Как пользоваться динамометрическим ключом – инструкции с примерами
- ➡️ Правила использования динамометрического ключа: ➡️ Щелчкового типа: как пользоваться ключом и шкалой
- ➡️ Торсионного типа со стрелкой-указателем
- ➡️ Электронный ключ
- ➡️ С рожковыми насадками
- ➡️ Инструкции применения динамометрических ключей
Динамометрический ключ представляет собой специальный инструмент, устройство, с помощью которого происходит затягивание болтов и гаек различных узлов и механизмов с требуемым моментом силы. Измеряется такое усилие в Ньютон-метрах (Н·м).
Для обеспечения надежной, точной и безотказной работы большинство современных механизмов должно быть собрано с максимальной точностью. Отклонение дозированного усилия затяжки может негативно сказаться, как на качестве работы узла или механизма, так и на его продолжительности эксплуатации.
Как проверить динамометрический ключ в домашних условиях? — Станки, сварка, металлообработка
В инструкциях по техническому обслуживанию автомобилей, часто можно встретить таблицы с указанием крутящего момента для затяжки крепежа.
Особенно важно соблюдать значение на таких деталях, как впускной коллектор, головки блока цилиндров, шарниры подвески. Мастера станций техобслуживания используют специальные приспособления: динамометрические ключи.
Что это за инструмент?
Такой прибор необходим для затяжки соединений, которым необходимо равномерное дозированное приложение усилий. Ведется много споров о его необходимости. Но очевидно, что этот инструмент незаменим при четких показателях силы давления на болт или гайку. Ключ также может использоваться и в других сферах: сборке автоматов, промышленного оборудования, кораблестроении.
То есть если, например, в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля указано, что фиксация гаек должна делаться с усилием в сто десять ньютон, то точно обеспечить такие показатели вы сможете лишь с помощью динамометрического механизма.
Особо важной будет возможность установить заданный параметр. Именно точность затяжки разнообразных соединений механизма и является преимуществом этого устройства. Изготовители выпускают множество видов таких инструментов.
Состоят они в основном из схожих для всех моделей деталей:
- ручки для крепления насадки, которая затягивается;
- насадочного фиксатора, имеющего положения в позициях от одного до трех;
- съемной насадки, выполненной в виде трещотки;
- пружинного механизма, имеющего измерительную шкалу;
- ручку,оборудованную фиксатором, которая регулирует заданное усилие.
Как пользоваться шкалой динамометрического ключа. Видео:
Что это такое
Динамометрический ключ — это инструмент, которым затягивают высокопрочные болты и при этом есть возможность контроля силы натяжения. В проектной документации указывают силу натяжения высокопрочных болтов. От этого значения и характеристики болтов высчитывается момент. И на этот момент и натягиваются болты при помощи динамометрического ключа.
Данный ключ обязательно должен быть поверен. И при каждой работе должна быть проведена контрольная тарировка. И данные о тарировке должны быть занесены в журнал контрольной тарировки динамометрических ключей. Это является одним из шагов контроля качества выполнения работ по постановке высокопрочных болтов. Соответственно эту работу должны выполнять специально обученные и аттестованные специалисты.
Выводы
Конечно каждый автовладелец сам должен определить, какой выбрать и нужен ли он вообще для конкретных условий использования транспортного средства. Кроме того, профессиональное использование ключей требует наличия множества дополнительных аксессуаров: головок, переходников, карданных муфт, адаптеров. Удовольствие иметь полнокомплектный набор динамометрического инструмента обойдется автовладельцу в приличную сумму. Однако для малого бизнеса по ремонту транспортных средств без него обойтись невозможно.
Поскольку никогда не сталкивались с таким инструментом. Зачем же нужны подобные приборы? В каких работах они применяются? Давайте постараемся ответить на представленные вопросы.
Конструкция динамометрического ключа для автомобиля
Устройство динамометрического ключа
Производители инструментов выпускают различные виды гаечных ключей с динамометром, которые при всём при этом состоят из следующих общих для них деталей:
Автомобильные динамометрические ключи различаются по размерам рычага, создающего максимально прилагаемое усилие, и размеру квадрата для сменной головки. Так, по пределам установки затяжного усилия производятся ключи с пределами, начиная от 5 до 25 Нм и заканчивая от 140 до 2000 Нм. По конструкции и принципу работы на российском рынке инструментов встречаются следующие виды динамометрических ключей.
Видео: Динамометрический Ключ. Как Он Работает?
Советы профессионалов при изготовлении ключа
С первого раза инструмент может не получиться, и измерение будет некорректным. Однако любой опытный мастер может дать несколько подробных советов, следуя которым каждый новичок добьётся желаемого результата.
При отсутствии рычага или материалов для него можно пользоваться обычным гаечным ключом с рожковым захватом с одной стороны и накидным — с противоположной. Однако здесь следует более тщательно вычислить соотношение длины и крутящего момента, так как наверняка размер плеча будет представлять собой дробное число.
Для лучшей фиксации безмена к рычагу следует особенно тщательно отнестись к месту его установки. Лучший вариант — аккуратно просверленное сквозное отверстие, точно в месте приложения нагрузки, и прибор никогда не соскользнёт с рукояти.
Работа с самодельным динамометрическим ключом
В зависимости от требуемого натяжения у мастера может быть сразу несколько безменов с различными пределами взвешивания, каждый из которых должен иметь собственную таблицу зависимости нагрузки от плеча и крутящего момента.
Так как все усилия при определении степени затяжки прикладываются только к весам, необходимо обеспечить удобный захват ручки, так как 20-30 кг с плохим захватом не позволят комфортно работать с прибором.
Как затянуть болты гбц без динамометрического ключа
В инструкциях по техническому обслуживанию автомобилей, часто можно встретить таблицы с указанием крутящего момента для затяжки крепежа.
Особенно важно соблюдать значение на таких деталях, как впускной коллектор, головки блока цилиндров, шарниры подвески. Мастера станций техобслуживания используют специальные приспособления: динамометрические ключи.
Это дорогостоящий элемент: если он используется от случая к случаю, приобретение нецелесообразно. Поэтому многие автолюбители, обслуживающие автомобили самостоятельно, делают динамометрический ключ своими руками.
Совершенно бесплатно изготовить инструмент не получится: как минимум нужен фабричный ключ, а также прибор, фиксирующий крутящий момент.
Предельные усилия для затяжки болтов
Чтобы правильно затянуть автомобильные болты и гайки, не повредив их, мастер должен быть в курсе того, какие усилия являются предельными в зависимости от длины, диаметров элементов, качества стали, из которых они изготовлены. Эти данные по предельному крутящему моменту приведены в таблице.
Резьба/шаг, мм | Класс прочности 4,6 | Класс прочности 5,8 | Класс прочности 8,8 | Класс прочности 10,9 | Класс прочности 12,9 |
5/0,8 | 2,1 | 3,5 | 5,5 | 7,8 | 9,3 |
6/1,0 | 3,6 | 5,9 | 9,4 | 13,4 | 16,3 |
8/1,25 | 8,5 | 14,4 | 23,0 | 31,7 | 38,4 |
10/1,5 | 16,3 | 27,8 | 45,1 | 62,4 | 75,8 |
12/1,75 | 28,8 | 49,0 | 77,8 | 109,4 | 130,6 |
14/2,0 | 46,1 | 76,8 | 122,9 | 173,8 | 208,3 |
16/2,0 | 71,0 | 118,1 | 189,1 | 265,9 | 319,7 |
18/2,5 | 98,9 | 165,1 | 264,0 | 370,6 | 444,5 |
20/2,5 | 138,2 | 230,4 | 369,6 | 519,4 | 623,0 |
22/2,5 | 186,2 | 311,0 | 497,3 | 698,9 | 839,0 |
24/3,0 | 239,0 | 399,4 | 638,4 | 897,6 | 1075,2 |
27/3,0 | 345,6 | 576,0 | 922,6 | 1296,0 | 1555,2 |
30/3,5 | 472,3 | 786,2 | 1257,6 | 1766,4 | 2121,6 |
33/3,5 | 636,5 | 1056,0 | 1699,2 | 2380,8 | 2860,8 |
36/4,0 | 820,8 | 1363,2 | 2188,8 | 3081,6 | 3696,0 |
39/4,0 | 1056,0 | 1756,8 | … | 3955,2 | 4742,4 |
Смотрите также
Комментарии 61
Второй ключ и сверка на крепеже. Проверено не раз, вы не первый кто ломает/разбирает. Точность у щелчковых средненькая кстати
Настроили по инструкции, нужны гирьки и немного времени, примерно 1-2 часа. Ничего сложного.
пусть малой и настроит и дальше пусть пользуются люди, а тебе другой купят, думаю обойдешься с простым ключом, а не домашнего тюнинга
В ЦСМ на стенде откалибруют.
головку болгаркой пилил НЕ ПОРЧ ИНСТРУМЕНТ- ГГГЫЫЫ
Неа, это из набора на 21, закипевшую гайку на колесе срывали. По другому никак, пришлось еще 3 такие покупать. На дисках отверстие очень узкое, другими не подлезть. А эти очень ломкие, мясорубка их как семечки щелкала.
но оножж для свеч
Да, но другой небыло
Вспоминай сопромат, длина рычага и усилие измеряется безменом-динамометром. Вот для примера разбирайся bikepost.ru/blog/60615/Pr…omashnikh-uslovijakh.html
Спасибо, что то подобное нашел
Просто проверить на таком тестере — у меня есть такой.
Просто проверить на таком тестере — у меня есть такой.
где такой купить? и как называется
Я нахожусь не в России. Тестер американский. PROTO J6476 Цена что-то около 2000 долларов
Просто проверить на таком тестере — у меня есть такой.
мне бы мой при случае проверить…
Можно от калиброватьь.Я свой проверял. По GUG-ли .Где то я нашёл как.Там математика и кантер нужно иметь.Учитывается длинна ручки.
правильно собрать, сравнить и настроить по другому ключу. думаю этой точности для гаража хватит.
отдай его этим кулибинам, а они тебе сумму на покупку нового ключа
Искал схему, но блин такие ключи действуют за щет изгиба пружины которая на моменте счелкает. Так просто не получится все назад скрутить
я так понял, что ключ регулируется промежуточной шайбой, она на фото 3я с лева, или не прав ), просто не помню она у меня была зафиксирована или нет, она вкручивается в ручку и контится гайкой. Вот тлолько вопрос, если сейчас пружина оттянута на минимум, то почему в трещетке не щелкает даже при небольшой нагрузке. Походу язычек запал…
Искал схему, но блин такие ключи действуют за щет изгиба пружины которая на моменте счелкает. Так просто не получится все назад скрутить
Там нет запчастей половины. Нужны ещё аргументы? Почему его нужно вернуть?
Отдай обратно, пусть заменят или исправят
Отдать этот ключ знакомым и пусть купят новый!
Прочитал комменты. Повторюсь. Отдать ключ знакомому, пусть новый покупает. Тем более ключ стоит не 3 коп. Это как так? Взять исправный инструмент, а вернуть гору болтиков? Кто этот человек после? Правильно. Пи дор. А ты чудак. Раз взял сломаный ключ обратно. Извини, ничего личного, просто эмоции. Возмущает такое отношение к инструменту.
я просто не понимаю половины коментриев, вроде все доступно написал, «как настроить или отколибровать?» причину поломки указал, «был разобран» (не уронили, не дефорировали, а просто выкрутили ручку до конца…), все остальное остается за кулисами, я же не плачусь и не говорю, «народ, нужно собраться и навалять», или отжать денег за ключ.
Извини за оффтоп. Придется теперь читать весь этот спам, раз описал эту мудацкую ситуацию, народ хочет посочувствовать и обсудить все детали. ;-)))
я сам когда мелкий был, столько батиного интрумента по перепортил… за что прилетало не подетсяки,
Так то батиного. Батя же его не возвращал другу поломанным .
ну для меня он был Батин, а вот на самом деле чей он был я не занал …
для домашней поверки — фиксируй ключ за квадрат в тисках и на замеренном участке вешай вес . 100нм — 10 кг усилия приложенное на рычаг 1метр
Первое правила пользования динамометрического ключа. Не давать НИКОМУ ключ
Плюс по поводу возврата инструмента в обмен на новый рабочий, так дела не делаются.
Низззя давать на попользовацца инструментарий сложнее рожкового ключа))).
И тот сломают, либо разогнут
Было дело, дал кувалдочку… принесли две половинки(лопнула по ручке) и типа «ты чо сломаную дал?» Племяшу по осени дал зарядник на вечер, по сей поры не могу пиздюка выцепить…
Дал братану набор комбинированных ключей licota, забрал на13 Jonessway, на 14force и два трещёточных в виде компенсации