Как отвернуть болт шкива коленвала: почему все так сложно?
Знающий автомобилист тратит на процесс демонтажа шкива коленчатого вала, как правило, не более четверти часа. А вот неопытные водители при попытке снять эту деталь самостоятельно сталкиваются с множеством проблем, которые они зачастую банально не могут решить. Инструкция по проведению ремонтных работ и техобслуживанию любого современного транспортного средства содержит исчерпывающую информацию о процессе демонтажа, но, к сожалению, она не помогает автолюбителям.
Прежде всего, возникают затруднения с фиксацией коленчатого вала. Демонтировать его очень сложно, если деталь постоянно вращается, «выскальзывая» из рук. Также многим непонятно, с какой стороны подобраться к болту, на котором держится шкив. Да и сильная его затяжка обычно делает процесс снятия узла очень и очень сложным, так как демонтаж при таких условиях чреват повреждениями покрытия кузова или элементов моторного отсека автомобиля.
Все автопроизводители и специалисты автосервисов с большим усилием производят закрутку гайки либо болта шкива коленчатого вала (на одних моделях ТС механизм держится на болте, в других – на гайке).
Делается это специально во избежание самораскручивания данной детали в процессе эксплуатации транспортного средства. Если болт (гайка) выпадут во время езды, будет непросто вернуть авто к жизни, чтобы продолжить движение на нем, а сам ремонт выльется, поверьте, «в копеечку». Кроме того, описываемые крепежные детали увеличивают уровень своей затяжки самостоятельно при работе двигателя. А окончательную «нерушимость» болту придают явления коксования, залипания, коррозии.
Накалить болт
Иногда возникают такие ситуации, когда болт нужно срочно обрезать, но при этом под рукой вообще нет никаких электроинструментов и специальных приспособлений. В этом случае его можно накалить, для размягчения железа, и перерубить каким ни будь острым предметом. Для этих целей прекрасно подойдет обыкновенный топорик для мяса, который есть на каждой кухне.
Чтобы разогреть крепежный элемент можно воспользоваться специальным кузнечным горном, паяльной лампой, газовой горелкой, электрической плитой. В крайнем случае, можно просто развести костер и с его помощью нагреть стержень болта. После того, как он раскалится до нужной температуры, и размягчиться, по нему (в месте реза) нужно резко и сильно ударить острым топориком.
При использовании этого метода обрезки следует проявлять бдительность и придерживаться техники безопасности.
Ведь при нанесении удара по раскаленной металлической поверхности появляется большое количество искр, которые могут оставить ожог на кожном покрове или повредить глаза. Поэтому перед тем как раскалять и обрезать, таким образом, болт, настоятельно рекомендуется надеть плотную одежду, защитные очки и перчатки.
Ответы экспертов
Сразу хочу заметить, что болт, который расположен в неудобном месте снять сложно или даже невозможно. Допустим, звездочка находится в свободном доступе, тогда есть несколько способов ее снятия.
С помощью газового (трубного) ключа. Нужно просто зажать ключом болт и открутить его. Сила зажима данного инструмента позволяет откручивать даже полностью гладкие изделия.
Посредством молотка и зубила. Этот способ смело можно назвать народным. Сначала делается небольшое углубление, чтобы удобно было вставить в него зубило, затем наносят несколько ударов молотком в сторону откручивания, на этом все.
Восстановить грани. Для этого используют напильник или болгарку, которыми наносят новый рельефный рисунок. Также можно рассверлить в изделии отверстие и вбить в него металлический прут с гранями. Также можно приварить к поврежденной головке новую гайку. Если речь идет о мелких крепежных элементах, то гайку можно просто приклеить.
Можно сделать еще вот так:
Нарезать болгарочкой резьбу для плоской отвертки:
При проведении ремонта неизбежны сюрпризы. Оборудование может подводить, кажущаяся прочной деталь — ломаться в самом ненужном месте, а болтики и гайки сопротивляться откручиванию. И тогда ремонт растягивается, отнимая лишнее время, нервы и деньги.
Сейчас в сети можно найти множество видео с руководством по проведению любых ремонтных работ. Говорят, на основе видео из интернета можно дом построить с нуля и машину перебрать по винтику.
Но при таком огромном количестве советов и рекомендаций трудно выбрать подходящий именно для тебя способ действий. В этой статье мы попытаемся собрать весь доступный опыт и систематизировать его для удобства использования.
Рубим болт зубилом
Работа зубилом требует особого внимания и определённых навыков:
- Точно разметить нужный контур специальной чертилкой по металлу.
- Если толщина металла такова, что одним ударом зубило его не перебьёт, то болт зажимают слесарными тисками. В противном случае, рубануть по тонкому пруту можно прямо на прочной подложке или кузнечной наковальне.
- Нужно следить, чтобы губки находились на уровне отметки. При большой толщине прута линия чертилки должна быть выше зажимного устройства примерно на 4 мм.
- Опереть рубящий инструмент на ближнюю губку так, чтобы угол составил 30–350, а острый край прилегал к обрабатываемой поверхности примерно под 450.
- Удары молотком должны быть короткими и точными, в район «затылка».
Когда перерубить металл с одного раза не получается, вновь повторяют проход. Иногда целесообразнее это сделать по той же разметке, но с другого бока.
Как снять звездочку с односкоростного велосипеда (синглспид)
Чтобы снять трансмиссионную звезду на односкоростном велобайке, достаточно одного лишь разжатия стопорного кольца. Многие любители синглспид утверждают, что «родное» стопорное кольцо никуда не годится и иногда ломается, даже если речь о замене звезды не идет. В любой ситуации, если стопор вышел из строя, нужно его заменить. В противном случае, люфт неизбежен. Цепь будет попросту болтаться в разные стороны.
Если звездочки неисправны, велосипед ездить не будет. Своевременная замена деталей трансмиссии – это актуально для всех моделей великов: от простейших «работяг» до самых навороченных скоростных шоссеров и горных велобайков.
Болт с сорванными гранями
Сейчас мы разберемся, как же как выкрутить болт с сорванными гранями. Как правило, причины этой беды кроются в том, что:
- Детали, которые держал болтик, оказались смещены неестественным образом. Это приводит к его зажиманию и порче.
- Сам болтик при закручивании был сильно затянут.
- Инструмент, которым его затягивали, был не того размера и использовались подручные средства (отвертки или стамески часто подкладывают в ключи большего размера при отсутствии подходящих маленького).
Перед тем, как выкрутить сорванный болтик или гайку, нужно провести некоторую подготовку. Это позволит вам потратить меньше времени и усилий, а порой и сберечь дорогостоящее оборудование.
Последовательность действий
- Покрыть соединение жидкостью, которая поможет откручиванию. Такой жидкостью может случить знаменитая WD-40, тормозная жидкость или керосин. Не торопитесь, дайте жидкости сделать своё дело. Как показывает практика, минут на тридцать, а то и час можно смело оставлять деталь в покое.
- Возьмите любой подручный инструмент и легонько, не сильно, постучите по метизу со всех доступных сторон. Ваша цель, в данном случае, не запустить болтом как шариком для гольфа, а всего лишь слегка расшатать его на месте его крепления. Во время выполнения данного мероприятия есть опасность повредить резьбу, так что соизмеряйте силу и замах.
- Если есть возможность и пространство, попробуйте нагреть болтик. Для этого подойдет газовая горелка. Убедитесь в отсутствии возле рабочего места легковоспламеняющихся жидкостей и предметов. Убедитесь также перед началом прогрева, что в случае непредвиденной ситуации вам есть куда отступать. Не прогревайте деталь открытым огнем в закрытых помещениях. Лучше открыть ворота или переместить болтик на воздух. Опаленные таким способом ржавчина и жир превратятся в пепел, и перестанут препятствовать откручиванию болтика.
Болт-звездочка
Открутить подобный болт можно так же, как открутить гайку с сорванными гранями. Основные способы откручивания неподдающихся болтиков и гаек были нами очень подробно разобраны ранее, и теперь мы можем резюмировать все те способы, которые подойдут для такого шурупа. Итак, если у вашего болта-звездочки сорвало грани:
- Проще всего воспользоваться экстрактором. Отлично зарекомендовавшее себя средство не подведет и на этот раз. Выполните отверстие в ножке крепежа, зафиксируйте там подходящий по размеру экстрактор и осторожными движениями открутите застрявший болт. Как мы видим из этой статьи, набор экстракторов различного диаметра — штука действительно необходимая в хозяйстве, если вы регулярно занимаетесь подобными сборками и разборками.
- Воспользуйтесь газовым ключом. Этот разводной ключ плотно обожмет болтик, и вы в несколько поворотов сможете его извлечь. Этот способ хорош тем, что не нужно покупать отдельный инструмент. Подобный разводной ключ есть практически в каждом доме.
- Сделайте упор на шляпке болта. При наличии достаточного пространства вокруг болтика сделайте надпил на его шляпке болгаркой или ножовкой. В эту насечку вы сможете упереть отвертку или стамеску и провернуть болт, ударяя по свободному ее концу молотком или другим удобным вам инструментом.
Мы с вами рассмотрели варианты высвобождения болтов и гаек, которые доступны для применения любому домашнему мастеру. Конечно же, за рамками обсуждения остались способы, используемые на профессиональных мастерских или в автосервисах. Однако там постоянно используется оборудование, которое дома вам пригодится один или два раза. А стоит оно немалых денег. Профессионалы используют для высвобождения болтов с сорванными краями:
- Гайковерт.
- Шпильковерт.
- Специализированные экстракторы.
Однако, если такие ситуации возникают у вас не чаще раза в год, то особого смысла приобретать специальные инструменты нет.
Среди разъемных соединений резьбовое занимает первое место как по распространенности, так и по надежности. Однако на практике много случаев, когда развинтить резьбовую пару оказывается не просто.
Установка шатуна
После демонтажа детали и выполнения всех запланированных манипуляций необходимо вернуть конструктивный элемент на прежнее место. Перед проведением работ желательно очистить все поверхности и соединения, после чего выполнить их обработку густым смазочным материалом. Подобный подход позволит ровно установить шатун и существенно облегчит работу при необходимости его очередного демонтажа.
В ходе установки необходимо выполнить глубокую посадку детали на вал. Это позволит избежать появления люфта в ходе передвижения. При недостаточно плотной фиксации шатуна гнездо постепенно придет в негодность. Для надежного закрепления детали достаточно приложения усилия порядка 50-70 Нм.
С помощью шуруповерта
Обрезать и укоротить длину болта можно даже без использования УШМ. Для выполнения этой процедуры пользователю следует подготовить шуруповерт, ножовку по металлу, маркер, а также гайки (в количестве 2 штуки). Стоит отметить, что обрезка болтов при помощи шуруповерта является одним из самых быстрых и простых методов укорачивания длины таких крепежных элементов.
После того, как все инструменты и материалы подготовлены, необходимо взять болт и при помощи маркера на его поверхности начертить аккуратную линию будущего реза. Линия наносится непосредственно на поверхность резьбы. Затем нужно взять две гайки и накрутить их на болт по обе стороны начерченной линии реза.
В этом случае, первая гайка выступает в роли специального ограничителя. Вторая гайка позволяет законтрить первую и не позволит ей двигаться. Кроме того, нужно отметить, что после обрезки, гайки будут свинчены, в результате чего восстанавливается первый виток на резьбе, который был замят во время реза.
В случае острой необходимости, на нижнюю часть резьбы можно накрутить еще одну гайку, но с небольшим зазором. Это увеличит силу сцепления полотна ножовки и не позволит ему «плясать» во время выполнения резки.
После выполнения всех подготовительных работ, болт нужно вставить в патрон шуруповерта и надежно зафиксировать его. К отмеченному маркером месту реза необходимо приложить ножовку по металлу. Затем пользователю следует просто включить шуруповерт, в результате чего зафиксированный болт начнет двигаться.
В результате движения полотно ножовки быстро отрежет отмеченную на заготовке маркером часть, практически не нарушив при этом ее резьбу. Благодаря использованию такого метода, спил на поверхности крепежного элемента получается ровным.
Размеры гаечных ключей
Обычно все вышеописанные виды продаются в комплекте с разными размерами и диаметрами. Допустим, маленький кольцевой ключ из набора имеет кольцо на 2−4−6−8−10−13−15, а шестигранник и двенадцатигранник только чётные: 4−6−8−10−12−16 и так далее. Гаечные, накидные и трубчатые инструменты имеют такие же размеры, как у кольцевых ключей. В зависимости от вида набора приспособления могут быть как для большего размера гаек, так и для меньшего. То же самое касается раздвижных и газовых ключей. Они имеет свою нумерацию, и каждая из них охватывает только определённый диаметр. Главное — уметь правильно подобрать нужные вам.
Почему грани винта, шурупа или болта слизываются
Слизыванием называется стачивание граней болта или шлиц под отвёртку на головке шурупа, винта или самореза. С такой проблемой может столкнуться как мастер, так и новичок. При слизывании граней у болта на нём начинает проскальзывать ключ и открутить такой элемент не удаётся. У шурупов и винтов могут повреждаться шлицы на головке, это также приводит к проворачиванию отвёртки и не получается открутить повреждённый крепёж.
Причины, по которым шлицы у винта, шурупа или грани у болта, гайки могут слизываться:
- применение изношенного инструмента;
- неправильное использование ключа или отвёртки;
- некачественный крепёжный элемент.
Если во время откручивания крепежа ключ или отвёртка проскочили, не стоит паниковать и надо разобраться в причине. Иногда достаточно поменять отвёртку или ключ, чтобы проблема сразу решилась.
Типы шатунов
- Однокомпонентные – представлены в виде монолитной конструкции, где левый и правый элемент неподвижно посажены на ось. Достоинством указанного решения выступает высокая надежность, простота обслуживания и незначительная масса ввиду отсутствия крепежа.
- Двухкомпонентные – ось, правый шатун и ведущая звезда соединены в единую конструкцию. Левый шатун присоединяется к системе благодаря посадке на гайку.
- Трехсоставные – наиболее распространенный вариант. Представлен в виде отдельной оси, а также правого и левого шатуна, соединенных со звездочкой.
Зачем нужны крепежные элементы
Крепежные элементы представляют собой важнейшие элементы машиностроения, которые используются практически повсеместно. Наиболее распространенными крепежными изделиями, которые имеют резьбу, являются:
Болт, как и винт, представляет собой стержень с головкой, у которого имеется один резьбовой конец. Винты принято классифицировать на два типа:
- Установочные, которые фиксируют детали взаимно.
- Крепежные, которые применяются для соединения разъемного характера.
Головки винтов могут быть с крестообразным углублением или с одной прорезью.
Как правило, данный элемент необходим, если требуется крепить дополнительный элемент. Нередко крепежный винт, у которого головка потайная, используется вместо болтов, так как выступающая головка мешает некоторым механизмам.
Чаще всего винты используют, когда возникает необходимость фиксации деталей, которые были насажены на валы или оси.
Устанавливаем новые звёзды
Если вы не балуетесь с овальными звёздами, где нужно точно подобрать угол поворота звезды относительно шатунов, то у вас не будет никаких трудностей с установкой новых звёзд. Внешняя звезда обычно имеет небольшой штырь. Звезда должна быть установлена так, чтобы этот штырь располагался прямо напротив шатуна. Такая незамысловатая конструкция не позволит цепи застрять между звездой и шатуном в случае её спадания.
У внутренней звезды, как правило, тоже есть такой штырь для тех же целей. Но если его нет, обратите внимание на надписи на самой звезде, они должны быть видимы при её установке, то есть развёрнуты от шатуна.
После того, как вы выровняли звёзды, нужно вставить в них бонки и закрутить их. Можно сосредоточиться на одной бонке. Обратите внимание на то, внутренняя часть бонки с креплением под шестигранник или torx обычно смотрит наружу, то есть вставляется с внешней стороны шатунов. Вставьте внутреннюю бонку и вкрутите в неё внешнюю. После того, как вы проделаете это с одной бонкой, вам больше не нужно будет удерживать звёзды на месте и пытаться закрутить оставшиеся одновременно. Последовательно закрутите каждую бонку. Звёзды не должны болтаться, так что закручивайте хорошо, или воспользуйтесь динамометрическим ключом.
Вот небольшое видео, которое не даст вам запутаться:
Пилим болт при помощи ножовочного полотна
Быстро добиться желаемого результата куда проще с помощью пилки по металлу и шуруповёрта или дрели. Кроме этих инструментов также потребуются пара гаек, карандаш-маркер и умелые руки.
На заметку! Если взяться за дело без подготовки и просто начать пилить болт ножовкой, то повреждение резьбы фактически неизбежно. Тогда крепёж станет непригоден к дальнейшему применению.
Гарантированно обезопасить себя можно, воспользовавшись проверенным способом. Алгоритм действий прост:
- Выберите болт нужного диаметра и нанесите отметку для обрезки прямо по резьбе.
- Закрутите на него две гайки до намеченной линии – одна выполнит роль ограничителя, вторая – контргайки, которая не даст первой двигаться по виткам.
- Для фиксации полотна пилки, если это нужно, можно навинтить дополнительную гайку ниже отметки пропила.
- Вставьте собранную конструкцию в патрон шуруповёрта/дрели и хорошенько зажмите фиксатором.
- Приложите к линии отреза полотно ножовки.
- Включите инструмент в электросеть. Острые зубчики пилы быстро отделят лишний конец стержня.
Такая технология поможет выполнить обрезку быстро и качественно, а место среза останется ровным.
Еще способы
К другими способам относятся:
- Если болт имеет не слишком маленькие размеры, можно использовать зубило или обычный молоток: ими наносятся под углом удары в сторону откручивания крепежа.
- Использование газового или накидного ключа.
- Можно применить гайковерт с насадкой.
- Сварка: к крепежу необходимо приварить немного металла с гайкой или куском арматуры, при помощи него он затем выкручивается.
Крайняя мера — полный демонтаж крепления, когда производятся надрубы молотком и разбирается крепеж.
Самое главное при работе — не забывать о безопасности. Следует позаботиться о защите лица, глаз и рук при проведении вышеперечисленных манипуляций.
Используем обычный напильник
При малом сечении металлического стержня вполне подойдёт этот самый простейший инструмент, который есть практически в любом доме. Им вполне можно сточить несколько лишних миллиметров. Правда, для этого потребуется немало времени и физических усилий.
Алгоритм действий:
- Зажать болт в тиски шляпкой вниз.
- Отметить маркером место надреза.
- Аккуратно сделать запил (если пруток не слишком толстый, то его вполне можно затем надломить с помощью плоскогубцев).
Нарезание металлической полоски
Первое, что нужно сделать, это замерить длину грани шестигранника, для которого необходимо сделать ключ.
Этот размер умножаем на шесть (количество граней), и получаем длину металлической полоски, которую нужно отрезать.
Я рекомендую к полученной длине добавить 6 мм (чего я не сделал), тогда вам будет проще на следующем этапе изготовления.
Пластина должна быть шире, чем высота болта, под который вы делаете ключ (достаточно пары миллиметров).
Как сделать съемник для велосипеда своими руками
Съемник для стопорной гайки невозможно сделать в домашних условиях — для этого обязательно нужен токарный станок. А вот для изготовления хлыста достаточно взять четыре длинных самореза, обычную толстую доску и старую велосипедную цепь. Последовательность действий будет следующая:
- Мастер ставит доску строго вертикально.
- К верхней части доски надо приложить цепь, скрученную втрое.
- Сверху между пинами цепи прикручиваются два самореза, чтобы они попали в верхнюю часть доски.
- С левой и правой стороны доски также надо прикрутить по саморезу, не давая цепи «гулять».
Приложив цепь к звездам кассеты, можно начинать откручивать стопорную гайку. Для удобства хранения к нижней части доски при желании прикручивают небольшой крючок, за который можно подвешивать конструкцию. Такой самодельный инструмент сэкономит приличную сумму и прослужит достаточно долгое время.
Как открутить слизанный болт
При прокручивании болта его поддевают гвоздодером и вытаскивают на максимально возможную высоту, оставляют в натяжке и постепенно ключом выкручивают. Когда гвоздодера нет, можно использовать отвертку. Небольшой болт извлекают кусачками за головку. Если он не поддается сразу, то вращают его, зажимая кусачками против часовой стрелки с усилием вверх.
Используют метчик, вставляют его до упора. Если его нет под рукой, то подойдет отвертка с конусообразной гранью, которую осторожно забивают до упора и пробуют выкрутить.
Чтобы подобные ситуации не повторялись, перед закручиванием болтов их нужно обрабатывать графитовой смазкой. Но солидол или литол с этой целью не используют, потому что их применяют для трущихся деталей, и болтовые соединения после смазки ими заклинивают.
Стачиваем болт при помощи бруска
Применение этого приспособления предполагает целенаправленное снятие слоёв металла благодаря абразивному воздействию наждачного камня. Процедура требует большого терпения, т. к. прочный металл с трудом поддаётся ручной обработке. Для этого:
- Болт прочно зажать в тиски шляпкой вниз.
- Взять брусок двумя руками за противоположные концы.
- Сточить необходимый объём металлической поверхности, применяя равномерные движения с большим усилием.
Внимание! Этот инструмент подойдёт в тех случаях, когда требуется просто немного подточить излишек длины стержня.