Когда два разнородных металла вступают в контакт, и присутствует электролит, такой как влага, то возникает вероятность биметаллической коррозии у более электроотрицательного или анодного металла, как определено в электрохимическом ряду, который корродирует в первую очередь, предотвращая коррозию другого металла.
Биметаллический эффект является основой для защиты, которую цинковое покрытие (горячее цинкование) обеспечивает для малых зон незащищённой стали, если покрытие повреждено. Цинковые покрытия корродируют в первую очередь, защищая металл, который ниже его в электрохимическом ряду. Степень биметаллической коррозии будет зависеть от числа таких факторов, как контактируют металлы, соотношение площадей контактирующих металлов и условий эксплуатации. Как правило уровень биметаллической коррозии будет увеличиваться с увеличением разницы потенциалов между двумя металлами, например, как далеко расположены друг от друга два металла в гальваническом ряду напряжений. Однако потенциал может изменяться вследствие образования оксидного слоя и не может быть использован для определения степени возникновения биметаллической коррозии, так как другие факторы, которые приведены ниже, также важны. Соотношение площадей контактирующих металлов имеет существенное значение, и в идеале соотношение металлов анод-катод должно быть высоким. Если соотношение уменьшается, то могут возникнуть проблемы вследствие высокого уровня восстановления кислорода, которое может привести к увеличению коррозии анодного металла. Воздействующие условия имеют большое значение, т.к. для биметаллической коррозии электролит должен связать два имеющихся металла. В результате, в сухой окружающей среде (внутри помещения) вероятность биметаллической коррозии очень низкая, в то время как во внешних атмосферных условиях вероятность увеличивается, вследствие наличия влаги в виде дождя и конденсации. Наиболее худшими условиями является погружение в раствор, где электролит постоянно соединяет два металла. Обычно любая возможность биметаллической коррозии может быть ослаблена электрической изоляцией двух металлов друг от друга. Для болтовых соединения могут быть обеспечены при использовании неопреновых или пластиковых шайб, в то время как для перекрытых поверхностей это может быть достигнуто использованием пластиковых прокладок или окрашиванием одной из поверхностей подходящей системы лакокрасочного покрытия. Обычно горячеоцинованная сталь хорошо функционирует в контакте с наиболее распространенными конструкционными металлами, когда в атмосферных условиях, обеспечивается высокое отношение площадей оцинкованной стали к другому металлу. И наоборот, в условиях погружения эффект биметаллической коррозии существенно увеличивается, и обычно требуется изоляция.
Медь и латунь
Если установка требует, чтобы контакт между гальванизированными материалами и медью или латунью в сырой или влажной окружающей среде, может произойти быстрая коррозия цинка. Даже сточные воды могут содержать достаточное количество растворенной меди, чтобы вызвать быструю коррозию.
Если использование меди или латуни в контакте с гальванизированными покрытиями неизбежно, должны быть приняты меры предосторожности, чтобы предотвратить электрический контакт между этими двумя металлами. Поверхность разъема должна быть изолирована непроводящими прокладками; соединения должны быть выполнены с изолирующим крепежом и уплотняющей втулкой. Это должно гарантировать, что вода повторно не распространиться и потоки воды от гальванизированной поверхности к медной или латунной не реверсирует.
Коррозия, гравий и шум
Те, кто следит за нашими антикоррозионными публикациями, хорошо знают препарат Dinitrol 479. Когда-то мы с компанией ЮВК назвали его «три в одном»: он и днище от коррозии защищает, и арки колесные от гравия оберегает, и дорожный шум в салоне уменьшает.
Потом слоган «Dinitrol 479 – три в одном» стал интернет-мемом и разошелся по множеству сайтов. Как водится, без всяких ссылок на «АБС-авто» и ЮВК. Пусть это останется на совести копипастеров, тем более что воровать сегодня модно, а работать они не умеют.
Итак, «три в одном». Иными словами, Dinitrol 479 совмещает функции классического антикоррозионного материала для днища, антигравийного покрытия и шумоизоляции. Однако его назначение производитель формулирует иначе: «шумоизоляционный материал с антикорозионными и антигравийными свойствами».
Но прогресс не стоит на месте. Сегодня у знаменитого 479-го появилось альтернативное решение – препарат Dinitrol 650 BD.
Это состав черного цвета, износостойкий и прочный. Создан на основе битума, содержит специальные наполнители и минимум мягкого растворителя, что вызвано экологическими требованиями. Поэтому материал безопасен для здоровья и не вредит лакокрасочному покрытию кузова, а также пластиковым и резиновым деталям – здесь все как у предшественника Dinitrol 479.
И разумеется, Dinitrol 650 BD не боится холода и жары – температурный диапазон, в котором твердая пленка сохраняет эксплуатационные характеристики, составляет от –25 до +90° C. А при нанесении материал не стекает с вертикальной поверхности благодаря тиксотропности.
А в чем же отличие, спросите вы? Все перечисленное мы уже видели у 479-го… А вот в чем.
Первое. Dinitrol 650 BD можно наносить на поверхность, загрунтованную жидким антикором Dinitrol ML. Такое грунтование необходимо, когда днище или арка поражены коррозией. Dinitrol ML пропитывает ржавчину и останавливает процесс разрушения стали благодаря эффективным ингибиторам коррозии.
Так вот, новый состав Dinitrol 650 BD, нанесенный через 2–4 часа после ML-препарата, обеспечивает отличную адгезию к металлу. И тут же включает в работу собственные ингибиторы.
Второе. Новый материал можно наносить профессиональным оборудованием безвоздушным способом. Применяемые насосы – 26:1 или 65:1, сопло 0,018 дюйма. Материал может наноситься толстыми слоями, а оптимальное расстояние при распылении составляет примерно 30 см.
Преимущества такого способа очевидны: экономичный расход препарата и чистота антикоррозионного участка. Ведь воздушное распыление неизбежно выбрасывает часть материала в окружающую среду в виде тумана.
Пример обработки колесных арок Toyota Yaris 2007 г. в. Слева – незащищенная арка. Поверхность необходимо загруновать жидким антикоррозионным препаратом типа Dinitrol ML. А потом нанести слой Dinitrol 650 BD. Результат показан на правой фотографии
Пример обработки днища Toyota Yaris 2007 г. в. Поверхность со следами ржавчины следует загруновать жидким антикоррозионным препаратом типа Dinitrol ML. А потом нанести слой Dinitrol 650 BD – все, как в случае с арками. Результат показан справа
В итоге мы получаем прочную пленку, защищающую от коррозии, летящего дорожного гравия и соли, а также снижающую шум. Таким образом, автомобиль становится более комфортным, а путешествие на нем – более приятным.
Завершим эту главу формальным перечислением областей, где можно применять Dinitrol 650 BD. Это шасси, днище и колесные арки легковых и коммерческих автомобилей, а также автобусов. Защищать эти транспортные средства можно всегда и везде: в процессе производства, при эксплуатации и обслуживании в автопарках и на СТОА, в гаражах и частных мастерских.
А производитель Dinitrol 650 BD указывает и другие отрасли – например, судостроение. И хотя это не наша тема, все равно интересно – как покажет себя новый материал в морской воде? Наверное, не подведет.
Самое простое и надежное соединение алюминиевого и медного провода
Как соединить безопасно и грамотно алюминиевый проводник с медью и какой использовать переходник с одного металла на другой – по этому поводу у каждого специалиста по электромонтажу есть свое мнение, выработанное в результате анализа работы и личного опыта. Но большинство из них говорят о том, что самый простой, современный и безопасный метод соединить медную и алюминиевую проводку – это клеммники WAGO с пастой. Они безопасны для проводов, а монтаж с ними занимает минимум времени. При этом дешевле всего использовать для совмещения кабелей болт с гайкой и с шайбами.
Какие способы использовать, чтобы выполнить переход с алюминия на медь, каждый решает для себя сам.
Может ли нержавейка ржаветь?
Существует три группы нержавеющих сталей, каждая из которых имеет свои особенности и специфику применения:
- Коррозионностойкая сталь. Имеет высокую стойкость к коррозии в неосложненных условиях – в быту, на производстве.
- Жаростойкая сталь. Обладает термостойкостью, не ржавеет при повышенных температурах, может применяться на химических заводах.
- Жаропрочная сталь. Остается механически прочной при высоких температурах.
Таким образом, не все виды нержавейки предназначены для эксплуатации в той или иной агрессивной среде. К примеру, использование обычной нержавеющей стали на пищевом производстве, частое мытье с хлорсодержащими средствами вызовет быструю порчу материала. Аналогично применение металла в морской воде приведет к повышению скорости коррозии в разы.
Также ржавчина часто появляется на нержавейке после сварки (термической обработки), которая была произведена без соблюдения определенных правил. После механического повреждения металла последствия будут аналогичными: в месте дефекта возникнет точечная коррозия. Гладкий, полированный материал обычно ржавеет менее интенсивно, чем шероховатый: на последнем элементы коррозии могут появиться гораздо быстрее.
Защита от ржавчины нарушается там, куда попала раскаленная окалина, поскольку от сильного повышения температуры в нежаростойкой стали происходит выгорание легирующих веществ (в основном хрома). После прогорания дыр их края и прилегающие зоны становятся подверженными коррозии, хотя более глубокие слои металла чаще всего остаются неповрежденными. Спасти нержавейку поможет обработка травильными пастами, специальными эмульсиями.
Прочие причины коррозии нержавеющей стали:
- контакт материала с обычной углеродистой сталью (в том числе посредством инструментов, которыми раньше резали простую сталь);
- регулярная чистка металлическими щетками;
- игнорирование механической или химической обработки сварного шва.
Причиной коррозии металла может стать и его изначально низкое качество. Стойкость стали к ржавлению обусловлена присутствием хрома в достаточном количестве. Этот элемент после воздействия воды, воздуха, кислот и щелочей формирует тончайший непроницаемый слой, который не дает материалу ржаветь. Если хрома в составе мало либо он распределен неравномерно, создание и поддержание оксидного слоя становится невозможным.
Спасти алюминий
Современное автомобилестроение немыслимо без использования алюминиевых материалов. Далее мы будем использовать термин «алюминий», подразумевая не чистый металл, а конструкционные сплавы на его основе.
Первые автомобили Land Rover имели алюминиевые кузова, а множество Defender со стальной рамой и алюминиевыми панелями и сейчас колесит по дорогам всего мира. Многие модели Audi, Jaguar, Volvo, BMW, пикапы Mazda и других авто имеют детали из алюминия. И уж конечно, системы охлаждения двигателя и кондиционирования без алюминия немыслимы.
«Алюминий не ржавеет» – эту фразу мы помним со школы. А еще нам говорили, что на воздухе изделия из алюминиевых сплавов самопроизвольно покрываются тончайшей оксидной пленкой Al2O3 – она-то и предохраняет их от дальнейших коррозионных атак. Поэтому хозяйки пользуются алюминиевой посудой десятилетиями.
Авиационные материалы для защиты алюминиевых деталей, прототипы Dinitrol 713 IQ
Все верно. Но в машиностроении картина гораздо сложнее. Вибрации, перепады температур, влажная и химически агрессивная среда (вспомним хотя бы солевые растворы на дорогах) – эти и другие факторы повреждают «природную» защитную пленку и препятствуют ее восстановлению.
В местах контакта алюминиевого сплава со сталью (а в большинстве конструкций это неизбежно) возникают гальванические пары. Поскольку алюминий более активный металл, чем железо, электрохимическая коррозия разъедает именно его. Так что алюминиевая трубка со стальным штуцером не такая уж безобидная вещь. Гальванические пары образуются и в зонах сварных швов. А вслед за электрохимической коррозией приходит межкристаллитная, разрушающая границы зерен металла.
Dinitrol 713 IQ создает легкую прозрачную пленку толщиной всего 15 мкм, которая прекрасно пропускает тепло, не снижая эффективности теплообменника
Главная опасность межкристаллитной коррозии в том, что она существенно снижает прочность и другие механические характеристики изделия при неизменном внешнем виде. А нагрузи деталь чуть сильнее – рассыплется в порошок.
К сожалению, в данном случае практика подтверждает теорию. Ежегодно дилерские сервисы меняют множество теплообменников, изготовленных из «крылатого металла».
Препараты для защиты авиационных сплавов маркируются индексом AV, например, AV‑15. В Швеции их применяли для антикоррозионной защиты радиаторов автомобилей Mercedes. Так сугубо авиационный состав приобрел автомобильный опыт. Защита оказалась настолько эффективной, что на основе AV‑15 был создан препарат Dinitrol 713 IQ – специальный антикор для автомобильных узлов и деталей из алюминия. Впрочем, он умеет защищать и медь, и бронзу, и латунь, и нержавеющую сталь, которая на самом деле тоже не вечна.
«Семьсот тринадцатый» перенял все достоинства «летающего брата» AV‑15, а именно:
– уникальную способность беречь алюминиевые сплавы (авиация!), что достигается за счет особых ингибиторов;
– создавать на поверхности очень легкую (снова авиация!) и тонкую прозрачную пленку – ее толщина всего 15 мкм, и, кстати, она прекрасно пропускает тепло, не снижая эффективности защищаемого теплообменника;
– технологичность нанесения (опять же авиация!).
Говоря о технологичности, подчеркнем, что материал Dinitrol 713 IQ – так называемый одношаговый, не требующий предварительного грунтования. Он «сам себе режиссер»: проникает во все щели и прочие труднодоступные участки конструкции и обеспечивает собственную адгезию. Наносится с помощью кисти, распылением из пистолета или же окунанием.
При необходимости ремонта системы кондиционирования пленка Dinitrol 713 IQ смывается горячей водой под давлением – для этого достаточно обычного моечного аппарата. А при эксплуатации автомобиля защитную пленку рекомендуется регулярно обновлять, например, перед каждой зимой.
Теперь слово за мастерами станций технического обслуживания. Если они вооружатся Dinitrol 713 IQ, число поломок кондиционеров пойдет на убыль. А народ быстро сообразит, что лучше заплатить за обработку, чем менять дорогущие узлы кондиционера.
Правильные способы безопасного соединения в электропроводке
Поскольку химические свойства меди и алюминия значительно отличаются, для их совмещения стандартные приемы не подходят. Есть мнение, что вообще не стоит производить соединение проводов этих типов. Да, стандартная скрутка тут категорически недопустима, но отлично подойдут другие методы, не допускающие контакта проводников, но позволяющие полноценно произвести объединение медной и алюминиевой проводки.
Болтовое соединение через болт и стальные шайбы
Способ с высокой степенью надежности – болтовое соединение, сделать которое по силам даже непрофессионалу. При этом полностью исключается непосредственный контакт, нежелательный для меди с алюминием, можно совмещать жилы разного сечения.
Чтобы произвести соединение алюминиевых и медных проводов между собой этим способом, понадобятся:
- Болт;
- Гайка;
- Шайбы из стали;
- Гаечный ключ.
Стоит понимать, что выполненный таким образом узел получится довольно громоздким, что делает метод удобным далеко не всегда. Он вряд ли допустим в квартирной распределительной коробке, имеющей небольшие размеры, но отлично подойдет для общего электрощитка, где места достаточно.
Как выполняется соединение алюминиевых проводов с медными болтовым способом:
1. Снять слой изоляции с соединяемых кабелей;
2. Зачищенные концы сформировать по форме кольца;
3. На болт установить шайбу, колечко первой проводки, шайбу, колечко второй, шайбу, гайку, затягиваемую до упора;
4. Произвести изоляцию лентой.
Важно! Шайба обязательно должна разделять алюминиевые и медные провода. При монтаже проводников одного материала шайба не нужна.
Клеммники переходники и клеммные колодки
Еще один вариант решения, как правильно соединить медный и алюминиевый провод – применение клемм и клеммных колодок. Они состоят из прозрачного пластикового корпуса с ячейками и зажимными винтами, внутри которых размещена латунная гильза. Одной колодкой можно соединить различное количество пар проводников, выбрав необходимое число ячеек.
Как использовать клеммники для соединения проводов:
1. Открутить винт зажима;
2. Удалить изоляционный слой с проводника;
3. Вставить кабель в клемму, закрутить зажимный винт.
Аналогичным образом производится креплением кабеля каждой стороны.
Важно! При фиксации зажимным винтом важно не переусердствовать, поскольку чрезмерные усилия способны повредить жилу.
Клеммники WAGO для алюминия и меди с пастой внутри (или без пасты)
Клеммы немецкого бренда WAGO хорошо известны электрикам, пользуются высоким уровнем доверия. Для кабелей из одного материала компания выпускает модели клемм с плоскопружинным зажимом и оборудованные зажимными рычажками. Чтобы выполнить соединение алюминия и меди предлагает разновидность клемм WAGO серии 2273 с контактной пастой внутри.
Поскольку характеристики меди и алюминия различны, их прямой контакт недопустим. Чтобы его исключить и необходима контактная паста внутри клемм.
Важно! Перед тем как соединить медный и алюминиевый проводники при помощи клемм WAGO, из гнезда для меди пасту необходимо тщательно вычистить.
Бывает так, что клеммники продаются без пасты. В таком случае, такую токопроводящую пасту WAGO для алюминия всегда можно докупить отдельно, она называется WAGO “ALU-PLUS” арт.249-130
Метод опрессовки гильзами с помощью пресс-клещей: гильзование
Соединение проводов методом опрессовки гильзами – процесс затратный, но позволяющий получить долговечный результат, а также надежный контакт. Понадобятся специальные гильзы, похожие на полые трубки, выполняющие роль соединителя. Также необходимы пресс-клещи, которые бывают ручными или механическими.
Соединение медного и алюминиевого провода путем опрессовки выполняется с применением комбинированных гильз. Они имеют маркировку ГМА, называются алюмомедными, рассчитаны на рабочее напряжение до 10 кВ. Потребителям предлагаются варианты доступные под разные размеры сечения жилы – 16/10, 25/16, 35/25, 50/35, 70/50, 95/70, 120/95, 150/120, 185/150, 240/185.
Для выполнения работ:
1. На концах кабеля удаляется изоляционный слой;
2. Выполняется размещение проводников на тех частях гильз, что выполнены из того же металла;
3. Производится опрессовка гильзы пресс-клещами в нескольких местах, затем изоляция при помощи ленты.
Важно! Для проведения опрессовки используются только специальные пресс-клещи. Применение для этих целей молотка или плоскогубцев способно привести к повреждение гильзы.
Заклепочное
К числу неразъемных способов соединения электрических проводов относится использование заклепок.
Заклепочник; Заклепка; Стальная шайба. Как соединить проводники заклепочным методом:
1. Снять слой изоляции с концов кабелей;
2. Сформируются кольца из проводников по тому же принципу, что и при болтовом методе;
3. На заклепку одевается кольцо проводника, шайба, кольцо второго проводника;
4. Заклепка помещается в заклепочник, сжимается;
5. Место контакта алюминия с медью изолируется.
Неразъемный способ очень надежен, но имеет недостаток – узел невозможно разобрать без его повреждения.
Сжимами типа орех
Соединить медный и алюминиевый провода можно используя сжим ответвленный, который многие называют «орех» или «орешек». Он состоит из поликарбонатного корпуса с сердцевиной из металла. Внутри нее две плашки с пазами под определенное сечение, между которыми располагается пластины. Конструкции скрепляется болтами.
Чтобы соединить медный провод с алюминиевым сжимом ответвленным нужно:
- Разобрать корпус сжима;
- Снять изоляцию на соединяемых кабелях;
- Ослабить или полностью снять болты фиксации, поместить проводники в пазы;
- Затянуть крепления;
- Закрыть корпус сжима.
Монтаж выполняется быстро, понятен даже новичку. Главный недостаток метода – отсутствие герметичности. Внутрь корпуса могут попадать вода и грязь. Избежать этого можно, поможет обычная изолента.
Соединение проводов в автомат
Немало споров ведется о том, можно ли соединять алюминиевые провода с медными в автомате. Просто вставить два проводника и закрепить их в автомате – это ошибка, которая приведет к окислению, а затем отгоранию кабеля.
Вариант решения – залудить медный проводник. Процедура это несложная, но выполнить ее можно не всегда. Надежность способа средняя.
Второе решение – заизолировать алюминий при помощи фрагмента жести от консервной крышки. Для этого вырезается небольшая полоска жести, которой нужно как бы обернуть конец проводника. Для надежного контакта производится обжимание пассатижами, излишки обрезаются, а место крепления жести еще раз тщательно обжимается, но без больших усилий.
После можно без опасений закреплять кабели в автомате, не боясь их контакта.
Как соединить СИП и медный провод: особенности каждого варианта
В зависимости от места расположения учетного щита варианты соединения СИП могут разниться.
В случае если учетный щит находится на опоре линии, соединение осуществляется посредством цельного проводника. В рамках щита он непосредственно подключается к автомату. Для соединения проводников с линией рекомендуется применять штатный прокалывающий зажим, который специально разработан для линий СИП.
На заметку! Прокалывающие зажимы созданы для того, чтобы присоединять отпайки к магистральной линии. Подобные экземпляры могут служить для соединения линий, сечение которых составляет от 16-ти до 120-ти мм2, а сечение отпайки находится в рамках от 6-ти до 50-ти мм2. При этом отпайкой может служить как СИП, так и стандартный кабель, выполненный из меди.
В качестве главных элементов сжима выступают две пластины с острыми зубцами, изготовленные из стали. В случае закручивания монтажных болтов они между собой сближаются и в момент прокалывания изоляции проводов создают надежное контактирование и герметичность точки крепления. Затягивание болтов происходит до срыва, который рассчитан на определенное сжимающее усилие. При этом конструкция носит одноразовый характер.
Если соединение от учетного щита до дома решено осуществлять с помощью СИП, здесь также не обойтись без штатной арматуры. Наилучшим вариантом будет заведение провода в распределительный короб с подключением его к автомату в щите. В подобном случае сцеплять его с кабелем нет необходимости.
На заметку! Для соединения СИП с голыми (неизолированными) проводами следует применять особый зажим. У него должны отсутствовать острые зубцы со стороны крепления неизолированного провода.
В случае размещения учетного щита на стенке дома, отпайку, которая соединена с линией магистрали посредством зажима, заводят в учетный щит и подключают к автомату. Если роль отпаечного проводника выполняет СИП, на линии опоры и на стенке монтируют так называемые анкерные зажимы, обеспечивающие крепление проводов.
Источник
Как соединить алюминиевый провод с медным на улице: ключевые особенности процесса
В процессе монтажа кабельных линий в условиях улицы каждый из соединительных элементов подвергается влиянию негативных факторов внешней среды. Снег, дождь, туман, обледенение точно не поспособствуют высокому качеству соединений.
В связи с этим для осуществления подобных работ потребуется исключительно герметичная конструкция. Причем она должна характеризоваться устойчивостью к низкой температуре и лучам ультрафиолета.
Решив выполнять подключение на улице, следует вооружиться знаниями о том, как соединить кабель СИП с медным проводом. Ведь именно посредством данной операции можно соединить медный и алюминиевый провод на открытой местности.