Обратный молоток для кузовного ремонта
Обратный молоток широко распространен в автосервисах, он применяется для выполнения кузовных работ. Что же такое обратный молоток? Это ручной инструмент, применяемый для ремонта кузова автомобиля, путем создания втягивающего усилия. В отличие от обычного молотка, он влияет на поверхность не путем деформации при забивании, а наоборот, тащит металл на себя.
Устройство и принцип работы
Этот инструмент имеет специфическое устройство, он состоит из металлического штыря, размер обратного молотка около полуметра. С одной стороны штыря расположена массивная рукоять, а с другой – крепежное устройство, с помощью которого он фиксируется к обрабатываемой поверхности. Перед крепежным устройство расположена специальная, движущаяся гиря.
Как же он работает? Для работы нужно прикрепить инструмент к необходимой поверхности, одной рукой держать за ручку, а второй за гирю. Затем резким движением привести гирю к ручке, за счет чего образуется вытягивающее усилие. При этом движении можно почувствовать удар, который отводит металлическую поверхность в сторону рукояти. Сам эффект похожий на удар обычного молотка, но с обратной стороны.
Способов его крепления к поверхности бывает несколько. Чаще всего это происходит с помощью вакуума, но можно также прикреплять с помощью клея или путем приваривания. В некоторых случаях, когда на обрабатываемой поверхности есть место крепления, можно использовать крюк или зажимы.
Принцип действия присоски для обратного вакуумного молотка похож принцип работы сантехнического вакуума.
Разные модели могут дополняться различными аксессуарами, в том числе гирьками разного веса, для создания усилия в широком диапазоне, но принцип работы неизменный. Также производитель может предоставлять комплект креплений. Это позволяет эффективно использовать инструмент при ремонте различной сложности и в разнообразных ситуациях.
Очень важно правильно компоновать инструмент, исходя из характеристик обрабатываемого металла. Если он слишком тонкий, молоток с большой гирей может не выровнять поверхность, а сделать горб.
Работать им нужно очень аккуратно, так как малейшее отклонение от необходимого усилия не принесет желаемого результата. Применять этот инструмент рекомендуется только в тех случаях, когда нет доступа с обратной стороны кузова. Во всех остальных случаях лучше использовать резиновую киянку.
Если фиксация к корпусу выполняется помощью сварки, важно чтобы крепление остыло. Иначе тянуться будет не вмятина, а разогретый металл.
Разновидности
Обратный молоток для кузовного ремонта бывает четырех типов:
- Обратный молоток вакуумный наиболее универсальный, в то же время наиболее дорогой. Он крепится к металлу с помощью присоски, вакуум в которой создается компрессором. Для работы с вмятинами различного размера производители комплектуют инструмент присосками нескольких размеров. Качество вакуумной фиксации не уступают качеством другим типам крепежа. Крепить эту модель можно к различным поверхностям, независимо от кривизны, наличия краски и каких-либо загрязнений.
- На клееной присоске – изготавливаются с резиновой присоской, которая крепится к поверхности с помощью клея. После высыхания клея, к насадке клеится штырь резьбовым креплением. Затем вмятина вытягивается обычным образом. Затем штырь выкручивается, а насадки снимаются путем нагревания клея монтажным феном. Остатки клея удаляются растворителем. Минус этого типа в том, что работать им в зимнюю пору практически невозможно, так как клей не схватывается. Отметим, что растворитель разработан специально для такого клея, и на покраску автомобиля он не повлияет.
- Со сварочной фиксацией – этот тип раньше был наиболее распространенным, но из-за большого количества недостатков и ограничений используют такие молотки намного реже. Для его применения нужно приварить к кузову гайку, в которую вкручивается штырь инструмента. Рабочая поверхность должна быть предварительно очищена от краски грунтовки, чтобы был доступен открытый металл. Гайка приваривается с помощью точечной сварки. После рихтовки, гайка срезается, место сварки зачищается и окрашивается. Из-за большой сложности, такой тип инструмента применяется только в очень сложных случаях.
- Механический молоток – имеет классическую конструкцию, отличается только типом крепежа. Обычно в и качестве выступают крючки и зажимы. Он используется только в тех случаях, когда на кузове есть место крепления. В некоторых случаях в корпусе может быть сделано отверстие, которые завариваются после выполнения работ. Очень часто механические молотки используются для демонтажа подшипников, кода нет доступа к их обратной стороне. При этом подшипник остается целым.
Использование обратного молотка
Изучая информацию о том, как пользоваться обратным молотком, стоит учитывать тип инструмента и степень деформации кузова. Практически во всех случаях рекомендации к использованию одинаковые. Отличаются лишь небольшие детали. В некоторых случаях необходимую работу можно произвести без обработки поверхности, иногда ее нужно обезжирить, а иногда полностью очистить от лакокрасочного покрытия.
Работа обратным молотком требует определенной сноровки. Если опыта его использования недостаточно, лучше потренироваться на каком-либо листе металла, схожей толщиной и прочностью на кузов автомобиля. Если повреждения корпуса слишком сложные, их устранение лучше доверить опытному специалисту.
Как использовать
Принцип работы обратного молотка заключается в следующем:
Полезно знать: обратный молоток для кузовных работ является одним из важнейших инструментов, предназначенный для удаления неровностей в труднодоступных местах автомобиля.
Однако стоит обратить внимание на то, что такое приспособление имеет свои минусы, из-за которых вместе с вмятиной на кузове авто удаляется полностью и слой краски, который не был даже поврежден. Помимо этого, участки обширных вмятин капота, крыши и поверхности багажника авто с его помощью невозможно выправить. Приваривание скоб может сильно деформировать металл, что в итоге приведет к полной замене детали.
Преимущества и недостатки
Молоток обратного действия имеет множество преимуществ над инструментами аналогичного характера. Он позволяет быстро выполнить рихтовку без значительных конструктивных изменений автомобиля. Работу с помощью этого инструмента можно выполнять в тех местах, которые недоступны для работы обычным инструментом. Также стоимость такого инструмента относительно небольшая, практически любой автолюбитель может приобрести такой инструмент в свой гараж. Также в большинстве случаев, можно обойтись без разрушения заводской покраски.
К недостаткам этого инструмента можно отнести только то, что сложные повреждения не всегда получится исправить. Также, в некоторых случаях, человек без опыта может принести только больше вреда кузову автомобиля.
Рихтовка автомобильного капота своими руками
Наиболее часто автомобилистам приходится осуществлять рихтовку капота. Предварительно его нужно снять, удалить с наружной стороны остатки краски или лака. Также потребуется удалить с внутренней поверхности специальное антикоррозийное и шумопоглощающее покрытие.
Процесс ремонта данного элемента требуется начинать с рихтовки тех мест, которые характеризуются высокими показателями жесткости:
При осуществлении этого процесса следует производить частые и небольшие по усилию удары. Если вмятина достаточно большая, начинать процесс рихтовки необходимо с вершины данного дефекта.
Процесс рихтовки считается достаточно сложным для применения его в домашних условиях. Это основано на необходимости присутствия большого опыта работы. По осуществлению данного процесса нет никакой учебной литературы, потому существует не так много мастеров, способных произвести ручную рихтовку.
Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.
- Абсолютно легально (статья 12.2);
- Скрывает от фото-видеофиксации;
- Подходит для всех автомобилей;
- Работает через разъем прикуривателя;
- Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Обратный молоток. Виды и работа. Устройство и особенности
Обратный молоток – это ручной инструмент, предназначенный для создания втягивающего усилия. Если обычный молоток используется для забивания или деформации поверхности от себя, то устройство с обратным действием тащит металл на себя. Подобное оборудование используется в кузовном ремонте, в частности при рихтовке, а также его применяют при необходимости стянуть подшипник, когда нет возможности ударить по нему с обратной стороны. Обратные молотки являются редкостью, поскольку предназначены для выполнения узкоспециализированных задач, которые обычному автолюбителю или слесарю не нужны. Инструмент можно встретить в автомобильных сервисных центрах, а также у тех водителей, которые сталкивались с самостоятельной рихтовкой кузова.
Как устроен и работает обратный молоток
Молоток обратного действия представляет собой металлический штырь длиной около 50 см. Его диаметр составляет 20 мм. На задней части инструмента находится рукоять. Непосредственно на сам штырь насажена свободно передвигаемая гиря, выполненная в виде толстостенной трубки, длина которой подогнана под размер ладони. Передний конец молотка фиксируется различными способами к поверхности, которую необходимо оттянуть. Для работы необходимо взяться правой рукой за гирю, а левой за ручку молотка. Чтобы создать вытягивающее усилие нужно резким движением отвести правую руку с гирей в рукоять. При этом создается удар, от которого штырь молотка отойдет в противоположную сторону, утащив за собой деформированную поверхность. Таким образом, создается практически такой же эффект, если бы удалось бить обычным молотком с обратной стороны вмятины.
Фиксация рабочего конца молотка к деформированному металлу осуществляется с помощью вакуумной присоски, приклеенной или приваренной насадки. Если нужно работать с краями кузова автомобиля, то применяются крюки и зажимы. Каждый вид крепления имеет свои преимущества и недостатки, поэтому может применяться только в отдельных случаях.
Описано классическое устройство простейшего молотка с обратным действием. Существуют более совершенные модели, которые оснащаются дополнительными приспособлениями, облегчающими работу. Чаще всего они имеют съемные насадки для фиксации к обрабатываемой поверхности, а также набор гирек разного веса. Благодаря этому можно подбирать комплектующие для обеспечения более эффективного выполнения работы. К примеру, если установленная гиря слишком тяжелая, а металл кузова тонкий, то вместо выправленной вмятины получится горб, который придется вдавливать обратно.
Как работать молотком
Стоит отметить, что обратный молоток относится к тому инструменту, с которым нужно работать очень аккуратно. Если перестараться и нанести слишком сильный удар, то при выравнивании вмятин могут образоваться прочие дефекты. Мастера кузовного ремонта не рекомендуют использовать молоток обратного действия на очень больших вмятинах, которые присутствуют на крыше автомобиля или багажника. Данные части являются сравнительно легкодоступными, поэтому вполне можно снять внутреннюю обшивку и оказать давление с обратной стороны, чтобы выдавить металл на прежнее место. В том же случае если вмятина образовалась на боковой части машины, а особенно на порогах, то использование молотка будет более чем оправданным.
Чтобы провести аккуратную рихтовку вмятины необходимо закрепить штырь инструмента в ее начале. Недопустимо сразу фиксироваться за центр дефекта, поскольку при оттягивании металл сомнется, и получатся острые углы. Зачастую при использовании молотка на вмятинах без острых перегибов можно выровнять поверхность настолько, что прежний дефект будет совершенно незаметным. При этом не понадобится шпаклевка и краска.
На существенных дефектах нужно работать медленно и плавно. Сначала оттягивается ободок вмятины, в результате чего ее диаметр и глубина будут постепенно уменьшаться. На завершающем этапе оттягивается центральная часть. В том случае если инструмент крепится к кузову с помощью сварки, после каждого вытягивания необходимо срезать фиксацию и зашлифовать шов. Недопустимо, чтобы на металле оставались остатки навара, поскольку он выступает в роли дополнительного ребра жесткости, что мешает работе в других точках фиксации. Использование обратного молотка является длительным процессом, который не терпит спешки.
Применяя обратный молоток с фиксацией электросваркой, после каждого приваривания нужно давать металлу остыть, поскольку разгоряченный участок тянется гораздо легче и не тащит за собой холодную часть вмятины. Также стоит учитывать, что недопустимо приступать к работе, если на обрабатываемой поверхности имеется грязь, сколы краски и прочие наслоения.
Виды молотков
Обратные молотки различаются между собой по способу фиксации к обрабатываемой поверхности. По этому критерию их разделяют на виды:
- Вакуумные.
- С клееными присосками.
- Приварные.
- Механические.
Вакуумный обратный молоток
Вакуумный обратный молоток является самым дорогим и при этом очень эффективным. Кончик этого инструмента напоминает обычный бытовой вантуз, используемый для прочистки засора канализационных труб. На конце молотка имеется резиновая тарелка, которая прикладывается к вмятине. Инструмент подсоединяется к компрессору, выкачивающему воздух между резиновой тарелкой и кузовом автомобиля. В результате этого присоска надежно фиксируется к металлу. После этого рука зажимающая гирю резко оттягивается и создается обратная тяга, вытягивающая вмятину.
Обычно в наборе к вакуумному молотку идет 3 резиновые накладки различного диаметра. Большая применяется для обработки широких вмятин, а самая мелкая для небольших дефектов. Такой молоток при подсоединении к компрессору создает довольно большую мощность фиксации. Тарелка прикладывается не только к абсолютно плоским поверхностям, но и пологим, что особенно важно для автомобилей с обтекаемым кузовом. Инструмент вакуумного типа довольно легкий и зачастую весит не более 1,5 кг. При этом единственным неудобством является шланг от компрессора.
Вакуумный прибор
Хочется добавить особый вид описываемого прибора – вакуумный обратный молоток.
Интересно знать, что вакуумная рихтовка кузова имеет характерную особенность, которая дает возможность отремонтировать немалую площадь поврежденной поверхности автомашины.
Преимуществом такого обратного молотка является вакуумная присоска, с помощью которой не нужно будет снимать толщину лакокрасочного покрытия с машины, прежде чем начать кузовной ремонт. При работе обратным вакуумным молотком не требуется производить засверливание или приваривание скоб на выравниваемый участок кузова.
В данном случаи применяются пистоны любой формы и конфигурации. При помощи вакуумной присоски материал крепко удерживается при выравнивании вмятины. Работа с таким инструментом сокращает затраты труда и время производства работы.
Возможно, Вас заинтересует статья о том, как самостоятельно сделать трубогиб.
А о том, что такое болгарка, Вы можете прочитать здесь.
Восстановление кузова с помощью вакуумной рихтовки происходит в несколько этапов:
Возьмите на заметку: для выравнивания неровностей в сложных местах используются крючки одинаковой формы и разной длины, позволяющие устранить дефект в самых разных частях поверхности кузова авто.
Однако вакуумная вытяжка вмятин также не лишена недостатков, которые заключаются в том, что она не избавляет полностью от дефекта. Кроме того, если поврежденные участки автомобиля имеют трещины, то такая рихтовка способна ее сильнее повредить. Поэтому стоит с огромным вниманием отнестись к способу проведения кузовного ремонта и выбору соответствующих инструментов.
Тем не менее, при выполнении работ по ремонту кузова для удаления вмятин в трудных местах, где нет доступа изнутри машины, вам поможет только обратный молоток. Такой надежный инструмент для выравнивания вмятин должен иметь каждый автослесарь, который занимается ремонтом автомобилей.
Как сделать обратный молоток из подручных материалов, смотрите в следующем видео:
Видите неточности, неполную или неверную информацию? Знаете, как сделать статью лучше?
Хотите предложить для публикации фотографии по теме?
Пожалуйста, помогите нам сделать сайт лучше! Оставьте сообщение и свои контакты в комментариях — мы свяжемся с Вами и вместе сделаем публикацию лучше!
Что такое обратный молоток?
Назначение этого приспособления – создание вытягивающего усилия на поверхности с целью разравнивания деформированной плоскости или снятия запрессованной детали. Если стандартная кувалда состоит лишь с рукоятки и головки, то устройство данного инструмента сравнительно сложнее. С целью разобраться, что это такое обратный молоток, рассмотрим конструкцию самой простой и распространенной механической модели:
- рукоятка;
- подвижная гиря;
- штырь;
- держатель;
- насадка;
Как работает обратный молоток?
Гиря здесь свободно перемещается по гладкому штырю от адаптера до жесткого упора на рукоятке. Изучив вкратце, как выглядит обратный молоток, что это за полезное приспособление, рассмотрим принцип его использования. Вытягивающее усилие создается резким движением гири в момент удара о корпус металлического упора. По сути, данным способом имитируется постукивание по металлу с противоположной стороны кузова. В разборных устройствах силу удара легче регулировать путем использования грузиков с разным весом.
Разнообразие рукояток молотков
Кроме разнообразия форм и размеров головной части, молотки отличаются и рукоятками. Эта деталь инструмента играет не меньшую роль в его функциональности, определяя не только силу удара и скорость движения, но и уровень усталости работающего с молотком человека, безопасность использования инструмента и его долговечность.
Изготовляются рукоятки из твердых пород дерева, которым придается удобная и эргономичная овальная в поперечном срезе форма, удобная для захвата. Но, кроме твердости, от древесины требуется еще и определенная гибкость, для снижения силы отдачи, устойчивость к излому (вязкость), равномерная плотность. Наиболее подходят для изготовления рукояток следующие породы:
Экзотические виды молотков и молоточков могут изготовляться из красного дерева и других ценных пород.
Многие современные инструменты оборудуются рукоятками из различных видов полимеров, фибергласа, даже цельнометаллическими. Они непременно оснащаются виброгасящими накладками из мягкой резины или каучука, снижающими силу отдачи и повышающими трение между руками работающего и рукоятью.
Особенностью действия молотка является то, что максимальная часть его массы должна быть сосредоточена в районе головной части — в этом случае скорость ее движения будет максимальной при минимуме прилагаемых усилий. Оптимальное соотношение прочности рукоятки и ее веса — главное требование при производстве молотка любого вида.
Для чего нужен обратный молоток?
Изделие имеет сравнительно узкую специализацию и при использовании требует определенной сноровки, в противном случае можно легко небольшую вмятину превратить в солидный горб. В зависимости от разновидности насадок его можно применять для следующих работ:
- В слесарных автомастерских этим инструментом рихтуют деформированный кузов.
- При наличии специальных зажимов удобно использовать обратный молоток для снятия подшипников, если затруднен доступ к обратной стороне обоймы.
- Можно применять обратный молоток для снятия ступицы.
- Для демонтажа шарниров и других запрессованных деталей.
Пошаговая инструкция – как правильно рихтовать машину
Начинающим автолюбителям и тем, кто не имеет большого опыта, можно посоветовать пользоваться услугами профессионалов, как их физической помощью, так и консультационной.
Процесс рихтовки своими руками осуществляется посредством следующих шагов:
- Прежде всего производится демонтаж дефектных элементов кузова, также требуется снять обшивку и иные мешающие элементы.
- Снятый элемент ложится на ровную поверхность, это необходимо для того чтобы очертить существующие границы повреждения.
- Присутствующие достаточно большие вмятины следует выравнивать с края, там где находятся все основные механические повреждения. Используя специальный рихтовочный молоток, требуется от края в центру двигаться, вмятина при этом постепенно будет уменьшаться. При осуществлении данного процесса требуется в обязательном порядке использовать поддержку.
Насколько высококачественно выполнена рихтовка кузова, можно провести просто посредством приложения ладони к обработанному месту. Если это впадины, то устранить их посредством простого выдавливания невозможно.
Процесс осуществления рихтовки автомобиля осуществляется обычно по элементам, а ниже будет описано, как производить данный процесс в зависимости от того, какой из элементов подвергается рихтовке.
Виды обратного молотка
Конструкция данного приспособления относительно проста. Для удобства в слесарном деле применяется несколько моделей. Пневматический обратный молоток может обладать разным весом гири и конструкцией насадки, с помощью которой стержень крепится к детали авто или обрабатываемой поверхности. Используются следующие способы фиксации держателя к металлу:
Вакуумный обратный молоток
Устройство данного типа разрешает произвести щадящий ремонт кузова без сверления или сварки металла. Резиновая насадка прикладывается к поврежденному кузову. На обратной стороне полого штыря имеется штуцер для присоединения к компрессорному устройству с целью создания вакуума. Это эффективный обратный молоток, съемник которого в виде мягкой груши практически не повреждает лакокрасочное покрытие во время рихтовки. Насадка сразу отпадает при выключении агрегата. При ощутимых преимуществах такой инструмент имеет несколько минусов:
Насадки для обратного молотка
Конструкция держателя зависит от назначения и способа крепления к кузову, подшипнику, ступице или другой запрессованной детали механизма. Одна, пусть и самая удобная с виду насадка, не способна выручить слесаря, постоянно занимающегося рихтовкой и ремонтом. В небольшой мастерской желательно иметь универсальный инструмент с набором из нескольких удобных фиксаторов разного типа.
Примеры насадок для обратного молотка:
- Насадки-крючки для механического молотка.
- Комплект насадок для работы с холодным клеем.
- Захват-гребенка.
- Инструмент с набором пневматических присосок.
- Обратный молоток для подшипников с набором удобных насадок.
Как пользоваться обратным молотком?
Приведение в действие ударного механизма во всех моделях инструмента практически везде одинаковое. Все основные отличия заключаются в способе крепления держателя к поверхности. В одном случае используется точечная сварка, в другом – холодный клей или крючки. Зависит многое от конфигурации запрессованной детали или формы вмятины. Рассмотрим краткую инструкцию, как удалять дефекты с помощью обратного молотка:
- Очистить и обезжирить металлическую поверхность.
- Зафиксировать адаптер на металле, используя подходящий способ в зависимости от модели инструмента (приклеить, приварить, применить вакуумную присоску).
- Накрутить штырь молотка на адаптер.
- Левой рукой удерживать приспособление за рукоятку, а правой рукой крепко захватить гирю.
- Резко передвинуть гирю от адаптера к верхнему упору.
- В момент удара гири об упор возникает вытягивающее воздействие на держатель.
- В самых сложных случаях приходится применять несколько насадок или чередовать механический обратный рихтовочный молоток с электрическим споттером.
Как сделать обратный молоток своими руками?
Благодаря простейшей конструкции можно производить сборку этого приспособления даже в гаражных условиях. В самом примитивном случае легко обойтись покупной шпилькой в качестве штыря, а вместо сплошной гири использовать набор шайб подходящего размера и веса. Предлагаем изучить удачный пример, как смастерить обратный молоток своими руками:
- Нужно заготовить пару металлических прутов диаметром 12 и 16 мм.
- Из прута 12 мм отрезать заготовку длиной 50 см.
- Из прута 16 мм нарезать 5 заготовок длиной 15 см.
- Нужно выточить или купить несколько длинных гаек с резьбой 12 мм.
- Гайки будут служить адаптерами, их длины должно хватать для соединения крючков с осью обратного молотка.
- Для изготовления упоров требуются шайбы с отверстием 12 мм.
- Перед сварочными работами для изоляции и получения зазора предварительно обмотать будущую ось молотка скотчем.
- Груз сварить из нескольких отрезков прутка 16 мм, предварительно зафиксировав их вокруг тонкого прута 12 мм изолентой или скотчем.
- Со стороны держателя ограничителем перемещения груза служит закрученная гайка.
- На конце штыря требуется нарезать резьбу, длины которой хватит для установки гайки и адаптера.
- Отступив немного места для будущей ручки, с обратной стороны прута приварить второй упор.
- Из остатков прута сделать наконечники в виде крючков.
- С длинной стороны крючка нужно нарезать резьбу и накрутить длинные гайки.
- Ручку изготовить из отрезка резинового шланга.
- Для фиксации рукоятки на конце прута нужно приварить или накрутить гайку с шайбой.
Источник
Самостоятельное изготовление
Обратные молотки можно приобрести как отдельно, так и в специальных наборах инструментов для кузовного ремонта. Кроме того, данный инструмент можно изготовить своими руками. Для этого понадобятся следующие материалы:
- стальной штырь диаметром 2 см, длиной 50 см (можно использовать вариант меньшего диаметра, однако в таком случае эксплуатационный срок инструмента будет меньше);
- рукоятка из эбонита или каучука (подойдет и обыкновенная насадка);
- сварочный аппарат;
- крюк из нержавеющей стали толщиной 4-5 мм;
- гиря длиной 16-17 см, толщиной 6 см;
- две шайбы из стали диаметром 2,5-3 мм.
Далее приведена последовательность работ по изготовлению обратного молотка своими руками.
Металлический штырь необходимо очистить, при необходимости придать ровную поверхность путем шлифовки, и обезжирить. На один конец штыря нужно закрепить крюк. Осуществить это можно двумя способами: путем сварки либо создать резьбу и закрутить на нее. Приварить крюк значительно быстрее, однако, создав резьбу, впоследствии можно будет использовать различные насадки. Затем нужно сверху надеть шайбу, закрутив либо приварив ее возле основания крюка. Таким образом будет предотвращена возможность перемещения гири к обрабатываемой поверхности в процессе рихтовки.
В гире проделывают отверстие диаметром на 0,1 см больше диаметра штыря, чтобы обеспечить возможность ее свободного перемещения во время работы, и надевают ее со свободного конца штыря. В случае если ход тугой, диаметр отверстия в гире увеличивают еще на 0,5 см. Сама гиря не должна иметь углы и выступы, так как в таком случае ее перемещение в процессе работы будет затруднено. Для обеспечения наибольшего удобства хвата к обоим концам гири предварительно следует приварить стальные круглые листы, чтобы рука не соскальзывала с нее. Поверх гири надевают и фиксируют еще одну шайбу, которая необходима для предотвращения перемещения гири вплотную к рукоятке в процессе работы. Наконец, надевают и фиксируют ручку.
Как видно, работы по изготовлению обратного молотка достаточно просты для выполнения своими руками. Весь процесс занимает 30-40 минут.