Сегодня многие загородные застройщики придают уникальности своего жилища особое значение. Отличительная черта становится изюминкой в экстерьере здания. Правда, таких устройств не так много, и один из них – флюгер. Он давно является популярным элементом в странах Западной Европы, но и на российских домах сегодня можно встретить флюгер, причина установки которого – показывать направление и силу ветра.
В настоящее время производители различных дизайнерских штучек предлагают огромный ассортимент флюгеров, изготовленных из разных материалов. Говорить о формах, дизайнерском оформлении нет смысла, выбор на самом деле широчайший. Правда, такая игрушка стоит немалых денег, поэтому есть смысл разобраться в вопросе, как своими руками сделать флюгер из подручных материалов.
Особенности флюгера с пропеллером
Это устройство может быть разной формы, чаще всего флюгер имеет форму домашнего и дикого животного, ангела, сказочного героя, самолёта.
Флюгер является не только функциональным устройством, но и украшением крыши дома
Выбор материала для изготовления флюгера
Главным критерием при выборе материала для флюгера должна быть конечная цель его изготовления. Но, несмотря на это, рекомендуется выбирать тот материал, который сделает конструкцию украшением вашего дома надолго. Изготавливается флюгер практически из любых материалов, но каждый из них требует наличия разных инструментов и оборудования.
Подробнее о том, из чего можно самостоятельно сделать флюгер, читайте в нашей статье — Откуда ветер дует: как сделать флюгер своими руками.
Флюгер из древесины
Довольно лёгкий и простой в работе строительный материал, не требующий специфических инструментов и навыков. Для флюгера подойдёт сырьё высокого качества. Перед эксплуатацией древесину рекомендуется пропитывать смесями для предохранения от сырости и вредных насекомых. Однако такое изделие прослужит недолго.
Деревянный флюгер рекомендуется обработать специальным препаратом для предохранения от влаги и вредителей
Стальной флюгер
Этот материал является прочным, устойчивым к любым механическим воздействиям. Чаще всего для флюгера используют чёрную или нержавеющую сталь. Второй тип устойчив к коррозии, имеет длительный срок службы, но всё же требует правильного обслуживания и своевременного ремонта. Это может быть проблемой, поскольку устанавливается флюгер в таком месте, где произвести ремонт довольно сложно.
Сталь обладает высокими антикоррозийными свойствами, поэтому именно стальной флюгер можно чаще всего увидеть на крыше
Флюгер из меди
Это прочный металл, который выдерживает даже ураганы. Работать с ним довольно легко. Дополнительно на поверхность флюгера из меди можно нанести слой серебра, для чего идеально подойдут реактивы, которые используются при изготовлении фотографий. Данный металл устойчив к коррозии, благодаря чему изделие длительное время может находиться под дождём и долго прослужит без ремонта.
Медь отлично противостоит погодным невзгодам, поэтому лучше всего подходит для изготовления флюгера
Пластиковые конструкции
Пластик является современным материалом, характеризуется высокой прочностью и устойчивостью к солнечным лучам. Ещё одним его преимуществом является лёгкость обработки. Изделия из пластика можно пилить, клеить, паять, при этом свойства материала не меняются.
Пластиковый флюгер можно изготовить любого цвета, он обладает высокой прочностью и устойчивостью к солнечным лучам
Фанера
Для изготовления флюгера подойдёт только многослойная водостойкая фанера, но нужно быть готовым к тому, что такое изделие прослужит недолго. Искусственно увеличить срок службы поможет окрашивание материала, однако на очень короткий срок.
Для изготовления флюгера можно использовать только многослойную водостойкую фанеру
Инструменты для изготовления флюгера
Список инструментов для изготовления этого прибора довольно прост:
- ножницы по металлу;
- ножовка или пила;
- наждачная бумага разной фракции;
- электрическая дрель;
- болгарка;
- канцелярские инструменты, например, линейка, карандаш, клей.
Самолет ветряк из фанеры
Более надежную и в то же время простую конструкцию можно сделать своими руками из листовых материалов. По долговечности выигрывает листовая сталь, но она более сложна в обработке. Проще сделать флюгер самолет из влагостойкой фанеры.
Процесс изготовления предусматривает следующие шаги:
- Выкройку самолета можно самостоятельно нарисовать на большом листе бумаги или распечатать с интернета. Самая простая схема, как показано на фото, состоит из треугольников.
Изготовленный своими руками флюгер осталось закрепить в самой высокой точке крыши.
На этом видео показано изготовление красивого флюгера самолета:
Основные элементы флюгера
Независимо от того, какой формы будет ваш флюгер, в нём должны присутствовать определённые элементы, основными из которых являются ось и флажок с противовесом.
Корпус и ось флюгера
Корпус служит опорой для всей конструкции. Для его изготовления подойдёт как стальная, так и латунная труба, диаметр которой 1 дюйм. В корпусе строго вертикально располагается ось — стержень, обычно выполняемый из стальной арматуры.
Основная функция несущего стержня — удерживать ветряк. Диаметр арматуры около 9 мм, этого хватит, чтобы выдержать сильные ветра и любую другу механическую нагрузку, которая будет действовать на флюгер.
Корпус флюгера является опорой всей конструкции
Флажок с противовесом (флюгарка)
Основная часть устройства, расположенная на вертикальной оси. Флажок показывает, в какую сторону дует ветер. Противовес служит для балансировки флажка и располагается на противоположной стороне. Основная сложность при изготовлении этого элемента состоит в том, что флажок и противовес должны располагаться равномерно по обе стороны оси, то есть иметь одинаковую массу.
Из всей конструкции именно флюгарка представляет собой художественную ценность. Опытный мастер способен выполнить деталь любой формы, при этом не нарушив баланса между флажком и противовесом.
При изготовлении флюгарки важно соблюсти равномерное распределение массы по обе стороны оси
Защитный колпачок
Защитный колпачок имеет форму круга или конуса и располагается на оси флюгера, чаще всего — непосредственно над корпусом. Его основная функция — защищать корпус и подшипники от попадания влаги и грязи.
Роза ветров
Указатель сторон света, состоящий из двух прутьев, скрещенных под углом в 90°. Как правило, прутья крепятся к верхней части крышки в неподвижном состоянии. На концах указателя устанавливаются буквы для обозначения сторон света. Чтобы зафиксировать элемент в правильном положении, нужно использовать компас.
Чтобы установить указатели сторон света в правильном направлении, необходимо воспользоваться компасом
Подшипники
Располагаются внутри корпуса и обеспечивают свободное движение несущего стержня под порывами ветра. Внутренний диаметр деталей составляет 9 мм.
Крепёж
Выбор крепежа зависит от используемого материала и способа крепления. Это могут быть углы, накладки, болты, заклёпки.
Пропеллер
Он помогает определить скорость ветра. Пропеллер можно изготовить самостоятельно из пластмассы и дерева или использовать готовые детали.
Наиболее органично смотрится именно самолёт с пропеллером, поскольку в оригинальной конструкции данная деталь также присутствует. Да и смоделировать такую форму намного проще, чем другие.
Самолёт идеально подходит для изготовления флюгера с пропеллером
Детский ветряк самолет из ПЭТ бутылок
Если ветряк необходим только как детская игрушка, его можно сделать вместе с ребенком своими руками из пластиковых бутылок. При выборе фигуры лучше остановиться на самолете. Для его изготовления понадобится ПЭТ бутылка емкостью 2 или 1,5 л, деревянный брусок, картон и режущий инструмент.
Изготавливают самолет в следующем порядке:
- Для корпуса самодельного ветряка понадобится 1 бутылка. Если делать пропеллер из донышка, потребуется взять еще одну емкость. Их отмывают от этикеток и просушивают.
- Из плотного картона вырезают длинный прямоугольник с закругленными углами. Это будут крылья. Пропеллер можно сделать тоже из картона просто надев его на горлышко бутылки, но он плохо будет вращаться от ветра. Лучше эту деталь вырезать из донышка второй бутылки, как показывает фото.
- Вдоль по корпусу бутылки канцелярским ножом делают две прорези по ширине крыльев. Подготовленный картонный прямоугольник вставляют в прорези, а над ними вырезают маленькое окошко кабины пилота.
- Держа пассатижами, гвоздь разогревают докрасна на огне и прожигают отверстие по центру пробки и пластикового пропеллера. Далее, эти две детали соединяют между собой, но уже холодным гвоздем. Надо проверить, чтобы пропеллер свободно вращался вокруг своей оси.
- Аналогично прожигают сквозное отверстие в горлышке. Сквозь него гвоздем прибивают флюгер к торцу деревянного бруска, исполняющего роль стойки и закручивают крышку с пропеллером.
- Корпус украшают цветными наклейками или можно разукрасить своими руками акриловыми красками.
В кабину готового самолета можно усадить пилота из маленькой детской игрушки, как показано на этом фото. Теперь осталось закрепить флюгер на высокой мачте и любоваться сделанным своими руками самолетом.
На этом видео можно увидеть изготовление самолета флюгера из ПЭТ бутылок:
Чертёж флюгера самолёта с пропеллером
Флюгер обычно располагается на крыше, поэтому к нему выставляются высокие эстетические требования — по его внешнему виду будут судить не только о вкусе хозяина дома, но и о достатке. Поэтому очень важно спроектировать конструкцию правильно, при этом проявив максимум фантазии и творческого подхода. Чертёж будущей модели должен быть максимально подробным и точным.
Чертёж будущей модели самолёта должен быть максимально подробным и с точными размерами
Окончательная доработка
Для того чтобы металлический флюгер служил долго и имел при этом презентабельный вид, надо тщательно его покрасить, предварительно хорошо подготовив поверхность. Для начала, при помощи наждачной бумаги удаляем ржавчину, полностью до чистого металла. Затем покрываем автомобильной грунтовкой (можно еще преобразователем ржавчины). После высыхания грунтовки можно красить.
Крылатый конь — чем не украшение для дома
Краски берем для наружных работ. Отлично подходят все автомобильные, но можно и масляные — типа молотковых. Они дают интересный эффект. Еще можно попробовать покрасить порошковыми красками, но для них требуются специальные условия — высокая температура. Иначе покрытие быстро отваливается.
После нанесения краски оставляем изделие сохнуть дня на два, не трогая руками. Такие краски сохнут долго (за исключением порошковых), после «проб» остаются пятна. Если качество покраски вас устроило, можно флюгер устанавливать на место.
Читать также: Как сделать картофель копалку своими руками видео
Выбор инструмента и материалов
Начнем именно с материалов, ведь это устройство устанавливается на кровле дома, оно подвержено всем известным природным нагрузкам, поэтому о сроке его эксплуатации надо будет задуматься заранее. В принципе, своими руками флюгер можно сделать из чего угодно. Чаще всего встречаются разновидности, изготовленные из дерева (в основном из фанеры), листового железа, редко из меди. Хотя именно медный вариант считается идеальным.
Деревянный флюгер, даже если его обработать защитными составами, прослужит несколько лет. Стальной продержится несколько десятилетий, если его периодически подкрашивать, что не всегда возможно. А вот медный – это вечная конструкция. К тому же обрабатывать медный лист проще всего, да и украшать его будет не проблема.
Многие умельцы свой взор с недавних пор бросили на пластик, благо листовой материал сегодня в свободной продаже есть. Обрабатывать полимерный материал просто, для этого нет необходимости пользоваться какими-то сложными инструментами. Но такой флюгер можно установить на крышу дачи. На большом красивом доме он просто не будет смотреться. Здесь необходимы дорогие материалы подстать строению.
Что касается инструментов, то они обычные, у каждого хозяина в сарае найдется необходимый арсенал. К примеру, ножницы по металлу, ножовка, пила, напильник, наждачная бумага, болгарка, дрель, линейка и карандаш.
Украшение для дымовой трубы
Для усиления коэффициента полезного действия дымовой трубы, а также для ее защиты от попадания осадков, мусора можно сконструировать и установить флюгер дефлектор своими руками. По высоте конструкция должна быть в соотношении 1,7 от внутреннего сечения дымохода. Ширина дефлектора составляет 1,3 диаметра дымового канала. Для изготовления подойдет листовое оцинкованное железо, медь или нержавеющая сталь.
Вначале на плотном картоне делается эскиз в развернутом виде всех деталей: колпака, цилиндра, диффузора. По изготовленным шаблонам эти части вырезаются на металле. Вся конструкция собирается воедино, отдельные элементы скрепляется между собой болтовым соединением, либо свариваются, либо фиксируются заклепками.
Готовое изделие устанавливается на срезе дымового канала с использованием кольца с подшипниковым узлом для того, чтобы корпус вращался вместе с козырьком дефлектора. Флюгер на трубу дымохода не только обеспечит постоянный приток в помещение свежего воздуха, эффективно удалит дымовые газы, но и станет настоящим украшением кровли.
Пустые пластмассовые бутылки: использовать по назначению
Четыре пустых пластиковых емкости могут стать материалом для изготовления простейшего флюгера. Еще понадобится нож для обрезки, металлический прут, жердь, используемая в качестве оси конструкции. Изготавливать флюгер из пластиковых бутылок начинаем… со сбора пустой тары.
Бутылки кроятся по-разному. У двух из них отрезается для дальнейшего использования верхняя часть (с пробкой) длиной почти до половины емкости. Донышки тоже не выбрасываются, а используются вместе с двумя другими, отрезанными от оставшихся двух бутылок. В итоге получается два отрезанных «верха» и четыре донышка высотой с 200-грамовый стакан.
На каждой из четырех емкостей острым ножом под углом где-то в 45 градусов у линии среза делаем по одному надрезу по косой в виде заусеницы. Это, своего рода крепеж, за который будут цепляться таким же заусенцем детали флюгера. С верхними частями бутылок, заранее подготовленными, поступают следующим образом:
- у одной из них откручивается пробка;
- по центру ее ножом или раскаленным прутом выполняется отверстие – паз для оси, на которой будет держаться вся конструкция;
- пробка с дырой прикручивается на горлышко.
- другой «верх» остается без крышки.
Читать также: Диски для шлифования бетона
Собирается флюгер в такой последовательности. Вначале состыковываются два верха срезанными поверхностями с предварительно выполненными пазами-срезами. Как матрешка, они соединяются между собой легким вкручиванием один в другой. На получившееся «туловище» цепляются косыми срезами в месте соединения донышки. Они должны располагаться вокруг объемного корпуса в одном направлении.
Через нижнее отверстие бутылки продевается пруток, ветка, металлический стержень – все, что можно использовать в качестве оси. Верхним ограничителем будет служить крышка бутылки, в отверстие которой плотно войдет ось флюгера. Конструкция готова. Можно устанавливать в удобном месте. При дуновении ветра легкие пластиковые лопасти начнут вращаться.
Металлическое изделие своими руками
Прежде чем узнать, как сделать флюгер своими руками, нужно оценить свои силы. Конструкция из металла — наиболее сложная, но она же и сама добротная.
Прежде чем приступить к работе, следует подготовить шаблон готовой фигуры или подготовить эскиз. Трафареты лучше всего делать на основе картона. Их потом будет легче перенести на металл.
Потребуется сделать чертеж стрелки и поворотной части конструкции, с помощью их будет показываться направление воздуха. На чертеже следует прописать все — параметры стрелки, узла поворота и не только.
Для работы будут нужны такие материалы:
- лист металла до 2 мм в толщину;
- проволока;
- металлические трубки разных параметров и одна профильная;
- шар из металла (его диаметр должен быть равен 80 мм);
- подшипниковый шар с диаметром 15 мм;
- металлопрокат круглой формы на 12 мм;
- железная пластинка.
Для работы требуются специальные инструменты. Нельзя забывать и о средствах личной защиты. Подготовить нужно следующее:
- сварочный аппарат;
- углошлифовальную машину;
- болгарку;
- электрический лобзик;
- напильник дрель со сверлами по металлу;
- зубило и молоток;
- очки, перчатки и специальный костюм для защиты;
- щиток.
Когда все подготовлено, можно приступать к работе. Нужно соблюдать при этом очередность ее этапов.
Производство элементов по отдельности
Сначала на лист металла нужно нанести шаблон фигурки, которую потребуется вырезать по созданному контуру. Потом он прикрепляется к верстаку и закрепляется с помощью струбцин, чтобы при резке он не двигался. Шаблон по контуру режется лобзиком, затем заусенцы убирают болгаркой, оснащенной шлифовальным кругом. Доступ к отдаленным обеспечивается благодаря тонкому напильнику. Мелкие декоративные элементы изготавливаются с помощью дрели, проволоки и других вещей.
Стрелка для определения направления воздуха тоже вырезается с помощью лобзика по контуру, нанесенному на лист металла. Стрелку делают не полностью сразу, а только оперение и указательный элемент. Эти части привариваются к профильным трубам, причем оперение к одному прутку, указатель же — ко второму. Хорошо нужно зачистить сварочные стыки.
Следующая часть работы — производство поворотного узла. Нужен стальной шар, на нем выполняется сверлом делается отверстие. Крышка должна быть присоединена сварочным аппаратом к отрезку трубки нужного размера. Чтобы стрелочные трубки плотно примыкали к шару, с обеих противоположных сторон делаются незначительные углубления. К ним приваривают два конца стрелы, потом к шару нужно присоединить стержень на основе профильной трубки и частично круглую трубку.
Как правильно закрепить
Когда готова часть стрелы с возможностью поворота, можно зафиксировать фигурку флюгера на шарике из металла. Для плотной стыковки основания с шаром, ее не целиком вырезают как полукруг и сварочным способом присоединяют к шару. Обязательно нужно следить, чтобы между стрелкой и поворотом был соблюден угол в 90 градусов. Ту или иную фигуру устанавливают на оси таким образом, чтобы имелся противовес с двух сторон.
Для свободного движения флюгера подготавливается опорный стержень. С этой целью в медную трубу помещается круглый прутик, затем элементы свариваются между собой. Подшипниковый шарик вставляется в широкую трубу и обрабатывается смазкой. Туда же ставится и медная труба. Готовую конструкцию осталось покрасить и поставить на крыше.
Изготовление ветрогенератора в домашних условиях используя автомобильный генератор
- Cтатьи
- Ветроэнергетика
- Изготовление ветрогенератора в домашних условиях используя автомобильный генератор
Можно сделать ветрогенератор своими руками из автомобильного генератора, надо только выполнить определенную переделку.
Исследования в области ветроэнергетики, а именно разработка новых способов преобразования ветряной энергии в электрическую, ведется уже довольно давно.
Существуют серийно выпускаемые промышленные ветрогенераторы, которые способны обеспечивать электроэнергией целые поселки. В связи с этим многие домовладельцы с интересом изучают это направление получения альтернативной энергии и задаются вопросом приобретения либо интересуются как сделать ветрогенератор в домашних условиях.
Можно сделать ветрогенератор своими руками из автомобильного генератора, надо только выполнить определенную переделку.
Вариант, который мы рассмотрим в этой статье — это сборка ветрогенератора из автомобильного генератора. В этом случае используется уже готовый узел (хотя он и требует некоторой модификации). Также потребуется винт, аккумулятор, преобразователь, мачта и элементы крепления. При выборе конструкции ветрового генератора традиционно отдают предпочтение ветрякам с горизонтальной ориентацией пропеллера ввиду более высокого КПД и менее сложной конструктивной части.
Переделка автомобильного генератора
Процесс сборки ветряка из автомобильного генератора начинается c выбора самого генератора. Можно использовать любой автомобильный генератор, однако предпочтение отдается наиболее мощным устройствам с грузовых машин, сельскохозяйственной техники. Многие умельцы используют тракторные генераторы АТ700, Г700, Г.964. Мощность генератора этого класса позволяет вырабатывать достаточное количество энергии.
Принимая за основу конструкции ветряка автомобильный генератор, нужно помнить, что он рассчитан на работу при частототах вращения ротора 1200 — 6000 об/м. Домашний ветрогенератор таких оборотов просто не требует, поэтому автогенератор нуждается в некоторой переделке и доработке: требуется установить понижающий редуктор либо произвести перемотку статора. Делается это более тонким проводом с увеличением количества витков в 5-7 раз. Смысл этой процедуры заключается в увеличении генерации энергии при низких оборотах.