Сапун на двигателе (дыхательный клапан) — устройство для уравнивания давления в закрытой емкости относительно атмосферного давления. Другими словами, клапан-сапун позволяет закрытой емкости сообщаться с атмосферой. В двигателях внутреннего сгорания сапун уравнивает давление внутри картера ДВС.
В процессе эксплуатации ТС и работы силового агрегата давление в картере может расти, в результате чего через сапун выходят картерные газы, выдавливается лишнее моторное масло и т.п. Если же давление в картере двигателя оказывается ниже атмосферного, тогда через сапун в картер попадает наружный воздух, посредством чего устраняется разница между внешним атмосферным и внутренним давлением в полости картера.
Предназначение
Что такое сапун двигателя? Перед ответом на этот вопрос важно понять для чего он предназначается. Это напрямую связано с принципом его работы. Основной задачей этого приспособления является понижение давления в картере мотора. При работе силового агрегата в картере собираются различные газы. Постепенно они скапливаются и создают достаточно большое давление. Если не стравливать их, двигатель может остановиться, давление будет подпирать поршни.
При этом газ будет искать выход через любое доступное отверстие. Чтобы не произошло такого и устанавливается сапун. Также с помощью этого приспособления происходит вентиляция картера. Из него удаляются ненужные газы. Таким образом, несколько снижается температура внутри двигателя. На сапуне мотора лежат 2 задачи: вентиляция и сброс излишнего давления. В некоторых случаях по работе сапуна можно судить о наличии проблем в работе двигателя. При залегших кольцах или повреждениях поршня, из шланга будет вылетать серый дым характерный для выхлопа. Так можно диагностировать эти неисправности без разбора двигателя. В нормальном состоянии из сапуна идет чуть заметный прозрачный дымок.
Сообщества › Сделай Сам › Блог › Доработка компрессора зил.
Здравствуйте товарищи! Тема не новая, но может кому то пригодится. Доработка компрессора зил.
Возникла надобность компрессора в гараже. Уже несколько раз сталкивался что мне нужен сжатый воздух. К соседу бегать тоже не дело.
В магазине компрессора с ресивером на 50 литров среднего качества стоят около 30 тысяч рублей. Честно говоря жалко столько денег отдавать.
Принял решение сделать самому. Начался поиск необходимых компонентов.
Неделю назад мне достался агрегат компрессор ЗИЛ. На выходных я его разобрал частично.
Достал шатун с поршнем и разобрал их.
При работе на двигателе ЗИЛа компрессор смывается от системы смазки двигателя путем подачи масла под давлением в колена компрессора. У нас же давления нет, а смазка нужна. Делаем следующее: в шатуне с верхней части вместе с вкладышами сверлим 2 отверстия по 4 мм и делаем потай на 10 мм. Так же просверливаем 1 отверстие в крышке шатуна.
Эти отверстия дадут нам смазку без давления. Во время хода шатуна масло попадает в потай и смазывает коленвал. Аналогично проделывает и со вторым шатуном. И собираем все на место.
Далее смазываем головку герметиком и закрываем ее.
Следующий этап это заливное отверстие для масла в картер компрессора и вывод сапуна. Для этого я просверлил отверстие с резьбой на М10 для заливки масла и рядом отверстие с резьбой на М16 и вкрутил туда штуцер под шланг.
В качестве сапуна сверху головки поставил бачок от классики. Из жестянки сделал кронштейн. И вывел наверх резиновым шлангом.
После высыхания герметика в картер залил масло. Заливал через сапун. Так удобнее. Ну вот на этом все. Спасибо за внимание.
Комментарии 111
Я тоже в прошлом году сделал, полёт нормальный www.drive2.ru/b/2446979/
Хорошая штука. В чермерте как то взял подобрый компрессор от МАЗа за 600р, что только не выкидывают… рабочий компрессор, отложил до лучших времен.
А охлаждение не требуется?
его рабочая температура около 70-80 градусов.
НУжно иначе пол часа работы и его просто клинит
А охлаждение не требуется?
требует. в головке есть каналы для жидкостного охлаждения. подключил бачек с водой. за час работы компрессора — в бачке закипает вода)
У нас на базе такой компрессор отработал 20 лет. И мазы, залы да газоны красили, плюс шиномонтажка была своя и был он без всякого охлаждения и никто его не разу даже не разбирал. В итоге кантора уже не существует, а компрессор тот походу еще у кого-то работает.
на шатуны приделай лист о5 черпак для масло захвата и прорезь дай маленьким болгаркой по колен-валу у меня так
Что с движком? Что с рисивером?
Ресивер будет 100 литров из огнетушителя. Движок в поисках пока.
Такой же у бати у гараже стоит. Отец думает его выбросить. Вторым (для мелочевки) к себе что ли забрать?
Одно отверстие в корпусе лишнее, снимаешь заднюю крышку убираешь клапан и вешаешь на уголок шланг с бачком, вот и сапун готов.
Согласен. Проще убрать клапан. Но я не стал этого делать.
Одно отверстие в корпусе лишнее, снимаешь заднюю крышку убираешь клапан и вешаешь на уголок шланг с бачком, вот и сапун готов.
сапун должен быть выше уровня масла иначе оно просто вылетит из блока
У меня поэтому и сделано отдельное отверстие для сапуна в максимально верхней точке. А также отверстие контрольное.
правильно и сделал
сапун должен быть выше уровня масла иначе оно просто вылетит из блока
Воздух будет выходить где легче, т е в сапун и ничего не будет
если он сделан отдельно тогда да, а так через заводской клапан и масло будет выпрыгивать
www.drive2.ru/c/1647677/ Масло не прыгает )))Сейчас уже зиловский поставил
Прикольно, я по другому извращаюсь, все сделал ка ты с нета взял, дополнительно еще прибомбасил насос для принудиловки. Насос от пылесоса моющего на эл магните, его хватает масло с отстойника-сопуна обратно в картер загнать и смазать коленвал, проблема одна или несколько- производительность маленькая, и масло гонит. хотя все поменено и кольца и вкладыши.
Насос это хорошо, но у меня нет такого.
Ок. Спасибо. Про автоматику я тоже думал, но сперва надо сделать основное. Автоматику буду ставить в последнюю очередь.
По поводу автоматики будут вопросы, спрашивай, я на этом слона съел, и спросить не у кого было, помогли простые электрики.
Вопросы уже есть. Во первых в ресивер какую муфту варить чтобы закрутить в нее реле давления.
Я простым путем пошел. Компрессор сам стоит в яме в гараже, а ресивер и автоматика под рукой. Вот я и впиндюрил всю автоматику на ресивер. Штуцер нужен такой, какой у тебя будет на реле давления. Совет еще один, с компрессора до ресивера желательно поставить металлическую трубку, шланги по- просту будут взрываться от перегрева и давления. В принципе если не долго будет работать то и шланг сойдет, но на практике по себе знаю, этим малым вряд ли закончится. если есть рабочий компрессор.
У меня ещё около ресивера стоял трёхходовой кран, типа как с козла переключатель баков. Это для того, что бы колёса по быстренькому качать. А то, пока он в ресивер накачает…
не подскажешь сколько масла в него надо…а то я бахнул в такой же наверно лишнего аж сальник выдавило со стороны шкива)
Грамм 300-400 надо. А сальник выдавил скорее всего от того что не сделан сапун. При работе компрессора в картере нагнетается давление, и если ему негде выйти оно давит сальник.
ой…1.500 об. 3 кв. вроде… такой приличный. но он у меня работает от 220в.я его запускаю шнуром.у меня 2 шкива на нем.вот на один наматываю веревку и дергаю…запускаеться сразу… у меня есть отчет. тут.
вот начало…щас полностью собран и на колесах… www.drive2.ru/c/2286166/
Ого. Это стационарный получается.
я тоже себе делаю такой, но с смазкой ище не определился
А двигатель какой будет?
пока 1,1 квт 1000 об., но он слабый есть ище 2,2 но не знаю оборотов
1.1 слабоват будет. Если только его попробовать на 380. А если от 220 вольт то 2.2 кВт норм будет. А по оборотам надо около 3000.
на 380 хватит, но нет 380. На 2,2 мне бы и на 1500 хватило
я тоже себе делаю такой, но с смазкой ище не определился
смазка система черпания и прорезь на коленвалу у меня так радуюсь пока
Сколько масла в картер нужно заливать?
Где-то грамм 300-400
Я немного по другому делал. Из листа 4 мм сварил поддон, сделал прокладку из паронита. Просверлил шатунные крышки и вкладыши снизу. В крышках нарезал резьбу, вкрутил медную трубку, загнул ее и отпилил. Загнутая медная трубка нужна для того, чтобы шатуны сами черпали масло из поддона. И еще масляный щуп сделал =)
Для чего нужна чистка клапана?
Внешние условия, создаваемые при работе клапана-сапуна, часто приводят к тому, что в нём накапливаются пыль и грязь, которые препятствуют его нормальному функционированию. Из-за этого возникает избыточное или, наоборот, недостаточное давление, приводящее к течи масла. Если возникают ситуации, когда через агрегат кидает масло, в первую очередь следует проверить, не забился ли он. Чтобы масло не выкидывало, нужно снять клапан для чистки или замены. Менять сапун на новый следует в тех случаях, когда он чересчур загрязнён, а перед установкой нового агрегата рекомендуется тщательно очистить и место его установки, что позволит избежать скорого загрязнения вновь.
Сапуны других важных узлов автомобиля тоже подлежат своевременной чистке для профилактики неисправностей авто. Важно Сапун – важный элемент, который помогает автомобилю исправно работать, но для профилактики поломок рекомендуется своевременно его чистить или менять. Неисправный клапан может привести к различным нарушениям: риск течи КПП; быстрый износ синхронизаторов и многое другое. Регулярная чистка клапана поможет защитить масло от ухудшения смазывающих и защитных свойств, и потому надолго продлит срок эксплуатации железного коня.
Автор:
Максим Марков
Многие начинающие автомобилисты часто слышат выражение «сапун двигателя», но не все знают, что это такое, и для чего он нужен. В данной статье речь пойдет о том, что такое сапун двигателя, местах его установки и основном предназначение.
Что собой представляет сапун и основное его предназначение
Сапун двигателя, что это такое? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять его назначение. Сапун (дыхательный клапан) – это приспособление, с помощью которого закрытая емкость сообщается с атмосферой, тем самым поддерживая необходимое давление. За время работы движка в нем скапливаются различные газы, и если их во время не стравить, тогда работа ДВС может остановиться, за это как раз и отвечает сапун. Иными словами, он поддерживает нужное давление внутри картера двигателя.
Сам по себе он выполняет функцию клапана, который при повышенном давлении стравливает воздух из двигателя. В автомобиле это устройство устанавливается в следующих местах:
Теперь стоит места установки рассмотреть более детально.
Сапун: описание,предназначение,чистка,установка,фото,видео.
Конструкции разные бывают. Цитата: Бродяга от 31 Авг. Всем привет Наверное я вас уже достал со своим компрессором.. Только что вернулся из гаража.. Решил проблему травления воздуха с одной из головок..
Просто напросто получше, посильнее закрутил клапанную крышку..
Для чего нужна чистка клапана?
Ещё заметил одну особенность. При начальном запуске компрессора качает 2 цилиндра, то есть подносишь руку к каждому цилиндру, присасывает..
По достижению 4 атмосфер один из цилиндров как будто отрубает и вообще не всасывает в себя воздух, компрессор молотит на 1 цилиндре и еле еле набирает 6 атмосфер. Кстати отрубает тот цилиндр на котором менял поршневую поршень ставил от камазовского компрессора. Ну и по оканчанию работы сильно стравливает воздух с заливного отверстия..
Клапан выпускной завис,неплотно пригнан. С одной стороны разгружает перед запуском,но это непорядок. Цитата: Мих лыч от 01 Сен. Цитата: Electric от 01 Сен. Цитата: uvl77 от 01 Сен.
В нормальном состоянии из сапуна идет чуть заметный прозрачный дымок. Для чего нужна чистка клапана?
Сапун, установленный в двигателе внутреннего сгорания
Чаще всего устройство находится рядом с маслоналивной горловиной, от выходного патрубка выходит шланг, который подключается к корпусу воздушного фильтра. Также кроме контроля нужного давления, сапун предостерегает устройство двигателя от попадания в него грязи и влаги. В связи с тем, что через него постоянно циркулируется масло, в нем скапливается грязь и пыль, поэтому необходимо следить за его нормальной работой и вовремя чистить.
Существует выражение «сапунит двигатель», проявляется это тем, что из всех открытых отверстий ДВС валит дым похожий на выхлопной, и одновременно с этим увеличивается расход масла и топлива. Основными причинами этой неисправности могут быть:
- залегание поршневых колец ;
- загрязнение системы вентиляции ;
- неисправность цилиндропоршневой группы .
Последствия, к которым может привести подобная поломка: разрыв шланга отвода картерных газов, разрыв клапанной крышки, поломка деталей ДВС (стук в двигателе), а также бывали случаи, когда вырывало поддон.
При таких поломках речь сразу пойдет о дорогостоящем ремонте, а порой даже придется покупать новый движок. К слову на сегодняшний день есть возможность купить контрактный двигатель. Это такой тип б/у ДВС, который привезен из-за границы и без пробега по нашей стране.
Эксплуатация и ремонт поршневого компрессора
Компрессор достаточно сложное техническое оборудование, по мере эксплуатации он имеет право изнашиваться и ломаться. В данной статье рассмотрим все методы обслуживания и эксплуатации для его максимального продления жизни. Выполнить ремонт компрессора своими руками
, если он всё таки сломался, возможно.
Надёжность компрессорного оборудования во многом зависит от своевременного и качественного технического обслуживания. Большое число поломок поршневых компрессоров является следствием некачественной очистки сжимаемого воздуха (абразивной пыли, воды, и других включений). Применение и своевременная замена и очистка фильтрующих элементов, отсрочит ремонт компрессора на долгое время.
Основные причины по которым воздушный поршневой компрессор выходит из строя:
Для обеспечения качественного технического обслуживания, эксплуатации и ремонта компрессора своими руками, необходимо решить все выше приведённые пункты.
Основное отличие технического обслуживания от ремонта компрессора заключается в том, что при ремонте производится принудительная замена определённых деталей, а при техническом обслуживании замена деталей производится по мере необходимости в зависимости от их фактического состояния.
Принцип работы и составные части
Компрессор это устройство для повышения давления и перемещения газа к требуемому источнику (краскопульт, шлифовальные машинки, гайковёрты, аэрографы и любому другому пневматическому оборудованию). Основным востребованным оборудованием в кузовном ремонте стал компрессор поршневого, масляного типа. В поршневых, объём рабочих камер изменяется с помощью поршней, совершающих возвратно-поступательное движение.
Имеют разное количество рабочих цилиндров и различают их по следующему конструктивному расположению:
Основные конструктивные недостатки: неполная уравновешенность их движущих частей, наличие большого числа пар трения и т.д. Всё это является причиной выхода из строя и последующего ремонта.
Перед тем как выполнять ремонт компрессора своими руками, необходимо изучить его техническое строение. На фото ниже схема одноступенчатого компрессора, поршневая группа.
На корпусе возле электро двигателя имеется блок автоматики называемый пресостат. При помощи него можно производить регулировку компрессора. Возможно понижать накачиваемое давление или повышать.
Неисправности поршневого компрессора
При обнаружении каких-либо дефектов (появления стуков, заеданий трущихся частей, сильного нагрева, повышенного расхода смазочного материала и д.р.), необходимо производить ремонт.
Определение вида и объёма ремонта важно установить на шаге диагностирования состояния объекта перед ремонтом. Неисправности компрессора можно разделить на две группы: технические неисправности (рабочая часть поршневая группа и неисправности электрооборудования). Ниже представлены наиболее распространенные поломки:
Компрессор (электродвигатель) не запускается
Компрессор не включается, самая распространённая неполадка. Основное и банальное, что может быть в этой поломке, это нет напряжения в сети. Первое что следует проверить, вилку и провод на обрыв, питающие электродвигатель. При помощи специальной «отвёртки тестера» проверьте подаётся ли напряжение на всех фазах. Проверьте предохранитель, если он имеется. Убедитесь в работоспособности пусковых конденсаторов (у однофазных компрессоров напряжение 220В).
Обратите внимание на уровень давления в баке (ресивере). Возможно давление достаточное и автоматика не запускает компрессор, как только давление упадёт до определённого уровня, электродвигатель запустится автоматически. Это не является поломкой, многие забывают про этот нюанс и переживают раньше времени.
Обратный клапан, также может стать проблемой если компрессор не включается. Также неисправный блок автоматики (пресостат), влияет на поломку(включения, выключения), возможно пришла в негодность кнопка на самом блоке.
Если электродвигатель не запускается гудит, жужжит не набирает нужные обороты или останавливается во время работы, это не всегда означает его поломку.
Сапун в коробке переключения передач
Для чего нужен сапун в КПП. Точно также, как и с ДВС, это устройство предназначено для контроля давления в узле. Если «дыхательный клапан» будет сильно загрязнен, то это скажется на работе КПП, и как следствие увеличится износ подшипников и синхронизаторов. Также при сильном засорении клапана, в коробке переключения передач увеличится давление, и в результате начнется течь масла через уплотнители.
Сапун в мостах
Внутри мостов, соединяющих колеса также находится масло, и для нормальной их работы и поддержания оптимального давления, также предусмотрен сапун. Этот механизм выступает в роли защиты от попадания внутрь грязи и влаги во время движения автомобиля. Если клапан будет значительно засорен, то находящееся внутри моста масло будет подтекать. Для того, чтобы это не допустить следует выполнять очистку сапуна, и проверять чтобы его крышка двигалась во всех направлениях.
Профилактические работы
Некоторые автомобилисты задаются вопросом: зачем чистить сапун? Делается это дабы избежать проблем с работой узлов автомобиля, необходимо вовремя выполнять чистку сапуна. Такие действия позволят держать допустимую норму давления, и как следствие стабильная и безаварийная работа автомобиля. Рекомендуется проводить очистку на каждом техническом осмотре (ТО), а в некоторых случаях даже чаще. Сам процесс чистки выглядит следующим образом:
- снятие патрубков и шланг . Снимаются все патрубки и шланги, выходящие от «дыхательного клапана», в некоторых моделях потребуется также снимать корпус воздушного фильтра;
- снятие крышки сапуна ;
- очистные работы . Теперь можно приступать к очистки крышки и трубки клапана.
- монтажные работы . Сборка осуществляется в обратном порядке.
Таким способом выполняется очистка. Процедура довольно не сложная, и выполнить ее можно самостоятельно своими руками, без необходимости посещения сервисного центра.
По всей вышеизложенной информации наступило время для подведения итогов. Сапун в моторе автомобиля играет важную роль для его стабильной и нормальной работы. А для того, чтобы не возникало проблем с его работой, необходимо вовремя проводить профилактическую очистку от скопившегося масла. Если своевременно это делать, то возникать проблем с работой двигателя не будет.
Заявляемое техническое решение относится к области компрессоростроения и предназначено для отвода утечек газа из компрессора. Сапун компрессора содержит корпус, закрытый с одного торца крышкой. Отличается тем, что внутрь корпуса вставлен стакан, который оснащен заслонкой. Техническим результатом, обеспечиваемым заявляемым техническим решением, является обеспечение долговечности работы устройства и простоты в его использовании. 1 н.з.п. и 4 з.п. ф-лы, 1 илл.
Заявляемое техническое решение относится к области компрессоростроения и предназначено для отвода утечек газа из компрессора.
Предшествующий уровень техники.
Известен сапун, входящий в состав двигателя внутреннего сгорания (авторское свидетельство СССР на ИЗ 909247, F02B 37/00 F02B 39/14, 1982 [1]), который состоит из закрытого крышкой корпуса, в котором размещена набивка.
Недостатком указанного аналога является наличие набивки в сапуне. Это вызвано тем, что набивки быстро изнашиваются, требуют постоянного наблюдения и периодического подтягивания.
Указанный аналог [1] является по совокупности существенных признаков наиболее близким аналогом того же назначения к заявляемому техническому решению. Поэтому он принят в качестве прототипа.
Раскрытие заявляемого технического решения.
Техническим результатом, обеспечиваемым заявляемым техническим решением, является обеспечение долговечности работы устройства и простоты в его использовании.
Сущность заявленного технического решения состоит в том, что сапун компрессора содержит корпус, закрытый с одного торца крышкой. Отличается тем, что внутрь корпуса вставлен стакан, который оснащен заслонкой.
Вышеуказанная сущность является совокупностью существенных признаков заявленного технического решения, обеспечивающих достижение заявленного технического результата «долговечности работы устройства и простоты в его использовании».
Сапун компрессора
1. САПУН КОМПРЕССОРА, содержащий цилиндрический корпус с крышкой и коаксиально расположенную трубу с отверстиями, вокруг которой размещена волокнистая набивка, закрепленная между кольцевыми ребрами и установленная между упорами^ при чем один из упоров расположен на корпусе, а другой — на трубе, о т л ич а ю щ и й с я тем, что, с целью увеличения срока службы набивки, об легчения и ускорения ее очистки, набивка выполнена в виде ни гей одинаковой длины, а отверстия в трубе вы’полнены в виде зубчатых вырезов, расположенных со стороны крышки корпуса 2. Сапун по п. ^ о т л и ч а ю щ и й с я тем, что упор на трубе выполнен в виде гайки. 8 СО о ел со 1 906592 2 все нити 9 расположены параллельно Изобретение относится к машинодруг другу,образуя фигуры в виде ко-, строению и может быть использовано аксиальных цилиндров.Верхние ребра 6 в компрессоростроении. соединены между собой стяжками 10, Известен салун компрессора, содернижние ребра 7 тоже соединены стяжжащий цилиндрический корпус с крышками 10. Нижние ребра 7 прижаты к кой и коаксиально расположенную труверхним упорам в виде гайки 11 на бу с отверстиями, вокруг которой трубе 3. На внутренней стенке размещена волокнистая набивка, заккорпуса 1 укреплены выступы 12, репленная между кольцевыми ребрами верхние реби установленная между опорами, при- 10 в которые упираются ра 6. « чем один из упоров расположен на корпусе, а другой — на трубе LI]. Предлагаемое устройство работает Недостатками устройства являются: следующим образом. недостаточный КПД по очистке от пыли, необходимость частой смены масла, 15 При работе компрессора газы из сложность обслуживания и большие гакартера через патрубок 4 выбиваются бариты. импульсами наружу, а воздух из атЦель изобретения — увеличение сромосферы через этот же патрубок 4 ка службы набивки, облегчение и уско1 рение ее очистки. 20 в картер. При запыленной атмосфере в картер попадает пыль, и компресПоставленная цель достигается тем, сор быстро изнашивается. Установленчто набивка выполнена в виде нитей ный на патрубок 4 сапун задерживает одинаковой длины, а отверстия в трубе пыль в сажу. Когда происходит всасывыполнены в виде зубчатых вырезов, расположенных со стороны крышки кор- 25 вание, воздух проходит через нижние ребра 7, затем через набивку 8, верхпуса. Упор на трубе выполнен в виде ние ребра 6, вырезы 5 и по трубе 3 гайки. в компрессор. Пыль оседат на набивке На фиг.I изображен сапун, верти8. При выхлопе сажа двигается в обкальный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг.I; на фиг. 3 — вид насад- 30 ратном направлении и оседает на набивке 8 в районе верхних ребер 6, а ки в период очистки, в аксонометрии. скопившаяся в районе верхних ребер 6, Сапун содержит цилиндрический а скопившаяся в районе нижних ребер корпус 1 с крышкой 2, R которой 7 пыль выбрасывается вниз струей коаксиально корпусу ? прикреплена газа. труба 3, второй конец которой соединен винтовой нарезкой с патрубком 4 35 картера компрессора.В месте креплеКогда набивка 8 Забьется отложением пыли, производится очистка. ния к крышке труба 3 выполнена со Для этого сапун снимают с патрубка сквозными зубчатыми вырезами 5.Между 4, гайку II свинчивают и нижние трубой 3 и корпусом 1 ниже вырезов 5 размещены верхние кольцевые ребра 40 ребра 7 извлекают наружу вместе с нитями 9 в растянутом состоянии (фиг.З), 6 и нижние ребра 7, между которыми когда они вытянуты и расположены в расположена волокнистая набивка 8, форме коаксиальных цилиндров с зазовыполненная в виде отрезков нитей 9 ,ром между рядами. Скопившаяся в нитях одинаковой длины,закрепленных конца45 9 пыль просыпается по этим зазорам ми к паре ребер — одному верхнему и и нити очищаются. Затем происходит одному такого же размера нижнему,так, сборка сапуна в обратном порядке. что,когда ребра раздвинуты (фиг.З) 906592 6 Фае і Редактор С.Юрковецкая Заказ 2465/ДСП Составитель В.Лобанов Техред Л.Иикеш Тираж 568 Корректор Е.Сирохман Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб. , д. 4/5 Филиал ШТП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 Дивитися