Проведение работ по рихтовке автомобильного кузова зачастую сводится не только к основным навыкам в работе со стандартным инструментом. Почти всегда потребуется знание особенностей конструкции, геометрии деталей кузова да и соблюдение банальной точности играет не последнюю роль. Даже при обладании весьма богатым опытом и познаниями в данном деле, потребуется применение специального инструмента, коим выступает споттер.
Споттер – общие сведения
Этим словом во всем мире называют все виды инструментов контактной сварки (от английского spot — «точка»). На бывшем постсоветском пространстве так именуют аппараты односторонней сварки, используемые для ремонта поверхностей кузова разных видов ТС, и в комплект которых входит обратный молоток. Основной целью применения споттера является пресечение необходимости замены поврежденной детали, проведение вместо этого ее точечного ремонта, что позволяет сэкономить на текущих расходах.
Любому профессиональному рихтовщику известно, что точечная сварка незаменима при сложной геометрии кузова. Поверхность на машине с помощью данного инструмента обрабатывается в любых местах вне зависимости от труднодоступности. Работа с инструментом достаточно проста и не требует длительного обучения – именно поэтому аппараты и получили широкое распространение.
Прибор, по сути, является универсальным – хорошо подходит для рихтовки кузовных деталей, как то: капот, пороги, двери, крылья и т.п. Главная функция прибора – создание усилия выпрямления с фиксацией на наружной стороне детали.
Предназначение споттера и его особенности
Самодельный споттер используют в отношении кузовных работ автомобилей. Делают это тогда, когда по каким-то причинам с внутренней стороны выровнять поверхность детали нет возможности. Можно локально нагревать металл при помощи указанного инструмента, если на кузовной области есть небольшие повреждения. Важно разобраться, как сделать споттер своими руками, чтобы получить качественное и функциональное изделие.
Процесс сварки выглядит так. На место повреждённого металла закрепляется крепёж. К нему подсоединяется устройство и при помощи вспомогательных приспособлений либо своими руками вытягивают вмятины. Инструмент для ремонта кузова дает возможность быстро и качественно восстанавливать автомобиль без покраски поврежденного участка. Споттер хорош тем, что при его эксплуатации удается держать под контролем функционирование каждой детали. Это объясняется тем, что вероятность перегрева и разрыва проводов довольно велика.
Принцип работы и устройство
Если в двух словах, то с помощью споттера нагревается небольшой участок элемента кузова, который необходимо избавить от непредусмотренной конструкцией деформации. При этом самому автомобилю причиняется минимум повреждений.
Простейший споттер-инструмент состоит из:
- Корпуса;
- Электрического кабеля;
- Насадки-стаддера;
- Обыкновенного электрода (его возможно заменить заостренным крутом).
Любой кожух, который будет достаточно безопасен при выполнении работ, может играть роль корпуса. Споттер можно изготовить и самостоятельно, но подобный аппарат вряд ли справится с долговременными условиями работы – к такому приспособлены лишь фабричные модели.
Порядок по свариванию предусматривает следующие шаги:
- К поврежденному месту крепится (приваривается) крепежный элемент;
- Обратный молоток аппарата цепляется на фиксатор;
- Вытягивание производится за счет мускульной силы человека, но иногда используются и дополнительные инструменты.
Сам процесс обработки не требует приложения особых усилий и рихтовку вполне возможно осуществлять в условиях стандартного гаража.
Как сваривать детали с помощью споттера
Точечная сварка споттером
Технология сварки при посредстве споттера разбивается на следующие этапы:
- Центральная часть вогнутого участка поверхности зачищается до голого металла и обезжиривается.
- К корпусу автомобиля присоединяется кабель массы.
- В центре вмятины размещаются крепежные элементы — монтажные шайбы или сам электрод.
- Дается необходимое число сварочных импульсов, чтобы надежно приварить крепеж.
- Вогнутый участок вытягивается обратным молотком или талями.
- Крепежные элементы удаляются с поверхности скручивающими движениями.
- Выправленная поверхность тщательно зачищается и готовится к шпатлевке.
Куплен ли споттер в магазине или собран своими руками, он будет вам верным помощником в кузовных работах, особенно в тех случаях, когда к вмятине не подобраться с обратной стороны.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
>
Виды споттеров
Всего различают две основных разновидности инструментов: трансформаторные и инверторные. В зависимости от способа и области использования выделяют еще два класса: для сваривания кузова по контактному методу и для рихтовки.
Рихтовочные споттеры представляют из себя небольшие аппараты, предназначенные для мелкой работы. Они требуют обязательной установки обратного молотка и дополнительных насадок для выполнения ремонта. Кроме того, конструкция может включать специальные клещи. Однако, многие из данных устройств обладают малой мощностью, предрасположены к скорому перегреву, поэтому не способны обеспечить качественную сварку.
Кроме всего, оборудование точечной сварки может быть классифицировано по потребляемому напряжению питания от электрической сети. Стандартные инструменты рассчитаны на 220В, а самые мощные на 380В.
Основные компоненты для сборки
Для сборки и испытаний самодельного споттера нужны следующие комплектующие и расходные элементы:
- Корпус. Коробчатая конструкция из листового металла с передней и задней панелями. Обязательно наличие вентиляционных отверстий и клеммы заземления.
- Источник питания. В самом простом виде это переделанный своими руками трансформатор с защитным автоматом в первичной цепи.
- Кабели питания. Сварочный кабель должен иметь клемму для подключения к питанию и резьбовой контакт для присоединения к пистолету, а кабель массы — клемму и контактную площадку для сварного присоединения к кузовной детали.
- Схема управления. В минимальном варианте включает в себя кнопку-выключатель на пистолете, реле отключения входного напряжения, провода управления и блок питания цепи управления.
- Сварочный пистолет. На одном конце находится контактное резьбовое соединение для присоединения электродов и адаптеров, а на другом — гнездо для подключения сварочного кабеля.
- Оснастка. В базовом варианте включает в себя электроды для шайб и шпилек, обратный молоток и адаптер для подключения угольного электрода.
Сборка обратного молотка (инопуллера) своими руками
Для того чтобы собрать обратный молоток своими руками, необходимы следующие детали:
- стальной пруток длиной 60 см, диаметром 17 мм, с резьбой на обоих концах;
- стальная втулка со сквозным отверстием диаметром 15 мм, длиной 15 см и диаметром 40 мм;
- возвратная пружина;
- гайки и шайбы ограничителя хода;
- адаптеры для крепления электродов.
Вначале на конец прутка, предназначенный для крепления в пистолет, надевается шайба и плотно затягивается гайка. Затем пруток пропускается через втулку и возвратную пружину. На последнем этапе на нижнюю резьбу крепятся шайба и гайка, а затем навинчивается адаптер электрода. Во время работы массивная втулка будет отталкиваться от пружины и совершать возвратно-поступательные движения между двумя шайбами.
Изготовление рабочего пистолета
Фирменные пистолеты для споттера обычно выпускают в виде устройств с пистолетной рукояткой. Многое из того, что изготавливают народные умельцы своими руками, только условно можно назвать «пистолетом». Нередко это просто цилиндр с кнопкой и клеммой для подключения кабеля на торце. Это связано с тем, что пистолет для споттера состоит всего из трех деталей: корпуса, контактного стержня и выключателя. Контактный стержень обычно изготавливают из латуни. На одном его конце находится резьба для крепления обратного молотка, а на другом — зажим для подключения питания. Для тех, делает такие устройства собственными руками, поместить его в пистолетный корпус или использовать как есть — дело личных предпочтений. При этом, несмотря на низкое напряжение сварки, он должен быть обязательно заизолирован: таковы требования правил техники безопасности.
Трансформатор для споттера
Для изготовления источника питания для споттера подойдет любой трансформатор. В Интернете распространены видео изготовления аппаратов точечной сварки на основе трансформаторов микроволновок и других бытовых приборов
При этом авторы этих поделок не сообщают, на какой ток рассчитаны их устройства, а это очень важно, т. к
проплавление поверхности металла при работе споттера должно происходить за доли секунд, никак не проявляясь с обратной стороны детали. Фабричные аппараты имеют мощность 3÷5 кВт при напряжении холостого хода 7÷8 В (напряжение при сварке – 1.5÷2 В).
Для споттера, собранного своими руками и предназначенного только для кузовного ремонта, достаточно мощности 1.5÷2 кВт. Рассчитать, сколько должно быть витков во вторичной обмотке трансформатора, несложно. Для этого количество витков первичной обмотки (новой) надо разделить на частное от деления 220 на 7÷8. Обычно получается буквально несколько витков.
Схема блока управления
В Интернете достаточно много электронных схем, которые подписаны как блоки управления споттерами. Некоторые из них относятся к промышленным образцам установок точечной сваркой (в том числе и старым), другие изобилуют электронными компонентами и обладают избыточными параметрами, а ряд схем вообще не имеет отношения к нашей теме. Во многих из предлагаемых устройств реализованы регулировки тока и напряжения холостого хода, а также управление длительностью сварочного импульса. Их изготовление предполагает определенную квалификацию, а применяемые детали не так уж и дешевы. Выбор одной из таких схем целесообразен, если предполагается делать споттер для коммерческого использования в небольшой автомастерской. А для устройств, которые изготавливаются своими руками и используются в домашних условиях, имеются более простых решений.
Подробный порядок использования
Работа по разравниванию вмятины начинается с того, что на электрод подается ток от сварочного аппарата. Для выпрямления применяется обратный молоток, который может быть заменен заостренным упором. Воздействия на деформируемую поверхность необходимо осуществлять до ее полного выравнивания. По завершению всех операций, место обработки нужно зачистить, так как на нем остались электродные шлаки.
Алгоритм для рихтовочных работ включает в себя следующие этапы:
- Подготовка обрабатываемой поверхности (вне зависимости от материала кузова – алюминий или железо), путем удаления с нее любых покрытий, будь то шпаклевка, лакокрасочный слой, грунтовка;
- Присоединение «минусовой» клеммы от аппарата к кузову ТС в целях заземления;
- Постановка крепежа, посредством приварки различных крепежных приспособлений (петли, крючки и зацепы) к месту деформации, путем производства точечной сварки;
- Подготовка оборудования – осуществляется сцепление инструментальной базы и дополнительного оборудования (на этом этапе удобно применять пуллер);
- Выправка элемента, т. е. его вытягивание с целью восстановления первоначального вида;
- Демонтаж крепежа – банальное удаление средств крепления (обычно используют «болгарку»);
- Завершающий этап – это шлифовка, при котором производится очистка поверхности и проводятся подготовительные работы для последующего окрашивания.
Для выполнения вышеуказанного алгоритма вполне достаточно минимальных знаний по работе со сварочной установкой. В случае, если споттер укомплектован набором насадок, то это позволит работать с любыми элементами крепежей.
Инопуллер обратный молоток для самодельного споттера
Умельцу, изготовившему споттер своими руками, будет вполне по плечу сделать обратный молоток. Магазинные инопуллеры стоят дорого, так что затраченное время должно окупиться.
Главным донором деталей выступит монтажный пистолет для герметика, жидких гвоздей и прочего в тубах по 310 мл. Ту часть пистолета, куда вкладывается туба, нужно срезать болгаркой или ножовкой, понадобится только механизм подачи штока и рукоятка. На оставшуюся площадку привариваем на равных расстояниях друг от друга три расходящиеся под небольшим углом прутка или арматуры диаметром 0,6- 1,0 миллиметра — это и будут упорные стойки обратного молотка. Тот же материал пойдет на кольцо диаметром около 10 см, к которому надо приварить концы упорных стоек. Кольцо следует тщательно зачистить и обмотать скотчем или плотной бечевкой, чтобы предотвратить как приваривание кольца к ремонтируемой поверхности, так и ее дополнительное механическое повреждение.
Шток следует обрезать с двух сторон, с одной приварить к нему болт с двумя гайками. Это будет клемма для кабеля, ведущего к стопперу. Другую сторону, ту, где был упор для тубы, надо заострить на точильном камне так, чтобы диаметр плоского кончика составлял примерно 3 миллиметра. Даже не очень опытный домашний мастер выполнит такое задание своими руками за пару — тройку часов, разумеется, при наличии необходимых инструментов и оснастки.
Последний момент в комплектации споттера — это монтажные шайбы, крепеж, привариваемый к выпрямляемой поверхности точечной сваркой.
Устранение небольших вмятин
Несмотря на похожесть алгоритмов работы, все работы в малых масштабах имеют некоторые отличия, а именно:
- Для вытягивания фиксируется единственный крепеж;
- Зачистка производится только в месте повреждения, окружающую его площадь лучше не затрагивать;
- По периметру обрабатываемый участок обклеивается специальным (лучше малярным) скотчем, дабы не подвергнуть разрушению окружающую краску;
- Рихтовка осуществляется без применения особых усилий, опять же, во избежание повреждения детали в целом.
Возможно возникнет надобность в применении дополнительных насадок.
Устранение глубоких повреждений
Для устранения подобных деформаций потребуются масштабные действия, отличительными особенностями которых будут являться:
- Приварка большего количества фиксаторов в местах более тяжелых повреждений;
- Вытяжка производится медленнее – понемногу нужно вытягивать «по кругу» каждый элемент. В случае, если полностью заровнять один участок, то при переходе к другому может быть разрушен предыдущий результат;
- Обратный молоток применяется больших размеров, однако, тяжелых ударов следует все-таки избегать из-за риска повреждения крепежа.
Функциональная направленность споттеров заводского исполнения
Полезными их свойствами можно назвать:
- Прекрасно взаимодействуют в процессе рихтовки с ремонтными шайбами;
- Электрод из металла поддерживает соединение на постоянной основе в целях последующего быстрого перехода к операциям;
- Отлично работают с электродами из графита;
- Комфорт в применении и легкость обслуживания;
- Поддерживают переключаемую возможность рабочих режимов: долговременный и кратковременный. Во первом случае применяют электрод из металла, либо вообще используют ремонтные шайбы. Во втором случае устанавливается электрод углеродный;
- Имеют собственную систему охлаждения, которая автоматически отключит устройство при перегреве.
Стандартные характеристики серийных споттеров
К ним относятся следующие вариации:
- Тип электропитания – сеть на 220 В/380 В;
- Частота переменного тока – 50-60 Гц;
- Максимальная мощность – 10 кВт;
- При сварке предельная сила тока достигает 1300 А;
- Напряжение, образующееся на вторичной обмотке – 8-9 В;
- Встроенный таймер может быть установлен на промежуток от 0,1 до 1,2 секунды;
- Имеют возможность переключения режимов сварки с точечного на постоянный;
- Производительность аппарата зависит от выбранной программы – при точном аппарат работает на предельных мощностях, а при угольной сварке выходная мощность минимальна;
- Посредством железного электрода усилие разрыва составляет более 100 кг;
- При монтаже ремонтной шайбы тяговое усилие составляет более 100 кг.
Схема споттера на базе сварочного аппарата
Для народного умельца, который имеет минимальные навыки в электротехнике и использует собранный своими руками аппарат для ремонта собственной автотехники и автомобилей знакомых, вполне достаточно устройства на базе старого сварочного трансформатора средней мощности с простым блоком управления.
В этом случае оптимальный вариант — это система управления споттером из простых и доступных деталей, схема которой была опубликована в журнале «Моделист-конструктор» (см. ниже).
Схема споттера
Автор использует серийный сварочный трансформатор мощностью 1 кВт с первичной обмоткой 200 витков (можно применить любой другой с подобными характеристиками). Вторичную он заменил двумя параллельными обмотками в 3 витка общим сечением 100 мм².
Расчетное напряжение холостого хода по этой схеме — примерно 6.5 В. S1 – это входной автомат устройства. S2 — кнопка отключения, при замыкании которой подается напряжение на контактор K1 и размыкаются его контакты K1.1 и K1.2. Контроль за длительностью сварочного процесса визуальный.
В принципе, данную схему управления споттером из сварочного аппарата несложно дополнить реле времени (в т. ч. электронным) и системой регулировки величины тока.
В видеоролике (см. ниже) автор самодельного аппарата применил именно такую схему, только вместо контактора он использует низковольтное реле, запитываемое от выпрямителя. Для споттера это единственно верное решение, т. к. в этом случае на кнопку, которая расположена на рабочем пистолете, подается безопасное напряжение.
Комплектность споттерного оборудования
Как правило, аппараты, произведенные в Китае, сразу же идут с максимальным количеством аксессуаров и насадок и даже комплектуются специальной тележкой, поэтому ничего докупать не приходится.
В то же время, европейские модели не часто могут похвастаться полным походным комплектом. Однако, из-за простоты конструкции самого инструмента не возникает проблем в использовании при работе «не родных» насадок.
Обычно, в конструкции оборудования западных производителей обязательно применяется медная вторичная обмотка трансформатора, что позволяет снизить энергопотребление на одном и том же токе, что существенно снижает нагрузку на сеть.
Они же оборудованы и специальными умными микропроцессорами, которые исключат возможный ошибочный прожиг металла. Данная функция особо актуально в последнее время, когда мировой автопром начал применять металлические листы очень тонкой толщины (до 0,6 мм.).
Параметры, от которых зависит цена споттера
Огромную роль в цене споттера играют параметры, которые обозначают потребляемую им силу тока, общие качества производительности и функциональности. Чем выше каждый из перечисленных параметров, тем больше и цена аппарата. Таким образом, перед покупкой следует определиться с объемом работ, для которых понадобится оборудование. Если предполагаются разовые мелкие работы, то не следует раскошеливаться на профессиональное оборудование. Если же предполагается постоянное оказание квалифицированных услуг с помощью данного инструмента (например, в рамках работы СТО), то стоит озаботиться приобретением мощной аппаратуры.
Среди существенных факторов цены можно установить следующую тенденцию:
- Трансформаторные модели более дешевы и более надежны, но инструменты с инверторным типом преобразователя отлично показывают себя в точечной сварке;
- Модели с повышенной мощностью предназначены для сварки по точкам и применяются для более прочных деталей. Стандартной мощности будет вполне достаточно для рихтования единичных элементов корпуса;
- Наибольшую цену имеют инструменты с двусторонней сваркой, к тому же она выполняется посредством специальных клещей, которые раскладываются с обратной стороны и мгновенно создают зацеп.
Основные производители и модели
Споттеры являются специализированным оборудованием, поэтому по сравнению с другими сварочными аппаратами на рынке они представлены гораздо меньшим количеством моделей. Пожалуй, самыми известными среди них являются итальянский Telwin и немецкие Garwin и Nordeberg. Все эти фирмы выпускают довольно дорогие инверторные модели с самым широким диапазоном функциональных возможностей. Остальной ассортимент представлен известными и малоизвестными брендами, которые производят свое оборудование в Китае. Среди них можно отметить немецкую торговую марку Fubag, которая выпускает разнообразное сварочное оборудование с хорошей репутацией.
В статьях о споттерах иногда попадаются утверждения, что в режиме точечной сварки можно использовать сварочные инверторы с ручным режимом (MMA). Учитывая разницу в напряжениях холостого хода (даже с учетом возможности регулирования), это выглядит довольно сомнительным. А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением в комментариях.
Рейтинг лучшего оборудования для споттинга на 2021 год
7-ое место: Пилот МТ тип МИНИ
Один из самых бюджетных, но в тоже время и надежных аппаратов на российском рынке. По итогам 2021 года стал самым востребованным оборудованием среди аппаратов подобного типа у россиян. Совместим с насадками от других производителей.
Технические характеристики:
Наименование | Показатель |
Напряжение питания, В | 220 |
Потребляемая мощность, Вт | 6 |
Частота тока, Гц | 50 |
Минимальный ток сварки, А | 200 |
Максимальный ток сварки, А | 1500 |
Максимальная толщина свариваемых деталей, мм | 2 |
Вес, кг | 14 |
ЦЕНА, руб. | 14000 |
Пилот МТ тип МИНИ
Преимущества
- Комплектуется собственным набором насадок;
- Работает как с собственным пуллером, так и с насадками сторонних производителей;
- В комплект входят ремонтные шайбы в количестве 10 штук.
Недостатки
- Запрещено осаживать металл медным электродом.
6-ое место: Elitech АТС 5
Узкоспециализированный аппарат для кузовного ремонта автомобилей. Использование предполагается только вкупе с более мощной моделью, так его основная функция – приварка шпилек для последующей правки деталей с помощью обратного молотка.
Технические характеристики:
Наименование | Показатель |
Максимальный ток, А | 15 |
Мощность, Вт | 3500 |
Частота, Гц | 50 |
Диаметр привариваемых шпилек, мм | 2020-03-02 00:00:00 |
Вес, кг | 4 |
Класс | «полупрофи» |
ЦЕНА, руб. | 8000 |
Elitech АТС 5
Преимущества
- Компактность;
- Демократичная цена;
- Низкое энергопотребление.
Недостатки
- Узкая функциональность (невозможность сварки между собой даже тонких листов металла).
5-ое место: Fubag TS 3800
Инструмент предназначен для устранения вмятин с кузовов транспортных средств. Обрел заслуженную популярность из-за удобного пистолета, наличия микропроцессорной разрядки, простой панели управления.
Технические характеристики:
Наименование | Показатель |
Максимальный сварочный ток, А | 3800 |
Частота, Гц | 50 |
Масса нетто, кг | 23 |
Мощность, кВт | 7.4 |
Высота товара, мм | 235 |
Напряжение, В | 220 |
Ширина товара, мм | 360 |
Сетевой предохранитель, А | 16 |
Длина товара, мм | 225 |
ЦЕНА, руб | 24600 |
Fubag TS 3800
Преимущества
- 7 программируемых режимов на 11 вариантов мощности;
- Индикатор перегрева;
- Небольшой вес.
Недостатки
- Сравнительно короткий кабель – всего 4 метра.
4-ое место: Atis S52L
Данный многофункциональный споттер предназначен для выполнения сложных работ по выпрямлению кузовных поверхностей. Оснащен микропроцессором перегрева и автоматическим вводом сварочного режима. Основной рабочий цикл аппарата рассчитан на 10 минут работы при номинальной нагрузке с исключением перегрева.
Технические характеристики:
Наименование | Показатель |
Максимальный ток, А | 5200 |
Мощность, Вт | 20000 |
Толщина листов, подлежащих сварке, мм | 2 |
Регулировка продолжительности работы | автомат |
Охлаждение | воздушное |
Напряжение, В | 220-380 |
Вес, кг | 78 |
ЦЕНА, руб | 30000 |
Atis S52L
Преимущества
- Повышенная сила сжатия (180 кг);
- Автоматический режим охлаждения;
- Наличие удобной тележки для перемещения.
Недостатки
- Повышенная потребляемая мощность.
3-ье место: Redhotdot Hammer T-26
Инструмент профессионального класса для исправления стальных автомобильных панелей. Позволяет производить мельчайший ремонт, не требующий разборки машины. Имеет удобную пистолетную рукоять, работающую на автоматическом заряде и интуитивно понятную панель управления.
Технические характеристики:
Наименование | Показатель |
Максимальный ток, А | 3800 |
Мощность, Вт | 5200 |
Регулировка сварки | Автомат |
Частота, Гц | 50 |
Напряжение, В | 220-230 |
Дополнительно | переносной тип |
Вес, кг | 24 |
ЦЕНА, руб | 43000 |
Redhotdot Hammer T-26
Преимущества
- Упрощенная система настройки вида SINERGIC;
- Подсоединение дополнительного инструмента с помощью евроконнектора;
- Относительно малый вес.
Недостатки
- Плохо сочетается с насадками от сторонних производителей.
2-ое место: Wiederkraft WDK-6000
Отличный инструмент для профессиональной работы в автосервисе. Полностью справляется с выполнением односторонней точечной сварки. Обладает повышенной мощностью, корпус выполнен в пылевлагозащитном варианте.
Технические характеристики:
Наименование | Показатель |
Максимальный ток, А | 4400 |
Мощность, Вт | 11000 |
Частота, Гц | 50-60 |
Вес, кг | 67 |
Дополнительно | возможна ручная регулировка времени сварки |
ЦЕНА, руб | 46000 |
Wiederkraft WDK-6000
Преимущества
- Профессиональный аппарат, не предъявляющий особых требований к знаниям оператора;
- Обеспечен удобной тележкой для передвижения;
- Интуитивная настройка.
Недостатки
- Крайне скудная комплектация.
1-ое место: Telwin Digital Car Spotter 5500
Данный профессиональный аппарат специально разрабатывался для применения в сфере авторемонта. Ориентирован на сварку тонкостенного метала (сварка двух листов толщиной 1,5 мм – не проблема). Предназначен для исправления деформированных поверхностей и приварки шайб, шурупов и гвоздей.
Технические характеристики:
Наименование | Показатель |
Масса, кг | 30 |
Напряжение, В | 380 |
Габаритные размеры, мм | 390x260x225 |
Мощность, кВт | 11 |
Сварочный ток max, А | 3000 |
Мощность при нагрузке 50%, кВт | 3.0 |
Толщина свариваемых материалов (каждого) max, мм | 1.5+1.5 |
ЦЕНА, руб. | 73000 |
НTelwin Digital Car Spotter 550
Преимущества
- Поставляется в комплекте с насадками, предназначенными именно для кузовного ремонта (Studder);
- Прост в настройке;
- Имеет высокую мощность и производительность.
Недостатки
- Высокая цена даже для профессионального инструмента.
Вместо эпилога
В рихтовочных работах сегодня попросту невозможно обойтись без споттеров, ибо они существенно сокращают трудоемкость процесса и повышают качество работы. Приобрести их возможно в любом специализированном магазине или заказать на заслуживающей доверия торговой интернет-площадке (возможна существенная экономия денег). Рынок споттеров и аксессуаров для них достаточно велик, поэтому подобрать модель не составит труда. Однако, не все аппараты являются сложно техническими товарами, поэтому более простые модели будут обладать минимальным гарантийным сроком.
Правильно подобранная модель в сочетании с грамотно поставленными масштабами работ, позволит получить наилучший результат.