Подшипники токарно-винторезного станка 16К20. Регулировка шпиндельного узла


Подшипники токарно-винторезного станка 16К20

Схема установки подшипников на токарно-винторезном станке 16к20

Схема установки подшипников токарно-винторезного станка 16к20

Схема установки подшипников токарно-винторезного станка 16к20

Перечень подшипников токарно-винторезного станка 16к20

Перечень подшипников токарно-винторезного станка 16к20

Перечень подшипников токарно-винторезного станка 16к20

Перечень подшипников токарно-винторезного станка 16к20

Шпиндельные подшипники для токарно-винторезного станка 16к20

Шпиндельные подшипники токарного станка 1К620

отрегулированы на заводе и не требуют дополнительного регулирования.

Однако в случае крайней необходимости потребитель может силами высококвалифицированных специалистов прибегнуть к регулированию шпиндельных опор.

Необходимость регулирования может возникнуть после замены подшипников и других ремонтных работ.

Перед регулированием необходимо проверить жесткость шпиндельного узла. Для этого на станине под фланцем шпинделя устанавливается домкрат с проверенным в лаборатории динамометром и через прокладку, предохраняющую шпиндель от повреждений, к его фланцу прилагается усилие, направленное вертикально снизу вверх.

Смещение шпинделя контролируется аттестованным индикатором с ценой деления не более 0,001 мм, устанавливаемым на шпиндельной бабке и касающимся своим измерительным наконечником верхней части фланца шпинделя. Отклонение шпинделя на 0,001 мм должно происходить при приложенном усилии не менее 45—50 кгс. Если величина нагрузки при смещении на 0,001 мм значительно ниже указанной, то пошипник необходимо регулировать.

Примечание. Шпиндельные подшипники заказом не регламентируются. Станки могут комплектоватся двумя типами передних шпиндельных подшипников:

1-й вариант комплекта шпиндельных подшипников (см.рис. 14) :

  • 24. Передний подшипник № 4-3182120 — двухрядный роликовый радиальный
  • 20. Задний подшипник № 5-46216Л — шариковый радиально-упорный однорядный, ГОСТ 831—62
  • 21. Задний подшипник № 5-46216Л — шариковый радиально-упорный однорядный, ГОСТ 831—62

2-й вариант комплекта шпиндельных подшипников (см.рис. 97):

  • 24. Передний подшипник № 2-697920Л — радиально-упорный c коническими роликами
  • 20. Задний подшипник № 2-17716Л — роликовый конический однорядный, класс точности 4, ТУСТ 5434

Стоимость ремонта

Вид работСтоимость
Профилактика Шпинделя9,000 руб.
Устранение сбоев в работе зажимного устройства19,000 руб.
Перегорание (повреждение) обмотки статора30,000 руб.
Замена подшипников с балансировкой ротора50,000 руб.
Замена датчиков шпинделя10,000 руб.
Техническое обслуживание10,000 руб.
Нестандартные работы10,000 руб.
Капитальный ремонт50,000 руб.
Модернизация станочного оборудования30,000 руб.

Основная наша специализация — ремонт станков

Если ваш станок не работает, наш специалист приедет в кратчайшие сроки и починит его. Позвоните и проконсультируйтесь по тел: 8

Прочитайте полезную информацию:

Как правильно станок наладить

Но прежде, чем начать работу все станки необходимо наладить. О том, как это и происходит, и что значит, написано ниже в статье.

Далее

Капитальный ремонт станков

Не один агрегат не может работать вечно. Для восстановления работоспособности токарного оборудования, часто прибегают к капитальному ремонт. Произвести этот процесс самостоятельно онь сложно, поэтому стоит обратиться к компании, которая специализируется на ремонте данных агрегатов.

Далее

Ремонт координатных станков

Что собой представляет координатный станок? Как его чинить самостоятельно и стоит ли это делать?

Далее

Ремонт станины станка

От того, в каком состоянии находятся направляющие станины токарного оборудования, зависит точность его работы. Поэтом нужно своевременно проводить ремонт оборудования и ео отельных элементов.

Далее

Ремонт токарно-револьверного станка

Любое оборудование рано или поздно выходит из строя, относится это и к товарно-револьверному станку. Для того, чтобы станок служил долго, а продукция, сделанная на нем, соответствовала нормам, необходимо исправно проводить ремонт и техническое обслуживание.

Далее

При заключение договора на долгосрочное обслуживание вы получаете скидку до 20%. Не забываете на все виды работ у нас действует гарантия.

  • инженер — механик
  • Программист ЧПУ
  • Инженер наладчик
  • Электрик
  • Электронщик
  • Слесарь — ремонтник

Регулировка шпиндельных узлов с подшипником №3182120

Шпиндельная бабка токарно-винторезного станка 16к20

Шпиндельная бабка токарного станка 16к20 с подшипником № 3182120

Фото шпиндельной бабки токарно-винторезного станка 16к20

Фото шпиндельной бабки токарно-винторезного станка 16к20

Подшипниковые опоры шпинделя (передний — роликовый двухрядный и задние — радиальные упорные подшипники) отрегулированы на заводе и не требуют никакой регулировки.

При ремонте регулировка подшипников производится следующим образом. Передний подшипник шпинделя регулируется гайкой 233 (рис. l4), расположенной внутри корпуса передней бабки, в следующем порядке: освобождают винт и поворачивают гайку в необходимую сторону. Поворотом этой гайки осуществляется осевое перемещение внутреннего кольца подшипника на конусной шейке шпинделя.

При повороте гайки вправо происходит натяжение внутреннего кольца подшипника на конусную шейку шпинделя. При этом кольцо деформируется, его наружный диаметр увеличивается, обеспечивая плотное прилегание всех роликов к поверхностям внутреннего и наружного колец подшипника, что уменьшает радиальный зазор в подшипнике. После регулировки вновь затягивают винт.

Регулирование осевого зазора радиальных упорных подшипников задней опоры шпинделя производится вне корпуса бабки гайкой через тепловой компенсатор. Натяг осуществляется поворотом гайки вправо на угол 18..20° до того, как в стыках между подшипниками и приставками будут выбраны зазоры. Наружные кольца устанавливаются вплотную до упора гайкой.

Ремонт основных узлов

Станина

Станина 16К20 — это литая конструкция с ребрами жесткости, на которой монтируются все остальные оборудование токарного станка. На верхней части станины расположены четыре продольные направляющие токарного станка: две плоские и две призматические. От состояния их поверхностей зависит точность позиционирования задней бабки и каретки суппорта, а также соосность передней и задней бабок. Состав и порядок выполнения работ регламентируется разделом 6.1 технического руководства «Ремонт токарно-винторезного станка 16К20».

Существует четыре способа механообработки, с помощью которых выполняют ремонт направляющих токарного станка:

  • ручная шабровка;
  • шлифовка с применением переносного шлифовального оборудования;
  • шлифовка на плоскошлифовальном оборудовании;
  • строгание на продольно-строгальном станке;

В общем случае, если износ составляет менее 15 мкм на 1000 мм, геометрию поверхности восстанавливают методом ручной шабровки. Если больше — с применением станочного оборудования или методом напыления.

Шабровка выполняется ручным слесарным инструментом, поэтому ее трудоемкость в несколько раз выше, чем при механизированной обработке.

Кроме того, этим способом можно обрабатывать только незакаленные поверхности. Шабрить станину токарного станка можно без демонтажа станины, поэтому наряду с ручной шлифовкой — это самый распространенный метод восстановления поверхностей направляющих.

Регулировка шпиндельных узлов с подшипником №697920Л

Шпиндель токарно-винторезного станка 16к20

Шпиндель токарного станка 16к20 с подшипником № 697920Л

На рис. 97 изображен шпиндельный узел токарно-винторезного станка 16К20. Передней опорой шпинделя служит конический двухрядный роликоподшипник 6 с малым углом конуса у внутреннего кольца и буртом на наружном кольце. Задний конец шпинделя опирается на конический однорядный роликоподшипник 2 с малым углом конуса и автоматическим устранением зазоров.

К регулировке шпиндельных подшипников следует прибегать только в случае крайней необходимости, обязательно выполнив перед этим проверку узла на жесткость. Проверку производят с помощью динамометра и индикатора с ценой деления 1 мкм. Усилие от динамометра, направленное вертикально снизу вверх, передается шпинделю через фланец 7. Измерение перемещения шпинделя осуществляют индикатором, установленным на шпиндельную бабку и упирающимся наконечником во фланец шпинделя. Подшипниковый узел не подлежит регулировке, если смещение шпинделя на 1 мкм происходит при приложении нагрузки не менее 45—50 кгс. Если эта нагрузка значительно ниже, регулировка необходима.

Регулировку переднего подшипника выполняют путем подшлифовывания полуколец 8, к которым внутреннее кольцо подшипника прижимается с помощью гайки 5 с контргайкой 4. Устранение радиального зазора в подшипнике происходит за счет деформаций внутреннего кольца подшипника при надвигании его на коническую шейку шпинделя. Для того чтобы вынуть полукольца, необходимо снять с переднего конца шпинделя детали, прикрывающие полукольца, отвернуть гайки 4 и 5 и сдвинуть с места внутреннее кольцо подшипника.

Зазоры в заднем подшипнике выбираются автоматически с помощью пружин 9, упирающихся в шайбу 3. Предварительное сжатие пружин осуществляют навинчиванием гайки 1 на резьбовой конец

Технические характеристики подшипника 3182120

Подшипник № 3182120 — это двухрядный роликовый радиальный, с короткими цилиндрическими роликами, с безбортовым наружным кольцом, с коническим посадочным отверстием (1:12), канавкой и отверстиями для внесения смазочного материала. Комплект тел качения с внутренним кольцом способны перемещаться относительно наружного в обе стороны. Двухрядные роликовые подшипники способны обеспечивать высокую грузоподъемность и жесткость при своих незначительных размерах (прежде всего, расстояние между наружным и внутренним кольцами). Этот тип, как и большинство роликоподшипников этой серии производится в настоящее время только высокоточным, вторым или четвертым классом, поскольку основная область применения — прецизионные станки, при работе которых недопустимо высокое биение. Продукция низких степеней точности (6) доступна с хранения.
Основным производителем подшипников подобной конструкции всегда считался московский ГПЗ-1, сейчас же его производство перевели в город Волжский, на филиал Завода Авиационных Подшипников при 15 ГПЗ (все заводы объединены под эгидой Европейской Подшипниковой Корпорации), так что подшипники с маркировкой ГПЗ-1 реализуются с хранения (или же бывает еще контрафакт). В настоящее время изготавливается две разные модификации — 2-3182120К, 4-3182120К, которые отличаются по классу точности. Помимо указанных заводов, данный тип выпускал и 10 ГПЗ (Ростов-на-Дону). После развала отечественной промышленности на рынке переизбыток подшипников этого типа, которые были сняты с оборудования, распроданы из складских остатков и т.д. Среди такой продукции может встречаться как очень качественная и недорогая, так и негодная к эксплуатации.

Купить заводские подшипники, длительная работоспособность которой гарантирована производителем, с минимальными торговыми наценками можно у официальных представителей ЕПК (ориентировочная цена — около 6500 рублей, причем класс точности влияет на нее не сильно), неликвидную продукцию и подшипники с хранения можно купить в фирмах, расположенных в крупных промышленных центрах прошлого.

Импортные подшипники этого типоразмера имеют обозначение NN3020K (наличие буквы К в номере обязательно, так как она указывает на коническую посадку). В России наиболее распространена продукция следующих производителей — FAG, SKF, NACHI, IBC. Также, как и отечественные подшипники, импортные также широко реализуются из числа неликвидов, прежде всего, это продукция восточно-европейских производителей — URB (Румыния) и FLT (Польша), выпущенная и завезенная в страну еще во времена существования Союза. Под видом импортных могут продавать и китайские подшипники CX, SZPK, ZWZ и другие.

Размеры и характеристики подшипника 3182120 (NN3020K)

  • Внутренний диаметр (d): – 100 мм;
  • Наружный диаметр (D): – 150 мм;
  • Ширина (H): – 37 мм;
  • Масса: – 2,17 кг;
  • Размеры ролика: — 11х11 мм;
  • Количество роликов: — 60 шт;
  • Грузоподъемность динамическая: — 160 кН;
  • Грузоподъемность статическая: — 247 кН;
  • Максимальная номинальная частота вращения: — 6000 об/мин.

Схема подшипника 3182120

Схема подшипника 3182120

Фото подшипника 3182120

Фото подшипника 3182120

Технические характеристики подшипника 46216

Подшипник 46216 — это шариковый однорядный радиально-упорный подшипник с углом контакта 26°. Поскольку ряд шариков один, то осевую нагрузку данный тип способен воспринимать только в одну сторону. В случае необходимости фиксации вала в обе стороны. подшипники устанавливают парами. На валы с высокой точностью исполнения ставят притертые друг к другу на заводе подшипники с точно совпадающими углами контакта (так называемые «дуплексы»). Они продаются в комплекте и имеют маркировку 446216.
Направление воспринимаемых нагрузок — радиальное и осевое только в одну сторону. Осевая нагрузка — до 150% неиспользованной допустимой радиальной.

Основной завод по выпуску радиально-упорных подшипников в нашей стране — саратовский . Здесь изготавливают следующие модификации этого типа: Т-46216Л, 4-46216Л, 6-46216Л, 46216Л (Т, 4, 6 — классы точности. Нулевая точность в номере не отображается). Также сборка этого типа осуществляется и в Самаре на СПЗ-4 (ориентировочную цену можно посмотреть здесь). Подшипники этого производителя значительно дешевле, но и похуже.

Импортные подшипники (например, SKF и FAG), этого типа имеют маркировку по ISO — 7216A. Сепаратор из латуни отражается наличием в номере буквы М.

Размеры и характеристики подшипника 46216 (7216A):

  • Внутренний диаметр (d): – 80 мм;
  • Наружный диаметр (D): – 140 мм;
  • Ширина (высота) (Н): – 26 мм;
  • Масса: – 1,68 кг;
  • Диаметр шарика: – 19,05 мм;
  • Количество шариков в подшипнике: – 15 шт.;
  • Диаметр борта наружного кольца: – 121,4 мм;
  • Диаметр борта внутреннего кольца: – 98,6 мм;
  • Грузоподъемность динамическая: – 87,9 кН;
  • Грузоподъемность статическая: – 60 кН;
  • Номинальная частота вращения: – 5600 об/мин.

Схема подшипника 46216

Схема подшипника 46216

Фото подшипника 46216

Фото подшипника 46216

Технические характеристики подшипника 697920Л

Подшипник № 697920Л подшипник является роликовым, радиально-упорным, коническим (или же такой тип еще именуют «с коническими роликами»), двухрядным, широкой серии. Отличительной особенностью является наличие борта на наружном кольце, который упрощает обработку посадочных отверстий в корпусе. Подшипники изготавливаются с заранее заданным осевым зазором. Широкое наружное кольцо и увеличенное поперечное сечение позволяет осуществлять монтаж без запрессовки. Разное количество роликов в рядах способствует гашению резонансной вибрации шпинделя. Подшипники выпускаются только высокой степени точности (2 и 4), с сепараторами из латуни, по ТУ 37.006.107: 2-697920Л1У и 4-697920Л1У.
Единственный производитель этого типа — Волжский подшипниковый завод (прежнее наименование — 15 ГПЗ), хотя формально производителем считается Самарский Завод Авиационных Подшипников, филиал в г. Волжский. Оба предприятия находятся в составе Европейской Подшипниковой Корпорации. Продажа подшипников осуществляется Торговым Домом ЕПК и дилерской сетью (купить подшипники у дилеров может быть выгоднее, чем в Торговом Доме, так как у них действует существенная скидка). Ориентировочная цена на качественное изделие с паспортами и действующей заводской гарантией составляет около 11500 за подшипник второго класса точности. Изделие 4-го класса стоит на 800 — 1000 рублей меньше. Помимо представителей ЕПК, подшипник массово продается в фирмах, которые занимаются неликвидной продукцией, а также замечены контрафактные подшипники этого типа, маркировка на которых явно подделана. Всю эту продукцию отличают цены, значительно ниже указанных.

Данный тип — один из немногих из серии 697000, который до сих пор очень широко используется в станках различного назначения на многих предприятиях страны.

Технические характеристики подшипника 697920

  • Внутренний диаметр – 98,425 мм;
  • Наружный диаметр – 152,4/159,34 мм;
  • Ширина – 92 мм;
  • Масса – 5,49 кг;
  • Грузоподъемность динамическая — 303 кН;
  • Грузоподъемность статическая — 559 кН;
  • Максимальная номинальная частота вращения — 3300 об/мин.

Схема подшипника 697920Л

Схема подшипника 697920Л

Фото подшипника 697920Л

Фото подшипника 697920Л

Технические характеристики подшипника № 17716

Подшипник 17716 — это роликовый, радиально-упорный, конический (или же такой тип еще именуют «с коническими роликами»), однорядный. Производится этот тип согласно ТУ 37.006.133. Угол контакта ? у этого типа составляет от 10 до 18°, что позволяет эксплуатировать его в условиях высоких радиальных и осевых нагрузок. Характерной особенностью изделий этой серии является наличие пружин на внешнем кольце.
Подшипники этого типа выпускаются в настоящее время только на одном предприятии страны — ОАО «Завод Авиационных Подшипников», а точнее в его филиале при 15 ГПЗ в городе Волжский. Изготавливаются две модификации 2-17716 Л4 и 4-17716 Л4 (разница — в классе точности). Купить заводские подшипники по минимальным ценам можно только непосредственно у дилеров Европейской Подшипниковой Корпорации, к которой принадлежит завод-изготовитель, по цене около 6400 рублей (2 степень точности) и 5000 (4 степень точности), однако крайне проблематично. Стоит отметить, что этот тип прошлых годов выпуска можно приобрести значительно дешевле (они в изобилии есть на складах фирм, занимающихся выкупом неликвидных подшипников), но в таком случае гарантии их работоспособности никто не даст.

Размеры и характеристики подшипника 17716

  • Внутренний диаметр (d): – 80 мм;
  • Наружный диаметр (D): – 100 мм;
  • Ширина (H): – 77,07 мм;
  • Масса: – 3,11 кг;
  • Размеры ролика: — мм;
  • Количество роликов: — шт;
  • Грузоподъемность динамическая: — 153 кН;
  • Грузоподъемность статическая: — 211 кН;
  • Максимальная номинальная частота вращения: — 4700 об/мин.

Схема подшипника 17716

Схема подшипника 17716

Фото подшипника 17716

Фото подшипника 17716

Условные обозначения подшипников по ГОСТ 3189-89 и ГОСТ 520-2002

Российская система маркировки подшипников качения. Основное и дополнительное цифровое обозначение:

Условные обозначения подшипников

Условные обозначения подшипников

Расшифровка цифрового обозначения подшипника № 4-3182120:

Расшифровка обозначения всегда должна начинаеться с правой края маркировки:

№ 4-3182120

— код внутреннего диаметра внутреннего кольца — число в обозначении (20) умножаем на шаг 5 мм, в нашем случае диаметр равен 100 мм.

№ 4-3182120

— обозначение серии диаметров внешнего кольца совместно с седьмым знаком (3000100), обозначающим серию ширин (высот), определяет размерную серию (габарит) подшипника, ГОСТ 3478

№ 4-3182120

— условное обозначения типа подшипника. В нашем случае — Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами

№ 4-3182120

— конструктивное исполнение подшипника по ГОСТ 3395. В нашем случае: (182000) Подшипник радиальный роликовый с короткими цилиндрическими, двухрядный с коническим отверстием 1:12, с бортами на внутреннем кольце, ГОСТ 7634

№ 4-3182120

— Обозначение серии ширины (3000100). Совместно с третьим знаком, обозначающим серию диаметров, определяет размерную серию (габарит) подшипника.

№ 4-3182120

— Обозначение класса точности подшипника по ГОСТ 520-2002. В нашем случае — 4 класс точности — высокий.

Расшифровка цифрового обозначения подшипника № 2-697920Л:

№ 2-697920Л
— код внутреннего диаметра внутреннего кольца — число в обозначении (20) умножаем на шаг 5 мм, в нашем случае диаметр равен 100 мм.

№ 2-697920Л

— обозначение серии диаметров (6000900) внешнего кольца совместно с седьмым знаком, обозначающим серию ширин (высот), определяет размерную серию (габарит) подшипника.

№ 2-697920Л

— конструктивное исполнение подшипника по ГОСТ 3395. В нашем случае: (97000) Подшипник радиально-упорный роликовый конический, двухрядный с внутренним дистанционным кольцом, ГОСТ 6364

№ 2-697920Л

— Обозначение серии ширины (6000900). Определяет размерную серию (габарит) подшипника.

№ 2-697920Л

— В нашем случае — 2 класс точности — высокий (прецизионный).

№ 2-697920Л

Упрощенная таблица классов точности подшипников

Современная система маркировки подшипников (ГОСТ 520-2002), принятая в нашей стране различает следующие классы точности (в порядке уменьшения допусков и повышения точности):
8, 7, 0, нормальный, 6X, 6, 5, 4, Т, 2

  • Высшие классы точности — 5, 4, Т, 2 прецизионные.
  • Низшие классы точности — 0, нормальный, 6Х пошипники общего применения. (Класс 6Х — обозначается как Х. Нормальный класс, аналог обозначения 0, может не обозначаться)
  • Дополнительные классы точности (ниже нулевого) — 7, 8

Подшипники более высоких классов точности 4, Т, и 2 могут стоить в разы дороже, чем более низких классов — 5, 6, 0.

Буквенные обозначения класса точности подшипников

Буквенные обозначения класса точности подшипников

Современные обозначения класса точности подшипников

Современные обозначения класса точности подшипников

Классы точности подшипников для шпинделей станков

Классы точности подшипников для шпинделей станков

Шпиндельные опоры качения

Наряду с обычными требованиями, предъявляемыми к подшипникам качения по критериям их работоспособности, к шпиндельным опорам качения предъявляют дополнительные требования по условиям работы шпиндельного узла и всего станка. К числу таких требований относятся высокая точность вращения, повышенные радиальные и осевые жесткости, незначительное выделение тепла и небольшие температурные деформации.

Высокую точность вращения шпиндельного узла достигают прежде всего при высокой точности изготовления подшипников качения. В табл. 11 приведены рекомендуемые классы точности подшипников для шпинделей станков.

Геометрические погрешности подшипников с точностными требованиями выше класса С должны быть в пределах 1—2 мкм, волнистость беговых дорожек колец 0,1—0,2 мкм, а разноразмерность и некруглость тел качения примерно 0,3 мкм. Биение ∆ конца шпинделя, ограниченное требованиями точности обработки, связано с биениями передней δА и задней δВ опор, если они направлены в разные стороны (рис. 20, а), простой геометрической зависимостью

Если при сборке шпиндельного узла в соответствии с техническими условиями гарантирована установка подшипников (за счет поворота одного из них в корпусе) таким образом, что биения их направлены в одну сторону (рис. 20, б), то это резко снижает биение конца шпинделя.

Выбор посадки подшипников качения оказывает большое влияние на точность вращения шпинделя, а также и на другие критерии работоспособности шпиндельного узла. С увеличением натяга ухудшается форма дорожек качения, но наряду с этим в еще большей мере происходит усреднение погрешностей подшипников. Усреднение погрешностей усиливается после устранения зазоров в подшипнике и при увеличении натяга до определенного значения, что. и предопределяет целесообразный выбор посадок.

Для шпинделей станков классов точности Н и П наружные и внутренние кольца радиально-упорных шарикоподшипников рекомендуется устанавливать по посадке П1п, а наружные кольца роликоподшипников типа 3182100 по посадке Н1п. В шпинделях прецизионных станков (классов точности В, А и С) желательно гарантировать натяг при посадке до 5 мкм.

Жесткость подшипников качения зависит главным образом от типа подшипника, его диаметра и величины предварительного натяга. Радиальная и осевая жесткости подшипников шпинделей наиболее распространенных типов приведены на рис. 21. На жесткость подшипников оказывают влияние погрешности изготовления. Неперпендикулярность торца кольца подшипника его оси может снизить осевую жесткость в 2—2,5 раза; повышенные зазоры в подшипнике существенно снижают как радиальную, так и осевую жесткость.

Предварительный натяг в подшипниках качения, используемых для опор шпинделей, необходим для повышения точности вращения и жесткости. Шариковые радиально-упорные и конические роликовые подшипники при сборке устанавливаются попарно с предварительным натягом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: