Проблематика ржавления кузова знакома многим автомобилистам, особенно владельцам отечественных машин.
Не будем углубляться в причины и последствия этого явления (для многих они очевидны), но чтобы минимизировать его проявление, как правило, проводится антикоррозийная обработка кузова автомобиля.
Но для восстановления уже пораженного коррозией металла придется проводить не только его механическую обработку, но и использовать преобразователи ржавчины.
Ниже рассмотрим, какие виды такой продукции доступны на рынке, и в чем их особенности. Приведем ТОП лучших преобразователей ржавчины на базе реальных отзывов и реальных свойств.
Прежде всего мы исходили из соотношения цены и качества, а также популярности на рынке. Эффективные, но очень дорогие и малопопулярные средства мы обошли стороной.
Отдельное внимание уделим правилам пользования данными средствами и мерам предосторожности.
Разновидности, представленные на рынке
В продаже можно встретить множество видов преобразователей: в виде спрея, геля или жидкости.
Но главное, чему необходимо уделять внимание при выборе — химическому элементу, оказывающему непосредственное воздействие на ржавчину.
Но нужно помнить, что эффективны такие средства только при толщине ржавчины не более 100 мкм (для некоторых средств до 300 мкм), при больших показателях нужна предварительная механическая очистка металла металлической щеткой или другим инструментом.
Кислотные
Особенность кислотных преобразователей — способность справиться с коррозией на железе любой толщины. Работать можно при любой температуре, в том числе на морозе.
Такие составы чаще всего применяются для очистки кузова машины, металлических конструкций и железных элементов бытовой техники.
Главным компонентом таких преобразователей является ортофосфорная или оксикарбоновая кислота. В ее функции входит разрушение верхнего коррозийного слоя и создание пленки.
Для получения наилучшего эффекта необходимо наносить ингибитор на сухой металл.
При взаимодействии ржавого металла и кислотных преобразователей происходит превращение оксида ферума (Fe2O3) в инертную соль, которая легко убирается с кузова машины.
Минус в том, что после обработки необходимо смывать химический состав с поверхности для защиты металла от излишнего воздействия.
Для нанесения можно использовать распыление, валик или кисточку. При этом обработке подлежит только поврежденный участок без прикосновения к целому металлу.
Это обязательное требование для оцинкованных поверхностей, ведь кислота разрушает цинк.
Работать необходимо в респираторе, очках и перчатках. Обязательно обеспечение хорошей вентиляции.
Плюсы:
- Отсутствие строгих условий применения.
- Возможность использования в мороз.
- Большой температурный диапазон хранения.
- Продажа в емкостях от 1 до 12 л.
Минусы:
- Необходимость защиты кожи от действия кислоты.
- Потребность в очистке поверхности.
При попадании кислотного преобразователя ржавчины на кожу его необходимо срочно смыть большим напором воды, а при необходимости сходить к врачу.
Бескислотные (нейтральные)
Последние годы набирают популярности бескислотные преобразователи. В них используются нейтральные химические компоненты (не кислотные), поэтому такие средства просты в применении и имеют низкий уровень токсичности.
Изготавливаются на базе следующих компонентов.
- Танин.
- Оксид цинка или марганца.
Танин
Наиболее востребованный ингредиент, имеющий органическое основание.
После нанесения на поврежденный металл он взаимодействует с ржавчиной и превращает ее в неактивные соединения с оптимальной адгезией.
Преобразователи на базе танина можно заливать водой, что делает их привлекательным вариантом для защиты труб, арматуры, скрытых полостей кузова авто и других металлических изделий.
Оксид цинка или марганца
Такие составы воздействуют на поврежденный металл и создают защиту, исключающую появление коррозии.
Бескислотные преобразователи можно наносить любым способом, будь это распылитель, кисточка или валик.
После нанесения ржавый участок приобретает черный оттенок, что позволяет увидеть обработанные участки.
Плюсы:
- Не нужно промывать водой.
- Доступен к применению в любых условиях.
- Сохнет в течение двух-трех часов.
- Возможность визуального контроля качества обработки.
- Безопасность для человека.
Минусы:
- более высокая стоимость.
Несмотря на безопасность, при обработке ржавого металла с помощью нейтральных преобразователей также рекомендуется использование СИЗ.
Что еще входит в состав
Кроме основных действующих компонентов, производители добавляют другие ингредиенты, обеспечивающие защиту от появления коррозии в будущем.
Выделим основные:
- Ингибиторы коррозии — химические компоненты, предназначенные для защиты металла от воды и других вредных составляющих.
- Загустители — компоненты, повышающие эффективность преобразователей ржавчины и упрощающих их применение. В их функции входит превращение средства в пену или пасту, что исключает стекание. Такие добавки часто применяются в продукции в виде геля.
- Дополнительные ингредиенты. Разные производители для повышения эффективности средств добавляют в их состав разную «химию» для придания запаха или других защитных свойств.
При покупке важно внимательно изучить состав, а уже после принимать решение.
Виды кислот
Для травления металлических поверхностей, очистки металла от ржавчины применяются разные виды кислот. Каждая из них отличается составом, действием. Химические вещества можно разделить на две группы:
- Смываемые — после их применения, поверхности нужно промывать холодной водой. Любой налет, ржавчина будут смыты, но без дополнительной просушки, может появиться коррозия.
- Несмываемые — их не нужно смывать после применения. Наиболее эффективны при удалении ржавчины.
Для очистки металла следует применять соляную и серную кислоту. К раствору добавляется уротропин. Если его нет, металлические поверхности будут повреждены.
Ортофосфорная
Ортофосфорная кислота — порошок, который перед применением нужно развести водой. Применяется в разных сферах промышленности, медицине. Кислотой разбавляются грунтовки для металлических поверхностей. Чистый порошок, разбавленный водой можно использовать для удаления ржавчины.
Ортофосфорная кислота — активнодействующее вещество, которое быстро удаляет любой налет, грязь, ржавчину, но использовать ее нужно с осторожностью. При длительном контакте с металлом она может прожечь дыры или истончить лист.
Серная
Использовать серную кислоту можно только в 5% водном растворе. Она относится к несмываемым веществам. Если применять вещество без добавления ингибитора, поверхности будут повреждены.
Серная кислота (Фото: Instagram / shorinalexandr)
Лимонная
Ей ножевые мастера воронят лезвия, но для этого рекомендуется использовать продукт без примесей. Нужно выдавить на тряпку сок лимона и натереть ей клинок.
Фосфорная
Применяется для очистки металлических поверхностей от образования ржавчины. Окалины она практически не растворяет. Остатки кислоты нужно смывать водой.
Соляная
Для удаления ржавчины с металла применяется 20% водный раствор соляной кислоты. Рекомендуется заранее нагреть его до 40°C, чтобы процесс шел быстрее.
Молочная
Молочная кислота плохо подходит для травления и очистки металлических поверхностей от ржавчины. Наоборот, большая концентрация этого вещества приводит к коррозии металла.
Азотная
Концентрированной азотной кислотой можно обрабатывать разные металлы. Не подходят для этого только благородные. Для применения ее нужно смешать с водой в любых соотношениях.
Канистры с азотной кислотой (Фото: Instagram / opthimkmv)
Как правильно пользоваться преобразователем ржавчины
При обработке поврежденного участка обратите внимание на глубину коррозии. Если она больше 100 — 150 мкм, применение преобразователя малоэффективно.
В таком случае нужна предварительная подготовка в виде механической отделки.
Как правило, очистка проходит в два этапа. Сначала выполняется механическая подготовка, а уже потом химическая обработка поверхности с помощью преобразователей.
Точная инструкция по применению приведена в инструкции к средству, но общий алгоритм действий следующий:
- Механическая обработка. На этом этапе необходимо убрать куски ржавчины с применением металлической щетки или угловой шлифмашинки со специальным кругом.
- Обезжиривание. Для достижения нужного эффекта рекомендуется применение растворителя.
- Очистка. Непосредственно использование преобразователя ржавчины с учетом инструкции и формы выпуска.
- Обработка поверхности водой, если требуется.
- Обезжиривание. На этом этапе используется тот же раствор, что рассмотрен выше.
- Нанесение грунта. Исключением являются случаи, когда преобразователь готовит поверхность к окрашиванию.
Последовательность действий может меняться с учетом особенностей применяемого средства.
Списки лучших преобразователей
Среди самых хороших преобразователей ржавчины можно выделить лучшие в следующих категориях:
- Преобразователь в форме аэрозоля.
- Самый дешевый преобразователь для автомобиля.
- Лучший в жидкой форме.
Преобразователь в форме аэрозоля
ABRO RC-1000 – лучший преобразователь-аэрозоль. Средство быстро растворяет слой ржавчины, преобразуя его в грунт. Удобное нанесение прямо из баллончика не требует дополнительных инструментов. Сразу после обработки можно покрывать металл краской, не смывая средство. Под краской не образуется повторной коррозии, а металл покрывается защитной пленкой.
Цена: 446 руб.
Самый дешевый преобразователь для автомобиля
Цинкарь является самым дешевым средством для преобразования ржавчины автомобилей. Обработанная поверхность готова к окраске через 30 минут. Средство вступает в реакцию сразу после нанесения, а после обработки и окрашивания металл не подвергается повторной коррозии.
Стоимость: 86 р.
Лучший в жидкой форме
Fenom безусловный победитель в данной номинации. Небольшого пузырька в 100 мл достаточно для обработки мелких повреждений и сколов. Средство действует в течение 20 минут и образует защитную пленку-грунт на поверхности. После воздействия преобразователь необходимо смыть водой и вытереть насухо, по окончании можно красить поверхность не используя грунтовки.
Ценник: 165 рублей.
Меры предосторожности
При использовании преобразователей ржавчины необходимо понимать, что это химически активные вещества.
Их необходимо применять в строгом соответствии с инструкцией и рекомендацией производителя.
Использование таких средств запрещено в следующих случаях:
- Нарушена целостность упаковки.
- Вышел установленный срок годности.
- Нет средств индивидуальной защиты.
- Нельзя организовать нормальную вентиляцию.
Необходимо помнить о токсичности таких веществ, что требует защиты дыхательных путей с помощью респиратора.
Обработка в домашних условиях
Чтобы очистить металл от ржавчины, не нужно использовать промышленное оборудование. Можно провести работы в домашних условиях. Для этого нужно подготовить инструменты, расходные материалы. Нельзя забывать про соблюдение правил техники безопасности.
Инструменты
Для обработки металла ортофосфорной кислотой нужно подготовить:
- глубокую емкость из нержавеющей стали;
- валик, широкую кисть или распылитель (если нет подходящей посуды для полного погружения металлической детали);
- реактив;
- нашатырный и медицинский спирт, воду;
- пластиковую палочку;
- моющее средство.
Дополнительно может понадобиться щетка по металлу.
Щетку по металлу (Фото: Instagram / hoz.magazin)
Приготовление раствора
Перед началом обработки металлической детали нужно приготовить рабочий раствор:
- В металлическую емкость налить 1 литр воды.
- Добавить 150 мл кислоты.
- Перемешать компоненты пластиковой палочкой.
Также нужно сделать состав для смывки остатков едкого вещества. Способ приготовления:
- Налить в стеклянную банку 500 мл воды.
- Добавить 50 мл медицинского спирта, 450 мл нашатыря.
- Перемешать компоненты.
После подготовки кислотного раствора можно приступать к обработке.
Обработка
Очистка металла от ржавчины:
- Подготовить рабочую поверхность. Счистить грубые загрязнения щеткой по металлу.
- Полиэтиленовой пленкой заклеить части детали, которые не нужно обрабатывать. Так их можно защитить от едкого воздействия реактива.
- Обезжирить рабочую поверхность от жировой пленки моющим составом. Убрать остатки влаги сухой тряпкой.
- Покрыть подготовленную часть заготовки очищающим составом валиком, кистью или распылителем. Оставить на 1 час.
Останется смыть остатки ржавчины, грязи, кислоты с помощью моющего раствора. Важно помнить, что химическим реактивом невозможно счистить толстый слой ржавчины. Для этого нужно использовать болгарку со шлифовальным диском или гриндер.
Если необходимо очистить металлическую поверхность от ржавчины, создать защитный слой от коррозии, самодельный кислотный состав не подойдет. Для этого нужно использовать покупное химическое средство. Перед его применением необходимо ознакомиться с инструкцией на этикетке.
Результаты обработки (Фото: Instagram / sk.elvis)
Техника безопасности
Правила техники безопасности:
- Проводить работы нужно в защитной экипировке. Необходимо надевать респиратор, резиновые перчатки, одежду с длинными рукавами, защитные очки.
- Помещение должно хорошо проветриваться.
- С рабочего стола следует убрать воспламеняющиеся вещества, нагревательное оборудование, источники открытого пламени.
- После работы с некоторыми порошковыми реактивами нужно почистить зубы, прополоскать полость рта.
- После использования химических веществ необходимо тщательно вымыть руки.
Если вещество попало на кожу, место нужно промыть обильным количеством холодной воды. При обширных ожогах требуется немедленно обратиться к врачу.
Герметизация ржавчины
Уберите один из элементов электрохимической реакции и ржавчина не будет образовываться. Можно убрать кислород от металла и коррозия не будет распространяться.
В теории, если покрытие хорошо герметизирует ржавчину и его целостность не нарушена, то нет причин, позволяющих ей распространяться дальше.
Герметизатор ржавчины (Rust Encapsulator) представляет собой покрытие, напоминающее грунт, на который можно наносить любой материал. Он закрывает доступ воздуху и воде, чтобы остановить дальнейшее распространение коррозии. Его можно использовать отдельно от преобразователя или после него, для остановки незначительной ржавчины и исключения её дальнейшего появления. Этот грунт-герметизатор ржавчины имеет уретановую основу и ингибиторы, приостанавливающие коррозию.
Теоретически, в качестве герметизации остатков ржавчины, которые были обработаны преобразователем и представляют собой стабильную, не отслаивающуюся основу, можно применить эпоксидный грунт, так как он создаёт плотную плёнку и “отрезает” поступление кислорода и влаги к нанесённой поверхности. Однако, производители эпоксидных грунтов всегда пишут в инструкции наносить их на чистый металл, без следов коррозии. Всё же есть положительный опыт применения эпоксидного грунта на минимальное, количество преобразованной ржавчины (остатки кислоты преобразователя должны быть обязательно смыты и нейтрализованы, см. выше). Лучше же использовать грунт-герметизатор, специально для этого предназначенный.
Важно ли удалять всю ржавчину перед нанесением грунта-герметизатора? Это достаточно важно, так как ржавчина является слабым звеном, поэтому покрытие на ней будет не очень хорошо держаться. Плохое основание станет причиной неоднородности и нарушения целостности грунта, что впустит влагу и коррозия появится снова.
Герметик ржавчины реагирует на её остатки, нейтрализует её и оставляет после себя полимерное покрытие, которое может служить грунтом для дальнейших покрытий.
Опять же, любое покрытие не полностью водонепроницаемо. Говоря теоретически, кислород и вода имеют скорость распространения не равную нулю даже сквозь очень плотную плёнку краски. Таким образом, ржавчина может продолжить распространяться, но гораздо медленнее.
Герметик ржавчины нужно использовать:
- На тонкой поверхностной ржавчине.
- На ржавчине средней толщины, когда она больше, чем поверхностная и немного распространяется внутрь металла, но ещё не влияет на его прочность. В этом случае нужно сначала максимально убрать ржавчину шлифованием или насадкой. Далее наносится 2–3 слоя герметизирующего средства, для лучшего проникновения.
- На голом металле. Грунт-герметик ржавчины может использоваться на голом металле для предотвращения появления коррозии.
- На смешанной поверхности. Герметик ржавчины хорошо наносить на поверхности с разной степенью коррозии, в вперемешку с нормальным металлом и старой краской.
Герметик ржавчины не нужно использовать:
- Поверх прорезиненной поверхности на днище или поверх имеющейся защиты от ржавчины.
- В скрытых полостях или труднодоступных местах. Герметик ржавчины требует предварительной подготовки перед нанесением (очистка отслаивающейся ржавчины). Средство требует полного покрытия, чтобы остановить коррозию. В местах, где подготовка невозможна, не желательно применять герметик ржавчины.
- Сильно проржавевший металл является плохим кандидатом к герметизации.
Как «грызут» автомобили
Сегодня коррозия сильно ослабила свои позиции — появились оцинкованные кузовные детали, более совершенные грунты и краски. К тому же многолетняя гарантия автопроизводителя от сквозной коррозии успокаивает владельца машины: дескать, на мой век хватит. А поскольку автомобили сегодня меняют довольно часто, то и смысла в их антикоррозионной обработке, казалось бы, нет. Но это только на первый взгляд.
В реальности картина иная. Во-первых, инициатором коррозии является не только возраст машины. Она может активно развиваться даже на новых автомобилях в местах глубоких сколов от камней, когда лакокрасочное покрытие пробито до металла. Во-вторых, ее появление может быть спровоцировано кузовным ремонтом после небольшого ДТП. Ведь не секрет, что при ремонтных работах мастера часто используют кузовные детали, произведенные восточным соседом. А их элементы коррозируют гораздо охотнее, чем «родные». Наконец, активная жизнь огромного числа автомобилей начинается вовсе не у первого владельца, привыкшего часто обновлять свой «гараж», а у второго и последующих. Все эти машины уже далеко не новенькие, а лишних денег у их обладателей нет. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы максимально обезопасить приобретенный транспорт.
Слово «коррозия», как известно, происходит от латинского corrode, то есть «грызу». Речь идет о разъедании материала при его взаимодействии с внешней средой. Классические способы борьбы с коррозией известны давно, но появляются и новые.
Удаление ржавчины сильнодействующими средствами
Существуют химические средства для удаления ржавчины (rust remover или rust dissolver – удалитель или растворитель ржавчины). Удалитель ржавчины снимает ржавчину, используя сильнодействующую концентрированную кислоту. Это может быть соляная, щавелевая, фосфорная (более высокой концентрации, чем в преобразователе ржавчины) или другая кислота.
Конечно же, удаление ржавчины является лучшим вариантом, чем её преобразование или герметизация, и является конкретным ответом на вопрос “как убрать ржавчину с автомобиля?”, но у этого средства есть свои особенности и недостатки.
Особенности удалителя ржавчины:
- Удалитель ржавчины чаще применяется в качестве средства, в котором требуется замачивать ржавую деталь, поэтому используется, в основном, для удаления коррозии на небольших деталях. Однако, это средство может применяться и на больших поверхностях. Для стационарных деталей, больших по площади, требуется нанести средство, потом накрыть полиэтиленовой плёнкой, чтобы предотвратить его испарение.
- Соляная и щавелевая кислоты, как главные активные ингредиенты средства для удаления ржавчины, являются очень токсичными, поэтому удалитель ржавчины нужно применять с особой осторожностью.
- Сильнодействующие кислоты неблагоприятно действуют на металл, особенно, если действие слишком долгое. После такого действия устойчивость к коррозии у металла ослабляется.
Учитывая все вышеперечисленные особенности удалителей ржавчины, они всё же применяются при удалении ржавчины на кузове. Важным моментом после использования такого средства является смывка кислоты и нейтрализация её остатков.
Способы борьбы с коррозией
Коррозия металлов – это деструктивный, разрушающий кристаллическую решетку, окислительно-восстановительный химический процесс. Вызывается он чаще всего высокой химической активностью самих металлов – многие помнят из школьного курса химии «линейку» активности элементов. Активизироваться может при создании неблагоприятных условий, например, высокой влажности и опущенной температуре, в агрессивной солевой, кислотной или щелочной среде.
Чаще всего приходится сталкиваться с коррозией черных металлов, то есть – различных сортов стали и чугуна, применяемых буквально повсеместно, во всех сферах деятельности человека. Процесс начинает выдавать себя появлением на металлической поверхности пятен или разводов рыжего цвета.
Если с коррозией не бороться, она способна показать свою крайне разрушительную силу – металлические изделия быстро приходят в негодность.
Если не предпринять никаких шагов, то очаг начинает разрастаться, захватывая все новые площади. Причем иногда это происходит незаметно для глаз. Так, многие участки механизмов, приборов и т.п. — попросту скрыты из поля зрения, и увидеть их можно только при полной разборке узла или всего устройства. А иные очаги коррозии могут до поры скрываться под слоем краски, и только кода процесс зайдет очень далеко – поваляться сначала в виде вздутий, а потом – и прорывов ржавчины наружу.
Некоторые владельцы пытаются справиться с выявленными очагами коррозии механическим способом. То ест применяя шлифовку поврежденного ею участка наждачной бумагой или же специальными дисками, добравшись до «здорового» металла.
Однако подобная методика, если и может быть применена, то с исключительной осторожностью, и только в качестве предварительного этапа, перед нанесением специальных составов. Только механическая очистка является весьма малоэффективным средством.
Точечные проявления коррозии, проступившие через слой краски
Особенно сложно удалить этим способом мелкие точечные очаги ржавчины, так как они в процессе чистки забиваются мелкодисперсной коррозийной пылью, и их становится практически не видно. Но беда как раз в том, что они никуда не деваются, и обязательно в дальнейшем проявят себя, даже после окрашивания. Поэтому обработка химическимисредствами — более надежна.
Кроме того, если ржавчиной поражен тонкий металл, то во время очистки, под давлением щёток или абразивного материала, он может повредиться вплоть до сквозной дырки.
В связи с этим рекомендуется пользоваться химическими составами, очищающими металл и предотвращающими появление коррозии в дальнейшем. Причем с их помощью можно даже успешно справиться с очагами в труднодоступных зонах, там, где никакими другими способами без разборки механизма к пораженному участку не добраться.
Основные способы борьбы с коррозией кузова
Способ | Алгоритм | Примерная стоимость | Применяемость | Плюсы | Минусы |
Визит на сервис | Мойка, сушка, нанесение препарата | От 15000 ₽ | Чаще всего — второй владелец взявший машину надолго | Отработанная технология, работа «под ключ» | Дорого |
«Классический малярный» | Зачистка, грунтовка, окраска | Исправление нескольких дефектов ЛКП — от 4000 ₽ | На внешних панелях автомобиля с целью придания отличного вида | Автомобиль имеет внешность почти как у нового. | Значительная трудоемкость, необходим подбор краски, но на внешних панелях — практически единственный способ |
«Классический» с преобразователем ржавчины | Обработка преобразователем ржавчины, зачистка, грунтовка, окраска | От 1000 ₽ при работе своими силами | На внешних поверхностях машин, которым нечего терять, и все невидимые поверхности | Ржавчина исчезнет | Поверхность будет иметь неровный вид и непонятный цвет |
«Классический» с цинкованием | Цинконаполненная грунтовка | От 500 ₽ при работе своими силами | На внешних поверхностях любых машин, кроме серебристых очень заметна. | Цинк будет осуществлять протекторную защиту | Слабое сцепление частиц цинка с обрабатываемой поверхностью |
Электрохимический | Электрохимическое удаление и цинкование | От 800 ₽ при работе своими силами | На местах, где повреждено ЛКП и началась коррозия. | Позволяет полностью ликвидировать очаг коррозии | Остается пятно цвета «оцинкованного ведра» |
Самостоятельная обработка мовилем с цинком | Наносится на места с поврежденным ЛКП | От 1000 ₽ при работе своими силами | На местах, где повреждено ЛКП | Качественный препарат обеспечивает пожизненную защиту кузова | Мовиль, изготовленный по упрощенной технологии, не дает должного эффекта |
Самостоятельная обработка мовилем с преобразователем ржавчины | Наносится на места с поврежденным ЛКП и начавшейся коррозией | От 1000 ₽ при работе своими силами | На местах, где повреждено ЛКП и началась коррозия. | Качественный препарат обеспечивает пожизненную защиту кузова | Мовиль, изготовленный по упрощенной технологии, не дает должного эффекта |