Конструкция автомобильной газовой форсунки по своей сути достаточно проста и представляет собой электромагнитный клапан. Назначение этого элемента ГБО – обеспечение подачи газа во впускной коллектор двигателя автомобиля. Однако, несмотря на простоту конструкции, корректная работа этого важного компонента оказывает очень большое влияние на экономичность ДВС, качество его работы и, в конечном итоге, – на ресурс.
Под качеством работы двигателя подразумевается его отзывчивость на изменение количества топливной смеси и способность отдавать максимальную мощность. Даже оптимально откалиброванные механизмы впрыска в случае, если они неправильно подобраны по мощности, могут негативно воздействовать на качество работы двигателя:
излишняя производительность приведет к подаче цилиндры избыточного количество газа, что неизбежно спровоцирует проблемы в режиме холостого хода. Кроме того, при чрезмерно обогащенной топливной смеси нажатие на педаль акселератора, особенно после торможения двигателем, зачастую приводит к остановке ДВС;
недостаточная производительность, напротив, создает предпосылки к обеднению смеси и, как следствие, к значительной потере мощности. Еще одна опасность работы двигателя на обедненной топливной смеси – повышенная температурная нагрузка на клапаны механизма газораспределения и на поршни ЦПГ.
Другим существенным недостатком газовой форсунки является отсутствие необходимой точности в калибровке жиклеров. По-разному откалиброванные отверстия жиклеров, установленных на одной рампе, пропускают во впускной коллектор топливную смесь разной степени обогащения. Это в свою очередь приводит к несогласованной работе цилиндров ДВС и, как следствие, к существенному снижению его КПД.
Все вышесказанное доказывает важность использования в комплекте ГБО форсунок надлежащего качества, тщательно откалиброванных и сбалансированных с двигателем по мощности. Лучше, если форсунки выбраны не из самого недорого сегмента.
Выбор в зависимости от поколения ГБО
Механизмы впрыска имеют значительные конструктивные различия, в зависимости от поколения газобаллонного оборудования. При выборе модели это непременно нужно учитывать во избежание возникновения неприятных моментов в процессе эксплуатации.
«Поколение ГБО» – во многом условное соответствие установочного пакета стандартом Евро и типу впрыска ДВС:
второе поколение соответствует стандарту Евро-2 и моторам с карбюраторными двигателями (моновпрыск);
третье и четвертое – инжекторным ДВС, стандарту Евро-3 и Евро-4 (раздельный впрыск);
пятое и шестое – агрегатам, напичканным электронными системами управления и диагностики. Соответствует стандартам Евро-3 и выше (непосредственный впрыск).
Ошибки в выборе компонентов для разных поколений оборудования может привести к неоправданным тратам при демонтаже и приобретении подходящих форсунок. Так при установке газового оборудования четвертого и более позднего поколения надежнее приобрести готовый установочный пакет. Ранние версии оборудования допускается комплектовать форсунками, выпущенными предпочтительными производителями.
Valtek TYPE 30 (Италия)
Характерная отличительная черта недорогих комплектов Valtek TYPE 30 – наличие сменных жиклеров. При необходимости жиклер форсунки может быть рассверлен под нужный диаметр. Это позволяет интегрировать Valtek TYPE 30 в двигатели различной мощности и объема цилиндров. Несомненный плюс – совместимость с большинством известных электронных блоков управления ГБО. Функции клапана в этом типе выполняет наконечник из МБС резины, совмещенный с металлическим штоком. Регулировка хода штока осуществляется специальным винтом.
Форсунки Valtek TYPE 30 неплохо зарекомендовали себя при использовании на силовых агрегатах, в режиме холостого хода которых время впрыска равно или превышает 3 миллисекунды. Есть возможность установки на моновпрыск. Средний ресурс прибора – 20 тысяч км пробега. Пригодны для ремонта, приобрести ремонтные комплекты не составляет труда.
Тип розжига
Все горелки можно поделить по типу розжига:
- Электронного типа. В них нет постоянно работающего запальника. Для работы требуется электричество. Электророзжиг является одним из самых удобных изобретений для современных отопительных агрегатов. Благодаря ему эксплуатация печей стала максимально комфортной. Электророзжиг дает возможность зажигать пламя горелки безопасно, не используя подручные средства фитили или зажигалки.
- Горелки с пьезорозжигом. Электроэнергия не нужна.
Иногда требуются особые условия работы, например, в печи для бани ставят горелки, которые должны хорошо распределять пламя. Это рассекатели или обычные распределительные трубки. Так работают кухонные газовые духовки.
Расход топлива, проходящего через горелку может меняться в широких пределах и зависеть от ее конструкции.
Газовые форсунки для печи должны быть безопасными и энергоэффективными. Этого можно добиться, если соблюдать все технические требования. Самодеятельность в этом вопросе может только навредить. Поэтому монтаж газовых горелок должны выполнять специалисты.
Rail (Италия)
Форсунки Rail SPA – всемирно известная итальянская компания-производитель комплектующих, сменных и расходных частей для ГБО, в частности газовых клапанов, способных работать как на смеси пропана с бутаном, так и на метане.
Rail IG1 без преувеличения – самая распространенная марка в России. Рабочее давление лежит в пределах от 0,5 до 2 бар, максимальное – 3 бар. До 2010 года выпускались с диаметром седла клапана 4 мм, после проведенной в 2010 году модернизации его диаметр составляет 3 мм. Декларированный производителем диапазон рабочих температур – от -20 СО до +120 СО.
Скорострельность Rail IG1 на холостом ходу составляет 3,3 миллисекунды при погрешности +3%. Специалисты же рекомендуют устанавливать такое давление газа и подбирать диаметр отверстия жиклеров, чтобы скорость срабатывания при подъеме якоря 0,6 мм лежала в пределах 4 – 4,5 мс.
Массивный алюминиевый корпус обеспечивает тихую работу клапанов, они не требовательны к качеству газовой смеси. Средний ресурс до ремонта либо замены – около 50 000 км.
RailIG3 Horizon
Этот тип форсунки широко распространен благодаря возможности набора в структуру, увеличенной производительности, высокой скорости срабатывания, возможности установки на моновпрыск. Большую производительность Rail IG3 Horizon обеспечивает увеличенный до 3,5 мм диаметр седла клапана. Повышенная производительность и быстрота реагирования на электрический сигнал позволяют интегрировать эту марку клапанов в ГБО для двигателей, оснащенных турбонаддувом и турбокомпрессором, с большой мощностью каждого цилиндра.
Недостатки:
- очень шумная работа;
- невысокая наработка на отказ;
- подверженность пластмассовых элементов температурной деформации;
- боязнь загрязнений;
- высокая стоимость комплекта.
Rail IG5
Форсунки Rail IG5 изготавливаются с минимальным количеством металла. Конструкция имеет большое количество подвижных частей и соединений, уплотненных кольцами из резины. Как следствие – боязнь механических нагрузок. Якорь, по отношению к марке IG1, облегчен. Седло получило диаметр 3 мм.
Достоинства:
- эффективный прогрев пластикового корпуса от ДВС;
- повышенная скорость срабатывания;
- низкая цена.
К несомненным недостаткам Rail IG5 относятся: возможность деформации корпуса, пропускание газа в многочисленных резиновых уплотнениях, невозможность установки подогрева из-за отсутствия плоских поверхностей.
Принцип работы
На рынке газовых горелок имеется 2 разновидности таких устройств:
Атмосферные форсунки производят забор воздуха из помещения, где расположена печь. Кроме того, для работы не требуется применения сложной автоматики. Благодаря этому изделие отличается более простой и незамысловатой конструкцией. Главный же недостаток заключается в требовании хорошей циркуляции воздуха. Поэтому устанавливать атмосферные горелки следует в хорошо проветриваемых помещениях. Тем не менее в некоторых моделях предусмотрены специальные датчики, которые следят за уровнем кислорода и при низком его содержании, отключают подачу газа.
Наддувные же изделия оборудуются сложной автоматикой, из-за наличия которой имеют более сложную конструкцию. Работают подобные изделия по принципу принудительного нагнетания воздуха. За это отвечают вентиляторы, которые регулируют напор и объём поступаемого кислорода. Главное требование в использовании — чтобы забор воздуха производился с улицы.
OMVL (Италия)
От аналогов газовые форсунки OMVL отличаются в первую очередь выполненным из композитного пластика корпусом и возможностью двухстороннего подключения газа. Неиспользуемое гнездо при этом либо глушится, либо используется для установки температурного датчика. Универсальность форсунок обеспечивается возможностью установки жиклеров с разным диаметром отверстий и установки на моновпрыск.
Штоки клапанов изготавливаются из ферросплава, что положительно отражается на скорости срабатывания, уровне шума и долговечности. Механизмы OMVL пригодны для ремонта, обладают достаточным ресурсом, имеют невысокую стоимость.
HANA (Корея)
Корпус HANA 2000/2001 изготавливается из металлических сплавов, что значительно лучше для повышения прочности конструкции. Высокую точность дозирования смеси обеспечивает введенный в конструкцию игольчатый клапан. Конструктивное исполнение предполагает возможность установки и по отдельности, и на рампу. Возможность замены жиклера не предусмотрена – определенная мощность цилиндра предполагает использование определенного типа клапана для диапазонов лошадиных сил:
от 20 до 30 маркируются черным цветом;
от 26 до 39 – красным;
от 33 до 50 – зеленым;
от 40 до 60 – синим цветом.
HANA 2000/2001 – одни из самых быстрых клапанов: время срабатывания якоря доведено до 2 миллисекунд. К другим достоинствам следует отнести низкий уровень шума и повышенный ресурс.
Обслуживание заключается только в тщательной стендовой промывке. Выход из строя соленоида или механическая неисправность автоматически приводят к замене. Отсюда повышенная требовательность к тому, какие виды топлива используются, частая замена и применение дорогостоящих фильтровальных элементов.
Принцип работы
На рынке газовых горелок имеется 2 разновидности таких устройств:
Атмосферные форсунки производят забор воздуха из помещения, где расположена печь. Кроме того, для работы не требуется применения сложной автоматики. Благодаря этому изделие отличается более простой и незамысловатой конструкцией. Главный же недостаток заключается в требовании хорошей циркуляции воздуха. Поэтому устанавливать атмосферные горелки следует в хорошо проветриваемых помещениях. Тем не менее в некоторых моделях предусмотрены специальные датчики, которые следят за уровнем кислорода и при низком его содержании, отключают подачу газа.
Наддувные же изделия оборудуются сложной автоматикой, из-за наличия которой имеют более сложную конструкцию. Работают подобные изделия по принципу принудительного нагнетания воздуха. За это отвечают вентиляторы, которые регулируют напор и объём поступаемого кислорода. Главное требование в использовании — чтобы забор воздуха производился с улицы.
Barracuda (Польша)
Конструкция механизма впрыска Barracuda имеет игольчатый тип, преимущественный перед прочими исполнениями. Поступающий сквозь соленоид газ предотвращает возможность засорения механизма. Футерованная фторопластом плунжерная пара работает значительно лучше, она обладает низким коэффициентом трения, не подвержена загрязнению и пригоранию.
Быстрота срабатывания, составляющая 1,9 миллисекунды, высокое качество изготовления, оригинальные конструкторские решения и большой ресурс выводят продукцию Barracuda в одного из лидеров при комплектации установочных пакетов ГБО.
Неисправности в системе впрыска ГБО
Газобаллонное оборудование любого поколения, как бы тщательно не было оно установлено и отрегулировано, подвержено поломкам. В самый неподходящий момент может выйти из строя эмулятор, нарушиться подача газа. Происходят и поломки механизмов впрыска топлива.
Основными показателями того, что форсунки требуют ремонта или замены служат:
- неровная работа мотора, не стабильные обороты;
- двигатель не развивает должную мощность;
- отсутствует автоматическое переключение газ-бензин;
- повышенный расход газового топлива;
- возникают провалы в работе ДВС при резком добавлении или снижении оборотов.
Лучше всего при возникновении такого рода симптомов обратиться на станцию, где газовое оборудование было установлено или обслуживается. Так же следует поступить, если механизмы впрыска стучат, происходит ощутимая утечка газа в уплотнениях.
Что может спровоцировать появление неисправностей и поломок в системах ГБО? Причин не много и в большинстве из них виновным оказывается сам автовладелец. Отсутствие надлежащего технического обслуживания и ухода за форсунками, использование ненадлежащих по качеству или составу газовых смесей, грубые нарушения правил эксплуатации – главные предпосылки того, что срок службы даже дорогих форсунок значительно снизится.
Возникновение неисправностей форсунок никак не связано с типом системы питания и не зависит от поколения газобаллонного оборудования. Будь это моновпрыск, распределенный или непосредственный впрыск, второго поколения или четвертого установлено оборудование – соблюдение правил необходимо.
Инструкции по замене жиклеров плиты и духовки
Далее рассмотрим подробный инструктаж по замене форсунок на плите, а также духовке.
Далее о том, что делать и как, чтобы заменить на газовой плите форсунки. Поскольку конструкции газовых плит различаются, рассмотрим несколько наиболее типичных вариантов. В конструкциях новых модификаций доступ к соплам облегчен (достаточно снять конфорки). Интерес представляют иные распространённые модели.
По устройству горелок некоторые модели плит «Гефест» и «Дарина» похожи. Чтобы заменить форсунки варочной части плиты Гефест, выполняют последовательно ряд шагов.
Шаг 1. Снимают решётку с плиты, демонтируют все конфорки.
Чтобы добраться к системе разводки газа плиты Дарина, с двух сторон вставляют между верхней панелью и корпусом упоры, вдавливают их пальцами
Шаг 2. Открутив винты крепления, снимают (приподнимают) верхнюю панель. У «Дарины» имеются защёлки, которые освобождаются специальными упорами из комплекта плиты.
Шаг 3. Чтобы освободить горелку, крестовой отверткой вывинчивают два винта, фиксирующие ее конструкцию.
Фиксатор газовой трубки к крану газа представляет собой пластинчатую скобку, которую снимают для отсоединения трубки при замене форсунки
Шаг 4. Используя отвертку с плоским шлицем, снимают фиксатор (изогнутую пластинку) со стороны рукоятки крана, освобождая трубку, подающую газ на горелку. Отводят трубку в сторону.
Шаг 5. Открепляют второй конец трубки от посадочного места, удалив пальцами или с помощью пассатижей (в «Гефесте»)/отвертки (в «Дарине») фиксирующую пластину.
Снятие фиксирующей пластины в газовой плитке «Гефест» (верхний ряд), местонахождение дальних форсунок (внизу слева). Цифрами обозначены: 1 – траверса; 2 – посадочное место; 3 – сопло; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – фиксирующая пластина; 6 – алюминиевая газовая трубка
Шаг 6. В плите «Гефест» торец газовой трубки соединяется с форсункой через переходной конус (на трубке под конусом установлено уплотняющее кольцо). Накидывают на шестигранную площадку конуса ключ (на 14), для того, чтобы удерживать и не повредить трубку при откручивании, вторым ключом (на вывинчивают сопло.
Шаг 7. Открутив старую форсунку, заменяют её новой, смазав резьбу графитовой смазкой. Заменяют также уплотняющее кольцо, что удобно проделать с помощью спички. Используют для закручивания ключ на 7.
Жиклеры легко обнаруживаются на окончании газопроводящих трубок. Плоской отверткой подцепляют крепления из квадратных скобок. После отщелкивания крепежной пластины трубку с соплом отводят в сторону и жиклер заменяют
Кольцо уплотняющей прокладки форсунки. В новый жиклер лучше установить новое колечко из ремкомплекта, покрыв его соответствующей смазкой
Шаг 8. Собирают весь узел в обратном порядке.
Аналогичную операцию проделывают для остальных горелок варочного стола.
Пользуясь тем, что верхняя часть агрегата вскрыта, производят очистку ее от мусора и грязи. Кроме замены форсунок, в плитах могут заменяться и винты для регулирования малого расхода газа (или малого пламени). Ими регулируется пониженная подача газа, достаточная для того, чтобы при минимальном поступлении газа пламя на горелке не затухало.
Регулировочные винты малого пламени установлены на кране подачи газа. Добраться до них можно, сняв переднюю панель (на фото место панели справа). Для регулировки используют отвертку с подходящим шлицем
Заменив жиклеры, проверяют их действие, если необходимо, то регулируют винтами процесс горения малого пламени.
После выполнения замены форсунок, регулировки величины малого пламени и подачи воздуха, а также очистки внутренностей плиты собирают варочную часть в обратном порядке.
В конструкциях разных моделей плит количество горелок и их расположение бывает различным. Так в духовках может быть одна (внизу) или две (верхняя для гриля и нижняя) горелки. В современных духовках горелки чаще ориентированы вдоль плиты (продольно), и жиклеры закреплены на задней стенке. На старых плитах подача газа выполняется слева (боковая ориентация), и жиклеры также размещены на левой стороне духовки.
Для того, чтобы добраться до сопла верхних горелок, снимают дверцу, отвинчивают и удаляют решетку, прикрывающую горелку, отвинчивают винт, крепящий горелку к каркасу. Потянув горелку на себя, ее аккуратно извлекают из духовки, после чего становится видна форсунка. В некоторых моделях, чтобы извлечь горелку, необходимо отсоединить наконечник термопары.
В газовой плите Индезит газ на горелку духовки подается со стороны задней панели. Там же устанавливается жиклер
Местоположение сопла горелки открывается после ее снятия. Жиклер часто “прикипает”, поэтому выворачивать его требуется особо осторожно, чтобы не сломать конструкцию газовой системы
Сопло выкручивают с помощью торцевого ключа. Установив новую деталь, выполняют сборку оснастки духовки в обратном порядке. Если сопло без приложения большого усилия из этого положения выкрутить не удается, то к нему добираются с задней стороны плиты.
В некоторых моделях доступ к нижним горелкам открывается из пространства нижнего технического ящика. В других – из духовой камеры, как например, в плите «МОРА», замену жиклера которой приведем в качестве иллюстрации.
Доступ к продольно расположенной нижней горелке плиты MORA возможен из духовой камеры. Для демонтажа снимают нижнюю решетку дна
Отвинченную горелку не позволяет вынуть зафиксированный на той же скобе наконечник термопары. Для отсоединения его необходимо открутить гайку
Горелка установлена в продольном положении. Крепится к плите с помощью изогнутой железной полосы двумя винтами. К этой же полосе прикреплена термопара.
Горелку можно снять только после отсоединения наконечника термопары. Вынимается она вместе с железной полосой.
Открутив гайку, термопару отодвигают. Отсоединенную горелку, потянув на себя, извлекают из камеры духовки и получают прямой доступ к форсунке
Последовательность замены жиклера при боковом положении горелки может быть сложнее.
Предлагаем ознакомиться Какими дровами лучше топить печь
Шаг 1. Открываем нижнюю дверцу ящика плиты до упора, получая возможность полностью открыть дверку духовки.
Шаг 2. Открываем дверцу духовки до предела. Чтобы извлечь горелку, убираем пол духовочной камеры, потянув на себя сквозь прорезь.
Шаг 3. Вывинчиваем два фиксирующих горелку винта. Снимаем горелку.
Шаг 4. Теперь можем увидеть слева в стене форсунку. Хорошо, если она не прикипела и не нужно для выкручивания прилагать большое усилие. Если так, жиклер удаляем и заменяем уже на этом этапе.
Освободив горелку от “привязки” к днищу камеры, ее извлекают из плиты. Слева внизу открывается доступ к гнезду жиклера
Шаг 5. Если жиклер прикипел, то оставляем его. Демонтируем левую стенку плиты. Для этого понадобится отвернуть фиксирующие винты.
Шаг 6. Сняв стенку, обнажаем газовую магистраль, идущую к горелке. В самом низу газовой трубы имеется гайка на 17, которую без особого труда можно открутить ключом.
Шаг 7. Отводим в сторону газовую трубу с гайкой и отсоединяем от плиты корпус-держатель форсунки.
Шаг 8. Смазываем прикипевшее сопло WD-40 или другим подходящим средством, выжидаем, пока оно подействует, и вывинчиваем жиклер.
Сняв боковую стенку плиты, получают доступ к корпусу сопла горелки духовки, который зафиксирован на каркасе двумя винтами
Корпус жиклера зафиксирован на каркасе газовых плит двумя винтами. Другим концом корпус соединяется накидной гайкой с газовой трубкой
Шаг 9. Устанавливаем в корпус новый жиклер и производим сборку всех ранее снятых деталей, не забывая установить новое уплотняющее кольцо.
Эмулятор форсунки на моновпрыск
Эмулятор форсунок представляет собой электронное устройство, которое подает на ЭБУ сигнал имитирующий работу механизмов впрыска бензина в то время, когда ДВС работает на газовой смеси. Другие названия – эмулятор отключения инжектора или эмулятор отключения форсунок.
Применяется эмулятор, если на автомобиль с системой «моновпрыск» монтируется газовое оборудование второго поколения. В оборудовании третьего и четвертого поколений эмуляция бензиновых форсунок осуществляется электронным блоком управления. По мнению специалистов на моновпрыск лучше устанавливать наиболее простые системы газобаллонного оборудования.
Автор: А. Копылов
Выбираем горелку
Печные газовые горелки, которые устанавливают в печь домовладения или дачного домика схожи между собой. Как и газовая горелка для котла, она имеет камеру сгорания (теплообменник), корпус, систему дымоотвода, каналы для нагретого воздуха и автоматический блок.
Однако есть одна обязательная деталь, которая имеет в каждом случае свои особенности — газовая горелка для печки. Именно она отвечает за КПД отопительного агрегата, мощностные характеристики, экономное расходование топлива, безопасную эксплуатацию и другие важные параметры.
В газовой горелке происходит процесс смешивания газа с кислородом, в ней находится блок управления процессом горения топлива. С его помощью можно выставить определённый режим, настроенный на уровень температуры, который требуется для обогрева. Котлы и печки часто имеют одинаковые модели горелок.
Одноступенчатые атмосферные газовые горелки для домашней печи не сложные в применении, их легко вмонтировать в отопительный блок. Им не нужная электроподпитка. Такую горелку ставят на лицевую сторону, туда, где располагается топочная дверка.
Важно. Чтобы подобрать горелку, нужно знать её мощность, она заключается в возможности данной модели перерабатывать определённое количество топлива в заданный промежуток времени.