Методы патинирования древесины, добрые советы от «ЛесоБиржа»

Кованые изделия сегодня применяются практически повсюду: перила и решетки, ворота и ограждения, скамейки и столики, беседки и мангалы часто включают набор кованых элементов. Но все эти предметы выглядят действительно идеально только тогда, когда они не только отлично справляются со своими прямыми обязанностями, но и служат достойным украшением интерьера.

С давних пор мастера художественной ковки пытались придавать своим изделиям богатый вид, и некоторые методы дошли до наших дней, например, в ковке часто встречается прием патинирования.

Что такое патинирование ковки

Патинирование представляет из себя процесс искусственного состаривания кованого элемента, достичь такого эффекта можно несколькими способами.

На заре становления художественной ковки, как искусства, патинирование осуществлялось в основном воздействием на металл различными химическими и механическими методами. Эти способы помимо неоспоримых достоинств (приобретение металлом в результате обработки стилизованного под старину дизайна) имели и ряд существенных недостатков:

  • реагенты, использовавшиеся мастерами при применении химических способов патинирования, рано или поздно разъедали металл, что приводило к резкому ухудшению его свойств;
  • в результате механических воздействий металл терял форму, вследствие чего ухудшался как внешний вид изделия, так и его положительные свойства.

Современные специалисты по художественной ковке в большинстве своём предпочитают другие способы. О технологии самого популярного из них – нанесения на металл специальной краски – мы и поговорим в данной статье.

Патинирование кованых изделий краской

Перед началом работы необходимо приготовить изделие:

  • металл требуется тщательно очистить от окалин;
  • затем изделие обезжиривается специальной грунтовкой;
  • далее следует прогрунтовать и покрасить металл (грунтовка наносится для того, чтобы защитить изделие от ржавчины, которая является бичом для всех металлов, а краска наносится с целью защиты грунтовки от внешних воздействий).

Для последующего патинирования кованого изделия подходят следующие виды красок:

Алкидные. Алкидные краски являются самыми дешёвыми из красок, подходящих для патинирования, но они же и обладают самыми худшими свойствами. Алкидные краски рекомендуется применять исключительно в тех случаях, когда поверхность, подлежащая патинированию, находится на открытом воздухе и имеет большую площадь (в этом случае при использовании красок на алкидной основе можно будет очень хорошо сэкономить).

Фактурные. Фактурные краски идеально подходят, если дизайнер помещения хочет придать кованым материалам визуальные шероховатость и матовый оттенок, в остальных случаях лучшим решением будет воспользоваться другими видами красок.

Молотковые. Молотковые краски придают кованому изделию эффект побитости, визуально “разбивая” изделие на осколки. Молотковые краски идеально подойдут для кованых изделий, использующихся в помещениях, оформленных в авангардном стиле, но их предпочтительно использовать только в помещении – на воздухе они быстро теряют свои свойства.

Порошковые. Порошковые краски обладают практически идеальным набором свойств – они достаточно долговечны, качественны и стоят относительно недорого, однако такие краски имеют одно существенное ограничение по применению – порошковые краски можно использовать только для покраски кованых изделий, не подвергавшихся ранее сварке или монтировке.

Электростатические. Из всех вышеназванных видов красок именно электростатические краски обладают наилучшим качеством, но за такие свойства приходится дорого платить.

Покрасив кованое изделие в основной цвет и подождав, пока краска окончательно высохнет, можно приступать непосредственно к патинированию. Патинирование, как правило, проводится на контрасте:

  • если основной цвет кованого изделия имеет тёмный оттенок, то патинирование должно производиться с помощью светлых красок;
  • если основной цвет металла является светлым, то патинирование нужно проводить с помощью использования красок тёмных тонов.
  • если металл, подлежащий патинированию, имеет фактурную структуру (неоднородную поверхность), то можно смело патинировать всю его поверхность;
  • если изделие достаточно гладкое, то лучшим решением в данном случае будет патинирование отдельных элементов (например, завитки, цветочки, орнаменты, узоры и тому подобные украшения).

Как наносить патину на ковку

Нанесение патины на кованый металл осуществляется тремя способами, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками и применяется при определённой ситуации.

Нанесение патины при помощи сухой кисти. Мастер берёт кисть и забирает ею как можно меньшее количество краски, некоторое количество которой затем истирается об специальную деревянную дощечку. Так мастер добивается эффекта незаметности следа, оставляемого на металле краской. Мастер хаотично проводит кистью по патинируемой поверхности в разных направлениях, в результате чего создаётся узор, оставляющий впечатление, что через основной цвет металла проглядывает слой какого-либо благородного металла.

Нанесение патины при помощи перчаток. При использовании данного метода мастер надевает на руки по две перчатки (сначала резиновые, а потом хлопчатобумажные), берёт в ладони немного патины, растирает её и наносит на патинируемую поверхность, не забывая при этом наносить краску более интенсивно в том месте, где требуется сделать акцент.

Художественная роспись металла. Художественная роспись кованого металла предполагает использование мастером несколько видов патины, имеющих разные оттенки (достаточно часто эти оттенки контрастируют между собой). Нанося разные виды патины в разные места поверхности, мастер придаёт металлу визуальные форму и объём.

Патинирование – это техника «состаривания» поверхности металла или дерева, которая достигается путем нанесения красителей на основе различных кислот. В результате изделия приобретают особый шарм, дух старины. Рабочие поверхности перед проведением манипуляций приводят в порядок, затем обрабатывают специальной грунтовкой из баллончика, позволяющей краске лучше закрепиться на поверхности. Патинирование металла требует времени и терпения, о том, как нанести краску-патину на поверхность и какой эффект можно получить, рассмотрим далее.

Нанесение патины на древесину своими руками

Процесс патинирования несложен и вполне осуществим в домашних условиях. Для работы лучше выбирать породы дерева высокой плотности, невосприимчивые к перемене влажности, либо использовать МДФ, ДСП.

Подготовительный этап

Для начала нужно осуществить браширование – обнажение твердых волокон древесины перед патиной, тонировкой, лакированием. Метод воспроизводит естественное старение дерева, но в ускоренном темпе. Поверхность обрабатывается металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой, в результате чего жесткие волокна удаляются. Затем основание протирается обезжиривающим составом. Под акриловые краски или для морения дерево не брашируется, а только очищается от всевозможных загрязнений. Если на поверхности уже есть лак или иное покрытие, его надо снять при помощи наждачной бумаги.

Браширование древесины

Плиты ДСП, МДФ обладают однородной структурой, в отличие от древесины, поэтому их подготовка имеет особенности. Для придания потертости поверхность можно осторожно обработать мелкой наждачкой, но самой эффективной является более сложная технология:

  • нанесение барьер-грунта для усиления адгезии верхнего слоя плиты к патине,
  • после высыхания – наложение полиуретановой грунтовки, которая станет основой для патины,
  • шлифовка созданного покрытия наждачной бумагой для воспроизведения древесной структуры,
  • собственно патинирование.

Нанесение патины при помощи морилки

Морение идеально подходит для мебели, выполненной в классическом стиле. Цвет изделий станет более темным, чем являлся изначально. Порядок работы таков:

  1. На фасады нанести морилку на водной основе, покрывая детали целиком. Можно выбрать любой цвет – орех, красное дерево, дуб, бук или иной.
  2. Мягкой губкой стереть часть состава таким образом, чтобы придать эффект состаривания (в основном, со средних зон). Кайму, резьбу, элементы фрезеровки, трещины при этом надо оставить более темными.
  3. Дать составу высохнуть, потом нанести второй слой морилки похожего оттенка, но не на водной, а на спиртовой основе.
  4. По мере высыхания средства выполнить слой шеллака. Если нужно усилить винтажный вид, можно дополнительно стереть античный воск.

Патинирование с помощью морилки

Классический способ

Классическое патинирование основывается на применении акрила, воска, битума, масла. Нужно подобрать материал подходящего тона – древесного, металлического или обычного. Технология напоминает простую покраску. Вначале на основание наносится слой материала для патинирования, затем его излишки стираются или растушевываются более тщательно. Второй слой в этом случае выполняется при помощи шеллака.

Также стандартная технология может подразумевать такие действия:

  • нанести патину темного оттенка,
  • дать средству немного подсохнуть, сделать еще один слой материала более светлого тона, чтобы подчеркнуть темные поры,
  • вместо светлого тона можно взять золотой или серебряный, если речь идет о мебели в классическом стиле,
  • по мере высыхания отшлифовать основание мелкой наждачкой для создания эффекта потертости,
  • закрепить результат шеллаком или акриловым лаком, выбрав матовый состав.

Техника кракелюр

Данная техника позволяет «прорисовать» сеть трещин на поверхности изделия, чем обеспечивает усиленный декоративный эффект. Для кракелюра используют специальный лак с одноименной пометкой на упаковке, который способен растрескиваться после высыхания. Порядок действий будет таким:

  • поверхность обрабатывают грунтовкой, щетку и наждачку не применяют,
  • наносят лак для кракелюра, подбирая нужный по цвету состав (если он прозрачный, можно первым слоем наложить акриловую краску, а затем лак),
  • выполняют очень тонкий слой матовой краски на водной основе, действуя осторожно, чтобы не испортить фактуру.

Обработка мебели в технике кракелюр

При необходимости трещинки можно затереть битумной мастикой с целью их затемнения, но только после полного высыхания покрытия (через 1–2 суток). При растрескивании пленки изделие обретет состаренный вид. Для закрепления результата допустимо нанести слой шеллака.

Искусственные потертости

Данный способ хорошо подходит для дерева и МДФ, прекрасно сочетается с техникой декупажа:

  • краской для патинирования темного тона окрашивают поверхность изделия,
  • после высыхания края, резные элементы покрывают слоем парафина,
  • наносят на предмет второй слой патины более светлого оттенка или тона «металлик»,
  • производят шлифовку поверхности наждачной бумагой,
  • покрывают изделие морилкой или воском, либо прозрачным матовым лаком.

Создание искусственных потертостей

Что понадобится для работы

Само значение слова «патина» никак не связано с процессами окрашивания. Оно имеет итальянское происхождение и обозначает пленку, которая образуется на металле после длительного взаимодействия с кислородом.

Изначально приходилось долго ждать, когда металл сам окислится, а результат был совершенно непредсказуем, сейчас эту технику можно воспроизвести дома своими руками при помощи следующих материалов:

  • патина понравившегося вам цвета (в порошке);
  • жидкий растворитель;
  • кисть (размер 2-3) или губка;
  • небольшие пластиковые или стеклянные ванночки (не берите металлические, они могут взаимодействовать с краской);
  • изделие из металла, которое вы хотите декорировать.

Обратите внимание на технику безопасности! Средства для патинирования подразумевают работу с химическими окислителями, растворителями и требуют особой аккуратности.

Рекомендуется не работать в замкнутых помещениях без защиты дыхательной системы. Лучше работать на свежем воздухе, в помещениях с хорошей вентиляцией (с открытыми окнами, включенной вытяжкой, сквозняком). При попадании кислоты на поверхность кожи немедленно промойте под проточной водой затем нанесите кашицу из пищевой соды. При появлении высыпаний, ожогов или каких-либо кожных изменений, немедленно обратитесь к врачу!

Защищайте свои руки! Патинируют всегда в перчатках.

Обзор вариантов

Виды патины, консистенции и составов

В зависимости от задумки посредством патинирования можно придавать поверхностям различные эффекты:

  • Полное покрытие.
  • Фрагментарное состаривание.
  • Растрескивание.

По густоте специальные составы для патины могут быть такими:


  • Густые – будут напоминать пасту, которая используется при обработке древесины для окрашивания в красноватые или желтоватые оттенки, а еще они близки к золотым.

  • Жидкие – сделаны на полимерной или водной основе, а еще помогают придавать изделию сияние и еще улучшают его вид.
  • Фацетные лаки – дают возможность создать состаренную поверхность благодаря формированию сети трещин.

Для обработки металла, древесины или других материалов применяют составы на различных основаниях, которые неодинаковые по устойчивости готового покрытия и уровня сцепления с основанием. Самыми популярными является морилка, акриловая краска, воск, масло, битум и шеллак.

Морилка

Патина для дерева своими руками может быть выполнена морилкой. Использование морильных составов является самым простым способом искусственно состаривать деревянную поверхность, и потому он самый дешевый. Морилка будет облагораживать изделия из дерева, а еще придает им утонченный вид, помогает «сделать» из недорогих пород древесины более дорогостоящие. Средства такой группы будут способствовать защите древесины от гниения, заселения плесенью и грибками, усиливают свойства влагоотталкивания.

Как правило, морение изделия предполагает предварительное проведение браширования – удаление древесных мягких волокон посредством прочной щетки, и при этом жесткие продольные волокна останутся на месте. Браширование требуется для того, чтобы обеспечивать более выраженный патиновый эффект. После морения изделия часто покрывают воском или грунтовкой шеллачного типа. Цветовая гамма при применении морилки ограничена темными оттенками древесины, и использовать серебрение, позолоту или другие металлические тона не выйдет.

Воск

Часто в роли финишного покрытия применяют восковые патины в виде пасты на водной основы. Их делают при помощи соединения натурального воска и пыли из металла. Есть в продаже и составы бесцветного типа, а после нанесения которых останется красивый перламутровый блеск.

Свойства патины воскового типа такие:

  • Помогает одновременно подчеркивать древесную структуру и затонировать его.
  • Легко наносится, медленно просыхает, удобно растирается, и потому работать с ней можно в комфортном режиме для мастера.
  • Чаще всего требуется для небольших по размеру площадей, идеально подойдет для ясеня и дуба.
  • Имеет различные оттенки – латунный, серебряный, золотой, бронзовый, а еще переливчатые тона.
  • Красиво будут выделять резьбу, рисунки, узоры, годится для текстурированных и рельефных плит, а еще трещин в технике кракелюр.
  • Имеют высокую степень адгезии к пластику, дереву, которым будет покрыт МДФ.
  • Наносят посредством губки или ветоши, полируют и просыхает все в течение суток.

Рассмотрим другие составы

Акрил

Патина акрилового типа представляет собой универсальный состав для гипса, древесины и металла. Такой материал имеет водную основу, но дает возможность создать устойчивое покрытие, которое имеет прекрасную адгезию с поверхностями. После нанесения пленка будет защищать материал от гниения, а также размножения грибков и микробов.

Патина для металла своими руками не сложная, и с ней сможет справиться даже новичок. Акриловой патиной можно обработать всю поверхность или ее часть, а еще отдельные выступающие элементы. Чтобы придавать оригинальный вид основанию, можно даже скомбинировать составы разного оттенка. Еще есть варианты накладывать разные тона патины в несколько слоев, чтобы получать неповторимый эффект, а еще сложный орнамент цветов. Выбор акриловых оттенков достаточно большой – есть и классические, и металлические тона. При необходимости этот тип патинирования прекрасно сочетается с декупажем, алкированием и обычным окрашиванием.

Битум

Структура такого стройматериала помогает придавать древесине особый вид, а еще вычернить резьбу, грани, рельефные углубления и выступы. После нанесения битума на древесину все лишнее стоит удалить растворителем, а впитавшийся состав будет создавать эффект старины (изделие будет темного цвета). Битумная патина может быть сделана на базе бетонного полимера, скипидара, уайт-спирита и не считается финишным материалом. После просыхания патинированные поверхности следует покрывать шеллаком для закрепления результата, так как в противном случае он продержится недолго.

Масло

Такая патина подойдет для металла и древесины. Она не будет прятать естественный оттенок материала, а еще выгодно подчеркнет узор на деревянных поверхностях. По свойствам масло будет напоминать восковую патину – его стоит легко наносить, а еще будет медленно просыхать. Нельзя использовать такие составы в технике декупажа, потому что они растворяют бумагу.

Шеллак

Сам по себе такой материал имеет желтоватый или даже красно-коричневый тон, который станет темнее по мере увеличения числа слоев. Он может быть применен изолировано или при сочетании с декупажем, а еще станет промежуточным или финишным покрытием. При работе с шеллаком применяют губку или кисть.

Цвета патинирования

На различных металлических поверхностях путем патинирования можно добиться совершенно различных цветовых решений. Наиболее распространенный цвет патины – зеленоватый, он получается путем окисления меди. На других металлических поверхностях получаемый оттенок может быть совершенно иным:

  • Насыщенный желтый или цвет охры на стальных поверхностях.

  • Шоколадно-коричневый на латунных и бронзовых предметах.

  • Темно-серый на серебряных изделиях.

Выбор сухой патины для работы по металлу достаточно разнообразен. Продается пудра практически в каждом строительном магазине. Наиболее распространенные цвета:

  • состаренное серебро;
  • натуральная или окисленная медь;
  • червонное золото.

Также доступны более яркие радикальные цвета, например, синий, сиреневый, красный, позволяющие добиться оригинального эффекта на поверхности различных металлов.

Подготовка поверхности

Декоративное нанесение патины требует тщательной подготовки обрабатываемой поверхности, металл должен быть идеально гладким. На нем не должно быть проявления коррозии, она не даст хорошо загрутновать поверхность, верхние слои достаточно быстро запузырятся и облезут.

Все заусенцы необходимо удалить, сколы, выбоины зашпатлевать и зашлифовать наждачной бумагой (сначала грубой, затем более мелкой).

Подготовленное изделие покрывается специальной грунтовкой (удобнее всего, из спрея-баллончика), а затем на него наносится краска-патина для металла.

Инструменты и материалы

Искусственно состарить мебель можно и в домашних условиях. Для этого потребуются некоторые инструменты и материалы.

Для нанесения красок понадобится несколько кистей – для каждого состава. Для предварительной шлифовки используют наждачную бумагу. Если речь идет о реставрации деревянных фасадов или столешниц, при подготовке плит используют шлифовальную машину. Для затирания декоративного слоя потребуется сухая ветошь.

Для увеличения адгезивных свойств поверхности нужна грунтовка поверхностей. Базовый декоративный материал, на который впоследствии наносят патину – акриловая краска или морилка.

Следующий слой краски – патина, которой в результате останется немного. Для того чтобы дополнительно защитить мебель, патина покрывается лаком. Для антикварного эффекта лак стоит выбрать матовый.

Для работы на дому лучше использовать безопасные акриловые составы на водной основе. Они достаточно стойкие и простые в работе.

Техника нанесения краски-патины

Состаривать металл можно двумя способами: наносить патину при помощи кисти или губки. Набирая растворенную краску на кончик кисти, вы можете добиться совершенно разной текстуры, направленных мазков и различной глубины прокраски. Не мочите кисть перед началом работы, она должна быть обязательно сухой, мокрая кисть даст подтеки и капли на обрабатываемом металле.

Не берите слишком большую или маленькую кисточки – оптимальный размер щетины 2-3 см. Губка дает эффект «запыления», но не прижимайте её слишком сильно, иначе на обрабатываемой поверхности отпечатаются поры.

Держите наготове салфетку с растворителем и немного основной краски, которой окрашено изделие. Работа с патиной должна быть практически безошибочной. Повторное нанесение патины на металл на одно и тоже место дает некрасивый «плоский» эффект. При окрашивании отдельных элементов будьте аккуратны: если вы случайно «мазнули» рядом, просто закрасьте этот участок фоновой краской.

На видео: нанесение патины на металл.

Патинирование металла окислителями

Получение патины на металле путем его погружения в различные химические составы – трудоемкий способ, результатом которого станет образование цветной пленки (налета) на поверхности металла. Этот вид гораздо более прочен, поскольку пленка не стирается быстро при механическом воздействии, как краска. Если вам хочется почувствовать себя творцом и попробовать добиться состаривания металла при помощи патинирующих растворов, вам понадобятся специальные химикаты.

Обрабатываемую поверхность следует подготовить, как и при работе с краской, но не грунтовать и не красить, а обезжирить и отбелить в кислотном растворе. Все манипуляции вы можете провести дома, своими руками создать шедевр или дать новую жизнь старым предметам.

Как сделать классическое патинирование дома и получить желаемые цвета? При патинировании латуни наиболее часто стремятся добиться черного или глубокого коричневого цвета, оливкового оттенка, темно-оранжевого или мышино-серого цветов. Коричневый цвет достигается путем погружения металла в раствор тио-сульфита натрия, в народе известного как фотофиксаж.

В готовый раствор предварительно добавляют кислоту (серную, соляную, азотную) и опускают туда металл. Не передержите изделие! Патина проявится очень быстро. Работайте аккуратно! Используйте резиновые перчатки и делайте небольшие перерывы каждые 15-20 минут.

Важно! Покрытие не очень стойкое, его надо обязательно покрывать сверху лаком.

Как получить другие оттенки:

  • Для получения оливкового оттенка латунное изделия погружают в раствор, состоящий из нашатыря, воды и хлорированной окиси меди (в пропорции 4/5/2). Будьте очень аккуратны – состав токсичен.
  • Густой оранжевый оттенок на латуни даст смесь сульфита калия, а седой серый – печени серной (спекшаяся смесь серы 5 г в порошке и поташа).
  • На меди, как и на латуни, патина получается очень эффектной. На ней можно получить черный оттенок (при погружении в раствор печени серной) и старинной черноты (если смешать 2-3 г печени серной, добавить столько же обычной соли).
  • Медный купорос вместе с хлористым цинком даст кроваво-красный оттенок патины.
  • Роскошный синий цвет стали придаст смесь гипосульфита и уксусного кислого свинца (150 г плюс 50 г на 1 л воды). Патина на стали проявляется как при погружении в холодный раствор, так и при его кипячении (оттенок будет насыщеннее).
  • Добиться оттенка воронова крыла («воронение») можно погружением изделия в раствор хромпика из расчета 100 г на литр воды. Сталь приобретет удивительное металлическое свечение с глубоким, черно-синим оттенком. Примерно через 20 минут сталь покроется пленкой удивительного, иссиня-черного оттенка.
  • Бронзовые изделия при патинировании приобретают разнообразные оттенки зеленого и синего. Для получения светло-зеленого оттенка понадобится 3 части хлористого алюминия, 1,5 5% уксуса и 5 соли меди. Время выдержки желаемого оттенка на бронзе определяют визуально. Чем дольше выдержка, тем глубже, темнее будет получаемый оттенок.

Технология нанесения патины

Те, кому доводилось работать с патиной, знают, насколько это просто сделать. Не возникает трудностей и при обработке древесины. Более того, этот процесс является столь увлекательным, что приносит наслаждение.

Но каждому домашнему мастеру нужно знать, что при работе с различными видами поверхностей используется свой особый алгоритм. Это главное условие, гарантирующее получение декоративной патины.

Подготовка поверхности. Прежде чем приступить к созданию патины на деревянных изделиях своими руками, вы должны обследовать поверхность и убедиться, что она подходит для этой работы. Изделия из необработанного массива идеально подходят для этих целей, так как с ними не нужно проводить дополнительную обработку.

Другое дело, если приходится иметь дело с гладкими лакированными поверхностями, покрытиями, созданными с помощью акриловой плёнки или ПВХ. На них краска держаться не будет. Исправить недостаток можно с помощью браширования. Для этого нужно обработать поверхность крупнозернистой наждачной бумагой или металлической щёткой.

Так, мы удалим мягкие волокна дерева, расположенные под неустойчивой к таким воздействиям плёнкой. Когда структура обнажится, она будет готова к дальнейшей обработке. Теперь нужно с помощью мягкой щётки очистить поверхность от пыли и обезжирить её.

Классическое патинирование

Несмотря на то что технология нанесения красящих составов на основе битума, воска или акрила достаточно простая, она должна выполняться в точности по принятому алгоритму:

  1. Работа начинается с того, что на поверхность наносят красящее вещество. Его количество определяем в зависимости от насыщенности результата, который хотим получить. Краска может лечь только на поверхность изделия или проникнуть в толщу рельефа.
  2. Если в этом возникнет необходимость, то удаляем излишки раствора ветошью.
  3. Чтобы создать более глубокий эффект патинирования, ждём, когда первый слой высохнет. После этого наносим следующий и растушёвываем его.
  4. Когда подсохнет финишный слой краски, берём мелкую шкурку и растираем это место. После выполненных действий у нас должна получиться состаренная благородная поверхность.
  5. На заключительном этапе обработанную поверхность нужно покрыть щелочным лаком.

Несмотря на всю привлекательность современных предметов интерьера и мебели по-прежнему есть люди, которые особенно оценят мебель с эффектом старины. Но это необязательно должны быть антикварные вещи.

Благородную поверхность можно получить с помощью современных материалов. Но здесь нужно учесть, что каждый из окрасочных материалов имеет свои особенности, поэтому перед работой необходимо изучить технологию их нанесения и в точности придерживаться ей.

Зачем нужна патина

Потемнение металла и изменение его цвета является признаком подлинности старинного предмета. Но возможно и искусственное патинирование металла, которое способно украсить современное изделие. Не каждому нравится яркий блеск свежей позолоты или начищенной латуни. А обработанные специальным образом, они приобретают более утонченный вид и элегантный оттенок, который не мешает зрительному восприятию кованого предмета.

Кроме того, искусственная патина в ковке предохраняет материал от окисления, например, бронзу. Она атмосфероустойчива и может на долгие годы защитить металл, как внутри помещения, так и на улице. Особенно привлекательно выглядят садовые изделия, искусственно «состаренные». Они очень органично вписываются в природный ландшафт, становятся его частью.

Патинирование металла разными способами

Кузнецы «Мастерской изящной ковки» готовы сделать «старинными» любые изделия для интерьера или экстерьера. Для этого существует несколько способов искусственно изменить цвет металлической вещи.

Сейчас чаще всего используются специальные акриловые краски, которые за считанные минуты позволяют придать поверхности любого изделия старинный вид. Именно они защищают металл от коррозии и в тоже время позволяют имитировать разные фактуры, например, одному металлу придать вид другого. Так существуют краски, придающая цвет золота, бронзы, меди, серебра, а также зелени и фиолетовой патины. В поисках необходимого цветового решения можно комбинировать разные краски.

Изменить цвет кованой вещи можно с помощью азотной кислоты или специальных химических растворов, которыми покрывается нужная поверхность. Кислота «съедает» лоск новизны предмета, делая его более «старым».

Также состарить любое кованое изделие можно одним из механических способов. Например, с помощью смеси машинного масла с абразивным порошком. Эту смесь наносят на металл и не надолго оставляют. После этого ее счищают. В результате углубления остаются черными, выступающие места приобретают первозданный цвет, а основной фон становится матово-сероватого оттенка. Такие способы довольно трудоемки и поэтому редко используются на крупных изделиях.

Существует патина в ковке, которую называют воронением. Для его получения металл натирают льняным маслом и нагревают до получения черной пленки. После этого поверхность зачищают наждачной бумагой для того, чтобы на выступающих местах появился металл. Этот способ также очень трудоемкий и используется только на небольших изделиях, которые находятся внутри помещения.

Какую краску для кованых изделий выбрать и как правильно подготовить изделие к покраске читайте в статье — краска для кованых изделий.

Подробное описание композиций

Любой вещи можно придать благородную поверхность, будь то кухонная мебель или старинный шкаф. Главное, чтобы деревянное изделие имело фактуру. Для обработки металлических и деревянных поверхностей используют составы на различной основе. Разница между ними заключается в степени устойчивости и адгезии с основанием.

Морильные составы. Если окинуть глазами обстановку в доме, то наверняка в нём можно обнаружить изделия из древесины с патинированием. Если мастера используют для окрашивания деревянных поверхностей морилку, то они, скорее всего, не ставят цель придать ей особые эстетические свойства.

Но, несмотря на это, подобный метод окрашивания является одним из популярных способов по облагораживанию изделий, который в то же самое время защищает поверхность от грибков, плесени, проникновения влаги и гниения.

При желании эффект патины можно сделать более выраженным, если выполнить браширование. Оно сохраняет продольные жёсткие волокна и одновременно убирает мягкие с помощью специальной жёсткой щётки.

В этом и заключается облагораживание поверхностей натурального массива в домашних условиях. Хотя этот вариант отделки позволяет получить лишь один цвет патины. Ведь морилка имеет тёмный оттенок, поэтому ожидать появления позолоченной поверхности не приходится.

Битум

На первый взгляд, сложно представить, что с помощью такого невыразительного строительного материала, как битум можно получить шедевр. Однако, он разбивает все сомнения после первого использования.

Его особая структура делает дерево очень податливым и упрощает процесс нанесения патины. При желании владелец может получить эффект насыщенного золочения или тонкий налёт.

С помощью битумного лака можно легко вычернить углубления в резьбе, выделяя выступающие на поверхности грани. Изготавливается этот материал из бетонного полимера и скипидара или уайт-спирита. Поэтому требует после обработки поверхности нанесения закрепляющего слоя шеллачным лаком.

Акрил

Этот материал на водной основе неслучайно пользуется популярностью при создании патины. Объясняется это его универсальностью, ведь с его помощью можно создать эффект состаривания на любой поверхности — металлической, деревянной или гипсовой.

Покрытие получается очень стойким, обладает прекрасной адгезией к основанию, защищает дерево от гниения и появления микроорганизмов. Достаточно простой является и технология патинирования древесины своими руками. С её помощью можно обработать всю поверхность или оформить в желаемый цвет лишь выступающие элементы резьбы.

Для получения более выразительной патины можно использовать составы разных оттенков. Но нужно наносить их в несколько слоёв. Как результат, получается сложный цветовой орнамент.

Акриловые составы позволяют создавать патинированную поверхность с разными оттенками:

  • золота;
  • серебра;
  • голубизны и др.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: