Аэрограф (воздушная кисть – пер. с англ) – это компактный пульверизатор, с помощью которого краска распыляется (разбрызгивается) тонкой полоской на любую поверхность. В принципе его работа схожа на действие пульверизатора, но здесь имеется и существенное отличие, можно сказать принципиальное. Это то, что с помощью аэрографа можно делать красивые изображения и наносить их практически на любые поверхности. Таким приспособлением удобно наносить уникальные изображения, даже с мелкими деталями. Несмотря на то, что в продаже можно найти различные модели, многие задаются вопросом, как сделать аэрограф своими руками в домашних условиях и насколько это сложно, и затратно ли.
Виды и классификация
Все аэрографы подразделяют на несколько видов, по следующим характеристикам:
- Способ смешивания потоков воздуха и краски. Бывают наружного и внутреннего смешивания. Первый вариант отличается более простой конструкцией.
- Способ подачи краски и расположения емкости. Есть модели с верхней, боковой и нижней подачей, кроме того, есть устройства, в которых краска подается с помощью воздуха под определенным давлением.
- Тип управления. Одинарное, двойное и независимое действие.
Аэрограф с наружным смешиванием краски из пробки и шариковой ручки
Проще всего сделать аэрограф самому, если его конструкция подразумевает наличие внешнего краскораспылителя, то есть при работе прибора будет происходить внешнее смешивание воздуха с краской. Ниже предоставлен чертеж, по которому можно изготовить прибор для распыления краски буквально за несколько минут.
Аэрограф изготавливается следующим образом.
- Из шариковой ручки извлеките стержень и выдуйте из него чернила, предварительно сняв пишущую часть.
- Возьмите винную пробку и проведите через ее центр линию.
- Также следует прочертить 2 отрезка, начиная от предыдущей линии, по обеим сторонам пробки. Длина отрезков должна быть 15 мм.
- Соедините 2 вертикальные линии и вырежьте обведенную часть пробки, чтобы из нее получился уголок.
- Далее, отрежьте лишнюю часть пробки так, чтобы получилась подставка высотой 8-10 мм.
- Просверлите или проколите острым предметом отверстие в подставке, в которое будет вставляться стержень.
- Также просверлите отверстие подходящего диаметра под корпус шариковой ручки.
- Отрежьте небольшую часть подставки, как показано на следующем фото.
- Поскольку отверстие в корпусе ручки, через которое выходит пишущая часть стержня, имеет небольшой диаметр, то его нужно расширить до 2-3 мм с помощью наждачной бумаги.
- Подготовленный корпус ручки вставьте в уголок, сделанный из пробки.
- Также в нижнюю часть подставки вставьте стержень.
- Приложив стержень к емкости для краски, определите его длину (должен доходить до дна, но не касаться его).
- Отрежьте лишнюю часть стержня канцелярским ножом.
- В крышке от емкости для краски просверлите отверстие размером, соответствующим диаметру стержня от шариковой ручки.
- Нанесите на крышку клей с помощью клеевого пистолета, вставьте стержень в отверстие и зафиксируйте подставку в нужном положении.
Принцип работы и конструкция
Принцип работы всех аэрографов одинаков и заключается в том, что давление воздуха, который проходит по трубке, больше чем у внешней среды. Краска смешивается с воздухом, предварительно поднявшись по трубке. При этом образуется ровная и достаточно мощная струя (принцип Бернулли). Регулировка количества воздуха осуществляется с помощью триггера (механизм управления). Во время надавливания на триггер происходит всасывание краски или лака из емкости и распыление в форме струи, имеющей коническую форму.
Конструкция большинства моделей одинакова, независимо от месторасположения емкости для лака или краски. И хотя некоторые детали могут иметь определенные отличия, принцип работы остается неизменным.
Процесс нанесения рисунка на машину
Аэрография на авто собственными руками — невероятно интересный, увлекательный процесс, требующий много усилий и времени. Для получения высококачественного результата при выполнении работы следует придерживаться определенных правил:
- рисунок, который окажется на капоте, крыше, крыльях или других частях машины, следует выбирать согласно личным предпочтениям хозяина транспортного средства,
- место нанесения должно быть таким, чтобы рисунок не потерялся на общем фоне и был хорошо заметным. Когда требуется выполнить сложное, многокрасочное изображение, деталь рекомендуется снять,
- нужно обеспечить безопасность рабочего процесса — помещение, где будет выполняться распыление краски из пульверизатора, должно быть чистым и хорошо проветриваемым. При работе с химическими веществами нужно в обязательном случае пользоваться индивидуальными средствами защиты глаз и органов дыхания,
- так как рисунок не наносится на фары, зеркала и ручки, перед нанесением краски их нужно снять. Металлическую поверхность тщательно очистить от пыли, мелкого мусора. Используя крупную наждачную бумагу, удалить лакокрасочное покрытие. Обрабатываемый металл должен приобрести матовую окраску. В том случае, если на нем присутствуют царапины и микротрещины, их следует устранить шпаклевкой и грунтовкой,
- особое внимание следует уделить работе с изображением. Так, перед его нанесением неиспользованную поверхность на машине тщательно закрывают пленкой либо специальным скотчем. Место нанесения обезжиривают, хорошо просушивают феном,
- готовый рисунок требуется закрепить, для этого он покрывается 2–4 слоями лака и оставляется на сутки до полного высыхания.
Используемые вещества для покраски
Каждый красящий состав для аэрографа имеет свои уникальные характеристики и стоимость. Поэтому при подборе того или иного варианта рекомендуем учитывать все отрицательные и положительные качества. Нужная расцветка подбирается с помощью смешивания красок различных тонов в отдельной емкости. На сегодняшний день пульверизатором распыляются:
- нетоксичные акриловые смеси, которые до нужного состояния разводятся водой. Их главными преимуществами являются: широкий выбор цвета, отличная передача тона и возможность легкого снятия верхнего слоя. К недостаткам относят невозможность четкого прорисовывания на рисунке мелких деталей из-за длительного высыхания и довольно густой консистенции,
- эмали — быстровысыхающие красящие составы с водной основой. Их плюсами признают безопасность для человеческого здоровья и невысокую стоимость. Минусами являются плохая передача цвета, потеря первоначальной яркости и насыщенности при смешивании,
- нитрокраски, содержащие в своем составе полиэфирные, уретановые либо синтетические вещества. Достоинства: так как быстро сохнут, подходят для аккуратного прорисовывания небольших элементов. Недостаток: очень токсичны, после смешивания образуют нестабильный состав, из-за чего имеют низкую цветопередачу.
Важно! Перед использованием пульверизатора краска до нужной консистенции разводится специальным растворителем, который предупреждает забивание сопла и, как следствие, выход из строя самого аппарата.
Технология выполнения
Как правильно выполнить аэрографию на капоте, кузове, крыше или других частях машины, если до этого ни разу не приходилось пользоваться краскопультом? Советуем попробовать сделать небольшой рисунок на отдельном стальном листе. Начинайте обучение с нанесения ровных горизонтальных, вертикальных линий, после — кривых полос, окружностей. Набив руку, можно переходить к приданию оригинального внешнего вида самому автомобилю.
Правильное нанесение рисунка невозможно без выполнения следующих важных правил:
- на толщину наносимых линий прямое воздействие будет оказывать удаленность сопла аппарата от обрабатываемой поверхности — чем оно будет больше, тем толще получится линия,
- когда краска распыляется по большой поверхности либо разлетается в разные стороны, это значит, что наносится она под углом. Это неправильно — струя должна быть всегда направлена к поверхности перпендикулярно,
- яркость, плотность линий определяются временем удержания устройства над обрабатываемой зоной: для получения тусклого пятна аппарат нужно удерживать несколько секунд, для яркого — потребуется большее количество капель краски, соответственно, увеличится и длительность нанесения.
Важно! Для предупреждения появления на рабочей поверхности размытых, неаккуратных пятен краскопульт следует водить со стороны в сторону очень плавно. Никакие резкие движения руки либо длительная остановка на одном месте недопустимы. При нанесении рисунка его светлые оттенки наносят первыми, после — все остальные.
Ресивер из огнетушителя
Одним из наиболее оптимальных вариантов ресивера, можно назвать огнетушитель для аэрографа своими руками, тем более что найти такое изделие можно без особого труда. Можно поискать на предприятиях, обратиться к знакомым, приобрести у пожарников или фирмах, занимающихся обслуживанием огнетушителей. У них, как правило, всегда есть списанные огнетушители, готовые к утилизации. Выбирать лучше экземпляры емкостью 15-20 литров, но только, чтобы они были в приличном состоянии. Недопустима внутри емкости ржавчина.
Важно: огнетушитель для сборки аэрографа своими руками должен быть в хорошем состоянии, без внешних деформаций, внутри не должно быть ржавчины.
Если есть ржавчина, то можно использовать специальную смывку, разрыхлитель краски, растворитель, металлическую щетку или дрель со специальными насадками. Места, где была ржавчина желательно обработать специальным раствором для связывания ржавчины. После этого поверхность нужно обработать грунтовкой по металлу и покрасить. Делать это необходимо строго по инструкции.
Совет: особое внимание следует уделять внутренней части горловины и крышке.
Сборка самодельного аэрографа
Если вы хотите правильно собрать самодельный аэрограф своими руками. Вам необходимо действовать по следующему алгоритму:
- Вынуть стержень (пасту) и полностью очистить его от красящей пасты, остатки которой непременно сохраняются внутри, даже когда ручка перестает писать. Предварительно необходимо извлечь из стержня наконечник ручки, на котором находится пишущий шарик.
- Тщательно промыть стержень от ручки теплой водой, растворителем и спиртосодержащей жидкостью. Он должен стать абсолютно прозрачным и чистым.
- Взять медицинский шприц на 20—30 кубов и размягчить его кончик (в который обычно вставляется иголка) методом температурной обработки. Тут вам как раз и пригодится зажигалка (перегревать шприц, однако, не следует, чтобы не потек пластик). Сделать это также можно при помощи любого другого источника тепла.
- Пока носик шприца остается нагретым, его необходимо расширить при помощи шила до таких размеров, чтобы в него мог войти извлеченный стержень от шариковой ручки.
- Сделать в пробке из-под бутылки с вином небольшое отверстие глубиной примерно в 15 миллиметров. При этом его горизонтальная и вертикальная стенки должны образовывать прямой угол. Ширина выемки должна составлять примерно два сантиметра, а высота — полтора.
- Разметить пробку при помощи маркера и вырезать неиспользуемые ее фрагменты при помощи канцелярского ножа. При этом высота пробки должна быть уменьшена так, чтобы от ее нижней стенки до горизонтальной грани проделанной ранее выемки оставалось расстояние в 1 сантиметр.
Аэрограф своими руками
- После этого необходимо сделать в оставшейся части пробки пару сквозных отверстий с разным диаметром. Через вертикальное будет проходить стержень шариковой ручки, а через горизонтальное — ее корпус. Данные отверстия лучше для начала проделать при помощи шила, а потом просверлить заранее подготовленной дрелью со сверлом соответствующего диаметра.
- Отверстие в нижней части внешнего корпуса шариковой ручки, как правило, уже, чем необходимо, а потому его нужно будет сделать немного шире. Для этого вам потребуется наждачная бумага. Тереть нужно до тех пор, пока диаметр не увеличится до 3 миллиметров.
- Продеть корпус шариковой ручки через горизонтальное отверстие в пробке. При этом кончик должен лишь немного из нее выглядывать.
- Продеть стержень авторучки через вертикальное отверстие и подвести его верхнее окончание к отверстию в авторучке (должно лишь немного его перекрывать).
- По сути, теперь главный рабочий узел вашего самодельного аэрографа можно считать полностью готовым. Нужно лишь отрегулировать длину стержня так, чтобы она соответствовала высоте той емкости, в которой будет храниться краска. Нужно сделать так, чтобы стержень ни в коем случае не соприкасался с дном данной емкости. Если он будет немного длиннее, чем сам флакон с краской — это не беда. Его можно в любой момент обрезать ножом.
- Сделать в пластмассовой крышке заготовленного стеклянного флакона отверстие, которое будет такого же диаметра, как и стержень авторучки.
Аэрограф в домашних условиях
Стержень нужно будет просунуть в это отверстие и обеспечить фиксацию водоотталкивающих клемм. При этом лучше всего пользоваться именно термоклеем, потому как именно он обеспечит должную фиксацию и будет гарантией абсолютной герметичности соединения. Если такой клей найти не удалось, то сойдет и «Момент». На этом самодельный аэрограф можно считать готовым к работе.
Как видно из всего вышесказанного, такой процесс не является сверхсложным и по силам любому автовладельцу (создать самодельный компрессор для аэрографа также нетрудно).
Автор: Баранов Виталий Петрович
Образование: среднее специальное. Специальность: автослесарь. Профессиональная диагностика, ремонт, ТО легковых авто зарубежного производства 2000-2015 г.в. Большой опыт работы с Японскими и Немецкими авто.
2 комментария
- Док says:
Виталий Петрович. Процесс изготовления аэрографа изложен до такой степени запутанно и не понятно, что комментариев и вопросов у народа не будет. Да и приложенное фото информации не добавляет. Дали бы нормальный чертеж с короткими комментариями и все.. - Василий says:
Самодельный на сколько атмосфер расчитан, не порвет его, краска туманом будет ложиться?
Рекомендации начинающим художникам
Не имеете достаточного опыта в нанесении разноцветной аэрографии на авто? Стоит воспользоваться уже готовыми трафаретами либо виниловыми наклейками. Трафарет —это тот же шаблон, которым пользуются в работе и профессиональные мастера. Главный недостаток — полученные изображения приходится нередко корректировать от руки, дорисовывать тени, блики и т. п.
Наклейки на пленке требуют предварительной подготовки поверхности, ее тщательного очищения и обезжиривания химическими средствами. После чего пульверизатором наносят мыльную воду на участки, которые будут покрываться пленкой. Наклейка нагревается феном, разглаживается от середины к концам. После этого авто нельзя мыть около одной недели.
Собственноручное изготовление трафарета
Многоразовый и одноразовый шаблон можно купить в специализированном магазине либо сделать своими силами. Некоторые нюансы изготовления:
- самодельный трафарет вырезается из плотного картона или специальной клеенки,
- отыскать нужный рисунок можно в сети интернет, после чего распечатать его на цветном принтере или с помощью карандаша перенести на бумагу, затем аккуратно вырезать острыми ножницами,
- шаблон тщательно прикладывается к металлической поверхности и укрепляется по концам строительным скотчем, это предотвратит затекание краски под лекало,
- для равномерного нанесения красочного состава не рекомендуется слишком близко подносить сопло к рабочей поверхности,
- необходимые тени и блики дописываются от руки.
Правильный уход за изображением
Если выполнять несложные правила по уходу за аэрографией, рисунок на машине будет оставаться ярким и красочным не один год:
- во избежание появления царапин при мытье нужно пользоваться мягкой губкой и специальными шампунями. После попадания на рисунок дождевой воды его следует тщательно высушить, в противном случае, он может потерять свой яркий цвет и со временем испортится,
- аналогично следует поступить при попадании бензина либо масла,
- какие-либо механические повреждения рисунка недопустимы.
Что касается обслуживания пульверизатора, его после использования нужно разобрать, все детали тщательно отмыть от краски в проточной воде, иначе засохшая химия попросту испортит аппарат.
Чтобы заниматься аэрографией, особых знаний и умений не требуется, главное — иметь под рукой надежный и высококачественный краскопульт, который можно изготовить из подручных средств своими руками. Аппарат станет незаменимым помощником в строительстве, ремонте, а оснастив его компрессор с ресивером, вам без особого труда и серьезных материальных вложений удастся придать своему автомобилю неповторимый, уникальный внешний вид.
Подробнее о технологии нанесения аэрографии на машину расскажет следующее видео: