Нормы браковки канатов грузоподъёмных кранов

Нормы браковки стальных канатов очень часто нарушаются работниками. И это становится причиной нежелательных последствий. Так, например, эксплуатация сильно поврежденного стропа может привести к несчастному случаю и увечью (а возможно и гибели) людей. С другой стороны, если значение признаков браковки стальных канатов было сильно преувеличено, то это обернется для предприятия довольно-таки значительными необоснованными тратами. Данная статья будет полезна инженерам и рабочим, а также морякам, которые имеют дело с тросами. Знание норм браковки стальных канатов позволит повысить эффективность и безопасность труда.

Основные положения

Принципы проведения осмотра и нормы браковки стальных канатов указаны в специальном документе под номером 12-97. Многим инженерам это покажется странным, ведь обычно на подобные вещи разработаны государственные стандарты. Однако это действительно так. И данный документ устанавливает не только нормы браковки стальных канатов, но и порядок их производства и эксплуатации, монтажа и обслуживания.

Согласно этому руководству металлические тросы и канаты должны тщательно осматриваться на предмет наличия повреждений и изъянов раз в десять дней. Помимо периодического ТО, продукция данного типа в обязательном порядке осматривается перед началом эксплуатации (это не касается лишь лифтов и других систем, в которых тросы скрыты).

Тросы, которые работают в особо опасных условиях и при больших нагрузках, с определенным периодом должны проходить проверку с использованием дефектоскопа. Однако такое устройство стоит довольно дорого, да и работать с ним смогут лишь высококвалифицированные инженеры, у которых за спиной имеются специальные курсы.

Технический осмотр каната и критерии замены

В соответствии со стандартом ISO 4309 эксплуатационная безопасность каната подтверждается точной оценкой следующих показателей: — количества обрывов проволоки и их положения; — износа проволок (уменьшение диаметра каната); — внутренней и внешней коррозии; — повреждения (дефектов) и износа каната.

Обрыв проволоки каната

Необходимо сосчитать количество обрывов проволоки, видимых на поверхности каната. При этом с особым вниманием нужно осмотреть изношенную часть изделия. Обрывы проволок необходимо отслеживать участках каната равных 6 и 30 диаметрам каната. Если количество обрывов проволоки превышает установленным минимум хотя бы на одной из двух указанных длин, канат подлежит замене. Обрывы проволок в пряди, как правило, указывают на внутреннее повреждение каната. В случае обрыва проволоки должны быть четко видны оборванные концы. Канат рассматривается для отбраковки, если число видимых сломанных проволок равно или превышает допустимый предел. В 6 и 8-прядных канатах обрывы проволоки большеимеют место в наружных слоях, тогда как в многопрядных канатах характерны обрывы проволок во внутренней части. Эти обрывы являются невидимыми и требуют специальных методов исследования. Рекомендуют производить замену каната, когда проволоки с обрывом находятся близка друг к другу на длине не больше чем 6d или на одной пряди.

Уменьшение диаметра каната

При проведениии технического осмотра на предмет замены стального каната важно обратить внимание не только на количество обрывов проволоки. Сплющивание проволок вследствие износа предваряет из неизбежный обрыв. Необходимо тщательно осматривать проволоки, диаметр которых визуально уменьшился приблизительно на 50% по сравнению с начальным состоянием. Диаметр каната может уменьшиться из-за одного или комбинации этих факторов: — внутренний износ; — внешний износ вследствие истирания наружных проволок; — ухудшение состояния сердечника (органический/металлический) или внутренних слоев многослойных устойчивых кручению (некрутящихся) канатов. Канат должен быть отбракован: — если уменьшение диаметра каната превышает 7% от номинального диаметра каната, только из-за внешнего износа; — если уменьшение диаметра каната превышает 3% от номинального диаметра некрутящегося каната и превышает 10% для других 6 и 8 прядных канатов, из-за отличных от внешнего износа причинам.

Коррозия канатов

Коррозия каната бывает внешней и внутренней. Внешняя коррозия может быть обнаружена визуально на наружной поверхности проволочного каната. Оценка внутренней коррозии требует особых профессиональных компетенций. Для раскрытия каната используются захваты, с помощью которых изделие аккуратно раскручивается. В случаях с многослойными канатами и канатами с металлическим сердечником, проводится контроль только внешнего слоя. Канат должен быть отбракован: — ослабление проволоки из-за коррозии внешних проволок; — подтверждение тяжелой внутренней коррозии.

Деформация каната

Постоянное изменение от своей первоначальной формы и ориентациии, называется деформация. следкющие общие изменения формы, требут немедленной отбраковки стального каната: — местное нарушение каната; — выступ проволоки, пряди или сердечника; — формирование скручиваний или петель; — локализованное увеличение диаметра более 5% от фактическогодиаметра каната; — локализованные уменьшения диаметра каната и расстояния свивки связаны с жесткой волнистостью.

Дефекты стального каната

Критерии повреждения и замены каната

Обрывы и смещение проволок в двух прядях каната крестовой свивки. Канат подлежит замене.
Сильный износ и большое количество обрывов проволоки в канате крестовой свивки. Требуется срочная замена каната.
Обрывы проволоки в одной пряди и слабый износ каната параллельной свивки. Необходимо удалить обрывы проволоки, придать канату гладкость.
Обрывы проволоки в нескольких прядях, расположенных близко к холостому шкиву (иногда затягиваются шкивом). Канат подлежит замене.
Обрывы проволоки в двух прядях вследствие усталости при изгибе и серьезного локализованного износа. Канат подлежит замене.
Дефект «птичья клетка» в многослойном (малокрутящемся) канате, вызванный усиленным вращением вокруг небольших канавок или слишком большим углом девиации. Требуется срочная замена каната.
Выступ стального сердечника, вызванный, как правило, деформацией типа «фонарь». Требуется срочная замена каната.
Ослабление проволок отдельной пряди. При осмотре отрезка каната деформация наблюдается через равные промежутки, обычно равняется шагу свивки. Необходимо наблюдать за этим дефектом.
Более серьезный пример предыдущего дефекта с выступом внутренних проволок прядей. Дефект крупной локализации, вызванный ударными нагрузками. Требуется срочная замена каната.
Местное увеличение диаметра каната параллельной свивки, вызванное деформацией металлического сердечника под действием динамических нагрузок. Наличие следов коррозии и сильный износ наружных проволок. Требуется срочная замена каната.
Большой узел, вызывающий выступ органического сердечника. Требуется срочная замена каната.
Канат, перекрученный во время монтажа и эксплуатации, подвергаемый локализованному износу и вытягиванию прядей. Канат подлежит замене.
Местное уменьшение диаметра каната из-за стремления внешних прядей к заполнению объема разрушенного органического сердечника. Требуется срочная замена каната.
Расплющивание на участке каната, вызванное локальным разрушением вследствие механического воздействия; этот дефект вызывает отсутствие равновесия в прядях. Также присутствуют обрывы проволок. Канат подлежит замене.
Расплющивание на участке многопрядного каната, вызванное механическим воздействием на большой отрезок каната вследствие неправильной размотки с лебедки. Наличие увеличившегося шага свивки наружных прядей с асимметричным растягиванием под нагрузкой. Канат подлежит замене.
Сильный изгиб. Канат подлежит замене.
Выход каната из канавки шкива с последующей деформацией, расплющиванием, локальным износом и множественными обрывами проволок. Канат подлежит замене.
Совокупный эффект от воздействия нескольких факторов. Большой износ внешних проволок, вызвавший ослабление проволок и деформацию типа «фонарь»; риск выталкивания каната со шкива. Требуется срочная замена каната

Продолжение

Широкий ассортимент стального каната (троса). Для постоянных клиентов и оптовых покупателей существует система скидок. Более подробную информацию уточняйте у наших специалистов.

Доставка по РФ: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Киров, Кострома, Краснодар, Курган, Курск, Липецк, Омск, Орел, Оренбург, Пенза, Первь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Севастополь, Симферополь, Смоленск, Ставрополь, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Ярославль и др.

>Нормы браковки стальных канатов – когда срочно нужно менять канат?

В каких местах тросы максимально подвержены износу?

Многолетние опыты и исследования закономерностей износа стальных тросов выявить места, максимально подверженные износу и разрушению. Эти наблюдения легли в основу норм браковки стальных канатов подъемных сооружений. В ходе многочисленных опытов и экспериментов было доказано, что тросы начинают терять свои эксплуатационные качества и разрушаться в местах креплений концов, по торцам (оверлок), в местах трения с неподвижными частями конструкции (направляющие, уравнивающие и так далее).

Требования к тросам

Нормы браковки стальных канатов действительны лишь в том случае, если последние соответствуют стандартам отрасли и производства.

Тросы, которые используются при проведении такелажных, грузовых, тяговых и других работ, должны иметь сертификат качества от производителя соответствующего образца. В этом документе содержатся сведения о проведенных испытаниях на прочность и износостойкость стальных канатов. Именно по этой причине в нашей стране практически нигде не применяются канаты, которые были произведены за границей. Ведь в Европе и США действуют совершенно другие стандарты. Теоретически это возможно, но при намерении использовать стальные канаты зарубежного производства необходимо получить документальное подтверждение соответствия качества продукции отечественным стандартам. Такой документ выдает головная организация по стандартизации и сертификации.

Если на стальной канат отсутствует документация, подтверждающая соответствие нормам качества, то подобная продукция не может эксплуатироваться.

Тросы и канаты поступают с заводов конечному потребителю целыми партиями. На каждую такую поставку должен иметься так называемый паспорт. В одной партии не может быть стальных канатов разных типоразмеров.

Устройство стальных канатов нормы браковки.

Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, монтажных, должны соответствовать государственным стандартам, иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата предприятия — изготовителя канатов об их испытании в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Применение канатов, изготовленных по международным стандартам, допускается по заключению головной организации или органа по сертификации. Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.

Изм.Изм.
ЛистЛист
№ докум.№ докум.
ПодписьПодпись
ДатаДата
Лист Лист
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

Крепление и расположение канатов на кранах должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций или канатами других полиспастов. Марка, тип и конструкция каната должны соответствовать нормативным документам. Выбор стальных канатов, применяемых в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, должен производиться в соответствии с РД 10-33-93, РД 10-231-98, ИСО 4308/1, ИСО 4308/2 и другими нормативными документами. Для выполнения такелажных и стропальных работ применяют стальные канаты (рис. 2.1) с различными техническими характеристиками. Стальные канаты используют в механизмах, полиспастах, многих монтажных приспособлениях для оснастки грузоподъемных мачт, шевров, а также для изготовления стропов, вант, расчалок и т. д. Большое количество канатов расходуется на оснащение кранов, работающих в промышленности и строительстве. Стальные канаты изготавливают из высокопрочной тонкой стальной проволоки диаметром до 3 мм. Проволоки покрывают различными покрытиями, увеличивающими срок службы канатов. Канаты, изготовленные из светлой (неоцинкованной) проволоки, покрывают антикоррозийной смазкой. Канаты из оцинкованной проволоки применяют только в том случае, если это предусмотрено проектом производства работ (ППР). Канаты бывают одинарной и двойной свивки (рис. 2.2). Канаты одинарной свивки изготавливают непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат. Для придания стальному канату гибкости, а также для удержания смазки, предохраняющей стальные проволоки каната от коррозии, в середине каната, в середине прядей или между прядями располагают пеньковый сердечник.

Изм.Изм.
ЛистЛист
№ докум.№ докум.
ПодписьПодпись
ДатаДата
Лист Лист
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

Рис. (08)


Стальные канаты: а — крестовой свивки; б — односторонней свивки; в — кабельтовой конструкции; г — многопрядный (двухслойный); д — многопрядный (трехслойный); 1 — сердечник; 2 — прядь каната По виду свивки стальные канаты бывают: обыкновенные (раскручивающиеся); нераскручивающиеся. Для предохранения от раскручивания на концах канатов накладывают перевязки из 8… 10 витков мягкой проволоки, называемой маркой. Кроме того, по виду свивки канаты бывают односторонней, крестовой и комбинированной свивки. При односторонней свивке проволоки в прядях и

Изм.Изм.
ЛистЛист
№ докум.№ докум.
ПодписьПодпись
ДатаДата
Лист Лист
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

пряди в канате свиты в одном направлении, при крестовой — в разных. При комбинированной свивке часть прядей имеет левое, а другая — правое направление свивки. По направлению свивки канаты бывают: правой свивки; левой свивки.
По числу прядей канаты бывают: однопрядные (или спиральные); трехпрядные; пятипрядные; шестипрядные; восьмипрядные; восемнадцатипрядные.


Рис. (09)

Канаты одинарной (а) и двойной (б) свивки На монтажных работах чаще применяют шестипрядные канаты с пеньковым сердечником

Изм.Изм.
ЛистЛист
№ докум.№ докум.
ПодписьПодпись
ДатаДата
Лист Лист
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

По роду свивки проволок в прядях канаты бывают: с точечным касанием (ТК); с линейным касанием (ЛК); с точечным и линейным касанием (ТЛК). В процессе эксплуатации каната типа ТК соприкасающиеся между собой проволоки сдвигаются одна относительно другой, что увеличивает их износ и повышает жесткость каната. В канатах типа ЛК исключено точечное касание проволок между слоями в прядях, что снижает степень износа и значительно повышает гибкость канатов. Канаты типов ЛК и ТЛК, являясь наиболее прочными и износостойкими, находят все более широкое применение в промышленности. Для такелажных работ и грузоподъемных механизмов применяют обычно стальные канаты типов ТК, ЛК и ТЛК, состоящие из шести прядей, с числом проволок 19, 37 и 61. Канаты с числом проволок в пряди 19 жесткие, их применяют в основном для вант и оттяжек. Канаты с числом проволок в пряди 37 и более используют для запасовки полиспастов, изготовления стропов, а также для других чалочных приспособлений. На монтажных работах применяют следующие канаты: канат двойной свивки типа ЛК конструкции 6х19 (1+9+9) + 1 о.с, т.е. 6х19 (1+9+9) проволок и один органический сердечник (ГОСТ 3077—80); канат двойной свивки типа ТЛК конструкции 6×37 (1+6+15+15) + 1 о.с. (ГОСТ 3079-80). Расчалки, ванты и тяги изготавливают из канатов, которые выпускают по ГОСТ 2688-80, ГОСТ 3077-80 и ГОСТ 3070-74; полиспасты, стропы изготавливают из более гибких канатов конструкции (6×36) + 1 о.с. (ГОСТ 7668-80). С завода-изготовителя канаты принимают партиями. Партия состоит из канатов одного типоразмера в одной единице упаковки. Оформляют партию одним документом — паспортом. В процессе эксплуатации канаты периодически подвергают смазке. Перед смазкой поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочным материалом, смоченным в керосине. При длительном хранении канаты периодически, не реже одного раза в год, осматривают и смазывают. Сведения о находящихся в эксплуатации канатах заносятся в специальный журнал учета канатов. Канаты снабжают металлической или деревянной биркой, на которой указывается наименование или товарный знак завода-изготовителя,

Изм.Изм.
ЛистЛист
№ докум.№ докум.
ПодписьПодпись
ДатаДата
Лист Лист
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

заводской номер, условное обозначение, длина (м), вес каната брутто (кг), отметка ОТК завода-изготовителя.
Браковка канатов Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна проводиться в соответствии с Руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в Руководстве по эксплуатации крана соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии: характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок; разрыв пряди; поверхностный и внутренний износ; поверхностная и внутренняя коррозия; местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника; уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения); деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.; повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда. Пример определения числа обрывов наружных проволок показан на рис. 2.3. Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

Изм.Изм.
ЛистЛист
№ докум.№ докум.
ПодписьПодпись
ДатаДата
Лист Лист
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ


Рис. (10) Определение числа обрывов наружных проволок стального каната: 1 — на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один конец оборванной проволоки, другой конец отсутствует (данный дефект соответствует одному обрыву); 2 — на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца (данный дефект соответствует одному обрыву); 3 — на участке контроля одна из проволок имеет двухкратное нарушение целости (поскольку нарушения целости принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву); L — длина участка контроля каната (принимают равной шести или тридцати диаметрам каната) При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. При уменьшении диаметра каната (на 3 % от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятая, разрыва — канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 2.4).
Рис. (11) Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется. Износ или коррозия проволок по диаметру определяется с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную

Изм.Изм.
ЛистЛист
№ докум.№ докум.
ПодписьПодпись
ДатаДата
Лист Лист
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

точность. Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности,
Таблица (03)

причем

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %1015202530 и более
Число обрывов проволок, % от норм8575706050

допускается замена одного, более изношенного, каната. Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей, необходимо подвергать канат по всей длине дефектоскопии. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется. Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативных документов в зависимости от типа и назначения крана.


Рис. (12) Уменьшение площади по перечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия) При обнаружении в канате одной или несколько оборванных прядей канат к

Изм.Изм.
ЛистЛист
№ докум.№ докум.
ПодписьПодпись
ДатаДата
Лист Лист
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

дальнейшей работе не допускается. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали. При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dB> l,08dK, где dB — диаметр спирали волнистости, dK — номинальный диаметр каната.

Рис. (13) Волнистость каната: dB — диаметр спирали волнистости; dK — номинальный диаметр каната; Hв — шаг спирали волнистости; Hк — свивка каната

Рис. (14) Корзинообразная деформация

Рис. (15) Выдавливание сердечника

Изм.Изм.
ЛистЛист
№ докум.№ докум.
ПодписьПодпись
ДатаДата
Лист Лист
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

Рис. (16) Выдавливание прядей: а — в одной пряди; б — в нескольких прядях

Рис. (17) Местное увеличение диаметра каната

Рис. (18)

Раздавливание каната

Рис. (19) Перекручивание каната

Изм.Изм.
ЛистЛист
№ докум.№ докум.
ПодписьПодпись
ДатаДата
Лист Лист
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

Рис. (20) Залом каната

Рис. (21)

Изм.Изм.
ЛистЛист
№ докум.№ докум.
ПодписьПодпись
ДатаДата
Лист Лист
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

Перегиб каната При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв > 4/3dK. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dK. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации; выдавливания сердечника; выдавливания или расслоения прядей; местного увеличения диаметра каната; местного уменьшения диаметра каната; раздавленных участков; перекручиваний;
заломов; перегибов; повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

Изм.Изм.
ЛистЛист
№ докум.№ докум.
ПодписьПодпись
ДатаДата
Лист Лист
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

5) Правила техники безопасности при выполнении погрузочно –
4

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право…

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот…

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Какие существуют способы выявления брака?

Наиболее доступным, простым и дешевым способом определения нормы браковки стропов из стальных канатов является визуальный метод. Внешний осмотр, проведенный опытным специалистом с использованием несложного вспомогательного оборудования, позволит вовремя обнаружить критические повреждения жил канатов и принять меры по предотвращению чрезвычайной ситуации или аварии.

На втором месте по популярности и эффективности стоит так называемый инструментальный метод установления соответствия нормам браковки стропов из стальных канатов. Как показали исследования и опытно-экспериментальные работы, по характеру прямолинейности и нарушению геометрической формы в сечении троса можно довольно точно спрогнозировать срок его полезной эксплуатации. Такую работу под силу выполнить далеко не каждому инженеру. Здесь необходимо обладать мощным математическим аппаратом и соответствующей инструментальной поддержкой. В настоящее время на рынке появились узкоспециализированные пакеты программного обеспечения, которые позволяют частично автоматизировать рутинные математические расчеты. Однако стоимость лицензии очень высокая, и ее приобретение навряд ли будет экономически целесообразным.

Роль коэффициента запаса прочности

Этот показатель является очень важным. И его значение численно равняется отношению усилия разрыва к показателю натяжения троса. В соответствии с требованиями государственной инспекции по охране труда установлены нормы значений коэффициента прочности для различных канатов. Так, для канатов, которые не испытывают значительных нагрузок при работе (легкий режим эксплуатации), это значение не должно опускаться ниже 5. Для тех тросов, которые работают в тяжелых условиях и испытывают огромные нагрузки, значение коэффициента прочности не должно падать ниже 6. Выделяется также и промежуточный тип тросов, предназначенных для работы в среднем режиме. Значение коэффициента прочности таких канатов не может быть ниже 5,5.

Проверку коэффициента прочности можно отнести к разрушающему контролю качества и браковки если не одного отдельно взятого стального каната, то целой партии. Для проведения подобных испытаний необходимо иметь в наличии сложное и дорогостоящее оборудование.

Отбраковка талевых канатов

Отбраковка талевых канатов является необходимой мерой обеспечения безопасности эксплуатации бурового оборудования, поскольку данный тип изделий относится к так называемым «стареющим», то есть его прочность снижается в ходе эксплуатации. В сегодняшней статье мы рассмотрим консервативный и современный методики проведения дефектоскопии талевых канатов, которые позволяют вовремя выявить необходимость их замены.

Для начала определим, что талевый канат представляет собой особую конструкцию стального каната. В таком канате вокруг основного сердечника обвиты пряди, свитые из стальных проволок. К сожалению, срок службы таких изделий довольно мал, и при отсутствии должного внимания к состоянию каната велика вероятность возникновения аварийной ситуации с серьезными рисками как для оборудования, так и для персонала. Именно поэтому отбраковка талевых канатов является необходимым условием при проведении буровых работ.

Федеральные нормы и правила промышленной безопасности в качестве средства контроля состояния талевых каналов предлагают осуществление визуального осмотра. Частота проведения визуального контроля состояния изделия определяется на основе того, в каких условиях проводятся работы, и какой характер они носят.

К сожалению, визуальный осмотр талевого каната не позволяет качественно оценить его состояние, поскольку выявляет только очевидные дефекты, такие как обрыв или деформация прядей или проволок каната. Для отбраковки изделия показатель оборванных проволок при шаге свивки до 20 мм должен составлять более 5%, а для большего шага – более 10%. Также отбраковывается канат, в котором обнаружена оборванная прядь. Внутренние же дефекты (обрывы или коррозия) не выявляются посредством данного метода, что определило требование к разработке более современных методов оценки состояния каната.

Для получения высокой эффективности дефектоскопических мероприятий были разработаны магнитные устройства, которые не только повышают точность оценки, но и значительно снижают трудозатраты на проведение подобного исследования. Принцип действия такого дефектоскопа строится на измерении полей рассеивания после намагничивания каната вдоль оси. Если визуальная оценка требовала до полутора часов времени специалиста, то автоматизированная работа магнитного дефектоскопа сократила это время до примерно десяти минут и позволила полностью исключить необходимость привлечения сотрудника непосредственно к процессу исследования, его участие необходимо только для оценки результатов.

Определение шага навивки каната

Такой параметр, как шаг свивки троса или каната, является очень важным при рассмотрении вопроса о браковке. Дело в том, что количество обрывов тонких волокон, как правило, подсчитывается на длине каната, равной этому шагу.

Если опыт проведения подобных работ отсутствует, то могут возникнуть сложности. Хотя на самом деле все довольно просто. Шаг будет зависеть от того, сколько прядей в канате. Далее на поверхности одной из прядей делается пометка маркером или кернером. Остается лишь отсчитать в одном вправо или влево количество прядей в тросе и поставить вторую отметку. Расстояние между двумя метками будет равно шагу свивки. И именно на этом промежутке необходимо подсчитывать количество обрывов.

Волнистость канатов

Это очень важный признак, и нормы браковки стальных канатов не могут о нем умалчивать. В ходе активной эксплуатации троса при его наматывании на барабан и разматывании в нем образуются остаточные искривления. Если вовремя не заменить трос, то эти искривления нарастают, а в самом канате начинаются опасные разрушительные процессы.

Поэтому важно вовремя заменить трос. С целью предупреждения аварий на производстве разработаны рекомендации. Трос подлежит замене в том случае, если диаметр сечения в области спирали больше или равен 1,08 от номинального наружного диаметра троса.

Нормы выбраковки вследствие поверхностного износа и коррозии

Под внешними воздействиями и нагрузками стальные канаты неизбежно подвергаются поверхностному износу, который может быть усугублён появлением коррозии. Признаки поверхностного износа проявляются в истончении и обрывах наружных проволок прядей каната. В этих случаях стальной канат бракуется по следующим нормам:

  • количеству оборванных проволок на участке определённой длины (не путать с общим количеством обрывов);
  • утончению диаметра наружных проволок на 40 и более процентов относительно первоначальной величины для нового изделия;
  • утончению диаметра каната вследствие поверхностного износа на 7 % и более относительно номинальной величины для нового изделия.

При наличии коррозии нормы браковки по допустимому количеству оборванных проволок ужесточаются. Например, при поверхностном износе 10 % к нормам обрывов применяется понижающий коэффициент 0,85. При износе 30 % и более – 0,5. Нормы браковки устанавливаются с учётом таких обстоятельств, как:

  • число несущих проволок в наружных прядях;
  • тип каната;
  • вид свивки;
  • номинальный диаметр;
  • конструкция (структура) изделия по количеству проволочных прядей, наличию и виду сердечника.

Например, номинальный диаметр каната служит для определения длины контролируемого участка, на котором выявлены обрывы. Он принимается равным 6d или 30d. Допустимое количество оборванных проволок для каждого типа канатов зависит от вида свивки. Нормы браковки утверждены постановлением Госгортехнадзора № 98 от 31.12.99.

Безоговорочные нормы браковки стальных канатов грузоподъемных машин, лифтов и других механизмов

Трос признается бракованным, если уменьшение сечения наружных проволок составляет сорок и более процентов. Причем длина участка активного износа не принимается во внимание. Такой трос может не иметь внешних проявлений износа, однако он может порваться во время нагрузок.

Помимо уменьшения площади поперечного сечения, опасения должно вызывать и аномальное ее увеличение. Причиной возникновения таких «вздутий» является разбухание сердцевины. В соответствии с нормой браковки стальных канатов грузоподъемных кранов, критическое значение увеличения площади поперечного сечения составляет 7 % от номинальной площади.

Растяжение стальных канатов является естественным процессом, протекающим при активной эксплуатации троса. Однако оно не должно превышать установленной нормы. Этот показатель составляет 5 %. Таким образом, если в результате проверки выявлено увеличение длины троса на пять и более процентов, то изделие признается бракованным, несмотря на отсутствие видимых признаков разрушения. Причем норма браковки стальных мелкожильных канатов не отличается от подобной нормы для тросов большой грузоподъемности.

Нефть, Газ и Энергетика

1. Браковку канатов грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации, проводят в соответствии с настоящим приложением. Для оценки безопасности использования канатов используют следующие критерии: а) характер и число обрывов проволок (рис. 1 — 3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок; б) разрыв пряди; в) поверхностный и внутренний износ; г) поверхностная и внутренняя коррозия; д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника; е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения); ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.; з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда. Рис.1. Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки

Рис. 2. Сочетание обрывов проволок с их износом: а — в канате крестовой свивки; б — в канате односторонней свивки Рис. 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока: а — в нескольких прядях каната: б — в двух прядях в сочетании с местным износом 2. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, сдует проводить по числу
обрывов проволок в соответствии с табл. 1. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок. Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются Число Конструкции Группа классификации (режима) механизма несущих канатов по ИСО и Тип ГОСТ на М1, М2, М3 и М4 М5, М6, М7 и М8 проволок в наружных прядях государственным стандартам свивки канат крестовая свивка одно-сторонняя свивка крестовая свивка одно-сторонняя свивка на участке длиной 6d 30d 6d 30d 6d 30d 6d 30d 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 n50 67(6/1) 2 4 1 2 4 8 2 4 67(1+6)+17(1+6) ЛК-О 3066-80 67(1+6)+1о.с. ЛК-О 3069-80 86(0+6)+9о.с. ЛК-О 3097-80 51n75 619(9/9/1)* 3 6 2 3 6 12 3 6 619(1+9+9)+1о.с. ЛК-О 3077-80 619(1+9+9)+ +77(1+6)* ЛК-О 3081-80 76n100 187(1+6)+1 о.с. ЛК-О 7681-80 4 8 2 4 8 16 4 8 101n120 819(9/9/1)* 5 10 2 5 10 19 5 10 619(12/6/1) ЛК-О 3066-80 619(12/6+6F/1) ЛК-О 3069-80 625FS(12/12/1)* ЛК-О 3097-80 619(1+6+6/6)+ +77(1+6) ЛК-Р 14954-80 619(1+6+6/6)+ +1о.с. ЛК-Р 2688-80 625(1+6; 6+12)+1о.с. ЛК-3 7665-80 625(1+6; 6+12)+77(1+6) ЛК-3 7667-80 121n140 816(0+5+11)+ +9о.с. ТК 3097-80 6 11 3 6 11 22 6 11 141n160 819(12/6+6F/1) 6 13 3 6 13 26 6 13 819(1+6+6/6)+ +1о.с. ЛК-Р 7670-80 636(14/7+7/7/1)* 7 14 4 7 14 29 7 14 630(0+15+15)+ +7о.с. ЛК-0 3083-80 161n180 636(1+7+7/7+14)+ +1о.с.* ЛК-РО 7668-80 636(1+7+7/7+14)++77(1+6)* ЛК-РО 7669-80 631(1+6+6/6+12)+ +1о.с. 8 16 4 8 16 32 8 16 181n200 631(1+6+6/6+12)++77(1+6) 637(1+6+15+15)++1о.с. ТЛК-О 3079-80 201n220 641(16/8+8/8/1)* 9 18 4 9 18 38 9 18 221n240 637(18/12/6/1) 1819(1+6+6/6)+ +1о.с. ЛК-Р 3088-80 241n260 10 21 5 10 21 42 10 21 261n280 11 22 6 11 22 45 11 22 281n300 12 24 6 12 24 48 12 24 300n 0,04n 0,08n 0,02n 0,04n 0,08n 0,16n 0,04n 0,08n Примечания: 1. n — число несущих проволок в наружных прядях каната; d — диаметр каната, мм. 2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается. 3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше. 4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой. 5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения. 6. Незаполненные строки в графе Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону. 7. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные или ядовитые вещества, бракуются при вдвое меньшем числе обрывов проволок. 3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 4) или коррозии (рис. 5) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. Рис.4 Рис.5 Рис. 4. Износ наружных проволок каната крестовой свивки: а — небольшие лыски на проволоках; б — увеличенная длина лысок на отдельных проволоках; в — удлинение лысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок; г — лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната; д — интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40%) Рис. 5. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки: а — начальное окисление поверхности; б — общее окисление поверхности; в — заметное окисление; г — сильное окисление; д — интенсивная коррозия При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 6). Рис.6. Местное уменьшение диаметра каната
на месте разрушения органического сердечника При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2. 1. Браковку канатов грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации, проводят в соответствии с настоящим приложением. Для оценки безопасности использования канатов используют следующие критерии: а) характер и число обрывов проволок (рис. 1 — 3), в том числе наличие
обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок; б) разрыв пряди; в) поверхностный и внутренний износ; г) поверхностная и внутренняя коррозия; д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника; е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения); ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.; з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда. Рис.1. Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки
Рис. 2. Сочетание обрывов проволок с их износом: а — в канате крестовой свивки; б — в канате односторонней свивки Рис. 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока: а — в нескольких прядях каната: б — в двух прядях в сочетании с местным износом 2. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, сдует проводить по числу
обрывов проволок в соответствии с табл. 1. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок. Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются Число Конструкции Группа классификации (режима) механизма несущих канатов по ИСО и Тип ГОСТ на М1, М2, М3 и М4 М5, М6, М7 и М8 проволок в наружных прядях государственным стандартам свивки канат крестовая свивка одно-сторонняя свивка крестовая свивка одно-сторонняя свивка на участке длиной 6d 30d 6d 30d 6d 30d 6d 30d 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 n50 67(6/1) 2 4 1 2 4 8 2 4 67(1+6)+17(1+6) ЛК-О 3066-80 67(1+6)+1о.с. ЛК-О 3069-80 86(0+6)+9о.с. ЛК-О 3097-80 51n75 619(9/9/1)* 3 6 2 3 6 12 3 6 619(1+9+9)+1о.с. ЛК-О 3077-80 619(1+9+9)+ +77(1+6)* ЛК-О 3081-80 76n100 187(1+6)+1 о.с. ЛК-О 7681-80 4 8 2 4 8 16 4 8 101n120 819(9/9/1)* 5 10 2 5 10 19 5 10 619(12/6/1) ЛК-О 3066-80 619(12/6+6F/1) ЛК-О 3069-80 625FS(12/12/1)* ЛК-О 3097-80 619(1+6+6/6)+ +77(1+6) ЛК-Р 14954-80 619(1+6+6/6)+ +1о.с. ЛК-Р 2688-80 625(1+6; 6+12)+1о.с. ЛК-3 7665-80 625(1+6; 6+12)+77(1+6) ЛК-3 7667-80 121n140 816(0+5+11)+ +9о.с. ТК 3097-80 6 11 3 6 11 22 6 11 141n160 819(12/6+6F/1) 6 13 3 6 13 26 6 13 819(1+6+6/6)+ +1о.с. ЛК-Р 7670-80 636(14/7+7/7/1)* 7 14 4 7 14 29 7 14 630(0+15+15)+ +7о.с. ЛК-0 3083-80 161n180 636(1+7+7/7+14)+ +1о.с.* ЛК-РО 7668-80 636(1+7+7/7+14)++77(1+6)* ЛК-РО 7669-80 631(1+6+6/6+12)+ +1о.с. 8 16 4 8 16 32 8 16 181n200 631(1+6+6/6+12)++77(1+6) 637(1+6+15+15)++1о.с. ТЛК-О 3079-80 201n220 641(16/8+8/8/1)* 9 18 4 9 18 38 9 18 221n240 637(18/12/6/1) 1819(1+6+6/6)+ +1о.с. ЛК-Р 3088-80 241n260 10 21 5 10 21 42 10 21 261n280 11 22 6 11 22 45 11 22 281n300 12 24 6 12 24 48 12 24 300n 0,04n 0,08n 0,02n 0,04n 0,08n 0,16n 0,04n 0,08n Примечания: 1. n — число несущих проволок в наружных прядях каната; d — диаметр каната, мм. 2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается. 3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше. 4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой. 5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения. 6. Незаполненные строки в графе Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону. 7. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные или ядовитые вещества, бракуются при вдвое меньшем числе обрывов проволок. 3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 4) или коррозии (рис. 5) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. Рис.4 Рис.5 Рис. 4. Износ наружных проволок каната крестовой свивки: а — небольшие лыски на проволоках; б — увеличенная длина лысок на отдельных проволоках; в — удлинение лысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок; г — лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната; д — интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40%) Рис. 5. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки: а — начальное окисление поверхности; б — общее окисление поверхности; в — заметное окисление; г — сильное окисление; д — интенсивная коррозия При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 6). Рис.6. Местное уменьшение диаметра каната
на месте разрушения органического сердечника При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 4д) или коррозии (см. рис. 5д) на 40% и более канат бракуется.

Браковка стальных канатов.

Особые нормы браковки

Если металлический канат используется для приведения в движение транспортных средств с людьми или для транспортировки потенциально опасных и опасных грузов (кислоты, расправленный металл и так далее), то требования к безопасности, разумеется, ужесточаются, а норма браковки снижается ровно в два раза. То есть если обычно бракованным признается канат с сорока обрывами волокон на длину шага, то в таком случае трос с 20 обрывами уже снимается с эксплуатации.

Особые приемы применяются и при принятии решения о браковке канатов, свитых из толстой проволоки. Дело в том, что отечественные предприятия по производству стальных канатов выпускают две разновидности продукции: из тонкой проволоки и из более толстой. Понятное дело, что обрывы толстого и тонкого проката не могут быть равнозначными. Поэтому при подсчете количества разрывов толстой проволоки на дину шага скрутки, один обрыв толстой проволоки равнозначен 1,7 обрыву тонкой. Суммарное же количество дефектов не должно превышать 40.

Периодичность проверки стальных канатов при эксплуатации

Решение о том, нужна ли выбраковка стальных канатов, принимается на основании оценки их состояния. Для этого существуют нормативные документы Госгортехнадзора (инструкция РД 03-439-02), которые устанавливают правила её проведения, в том числе периодичность контроля состояния канатов. Их проверяют в такие сроки:

  • грузовое оборудование – через 12 мес. после навески нового каната и каждые 6 мес. впоследствии;
  • оборудование для подъёма/спуска и перемещения людей – каждые 6 мес. для канатов из оцинкованной проволоки;
  • то же для изделий из проволоки без покрытия – через 6 мес. после навешивания нового каната и каждые 3 мес. впоследствии;
  • канаты с износом до 12 % между очередными инспекциями проверяют раз в два месяца;
  • с износом до 15 % – ежемесячно;
  • свыше 15 % – каждые две недели;
  • при износе каната на 17,5 % и более его дальнейшая эксплуатация запрещена.

Износ каната определяется потерей площади его сечения и проверяется по всей толщине методом дефектоскопии. Проведение периодического контроля регистрируется в журнале. Если канаты не прошли проверку, их бракуют и списывают. Работать с такими канатами для подъёма грузов и людей категорически запрещено.

Как проводится оценка состояния сердцевины троса?

В соответствии с нормами браковки стальных канатов лифтов и других подъемно-транспортных машин и механизмов, при отсутствии видимых признаков на наружной поверхности, трос может быть признан бракованным на основании повреждений в его сердцевине. Для такого анализа необходим специальный прибор – дефектоскоп.

Если суммарная потеря сечения проволок сердцевины составит более 18 %, то такой канат признается бракованным.

Дефектоскопом и специалистами с определенной подготовкой располагает далеко не каждое предприятие. Но и необходимость проводить контроль геометрических параметров сердцевины возникает далеко не всегда. В соответствии с требованиями, такого рода контроль необходимо производить только лишь для тросов, к которым предъявляются особые строгие требования по безопасности.

Браковка каната крана

Крановые канаты, должны быть отбракованы, если экспертиза показывает, что ухудшение состояния каната превысило пределы определенных критериев. Общие критерии отбраковки предусматривают, что любой один из факторов, перечисленных ниже, является достаточно серьезным и может привести к негативным последствиям. Тем не менее, ухудшение состояния каната и решение для его снятия, почти всегда, является результатом суммарного эффекта комбинации этих факторов: — обрывы проволок; — уменьшение диаметра; — деформация; — коррозия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]