Устройство
Основной элемент в конструкции данного элемента – это центральный болт. Именно за счет него работает съемник. Подшипник таким образом выдавливается из рабочего места или, наоборот, запрессовывается (в зависимости от того, в какую сторону крутить центральный болт). Некоторые устройства оборудуются гидроцилиндром (например, гидравлический съемник подшипников, как на фото ниже).
Также в конструкции имеются захваты. Они бывают двух разновидностей:
- Захваты, которые зацепляются с извлекаемым предметом при помощи специнструмента. Они работают независимо от действия болта.
- Прижимающие деталь за счет усилия болта или гидравлического цилиндра.
Съемник колесных ступиц
Пример второй — как съемники облегчают ремонт ходовой части машин. Автопарк России после спада продаж в кризисные 2008–2009 годы достаточно стар, несмотря на оживление продаж коммерческой техники в 2010–2011 годы. При проведении ремонтных работ ходовой части старых и запущенных экземпляров техники ремонтники часто сталкиваются с проблемой демонтажа колесных ступиц. Разборка данного узла требует сноровки, аккуратности и осложняется значительным весом деталей. Особенно эта проблема встает остро, когда речь идет о ступицах ведущих мостов грузовиков. Чтобы облегчить работу, применяют специальные приспособления. Например, в линейке продукции германской фирмы Kukko есть достаточно простой, но функциональный съемник KS-10G с гидравлическим приводом. В его комплект входят: гидравлический цилиндр с ручным приводом, развивающий усилие 10 тонн, кованые тянущие конусы диаметром 300 и 350 мм и шесть силовых, опять-таки кованых, кронштейнов для крепления приспособления к колесным шпилькам.
Съемник собирается и устанавливается на демонтируемую ступицу за считанные минуты. При этом гидравлический цилиндр вворачивается в тянущий конус, подходящий по размеру к ступице. Как показывает практика, двух вариантов конусов (300 и 350 мм) достаточно для того, чтобы обеспечить установку съемника на ступицу практически любого коммерческого автомобиля. Для приведения приспособления в действие достаточно равномерно вращать винт, воздействующий на поршень гидроцилиндра. Плавное нарастание усилия и равномерный, постепенный сдвиг ступицы с цапфы позволяют мастеру чутко контролировать процесс демонтажа. Ну и, разумеется, под напором двадцати тонн никакая ступица не устоит.
Скользящий съемник
Подшипник извлекать таким инструментом довольно легко. Такой съемник имеет два захвата, которые перемещаются свободно вдоль балки. В середине последних имеется резьбовое отверстие. В верхней части болты могут служить фиксаторами захватов.
Это может быть съемник внутренних подшипников или внешних. Чтобы изменить его назначение, достаточно переставить захваты. Кстати, их максимальный раствор составляет от 10 до 80 сантиметров. Устройство имеет упоры для силового болта. Это предотвращает смещение подшипника. В набор скользящих съемников входят захваты разной длины. Также инструмент комплектуется сменными наконечниками. Обычно они имеют одинаковые размеры (служат подменой в случае выхода из строя первого элемента).
Съемники подшипников
При сборке подшипниковых узлов подшипники устанавливаются достаточно плотно как по внутреннему, так и по наружному кольцу. Поэтому демонтаж подшипников требует определённых усилий и аккуратности. На небольших предприятиях и в быту часто пользуются самодельными выколотками из мягкого металла (медь, бронза) и оправками, но правильно пользоваться безударными профессиональными съемниками подшипников. Например, инструментами компании SKF.
Механические стандартные.
Это самые простые и надежные съемники с двумя или тремя захватами. Предназначены для демонтажа подшипников с упором захватов на внешнее кольцо. Для удобства имеют самоцентрирующийся конический наконечник, а захваты подпружинены. В каталоге SKF это серии ТММP и TMMA.
Реверсивные.
Это универсальные съемники с захватом подшипника как снаружи, так и изнутри, при этом лапки захватов просто переворачивают на 180 градусов. Длину тяг можно регулировать с помощью удлинителей. В каталоге SKF это серия TMMR.
Обратные.
Это съемники с разборными заплечиками захватов (разборный хомут), что позволяет производить демонтаж подшипников в условиях ограниченного пространства. Длину тяг можно регулировать с помощью удлинителей. В каталоге SKF это серия TMBS.
Внутренние съемники подшипников
. Предназначены для демонтажа из глухих корпусов подшипников с зацеплением за внутреннюю обойму. Особенность — подпружиненные распорные цанговые лапки из высокопрочной стали и демонтаж подшипника с помощью скользящего молотка. Серия SKF TMIC (для подшипников с диаметром до 28 мм) и Серия SKF TMIР (для подшипников с диаметром до 60 мм, лёгкое подпружиненное позиционирование).
Съемники игольчатых подшипников.
Принцип действия, как у съемника внутренних подшипников. Отличие: более тонкие и короткие лапки цанговых захватов. Демонтаж с упором или с помощью скользящего молотка.
Съемники для глухих отверстий.
Предназначены для демонтажа из глухих корпусов радиальных подшипников открытого типа, когда нет доступа ни к внешней, ни к внутренней обойме. Губки захватов заводятся между обоймами с распором на внешнюю обойму. Губки изготовлены из высокопрочной стали и шарнирно подпружинены для легкого и надёжного позиционирования. Съёмники серии SKF ТМВР и SKF TMMD.
Гидравлические.
Это могут любые съемники, но уже оснащенные гидроцилиндром и насосом. Позволяют произвести демонтаж за несколько лёгких движений рычага. Также выпускаются отдельные гидрокомплекты для оснащения разных видов съемников. Рекомендуются при усилии демонтажа свыше 70 кН. В ассортименте инструментов SKF гидрокомплекты с усилием до 500 кН.
Выбор съемников подшипников
- Сначала выбирается серия съемников по условиям демонтажа. Если доступ к внешней обойме свободный, то выбирают самый обычный механический. При частом демонтаже подшипников из узлов разной номенклатуры (многономенклатурное мелкосерийное производство) выбирают более универсальные реверсивные съемники. При затруднительном доступе к подшипникам выбирают внутренний, съемник для глухих отверстий или съемник игольчатых подшипников.
- В нужной серии выбирается модель съемников с подходящими размерами захватов (по диаметру подшипника).
- Если усилие демонтажа предполагается значительным (особо плотная посадка подшипника, необходимость повторного его использования), выбирается гидравлический съемник.
- При большом расстоянии от конца вала до подшипника подбирают удлинители захватов.
Компания Техноберинг — это крупнейший магазин подшипников и инструментов к ним, официальный сайт дистрибьютера ведущего производителя SKF. Вся продукция сертифицирована, соответствует ГОСТ РФ и стандартам ISO.
На странице https://mount.skf.com/?lang=ru вы можете получить бесплатный доступ к информации по монтажу и демонтажу подшипников и корпусов подшипников SKF. Здесь представлены пошаговые инструкции по монтажу и демонтажу.
Если вам нужны качественные съемники подшипников для быстрого, аккуратного демонтажа, приобретайте их в компании с долголетней репутацией, широкой линейкой сертифицированной продукции и легкодоступным оперативным складом.
Опытные, толковые специалисты Техноберинга подскажут, быстро подберут и порекомендуют наиболее оптимальный вариант съемника из нескольких возможных.
Магазин Техноберинг — надёжный поставщик качественных инструментов и приспособлений для подшипниковых узлов!
С поворотными захватами
Они имеют разную конструкцию. Захваты стопорятся при помощи болтов. Для каких автомобилей используется такой съемник подшипников? ВАЗ, МАЗ, ГАЗ, «Мерседес» — это неполный список авто, на которых может применяться данный инструмент.
Съемник имеет упоры с двухсторонним захватом. Бывают инструменты и с трехсторонним. На теле устройства есть 4 крепежные точки. На них устанавливаются лапы съемника подшипников. Ширина захвата устройства – от 5 до 7 сантиметров. Используется для извлечения подшипников небольших размеров, в том числе для демонтажа наконечника аккумуляторных проводов. Может оборудоваться ударным механизмом.
Конструкция
Основной механизм такого типа оборудования зиждется на приспособлении из нескольких крюкообразных захватывающих лап и дополнительного резьбового стержня, устанавливающегося между ними. Что касается лап, то здесь их обычно бывает две или три единицы.
Основной сферой применения универсального съемника подшипников ступицы числится захват элемента конструктивного образца. Причем им может оказаться не только транспортное средство. По итогу с таким устройством каждый желающий сможет самостоятельно произвести крепежную, либо демонтажную процедуру.
Сам процесс монтажных работ достаточно прост. Он подразумевает под собой возможность приложить стягивающее усилие, которое позволит поставить на место/извлечь необходимый элемент. Если инструмент подбирался с учетом всех нюансов, то это позволяет значительно снизить уровень травмоопасности.
С сепаратором
Эти инструменты отличаются высокой надежностью. В основе элемента лежит сепаратор. Он устанавливается под снимаемый подшипник. Обе половинки сепаратора сводятся болтами для более надежного захвата. После этого к инструменту подсоединят тянущую часть.
Ее боковые гайки регулируются в соответствии с положением сепаратора. Силовой болт заводится на ось снимаемой детали. Инструмент может использоваться в сочетании со скользящим съемником. Однако, при работе с двумя механизмами, требуется следить за сохранностью резьбы болтов.
Область применения инструмента
Сейчас гидравлический съемник используется при демонтаже следующих деталей:
- Подшипников;
- Гребных винтов;
- Шкворней;
- Шкивов;
- Втулок;
- Муфт;
- Зубчатых колес;
- Дисков большегрузных автомобилей и железнодорожных колес;
- Коленвалов;
- Тормозных дисков.
Съемники нашли широкое применение в автосервисах и автомобильных хозяйствах. Также стоит отметить, что для демонтажа шкворней съемники широко применяются на всевозможных ремонтных участках предприятий промышленности. Этот инструмент очень часто бывает незаменим, и могут возникнуть случаи, когда он даже изготавливается самостоятельно на предприятиях. Бывают моменты, когда фабричного съемника не оказалось под рукой, а демонтаж проводить необходимо.
Таким образом, можно с полной уверенностью говорить, что съемники могут пригодиться на предприятиях всех отраслей промышленности и желательно приобрести его заранее.
Универсальные
Съемники универсальные для подшипников используются чаще всего. Также ими извлекают шестерни, шкивы и прочие механизмы. В основе конструкции лежит силовой болт из легированной стали. Вращая его, мастер создает усилие демонтажа, что прилагается к опорной точке. Через центральное тело инструмента, это усилие передается на зажимы. Таким образом, деталь извлекается наружу или запрессовывается на место. Универсальные съемники используются как для внутренних, так и наружных подшипников.
Виды универсальных съемников
Различается два вида универсальных съемников – механические и гидравлические. Первые более просты в эксплуатации, дешевы и эффективны. Они создают нагрузку на запчасть примерно равной силе человека. Состоит такой инструмент из центрального стержня, на котором находится универсальная резьба, и 2 или 3 лапок. Механический инструмент используется для подшипников и похожих деталей.
Гидравлические устройства способны выдержать нагрузку до нескольких десятков тонн. Они имеют гидравлический цилиндр и выполняют более серьезные работы, чем механические инструменты. Часто используются в случаях, когда запчасть находится глубоко, и необходимо избежать повреждений сторонних деталей.
Цена
Стоимость может варьироваться от типа, а также набора инструментов, который входит в комплект.
Самыми дешевыми являются двух- и трехзахватные скользящие съемники механического типа. Их цена составляет от 500 до 1 тысячи рублей. Гидравлические устройства – наиболее дорогие. Они предлагаются на рынке по цене от 25 тысяч рублей. Стоимость универсальных механических решений составляет в районе 10 тысяч рублей. В комплект входит набор оправок.
Параметры
Чтобы правильно выбрать съемник подшипников, необходимо знать, каким параметрам он должен отвечать. При покупке, следует обращать внимание на следующие моменты:
- Максимально допустимая нагрузка. Данный параметр определяется прочностью центрального тела съемника и силового болта. У механических инструментов данный параметр составляет от 1 до 4 тонн. Гидравлические съемники обладают усилием порядка 20 тонн (но и цена у них соответствующая). Однако, для демонтажа таких элементов, как подшипник ступицы, достаточно механических инструментов.
- Рабочий ход. Он зависит от вылета силового болта и длины захватов.
- Размеры лап съемника (в частности, ширина и высота упора).
- Минимальный и максимальный раствор захватов.
Виды и назначение съемников для подшипников
Прежде всего стоит отметить, что съемники в свою очередь, могут быть двух типов – гидравлические и механические. Механические съемники имеют более простую конструкцию и устройство, однако работать с ними гораздо сложнее. А вот гидравлические съемники достаточно популярны на сегодняшний день, их можно приобрести в любом магазине, где продают подобное оборудование, а использование данного инструмента происходит очень легко и просто. Назначение, что у первого, что у второго съемника совершенно одинаково – они предназначены для демонтажа в первую очередь подшипников, а также шкивов или зубчатых колес, деталей, которые установлены с большой степенью натяга.
Примитивный съемник своими руками
Данный инструмент можно изготовить и самостоятельно. В качестве основного элемента используется стальная труба. Ее диаметр должен быть чуть больше, чем у обоймы. Итак, при помощи болгарки отрезаем кусок трубы нужной длины. Она зависит от величины винта. Далее при помощи сварки соединяем С-образную шайбу к вырезанной части трубы. С другой стороны приваривается гайка с внутренней резьбой. Она должна соответствовать параметрам вашего винта. Данный тип съемника является наиболее простым в изготовлении. Однако, он подойдет только для конкретного диаметра подшипников.
Типы съемников по видам захвата
Выпускается 4 основных типа для разных видов захвата и демонтажа:
- Наружный съемник Предназначен для наружного демонтажа, когда внутреннее кольцо подшипника установлено на валу, а наружное кольцо можно захватить снаружи.
- Внутренний съемник Предназначен для внутреннего демонтажа, когда наружное кольцо подшипника установлено в корпусе, а отверстие внутреннего кольца можно захватить изнутри.
- Сепараторный съемник Предназначен для демонтажа с захватом подшипника сзади с помощью стяжного сепаратора, когда задней частью он прилегает к поверхности и наружный тип не пригоден.
- Съемник с захватом между кольцами Предназначен для демонтажа подшипников, которые установлены одновременно на валу и в корпусе, и все остальные типы непригодны.
Делаем универсальный инструмент
Такой съемник будет подходить под разный диаметр элементов. Итак, нам требуется изготовить лапки из 10-миллиметрового листа стали. Лучше воспользоваться заранее подготовленными шаблонами. Их можно сделать на картоне или бумаге, затем разметить на металлическом листе и вырезать болгаркой.
Затем нужно подобрать болт. Его мы затачиваем под конус. К гайке приваривает шесть ушек с отверстиями. В последние будут крепиться наши лапки. Ушки вырезают из металла толщиной 5 миллиметров. Ушки привариваются к гайке в собранном виде. Далее откручиваются болты и соединения лапок провариваются окончательно. На это этапе сборка устройства завершена. Можно приступать к полноценному использованию инструмента.