Что такое хайджек? Выбор и инструкция по применению Hi-Lift

  • 21 Ноября, 2020
  • Автомобили
  • Петр Кузнецов

Говорят, что в России нет дорог, а есть только направления. Иногда нет даже направлений — кругом поля, болота и непролазная грязь. Направление приходится прокладывать самому. Зачастую автомобиль застревает в грязи, и это относится не только к простым легковушкам, но и ко вполне серьезным внедорожникам — от ульяновского «козелка» до внедорожников, используемых в армии НАТО. Хорошо, если есть лебедка. А если ее нет или даже она не выручает? Не оставлять же «железного коня» на произвол судьбы. Но есть одно приспособление — хай-джек, он же реечный домкрат. Он не только может поднять ваш автомобиль для замены колеса или детального осмотра. Еще может использоваться этот хай-джек как лебедка.

Но не сам по себе, а при помощи специальных приспособлений. Такие комплекты для лебежения хай-джеком (называются они Off Road Kit) продаются на специализированных интернет-сайтах.

Можно также собрать его самому, это не составит труда. Некоторые автолюбители жалуются на то, что при использовании в качестве лебедки хай-джека не выдерживает основная цепь. Впрочем, если ваша цель — не постоянно загонять автомобиль специально в грязь поглубже, а потом вытягивать его оттуда, а только вытягивать, и как можно реже, то можно обойтись и магазинным устройством.

С хай-джеком и…

Лебедка ручная из реечного домкрата — это простое приспособление. Данное устройство состоит из:

  • главной цепи;
  • соединительных звеньев;
  • цепных укоротителей;
  • шаклов;
  • текстильного стропа.

Если же ваша задача — участие в соревнованиях, то комплект, для того чтобы использовать хай-джек вместо лебедки, можно собрать самому. Цепь желательно покупать даже не в крепежном магазине, а в компаниях, занимающихся продажей такелажных товаров. Ее рабочая нагрузка должна составлять 4-5 тонн. Рабочая нагрузка крюков и шаклов — от 1,5 тонны.

Какой выбрать

При покупке в первую очередь нужно определиться с маркой и габаритами приспособления. Какое же выбрать? Производителей реечных домкратов немало. Но если вы хотите приобрести действительно качественный и надёжный инструмент, то лучше оригинального домкрата от американской компании Hi Lift вы не найдёте. Эта фирма производит реечные домкраты более ста лет, а их продукцией пользуются самые заядлые джиперы.

«Хай-Джеки» выпускаются только в двух цветах – чёрном и красном. Изготавливаются они из высокопрочного чугуна и имеют несколько стальных деталей. Такие домкраты считаются эталоном надёжности и качества. Стоят они, конечно, немного дороже моделей других производителей, но свою цену оправдывают полностью. По крайней мере, модификации длиной более 150 сантиметров не гнутся, в отличие от инструментов китайских производителей. По названию модели можно определить её длину. Так, Hi-Lift Jack HL-485 имеет длину 48,5 дюймов (120 сантиметров), а HL-605 – 60,5 дюймов (150 сантиметров). Именно эти модели пользуются наибольшей популярностью среди любителей off-road.

Важно: При покупке домкрата подумайте о том, как вы будете его перевозить, ведь полутораметровый инструмент поместится далеко не в каждый багажник. Поэтому, скорее всего, вам придётся оснастить свой автомобиль специальным наружным креплением.

Дайте мне точку опоры!

Еще Архимед говорил, что если ему дать точку опоры, то он передвинет Землю. Чтобы использовать хай-джек вместо лебедки, необходимо прицепить его к какому-то креплению на земле. В полевых условиях это чаще всего ствол дерева, хотя может быть и камень, плита или неведомо каким путем оказавшийся на вашем пути бетонный блок.

Если нет деревьев, пней или камней, на выручку придет… запаска. Ее можно закрепить за неровности рельефа (например, в яме или на бугре со старыми корнями), а лучше всего на каких-нибудь кустарниках (конечно, не занесенных в Красную книгу). Главное, чтобы конструкция выдержала вес автомобиля и тягу хай-джека. Надевается запасное колесо отверстиями в диске на эти кусты — и замена дереву готова.

Подъем по всем правилам

Прежде чем орудовать домкратом, нужно поставить автомобиль на ровной горизонтальной поверхности. Если неприятность случилась в дороге, и есть возможность съехать с автострады, найдите безопасное место с минимальным движением машин. Переведите коробку передач в соответствующий режим: автоматическую – в режим «Park», механическую – на заднюю или переднюю передачу, поставив ручной тормоз. Если Вы будете заменять тормозные барабаны или заднее колесо, на «ручник» ставить не надо. В этом случае нужно зафиксировать передние колеса с помощью башмаков. Вообще фиксация колес полагается при выполнении любых работ. Стопорятся колеса, находящиеся в противоположной установке домкрата части корпуса.

Теперь поговорим о том, в какое место установить сам домкрат. Понятное дело, что устройство располагается в той части кузова авто, которую нужно приподнимать. Но тут надо соблюдать осторожность: не фиксируйте его в месте расположения деталей, которые могут деформироваться. Рекомендуется делать упор в балку передней подвески или на ось задних колес. Для каждой модели автомобиля производителем предусмотрены штатные места для установки. Узнать о них можно в техпаспорте транспортного средства. Правильное размещение домкрата поможет избежать повреждения машины.

Важно знать! Автомобили с пластиковым обвесом не рекомендуется поднимать реечными домкратами, так как можно повредить бампер, да и осуществить подъем не удастся. В данном случае подойдет пневматическая или подкатная модель, которая будет воздействовать непосредственно на днище авто.

Поверхность под домкратом должна быть ровная и твердая, чтобы его основание не ушло в землю под весом большим весом. Особенно это касается реечных моделей, называемых в народе «хай-джеки». Обладая большой высотой подъема, они не отличаются устойчивостью, так как имеют вертикальную конструкцию и одну точку опоры. Если машина увязла в грязи, под домкрат нужно подложить специальную опору «off–road» или обычную доску. Это поможет создать устойчивость, необходимую для безопасного подъема автомобиля. Исключением являются надувные домкраты, которые могут устанавливаться практически на любых поверхностях, так как в надутом виде равномерно принимают вес поднимаемой части кузова на большую опорную площадь, а не на одну точку.

Разные по типу домкраты приводятся в действие разными способами: механические – с помощью нажатия на рычаг или вращением рукоятки, пневматические – силой сжатого воздуха, подаваемого от компрессора, воздушные – от выхлопных газов автомобиля. При работе со всеми этими устройствами важно помнить о том, что поднимать автомобиль нужно плавно, контролируя при этом силу и скорость нажатия на рычаг или интенсивность подачи воздуха. Это поможет избежать резкого поднятия и повреждения кузова. Более подробный алгоритм действий при поднимании/опускании автомобиля Вы найдете в инструкции Вашего домкрата.

Запомните, что домкрат только приподнимает машину, но не является ей опорой при обслуживании. Чтобы обезопасить себя, зафиксируйте автомобиль специальными колодками или опорами. Лучше всегда возить эти приспособления в багажнике, чтобы неприятности в дороге не вынудили подыскивать им замену. Подкладывая камни или кирпичи под автомобиль, нельзя быть до конца уверенным в надежности такого сооружения. Но случается, что других вариантов нет, и приходится прибегать к таким мерам. В этом случае, прежде чем ложиться под автомобиль, убедитесь, что он не шатается, покачав корпус, и, при необходимости, усильте опоры. Грамотные действия на этом этапе гарантируют Вашу безопасность и помогут избежать увечий.

Якорь нужен не только кораблю

Не стоит забывать о закреплении на месте и самого автомобиля, чтобы он при использования хай-джека как лебедки не свалился обратно, и облегчении пути вперед, а точнее туда, куда вы его собираетесь вытянуть. Для этого под колеса, если это возможно, следует подложить доски, ветки, кирпичи (без колюще-режущих фрагментов). Это нужно проделывать как при начале лебежения хай-джеком, так и после того, как вы немного вытянули автомобиль. Упор подкладывается под задние колеса. Можно и под передние, если он при трогании с места не будет дальше мешать движению. Все манипуляции сильно облегчат вам использование хай-джека как лебедки. Эти процедуры необходимо производить не только в начале процесса, но и по его ходу — по ситуации. К тому же при лебежении хай-джеком нередки случаи, когда машину вытягивают не вперед, а вверх и вбок или даже назад. Тогда и упор машины необходимо делать по ситуации.

Полезная информация

Простое устройство реечного домкрата позволяет его использовать в строительстве и на автотранспорте. Изредка при выполнении ремонта, монтажа и демонтажа.

Основными потребителями домкратов остаются водители внедорожников. Для экстремального вождения он подходит оптимально.

Реечный домкрат «вытащил» бесконечное множество тяжелых внедорожников по всему миру.

Поэтому он необходим любому начинающему автолюбителю, который собирается ездить вне дорого, и денег лучше не жалеть.

В дополнение возможно использовать пластмассовую подставку либо деревянную доску. В этом случае домкрат не погрузится в мягкую или влажную почву.

В обычном варианте домкрат реечный используется только в машинах с металлическим бампером или рамой.

Для автомобилей с пластиковым бампером лучше применить аксессуар Lift Mate. Устройство позволяет цеплять домкрат за диск. Звучит грозно, но это всего 2 небольших крюка, с цепью на конце, и упор от контакта с машиной.

Как упоминалось выше домкрат можно использовать и как механическую ручную лебедку.

Стремительным домкратом

Соберите девайс, как указано в инструкции. Затем прицепите ее стропом к дереву, а цепью — к автомобилю. Можно и наоборот, если есть возможность жесткой фиксации. Следите, чтобы конструкция была натянутой и не провисала. Это относится как к стропу, так и к цепи. И начинайте работать рычагом, как и при поддомкрачивании. Рейка движется, а за ней и возвращаемый к активной жизни автомобиль. Очень хорошо, если за рулем сидит товарищ, который работает педалью акселератора, при этом делает это с умом. Если сзади вашего железного коня подталкивают еще товарищи — тоже хорошо, но в грязи такой возможности обычно нет, и необходимо не забывать, куда вы выталкиваете машину. Действуйте по ситуации.

Область применения

Реечный домкрат является многофункциональным устройством, ведь подъём транспортного средства может осуществляться четырьмя способами. Кроме того, приспособление может заменить лебёдку, струбцину и даже пресс. Рассмотрим все варианты использования инструмента более подробно.

Подъём машины за силовые части

Перед подъёмом машины установите домкрат на твёрдую поверхность

Поддомкрачивание авто за усиленные выступающие элементы, такие как пороги и бамперы, – это, безусловно, самый очевидный способ применения реечного «товарища». Так, можно достать транспортное средство из глубокой и раскисшей колеи либо приподнять переднюю часть автомобиля, тем самым упростив задачу лебёдке.

Подъём за колесо

Если ваша машина не оснащена усиленными конструкциями, то вытащить её из любой субстанции поможет специальный аксессуар под названием Lift Mate, которым зачастую комплектуется подъёмник. Данное приспособление надевается на «клюв» подъёмника и цепляется за колёсный диск висящими на тряпичных стропах крюками. После этого выполняется подъём.

Для подъёма машины за колесо используются специальные стропы

Полезный совет: Если Lift Mate изначально не входил в комплект домкрата, то его можно купить отдельно. При этом стоит отдавать предпочтение аксессуарам с прорезиненными крюками.

Поддомкрачивание за бампер

Приспособление подходит почти для всех металлических бамперов, под которые нельзя установить «клюв» домкрата

Бывают ситуации, когда для замены повреждённого колеса нужно приподнять машину за бампер. Но как поступить, если последний не способен выдержать вес авто. В этом случае вас выручит ещё одно дополнительное приспособление – Bumper Lift. Это устройство представляет собой цепной строп с насадкой на «клюв» домкрата и одним мощным крюком, которым можно ухватиться за силовые элементы под бампером (раму, мосты и прочее).

Полезный совет: При покупке Bumper Lift обращайте внимание на его максимальную грузоподъёмность.

Домкрат как замена лебёдки

Как отмечалось ранее, эксплуатация реечного инструмента не ограничивается подъёмом транспортных средств и прочих тяжеловесных грузов. Hi Jack можно использовать и в качестве ручной лебёдки. Иногда для того, чтобы освободить своего «железного коня» из снежного или грязевого плена, нужно сдвинуть его менее чем на полметра. И возможностей реечного домкрата вполне хватает для решения таких задач. Причём подъёмник можно расположить в наиболее удобном месте, спереди либо сзади машины, а потом уже выталкивать или вытягивать машину в нужную сторону.

Для чего нужны дополнительные цепи

Когда вы вытягиваете машину из грязевого плена, она по инерции проезжает какое-то расстояние, при этом большее, чем то, на которое вы передвинули рейку. Цепь провисает, а укоротители скрепляют ее крюками по провисшему участку, и натяжение возвращается. При этом желательно иметь не один такой укоротитель, а несколько. Или, например, вы передвинули машину приблизительно на длину рейки, но этого мало. Как быть? Жестко закрепите автомобиль сзади, поставьте на ручник. Затем осторожно и по всем правилам, как написано в инструкции по применению этого устройства в качестве домкрата, возвращайте рычаг хай-джека в исходную позицию. Крайне важно использовать все правила предосторожности, и в первую очередь не располагать голову и другие части тела по траектории движения рукоятки. Укорачивайте цепь, снимайте с ручного тормоза машину, и снова работать.

Итог

Реечный домкрат или по-другому хайджек очень полезное приспособление, которое в условиях тотального бездорожья будет надёжным и незаменимым помощником. В каком-либо особом уходе домкрат не нуждается. Достаточно простой смазки маслом, можно также воспользоваться всеми любимым средством WD-40. При работе с хайджеком обязательно необходимо соблюдать технику безопасности, иначе вы рискуете в худшем случае лишиться пальцев, а в лучшем случае получить пару синяков на своём лице. О других нестандартных способах хайджека вы можете поделиться в комментариях к этой статье.

Хай-джек vs лебедка

Самым лучшим вариантом, разумеется, является тот, когда есть все нужные автодевайсы, при этом они занимают мало места, и вдобавок дешевы и надежны. По понятным причинам это недостижимо.

Хай-джек — это не лебедка и даже не обычный домкрат в полном понимании этого слова. По сути, это универсальная вещь для джиперов и просто людей, которые ездят по бездорожью. Он служит для них своего рода палочкой-выручалочкой. То есть поддомкратить он может, и успешно, но только за колесо или за силовой порог. Он может работать и ручной лебедкой, вытаскивающей из почти любой грязи, но по достаточно сложному и разветвленному алгоритму. При этом работать как в том, так и другом режиме он может в любой луже. Лебедка, казалось бы, проще в эксплуатации, но, во-первых, редко какая выдержит российскую грязь, а во-вторых, роспуск ручной лебедки под грузом — дело достаточно сложное.

Простой домкрат более универсален и может поднять автомобиль безо всяких дополнительных приспособлений. Но он часто становится беспомощным на проселочных дорогах или их отсутствии. Хай-джек же со специальной платформой (вместо нее можно использовать надежный упор вроде доски или кирпича) может помочь и в этом своем качестве. При этом если у кого-то из ваших знакомых есть лебедка, то даже процесс лебежения этим приспособлением может весьма упроститься, когда машину дополнительно вытягивают еще и хай-джеком.

К тому же это устройство очень неприхотливое. После того как его вынули из грязи, хай-джек надо только прополоскать водой. Дополнительная смазка ему может даже повредить. Лучше всего немного спрыснуть его жидкостью WD-40.

Особенности конструкции реечного домкрата

Среди большого выбора автомобильных домкратов реечные конструкции пользуются наибольшей популярностью. Характерной чертой конструкции является конец рейки, который отогнут на 90 градусов. Благодаря этому автомобилист сможет без труда поднять автомобиль с низкой посадкой.


Понятие реечного домкрата

Преимущество реечных домкратов заключается в том, что они могут перемещать груз и вертикально, и горизонтально. При этом подъем и опускание груза проходит без особых усилий.

Еще одной отличительной особенностью реечных устройств является низкий подхват. Благодаря этому можно поднять транспорт, который практически лежит на земле.

Но есть у конструкции и свои недостатки. Агрегат, который сможет поднять груз до 5 тонн, будет весить около 40 кг. Кроме того, он неудобный и большой по габаритам.

В зависимости от веса груза, конструкции могут быть одноступенчатыми, двухступенчатыми и трехступенчатыми.


Принцип использования устройства

Уход за реечным подъемником

Как уже упоминалось выше, реечный подъемник не нуждается в особом уходе. По завершении работ можно смахнуть с него грязь или ополоснуть в ближайшей луже, чтобы не сильно запачкать багажник.

Многие люди привыкли оказывать таким устройствам должный уход, поэтому они поддерживают их долговечность при помощи тщательной очистки и смазывания машинным маслом. Реечному домкрату масло принесет только вред, поскольку оно притягивает к себе лишнюю пыль и грязь. Разумеется, подъемник может заклинить из-за попадания мусора внутрь рейки. Для приведения устройства в действие достаточно облить его водой, чтобы внутренние части могли прочиститься.

Хай-джеки рекомендуется хранить на боковой части рейлингов, так как длинное основание не позволит разместить устройство в другом положении. Кроме того, в таком положении подъемник не помешает размещению дополнительных противотуманных фонарей на верхнем багажнике. Нежелательно хранить домкрат внутри салона, поскольку он будет загрязнять его, не говоря о возникновении трудностей при извлечении устройства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]