Для начала разберём понятия «вензель» и «монограмма». Происходящая от греческих слов «μόνος» («один») и «γραμμα» («буква») монограмма – понятие многозначное. Иногда это больше, чем одна буква (например, инициалы). Но чаще всего она представляет первую букву имени в окружении декоративных элементов. Слово «вензель» пришло к нам из польского языка, поэтому его множественное число звучит как «вензеля», а не «вензели». Отличие его от монограммы в том, что буква сама становится декоративным элементом или художественным узором. Интересно, что французы в качестве понятия «вензель» используют слово «шифр», что подразумевает зашифровку имени в узоре. В дальнейшем мы увидим, что монограмма может быть собрана из вензелей.
Использование монограммы на монетах уходит в глубокое прошлое. Для примера мы взяли древнегреческую монету города Патры. Город входил в Ахейский союз, и именно монограмма этого союза в виде заглавных букв «А» (альфа) и «Х» (хи) присутствует на реверсе.
Монограммы и вензеля на монетах Петра I
Побывав в Европе и позаимствовав оттуда многие достижения для прогрессивного развития России, Пётр I в том числе перенял и европейскую моду на монограммы и вензеля. В Европе витиевато зашифрованное имя правителя давно уже перекочевало с печатей на монеты. А на монетных дворах России к тому времени работали приглашённые западные медальеры, обучая резке штемпелей русских мастеров и постепенно передавая им европейские стандарты.
Впервые монограмму Петра Великого мы увидим на рубле 1722 года с особым портретом. На его реверсе четыре буквы «П», переплетаясь друг с другом, образуют подобие креста. У подножия каждой отчеканено по императорской короне. Между перекладинами креста диагоналями легли четыре римские единицы – «I». Впрочем, первое впечатление может оказаться ошибочным. Если присмотреться, у каждой «I» есть маленькая точка. Поэтому значение монограммы может расшифровываться не только как «Пётр Первый», но и как «император Пётр» (слово «император» тогда начиналось с буквы «i»).
Посмотрим на эволюцию монограммы на рубле более позднего выпуска. За три года она существенно похорошела. Вертикали ранее примитивных букв теперь стали толще и на концах обзавелись зубчатым расширением. Точки над «i» выполнены в форме кубов. В центре переплетения появился лучащийся круг (из-за него данный тип рубля называют «солнечный»).
А что же вензель? Оказывается, он мог появиться на петровских монетах раньше монограммы. Слева и в центре представлены вензельные стороны пробных копеек 1719 года. Посмотрим на ту, что в центре. Здесь меж собой переплетаются три буквы латинского алфавита: «С» приведена в значении «caesar» («император»), «Р» означает имя «Пётр», а на отчество указывает «А» («Алексеевич»). Кажется, что никакой «Р» здесь нет. Но на помощь приходит пробная портретная полушка 1721 года. Здесь две фигурные латинские «Р» уже вполне различимы, но надо помнить, что их округлая часть – это ещё и «С» («caesar»). Данный тип вензеля сам Пётр использовал чаще всего. Иногда эту двойную «Р» интерпретируют как «Peter Primus», но такая расшифровка спорна. Вензель, впоследствии перешедший к Петру II и Петру III, также считали художественной интерпретацией двух пальм (о символике пальмы мы подробно рассказывали в статье «Растения на монетах России»).
Чем отличается вензель от монограммы
Рассматривая вопрос о том, что такое вензель, сравним его с монограммой. Основными отличиями являются:
- Различное количестве узоров и переплетений. То есть вензель – более сложное изображение, чем монограмма. Форма последней несколько строже.
- Вензель может принадлежать и нескольким лицам, тогда как монограмма – только одному. В первом случае это будет сложный вензель, во втором – простой.
- Вензель включает не только узоры, вязь, но и геральдические символы, такие как корона, венок, лев (другие животные). То есть помимо букв имени и фамилии он несет и дополнительную информацию. Тогда как монограмма – лишь инициалы, хотя, возможно, и красиво переплетенные.
- Воспроизвести монограмму гораздо проще, ее можно отобразить, например, с помощью ручки, тогда как вензель может потребовать и других средств.
Вензеля Екатерины I на монетах и медных платах
Во время правления Екатерины I на крупном серебре вместо монограммы снова чеканят Государственный герб – двуглавого орла. А вот вензеля при должном старании мы на её деньгах отыщем.
Самый витиеватый вензель разработали для чеканки медных квадратных плат, производимых в Екатеринбурге. Кажется, что в этом переплетении ничего разобрать невозможно. Но, если присмотреться, можно заметить, что использованы латинские буквы «I» и «Е» («императрица Екатерина»). Обе литеры не только переплетаются между собой, но и отражены зеркально. Такой вензель иногда чеканился на груди орла (угловые штемпели платы).
Более простой вензель в виде одиночной «Е», увенчанной короной, предстаёт на пробном гроше 1727 года (в то время грош – это аналог двухкопеечной монеты). Однако до массовой чеканки дело так и не дошло. Из медных монет в тот период чеканился лишь легковесный пятак-«крестовик», чьё оформление, разработанное ещё при Петре I, не менялось до конца его выпуска.
Самым загадочным вензелем Екатерины I считают отчеканенный на пробном медном гривеннике 1726 года. Здесь уже знакомые нам «I» и «Е» в зеркальном отражении. Однако к рисунку добавлен дополнительный элемент в виде греческой буквы «гамма», который при пересечении с остальными выводит на первый план букву «М». Поэтому в нумизматической литературе эту монету зовут «Меншиков гривенник», обосновывая, что почти точно такая же «М» красовалась на решётке особняка Меншикова. Положение Меншикова, который практически управлял государством на тот момент, вполне позволяло подобным образом увековечить своё имя на деньгах. Но, опять же, массовую чеканку этой монеты запускать не стали.
Монограммы высшего класса
К рубежу 19-20 веков ремесло гравировки достигло зрелости как по части усложнения и переплетения изображения, так и по части техники изготовления. Ниже три образца часов швейцарской фирмы Patek Philippe с высококлассными монограммами: аккуратная интеграция вензеля в резьбу гильоше на крышке, цветная тонкостенная горячая эмаль, и накладной объёмный золотой вензель с обхватом объема крышки.
Эпоха Арт-Деко значительно повлияла на картинку, формируемую монограммой, и с 1920-х годов можно встретить разнообразие лаконичных геометрических решений и неожиданных написаний инициалов.
В изделиях после 2-й половины XX века прослеживается дальнейшее упрощение изобразительных качеств монограмм, чаще всего сводясь к паре букв формального шрифта без украшений. Тем не менее, встречаются совершенно замечательные замысловатые комбинации букв, те редкие случаи когда гравёр подошёл к делу не только с руками, но и с душой.
Монограммы и вензеля на монетах Петра II
Рубль Петра II являет нам уже знакомую монограмму в виде креста из переплетённых «П». Только количество «i» удвоилось, и немного изменили фигурные окончания вертикалей: у буквы «i» зубчики убрали, а у «П» заменили их округлым элементом.
Куда интересней история с вензелями. На пробной копейке завитушки «Р» снизу и сверху переплетают округлые окончания буквы «А», у которой роль горизонтальной палочки выполняет частичное отражение её верхушки. Внизу монетного поля отчеканена римская цифра «II».
А на аверсе пробной рамочной полушки вензель представляет прямую копию вензеля Петра Великого, под которым разместили римскую двойку. К большому сожалению для нумизматов, ни копейка, ни полушка, украшенные вензелями, в массовый тираж не пошли.
Что говорят словари
Согласно определениям словарей, существуют следующие значения слова «вензель»:
- Рисунок, имеющий вид переплетающихся линий.
- Изображение первых букв различных наименований: организаций, учебных учреждений на документации, форме, логотипе.
- Узорное переплетение начальных букв имени и фамилии.
Слово «вензель» пришло к нам из польского, где оно обозначает «узел», а там оно, в свою очередь, образовалось от праславянского «вязать». В качестве синонимов к слову «вензель» словари приводят такие варианты: монограмма, знак, эмблема, шифр.
Существует шутливое выражение «пишет вензеля», которое может относиться как к пьяному человеку, у которого при ходьбе заплетаются ноги, так и к тому, кто выражается слишком заумно, вычурно.
Ударение в слове «вензель» стоит на первом слоге, тогда как во множественном числе — на последнем.
Пробные вензельные монеты Анны Иоанновны
В 1740 году для императрицы разрабатывали новую линейку монет, в составе которой оказались и вензельные 5 копеек, известные нумизматам лишь по новодельному экземпляру в меди. В отличие от тяжеловесных пробных портретных пятаков (20,48 грамма) это маленькая (16,5 мм) и лёгкая (2,59 — 2,65 грамма) монетка.
На пять лет раньше вензель Анны Иоанновны появился на пробной копейке. На обеих монетах он собран из двух «I», зеркально повторяющих друг друга, на которые наложена одиночная «А». Так как «I» здесь двойная, то вензель может расшифровываться и как «императрица Анна», и как «императрица Анна Иоанновна».
Вензельный рубль 1740 года
Остаться пробным суждено было и вензельному рублю Иоанна Антоновича 1740 года. По традиции тех лет аверс монет крупных номиналов должен украшать портрет правителя. Проблемой стало то, что Иоанн Антонович родился 12 (23) августа 1740 года, а 17 (28) октября уже принял титул «Император и Самодержец Всероссийский». Монетная канцелярия озадачилась тем, как изобразить младенца на аверсе, а в качестве временного решения предложила чеканить вместо портрета вензель. Зеркальные «I» на нём, как и у Анны, позволяют читать его и как «Иоанн Третий», и как «император Иоанн Третий». Но проект отклонили, и на аверсе появился сам Иоанн Антонович, правда, старше реального возраста на несколько лет.
Елизаветинские вензеля на монетах России и Пруссии
Большое разнообразие вензелей присутствует на монетах Елизаветы Петровны. Именно при ней вензеля перешли с единичных пробных экземпляров на монеты массового выпуска. Коллекционерам наиболее знаком вензель на меди 1757-1762 гг. Его создают буквы «I» и «Е» в прямом и зеркальном изображении, переплетающиеся между собой.
Пожалуй, самый изысканный вариант вензеля мы увидим на полтине из серии «для дворцового обихода». Здесь «I» и «Е» отчеканены в одиночном исполнении. Но каждая из них соткана из множества мельчайших декоративных элементов, представляя собой настоящее произведение искусства.
Наиболее простой вариант вензеля выбрали при чеканке монет для Пруссии. Правда, там этот вензель украшает лишь самый мелкий номинал – солид. На более крупных номиналах аверс занят либо Государственным гербом, либо портретом императрицы.
Монетная канцелярия не знала, будут ли ещё в истории России императрицы с именем Елизавета. Поэтому при разработке пробных копеек 1755 года к уже известной нам паре букв гравёры добавили вторую «I», но уже в роли единицы.
Немного истории
Данные археологических раскопок позволяют говорить о том, что еще в Древнем Египте использовались печати с вырезанными монограммами. Затем подобные символы, а именно начальные буквы имен, стали использоваться в Греции и Риме. Документально подтверждено, что там монограммы использовались уже в IV веке до н. э. Одной из самых известных из них является «христограмма» — ХР «Хи-Ро», в которую вошли первые буквы греческого написания имени Иисуса Христа. Примерно в это же время многие римские и греческие города-государства проставляют монограммы на своих монетах.
Примерно с VII века представители высшего духовенства и правители разных княжеств и стран использовали подобные символы на персональных печатях, которыми заверяли вместо подписи документы и письма. Средневековые аристократы и богачи, теша собственное тщеславие, украшали драгоценности, портсигары и шкатулки, сосуды для вина и столовые приборы. Кроме того, на белье аристократов и королей исполнялись монограммы, вышивка которых дополнялась различными коронами, соответствующими титулу владельца: королевской, баронской, графской или дворянской. При этом были особые правила, какого цвета может быть вышита корона у того или иного сословия. Так, корона, вышиваемая на баронском белье, могла быть двуцветной, а вот исполняемая на дворянском – только белой.
В средневековой Европе ремесленники, художники и граверы проставляли на своих изделиях монограммы. Не всегда это были буквы, как у Леонардо да Винчи или Дюрера. Довольно часто художники помечали свои полотна какой-либо фигурой, помещая ее в укромное место на картине. Так, например, Б. Гарофало рисовал цветок гвоздики, Л. Кранах – крылатую змейку, П. Бриль – очки.
Начиная с XVI века, монограмма — это не только персональный символ властителей и аристократов, но и фирменный торговый знак, который проставляли мастера.
Монограммы и вензеля на монетах Петра III
Когда на престол взошёл Пётр III, российские медальеры, ответственные за выпуск денег, пошли проторенной дорожкой. В качестве пробного рубля отчеканили монету, реверс которой украшала всё та же петровская крестообразная монограмма, но уже с тройной «i». Однако на тиражных монетах оставили всё того же двуглавого орла.
На пробных серебряных пятаках копировать вензель Петра I, утроив «I», не стали. На варианте слева вензель образуют две латинские буквы «Р» («Пётр») и «F» («Фёдорович»). На варианте в центре вместо отчества использовали цифру «3». Формат буквы «Р» здесь уже заметно отличается от образцов Петра Великого.
Мужской или женский вензель?
Не было жесткого правила относительно принадлежности монограммы, но их можно определять согласно некоторой традиции начертания:
- мужской вензель — две буквы, имя и фамилия
- дамский вензель — одна буква имени со множеством завитков в затейливом обрамлении
- детский вензель — одна легко читаемая буква в простом обрамлении
- свадебный (семейный) вензель — две буквы имен молодоженов, иногда крупная третья буква фамилии вплетена между ними
Карманные часы Павелъ Буре с монограммой «ЕК» на крышке, 1885 год. Предположительно, монограмма к свадьбе — переплетенные буквы Е и К выполнены намеренно разными шрифтами (жених и невеста).
Eterna / Schild Freres дамские «корсетные» часики с серебряным накладным вензелем «MG», Швейцария, 1900-е
Монограммы и вензеля на монетах Екатерины II
Наиболее интересной получилась монограмма, разработанная для номинала «пара — 3 деньги», который чеканился для Молдовы и Валахии. В центре крестообразной композиции цифра «II». Перекладины креста образует четвёрка вензелей, где буква «Е» переплетается со своим зеркальным отражением. Правда, монограмму можно найти только на редких монетах 1771 года.
В большинстве случаев вензель Екатерины II по виду схож с вензелями её предшественниц. Наиболее распространённым является вензель на медных монетах 16-рублёвой стопы (1763-1796 гг.). Буква «I» сплетается с буквой «Е», в центральную петлю которой поместили римскую цифру «II».
Одиночную «Е» с высокой цифрой «II» мы увидим на «сибирских» монетах Екатерины. В этом же стиле выполнены медные монеты 1996 года, выпущенные по 32-рублёвой стопе (их так и называют – «вензельные»). Из них наиболее красиво выглядит пробный вариант с дополнительными украшениями буквы «Е».
Из двух букв составлен вензель на золотых полтинах (монеты «для дворцового обихода»). Если буква «Е» обозначает имя императрицы, то «А» указывает на принятое ей отчество – «Алексеевна». Запомните начертания этой буквы «А». Мы с ней ещё неоднократно повстречаемся.
Гостиная с классическими завитками
Обои с рисунком вензеля – один из самых интересных способов создания торжественной атмосферы в гостиной. Такой дизайн будет восприниматься ярким, изысканным и аристократичным, поэтому не вызовет негативных эмоций, даже если вы решите украсить вензелями все стены в своем интерьере.
Тем не менее, чаще всего обои с вензелями используются исключительно для создания акцентов в гостиной. Чтобы создать стильный акцент в своей комнате, определитесь с оттенками узоров, выберите подходящее место для поклейки, а также продумайте, как оформить остальные стены гостиной.
Совет: обои с вензелями в интерьере гостиной отлично смотрятся в каминной зоне: выделить эту поверхность можно, скомбинировав вензеля с однотонными покрытиями для стен.
Обои в крупными вензелями и классическими узорами лучше использовать только в одном месте комнаты: желательно, чтобы такая стена не перегружалась мебелью или аксессуарами. Даже картины, соответствующие заданной стилистике, будут портить интерьер, если вы развесите их на фоне обоев с крупными узорчатыми изображениями.
Яркие обои с вензелями требуют хорошего освещения, причем даже в вечернее время, поэтому балконная зона или стена напротив окна не всегда будет удачной для такого декорирования.
Лучше продумайте возможность использования дополнительной подсветки, например, в зоне с диваном: в этом случае вы не только подчеркнете дизайн, но и сделаете эту зону более уютной.
Старинные гостиные с «королевской» мебелью, позолоченными аксессуарами и прочими особенностями классического дизайна можно сделать еще более гармоничными, если наклеить на светлом однотонном фоне стен небольшие рисунки из сюжетов с вензелями. Такой эффект можно создать и самостоятельно, выбрав стильные обои, а также рамы или молдинги подходящей формы.
Монограммы и вензеля на монетах Павла I
Первоначально для Павла разработали сложную монограмму, в центре которой расположили очерченный кругом герб Российской империи. Этот вариант используется на пробных рублях 1796 года и на одном из вариантов «ефимка» (пробная монета 1798 года достоинством полтора рубля).
Для массовой чеканки крупных номиналов (полуполтинник, полтина и рубль) монограмму упростили, убрав герб и сдвинув к , из-за чего она превратилась в серебряный крест, схожий с центральным элементом Мальтийского ордена. Удивляться этому не стоит, так как с 29 ноября 1798 года и до своей смерти Павел занимал должность его Великого магистра. Подобный крест присутствует и на коронационном жетоне Павла (его мы увидим далее).
Вензель Павла в виде одиночной фигурной буквы «П» с цифрой «I» чеканился на аверсе младшей группы номиналов из меди (полушка, деньга, копейка и 2 копейки) и серебра (5 и 10 копеек).
Как читать сложную монограмму
Правильный вензель видится не как набор букв, а как целостное графическое произведение. И тем не менее, с того момента как монограмма расшифрована взглядом и сознанием на составные элементы, она должна читаться и запоминаться без затруднений.
Обычная монограмма содержит две буквы, они читаются слева направо. Две буквы слева-направо — самый традиционный вариант монограммы. Однако, чаще всего художник-ювелир старался развлечь и запутать зрителя.
Карманные часы Retouret Geneve с ювелирным «дамским» вензелем «BE», Швейцария, 1880-е
Если в монограмму необходимо было спрятать более 2 символов, то либо буквы ставили в ряд, либо накладывали друг на друга (такие монограммы назывались Шифр, франц. Cypher).
Чтобы расшифровать сложную монограмму, надо представить себе ее как трехмерное изображение, в котором на передний план выдвинута первая буква, за ней стоит вторая буква, и на заднем плане третья буква.
Вензеля Александра I на монетах
Оформление монет массовой чеканки Александра I в сравнении с предшественниками достаточно лаконично: ни портретов, ни монограмм, ни вензелей. Хотя варианты портретных пробных рублей нумизматам хорошо известны. Появлялись на пробных вариантах младших номиналов и вензеля. Простейший из них можно увидеть на оттиске пятака-«кольцевика».
Самый сложный по исполнению вензель отчеканили на пробных 2 копейках 1802 года, известных исключительно в новодельном варианте. Здесь кроме множества декоративных элементов интересно исполнение горизонтальной палочки «А», представленной в виде пальмовой ветви.
В более простом варианте она присутствует на пробной копейке 1810 года. Пальмовая ветвь в паре с лавровой была непременным атрибутом оформления медных монет второй половины XVIII века. В XIX веке лавр останется на прежнем месте, а пальмовую ветвь сменит дубовая. Возможно, медальер хотел сохранить её, хотя бы вписав в императорский вензель.
Венезельные монеты Николая I
Вензель возвращается на монеты в период правления Николая I. Впервые это происходит в 1839 году, когда в России вводят серебряный стандарт (эпоха серебряного монометаллизма). Этот вариант достаточно прост по исполнению, но завитушки придают ему изящество. Использовался он на монетах от четверти копейки до 3 копеек включительно.
В 1849 году оформление монет меняют. Изменяется и вензель на младших номиналах от полушки до копейки. Очертания буквы «Н» стали более строгими, но вся она собрана из декоративных элементов, каждый из которых притягателен множеством мелких художественных деталей.
Способы нанесения вензелей
Вензель можно нанести различными способами на органзу.
Органза вышивка
Классическое, не устаревающее с годами, нанесение узора на органзу. Вышивальные машины используя запрограммированную вышивку, трудятся годами над производством классической органзы вензель. Я часто слышу доводы покупателей по поводу устаревания данного вида органзы, а она тем не менее не утрачивает своих позиций, не изживает себя, завозится в Россию огромными партиями, оставаясь любимой и неизменной в предпочтениях многих жителей не только нашей страны, а и многих других стран. Я видела, как рождается узор новой вышивки в небольшом турецком производственном предприятии. Художник- дизайнер вручную отрисовывает эскиз, внося дух современности, мешает его с классикой жанра. Такой дизайн обсуждается всем коллективом, и затем, после корректировки, обрабатывается в компьютерных программах и только потом внедряется в производство.
Органза вензель
Органза печать
Современный вариант изображения вензелей – это нанесение печати на органзу. Такой вид достигается разными способами. О них можно почитать тут.
Органза вензель
Вензеля Александра II на российских монетах
Будущий император Александр II впервые увидел свой вензель на монете, отчеканенной в честь его бракосочетания («свадебный» рубль 1841 года), где «А» переплетена с «М» — первой буквой имени Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии Гессен-Дармштадтской, после принятия российского подданства ставшей Марией Александровной.
Эта же «А» появляется на линейке младших номиналов от полушки до копейки, начиная с начала его правления. О пальмовой ветви речи уже не идёт. Вензель является почти точной копией буквы «А» с реверса золотой полтины Екатерины II, рассмотренной нами выше.
В 1867 году монеты России кардинально меняют оформление, которое сохранится вплоть до крушения империи. Теперь вензель станут чеканить только на монетах достоинством ¼ и ½ копейки. Исполнение «А» на них приближено к старославянскому шрифту. На монетах, чеканившихся для Финляндии, остаётся прежний витиеватый вариант вензеля.
Вензеля Николая II на монетах России и Финляндии
При восхождении на престол последнего императора России оформление монет остаётся прежним, однако приходится менять вензель на ¼ и ½ копейки, что и сделали в 1894 году. Надо заметить, что у этих двух номиналов исполнение вензеля разнится в мелких деталях. На половине копейки 1895 года гравёр ошибочно воспроизвёл оба варианта. Различают их, в основном, по верхним завиткам. Для четверти копейки на них изображают три листообразных элемента, а на половине копейки их уже четыре.
Очень изящен императорский вензель на монетах Финляндии. В 1917 году после отречения Николая II монетному двору Гельсингфорса пришлось срочно задуматься о смене дизайна аверса. Решили, как и на старших номиналах, чеканить российского орла, но уже без корон.
Русский стиль
Что касается дореволюционных российских монограмм, то чаще всего они выполнены по лекалам из каталога в духе европейской традиции своего времени. Ниже приведена типичная монограмма из каталога, ручная резьба штихелем по гладкой крышке карманных часов.
Дамские каманные часики Павелъ Буре с гравированным вензелем «ВК» , 1907. Заказная гравировка штихелем, имитация объема и штриховка полутонов.
Княжеские и царские монограммы хорошо описаны в литературе и по уровню не уступают швейцарским образцам. Однако, чаще в жизни встречаются образцы попроще.
Русские карманные часы с гравировкой для выпускника Владимирского военного училища, 1900-е. Простая гравировка штихелем на вензельном щитке.
После Революции 1917 года и периода НЭПа монограмма на предметах стала считаться пережитком дворянского прошлого, и практически ушла из обращения на русскоязычном пространстве. В лучшем случае можно встретить пару букв, награвированных в случайном порыве без художественного шифрования.
Тем не менее, всегда найдётся исключение — и вот мы видим «ветеранские» часы Победа 1955 года с лихо зашифрованными завитками инициалов на крышке. Уровень мастерства гравёра явно далёк от старых образцов, но желание подражать преодолевает все препятствия. Если честно, я так и не понял что тут за буквы, может быть это национальный алфавит, грузинский или армянский?