Ленточная пилорама, изготовленная своими руками? Почему бы и нет!

Устройство и принцип действия ленточного лесопильного агрегата

Современная ленточная пилорама представляет собой настоящий автоматизированный комплекс

Ленточной пилорамой называют универсальный станок, которым выполняют продольную распиловку брёвен с целью получения стандартных пиломатериалов — досок, бруса, шпал, лафета. Конструктивно агрегат состоит из четырёх основных узлов: ленточной пилы и её привода, механизма передвижения пильной рамы, устройства для регулировки высоты рабочего полотна и зажимного приспособления для крепления кругляка. Лесопилка приводится в действие электромотором или двигателем внутреннего сгорания. Независимо от используемого силового агрегата, его мощность должна обеспечивать длительную работу оборудования без перегрузок. Для непрофессионального станка будет вполне достаточно асинхронной электрической машины мощностью 5 кВт или бензиновой (дизельной) установки 6 – 8 л. с. Во время работы станка вращающий момент передаётся на рабочие колёса (шкивы) с установленной «бесконечной» пильной лентой шириной до 60 мм. Поскольку во время работы полотно пилы нагревается и провисает, используется натяжной механизм гидравлического или пружинного типа.

Устройство пильной рамы

Продольное перемещение рамы с установленным механизмом привода осуществляется по рельсам, установленным на прочном бетонном основании. Для этого в нижней части корпуса агрегата смонтированы стальные закалённые ролики, лёгкость вращения которых обеспечивают шарикоподшипники закрытого типа. От протяжённости рельсовых направляющих зависит максимальная длина обрабатываемого леса.

Толщина срезаемого с бревна древесного пласта определяется высотой пильного полотна над уровнем пола и регулируется специальным узлом, который включает парную резьбовую передачу и механизм её привода. Благодаря одновременному вращению двух винтов, расположенных по краям каретки, обеспечивается её перемещение по вертикальным направляющим и исключается перекашивание пилы.

С помощью лесопилки ленточного типа можно получить материал любой толщины при минимальных потерях на опилки

Смещение бревна во время работы агрегата предотвращает зажимное устройство, которое собирается из направляющей в виде круглой трубы и установленных на ней с большим зазором втулок с зацепами. Перекос подвижного узла с установленными «когтями» приводит к заклиниванию устройства, благодаря чему обеспечивается неподвижность кругляка в процессе обработки. Чтобы лучше представить работу этого приспособления, внимательно осмотрите представленную иллюстрацию.

Работа зажимного приспособления

Принцип действия лесопильного агрегата предельно прост. Бревно, предназначенное для распиливания, укладывают в ложе между рельсовыми направляющими. Затем его фиксируют зацепами, которые расклинивают несколькими ударами молотка в края подвижных узлов. Каретка с ленточной пилой подводится к торцу кругляка, после чего выставляется высота рабочего полотна. После включения станка оператор плавно передвигает пильную раму вдоль рельс, благодаря чему происходит постепенное срезание доски нужной толщины. После достижения другого края бревна срезанный пиломатериал откладывается в сторону, пила приподнимается и агрегат возвращается в исходное положение.

В некоторых источниках предлагаются к повторению конструкции агрегатов, в которых пильная каретка установлена неподвижно, а распил осуществляется передвижением бревна, уложенного на подвижную платформу. Может, подобная схема и имеет право на существование, однако надо учитывать, что для её реализации потребуются рельсы удвоенной длины.

Описанный выше станок представляет собой простейшую пилораму. Если же говорить о современном оборудовании, то оно практически полностью исключает ручной труд. Все операции, включая перемещение пильной рамы и регулировку высоты ленточного полотна, выполняются автоматически, по команде с пульта управления.

Видео: Особенности работы ленточной пилорамы

Тайга-Т-3 Пилорама ленточная с электроприводом. Назначение, область применения

Пилорама ленточная портального типа Тайга Т-3 предназначена из любых, в том числе твёрдолиственных, пород древесины на лафет, брус, доску обрезную, полуобрезную и необрезную, а также рейку при помощи ленточных пил, соответствующих различным породам и диаметрам древесины. Распиловка производится при неподвижном положении обрабатываемого бревна в горизонтальной плоскости перемещением пильной головки по направляющему пути.

Ленточная пилорама Тайга Т-3Б оснащена бензиновым двигателем мощностью – 20,8 л.с. (15,5 кВт) и механизмом его плавного запуска, что позволяет производить работы непосредственно на делянке.

Производительность ленточной пилорамы Тайга Т-3 при распиловке круглого леса: до 14 м3 в смену, выход полезного пиломатериала от 70% и выше. Распиловка изделия длиной 6,5 м, диаметром до 900 мм (один прогон) занимает порядка 30-50 с.

Принцип работы и особенности конструкции станка Тайга Т-3

Ленточная пилорама Тайга Т-3 представляет из себя раму, которая перемещается на роликах по рельсовому пути. Перемещение рамы осуществляется оператором вручную.

Рама

Рама представляет из себя прочную сварную конструкцию из профильных труб установленную на ролики. На раме смонтирован пильный механизм.

Рельсовый путь

Рельсовый путь является основанием станка и состоит из трёх секций (по заявке заказчика рельсовый путь может поставляться с большим количеством секций). Рельсовые секции это швеллеры, сваренные между собой и установленные на регулируемые по высоте рельсовые опоры. Для уменьшения шума при работе пилорамы на швеллеры наваривается калиброванная проволока.

При установке пилорамы на новом месте рельсовый путь выравнивается по горизонтали. Точность (разнотолщинность) выпиленных изделий во многом зависит от точности установки рельсовых путей.

Между рельсами установлены опоры под бревно, на которых с помощью упоров и зажимов его закрепляют.

Пильный механизм

Пильный механизм состоит из двух шкивов, на которые натянута ленточная пила, приводного электродвигателя и двигателя подачи с редуктором.

Пильный механизм смонтирован на траверсе (пильной каретке). Траверса подвешена на роликовых цепх к раме и перемещается вверх-вниз от отдельного электродвигателя подачи с редуктором обеспечивая настройку на требуемый размер распиливаемого материала. Величина перемещения определяет толщину отпиливаемой от бревна доски.

На траверсе установлены приводной и натяжной шкивы, между ними смонтирован механизм натяжения ленточной пилы. Приводной шкив соединен с электродвигателем клиноременной передачей. На траверсе установлены, также, подвижные и базирующие поддерживающие ролики, защитные кожуха шкивов и ленточной пилы.

Натяжение ленточной пилы осуществляется с помощью гидравлического насоса. Контроль усилия натяжения ленточной пилы осуществляется по манометру.

Усилие натяжение ленточной пилы при подготовке ее к работе должно соответствовать усилию, рекомендованному поставщиком пил.

Наибольший диаметр обрабатываемого бревна — 800 мм (с кантованием)

Пилорама Тайга Т-3 имеет мощный двигатель — 11 кВт, который позволяет распиливать практически любой вид древесины, в том числе твёрдолиственных сортов.

Пильная каретка имеет электромеханический подъем.

Пильные шкивы (колёса) диаметром Ø 600 мм из литого чугуна существенно влияют на тактико-экономические характеристики распиловки, продляя ресурс ленточной пилы.

Пилорама Тайга Т-3 может комплектоваться усиленным рельсовым путем и электронной линейкой.

Пилорама может поставляться как в сборе, так и в разобранном виде (модульная архитектура). Для погрузки станка достаточно 3 человека. Для транспортировки используется малотоннажный транспорт (ГАЗель -вместимость 2-3 станка).

Ленточная пилорама Тайга Т3 без переналадки позволяет раскроить бревно на брус или доску любой толщины (от 1 мм) в том числе обрезную.

Получаемые на пилораме изделия имеют европейский стандарт качества распила — равномерная толщина (разнотолщинность не превышает 1 мм по длине обрабатываемого материала 6,5 м), правильное сечение (геометрия) изделий, чистая поверхность, при дальнейшей обработке с которой снимается минимальное количество стружки.

Прочная рама с усиленной конструкцией позволяет при установке дополнительных секций рельсовых путей обрабатывать бревна длиной более 8 м.

Особенности конструкции станка Тайга Т-3 SUPER (новинка, зима 2020 г.)

Пилорама Тайга Т-3 SUPER предназначена для качественной распиловки бревен диаметром до 90 см (с кантованием) на различные виды пиломатериала.

Мощность электродвигателя привода пилы — 11 кВт, что достаточно для распиловки даже самых твердых пород древесины.

Чугунные пильные шкивы (колёса) диаметром 600 мм рассчитаны на применение широкого ассортимента пил шириной 38-41 мм и длиной 4290 мм.

В шкивах установлены конические подшипники, что позволяет производить смазку не реже 1 раза в 3 месяца.

Дублированная система натяжения ленточной пилы: 1. гидравлический домкрат с манометром для контроля степени натяжения 2. механический способ — гайка/болт натяжения с помощью динамометрического ключа (поставляется как доп. опция, за отдельную плату) Достоинства двойной системы натяжения — рабочее состояние пилорамы, при невозможности использовать один из способов натяжения -( погодные условия, ремонтные паузы, профессиональные качества персонала и мн.др).

Удобно вынесенная измерительнааая линейка с нанесенными на ней толщинами наиболее часто встречающихся видов пиломатериала.

Улучшенный рельсовый путь — швеллер 80 мм с приваренным по его поверхности калиброванным прутком 20 мм, благодаря этой конструкции, пилорама перемещается намного легче и быстрее своих аналогов.

Заложен повышенный ресурс прочности ключевых механизмов, что обеспечиивает стабильную работу в 2-3 сменном режиме. Пилорама устойчиво функционируют при низких температурах, работает с любыми породами древесины, в том числе твердыми.

Классические винтовые зажимы бревна отличаются мощной конструкцией и удобством использования на протяжении всего срока службы.

Комплект поставки ленточной пилорамы Тайга-Т-3

    Пильная рама — 1 шт.

  • Редуктор подъема/опускания — 1 шт.
  • Электродвигатель подъема/опускания — 1 шт.
  • Цепи крепления пильного механизма — 2 шт.
  • Цепь передачи усилия подъема/опускания — 1 шт.
  • Кабель электрический питания пилорамы (длина кабеля соответствует полному проходу пильной рамы по путям) — 1 шт.
  • Струна с креплениями для электрического кабеля — 1 шт.
  • Бачок для жидкости смазки пилы с системой слива — 1 шт.
  • Щиток управления электропитанием — 1 шт.
  • Линейка измерительная — 1 шт.
  • Пильный механизм — 1 шт.

  • Ведущее колесо — 1 шт.
  • Ведомое колесо — 1 шт.
  • Механизм натяжения пилы — 1 шт.
  • Линейка подвижного ролика успокоителя — 1 шт.
  • Ролики успокоительные — 2 шт.
  • Пилоулавливатель — 1 шт.
  • Коробка деталей и инструментов сборки и обслуживания пилорамы — 1 шт.

  • Динамометрический ключ натяжки пилы — 1 шт.
  • Ремни электродвигателя привода пилы — 2 шт.
  • Опорные ведущие ролики пильной рамы — 2 шт.
  • Опорные ведомые ролики пильной рамы — 2 шт.
  • Ведущий прижимной ролик пильного механизма — 1 шт.
  • Ведомый прижимной ролик пильного механизма — 1 шт.
  • Сливной шланг системы смазки пилы — 1 шт.
  • Тавотницы для смазки подшипников колес — 2 шт.
  • Труба поддержки струны электрического кабеля (гусак) — 1 шт.
  • Пружина фиксации прижимных скребков ведущего и ведомого колес — 2 шт.
  • Отвесы к цепям подъема/опускания пильной каретки — 2 шт.
  • Фигурная гайка натяжения пилы — 1 шт.
  • Набор болтов/гаек/шайб для крепления узлов пильной рамы — 1 шт.
  • Опорный подшипник болта натяжения — 1 шт.
  • Резиновые замки крепления крышки — 2 шт.
  • Шпилька крепления эл. двигателя — 1 шт.
  • Планка крепления измерительной линейки — 1 шт.
  • Руководство по эксплуатации пилорамы/паспорт/гарантийный талон — 1 шт.
  • Крышка пильного механизма — 1 шт.

  • Крышка пильного механизма — 1 шт.
  • Составные рельсовые пути — 3 шт.

  • Составные рельсовые пути — 3 шт.
  • Стойки натяжения электрического кабеля — 2 шт.

  • Стойки натяжения электрического кабеля — 2 шт.
  • Система крепления бревна — 1 шт.

  • Накладки к рельсовым путям с системой крепления бревен и системой упоров (крайние) — 2 шт.
  • Накладки к рельсовым путям (промежуточные) — 3 шт.
  • Фиксаторы системы крепления бревна — 2 шт.
  • Электродвигатель привода пилы со шкивом — 1 шт.

  • Электродвигатель привода пилы — 1 шт.
  • Шкив двухручьевой — 1 шт.
  • Площадка крепления двигателя — 1 шт.

    Модификации ленточнопильных станков серии Тайга

    Пилорамы Тайга ленточные с электроприводом

  • Тайга Т-1 * — 7,5 кВт, ø бревна — 600 мм, ø шкивов — 520 мм
  • Тайга Т-1 М — 7,5 кВт, ø бревна — 600 мм, ø шкивов — 520 мм (эконом)
  • Тайга Т-2 — 7,5 кВт, ø бревна — 800 мм, ø шкивов — 520 мм (стандарт)
  • Тайга Т-2М — 11 кВт, ø бревна — 800 мм, ø шкивов — 520 мм (выгода)
  • Тайга Т-2М SUPER — 11 кВт, ø бревна — 800 мм, ø шкивов — 520 мм (хит продаж)
  • Тайга Т-3 — 11 кВт, ø бревна — 800 мм, ø шкивов — 600 мм (премиум)
  • Тайга Т-3 SUPER — 11 кВт, ø бревна — 800 мм, ø шкивов — 600 мм (хит продаж)
  • Тайга Т-4 * — 15 кВт, ø бревна — 1050 мм, ø шкивов — 700 мм
  • Пилорамы Тайга ленточные автономные (с бензоприводом)

  • Тайга Т-1Б * — ДВС «Honda» 13 л.с., ø бревна — 650 мм, ø шкивов — 520 мм
  • Тайга Т-2Б — ДВС «Lifan» 8,7 кВт, ø бревна — 800 мм, ø шкивов — 520 мм (стандарт)
  • Тайга Т-3Б — ДВС «Honda»/ «Lifan» 15,5 кВт, ø бревна — 800 мм, ø шкивов — 600 мм (премиум)

* — оборудование больше не выпускается

Что понадобится для строительства лесопильной установки

Тем, кто считает постройку собственной пилорамы делом несложным, сразу скажем, что создать качественный, работоспособный агрегат непросто. И дело даже не в том, что здесь не обойтись без определённых финансовых затрат — как правило, бюджет самодельной лесопилки легко укладывается в сумму 30 – 40 тыс. рублей. Сборка агрегата, способного выдавать качественный пиломатериал, потребует решения задач, связанных со стабильностью работы, обеспечением прочности узлов и деталей, настройкой и регулировкой механизмов, изготовлением приспособлений для заточки ленточной пилы и разводки её зубьев и т. д. Не боитесь трудностей? Тогда ознакомьтесь с тем, какие материалы и инструменты потребуются для работы.

В качестве рельсовых направляющих можно использовать стальные уголки с шириной полки не менее 50 мм, швеллер или двутавровую балку. Основным требованием к рельсам является их прямолинейная геометрия. Надо иметь в виду, что любой недостаток нашей миниатюрной «железной дороги» скажется на качестве пропила, поскольку ленточное полотно скопирует каждую неровность, перенеся её на поверхность доски. Именно поэтому лучшим вариантом будет Т, Н или П-образный металлопрокат. К сожалению, уголки больше всего подвергаются искривлению при изготовлении и транспортировке. Самым же идеальным случаем будет использование заводских рельс, например, от узкоколейного транспорта, которые при определённом везении можно найти в пунктах приёма металлолома.

Ролики, обеспечивающие продольное перемещение лесопилки, можно выточить на токарном станке и закалить. В отдельных случаях допускается использование обычных шарикоподшипников.

Отличные ролики получаются из линейных направляющих на базе шарикоподшипников, которые можно найти в продаже. Это решение нельзя назвать самым дешёвым, однако в надёжности и долговечности такого узла можно не сомневаться

Собственно, рама, пильная каретка и ложе для укладки брёвен изготавливается из квадратных и прямоугольных профильных труб. Лучше всего использовать металлопрокат с максимальной толщиной стенки. Это обеспечит оборудованию необходимую прочность, поскольку работа станка связана с переменными динамическими нагрузками.

Для механизма регулировки высоты каретки (траверсы) понадобятся направляющие из стальных труб с ползунами и два длинных винта с гайками. В этих целях можно использовать детали от списанных токарно-винторезных станков (маловероятно, но чем чёрт не шутит), механических прессов, или прутки с нарезанной резьбой из строймага (самый доступный, но наименее предпочтительный вариант). Также можно заказать изготовление деталей у токаря — всё равно без обращения к специалисту обойтись вряд ли получится. Кроме того, потребуется цепная передача, которую нередко заимствуют из механизма газораспределения автомобильных двигателей. Как вариант, можно использовать велосипедную цепь и звёздочки.

В качестве рабочих колёс под ленточное полотно лучше всего подходят шкивы от старых отечественных комбайнов марки «Колос», «Нива» и другой сельхозтехники. Кстати, оттуда же можно взять валы и корпуса подшипников качения. Учтите, что диаметр направляющих должен быть не менее 30 см (оптимально 50 см), иначе излишние механические напряжения приведут к трещинам у основания зубьев пилы.

В конструкции привода ленточной пилы можно использовать шкивы от списанной отечественной сельхозтехники

Существуют конструкции самодельных установок с направляющими шкивами в виде колёс от легковых автомобилей. Для скептиков отметим, что такое кустарное решение имеет массу преимуществ начиная от возможности применения ступиц в сборе и заканчивая тем, что тонкую регулировку натяжения полотна в процессе работы можно осуществлять подкачкой шин.

Ленточную пилу можно купить новую или б/у. Лучше всего иметь в запасе несколько полотен, которые по мере затупления можно будет менять на острые.

Что касается инструмента, который понадобится в процессе работы, то он должен быть у каждого уважающего себя хозяина. В частности, потребуются:

  • сварочный аппарат;
  • «болгарка», или, профессиональным языком, угловая шлифмашина;
  • сверлильный станок или электрическая дрель;
  • набор свёрл по бетону и металлу;
  • комплект слесарных струбцин;
  • набор гаечных ключей;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • крепёж (болты, гайки, шайбы различных размеров);
  • мерительный инструмент (линейка, штангенциркуль, рулетка);
  • уровень (лучше всего лазерного типа).

Не забудьте и о том, что понадобится подготовить прочное, ровное основание, поэтому будьте готовы к бетонным работам — сделайте запас песка, щебня и цемента, подготовьте бетономешалку, трамбовки, опалубку и длинное правило.

Порядок изготовления самодельной ленточной пилорамы

Есть определенные рекомендации, касающиеся вопроса того, как сделать ленточную пилораму своими руками. К ним можно отнести следующее:

  1. Важно правильно подобрать место установки оборудования. Если в качестве движущего элемента используется электродвигатель, то рекомендуется исключить вероятность повышения влажности окружающей среды для предотвращения возникновения короткого замыкания. Для удобства обработки бревен площадь мастерской или навеса должна составлять не менее 18 квадратных метров.
  2. Работ ленточной пилорамы связана с осуществлением ручной подачи бревна, вес которого достаточно большой. Именно поэтому работу по созданию рассматриваемой конструкции начинают с изготовления рамы. Она должна быть устойчивой, имеет удлиненную форму. Одна часть станка рассчитана на размещение основных элементов конструкции, вторая для подачи заготовки. Удлиненная часть, где располагается бревно до обработки, имеет рельсы, которые помогают передвигать заготовку. При изготовлении используется профиль площадью поперечного сечения не менее 5-ти сантиметров. Особое внимание уделяется на ровность и горизонтально направляющих.
  3. Самоделка проводит распиливание заготовки в горизонтальной плоскости. Именно поэтому следует рассмотреть то, как будет изменяться высота размещения пилы. Могут использоваться различные механизмы.
  4. В нашем случае используется электродвигатель для передачи вращения основным элементам конструкции. При выборе электродвигателя учитывается то, от какого напряжения он должен питаться (220 или 380 Вольт), какова необходима мощность, а также размещение основных элементов крепления. Рекомендуется выбирать двигатель, который питается от сети 220 Вольт и имеет мощность не менее 2 кВт. От мощность электродвигателя зависит то, насколько будет производительным созданный станок. Если неправильно подобрать электродвигатель, то он будет перегреваться во время работы.

3d-модель ленточной пилорамы

Вышеприведенные моменты указывают на основные моменты по производству самодельной пилорамы. Сделать ленточную пилораму можно самостоятельно при минимальный затратах. Ведь нужно купить или найти только двигатель, шкивы и ролики, найти металлопрофиль для рамы и полотно для пиления. Надежность конструкции зависит от технического состояния всех узлов и качества их соединения. Поэтому перед использованием пилорамы следует тщательно ее проверить.

Подготовительные мероприятия

На этапе подготовки выбирают оптимальную конструкцию, делают необходимые расчёты и разрабатывают чертежи. После этого подготавливают материалы и инструмент и обустраивают место под монтаж лесопильного агрегата.

Проектировочные работы, чертежи

Строительство пилорамы начинают с выбора производственной площадки. Опытным путём установлено, что для этого понадобится участок размером не менее 3х6 м. В любом случае, планируя протяжённость рабочей зоны, надо обязательно учитывать максимальный размер обрабатываемого леса. Лучше всего, если агрегат будет установлен внутри помещения или под большим навесом. В таком случае можно будет работать в любую погоду.

Затем определяют количество уголков (швеллеров, двутавровых балок) и профильных труб, необходимых для изготовления рельсовых направляющих, ложе и пильной рамы. Расстояние между рельсами рассчитывают, прибавляя к максимальному диаметру бревна зазоры не менее 0.3 – 0.4 м с каждой стороны. Кроме того, необходимо учитывать поперечные усилители, которые устанавливают между рельсами через каждые 0.8 – 1 м. Опорные элементы под лесоматериал можно смонтировать на этих же усилителях, поднимая ложе на высоту не менее 0.2 м над уровнем направляющих.

Схема пилорамы Чертёж пильной каретки Чертёж пилорамы Чертёж пилорамы Чертёж рельсовых направляющих Чертёж пилорамы

В зависимости от конструкции составляют чертежи узлов, которые надо будет выточить на токарном станке — роликов, винтов, валов, корпусов подшипников, шкивов и т. д. Конструкцию самодельной пилорамы принимают исходя из финансовых возможностей, наличия материалов и отдельных узлов, поэтому точный проект агрегата каждый выполняет самостоятельно. Тем не менее мы предоставляем схемы и чертежи лесопилки и её отдельных узлов в качестве примера. Их можно будет использовать в собственных разработках.

Чертёж механизма натяжения Чертёж ролика Рабочее колесо в сборе

Подготовка основания

Правильно сделанный фундамент обеспечит оборудованию стабильность линейных характеристик в процессе эксплуатации

Поскольку постройка собственной пилорамы — дело серьёзное, то и подойти к нему нужно ответственно. Возможно, в дальнейшем оборудование станет не только хорошим подспорьем в хозяйстве, но и источником дополнительного заработка. Такие важные факторы, как долговечность и надёжность работы лесопилки, удобство работы и качество получаемых пиломатериалов во многом зависят от того, насколько прочное и ровное основание у неё имеется.

Сооружение опорной плиты ничем не отличается от обустройства мелкозаглубленного плавающего или простого ленточного фундамента. О нём немало написано, поэтому нет необходимости останавливаться на процессе сооружения подробно. Напомним только, что потребуется подушка из песка и гравия, толщину основания делают не менее 10 – 15 см, а его прочность обеспечивают армопоясом из стального прутка диаметром не менее 10 мм. В этом случае значимые переменные нагрузки не приведут к трещинам или проседанию бетонной плиты.

Конструкция пилорамы

В основе организации работы лежит блочный принцип.

Он предполагает различные вариации устройства, начиная с базового, где подача пилы осуществляется вручную, заканчивая наиболее сложными узлами, когда пила подается автоматически, толщина резания выставляется, электронная система программируется и пр.

Составляющие узлы конструкции:

  • для организации движения распилочной ленты используется рама с двумя направляющими;
  • винтовой механизм подъема ленты;
  • гидравлический или пружинный узел для натяжения ленты;
  • ведущее и ведомое колеса (шкивы);
  • кожух для ограждения колес;
  • держатель ленты;
  • клиноремная передача;
  • электродвигатель;
  • рельс для осуществления движения ленточной пилы;
  • эксцентриковые зажимы для удерживания бруска (бревна);
  • упор;
  • бак с жидкостью для смачивания.

Для создания ровного надежного изделия необходимо сделать чертежи, по которым будет проходить сборка всей конструкции.

При этом чертеж должен быть изучен и понятен, иначе можно попросту потерять не только время, но и деньги.

Сначала изготавливается станина (неподвижная часть) станка, имеющая П-образную форму.

Сделать ее можно из двух швеллеров, которые можно заменить двумя рельсами (за неимением первых материалов). Если использовать рельсы, то их нужно установить так, чтобы подошва оказалась сверху.

Станину также можно сделать из уголков (50х100 мм).

Высота швеллера должна быть не меньше 14 см, длина должна быть около 8 метров.

По всей длине материалов с шагом в 1-1,5 м нужно просверлить отверстия. После этого при помощи труб, длина которых равна 25 см, швеллеры нужно стянуть между собой.

Используются при этом резьбовые шпильки или болты.

Далее необходимо сделать стойки швеллеров или труб, на которые устанавливается конструкция. Количество стоек зависит от длины пилорамы, так на восьмиметровую длину достаточно сделать 4 стойки.

При этом конструкция дополнительно укрепляется с помощью раскосов, поскольку необходимо добиться жесткости изделия. См. чертеж. Далее собирается мобильная тележка, размеры которой выставляются в зависимости от ширины станины, при этом тележка с обеих сторон должна быть несколько больше (примерно на 8 см) станины.

Длина передвижной конструкции должна быть примерно 60 см. Чаще всего тележка изготавливается из стальной плиты, толщина которой 46 мм.

Далее, смотря на чертеж, необходимо установить электрический двигатель для обеспечения движения тележки. Дисковая пила также крепится к ней.

На корпусе конструкции сбоку устанавливается специальный штурвал, обеспечивающий управление тележки.

Направляющие по бокам должны быть оснащены звездочками, с которыми соединяется штурвал управления.

Вся конструкция перемещается при помощи натянутой цепи, которая исключает свободное хождение штурвала.

Чтобы при работе пилорамы бревно не выскакивало, необходимо сделать фиксаторы, которые выполняются из труб.

Удобнее использовать трубы, внутренний диаметр которых не превышает 35-40 мм, поскольку внутри будут установлены подвижные штанги.

На трубы сверху необходимо поставить прижимы. Металлический уголок является материалом, из которого сооружают прижимы. Также подлежат установке зажимные кулачковые механизмы.

Если прижимные элементы будут менее 15 мм, то о надежности конструкции речи идти не может.

Далее устанавливаются электрический двигатель и пила. Можно сделать это и в начале работ, можно и в конце. Главное, смотреть на чертежи, согласно которых производится установка.

Если заняться двигателем в конце работ, то необходимо заранее его приобрести, чтобы пропорции всей конструкции были правильными.

Для рассматриваемого примера (длина станины равна 8 м) мощность двигателя должна быть не менее 10 кВт, а диаметр пилы не должен быть меньше 1 м.

В противном случае, размеры всей конструкции необходимо пересмотреть на меньшие.

Инструкция по изготовлению пилорамы своими руками

В качестве рабочего проекта возьмём известную своей простотой и низкой стоимостью конструкцию с колёсами от легкового автомобиля. Поскольку от каждого элемента зависит правильность и надёжность работы пильного агрегата, рассмотрим в деталях процесс изготовления каждого узла, нюансы сборки и настройки оборудования.

Рельсовые направляющие

Укладка рельсовых направляющих

При использовании в качестве рельс уголков размером 50х50 мм, их укладывают не на одну из полок, а ориентируя углом ребра вверх. Это позволит уменьшить износ деталей и обеспечит повышенную жёсткость конструкции. Если же для направляющих будет взят металлопрокат с полкой 100 мм, то такой уголок можно устанавливать в любом положении. Надо сказать, что наиболее удачным вариантом являются рельсы из двутавра или швеллера, поскольку они обладают повышенной жёсткостью даже не будучи «расшитыми» при помощи поперечных элементов. К слову, в качестве «шпал» используют квадратный профиль шириной не менее 25 мм. Детали рельсового полотна соединяют между собой при помощи электросварки. Устанавливая распорные детали, приваривают трубу диаметром полдюйма с установленными на неё приспособлениями для фиксации брёвен («когтями»).

Выполняя сварочные работы, надо следить за тем, чтобы заготовки не «повело», что нередко случается при перегреве деталей. Чаще всего подобные неприятности происходят с уголками и другим тонким металлопрокатом, поэтому в таком случае лучше воспользоваться сварочным полуавтоматом, работающим в среде углекислого газа.

Если не удаётся обеспечить прямолинейность рельс при сваривании, то монтаж поперечных элементов выполняют резьбовым соединением. К бетонному основанию направляющие крепят при помощи анкерных болтов.

Одновременно с монтажом рельс обустраивают ложе для укладки лесоматериала. Для этого к «шпалам» крепят вертикальные Н-образные стойки с минимальной высотой штанг 10 см и выступами для предотвращения скатывания кругляка размером не менее 5 см.

Ложе для укладки пиломатериалов может иметь любую конфигурацию

Ближние 3 — 4 поперечины устанавливают на более коротком расстоянии — не более 0.5 м. Благодаря такому решению в дальнейшем можно будет работать не только с длинномером, но и с короткими заготовками.

Ролики

В качестве роликов можно использовать как детали, выточенные на токарном станке, так и обычные шарикоподшипники. В первом случае обязательно обеспечивают отверстие под установку узла вращения, а сами колёса подвергают закалке. Второй вариант подразумевает установку на ось одного увеличенного и двух-трёх одинаковых подшипников. Разумеется, детали подбирают с одинаковым внутренним размером, а вал вытачивают с упорным буртиком с одной стороны и резьбой для крепления роликов с другой.

Широкие ролики хороши тем, что в качестве рельс можно использовать любой металлопрокат, включая швеллеры и двутавровые балки

Пильная рама

Изготовление пильной рамы начинают с вертикальных направляющих, которых потребуется две штуки. Лучше всего стойки и ползуны сделать из стальных труб, подобранных с минимальным зазором. После этого изготавливают прямоугольную раму каретки, к боковым сторонам которой приваривают верхние и нижние ползуны. Поскольку на нижней поперечине будут смонтированы рабочие колёса, то её обязательно следует сделать из жёсткой квадратной трубы или швеллера.

Примерка направляющих и ползунов

Корпус пилорамы не является чем-то сложным, поскольку представляет собой парные вертикальные и горизонтальные элементы, соединённые под прямым углом. Прочная станина получается из квадратного стального профиля шириной не менее 50 мм. В качестве распорок можно использовать прямоугольный металлопрокат меньшего размера.

Сварка станины

Применение профильных труб обеспечит конструкции жёсткость. Если же в качестве конструкционных материалов используются уголки, то места их соединений дополнительно укрепляют стальными раскосами толщиной не менее 2 мм.

В нижней части рамы устанавливают ролики, предварительно определив расстояние между их упорными стенками. Оно должно соответствовать ширине рельсовых направляющих.

Пильная рама в сборе с направляющими и кареткой

Механизм подъёма каретки. Фотогалерея

Вертикальное перемещение каретки обеспечивает парный винтовой механизм с ручным приводом и цепной передачей. Гайки приваривают к нижним втулкам (ползунам), а упорную часть винта монтируют к верхней перекладине пильной рамы. Винты будут легко вращаться, если в качестве опор взять подходящие подшипники.

Привод механизма подъема пильной каретки в сборе с приводом и натяжителем Верхний узел подъёмного механизма Гайка подъемного механизма приваривается к втулке каретки На верхней поперечине винт устанавливается в подшипник

Чтобы подъёмный механизм работал без перекосов, на валы устанавливают звёздочки одинакового размера. После монтажа цепи её натягивают при помощи ролика или фторопластового сухаря. Привод гибкой передачи обеспечивают разноразмерные шестерни, одна из которой жёстко соединяется с одним из винтов, а другая крепится на отдельном валу. Применение ведущей звёздочки увеличенного размера позволит быстро перемещать каретку по направляющим. Механизм фиксации можно сделать из подпружиненного штифта, который после регулировки устанавливают между роликами цепи и неподвижно закреплёнными кронштейнами. После сборки привод снабжают удобной ручкой.

Шкивы

Изготовление узла регулировки ступиц

Для шкивов берут колёса и полуоси от заднеприводного легкового автомобиля. Чтобы закрепить их на нижней поперечине каретки, понадобятся подшипниковые узлы. Лучше всего заказать эти детали у токаря — в таком случае можно будет сделать их регулируемыми, что позволит смещать оси рабочих колёс в стороны. Дело в том, что при работе ленточная пила нагревается и удлиняется. Если вовремя её не подтянуть, то она может слететь с наших «шкивов». Если же развести их на пару градусов в сторону от продольной оси, то можно исключить эту опасность.

Монтаж ступиц на пильную каретку

Регулировочные узлы представляют собой отрезки труб, одна из которой установлена в другую с зазором до 5 мм. Внутренняя муфта является ещё и корпусом для подшипников полуоси, а её центровка обеспечивается винтами, установленными на внешней цанге.

Монтаж силового агрегата и элементов главного привода

Одно колесо устанавливают на каретку неподвижно, снабжая хвостовик его полуоси шкивом. Другое монтируют на подвижный узел, которым будет выполняться предварительное натяжение пильного полотна. Установку шкивов выполняют не горизонтально, а со смещением 2 – 4 мм в вертикальной плоскости. Выравнивание ленточной пилы по уровню происходит благодаря смещению узла поддержки режущего полотна. Этот элемент конструкции можно сделать из трёх шарикоподшипников, подобно роликам пильной рамы.

Узел поддержки пильного полотна можно сделать из шарикоподшипников

Монтаж узла поддержки ленточной пилы. Хорошо видно устройство механизма его регулировки

После сборки и установки всех узлов на агрегат монтируют силовую установку. Вращение от двигателя к ведущему колесу передают посредством клиноременной передачи. В зависимости от используемого мотора натяжение ремня делают при помощи подпружиненного ролика, если используется ДВС, или смещением рамы с установленным электродвигателем. Кроме того, изготавливают защитный кожух, который не позволяет опилкам разлетаться во все стороны. На последнем этапе устанавливают ёмкость со смазывающе-омывающей жидкостью (СОЖ), трубку от которой подводят к одному из режущих узлов.

Изготовление защитного кожуха

Настройка и запуск

В механизме натяжения пильного полотна можно использовать небольшой гидравлический домкрат

После сборки агрегата и проверки затяжки всех болтовых соединений на рабочие колёса устанавливают ленточную пилу, после натяжения которой производят пробный запуск лесопилки. Если тестовое включение проходит успешно, то двигатель отключают и после полной остановки пилы на ложе укладывают и фиксируют бревно. Механизмом подъёма пилы регулируют толщину первой доски, после чего производят пробный спил. Установку выключают и осматривают, делают заключение о работоспособности пилорамы.

Самодельная дисковая пилорама

Наибольшее кустарное применение получили дисковые пилорамы благодаря своей универсальности и простоте изготовления. Будем делать дисковую пилораму своими руками. Самое главное — нам понадобится дисковая пила – диск более 500 мм (чем больше — тем лучше). Движителем обычно служит электродвигатель, через повышающий обороты шкив.


1 — шпала основная (стальная труба 80x80x3, 5 шт ); 2 — подкладка (стальной лист, 40x10x1.22 шт.); 3 — полотно-направляющая (стальной швеллер № 8, L1750, 4 шт.); 4 — тележка (каретка тельфера); 5 — кронштейн нижний (стальной швеллер № 18, 2 шт); 6 — плита — основание (стильной лист s5); 7 — болт М20) (4 шт.); 8 — шайба Гровера (4 шт.); 9 — гайка М20 (4 шт.); 10 — электродвигатель асинхронный трехфазный (220 В, 5 кВт, 930 об/мин); 11 — кронштейн верхний (стальной уголок 45×45); 12 — полотно дисковой пилы; 13 — кожух защитный (стальной лист s2); 14 — штифт стальной (8 шт.); 15 — ступица дисковой пилы (Ст5); 16 — рукоять упорная (водогазопроводная труба 3/4″); 17 — горбыль отрезной; 18 — косынка упорная (стальной лист s5); 19 — гребенка (стальной уголок 45×45, L400); 20 — бревно; 21 — болт М30; 22- шайба разрезная; 23 — шайба-фиксатор (стальной лист sЗ); 24 — перекладина упорная (стальной уголок 45×45); 25 — шпала укороченная (стальная труба 80x40x3, 6 шт.); 26 — накладка для удлинения полотна (стальной лист 250x180x10, 2 шт.).

Готовится сварная рама, на раму ставится металлическая (реже деревянная) плита с прорезью под диск. Зазоры между диском и плитой – минимальные. К плите снизу крепится вал пилы на подшипниках и шкивом. Шкив электродвигателя и пилы соединяются ремнями (перестраховка при заклинивании пилы) – самодельная дисковая пилорама может работать!


один из вариантов самодельной дисковой пилорамы

Для натяжения ремня используйте вес двигателя с добавлением утяжелителей. Опорную площадку электродвигателя сделайте подвижной соосно валу пилы, с отклонением под тяжестью в противоположную сторону. В качестве движителя часто применяют колесо работающего трактора с приводом на шкив пилы без ремней.

Принципы резания те же, что и в ленточном резе – подаем бревно к режущему диску. После дискового реза поверхность пиломатериала более высокого качества за счет скорости обработки. Дисковые пилорамы бывают вертикальные и горизонтальные – их проще применять в мобильных установках.

Советы по эксплуатации

  1. Правильно натягивайте пильное полотно. Превышение допустимого усилия уменьшает срок службы инструмента. Для контроля можно использовать специальные приспособления. Пила не должна быть в работе более двух часов, после чего её надо демонтировать и подвесить на сутки для снятия остаточных напряжений.
  2. Обязательно применяйте смазочную жидкость для ленточного полотна. В тёплое время можно пользоваться водой с добавлением моющих средств типа «Gala», «Fairy» и т. д., а зимой — смесью керосина или дизтоплива с моторным маслом в пропорции 5:1 или смазкой для цепей бензопил.
  3. После окончания работы обязательно ослабьте натяжение пилы. Это не даст образовываться усталостным явлениям на её поверхности и продлит срок службы.
    Вот то, ради чего всё затевалось
  4. Работайте только правильно заточенным и разведённым инструментом. При отсутствии опыта по этой части можно воспользоваться услугами специализированных контор. Как правило, их представители обслуживают не одну лесопилку в вашем районе.
  5. Не работайте со свежеспиленным лесом. Дайте ему подсохнуть хотя бы в течение одного месяца. Кроме того, перед работой очистите брёвна от грязи и песка, а ещё лучше удалите кору.

Видео: Ленточная пилорама, сделанная в домашних условиях

Надеемся, мы смогли вас убедить, что построить собственную пилораму хоть и сложно, но вполне возможно. Сделанный своими руками агрегат сможет работать не хуже заводской лесопилки только в том случае, если в процессе работы вы будете следовать рекомендациям опытных мастеров. Поверьте, что проявленная аккуратность и щепетильность найдут отражение в идеально ровных спилах. Ваш участок обретёт новые, стильные сооружения, построенные с использованием тёплого и благородного материала, полученного своими руками.

  • Автор: Виктор Каплоухий
  • Распечатать

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые — техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками. Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(44 голоса, среднее: 4.4 из 5)
Поделитесь с друзьями!

Важные особенности

Самодельная ленточная пилорама обладает многими преимуществами. Среди них — возможность постоянного совершенствования и доработок, что позволяет более точно «подогнать» её характеристики под растущие требования владельца. Для примера, если изначально вы планировали распускать бревна на доски, возможно, вскоре вам понадобится заняться собственным производством бруса.

Такую конструкцию собирают блочно-модульным методом. Если у вас отсутствует практический опыт и навыки в сооружении сложных механизмов и узлов, начинайте работу с простых чертежей. Вариант с механическим приводом несложно оснастить дополнительными деталями для автоматизации. В их числе:

  1. Регулятор толщины реза.
  2. Регулятор подачи пилы.
  3. Программатор и множество других.

Поэтому вам необходимо разобраться с базовыми инструкциями по составлению чертежей и сборке.

Как уже говорилось выше, сегодня применяется большое количество модификаций пилорам. При выборе подходящего решения, вы должны спросить себя — в какой плоскости планируется ведение реза. Именно такой аспект указывает на размещение рабочей конструкции. Следующий вопрос заключается в выборе однотипного или универсального типа пилорамы. Для примера, если вам приходится проводить обрезку бревен на отдельные сегменты, а не только базовый роспуск лесоматериала на доски, то есть смысл остановиться на универсальном оборудовании. Очень хорошо, если рабочая рама поддерживает переустановку.

Не секрет, что обработанные ленточной пилорамой бревна характеризуются большими габаритами и внушительным весом. К тому же при обработках станину поддают интенсивным нагрузкам, поэтому вы должны уделить особое внимание устойчивости ленточнопильного оборудования. В таком случае вам не придётся переживать о качестве реза и безопасности рабочих.

Изготовить пилораму в домашних условиях своими руками не так сложно, как кажется изначально. Многие сложности возникают у людей уже на следующем этапе — подготовке к эксплуатации. Самая ключевая неприятность заключается в разводке и заточке пилы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: