Зачем вообще делать столярную мастерскую? Однозначного ответа у меня нет. Если вам просто хочется делать что-то руками из дерева, то есть мастерские, в которые можно прийти, заплатить деньги за аренду станков и рабочего места, и сделать всё там. Необязательно иметь свое помещение и собственное оснащение. Если же вы хотите заниматься деревообработкой как бизнесом, то конкуренция здесь высокая, найти свою нишу сложно. Поэтому я начну с объяснения моих собственных мотивов. Началось всё в 2015 году, когда я понял, что мой старый сарай на даче скоро развалится и нужно построить новый. Я посчитал нужную площадь, количество материалов, ориентировочные расходы и время на постройку. Залил фундамент, на следующий год купил древесину и вместе с другом начали строить. Изначально я не намеревался делать мастерскую. Я лишь строил новый сарай взамен старого, чтобы хранить инструменты и оснастку.
Естественно, в процессе строительства всё пошло не так. Друг сказал: «у нас такие классные шестиметровые брусья, зачем мы будем их резать?» И предложил построить сарай двухэтажным. Если вы когда-нибудь строили каркасное строение, то видите, что мы совершили кучу ошибок. Сейчас я постепенно укрепляю и переделываю сарай. Следующим подвохом стало желание сделать подвал: «пока не зашили, давай выкопаем и зальем бетон?». В общем, на подвал я потратил в сумме два календарных года. Из-за него я не мог закрыть пол на первом этаже, хотя у меня уже стоял обшитый, полностью готовый сарай. Вот только на втором этаже был пол, а на первом — яма. Её пару раз затапливало, в общем, было очень весело. Поэтому мой совет: не делайте подвалы, если они вам не нужны. В моём подвале сейчас стоят два ящика с яблоками, я его, по сути, не использую.
Площадь сарая получилась около 80 м2. Я начал задумываться, зачем мне такое большое помещение? Хочется организовать какую-то мастерскую, но какую? Начал думать. Тут я вспомнил, что мне от деда достался отличный универсальный деревообрабатывающий станок. Мы его достали, собрали и подумали, что теперь начнём делать мебель, берегись, Ikea! Сейчас докупим ещё станки, будем приезжать и в своё удовольствие что-нибудь делать.
Мы хотели делать мебель, и это стало первым неочевидным для меня препятствием. Деревообработка — достаточно сложное занятие. Здесь нужно много специфических знаний, которые по наитию можно обретать очень долго. Поэтому советую почитать профильную литературу или где-то поучиться. А тогда я этого совершенно не понимал: «у меня есть станок, есть немного денег, куплю другие станки и всё сделаю». Естественно, так не вышло.
Я начал разбираться, какие манипуляции с деревом мне нужно производить и что для этого нужно покупать.
Пиление
В первую очередь, заготовки нужно торцевать
— делать ровные отпилы,
перпендикулярные
заготовке. Не важно, какую мебель вы делаете, табуреты или корпусные гарнитуры. Важно иметь возможность распиливать точно, в идеале — ещё и под определёнными углами.
Если вы серьёзный энтузиаст, то можете это делать вручную с помощью стусла. Но всё же торцовочная пила — это must have в столярной мастерской. Без нее придётся туго.
Желательно, чтобы пила была с протяжкой, то есть позволяла распиливать достаточно широкие заготовки. Инструмент хороший и не особенно дорогой. Главное, как и в любом другом инструменте, чтобы не было люфтов и можно было выставить нужные вам углы.
Ещё дерево нужно распускать или кромить
, то есть распиливать
вдоль
. Для этого нужна циркулярная пила, желательно, установленная в раскроечный стол. Можно распускать и ручной циркуляркой с параллельным упором или по направляющей шине, но гораздо удобнее и производительнее делать это на столе.
Со строганием
дерева всё обстоит сложнее, потому что ручным рубанком отстрогать достаточно широкую заготовку непросто. Для этого нужно долго нарабатывать навык, снимать древесину в разных направлениях, учитывая расположение волокон, постоянно контролируя равномерность снятия по всей ширине и длине заготовки. Упростить себе жизнь — но не улучшить качество обработки! — можно с помощью фуговального и рейсмусового станков.
Важно: рейсмусовый станок не заменяет фуговальный, а дополняет!
Фуганок позволяет сначала получить
одну ровную плоскость
у заготовки, а рейсмус
на основе этой плоскости
выравнивает противоположную сторону. Новичкам эта связка из двух станков позволяет легко получать ровные заготовки относительно большой длины и ширины, равномерные по толщине. Это очень важно при изготовлении мебели. Но покупать два станка весьма дорого и для любителя зачастую избыточно. Поэтому в сети есть куча руководств, как из обычного ручного рубанка и двух брусочков сделать рейсмус или фуганок.
Планирование: схемы Мастерской и вариантов размещения оборудования в ней
И наконец доходит дело и до отдельно стоящей своей Мастерской. Зачастую ее делают (строят) своими руками от фундамента и до полного оснащения.
Стильная Мастерская в Харькове, подробнее о ней в обзоре Идея бизнеса: Столярная творческая мастерская без компромиссов
Но чтобы сделать полноценную Мастерскую, заложив с самого проекта в ней и удобство и целесообразность, необходимо понимать как правильно все скомпоновать и разместить
Поискав, какие все же требования предъявляются к данным помещениям, мы нашли следующую информацию: «… Площадь помещения мастерской зависит от количества работников, состава и сложности выполняемых работ. При мастерской устраивается: технологическое помещение; инструментальная; заготовительная. Высота потолков — минимальная 3.3 м., входные и проходные проемы в ширину не менее 90 см., высотой не менее 2 м. Технологические требования наполняемости столярной мастерской должны соответствовать (ГОСТ). Все работники должны быть обеспечены персональными местами не менее 4,5 кв.м и индивидуальным рабочим инструментом.
Обратите внимание на эти рекомендации! При проектировании Мастерской немаловажную роль играет изначально правильное планирование внутреннего пространства Мастерской. Эскиз Мастерской следует делать «изнутри» — от наполнения. Естественно не забывая ограничений участка, на котором она будет располагаться. Популярное фото
Эта фотография также говорит о том, что интерес определяется в нашем ремесле глубиной мысли, простотой идеи, а главное практичностью и простотой реализации. Так сделать у себя повторить и реализовать если не каждый, то большинство — точно. Схема размещения в гараже:
Если Вы делаете план — эскиз домашней мастерской столяра с разными вариантами размещения сами, то лучше рисовать его на размеченной заранее бумаге. Шаг в 0,5 метра вполне удобен. Но конечно же для удобства Вы можете сделать и более частую клетку.
Вы можете конечно озадачить и профессионального чертежника:
Грамотное зонирование пространства позволит сэкономить ресурсы в работе.
Вот как может выглядеть размещение в гараже:
При проектировании Вам необходимо заранее продумать схему вентиляции и схему размещения системы пылеудаления в Мастерской. Это особенно актуально при работе с вредной пылью (древесная пыль относится к ней — полезная ссылка Подбираем промышленный / строительный пылесос под электроинструмент).
Если площади позволяют, то лучше учесть сразу возможность удобного перемещения и свободу действий. Особенно если в мастерской будут работать несколько человек. В этом случае у каждого должно быить свое рабочее место.
Целесообразно рассматривать варианты расположения оборудования с учетом маршрута движения как материала, так и работника(-ков) в ходе выполнения операций. Это сэкономит время в процессе выполнения работ по изготовлению изделий и не позволит Вам «потерять голову», кружа между станками и столами. Популярное фото
Как разместить все «по уму» в Матерской или гараже-мастерской? Тем более что и места как всегда не хватает, и оборудования — по минимуму. На этом эскизе размещение станков, рабочих мест и мест хранения обосновывается еще и производственным циклом изготовления. И это правильный подход: идти не от вынужденных ограничений, а от первоначальной идеи — то есть построения схемы производственного процесса изготоления изделия. Что сразу позволяет избежать в дальнейшем множества производственных потерь.
Точение
Описанные три операции — торцевание, фугование и рейсмусование — позволят вам сделать только какие-то очень простые изделия. По-хорошему, ещё нужно освоить токарное дело, то есть вытачивать заготовки, представляющие собой фигуры вращения. Например, круглые ножки для табуретки или стола, вазы, чаши, какие-то другие изделия. И без токарного станка в таком случае не обойтись. Конечно, можно обратиться к опыту поколений и из говна и палок сделать адаптер, с помощью которого на циркулярной пиле вытачивать цилиндрические заготовки, но это путь тупиковый.
Если вы захотите делать что-то сложнее цилиндра, то придётся купить токарный станок. К счастью, это один из самых простых станков, он представляет собой чугунную раму, двигатель, цангу и упор для стамески (подручник). На вторичном рынке можно найти много интересных моделей, есть и достаточно новых современных моделей.
Чтобы у вас получилась достаточно качественная мебель, если вы хотите делать её для себя или продавать, то придётся оснастить мастерскую многим другим оборудованием.
Дачный душ своими руками
Прежде чем его установить, нужно сделать душевую кабину. Если есть возможность, вы можете смастерить ее из дерева, установив это небольшое строение на основании. Поставьте деревянную дверь или ограничитесь вот такой занавеской для душа.
Есть и более простые варианты. Если у вас имеется клеенчатая ткань, тогда используйте ее.
После окончания рекламных акций остаются баннеры. Можно обратиться в рекламное агентство и купить такой почти за бесценок.
Еще один вариант — это приобрести ткань с пропиткой или использовать старый тент либо палатку.
Если вы делали забор из профнастила и у вас остались материалы, тогда попробуйте сделать душ для дачи из них. Металлические трубы нужно вкопать по разметке, залить их бетоном. Когда тот высохнет, к стойкам приваривают обрезанные листы профнастила. Один из них станет крышей.
Если у вас мало деревянных досок, тогда воплотите вариант, изображенный на следующей фотографии справа. А слева показан душ, который сделан по типу плетня. Так что материалы для него обойдутся почти бесплатно.
Когда душ готов, можно устанавливать на него ёмкость для воды. Чтобы она лучше прогревалась, можно сделать своеобразный змеевик из металла или из шланга. Тогда вода станет прогреваться активнее.
Эти и другие самоделки для дачи позволяют по максимуму использовать имеющиеся ёмкости.
Чтобы иметь возможность получать тёплую воду даже тогда, когда она не нагревается солнцем, используйте электроподогрев. Для этого можно пластиковую бочку расположить вертикально или горизонтально. Тогда нужно будет вмонтировать с одной стороны тен, а с другой ? штуцер залива воды. Сделайте отверстие перелива, чтобы лишняя жидкость вытекала, и вы видели, что емкость уже полна.
Теперь останется установить бак. Обычно для этого используют крышу душа. Вы можете поставить сюда плоский бак, сделанный из железа или из пластика. Также можно сделать канистру для души из металлической или железной бочки. Если нужно подогревать воду, тогда в бочку монтируют нагревательный элемент.
Ознакомьтесь и с другими примерами того, что можно сделать на приусадебном участке своими руками.
Сушка
Дерево нужно сушить
, причём сушить
по определённой методике
. Обычно дерево продают «естественной влажности», то есть оно содержит около 25 — 40 % влаги. Если вы из такой древесины что-то изготовите, то по мере высыхания изделие будет коробить и трескаться. Вне зависимости от того, сколько слоёв лака вы на него нанесёте. Вообще говоря, дерево — материал живой и подверженный сезонным изменениям влажности воздуха, из-за чего его линейные размеры в течение года колеблются: в длину (по волокнам) колебания крайне незначительны, а в ширину древесная заготовка может разбухать и усыхать на десятки миллиметров, в зависимости от общего размера изделия.
Поэтому главное правило — древесина должна быть сначала высушена до 8 — 12 % влажности, только после этого её можно использовать.
Как сушить дерево в квартире? Как можно дальше от батарей аккуратно сложите доски, переложите слои брусками одинаковой ширины и сверху чем-нибудь прижмите. Желательно промазать торцы краской, поскольку здесь интенсивнее всего испаряется влага и могут пойти трещины вдоль досок. Замечательно, если вы сможете покупать уже высушенную древесину камерной сушки, это поможет избежать многочисленного брака, если станете сушить сами.
Как правильно выбрать место под мастерскую
Место на участке для мастерской желательно подобрать на открытом пространстве, чтобы на нее не падала тень от деревьев либо других построек. За счет этого зимой возможна небольшая экономия на отоплении или просто будет потеплее работать, так как в погожие дни солнце поможет с обогревом. А круглый год в светлое время суток не понадобится включать осветительные приборы или можно будет использовать их минимально, так как будет достаточно хорошее естественное освещение, которое, кстати, лучше для глаз. Кроме того, это позволит сэкономить на электроэнергии.
Мастерскую по возможности следует строить подальше от дома и построек с домашними животными, так как даже если в ней не предполагается размещать слишком шумное оборудование, все равно практически любая работа будет сопровождаться далеко не самыми приятными для любого слуха звуками. Правда, чем дальше от дома, тем, как правило, протяженнее получаются подводимые коммуникации (электричество, отопление и водопровод), а это дополнительные затраты.
Место под строительство мастерской
Также рекомендуется, чтобы мастерская не была в низине. Там, как правило, скапливается дождевая и от растаявшего снега вода. Если даже мастерскую не будет подтапливать, то и избыточная влажность станет серьезным испытанием для самой постройки, инструментов станков и подведенных коммуникаций. Все это будет быстрее приходить в негодность. Не исключены даже аварийные ситуации, например, короткие замыкания проводки или в оборудовании. Можно, конечно, предпринять защитные меры против подтоплений и влажности. Сооружая своими руками мастерскую, сделать фундамент более высоким и с гидроизоляцией, предусмотреть по возможности водоотвод от него, позаботиться об усилении влагоизоляции всего сооружения и тому подобное. Однако все это потребует дополнительных финансовых затрат, а также усилий и времени на обустройство.
Желательно, чтобы на выбранном месте был удобный доступ к мастерской в любое время года. Чтобы зимой ее сильно не заметало, иначе придется приложить немало усилий на периодическую расчистку дорожки и подступа к входным дверям, а весной – значительно больший объем снега откидать от стен для предотвращения их подтопления. И, наконец, если на участке имеются места, которые совсем не подходят либо малопригодны для выращивания любых растений, то рекомендуется под мастерскую выбрать одно из них.
Изгиб
Наверное, почти все из вас видели такие красивые столы и стулья с гнутыми ножками. Выглядит очень эффектно. Если такие ножки вырезать-выпиливать, то они получатся гораздо менее прочными, потому что будет нарушена продольная целостность волокон. Лучше всего добиваться такой формы с помощью изгибания древесины. А чтобы заготовки не ломались, нужно сначала повысить их пластичность. На производствах используется химическая пластификация дерева, а любителям обычно доступен только один способ: сначала увлажнить древесину, а затем нагреть, после чего можно постепенно изгибать заготовку.
Общая конструкция и устройство самодельного агрегата
При проектировании самодельного станка для токарных работ можно рассмотреть два варианта конструкций: с электроприводом и без электродвигателя. Несмотря на древность метода обработки древесины с помощью мускулатуры человека, этот вариант имеет право на существование в условиях, когда необходимо обработать древесину, но возможности использовать электричество нет.
Основными конструктивными элементами токарного станка перечислены ниже.
Станина
Станина представляет собой раму всего механизма. Именно от надежности станины зависит безопасность мастера и качество будущего изделия.
Привод: ротор двигателя или педаль для ножного привода.
Передняя бабка
Передняя бабка — патрон для зажима изделия и последующего его вращения. На нее через шестеренчатую передачу передается, шкивы или ремень передается вращение от двигателя. На конце бабки установлен шпиндель с планшайбой для фиксации изделия.
Задняя бабка
Задняя бабка нужна для дополнительной фиксации заготовки, что поможет повысить точность соблюдения оси вращения и избежать лишних вибраций. Она представляет собой свободно вращающееся острее, которое можно передвигать вдоль оси вращения изделия, для регулировки расстояния между бабками.
Подручник
Подручник необходим для опоры стамески во время обработки древесины. Без подставки под ручной инструмент невозможно соблюдать высокую точность попадания острия лезвия в эскизные линии и крайне сложно регулировать силу нажатия резца.
Фанерование
Раньше этим термином называли процедуру обклеивания столярных изделий фанерой — тонкими листами древесины других, более ценных сортов. Сейчас мы понимаем под «фанерой» многослойные клееные щиты, а тонкие древесные листы называем «шпоном». Соответственно, вместо «фанерования» сегодня многие говорят «шпонирование». С помощью шпона можно придать красивый, даже изысканный вид изделиям из «простых» сортов древесины, произрастающих в наших широтах. Например, шпоном дуба можно обклеивать мебель из берёзы. К слову, сегодня очень многие образцы мебели, в том числе «элитной» зарубежной, на самом деле обклеены шпоном более ценных пород и продаются как изготовленные из массива, по гораздо более высоким ценам.
Новичкам я не рекомендую сразу заниматься наклейкой шпона, поскольку задача эта нетривиальная, требующая навыка, терпения, а в случае с большими деталями — ещё и серьёзного оснащения в виде мощных прессов или ваккуумных мешков для равномерной приклейки шпона.
Склейка и защитно-декоративное покрытие
Это основные операции после изготовления и сборки самих деталей. А для их выполнения нужны определённые условия. Сарай — не дом, он не отапливается. Когда я начал заниматься столяркой, то понял, что ни поклеить, ни покрасить не смогу, потому что на улице уже зима и в мастерской слишком холодно, при такой температуре нельзя даже материалы хранить. При этом в холодной мастерской и работать некомфортно.
Это, конечно, меня очень огорчило, потому что утеплять сарай было бы достаточно дорого. А вам я рекомендую либо сразу озаботиться утеплением, либо в холодное время года заниматься склейкой и покраской в других помещениях, тёплых.
Соединения
В столярном деле существует множество видов соединения деталей друг с другом, различающихся практичностью, прочностью, эстетикой и долговечностью. Подробно рассказывать обо всех видах я не буду, это тема для целой книги. Чаще всего детали механически соединяют друг с другом с помощью пазо-шиповых или шкантовых соединений, которые промазываются клеем.
Про чисто механические соединения все знают: детали крепятся друг к другу с помощью винтов, саморезов, эксцентриковых соединений, иных металлических приспособлений.