержать несколько отказов системы, после этого требуется их замена, так будут изменены их размеры.
Создание постояннодействующего, а главное, устойчивого, магнитного поля сопряжено с созданием больших и сложных систем управления. Такие комплексы вызывают сложности с ремонтом и обслуживанием подшипниковых узлов.
Излишнее тепловыделение. Оно обусловлено тем, что обмотка нагревается в результате прохождения через нее электрического тока, в некоторых случаях, такой нагрев недопустим и поэтому приходится устанавливать системы охлаждения, что, разумеется, приводит к усложнению и удорожанию конструкции.
SKF
У этой компании типы подшипников обозначаются следующими буквами:
- С – тороидальные изделия;
- ВК – роликоподшипники игольчатые идущие с закрытым торцом и штампованным внешним кольцом;
- К – такие же как и предыдущие изделия только без колец;
- N – обозначение цилиндрических роликоподшипников;
- NA – роликоподшипники игольчатые размеры которых соответствующих ISO 15;
- NJ – цилиндрические роликоподшипники, имеющие на внешнем кольце два борта, а на внутреннем один;
- NK – роликоподшипники игольчатые;
- NN, NNU – двухрядные роликовые подшипниковые узлы;
- NU – однорядные цилиндрические изделия, внешнее кольцо которых не имеет бортов, а на внутреннем его аналоге их два;
- NUP – практически такое же, как и предыдущее изделие, только на его внутреннем кольце имеется борт, а также предусмотрено фланцевое кольцо;
- Т – конические роликоподшипники, параметры которых соответствуют стандарту ISO 355-1977;
- QJ – шариковые подшипниковые узлы с четырехтактным контактом.
Характеристики подшипников качения
К основным характеристикам подшипников качения можно отнести следующие:
Угловая скорость, подшипники качения могут показывать высокие значении этой скорости, особенно если сепараторы выполнены из цветного металла или полимеров.
Перекос вала. Допустимо то, что перекос может достигать от 15’ до 30’. Кроме того, подшипники качения способны воспринимать небольшие осевые усилия. Она не должна превышать 70% от неиспользуемой радиальной грузоподъемности.
Подшипники качения показывают минимальные потери на трение.
Буква «В»
Основные параметры подшипниковых узлов остаются прежними, а вот их внутренняя конструкция модифицирована. Значение этой буквы зависит от того, в какой серии подшипников она стоит.
Обозначение | Вид подшипника | Конструктивные особенности |
B | конический роликоподшипник | предусмотрен угол контакта в 40 градусов |
BE | однорядный шарикоподшипник радиально-упорный | в нем внутренняя часть оптимизирована, но угол контакта оставлен прежним |
BEM | -//- | все тоже, что и в предыдущей версии, только присутствует механически обработанный сепаратор |
BEJ | -//- | его штампованный сепаратор из стали устанавливается в изделии по шарикам |
BEP | -//- | в нем применяется литой сепаратор, изготовленный из стеклонаполненного полиамида |
BEY | -//- | угол контакта изделия 40 градусов, внутренняя его часть оптимизирована, а сепаратор из латуни центрируется в подшипнике по шарикам |
Каталог импортных подшипников FAG, INA, SKF, NSK, TIMKEN и др.
В мировой экономике подшипниковая отрасль занимает отдельное место, во много это обусловлено значимостью продукции ей выпускаемой.
В нашей стране такую продукцию выпускают на специализированных подшипниковых заводах. Но, в последнее время существенно увеличен импорт подшипников из рубежа. Их поставляют из разных стран мира – США, КНР, Германии и пр.
Для ознакомления с номенклатурой поставляемой продукции достаточно ознакомиться с каталогами подшипников, которые предлагают потребителям зарубежные производители — FAG, INA, SKF, NSK, TIMKEN и многие другие. Достаточно одного взгляда и можно понять всю величину номенклатуры предлагаемых подшипников.
Магнитный подшипник FAG
Подшипник марки INA
Подшипник NSK
Подшипники SKF
Подшипники TIMKEN
Но при заказе импортной продукции необходимо понимать, что подшипники, поступающие из-за границы, должны соответствовать требованиям наших нормативов и иметь документы, подтверждающие их качество и безопасность в эксплуатации. Подшипники очень часто поделывают. Рекомендуем покупать подшипники только у авторизированных поставщиков.
Расшифровка
Расшифровка подшипников качения имеет важное значение для определения его характеристик. Для того чтобы потребитель имел возможности приобрести для себя именно тот подшипник, который ему необходим, такие изделия обозначаются производителями особым образом. В маркировке такой продукции всегда присутствует несколько цифр, по которым можно определить ее класс и серию.
Расшифровка подшипников качения производится, согласно нормативам, справа налево. Первая и вторая цифра при этом обозначают внутренний диаметр изделия. Для определения фактического размера это число нужно просто умножить на 5.
Ориентируясь на третью цифру, можно узнать внешний диаметр подшипника, то есть его серию. Последние обозначаются как:
- сверхлегкая — 8 или 9;
- особолегкая — 1 или 7;
- легкая — 2 или 5;
- средняя — 3 или 6;
- тяжелая — 4.
По четвертой справа цифре в маркировке можно сделать расшифровку типа подшипника качения:
- 0 — радиальный однорядный шариковый;
- 1 — радиальный шариковый двухрядный;
- 2 — радиальный с цилиндрическими короткими роликами;
- 3 — радиальный роликовый двухрядный;
- 4 — игольчатый;
- 5 — радиальный с витыми роликами;
- 6 — радиально-упорный шариковый;
- 7 — радиально-упорный роликовый конический;
- 8 — упорный шариковый;
- 9 — упорный роликовый.
По пятой и шестой справа цифре можно определить конструктивные особенности подшипника, не оказывающие особого влияния на его эксплуатационные характеристики. Такие изделия могут быть, к примеру, неразборными, иметь защитную шайбу, канавку на наружном кольце и пр.
Седьмая цифра справа в маркировке характеризует серию подшипника по ширине.
Конечно же, при покупке можно легко узнать и класс точности такого изделия. Расшифровка обозначений отечественных подшипников по этому признаку — дело также абсолютно несложное. Слева от рассмотренного ряда чисел в маркировке таких деталей через черточку присутствует еще одна цифра. Именно по ней и определяется точность.
Использоваться в разного рода узлах могут подшипники класса от 0 до 6. При этом чаще всего эксплуатируются нормальные изделия этого типа, маркируемые цифрой 0. В деталях, работающих с высокой частотой, обычно используются очень качественные подшипники, обозначаемые 4-5. Изделия класса 2 чаще всего применяются в гигроскопических приборах.