Устройство и функциональность шинной пилорамы


Сфера использования шинной пилорамы

Установка предназначается для распиловки брёвен в продольном направлении и для изготовления реек, лафетов, обрезных и необрезных досок, обработки древа. Благодаря малогабаритным размерам, есть возможность работать на небольших участках. Конструкция прекрасно справляется с распиловкой бруса.

Распилка бревен на шинной пилораме

На распиловочном устройстве можете распилить брус, высокая точность позволяет изготовить миллиметровые листы любых размеров и форм.

Может распиливать разные породы деревьев, такие как дуб, вишню, яблоню, осину и т. д.

Чтобы построить дом, баню, беседку или небольшой сарай, приходится сталкиваться с проблемой обработки древесины, распиливания досок. Или постройкой элементарной мебели, стола, полок, лавочек и прочее. Шинная пилорама — настоящая находка и экономия средств, на которые пришлось бы потратить не малые деньги.

Стационарное деревообрабатывающее оборудование работает за счет электричества, имеет бензиновый двигатель и может перемещаться.

Выбор оборудования и технологии для открытия лесоперерабатывающего цеха

Рамные станки, работающие по гартерной технологии

Распиловка бревен осуществляется по возвратно-поступательному принципу: пильная рама с закрепленным на ней набором пил перемещается по направляющим (рельсам). Хотя в мировой практике гартерная технология относится к морально устаревшим, в нашей стране рамные пилорамы считаются лидером по производству необрезного пиломатериала среднего качества. И нельзя сказать, что эта популярность не заслужена.

Рамные пилорамы имеют высокую производительность (2-7 м3/час), отличную стабильность реза, они неприхотливы в обслуживании, не требуют высокой квалификации рамщика (пильщика). Отлично работают со сложным материалом: твердой древесиной, смолянистыми породами.

  • для оптимизации работы (сокращение времени на перенастройку пил, увеличение КПД, возможности одновременной распиловки нескольких бревен) требуется подсортировка пиловочника по 10-12 типоразмерам диаметра;
  • большинство рамных пилорам с трудом справляются с бревнами, диаметр которых превышает 70 см;
  • оборудование требует обязательной установки на многотонный фундамент;
  • толщина реза, в среднем, 5-6 мм. Следствие – высокая шероховатость пласти, низкие показатели геометрической точности готовой продукции, большое количество отходов (коэффициент выхода годного по обрезному материалу – до 55%).

Читать также: Сушилка из контейнера как сделать

Цена: новое оборудование – от 1,1 млн руб: б/у – от 750 000 руб.

Рамные пилорамы рекомендуются для установки в лесопильных цехах высокой производительности. На малых предприятиях с выпуском менее 15 м3/день такое оборудование будет неоправданной инвестицией: срок окупаемости – более 3-х лет. Оптимальный вариант при наличии самостоятельной лесозаготовки или большого количества доступного по цене сырья средней толщины.

Ленточнопильные станки

Ленточнопильная технология считается наиболее молодой и прогрессивной – тонкий пропил и максимальные показатели коэффициента выхода годного выдвигают ленточные станки на первые позиции в рейтинге лесопильного оборудования.

Основной действующий элемент — стальная лента с одно- или двухсторонними зубьями, которая сварена в кольцо и крепится на 2 вращающихся барабана 0,5-1 м в диаметре. Лучшие режущие качества демонстрируют ленты со специальной закалкой зубьев.

Основные плюсы ленточной пилорамы:

  • не требует фундамента;
  • хорошо работает с бревнами большого диаметра;
  • имеет высокую точность разреза и небольшую толщину (в среднем, 2,2 мм);
  • подходит для распила древесины твердых пород;
  • не требует подсортировки бревен;
  • имеет самый высокий выход годного (для обрезных материалов – до 75%).

Производительность зависит от размеров ленты. Станки фермерского класса работают на узкой ленте, шириной 1-5 см, производят до 5 м3/смену.

Пилорамы с широкой лентой, толщина которой от 5 см, способны переработать до 15 м3/смену.

  • нужна обязательная смазка (летом – вода, зимой – солярка);
  • станки с узкими лентами плохо пилят грязную, мерзлую древесину – доска выходит волнистой и требует доработки на станках;
  • для пиления смолянистой древесины подходят только ленты со специальной заточкой – в обычных зубья «вязнут»;
  • необходима частая замена пил. В среднем, одна хорошая пила, стоимостью в 800 руб рассчитана на 10-12 м3 бревен, но после двух часов непрерывного пиления ее необходимо снимать для остывания. Для обеспечения двухсменной работы оборудования с узкой лентой потребуется не менее 100 пил в год! Кроме того, заточник и пильщик должны обладать высокой квалификацией – малейшая неточность грозит обрывом ленты;
  • для проведения ремонтных работ потребуется сварочное оборудование (желательно, импортного производства). Оно позволяют продлевать «жизнь» пилы, сваривая ее в местах обрыва.

Цена: ленточная пилорама с узкой лентой – от 110 000 руб; с широкой – от 350 000 руб.

Рынок наводнен предложениями ленточнопильных станков с узкими пилами, но такое оборудование рекомендуется только для малых предприятий или фермерских хозяйств с производительностью до 5 м3/день.

Все положительные качества ленточнопильной технологии проявляются только при использовании пил, шириной от 8 см. На таких лентах установлены стеллитированные износостойкие зубья, которые не боятся мерзлого, грязного леса, смолянистой древесины.

Циркулярные станки

Роспуск бревна на пиломатериалы методом круглопильной технологии осуществляют на станках:

  • вертикально пильных – открытая/полуоткрытая пила, установленная перпендикулярно основанию;
  • угольно пильных – две пилы закрепленные под углом в 90 градусов (рис. ниже);
  • горизонтально пильных – пила закреплена параллельно основанию. Работа станка напоминает ленточнопильную технологию, только функции зубчатой ленты исполняет круглая пила, которая меньше тупится и заменяется только раз в смену.

Угольно пильный станок

Горизонтально пильный станок

  • у циркулярной технологии самая высокая скорость реза: бревно длиной в 6м пилится за 8-14секунд;
  • на таких станках хороший показатель k выхода годного для реза материалов радиальным способом (для доски – 0,5);
  • высокое качество распила, строгое соблюдение геометрии пиломатериала (допуск ± 1 мм);
  • хорошая производительность: по обрезному материалу — до 15 м3/смену;
  • хорошо справляются с твердой древесиной, грязными, смолянистыми бревнами, так как пилы имеют твердосплавные или стеллитированные зубья;
  • рез – индивидуальный, подсортировка бревен не требуется;
  • низкие затраты на комплектацию: 3-4 пилы хватит на 2 года продуктивной работы;
  • возможность транспортировки продукцию по цеху (кроме горизонтально пильных станков);
  • высокая стоимость не только самого оборудования, а и обслуживающих станков (только стоимость станка для заточки пил – 60-200 тыс. руб);
  • необходимы операторы высокой квалификации – без опытного пилоправа круглопильный станок будет производить продукцию низкого качества с высоким количеством отходов:
  • стоимость одной пилы – $300-700. Хотя она рассчитана на высокий КПД (до 3000м3 обрезных материалов), раз в неделю требуется формирование зубьев и балансировка на специальном станке. Заточка – зимой дважды/смену, летом – 1 руб./смену;
  • средняя толщина реза – 5,5 мм (при толщине пилы в 4 мм), при этом коэффициент выхода годного – около 52%. Более тонкие пилы толщиной 3,2-3,6 мм могут немного повысить этот показатель (до 58%), но их рекомендуется использовать, опять-таки, только при наличии хорошего пилоправа.

Цена: от 550 000 руб.

Рекомендуются для крупных лесопильных комплексов в качестве станков первого ряда для переработки толстомера (с дальнейшим роспуском необрезного материала на экономичных ленточнопильных станках); для производства пиломатериалов методом радиальной распиловки.

Популярные публикации:

Основа для сохранения теплаПеред тем как правильно утеплить пол в деревянном доме, нужно изучить схему…

Пластик или дерево?Пластиковое окно с деревянным подоконникомОднозначно рекомендовать тот или иной тип материала для изготовления…

Выбор материалов для изготовленияДля многоярусной полки для книг необходимо использовать тонкие и легкие доски.Классическим материалом…

Как сделать подоконник: материалы и способыДо начала работ по изготовлению подоконника необходимо тщательно снять размеры…

Составляющие шинной пилорамы

Есть два вида шинных пилорам, их можно соорудить своими руками:

  • пильный агрегат, передвигаемый относительно обрабатываемой древесины;
  • с подачей древесины продольным способом.


Чертеж шинной пилорамы

Два вида конструкций имеют положительные и отрицательные стороны. Например, когда перемещается аппарат вдоль бревна нужно контролировать, чтобы распил был равномерным на высокой скорости. При подаче бревна это сделать сложнее, даже если случайно толкнуть обрабатывающее дерево, тут же увеличится нагрузка на шину. Впоследствии цепь может заклинить или перегреться мотор. Плюс, что у такого оборудования нет дополнительных проводов.

Независимо от выбора модели, стоит обратить внимание на качество основы. Обычно для неё используются рельсы или швеллеры. А нижнюю часть укомплектовывают колесиками, чтобы конструкция могла перемещаться.

Распиловка бревна на доски бензопилой

Очень часто наблюдаются ситуации, когда нужно изготовить совсем небольшой объем досок или брусьев для собственных нужд. Конечно, покупать станки в таком случае – совершенно не вариант. Имея определенные знания и навыки намного выгоднее распилить бревна собственными руками, с помощью цепной электрической или бензиновой пилы. Несмотря на то, что работа эта довольно трудоемкая, результат вполне оправдан.

Большая часть специалистов считают, что лучше для этой цели подходит бензопила. Такое оборудование имеет высокую мощность и может функционировать без перерывов на протяжении длительного времени. Помимо этого, работа бензопилы не нуждается в электроэнергии, поэтому работать можно далеко от источника электроснабжения, к примеру, сразу на делянке.

Для того, чтобы раскроить бревно на доски при помощи бензопилы понадобятся еще специальные инструменты такие, как механизм для закрепления бревна, рамка-насадка на бензопилу, а также направляющая для осуществления распила. Рамку-насадку нужно прикрепить на шине бензопилы так, чтобы была возможность им корректировать промежуток между ней и цепью. Это даст возможность создать доски, имеющие различную толщину. Цепь стоит приобрести специальную, для продольной распиловки. Она имеет особый угол заточки зубьев. Линейку-направляющую можно сделать из металлического профиля требуемой длины или ровной жесткой доски.

Читать также: Принцип действия поплавкового уровнемера

Перед тем как приступить к работе, нужно убрать с заготовок всю кору и оставшиеся сучья, а также внимательно осмотреть бревно на предмет различных изъянов. Таким образом, вы сможете подобрать самую подходящую схему раскроя и, следовательно, уменьшить объем возможных отходов.

Если вы осуществляете продольную распиловку стволов нужно позаботиться о том, чтобы получаемые пиломатериалы были одной плотности по всей ширине. Так как плотность древесины с северной части бревна намного выше, чем с южной, то распил осуществляют в плоскости, направленной с востока на запад (или в обратном порядке).

Первым делом нужно снять горбыли с двух противоположных краев бревна. Вследствие этого получится двухкантный брус, который далее подвергается распилу на равные по толщине доски или другие пиломатериалы, согласно намеченной схеме распиловки. Конечным продуктом является необрезная доска, с которой потом обязательно снимают кромки.

Сборка распиловочного механизма по этапам

Чтобы самостоятельно собрать шинную пилораму, необходимо соблюдать правильную последовательность:

  • Сначала требуется изготовить прямоугольный каркас.
  • После, по центру основания, надо поместить шину, тщательно закрепить, потому что впоследствии будет постоянная высокая нагрузка. Шина закрепляется с двух сторон.
  • В отверстие ведомой звездочки вставляется ось, которая не дает шине двигаться в горизонтальном направлении. Чтобы не получилось вертикального смещения, на ось с двух сторон надеваются подшипники.
  • Надеваются втулки, к одной стороне каркаса приваривается ось.
  • С противоположной стороны размещается электрический двигатель и система натяжения цепи, используя запчасти от бензопилы.
  • На валу электрического мотора крепится ведущий барабан, фиксируется продольной шпонкой.
  • Конструкцию шинного станка надо отцентрировать, тщательно проверить и закрепить.


Механизм шинной пилорамы

Стоит обратить внимание на крепление двигателя, потому что при работе оборудование будет сильно вибрировать. Важно, чтобы станина была жёсткой.

Изготовление основы и перенос конструкции

Процесс изготовления металлического каркаса:

  1. Требуется сварить две П-образные формы из металлических труб.
  2. Соединить формы между собой в верхней части, используя сварку или болты.
  3. В центре каркаса вертикально привариваются 4 трубы. На каждой из них делается углубление, в половину толщины металла, между ними должно быть расстояние 2 см.
  4. Еще 4 трубки, чтобы их диаметр, совпадающий с наружным диаметром вертикальных труб, привариваются к рабочему узлу.
  5. Патрубки на рабочем узле должны надеваться на основу каркаса.


Чертеж каркаса пилорамы

Всё это обеспечивает рабочий узел передвижением в вертикальном положении, который будет фиксироваться при помощи болтов.

Изготовленный агрегат устанавливается на металлический каркас.

Особенности работы на шинной пилораме, изготовленной своими руками

После всех этапов сбора шинного станка, можно приступать к работе.

Сначала нужно закрепить бревно на пилораме, открыть на бочке с маслом кран и включить двигатель. Опустить рамку при помощи винта и начинать движение аппарата по рельсам.


Чертеж шинной пилорамы своими руками

На работу пилорамы влияет толщина бревна, его сучковатость, порода, в каком состоянии древесина: сухая или свежая. Шинная пилорама справится с любой породой деревьев, но работа будет качественнее, если используется свежая древесина.

Легко распиливаются деревья хвойных и лиственных пород:

  • осина;
  • клён;
  • ольха;
  • тополь.

Они имеют мягкую древесину. Сложнее работать с твердыми породами деревьев – дуб или ясень. Но самая сложная работа − распилить запаренную акацию, ведь она имеет очень плотную и твёрдую древесину.

Перед началом работы рекомендуется проверить наточена ли пильная цепь, от этого зависит скорость пиления.

Рекомендуемая длина бревна должна быть не более 7 м, а ширина не более 40 см в диаметре.Средняя скорость при распиловке бревен из сосны 3 м длиной и диаметром 25 см – 7 мин.

Если ожидается крупная стройка, то приобретение или самостоятельное изготовление шинной пилорамы будет. Такая конструкция – незаменимый помощник при обработке дерева, распиловки бруса и прочих работ.

Изготовление пилорамы своими руками

Перед началом работ по созданию пилорамы нужно определиться с типом подачи. Можно сделать так, что подвижным будет сам материал (бревно), а можно – рабочий орган. При выборе типа с подачей материала необходимо учесть, что площадка для размещения механизма должна быть вдвое больше, чем при подаче каретки. Помимо этого нужно предусмотреть высокую точность расположения полозьев, по которым будет двигаться бревно, их постоянную очистку от опилок.

Для изготовления самодельной шинной пилорамы с подачей каретки необходимы следующие материалы и инструменты.

  1. Чертеж конструкции.
  2. Металлический уголок размером 50х50 для подстаночного пути (длину смотри в тексте ниже).
  3. Труба прямоугольная металлическая 60х60 для создания каретки.
  4. Труба круглая металлическая для закрепления силового агрегата.
  5. Лист металла 1 м2, толщиной 3-4 мм.
  6. 4 металлических колеса с осями.
  7. Запчасти от пилы (шина, цепь, ведущая звездочка).
  8. Электродвигатель.
  9. Сварочный аппарат с электродами.
  10. Электродрель и набор сверл.
  11. «Болгарка».
  12. Разметочный инструмент (линейка, мел или маркер).

Длина уголка для подстаночного пути определяется по следующей схеме: длина будущей заготовки (бревна) + расстояние от крайней опоры (колеса) до края шины, умноженное на 2, + 10 см запаса. Размеры труб определяются размером каретки, который зависит от типа применяемой шины.

Этапы сборки распиловочного механизма

В первую очередь необходимо из квадратных труб сварить конструкцию, которая внешне похожа на ящик, у которого нет стенок, дна и крышки. Одна (нижняя) короткая сторона будущей каретки должна быть длиннее верхней на 10-15 см в во все стороны. На выступающие части труб закрепляются колеса.

На следующем этапе с одной стороны устанавливаются круглые трубы, по которым площадка двигателя будет перемещаться «вверх-вниз». Это необходимо для регулировки размера будущего пиломатериала.

Затем изготавливается сама площадка для двигателя: на листе железа размечаются отверстия для крепления электродвигателя. Затем к площадке приваривается еще одна плоскость, на которой закрепляется непосредственно шина от бензопилы. К этой же площадке прикрепляется ось, на которой закреплена ведущая звездочка цепи. Крепление шины нужно сделать таким образом, чтобы сохранить возможность регулировки натяжения цепи. Плохо натянутая цепь может порваться при пилении, а сильно натянутая приведет к излишней нагрузке на ось ведущей звездочки, перегреву шины, что приведет к ее деформации и выходу из строя.

Следующий этап подразумевает установку шкива на ось ведущей звездочки и соединение этого шкива и шкива электродвигателя приводным ремнем.

Заключительным действием будет размещение питающего кабеля на площадке и электрическое присоединение двигателя к сети.

Так как шинная пилорама снабжается электродвигателем большой мощности, то необходимо особое внимание уделить защите работающего от возможного поражения электротоком. Все места подключений должны быть закрыты крышками с уплотнителем, кабель должен иметь не менее 2-х слоев изоляции, и располагаться так, чтобы исключить его попадание в зону работы пилы.

Установка конструкции на основу

Основа пилорамы, или подстаночный путь, собирается по принципу лестницы: две основные направляющие из уголка укладываются на какое-либо основание и соединяются между собой поперечными соединителями. При монтаже основы необходимо предусмотреть размещение на ее перекладинах винтов, которыми будет зажиматься исходный материал (бревно). Понятно, что без применения таких винтов, закрепить бревно на основе будет невозможно.

Собранная каретка устанавливается на основу, путем холостого проката каретки по всей длине, проверяется легкость, плавность и ровность ее движения. Проверяется работа кабеля без включения двигателя.

После проведения всех проверок пилораму можно включать в работу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]