Оксидированное серебро: особенности технологии и правила ухода


Технология оксидирования серебра

Ювелирные украшения из оксидированного серебра со временем меньше тускнеют, обладают коррозийной стойкостью. Объяснение простое − в ходе обработки поверхность изделий покрывается прочной сульфидной, оксидной пленкой.

На промышленных предприятиях, в кустарных мастерских и домашних условиях оксидированное серебро получают двумя способами:

  • химическим;
  • электролитическим.

Для создания цветного декоративного покрытия используют электролиты, растворы, содержащие хромовокислый калий

Технология химического оксидирования серебра

Химическим способом серебряные изделия окрашивают за 10−15 минут. Конечный оттенок зависит от времени выдержки, температуры и состава рабочего раствора. Его основной компонент – серная печень, ее получают за 15−20 минут, сплавляя в железной чашке два ингредиента: 1 часть серы (S), 1−2 части сухого поташа – кальцинированной соды (K₂CO₂).

Составы для оксидирования готовят несколькими способами:

  • первый вариант − вода, серная печень;
  • второй вариант − вода, серная печень, углекислый аммоний;
  • третий вариант − вода, серная печень, хлористый аммоний.

Раствор подогревают до 60−70 ℃, опускают в него предварительно обезжиренное украшение, регулируя время обработки, получают оксидную пленку нужного цвета. Если состав приготовлен первым способом, то ее оттенки варьируются от светло-серого до черного, вторым − от серо-синего до черного с синим, третьим – от светло-серого до темно-голубого.

Получив нужный цвет, украшение вынимают из раствора, промывают в воде, дают обсохнуть. Потом, используя пемзовую пудру, мел, суконку, поверхность очищают. На последнем этапе мягкой латунной щеткой наводят красивый глянец.

Электрохимическое оксидирование

Этот технологический процесс при плотности тока 0,1−0,5 A/дм² и температуре 25 ℃ длится 1−5 минут, во время него украшения опускают в раствор электролита:

  • сернистый натрий − 20−30 г/л;
  • сернокислый натрий − 15−20 г/л;
  • серная кислота − 5−10 г/л;
  • ацетон − 3−5 г/л.

Цвет пленки – черный с синим, время сушки при температуре 60−70 ℃ составляет 5−10 минут.

Плюсы и минусы оксидированного серебра

После полировки выпуклые зоны светлеют, рисунок становится объемным. Вставки из природных камней на фоне состаренного серебра смотрятся богаче. Оксидная пленка защищает поверхность от мелких механических украшений, создает яркие акценты.

Декоративная пленка со временем стирается, ее восстанавливают повторным оксидированием

Ювелиры чаще используют технологию химического создания оксидной пленки. Она экономически выгоднее, позволяет создавать различные оттенки за счет изменения времени выдержки, температуры раствора.

Как проходит оксидирование?

Процесс обработки украшений из серебра проходит по следующей схеме:

  • изделие помещают в заранее приготовленный раствор;
  • наблюдают за химической реакцией;
  • при помощи деревянного приспособления извлекают украшение;
  • промывают изделие в воде.

Для приготовления раствора используют серную печенку — это раствор углекислого калия и сульфида калия в процентном соотношении один к одному или один к двум. Компоненты растворяют в воде, а после подвергают раствор термической обработке — его медленно нагревают до температуры 80-90 градусов.

Если требуется придать оттенок отдельному участку серебряного украшения, то раствор наносят выборочно на отдельные участки украшения.

Если необходимо полностью изменить цвет украшения, то его полностью погружают в раствор, а после промывают под потоком воды, медленно снижая ее температуру для того, чтобы зафиксировать полученный цвет.

Перед процедурой серебро необходимо обезжирить, а уже после приступать к оксидированию металла. Для обезжиривания можно использовать бензин или спирт.

Когда процесс обработки серебра будет завершён, поверхность украшения зачищают при помощи фетровой ткани, предварительно ее натирают мелом. Украшение полируют — это помогает сохранить и зафиксировать полученный результат.

В цехах оксидирование украшений из серебра проходит при помощи электролитического осаждения. Температура раствора, который используется для обработки, значительно ниже — от 18 до 22 градусов. Время обработки занимает около 35 минут. После обработки украшение сушат при температуре в 60-70 градусов.

Уход за украшениями из оксидированного серебра

За кольцами, серьгами, браслетами без вставок уход стандартный. В кипяченую воду комнатной температуры добавляют жидкое мыло – 1 ч. л. на 100 мл, украшения на 15−20 минут опускают в мыльный раствор, после чего ополаскивают, аккуратно протирают мягкой салфеткой.

Изделия со вставками чистят аналогично, но учитывают особенности драгоценных и полудрагоценных камней. Для удаления грязи с оксидированного серебра не используют специальные ювелирные салфетки, пропитанные абразивными средствами для полировки, и профессиональные средства для чистки стерлингового серебра.

Классический набор для быстрой чистки колец, сережек, браслетов, перстней из оксидированного серебра от загрязнений состоит из двух салфеток:

  • влажной, смоченной в мыльном растворе, – для удаления загрязнений;
  • сухой – для щадящей полировки.

Из гигиенических соображений чистку серебряных украшений проводят регулярно. Частицы кожи, косметика, бытовая химия, пыль оседают на поверхности, могут стать провокаторами аллергических высыпаний. Раздражение, зуд возникают в местах контакта ювелирных изделий из оксидированного серебра с кожей.

Преимущества и недостатки

Серебряные украшения со временем темнеют. Это происходит потому, что они вступают в контакт с сероводородом из окружающего воздуха. Оксидирование позволяет замедлить процесс: тонкая пленка не позволяет серебру окислиться. Правда, серьезной эту защиту назвать нельзя — со временем реакция все равно станет неизбежной.

Технология оксидирования придает ювелирным изделиям дополнительный объем, глубину и выразительность. При этом она безопасна, не вызывает аллергических реакций и почти ничего не стоит. После повреждения покрытия его можно восстановить в мастерской.

Чернение (патинирование) меди

Процесс оксидирования меди, в результате которого медное изделие приобретает темный цвет называют чернением или патинированием меди.

Патинирование – процесс образования на поверхности металла сернистых или хлористых соединений в результате взаимодействия химических элементов с металлом.

Чернение (патинирование) меди проводят в растворе серной печени. В результате взаимодействия ионов серы с металлом на поверхности медного изделия образуются пленка сульфида меди – соль черного цвета нерастворимая в воде и неконцентрированных кислотах.

Для чернения меди используют следующие варианты растворов:

  • серная печень (10-20 г/л) доводится до кипения;
  • серная печень (6-10 г/л), хлористый аммоний (40 г/л) при температуре 800С;
  • едкий натр (9 г/л), персульфат аммония (3 г/л) при температуре 1000С.

Реакция оксидирования проходит быстро, медное изделие приобретает темный благородный оттенок (под старину). Таким способом часто патинируют медные чеканки – в результате в углублениях медь приобретает черный цвет, на наклонных поверхностях оттенок светлее и на выпуклых поверхностях изделие сохраняет блестящий красный цвет. Перед погружением в раствор чеканку нагревают.

Художественное патинирование медных пластин

В художественных мастерских для обработки чеканок и различных украшений из меди часто используется способ оксидирования меди без погружения в раствор. Для этого на поверхность изделия аккуратно наносят слой концентрированной азотной кислоты, после чего изделие нагревают. Цвет меди меняется в зависимости от температуры от зеленовато-синего до черного. Затем изделие остужают, промывают водой и осветляют выпуклые части композиции с помощью плотной ткани, смоченной в бензине.

Еще один способ цветного оксидирования меди, при котором получают различные оттенки поверхности изделия в одном и том-же растворе, проводится в смеси серноватокислого натрия (130 г/л) и ацетата свинца (35 г/л) при температуре 800С. Поверхность изделия под воздействием раствора может приобретать желтый, оранжевый, красный или фиолетовый цвет. Оттенок оксидной пленки постоянно меняется при раскачивании, при достижении необходимого результата изделие вынимают из раствора сушат и наносят лак. При этом практически невозможно получить два идентичных изделия, каждая художественная композиция будет неповторима.

Удаление окисной пленки с меди

Снятие темной патинирующей пленки с поверхности изделия проводится в растворе (10-15%) кислот – серной и азотной.

Внимание: При смешивании концентрированной серной и азотной кислоты происходит реакция с выделением большого количества тепла. Следует использовать только специальную тонкостенную химическую посуду. При растворении кислот следует вливать кислоту в воду медленно, небольшими порциями. Следует помнить, что соли меди ядовиты, все работы проводить в вытяжном шкафу.

Патинирование и оксидирование изделий из латуни

Изделия из латуни также подвергают оксидированию с целью окрашивания поверхности или создания художественных композиций, стилизованных под старину. На латунных изделиях получают оксидные пленки со множеством цветов и оттенков – желтый, оранжевый, красный, синий, черный и т. д., при этом возможно получение как глянцевой, так и матовой поверхности.

Чернение латуни

Одним из способов чернения латуни является способ, при котором на поверхность изделия наносят хлористую сурьму. Реактив наносят кистью или валиком, а затем втирают плотной тканью или щеткой. В зависимости от концентрации раствора получают оттенки от серого до черного.

Получение цветных окисных пленок на латуни

Цветные оксидные пленки на латуни получают несколькими способами. Самый простой – оксидирование в растворе азотной кислоты. Погруженная в раствор латунная деталь покрывается слоем азотнокислой меди и окрашивается в зелено-голубой цвет. Процесс происходит при постепенном нагреве. Цвет пленки меняется в процессе нагрева, завершается процесс окрашиванием поверхности в черный цвет.

В качестве раствора оксидирования можно использовать обычный фиксаж для фотопечати (триосульфат натрия или гипосульфит). В раствор фиксажа (40-60 г/л) добавляется небольшое количество азотной кислоты (подкисляют раствор). В результате проходит химическая реакция с выделением сернистого газа и отложением серы, а раствор приобретает мутно желтый или желто-зеленый оттенок. Готовят раствор непосредственно перед обработкой латуни, раствор активен в течение 15-20 минут. Цвет меняется со временем выдержки имеет синеватый или фиолетовый оттенок. Емкость для раствора выбирают таким образом, чтобы поверхность изделия была видна. Изделие погружают в емкость на непродолжительное время, затем извлекают и промывают в горячей воде. Затем поверхность изделия наносят слой песка и протирают щеткой или плотной тканью. Окончательный оттенок изделие приобретает после повторного погружения в раствор. После извлечения из раствора поверхность обрабатывают пемзой, стирая темный налет, сушат и покрывают слоем прозрачного лака.

Еще один способ цветного оксидирование латуни осуществляется в растворе тиосульфата натрия (130-150 г/л) и уксусного или азотнокислого свинца (35-40 г/л). Раствор нагревают до 80-900С. Процесс требует постоянного визуального контроля, т к. цвет пленки меняется быстро и непрерывно – желтый, красный, фиолетовый, синий и, по окончании процесса, черный. При получении нужного оттенка изделие быстро извлекают из емкости, промывают и сушат.

Для всех перечисленных способов оксидирования латуни справедливо общее правило – реакцию можно остановить на любой стадии процесса, при получении нужного оттенка изделие извлекается из раствора. Если осуществляется предварительный нагрев изделия – прервать реакцию можно остановив нагрев. Фиксируют оттенок просто промыв поверхность водой. Осветление отдельных участков изделия производится бензином.

Точных рецептов приготовления растворов оксидирования и режимов процесса не существует, результаты художественного цветного оксидирования зависят от множества факторов – чистоты исходных компонентов, степени нагрева детали или раствора, способа обработки изделия по окончании процесса.

Большинство из перечисленных способов оксидирования и патинирования серебра, меди или латуни могут быть проведены в домашних условиях или гаражной мастерской, при соблюдении основных правил техники безопасности, которые справедливы для любого процесса нанесения гальванических или химических покрытий где используются концентрированные кислоты или производится нагрев активного раствора с выделением газообразных веществ.

Возможно Вас заинтересуют статьи:

  • Анодирование алюминиевых деталей в домашних условиях

    Алюминий и сплавы на его основе широко используются в производстве автомобильных и мотоциклетных автозапчастей в том числе автомобильных дисков. В…

  • Химическое фосфатирование

    Химическое фосфатирование углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов. Толщина фосфатной пленки от 7 мк. до 50 мк. Обработка поверхности с…

  • Свойства анодированного алюминия

    В прошлой статье были рассмотрены основные характеристики анодирования алюминия, принципы процесса и основные электролиты анодирования, получение…

  • Анодирование алюминия. Технология и реактивы анодирования

    В статье приведены основные принципы процесса анодирования алюминия, теоретические основы процесса. Рассмотрены основные растворы, использующиеся…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]