Лайфхак: как сделать, чтобы гайка не откручивалась


Особенности и принцип действия

Фиксатор резьбы анаэробный являет собой специальный гель для схватывания резьбовых соединений. Вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда тот или иной болтик или гайка вдруг начинают ослабевать.

Это может случиться практически везде, от мелкого кухонного ножа или ящика в мебельном шкафу, до двигателя автомобиля. Не будем забывать и про строительные нужды.

Различные сантехнические изделия, соединения рабочих инструментов и оборудования, все они, так или иначе, крепятся резьбовыми соединениями. И все они подвергаются опасности.

Ничего страшного, если болтик ослабнет на мелком инструменте. Его можно просто подтянуть и забыть о нем. Но что делать в случае, когда проблема более обширна? Например, когда постоянно болты ослабляются на коробке двигателя автомобиля? Ведь в таком случае даже одна плохая либо слабая резьба может стать фатальной.

К тому же в крупных агрегатах, что выдерживают колоссальные нагрузки, на резьбовые соединения приходится львиная доля напряжений. К ним относят в том числе: вибрации, перепады температур, микроскопические поступательные давления и т.д.

Вот как раз для таких ситуаций и придумали фиксатор резьбы. Он состоит из нескольких химических веществ, способных к быстрому затвердеванию. Это своеобразный суперклей для гаек и болтов.

В закрытом виде фиксатор продается в виде тюбиков. Приставка анаэробный означает, что он способен затвердевать без контакта с воздухом. Это впрочем, является основным требованием для таких веществ. Ведь схватываться фиксатор должен, будучи нанесенным на закрученную резьбу.

Анаэробный гель наносят на соединение с помощью мелкого дозатора. Делать это желательно в сокращенные сроки. Чем быстрее, тем лучше. Затем резьбу используют по назначению и оставляют на несколько минут. Фиксатор резьбы затвердеет и будет готов к дальнейшей эксплуатации.

Часто анаэробный гель сравнивают с уплотнителями. Существуют споры о том, стоит ли действительно тратиться на фиксаторы, когда можно обойтись обычными шайбами, нейлоновыми вставками, резиновыми уплотнителями и т.д.


Болт с нанесенным на его резьбу фиксатором синего цвета

Какой делать выбор в данной ситуации – решать вам. Однако фиксаторы от известных компаний типа Permatex, Abro, TM и другие все же предоставляют большую надежность. Да и стоят довольно дешево, расход у него небольшой.

Тюбик хорошего фиксатора от компании Permatex обойдется вам всего в 4-6 долларов. Более продвинутые модели Permatex с высоким уровнем фиксации стоят до 7 долларов. Есть и более дорогие модели, но ценовая планка всеми производителями держится примерно на одном уровне вследствие сильной конкуренции.

Лайфхаки

ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ

Пожалуй, самое простое решение, используемое испокон веков — соединить головки болтов или гайки проволочной стяжкой

:

Также всем известный способ, часто встречающийся в автомобильных узлах подвески и шасси — фиксация корончатой гайки с помощью шплинта

:

Если гайка обычная, ее можно превратить в корончатую, надев на нее штампованную накладку. Фиксация происходит, как и в предыдущем случае — шплинтом:

Следующая гайка — ступичная. Если присмотреться, то видно, что верхнее кольцо этой гайки сплюснуто и представляет из себя овал. За счет этого происходит зажим резьбы на нескольких верхних витках, что и требуется для фиксации:

Видна приплюснутость на верхнем кольце, фиксирующая резьбу

Еще одно решение с применением сжатия. На этот раз будет сжиматься внешнее кольцо, кольцевая зубчатая насечка которого при сжатии зайдет в ответные пазы зубчатой короны на гайке. Таким образом гайка зафиксируется. Естественно, что внешнее кольцо имеет фиксацию еще и к валу с помощью внутреннего шипа, аналогичного шипу у лапчатой шайбы.

При деформации внешнего кольца зубья смыкаются и фиксируют гайку

Крепление с помощью лапчатой шайбы

— очень распространенный способ, при котором лапчатая шайба удерживается внутренним шипом в пазу вала и одной или несколькими лапками крепится за гайку с пазами, расположенными на боковой поверхности:

СЛОЖНЫЕ СПОСОБЫ

Тип 1. Гайка «SAPER LOCK»

Интересный способ фиксации резьбы с помощью некоего подобия пружины, играющей роль стопорной муфты.

В гайку встроена пружинка, один из концов которой в виде рычажка выступает из специального паза на боковой поверхности гайки.

Этот выступающий рычажок нужен при откручивании. Дело в том, что при закручивании гайки пружинка вместе с гайкой свободно вращается по резьбе, не препятствуя закручиванию.

Устройство гайки SAPER-LOCK

А при попытке откручивания, т.е. вращения гайки в обратную сторону, пружина сжимает витки резьбы и блокирует винт. Открутить гайку можно, только сдвинув рычажок пружины в крайнее левое положение. Для этого надо будет иметь специальный набор головок.

Пружинка препятствует откручиванию гайки, если не подвинуть рычажок в сторону откручивания

Тип 2. Гайка «SEAL LOCK»

В нижней внутренней части гайки встроено пластиковое кольцо:

При затягивании это кольцо деформируется и принимает форму полости, образованной корпусом и гайкой, тем самым плотно обжимая резьбу и надежно фиксируя ее.

Тип 3. Гайка «SUPERBOLT»

Этот тип применяется при больших габаритах гаек. Например, есть резьба диаметром в полметра. Как закрутить гайку на такую резьбу с достаточным усилием? Нереально масштабировать обычную шестигранную гайку под такой размер, т.к. для ее затягивания понадобится и соответствующий чудовищных размеров гаечный ключ.

Вместо этого применяют тоже гайки, но не шестигранной, а круглой формы. Их закручивают на резьбу почти вручную, а уже силовую затяжку выполняют болтами, расположенными в этой гайке. Болты упираются в шайбу, установленную под гайкой, и создают необходимое усилие стягивания.

На рисунке ниже видно, как болты 1, находясь в теле гайки 2, упираются в шайбу 3 и тянут гайку 2 вместе с центральным болтом 5, создавая необходимое усилие стягивания. Так удалось уйти от громоздких гаек с огромными усилиями закручивания к малым усилиям на большем количестве болтов при незначительном усложнении конструкции.

Виды фиксаторов

Фиксаторов для резьбовых соединений на рынке достаточно много. Подразумевается разнообразие производителей. Локомотивами в области считаются компании Permatex, Abro, TM Loctite и другие.

Каждый производитель привлекает клиентов чем-то своим. Это может быть как уникальный рецепт состава, так и уникальные его свойства. Например, повышенная износоустойчивость, моментальное схватывание, текучесть, реакция на температуры и вибрацию и т.д. Вариантов здесь масса. Не будем забывать и про ценовую мотивацию.

Отдельно внимание хочется обратить на продукцию компании Permatex. Эти ребята производят качественные фиксаторы со средними характеристиками, однако подкупают сравнительно низкой ценой большим разнообразием моделей.

Преимущественно клей Permatex применяют в автомобильной промышленности, хотя и для бытовых нужд Permatex отлично подойдет. Если же говорить о лидерах, то тут марку держит немецкий производитель TM Loctite.

Еще один важный момент – деление фиксаторов по цвету. Чаще всего встречаются фиксаторы:

  • Красные;
  • Синие.


Синий фиксатор резьбы средней прочности
Это два основных образца. Цветовая маркировка производителями выбрана с чисто практических целей. Так их гораздо проще перепутать.

Красный фиксатор – вещество высшего порядка. Оно способно выдерживать колоссальные нагрузки, и даже более того. Обработанный красным гелем болт не всегда вообще реально открутить вручную. Скорее вы сорвете ему голову.

Решить ситуацию поможет только нагрев газовой горелкой или чем-то подобным. При сильном нагревании фиксатор на короткое время ослабевает. За те несколько десятков секунд или минут (в зависимости от состава) резьбу можно ослабить. Но лучше не мешкать, ведь при остывании гель схватится снова.

Синий фиксатор предназначается для простых соединений, на которые приходятся средние нагрузки, то есть шанс их ослабления уменьшается.

Такой фиксатор нагревать необходимости нет. Просто приложите большее усилие при откручивании болта, и он вам поддастся.

Стоит понимать, что цветовая маркировка тоже зависит от производителя. Это не унифицированный стандарт, а скорее общепринятое негласное правило.

Например, те же фиксаторы от Permatex продаются также в зеленом и пурпурном цвете. Первый предназначается для фиксации слабых соединений, а второй отлично взаимодействует с нестандартной средой.

По мощности или силе схватывания фиксаторы делят на:

  1. Слабые (выдерживают нагрузки до 10 Нм);
  2. Средние (выдерживают нагрузки до 20-25 Нм);
  3. Сильные (выдерживают нагрузки до 50 Нм, иногда и больше).

Применение анаэробных фиксаторов (видео)

Как открутить соединение с фиксатором резьбы

Открутить фиксатор резьбы возможно, но исход будет зависеть от того, какой клей был использован изначально. Универсальный метод – температурное воздействие в диапазоне 200˚C – 250 ˚C. Такая температура подходит для красных фиксаторов, надежность которых достаточно высока. Для синих фиксаторов хватит тепла 100 ˚C, а зеленые теряют свои свойства и при более низкой температуре. Нагреть резьбу можно электрическим паяльником или строительным феном. Использование универсальных средств для отмачивания не подходит в данном случае. Это обусловлено тем, что фиксатор находится в рабочем состоянии. Для удаления остатков фиксатора нужно приобрести специальный очиститель. Фиксатор резьбы является полезным и незаменимым для многих ремонтных работ. Он гарантирует герметичность и прочность соединений. Его можно использовать не только для обслуживания автомобилей, но и в любых областях, в которых требуется соединять металлы и другие. Также , обратите ваше внимание и ознакомьтесь со статьей о средствах для полировки пластика и их разновидностях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]