Бензорез – что это такое, устройство, для чего нужен, основные виды, характеристики техники

Современный рынок предлагает разнообразие инструментов, выполняющих разные функции. С некоторыми видами знакомы многие, но есть и совсем непонятные приборы. К ним относится бензорез, который часто используется профессионалами во время стройки и ремонта.

Что такое бензорез?

Инструмент представляет собой автономную и при этом компактную циркулярную пилу, снабженную специальным вращающимся диском с режущей кромкой. Бензорез – это устройство, которое в отличие от ближнего родственника способно разрезать твердые породы и материалы. Благодаря высокой скорости вращения диска инструмент за небольшой промежуток времени может разрезать разные изделия внушительной толщины. Основное преимущество – возможность применения там, где нет электричества. Сегодня на рынке представлены бытовые, полупрофессиональные и профессиональные модели.

Устройство бензореза

Приобретая подобный инструмент, важно понимать, что это самое массивное оборудование, поэтому для его использования понадобятся специальные транспортировочные тележки. Независимо от модели основными элементами устройства являются:

  • корпус;
  • двигатель;
  • цепной привод;
  • диск с напылением;
  • рукоятка;
  • защитный кожух.

Стоимость изделия напрямую связана с качеством и размерами диска. Бензорез по металлу разделяется на группы для мокрой и сухой резки. В первом варианте устройство дополнительно оснащается кожухом с жидкостью, подающейся по специальным трубкам на обрабатываемый материал и диск. Стоимость этого оборудования намного выше тех, в которых оно отсутствует.

Принцип работы бензореза

Мотор работает на смеси бензина и масла. После включения диск начинает совершать вращательные движения, благодаря чему производиться разрезание нужной поверхности. Чтобы понять, как работать бензорезом, стоит знать особенности этих манипуляций:

  • глубина резания ограничивается диаметром диска;
  • во время резки рекомендуется использовать небольшой сектор;
  • бензорез нужно держать под прямым углом к поверхности, с которой работают;
  • для разрезания разных материалов используют специальные круги;
  • алмазные диски – расходный материал, который быстро портится.

Устройство

Режущая гарнитура

  • Алмазные сегментные диски, которые можно подобрать под любой твердый материал (бетон, железобетон, кирпич, асфальт и т.д.). Существуют спасательные диски, которые режут любые материалы, в т.ч. сталь, резину и т.д.
  • Алмазные кольца являются разновидностью алмазного диска. За счёт того, что привод осуществляется не через вал в центре диска, а через толкатель с кромки, то глубина реза увеличивается более чем в 2 раза при одинаковом диаметре диска и кольца.
  • Сдвоенные алмазные диски Cut-n-Break предназначены для работ, при которых требуется выполнить глубокую резку при ограниченном бюджете, например, осуществлять рез глубиной до 400 мм. Такая глубина достигается за счёт специального устройства бензореза. Сдвоенные диски делают штробу, выделяя простенок, который в последствии удаляется с помощью прилагаемой фомки.
  • Абразивные диски применяются для резки металла. Глубина резания ограничена диаметром диска и как правило равна одной трети диаметра.
  • Алмазная цепь режет все твердые материалы, но в отличии от диска позволяет это делать на большую глубину.

Глубина реза и размер гарнитуры имеют межотраслевой стандарт: 300-500 мм для алмазных и абразивных дисков с глубиной резки в диапазоне 90 – 400 мм; 300-630 мм для цепи.

Привод

Сердцем бензореза является двигатель с высоким крутящим моментом, чья энергия передаётся на вал через приводной ремень. Такая система делает инструмент многофункциональным, универсальным и безопасным. Мощность всех двигателей отличается не сильно и четка подобрана под конкретный диаметр диска.

  • Двухтактный двигатель, работающий на топливной смеси из бензина и масла. Такой выбор обусловлен тем, что данный тип двигателей может работать в любом пространственном положении; обладает малым весом и габаритами; имеет достаточную мощность. Есть специальные двигатели, в которых масло и бензин заливаются отдельно, а смесь «готовит» сам двигатель.
  • Электрический двигатель, работающий от сети 220 или 380 Вольт. Его применение обусловлено, тем, что часть работ выполняются в закрытом помещении, где наличие выхлопных газов не допустимо.
  • Аккумуляторный привод доступен пока для моделей с дисками диаметром 230 мм, но он не заменим при работе в коллекторах вдали от электрической сети.
  • Пневматический двигатель, работает от компрессора и по сравнению с двумя предыдущими типами имеет значительно больший ресурс службы в силу конструктивных особенностей.

Двигатель покоится на раме через амортизирующие прокладки, для гашения вибрации. Для этой же цели рукоятки управления имеют мягкие накладки.

Тип резки

  • Мокрая. Защитный кожух имеет систему смачивания диска водой, которая подаётся от внешнего источника через коннектор. Диск охлаждается потоком воды, что исключает быстрый перегрев оборудования. Благодаря наличию жидкости решается и проблема пыли. Поэтому такой тип резки безопаснее для здоровья, продлевает срок службы алмазных дисков.
  • Сухая. Диск охлаждается лишь воздушным потоком и быстро нагревается. Если абразивный диск такую нагрузку воспринимает спокойно, то при работе алмазным инструментом непрерывно лучше работать не более минуты, после чего диску требуется дать около 15-30 секунд на остывание.

Системы, улучшающие и облегчающие работу с бензорезом

  • Система облегчённого запуска двигателя, например, ElastoStart у компании Stihl, позволяющую завезти двигатель с пол оборота.
  • Технология X-Torq у компании Husqvarna оснащает двигатель двумя впускными каналами и каждый теперь по отдельности впускает топливную смесь и воздух, что увеличивает мощность, уменьшает на 25% расход топлива и на 75% выброс вредных веществ.
  • Система двойной или тройной фильтрации воздуха через особые воздушные фильтры защищает двигатель от пыли, особенно при сухой резке.
  • Возможность установки на тележечный комплект и создания швонарезчика.
  • Защитные кожухи алмазного диска, предотвращающие повышенное пылеобразование и защищающие оператора.
  • Специальная насадка для крепления к рельсу и его последующему отрезанию позволяет выделить ещё одну разновидность инструмента – рельсорез.

Что лучше газорез или бензорез?

Можно сравнивать инструменты для работы с металлом. Понять какой вариант лучше, можно, познакомившись с основными параметрами работы данных устройств. Рассмотрим самые важные:

  1. Бензорез разрезает материал благодаря вращению диска. Газорезка приводит к сгоранию металла в струе чистого кислорода.
  2. Некоторые виды изделий невозможно разделить с помощью газорезки, у бензореза проблемой может стать только толщина.
  3. По весу выигрывает устройство, работающее на газу, ведь оператору приходится держать только саму горелку, которая благодаря размерам весит немного. Баллон находится на полу.
  4. По безопасности лучше иметь дело с бензорезом. При соблюдении правил эксплуатации никаких проблем не должно возникнуть. Работа с газом требует некоторых особенностей относительно размещения баллона и условий работы. Помимо этого взаимодействие с газом осуществляется при наличии маски сварщика.

Бензорез – знакомимся с инструментом

Внешне данный инструмент, который часто именуют еще стенорезной машиной или керосинорезом, похож на циркулярную пилу, потому что основной рабочей частью его является диск с остро заточенной кромкой. Причем диск для бензореза имеет довольно большой диаметр, что позволяет добраться довольно глубоко в обрабатываемую поверхность (пропил может достигать 40 см). Основное отличие от циркулярки заключается в твердости материала, который мы сможем резать с помощью данного приспособления.

Обычная пила рассчитана, как правило, на дерево и его производные, то есть древесно-стружечные плиты, фанеру и прочие мягкие поверхности. Наш инструмент выдержит гораздо большие испытания и прекрасно справляется с металлом, бетоном, природным камнем, асфальтом и подобными «крепышами». Без проблем можно отрезать трубы, стальные балки, кирпич, композитные материалы, вырезать проем в стене. Штробление вовсе не обходится без такого полезного устройства.

Толщина изделий, которую можно получить, зависит от того, насколько хрупок и тверд материал, не все можно нарезать тонко. Это, пожалуй, надо учитывать в планировании работ.

Работа с бензорезом может проводиться в любом месте, даже там, где нет доступа к источнику электропитания, ведь из названия понятно, что кормится данный инструмент от топлива, столь привычного для наших автомобилей. Сам он довольно компактный, несмотря на силищу, которую он в себе несет. Цена находится на довольно высоком уровне, поэтому данное оборудование чаще всего можно встретить на вооружении у профессиональных бригад строителей или крупных компаний по ремонту дорог и коммуникаций.

Виды бензорезов

В зависимости от свойства обрабатываемого материала инструменты бывают следующих категорий:

  1. По металлу
    . Мощность до 4,2 кВт.
  2. По бетону
    . Мощность более 4,2 кВт. Бензорез цепной по бетону имеет скорость вращения диска 4,7 тыс. оборотов/мин.
  3. Универсальные модели
    . Инструменты наделены самыми большими показателями, так как предназначены для работы с разными видами.

Помимо этого есть разделение по предназначению на:

  1. Рельсорезы
    – присутствует механизм, существенно расширяющий глубину реза. Используется монтажниками железнодорожного полотна.
  2. Штроборез
    – работает с двумя дисками с алмазным напылением. Применяют для создания канавок для электропроводки в разных поверхностях.
  3. Цепной бензорез
    – внешне инструмент напоминает бензиновую пилу, алмазная цепь разрешает распиливать как металл, так и камень.
  4. Хромированные бензорезы
    – используются для осуществления спасательных операций.

Устройство и принцип работы бензореза

Основным узлом бензорежущего инструмента является двигатель, преимущественно 2-тактный, который работает на топливной смеси из масла и бензина. Агрегат закрепляется на корпусе, оснащенном специальными рукоятками и элементами управления. Функциональная часть бензореза – привод, на который устанавливается отрезной диск диаметром 300-400 мм, защищенный кожухом. Передача вращательного момента от двигателя на привод осуществляется посредством ремня.

Главная особенность современных бензорезов – наличие многоступенчатой системы пылезащиты. Она предотвращает загрязнение карбюратора, цилиндро-поршневой группы и подшипников. Кроме того, при сухой резке используется водяное охлаждение диска. Оно эффективно нейтрализовывает основной поток пыли и предотвращает ряд негативных последствий перегрева, в частности, преждевременный износ режущего элемента и разрушение его структуры, а также снижает нагрузку на двигатель.

При работе бензорезом необходимо соблюдать прямой угол между режущим диском и обрабатываемой поверхностью. Это снижает нагрузку на привод, предотвращает соскальзывание с линии резки и повреждение режущей кромки. Максимальная глубина врезки диска у различных моделей лежит в диапазоне 10-30 см. При резке сухих материалов не следует работать бензорезом дольше 30-50 секунд – в течение 15-20 секунд после выполнения среза необходимо обеспечить свободное вращение диска.

Мощные модели весом более 15 кг снабжаются транспортировочными тележками с системой дистанционного управления либо специальными ножками, которые при выполнении резки позволяют устойчиво зафиксировать инструмент.

Характеристики бензорезов

Современный рынок предлагает широкий выбор разнообразных моделей. Согласно отзывам потребителей наибольшим спросом пользуются полупрофессиональные варианты, имеющие меньшую стоимость и выполняющие несколько задач. Автономная циркулярная пила этого вида имеет следующие характеристики:

  • конструкция инструмента;
  • мощность оборудования – в среднем 3-3,5 кВт;
  • высота пропила – примерно 125 мм;
  • диаметр диска – около 350 мм;
  • диаметр посадочного отверстия – в среднем 20 мм;
  • объем двигателя – в среднем 65-75 см³;
  • емкость бака – примерно 0,65-0,7 л;
  • уровень шума – примерно 95-100 дБ;
  • вес инструмента – где-то 9,5-12 кг;
  • дополнительные функции.

Диск для бензореза

Разделение проводят по нескольким критериям. В зависимости от материала, который требуется разрезать, диски бывают следующих видов:

  1. По металлу
    . Для работы с разными изделиями и заготовками.
  2. По дереву
    . Диск имеет острые зубья, расположенные по всей кромке.
  3. По камню
    . Присутствует алмазное напыление на кромке диска.
  4. По бетону
    . Наличие толстого алмазного покрытия.
  5. По железобетону
    . Используется там, где присутствует арматура.

Помимо этого разделение происходит по внешнему виду диска:

  1. Турбо-диск
    . Универсальный вариант для любого вида резки. Кромка в форме волны с наклонными канавками. Благодаря уменьшению толщин круга на бензорезе происходит естественное охлаждение диска.
  2. Сплошной
    . Цельный вариант с непрерывной алмазной кромкой. Осуществляют влажную резку.
  3. Сегментированный
    . Кромка имеет прорези, которые помогают охлаждать диск во время работы. Применяют для сухого реза.

Рейтинг бензорезов

Для правильного выбора рекомендуется предварительно познакомиться с моделями, которые пользуются большой популярностью. Лучший бензорез стоит выбирать из следующего списка:

  1. Stihl TS 420
    . Низкая вибрация и удобная форма рукояти разрешает работать в любом положении.
  2. Husqvarna K 760
    . Бензорез бензиновый быстро справляется с поставленными задачами в самых экстренных ситуациях.
  3. Makita DPC 6431
    . Усиленный алюминиевый кожух при низкой вибрации.
  4. Partner K 750
    . Корпус модели укороченный, что помогает контролировать процесс.
  5. Hilti DSH 900-X
    . Обладает мощным мотором, усиленным защитным кожухом.
  6. Hitachi CM75EAP
    . Самый дешевый инструмент. Подходит для резки металла.
  7. Echo CSG-680
    . Бензорез ручной с автоматической системой опережения зажигания.
  8. Wacker Neuson BTS 635 S
    . Простой аппарат с прочным корпусом и хорошей пыле- и влагозащитой.
  9. Oleo-Mac 983TTA-14
    . Подходит для полупрофессионального использования.
  10. Solo 881-14
    . Достоинство – его легкость и хорошая развесовка. Технически сложный аппарат.

Бензорез своими руками

Умельцы для экономии денег могут попробовать собрать инструмент самостоятельно из подручных средств. Бензорез для асфальта или другого материала изготавливается из таких предметов:

  • бензопила;
  • узел головки болгарки;
  • шины;
  • шкивы;
  • ремень.

Конструкция бензореза выглядит следующим образом:

  1. Ремень располагается по оси шины.
  2. Шкив закреплен на звездочке.
  3. В узле болгарки удалена шестерня. Она проточена и под ее размеры изготовлен шкив, который приваривают.
  4. Шины укорачивают и сваривают.
  5. Насадка съемная и при надобности бензопилу можно использовать по назначению.

Как пользоваться бензорезом?

Первое, что нужно знать при работе с инструментом специального назначения – соблюдение техники безопасности. Важно использовать следующие средства защиты:

  • очки и маска;
  • наушники;
  • каска;
  • одежда из плотной ткани;
  • закрытая обувь и перчатки.

Предварительно важно проверять инструмент на наличие возможных повреждений. Правильный порядок запуска бензореза выглядит следующим образом:

  • инструмент располагают на ровной поверхности;
  • рычаг переводят в рабочую зону;
  • открывают воздушную заслонку;
  • заводят двигатель резким движением за ручку стартера;
  • наполовину прикрываем воздушную заслонку для работы на холостых оборотах;
  • отпускают рычаг заслонки и нажимают на кнопку пуска.

Правила работы с бензорезом

Для проведения качественного и безопасного использования важно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. При проведении сухой резки нужно следить, чтобы диск не перегревался. Стоит каждые 2 мин. делать остановку.
  2. Полноценная и компактная циркулярная пила должна иметь защитный кожух.
  3. Важно помнить, что бензорез предназначен исключительно для прямой резки.
  4. Кромка пильного диска должна плавно касаться рабочего материала. Движения не должны быть резкими и с сильным нажатием.
  5. Работу начинают после того, как инструмент набрал нужные обороты.
  6. Надрезы делают не глубокими, чтобы не допустить защемления диска.
  7. Шлифовать изделия рабочим диском запрещено. Это приведет к образованию трещин и разрушению режущего края.
  8. Правильное положение бензореза – сверху над рабочей поверхностью.

Запуск бензореза и устранение возможных проблем

Чтобы завести бензорез, поступают таким образом:

  • кладут инструмент на ровное место, например, на пол;
  • левой рукой берутся за переднюю рукоятку, а правой ногой наступают на заднюю, прижимая ее к опорной поверхности;
  • правой рукой первый раз тянут медленно стартер до положения ощутимого сопротивления, чтобы трос был вытянут на 1/2, максимум на 2/3 от своей длины;
  • затем несколько раз вытягивают стартерную ручку по прямой линии короткими, быстрыми рывками, пока двигатель не заведется.

Во время запуска необходимо внимательно следить за диском или цепью, чтобы они не соприкасались с поверхностью, на которой лежит бензоинструмент.

Следует учитывать, что рукоятка стартера не должна быстро отскакивать к корпусу агрегата, а трос – выходить до полного упора (чтобы не порвался).

Если используемая модель не оборудована электронной системой, которая регулирует ее теплый и холодный запуск в автоматическом режиме, то понадобится все операции проводить вручную.

Пуск холодного мотора проводят так:

  • воздушную заслонку вытаскивают до полного упора;
  • зажигание устанавливают в рабочее положение;
  • блокируют, зажав стопорную кнопку, дроссельную заслонку;
  • нажав курок этой заслонки, удерживают его;
  • стартером заводят мотор;
  • регулируют с помощью курка дроссельной заслонки (предварительно разблокировав ее) обороты двигателя при работе.

С полностью открытой заслонкой выполнять резку материалов не рекомендуется. Ее следует частично прикрывать. Теплый мотор (еще не остывший после работы) рекомендуется запускать, не используя для этого воздушную заслонку. Если не получается, то потребуется задействовать ее, как при холодном пуске.

Случается, что двигатель вообще не заводится или пуск его проходит со значительными затруднениями. Возможные причины неполадок и способы их устранения представлены в таблице далее.

Причины неполадкиСпособ устранения
не включен переключатель зажиганиянеобходимо переключить его в рабочее положение
закончилось топливная смесь или она плохого качества либо попала водаследует залить новое топливо, вылив старое (если было)
засорение топливного фильтратребуется заменить его чистым и промыть шланги подачи топлива и бачок
свеча зажигания вышла из строя или загрязниласьнужно поставить новую или очистить старую, отрегулировав расстояние между электродами
неисправность магнето либо проводкирекомендуется обратиться в сервисный центр
мотор переполнен топливомнеобходимо прокрутить вручную двигатель, с выкрученной при этом свечой, которую потребуется просушить
забился воздушный фильтрможно попытаться очистить его или поставить новый
сбилась регулировка карбюраторатребуется настроить его заново
воздух в двигатель подается в недостаточном объеменужно отрегулировать заслонку

После запуска мотору нужно дать некоторое время поработать, чтобы была достигнута его рабочая температура.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]