История художественной ковки
История художественной ковки начинается сразу в нескольких точках древнего мира — в Китае и Месопотамии, в Египте и в Европе, в зоне проживания кельтских племен. Именно там были впервые обнаружены кованые изделия, обладавшие, кроме утилитарного, еще и художественным значением.
История художественной ковки
Древние мастера украшали свою продукцию изображениями и орнаментами. Художественная ковка была отмечена во всех отраслях хозяйства — украшали оружие и домашнюю утварь, решетки и ограды, части механизмов и предметы культа. После расцвета искусства художественной ковки в античном мире средневековые мастера во многом утратили достижения времен Римской империи. Узоры стали намного проще, практически исчезли крученые прутки. Эпоха Возрождения стала возрождением и для искусства художественной ковки. Вновь открывались античные секреты, разрабатывались новые методы и художественные приемы. Особенно славились итальянские мастера из княжеств в регионах Милана и Турина, создававшие великолепные доспехи и оружие.
Кованые изделия
Кованое кресло-качалка
Начало широкого применения энергии воды и пара для механизации работы кузнечных горнов и молотов привело к началу технической революции — кованые изделия стало возможно выпускать массово. Однако художественная ковка не потеряла своего особого положения и продолжает цениться и в наши дни именно за свою уникальность
КО́ВКА ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ
КО́ВКА ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ, вид декоративно-прикладного искусства, произведения которого создаются способом ковки. С 4–3-го тыс. до н. э. в Египте, Месопотамии, Малой Азии известна К. х. меди и метеоритного железа; индейцы Сев. и Юж. Америки знали К. х. самородного железа. В 1-м тыс. до н. э. сложилось иск-во кузнецов Европы, Азии и Африки, обрабатывавших сыродутное железо, медь, серебро, золото; переворот в иск-ве К. х. связан с распространением стали.
Ковка художественная. Замóк секирный. Работа русского мастера 17 в. Художественный музей-заповедник «Александрова слобода» (г. Александров Владимирской обл.). Фото Д. В. Соловьёва
Средние века – время расцвета кузнечного мастерства: виртуозно, с тонкими деталями выковывались утварь, оружие, доспехи, украшения, бытовые предметы (молотки, замки, канделябры, флюгера и т. д.), решётки, двери, ворота; изделия украшались рельефами, просечным узором, насечкой, росписью. Романские решётки 11–12 вв. собирали из вертикальных прутьев; промежутки между ними заполнялись симметрично расположенными плоскими спиралями, 4-лепестковыми листьями клевера и др. узорами. В иск-ве готики растит. орнамент решёток часто покрывался позолотой. В эпоху Ренессанса в Италии, когда широкое развитие получает строительство особняков для знати, появляются ограды, решётки для балконов и интерьеров, разл. декоративные металлич. элементы, предназначенные для украшения частных садов и парков. Мн. города стали центрами кузнечного ремесла: в Дамаске, Милане, Аугсбурге производилось оружие, в Нюрнберге и Венеции – бытовые изделия, в Толедо и Праге – решётки, в Герате и Мосуле – утварь. В 17–18 вв. были созданы знаменитые шедевры К. х. значит. масштаба (ограды, ворота, фонари) для Версаля, Парижа, Нанси.
Ковка художественная. Решётка «Фонтана Амфитриты» на площади Станислава I в Нанси (Франция). 1750-е гг. По проекту Ж. Ламура.
К. х. была широко распространена в Древней Руси. Кузнецы участвовали в строительстве соборов в Новгороде, Пскове и др. городах, создавали решётки для окон, парадные ворота, двери с накладными цветами, витыми ручками, узорчатые кресты на вершинах церквей. Традиции К. х. сохранялись вплоть до 19 в. в работах тульских оружейников и в нар. иск-ве (пряжки, дверные замки, светцы, крюки). В 18 – нач. 19 вв. К. х. сыграла значит. роль в создании облика С.-Петербурга (решётки мостов и набережных, парков и дворцов; ограда Летнего сада со стороны Невы), Царского Села и др. дворцово-парковых ансамблей. В иск-ве барокко в России практиковалось сложное чередование элементов с использованием растит. мотивов, с эффектом перспективы, разрушающей единую плоскость ограды. В период классицизма создавались целые пространственные композиции из металла на балконах, оградах особняков.
На рубеже 19–20 вв. К. х. широко использовалась в архитектуре модерна (в европ. странах и в России); нередко рисунок с решёток переходил на стену дома и далее в камне или гипсе развивался по фасаду. С появлением прокатного и кузнечно-штампованного производств ручная К. х. вытеснялась штамповкой и литьём. В 20 – нач. 21 вв. возрождается интерес к ручной К. х. как в России, так и в др. странах.
Инструменты для ковки
Набор инструментов античного кузнеца был нехитрым, но стоил по тем весьма дорого. В него входили:
- Кузнечный горн — приспособление для разогрева заготовки до высокой температуры.
- Ручные меха для раздувания углей.
- Наковальня — массивная металлическая отливка или поковка, на которой заготовке придают желаемую форму.
- Кузнечный молоток и молот.
- Клещи.
- Оправки, зубила и т.п.
- Емкость с жидкостью для охлаждения поковок.
С этим минимальным набором кузнец мог ковать несложные изделия хоть под кустом. Походные горны и наборы инструментов возили с собой кочевники и любая армия древности. Технологических возможностей походных кузниц хватало на то, чтобы выковать наконечник для стрел, подкову и другие детали конского снаряжения, починить металлические детали повозок, выправить поврежденный клинок или доспех.
Но для того, чтобы выковать корабельный якорь или тележную ось, требовалась уже стационарная кузница. В ней устанавливали тяжелую большую наковальню, большой горн и закрепленные рядом с ним меха с ручным или ножным приводом. Ставился также прочный верстак и большие тиски. В состав инструмента добавлялись также большое количество оснасток, подкладок, пробойников, струбцин, а также измерительные инструменты сообразно эпохе. Кузнец работал не один — обладающий большой физической силой и выносливостью подмастерье сначала раздувал меха, чтобы болванка в горне раскалилась докрасна, а потом с размаху бил большим кузнечным молотом в то место, которое намечал маленьким молоточком — ручником мастер — кузнец.
В современной мастерской художественной ковки принципиальных изменений в составе инструмента не произошло, разве что измерительный инструмент стал точнее, а вместо установки громоздкого горна и мехов появилась возможность нагревать заготовки в муфельных печах или индукционным способом.
Особняком стоит группа оборудования для холодной ковки — изменения формы металлических прутков, проката или труб в холодном состоянии путем приложения механической силы. В нее входят различные станки для холодной формовки прутковых и профильных заготовок
Технология холодной ковки получила большое распространение, поскольку позволяет без длительного обучения и сложного оборудования получать недорогие художественные изделия начального уровня.
gallery
Технологическая обработка металла ковкой включает в себя разнообразие приемов, методов, ко-торые продиктованы характером материала и теми задачами, стоящими перед художником-кузнецом. В процессе ковки мастер применяет разнообразные приемы, используя разные инструменты, чередуя их в различных комбинациях и последовательности.
В основном все приемы можно свести к следующим основным операциям: осадка, вытяжка, рубка, разрубка, пробивка отверстий, гибка, закручивание, насекание рисунка, набивка рельефа.
Последовательные операции изготовления клещей
Осадка Это операция, которая применяется для увеличения поперечного сечения какой-то части заготовки за счет ее длины (высоты). Осадка может быть полной и местной. При полной осадке деформируется весь металл. При мест-ной осадке деформируется только часть металла. оответственно этому и делается нагрев-полный или местный. Осадка применяется в следующих случаях. Для получения отдельных утолщений на поковке (осадкой концов или середины) при ковке де-коративных элементов, имеющих переменное сечение. Например, растительные орнамен-тальные мотивы (утолщенные узлы на стебле, плоды, ягоды и т.п.)После осадки поковка дополнительно обрабатывается обжимками, подбойками. Как предварительная операция перед загибанием под углом для восполнения недостающего металла для образования угла. При осадке поковку нагревают, ставят вертикально на наковальню и бьют ручником или кувалдой по верхнему концу. Длина поковки не должна превосходить диаметр больше чем в 2 — 2,5 раза, иначе произойдёт изгибание.
Приемы осадки: а — осадка в тисках; б -осадка на наковальне; в — осадка конца для образования головок; г — образование запаса металла для гибки под углом
При осадке важно соблю-дать следующие условия: концы заготовки должны быть срублены под углом 90°, заготовка долж-на быть прямой. Если требуется осадить заготовку на малом участке с большой разницей в сечении, нагретую за-готовку опускают в холодную воду, исключая участок, подлежащий осадке. Эта операция должна производиться быстро, заготовку нельзя передерживать в воде, необходимо следить за нагретым концом. Такой прием применяется при изготовлении головок болтов или больших строительных гвоздей. Некоторые кузнецы осадку концов заготовки производят так: нагретый конец загибают под углом 90° и, перевернув, ударяют по загнутому торцу металла. Трудность этого приёма заключается в том, чтобы при осадке не сделать складку загнутого конца. Хорошо этот приём использовать при горной сварке. Осадку концов заготовок можно производить в тисках: нагретую заготовку закреп-ляют в тиски, так чтобы над губками возвышалась та часть металла, которую требуется осадить. Высота осаживаемой части должна быть в 2,5 раза больше сечения заготовки. Эту операцию не-обходимо производить быстро, потому что при зажатии в тиски нагретый металл быстро остывает от соприкосновения с губками. Быстро закрепив заготовку, ручником осаживают. При осаживании концов заготовок большого сечения обычно бывает, что сила губок тисков недос-таточна и при ударе заготовка скользит в тисках. В этом случае, если позволяет заготовка, в ней делаются плечики. При работе с поковками большой длины бывают случаи, когда надо производить осадку в середи-не заготовки. Все перечисленные приемы в этом случае неприемлемы (в частности, нельзя произ-водить осадку ударами самого предмета о наковальню). В этом случае в зоне осадки заготовку выгибают в форме буквы Z и сверху по изгибу ударяют ручником; после осадки заготовку выправляют. Кроме перечисленных приемов существуют и другие с использованием приспособлений. Вытяжка Эта операция применяется для увеличения длины заготовки за счет уменьшения ее поперечного сечения. Нагретую заготовку кладут на наковальню и ударам молота вытягивают. Боек молотка имеет поверхность и гладкую, а выпуклую, и, когда происходит удар, метал, как бы выдавливается во все стороны и по длине, и по ширине заготовки. Повернув заготовку на 90°, ударяют по выпуклости, которая получилась в результате первого удара. Так, периодически поворачивая и передвигая заготовку, ее вытягивают. Таким образом, главное состоит в том, чтобы в процессе вытяжки в сечении всегда должен быть квадрат. Для ускорения вытяжки ковку можно вести на роге наковальни; в этом случае металл будет тя-нуться (течь) между двух выпуклостей, что способствует более быстрому увеличению длины заготовки. Другой вариант вытяжки — с раскаткой, или разгонкой. Форма раскатки чаще всего полукруглая. От расположения раскатки на поковке (вдоль или поперек) зависит направление вытяжки. Вытяжка на конце применяется при изготовлении гвоздей, светцов, пробоев, жиковин и других изделий. Нагретую заготовку начинают вытягивать, немного отступая от конца, и в процессе вытяжки пода-ют на себя. Во время работы нужно следить, чтобы квадрат, который получился в процессе ковки, сходил на конец поковки. Это достигается силой и характером ударов. Заканчивать вытяжку нужно легкими ударами. На рис. 2, а — г показаны приемы вытяжки.
Рис. 2 Вытяжка: а — последовательность вытяжки; б — вытяжка с кантовкой на 90°; в — вытяжка на роге наковальни; г’- вытяжка с раскаткой
Рубка — операция, посредством которой поковку разделяют на части. Для этого заготовку нагре-вают до темно-красного каления, кладут на наковальню и, наставив кузнечное зубило, прорубают на три четверти ее толщины; перевернув заготовку, вновь наставляют зубило и отрубают сильны-ми ударами. При работе кузнечными зубилами по горячему необходимо при рубке толстых загото-вок периодически охлаждать зубило, так как при долгом соприкосновении с нагретым металлом лезвие зубила отпускается. Перед тем как вновь наставить зубило на заготовку, необходимо лег-ким постукиванием о стул наковальни сбить капли воды с зубила. При работе на лице наковальни зубилами и другими режущими инструментами без подкладки нужно быть особенно внимательным и осторожным и следить, чтобы заготовка не прорубалась. Это может испортить лицо наковальни. Разрубка (прорубка) — операция, в результате которой заготовка только надрубается. Этот прием широко применяется в художественной ковке. Надрубленные участки отгибаются, вытягиваются, они претерпевают различные виды ковки, после чего превращаются в цветы, завитки или листья. Особенно широко этот прием применяется при изготовлении жиковин, светцов и т. п. При разрубке заготовку разрубают с одной стороны (лицевой). Первые удары делают легкими; ими только надрубают канавку. Нагрев должен быть слабым — это позволяет не торопиться и спо-койно раскроить металл. После раскроя материал нагревают и сильными ударами разрубают. Зу-било в процессе рубки только в момент удара ставят в направляющий желоб. Удары молотом должны быть редкие, но сильные. Молотобоец должен производить удар в тот момент, когда убедится в правильности установки зубила.
Обрубка (обсечка) — отделение части металла по наружному контуру.
Применяется при ковке декоративных изделий сложной формы: накладок, жиковин и т.д., т.е. там, где необходимо обрубить деталь по контуру.
Вырубка — операция, аналогичная обрубке. Применяется для вырубки металла по внут-реннему контуру.
Операции обрубки и вырубки аналогичны просечке, с той только разницей, что просечка выполняется по более тонкому листу ручными зубилами и в холодном состоянии.
Зубила применяются разного профиля: полукруглые, прямые, угольные и др. Если обрубка и вырубка производятся на наковальне железной подкладкой, то просечка — на торце дерева.
Отверстия в поковках получают с помощью пробивки. Эти операции производятся при высоких температурах. На место, подлежащее пробивке, устанавливают про-бойник (бородок) и наносят удары достаточно сильные, чтобы бородок бородок погрузился на три четверти толщины металла. Место будущего отверстия должно находится над круглым отверстием наковальни, если оно по величине мало, то используют квадратное отверстие. В результате первых ударов в нижние части поковки под бородком происходит выпучивание. Не вынимая бородка, сдвигают заготов-ку на лицо наковальни и делают легкий удар по бородку — на выпуклости появится точное очерта-ние места, куда следует поставить бородок второй раз. После извлечения бородка заготовку пере-ворачивают и бородок, остуженный в воде, ставят на выпуклость над отверстием, сделанным при первых ударах. Очень важно при этом, чтобы рабочая часть бородка была конусообразной и за-канчивалась небольшой площадкой. Бородок должен по диаметру быть немного меньше требуе-мого отверстия.- Затем в полученное отверстие вставляют оправку с диаметром, равным требуе-мому размеру отверстия.
В результате такой пробивки вырубленный участок металла называется выдрой. Если необходимо соединить взаимно пересекающиеся заготовки одинакового сечения, то отверстие разрубают и с помощью бородка разгоняют. Этим приемом пользовались старые мастера при изготовлении оконных решеток.
При получении отверстий квадратного сечения или другого в круглое отверстие, предварительно нагретое, вставляют оправку нужного профиля. Для того чтобы получить отверстие в заготовке квадратного сечения, идущие через грань, пользу-ются нижником подкладки, которая удерживает квадрат при ударе на ребро (грани).
Если необходимо сделать отверстие в заготовке круглого сечения, стенки которой’ должны быть равны половине толщины, необходимо легким ударом ручника в нагретом состоянии сделать плоскость, на которую ставится зубило. Это позволяет заготовку разрубить точно посредине. Этот же способ применяется и для пробивания отверстий через грань.
При пробивании отверстий, больших по диаметру, чем все имеющиеся оправки, пользуются рогом наковальни. Для этого заготовку разрубают, разводят наибольшей оправкой, надевают в нагретом состоянии на рог и ручником проковывают. Как видно из описанного, при изготовлении отверстий также используют и зубило (секач), которое должно иметь лезвие не прямое, а выгнутое, на гранях идущих от отверстия к лезвию, фаски. На рис. 74, а, б показаны приемы пробивки отверстия. Гибка — кузнечная операция, при которой поковке придается изогнутая форма по задан-ному контуру. При гибке толстых заготовок происходит искажение первоначальной формы и раз-меров поперечного сечения в зоне изгиба (при гибке тонких заготовок этим явлением можно пренебречь). Чтобы устранить искажение формы и утяжку, необходимо до гибки произвести осадку того участка, где предполагается согнуть заготовку. Явление утяжки проявляется тем сильнее, чем больше угол загиба и чем меньше радиус скругления. Утяжку нельзя устранить правкой, но иска-жение формы поперечного сечения (овальность) легко исправить правкой и проглаживанием.
Гибка под углом — производится на ребре наковальни с предварительным нагревом только участ-ка гибки. Нагретую заготовку устанавливают так, чтобы будущее ребро сгиба на заготовке совпа-дало с передним ребром наковальни, и прижимают сверху кувалдой. Ручником ударяют не по кон-цу заготовки, а ближе к ребру наковальни. Если необходимо заготовку согнуть без радиуса сгиба (под углом 90°), используют вилку. С помо-щью вилки заготовку подготавливают под гибку (см. рис. 75. г), после этого на ребре наковальни с помощью ручника и гладилки выправляют угол. Гибка под углом 90° без радиуса скругления (в тисках). Нагретую заготовку сгибают на ребре нако-вальни, зажимают в тиски и ударяют в торец металла. В зоне загиба происходит осадка металла (утолщение), запас которого необходим для выправления угла.
Если длинную полосу или пруток необходимо согнуть несколько раз (причем места сгибов распо-ложены близко друг к другу), гибку производят на шпераках с рогом подходящей формы.
Если необходимо гнуть заготовки под любым углом, то применяют нижник, который изготовляют в процессе работы. Нагретую заготовку кладут на нижник, сверху перпендикулярно ей — пластину, равную по ширине детали которую нужно обогнуть и сильным ударом кувалды продавливают (изгибают) в нижник.
За неимением нижника можно воспользоваться вилкой, которую также можно согнуть во время работы над изделием.
Иногда после изгибания в вилке тюковку выправляют с помощью гладилки или на квадратном ро-ге наковальни.
Гибка по дуге — операция, которая производится на роге наковальни или соответствующих по ду-ге шпераках. Сложные профили гнут на оправках, шаблонах и гибочной плите.
Гибку по шаблону делают тогда, когда в изделии один и тот же элемент повторяется много раз. Из достаточно толстого полосового металла выгибают шаблон будущего элемента. Его закрепляют одним концом в тиски или он может быть смонтирован на подкладку и нагретой заготовкой огиба-ют. Особенность заключается в том, что при изготовлении шаблона нужно быть внимательным и изготовлять его с большой тщательностью, потому что будущие элементы изделия будут копиро-вать шаблон. Гибка на конусе. При изготовлении декоративного элемента — конусной спирали — применяется ин-струмент — конус, который представляет собой коническую оправку, сечение которой и обусловли-вает внутреннее сечение будущей спирали. Нагретый прут металла закрепляют вместе с. оправкой в тиски и огибают до вершины оправки. Витки нужно класть один к одному. Окончание прутка, которое служит вершиной спирали, претер-певает различные изменения. Если сечение прутка достаточно тонкое, то работу проводят в хо-лодном состоянии. В этом случае железо отпускают. Гибку без конуса применяют при изготовлении спирали, которую можно гнуть без оправки? как бы саму на себя.
Конец прутка загибают на угол 90°. В нагретом состоянии закрепляют в тисках и огибают на себя.
При достаточном количестве витков спираль нагревают и за конец, который является вершиной будущей конусной спирали, вытягивают. При изготовлении различного рода декоративных элементов нужно быть особенно внимательным при их завершении: от качества исполнения их зависит не только данный элемент, но и все изде-лие в целом. На рис. 75, а — б показаны приемы гибки и некоторые элементы завершений.
Сущность этой операции заключается в том, что одну часть поковки пово-рачивают по отношению к другой вокруг общей оси.
Различаются два варианта.
- Часть заготовки поворачивается на угол до 180°. Например, отдельные элементы декоративных изделии (листья, цветы) изгибают (поворачивают) для — большей пластической выразительности. Закручивание на 180° производится на шпераке на роге наковальни с помощью ручника; более мелкие элементы? круглогубцами.
- Скручивание осуществляется многократно на угол 360°. Этот прием использован при изготов-лении кованых решеток оконных проемов.
Скручивание тонких заготовок производят два кузнеца. Захватив заготовку клещами, они вращают ее в двух противоположных направлениях одновременно. Скручивание более тол-стых поковок производят посредством воротка, при этом другой конец заготовки зажимают в тиски. Широкие полосы удобно захватывать с помощью вилки. Наиболее красивые декоративные эле-менты, богатые светотенью, получают из двух круглых прутков, туго свитых между собой. При скручивании и свивании заготовка должна быть нагрета до ярко-красного каления; при более низ-кой температуре скручивание требует больших усилий, а в металле могут возникнуть трещины.
К этой операции приступают после того, как основная форма изделия уже откована. Цель операции: придать законченный вид поковке. После молотка всегда остаются следы? волнистость. Кроме того, изделие из-под молотка (особенно со следами кувалды) имеет неряшливый и незаконченный вид. Выглаживание и окончательная отделка заключаются в выравнивании поверхности с помощью гладилок различ-ных форм. Выглаживание ведут при темно-красном нагреве заготовки, перемещая гладилку по по-верхности изделия и ударяя по ней кувалдой.
Иногда выглаживают только отдельные участки рельефа. Например, только его наиболее высту-пающие части, а углубление составляют «из-под молотка». Это придает своеобразную живопис-ность изделию.
Операция выглаживания играет большую роль в художественной ковке, она придает изделию законченный вид.
Насекание рисунка. Эта операция, как и предыдущие, относится к отделочным, заклю-чительным видам ковки.
С помощью зубила в холодном или горячем состоянии можно воспроизвести на поверхности изде-лия различные штрихи, насечки или более сложные узоры, включая изобразительные элементы и шрифтовые надписи. Насекание производят на поверхностях, более или менее плоских и хорошо видных на готовом изделии.
Эта операция также относится к отделке готового изделия и выполняется с целью обогащения его фактуры путем создания дополнительных рельефных вы-ступов или канавок и углублений, например жилок на листьях и лепестках, канелюр на колоннах и т. п. Работу выполняют специальными подбойками или пуансонами.
По археологическим данным, первыми коваными изделиями из самородных цветных металлов (меди, золота, серебра), относящихся к VIII в. до н.э., были различные украшения — бусы, кольца, браслеты. Первыми изделиями из железа были также женские украшения и ценились они дороже золота. Образцы этих изделий были найдены при раскопках древних захоронений на территориях…
Подробнее в статье «Изготовления художественных изделий» Навроцкий А.Г. «Художественная ковка»
Виды кузнечных работ
Кузнечные работы подразделяются на несколько подвидов:
- Свободная ковка — нагретая до температуры пластичности болванка одной стороной лежит на наковальне, а по другой наносятся формующие удары молотом или специальными инструментами
- Штамповка — нагретая или холодная заготовка помещается в специальную форму — штамп, ограничивающую ее со всех сторон, и уже эта форма подвергается ударам молота или статическому давлению.
- Холодная ковка — холодная прутковая заготовка изменяет форму на специальных станках.
Свободная ковка подразделяется в свою очередь на подвиды:
- Обыкновенная ковка — происходит придание болванке формы готового изделия за один или несколько последовательных циклов ковки
- Сварка – соединение двух или более нагретых деталей в одно изделие
- Обжимка криц — подготовительная операция, в ходе которой проходит уплотнение и сваривание пастообразной железной массы в единый слиток.
Интересные факты о художественной ковке
- Для кузниц характерен небольшой размер и отсутствие окон. Это связано с характером кузнечной работы. Температуру нагрева металла определяли на глаз, по цвету каления.
- Американские ученые выявили себестоимость кузнечного удара. Он равен 10 долларом. Это в 10 раз дороже, чем удар молотобойца. Дело в том, что кузнец должен знать, куда и с какой силой нанести удар. Если сила будет рассчитана неправильно, вся работа пойдет насмарку.
- В языческих пантеонах особым почитанием пользовались боги-покровители кузнецов. Особенности обработки и ковки металла в древности держались в тайне и были доступны лишь посвященным. Вокруг них возникали легенды и тайны. Поэтому, кузнецы ценились обществом, как и боги, им покровительствующие. С приходом христианства языческих богов заменил культ Кузьмы и Демьяна. О значении кузнечного дела говорит количество фамилий, произошедших от слова «кузнец»: Кузнецов, Коваленко, Шмидт, Смит и так далее.
- Температура, при которой сталь становится доступна для ковки — 850-1200 градусов. Чтобы разогреть деталь до такой температуры в древности тратили примерно час времени.
- В настоящее время изготовление модели начинают с 3Д-моделирования. Это значительно упрощает последующую работу с металлом.
- Слова «ковать» и «коварство» имеют родственное происхождение. Раньше, работа кузнеца была сакральна, а «коварство» означало какое-либо магическое умение. Лишь с течением времени оно приобрело современное значение.
Виды современного кузнечного оборудования
Современное кузнечное оборудование для художественной ковки по форме и назначению практически не отличается от античного или средневекового. Изменились материалы — молоты и наковальни, молотки и пробойники, тиски и струбцины делают из современных высокопрочных сплавов, что существенно поднимает их долговечность и эффективность.
Другое важное изменение — это способ нагрева. Традиционный горн с ручными или ножными мехами уступает свое место муфельным печам для мелких заготовок и системам индукционного нагрева. Это существенно снижает трудоемкость, вредность и опасность для здоровья и имущества
Кузнечные станки
Кузнечные станки применяются для холодной ковки – изменение формы прутковой или профильной заготовки под механическим воздействием. К ним относятся:
Улитка с воротом и поворотным лемехом Твистер для холодной ковки Гнутик для холодной ковки Волны для выполнения волнообразного изгиба заготовки
- Гнутики — общее название станков для изгиба заготовки в одном или нескольких направлениях по заданному радиусу.
- Волны для выполнения волнообразного изгиба заготовки, с заданным шагом и радиусом волны
- Твистеры, или торсионы — для скручивания заготовки (или группы заготовок) по продольной оси
- Улитки — для формирования спиралевидных завитков на конце прутка.
Станок для холодной ковки
Станок для изготовления витой трубы
Холодная ковка прекрасно подходит для изготовления элементов оград и решеток, балясин, завитков, предметов декора помещений и ландшафтного дизайна. Станок для холодной художественной ковки несложно сделать своими руками, если мастер владеет навыками слесарных и сварочных работ.
Индукционные нагреватели
Индукционный нагреватель предназначен для разогрева болванки до температуры пластичности. Нагрев происходит вследствие того, сто в поверхностном слое металла, помещенного в сильное переменное магнитное поле, наводятся вихревые токи, или токи Фуко. С их помощью можно разогреть болванку намного равномернее, быстрее и безопаснее, чем с помощью традиционного кузнечного горна.
Индукционный нагреватель промышленного производства даже небольшой мощности стоит десятки, а то и сотни тысяч рублей. Поэтому в Сети публикуется много схем типа «Как сделать индукционный нагреватель своими руками». Важно понимать, что в конструкции устройства применяется высокое напряжение и большие мощности. Для самостоятельного изготовления потребуются инженерные знания в области токов высокой частоты и навыки электромонтажника.
Художественная ковка в разных архитектурных стилях
Понятия художественная ковка металла и кузнечное ремесло уходят своими корнями в далекое прошлое. Испокон веков люди использовали кованые изделия в быту. Позднее художественную ковку стали применять и для украшения церковных храмов, садов, парков, аллей и собственного жилища. Архитектурные элементы, выполненные путем художественной ковки металла, красивы и изысканны. Художественные кованые изделия могут служить десятилетиями и даже столетиями, не теряя своей внешней привлекательности.
Опытные кузнецы и сегодня создают кованые архитектурные художественные элементы, несущие в себе двойную функцию: защитную и декоративную. Так, например, художественная ковка Москва создают кованые ворота, калитки, заборы, решетки и другие кованые изделия позволяют защитить и оградить дом и придомовую территорию от нежелательного проникновения, и в то же самое время являются украшением домовладения, подчеркивают хороший вкус и благосостояние владельца. Не меньшей популярностью пользуются и другие кованые изделия: садовая кованая мебель и мебель для дома, аксессуары, каминные решетки, лестничные и балконные ограждения, выполненные в том или ином художественном стиле.
На протяжении столетий художественные стили сменяли друг друга, интерес к ковке то угасал, то возрождался с новой силой, но каждый из «больших стилей» находил свое отражение в кованых изделиях. Как тогда, так и сейчас кузнецы создают изделия художественной ковки, принадлежащие к разным стилям: готике, барокко, рококо, ренессансу и др.
Делая выбор в пользу того или иного стиля кованых изделий, следует помнить о необходимости его сочетания с общей стилистикой всего дома или квартиры. Только в этом случае художественная ковка органично впишется в пространство и окружение вашего жилища, а вы испытаете подлинное удовольствие от ежедневного соприкосновения с творениями древнего, но вечно актуального ремесла.
Готический стиль
Расцвет средневекового искусства в том виде, в каком его знает и представляет себе большинство из нас, связан с готикой. Завладевший умами современников на два, а в некоторых странах и на три столетия, готический стиль оставил в истории след, не сопоставимый с наследием романской эпохи.
Как и романский стиль, готика была тесно связана с церковью, и именно главный городской собор – высокий, наполненный аллегорическими и символическими изображениями и богато декорированный – это эталонная готическая постройка. Массивность и приземистость романских зданий сменяется в готике визуальной легкостью и устремленностью ввысь (неслучайно один из периодов развития этого стиля назван «пламенеющей готикой»), к недоступным небесам. Это подчеркивается также заостренной, стрельчатой формой сводов, дверей и окон. Монохромная цветовая гамма романской эпохи взрывается в готических зданиях яркими красками огромных витражей, а немного примитивные и зажатые позы романских изваяний уступают место реалистичным и обращенным к зрителю готическим скульптурам.
Позднее Средневековье ознаменовалось и расцветом городской культуры. Массовое строительство богатых домов знати, цеховых домов, ратуш, муниципалитетов, рынков и других частных и публичных зданий требует развития не только архитектуры и инженерного дела, но и ремесел. Дом любого средневекового дворянина и преуспевающего купца наполнен в этот период плодами кропотливого ручного труда умелых мастеров: стены увешаны шпалерами от лучших ткачей, мебель покрыта витиеватыми узорами руками резчиков, кожаные страницы библии поражают воображение яркими миниатюрами, а украшением стола служат тонкие изделия виртуозных стеклодувов.
Кузнечное дело тоже не стоит на месте. Развиваются новые отрасли и специализации (кузнецы теперь делятся на «игольников», «пильников», «гвоздников», «замочников» и десятки других категорий), а также новые техники художественной ковки – прежде всего широкая практика совмещения в одном изделии кованых и листовых деталей. Кованые изделия проникают во все сферы жизни от изготовления лат и оружия для многочисленных военных походов до традиционных кованых решеток и мелких бытовых предметов – держателей для лучин, ключей, ларцов и т.п.
Приметы готического стиля в художественной ковке:
— предельно геометрический характер узора, основные его образующие – это части окружности;
— конструктивная и композиционная основа – вертикальная;
— ограниченный набор мотивов, обычно растительной тематики (дубовые листья, виноград, королевские лилии, трилистник, многолепестковые розетки и т.п.);
— использование прутка сложного профиля;
— преимущественно стрельчатое завершение прутков.
Несмотря на то, что готику часто называют мрачной эпохой, ее влияние на культуру последующих периодов было весьма велико и, несомненно, не исчерпано до сих пор. Конец XVIII – начало XIX веков ознаменовались романтическими настроениями в искусстве, и, как следствие, возрождением интереса к мистической и загадочной готике. Интерес к этому стилю был так велик, что сложилось даже направление неоготики (в России – псевдоготики). Неоготика, впитавшая в себя все основные каноны и стилистические приемы породившего ее стиля, подарила нам множество прекрасных памятников, среди которых, например, знаменитая башня Биг Бэн и Тауэрский мост.
Сегодня черты готической архитектуры весьма популярны в частном строительстве, поскольку они позволяют создавать яркие статусные дома, но соблюдение логики этого стиля невозможно без использования художественной ковки. Кованые решетки с украшениями в виде лилий и наконечниками-пиками, массивные кованые фонари и черная кованая лестница наилучшим образом подчеркнут неповторимую красоту готического стиля вашего жилища.
Модерн и художественная ковка
Как и многие неординарные явления, модерн не вызывал у современников большого энтузиазма. Это сегодня в мировых столицах туристы толпами ходят «путями модернизма», а утонченные мягкие формы, подсмотренные у модернистов, тиражируются архитекторами и дизайнерами. В начале прошлого века этот уникальный стиль оставался уделом эксцентричных индивидуалистов. «Бесстыжий стиль модерн», — писал о нем поэт Валерий Брюсов, выражая общее мнение обывателей.
Модерн воспевал сочетание красоты и рациональности, стремился к соединению архитектурных и декоративных задач, увлекался «текучими» формами, воспроизводящими окружающую природу, и любил изысканные живописные эффекты. Экстерьер и интерьер в модерне тесно связаны и наполнены взаимопроникающими мотивами. Плавные линии наличников находят продолжение в фантастических растительных формах лестниц и светильников, майоликовые панно на фасадах перекликаются с живописными полотнами и т. д.
Повышенные требования к декоративности и необходимость выдерживать единство сложных статистических решений во всех деталях дали толчок небывалому расцвету прикладного искусства. Керамику, стеклодувное дело, ткачество, резьбу по дереву и другие ремесла модерн вывел на невиданные доселе высоты. Художественная ковка оказалась особенно созвучна этому стилю, ведь удивительная пластика кованого металла позволяла легко воспроизводить самые причудливые природные формы. В модерне получил небывалое развитие и синтез различных искусств: так, сочетание кованых и стеклянных элементов или ковки и дерева породило изумительные по своей сложности и гармоничности предметы интерьера и декора. В целом, модерн обеспечил долгосрочный интерес к кропотливой ручной работе и мастерской художественной ковке, который не угас и по сей день.
Приметы стиля модерн в художественной ковке:
— преимущественно два типа композиций – линейные декоративные композиции и линейные композиции с использованием объемных элементов;
— завиток играет важнейшую роль, его линии максимально плавные и текучие;
— ассиметричность композиций и орнаментов;
— широкое применение отделочной чеканки на листе в сочетании с ковкой, а также комбинаций различных металлов и сплавов — меди, латуни, бронзы — для усиления художественного впечатления;
— возвращение традиционных способов обработки металла и широкого спектра технических приемов (продевание, сварка, клепка и др.).
Эстетика модерна, не сразу понятая современниками, была по-достоинству оценена позже. Сегодня она снова на волне популярности. При этом, в отличие от других «больших стилей» прошлого, модерн одинаково уместен и в представительной загородной усадьбе, и в камерном городском жилище. Для модерна важны не масштабы, а единство стиля. Поэтому при использовании обязательных в модерне кованых изделий необходимо понимать, что для создания аутентичного стиля потребуется соблюсти полное единство кованых решеток, дверных ручек, кованых фонарей и других элементов.
Ампир
Подобно рококо, ампир по своей сути не совсем самостоятельный стиль, а скорее предельная точка развития классицизма, к которой он вышел к концу XVIII – первой трети XIX века. Название стиля происходит от французского слова «империя», и в этом вся суть ампира, проникнутого идеей прославления государственной мощи и военных успехов. Наибольшего расцвета ампир достиг в двух крупнейших империях своего времени – наполеоновской Франции и России времен правления Александра I.
Наряду с соблюдением традиционных канонов классицизма в архитектуре и искусстве, для ампира характерна предельная монументальность и гражданская патетика. Массивные формы, крупные нерасчлененные плоскости фасадов и монументальные портики стали характерными чертами ампирного зодчества. В декоре из античного наследия ампир выбирал преимущественно древнегреческие и древнеримские военные мотивы: доспехи, лавровые венки, ликторские связки, щиты и т.п. Широкое распространение получила мемориальная архитектура в форме различных триумфальных арок, колонн и памятных стел, также богато украшенных мифологической и тематической воинской символикой.
Художественная ковка оказалась весьма востребована в ампирной эстетике, но, как это часто бывает, не продемонстрировала ни по-настоящему выдающихся образцов, ни подлинного развития. Нарочитая скульптурность, линейность и массивность характерных для ампира композиций больше тяготела к технике литья, которое и пережило в этот период свой взлет.
Приметы стиля ампир в художественной ковке:
— широкое применение различных скульптурных форм (пальметты, лавровые венки, рельефы, ленты и др.);
— характерны простые прямые линии и формы: круги, перекрестья и др.;
— линейность композиции.
Ввиду своего специфического монументального характера подлинный ампир трудно воплотим в частном строительстве и интерьере. Вместе с тем, кованая ограда в этом стиле может послужить превосходным вступлением к выдержанному в классическом стиле особняку. Строгий орнамент с использованием изображений воинских доспехов и лавровых венков прекрасно подчеркнет основательность и статус такого дома.
Барокко — художественная ковка и кованые изделия
Неоднозначно воспринятый в период своего распространения, этот стиль со временем вошел историю европейского искусства на равных с другими главными его течениями. Барокко ненадолго задержалось в авангарде западноевропейской эстетической мысли (в разных странах расцвет этого стиля приходится на разные периоды, ограниченные серединой XVII – концом XVIII веков), но оставило после себя богатейшее наследие.
Выступая в оппозиции к строгости и застывшей красоте классицизма, барокко провозгласило основой своего искусства контраст, пышность, преувеличенность во всем и динамичности образов. Хотя единое мнение о происхождении самого термина «барокко» до сих пор не сложилось, существующие гипотезы весьма характеры: одни ведут его от итальянского barocco («порочный», «склонный к излишествам»), другие – от португальского perola barroca (дословно «жемчужина с пороком»). В любом случае, уже современники усмотрели в барочной культуре преувеличенность и гротескность, которые, действительно, были ее неотъемлемыми чертами.
Изменения, происходящие в искусстве этого периода, отражают и глубокие общественные сдвиги. Эпоха барокко – это время расцвета развлечений и увеселений, недоступных ни средневековой культуре с ее строгими католическими догмами, ни Ренессансу с его склонностью к напряженным философским поискам. Прогулки, маскарады, развитие театра и светской музыки прочно входят в быт барочного человека и переворачивают его сознание.
Барочный стиль в архитектуре и интерьере – это всегда демонстративная роскошь и изобилие декоративных деталей. Сложные криволинейные формы, вычурный характер украшений и обилие скульптурных композиций позволяют моментально выделить барочное здание из ряда других. В интерьере барокко раскрывает еще шире: засилье позолоты, использование контрастных цветов, яркие фрески и росписи по мрамору, крупная лепнина, изумляющая своей декоративностью резная мебель из ценных пород дерева, шелка и гобелены – все это создавало подходящие декорации для барочных увеселений.
Кузнечное дело в эту эпоху переживает настоящий расцвет. При строительстве дворцов и других крупных сооружений кузнецы работают рука об руку с архитекторами, разрабатывая сложные декоративные изделия, созвучные всему внешнему и внутреннему облику здания. Кованые шедевры, вроде золоченых версальских решеток, упоминаются в мемуарах современников, а крупные мастера создают целые альбомы с эскизами и образцами своих кованых изделий – балконных ограждений, балюстрад, каминов, дверных колец и др.
Приметы барочного стиля в художественной ковке:
— скульптурность, рельефность и пышность форм;
— завиток повторяет характерные для всего стиля в целом изломы и гребни, одновременно усиливаясь листьями, цветами и другими подобными элементами;
— характерен выход двух завитков из одного центра;
— середина завитка часто сильно скручена и выступает из плоскости орнамента;
— вплетение в орнамент рельефных элементов – масок, корон, гербов, ваз, птиц и т.п.;
— сечение прутка прямоугольное или сложной рельефной формы.
Барокко во многом дитя своего времени, и трудно переносится на современную почву. При его воссоздании в архитектуре и в интерьере сегодня необходимо предельно точно соблюдать все каноны этого стиля и тщательно подходить к каждой детали, иначе есть риск получить нечто безвкусное. И, конечно, подлинное барокко немыслимо без кованых деталей, будь то кованое ограждение французского балкона или ажурная кованая беседка над искусственным прудом.
Рококо
К середине XVIII века барочная эстетика ненадолго получила свое продолжение в новом стиле – рококо, или рокайль (от французского «ракушка, декоративная раковина»). Подобно барокко, он развивал традиции классицизма, но разглядеть в игривых и манерных формах рококо строгие классические черты непросто.
В рококо художники и архитекторы впервые за многие века решительно отказались от строгой симметрии, сделав акцент на спонтанных и фантазийных сочленениях форм и узоров. Огромное значение этот стиль стал придавать иллюзии перспективы, поэтому прямые линии и плоские поверхности для него нехарактерны, а там, где без них невозможно обойтись, они обычно тщательно замаскированы сложными фигурными элементами. Декоративные элементы барочной эпохи – всевозможные маски, вазы, листья, цветы, херувимы и другие подобные детали – приобретают еще более утонченный и капризный характер, так что реальный предмет зачастую едва угадывается за его изощренной формой.
Особенно широкое развитие рококо получил в интерьере. Богатая лепнина в интерьерах рококо спускается с потолка вдоль стен к самому полу, яркие барочные контрасты уступают нежной пастельной гамме, а мебель становится еще более тонкой и изящной, чем в предшествующие периоды.
Для художественной ковки эпоха рококо стала периодом упадка. Крупные формы типа оград отступают на задний план перед всепоглощающей декоративностью, уступая место более мелким. Кованые архитектурные и интерьерные элементы утрачивают свое самостоятельное значение и выступают в большей степени как вспомогательные детали.
Приметы стиля рококо в художественной ковке:
— сохраняется в основном только вертикальная ось симметрии, рисунок зачастую расположен под углом к этой оси или ассиметрично;
— характер завитка изломанный, сильно растянутый и изогнутый в разные стороны, легкий изгиб имеют даже визуально прямые линии;
— отсутствие крупных композиционных акцентов;
— элементы узора (листья, цветы, букеты и др.) занимают почти все свободные пространства изделия.
Игривый стиль рококо придает интерьерам поистине аристократический блеск, но для того чтобы он смотрелся органично, необходимо тщательно соблюдать его во всех деталях.
Ренессанс
Трудно представить себе более непохожие друг на друга стили, чем готика и Ренессанс. Разительный характер их отличий особенно бросается в глаза, если учесть, что они следовали один за другим. Но если знать, что в своих мировоззренческих основах они опирались на совершенно разные системы ценностей, многое становится понятнее.
Ренессанс, или эпоха Возрождения, в разных регионах Европы ограничен различными временными рамками, но в целом укладывается в период с середины XIV по середину XVII веков. Он стал исключительно ярким переходом от Средневековья к Новому времени, подарив миру множество шедевров архитектуры и искусства. Черпая вдохновение в эпохе античности, Ренессанс поставил во главу своих эстетических поисков гуманизм с его вниманием к человеку и гармонию во всем. Симметрия и выверенные пропорции в сочетании с огромным интересом к декоративной стороне (чего, конечно, не было в подлинном искусстве древнего мира) – таковы основные черты этого стиля.
Мировоззрение Возрождения стало довольно ощутимым ударом по средневековым христианским ценностям, в том числе по отношению к роскоши и богатству. Отныне демонстративная роскошь не была предосудительна, и богатые горожане не упускали возможности окружить себя изящными интерьерами и драгоценными вещицами. Потрясающие росписи, статуи, дорогие ткани, изумительной тонкости ювелирные изделия и прочие излишества стали привычными элементами декора богатых домов.
Кузнечное дело в эпоху Ренессанса продолжает поступательное развитие, осваивая все более тонкие и сложные техники. Именно в этот период появляется прием прошивки, позволяющий добиваться эффекта пересечения спиралей разных завитков между собой. Благодаря этому значительно расширяется и палитра используемых в ковке узоров, и спектр кованых изделий.
Приметы стиля ренессанс в художественной ковке:
— строгая центричность композиции (развитие узора происходит из центра);
— основной элемент узора – спиралевидные завитки, часто пересекающиеся между собой, в том числе в форме «восьмерки»;
— значение внешней рамы сводится к конструктивной необходимости, основная композиция развивается без опоры на наружный контур;
— пруток преимущественно круглого сечения.
Стиль Ренессанс в современной трактовке особенно хорош в интерьере. Его строгая гармония, подчиняющаяся правилам «золотого сечения», позволяет создать дома подлинный приют спокойствия, где можно отдохнуть от житейских бурь. Мозаичные детали, настенные и потолочные росписи, обитые кожей «стулья Строцци» на трех ножках и, конечно, кованые элементы в виде кованых решеток на окнах или кованой накладки на дверь внесут в вашу жизнь дух и роскошь эпохи Возрождения.
Классицизм
Как и Ренессанс, классицизм ориентировался на идеалы античной эстетики. Но под влиянием идеологии наступающего с середины XVII века Нового времени эта ориентация носила больше внешний, чем глубокий внутренний характер, к которому тяготела эпоха Возрождения.
Идея соразмерности, гармонии и стройности в классицизме заострена до предела. Любое произведение классического искусства должно было создаваться с учетом строгих канонов, разработанных на основе идей античных теоретиков искусства и соответствующих определенной иерархии высоких или низких жанров. Классицизм опирался на вечные ценности и производил столь же величественные произведения, навсегда отделившие рациональное Новое время от мятежных исканий Средневековья.
Классическую архитектуру легко отличить от архитектуры любого другого стиля. Главные черты ей подарила благородная простота античного храма – это и украшенные колоннами и ротондами строго симметричные фасады, и фронтоны с барельефами на мифологические темы, и страсть к спокойной цветовой гамме, нарушаемой лишь величественными золотом, пурпуром и лазурью, и выбор отделочных материалов, среди которых важную роль играет мрамор. Декоративные элементы классических зданий и интерьеров имеют сдержанный характер и также опираются на популярные античные символы вроде головы льва, сфинкса и т.п.
Приметы классицизма в художественной ковке:
— широкое распространение сочетания в одном произведении ковки и литья (или чеканки), с помощью которых легче воссоздать важнейшие античные символы – венки, рельефы, копья и т.п.;
— пышные, развитые формы завитков, иногда завиток нарочито вытянут и имеет овальную форму;
— главный акцент в композиции делается на скульптурные детали;
— преимущественно прямоугольное сечение прутка.
Как и многие крупные исторические стили, классицизм не раз возвращался в поле зрения архитекторов и художников в более поздние периоды. Так, конец XIX – начало XX веков ознаменовалось возникновением неоклассицизма, ставшего попыткой противостоять эстетическому «хаосу» эклектицизма и модерна. При этом сам неоклассицизм не смог до конца выдержать строгость подлинного классицизма, и в его эстетике можно найти некоторые барочные и ренессансные черты.
Сегодня в стилистике классицизма строится немало частных домов и резиденций, владельцы которых стремятся подчеркнуть свой социальный статус и приобщиться к этой поистине королевской эстетике. В таком случае особенно уместно смотрится кованый забор с традиционными декоративными элементами и ажурные кованые ограждения лестниц, оттеняющие массивность мраморных ступеней.
Технологические особенности художественной ковки
Процесс ручной художественной ковки металла разбивается на несколько отдельных операций. Начинается он с разогрева болванки в горне или другом типе нагревателя. В зависимости от качества угля, подачи воздуха в горн и массы заготовки разогрев может занять от нескольких минут до нескольких часов. При изготовлении изделий, имеющих сложную форму, большое количество деталей или отверстий, изделие может остыть. Тогда его возвращают в горн и повторяют нагрев.
Собственно ковочные операции бывают следующие:
- Осадка. Удары молотом наносятся сверху вниз, исходная высота уменьшается, а ширина увеличивается. Это подготовка заготовки для вытяжки.
- Вытяжка. Удары по заготовке наносятся вдоль продольной оси вдоль, и заготовка плющится в направлении ударов, и длина ее таким образом увеличивается.
- Раздача — подвид вытяжки, применяется для увеличения диаметра пустотелых заготовок.
- Прошивка – получение отверстий, углублений или пазов.
- Закручивание – многократный поворот одной части заготовки относительно другой. При этом используются тиски, клещи, а при значительном сечении заготовки — и специальные вороты.
- Рубка — процесс разрубания изделия на две или более части. Применяется также для коррекции формы и размеров изделия. Иногда из заготовки вырубают готовое изделие, пользуясь для этого фигурными штампами.
- Гибка – проводится для изменения формы изделия при изготовлении деталей кольцевой или гнутой формы.
- Сварка — соединение в единую деталь двух или нескольких частей.
При ковке металла своими руками следует соблюдать общую последовательность операций, при этом при изготовлении каждой конкретного изделия в части из них необходимость может и не возникнуть.
По окончании ковки изделие окунают в емкость с жидкостью для охлаждения и закалки. Традиционно используют воду, однако при ковке специальных сортов стали, таких например, как булат, применяют различные кислоты и масла. Легенда гласит, что некоторые мастера после ковки меча охлаждали его, втыкая в тело раба.
Технологические приемы
Тем не менее, в своей работе кузнец пользуется основными приемами деформации металла, которые позволяют видоизменять заготовку в соответствии с собственной задумкой, эскизом заказчика или макетом дизайнера.
- Вытяжка (протяжка). Цель этой операции — увеличение длины заготовки. При этом деталь размещают на наковальне и проковывают по всей длине и со всех сторон, поворачивая заготовку вокруг своей оси. Этим же приемом расплющивают края различных элементов (например, цветов, листьев), делая их тоньше. Кузнецы для выполнения протяжки используют также плоские или фигурные бойки.
- Осадка. Действие, противоположное вытяжке. Ударами по торцу заготовки достигается уменьшение ее длины. Одновременно с осадкой мастер производит и подравнивание детали, не допуская излишней деформации. Разновидность осадки – высадка. Применяется, когда необходимо уменьшить не всю деталь, а только ее часть. Для выполнения этого приема нагревают ту часть заготовки, которая требует высадки либо используют кольцевой инструмент для ограничения деформации.
- Скручивание (свивка, витье). Выполняется двумя кузнецами, либо на закрепленной в тисках заготовке при помощи инструмента вороток.
- Рубка. Эта операция применяется, когда возникает необходимость в разделении, ответвлении. Рубку выполняют при помощи молота и зубила сначала с одной, потом с другой стороны. Иногда применяют специальный инструмент, который кладется на наковальню под деталь.
- Гнутье. Прием деформации металла, при помощи которого кузнец придает изогнутость прямым линиям.
- Прошивка. Позволяет получить глухое либо сквозное отверстие в заготовке. Для этого используют инструмент прошивень.
- Выглаживание. Один из финишных приемов, когда устраняются различные дефекты на детали либо наносятся грани.
- Нанесение узоров. Самая творческая работа, в процессе которой каждый мастер применяет свои собственные художественные методы, придающие работе уникальность.
- Сборка. Несмотря на то, что современные технологии позволяют исключить этот прием, в художественных кузнечных мастерских, использующих ручной труд, высоко ценимый на рынке кованых изделий, все еще применяют клепку, сварку и сборку при помощи винтов и шурупов.
Горячая ковка металла — это трудоемкая и кропотливая работа, требующая не абы каких знаний, опыта и мастерства, но полученный результат стоит того – из-под золотых рук мастера появляется изделие, обладающее красотой и индивидуальностью.
Разновидности художественной ковки металла
Наиболее сложные и изысканные изделия получают способом традиционной, горячей ковки. Этим способом можно выковать как обычные прутья решетки, таки элементы ажурной ковки, такие, как листья и цветы, стилизованные фигурки животных и замысловатые орнаменты.
Горячая художественная ковка металла
Холодная ковка не позволяет достичь таких же высот художественной выразительности, но имеет свои явные достоинства: низкую себестоимость и высокую повторяемость изделий в серии.
Холодная ковка
К холодной ковке иногда относят и технику чеканки. В этом случае на тонкий лист металла с помощью набора остроконечных инструментов и молотка наносят узор, состоящий из множества вмятинок и черточек, складывающихся в высокохудожественное изображение.
Основные приемы художественной ковки
Для каждого из видов ковки металлов и сплавов существуют свои технологии и приемы обработки. Художественная ковка с учетом специфики использует в своем арсенале практически все основные приемы кузнечного мастерства, с помощью которых в металле можно выразить любой творческий замысел.
Высадка
Целью операции является уменьшение длины заготовки с одновременным увеличением поперечного сечения. При горячей ручной ковке нагретую деталь ставят вертикально на наковальню и отбивают молотом по верхнему концу. Нагревая отдельные места и удерживая деталь щипцами, на ней можно выполнить утолщенные узлы, изгибы, объемные или плоские элементы задуманного украшения.
Протяжка
Протяжка представляет собой операцию, противоположную высадке, и применяется для удлинения заготовки. Направление удара при протяжке — поперек оси детали с ее проворотом или продвижением по длине.
В зависимости от формы заготовки (плоской, круглой, пустотелой, кольцевой) и применяемой оснастки техника протяжки включает в себя множество приемов. Отдельные приемы протяжки могут называться своими терминами — разгонка, расплющивание или раскатка.
Округление
Операция применяется при горячих методах ковки и заключается в закруглении граней профильных заготовок. Первоначально углы заготовки расковывают, доводя ее до восьмигранного сечения. Окончательное округление выполняют с помощью специальных обжимок или вырезных молотков.
Продевание
Продевание различных элементов друг через друга — распространенный прием, активно применяющийся в художественной ковке. Продевание проводится двумя способами — сборкой по принципу цепных звеньев или прошивкой отверстия в одном из элементов. В этом случае для операции используют зубила нужной формы и размера.
Оформление уступов
Уступы различной формы в технике художественной ковки выполняют как с декоративной, так и с технологической целью, чтобы закрепить детали между собой. Выполняют уступы, используя острые ребра наковальни или специальную подкладную оснастку.
Гибка
Гибка — распространенная технология, активно применяющаяся в художественной ковке. Для гибки разработаны специальные станки и приспособления, позволяющие мастерам работать по собственным шаблонам.
Элементы кованых узоров
Изделия холодной ковки можно отнести к одному из типовых элементов:
Элементы кованых узоров
- Завиток.Спиралевидный завиток может быть однонаправленный и двунаправленный- то есть с изменением направления закручивания спирали. На практике при использовании прутка 10-12 мм можно получить до 5 витков спирали
- Двойной завиток, или китайский фонарик. Это пространственная конструкция из двух или более элементов, каждый из которых является обычной двухрядной спиралью. Изготовляется на твистере
- Волюта.Завиток односторонний или двухсторонний, используется для отделки решеток, балюстрад, мебели.
- Крутень.Скрученный вдоль продольной оси пруток (или несколько прутков). Используется для балясин, элементов декора, рукояток каминных инструментов
- Навершие. Используется как конечный элемент на прутьях решеток, Это пика, к которой прикрепляется ряд завитков.
Все эти элементы можно получить и методами горячей ковки, однако трудоемкость работ и потребная квалификация кузнеца, а, следовательно, и стоимость, возрастет при этом многократно.
Классификация декоративных элементов
Главная граница различия проходит между горячей и холодной ковками.
Горячая ковка
Если идет речь о создании сложных изделий из художественной ковки из стали с обширными орнаментами, то это можно сделать только с помощью горячей классической ковки с нагревом металла до ковочной температуры и достижения достаточной пластичности заготовок.
Если изделие из стали с низким содержание углерода, температуры нагрева вполне будет достаточно на уровне 1000 – 1100°С. Чем выше доля углерода в стальном сплаве, тем ниже уровень ковочной температуры. Заготовки нагреваются в печах или кузнечных горнах, в которых используется твердое топливо.
Штамповка или холодная ковка
Штамповка или холодная художественная ковка проводится при обычной температуре или небольшом нагреве до уровня начальных структурных изменений в металле – примерно 200 – 250°С.
Сказать, какой вид ковки лучше – трудно. Холодна ковка намного комфортнее в работе, не дает на поверхности окалины, кованые изделия отличаются точностью форм и размеров. Холодной ковкой отлично делаются рельефные узоры на листовом металле, с ее помощью куются капризные цветные металлы.
Зато при горячей ковке возможны любые модификации и формообразования – широта воплощения художественных идей намного больше.