Почему изделия из меди необходимо регулярно чистить
Процесс почернения металла — естественный процесс. Медные изделия при контакте с влажным воздухом на поверхности образуют пленку. Она достаточно легко убирается подручными средствами или промышленными смесями, но со временем опять появляется, поэтому чистка меди должна производиться постоянно.
Окисление металла
Медь при химических реакциях поддается окислению. В чистом виде она представляет собой металл с характерным красноватым блеском. На открытом воздухе элемент образует соединение с кислородом и меняет свой цвет. Сначала пленки или налеты на меди приобретают фиолетовый оттенок с красным отливом. Это свидетельствует об образовании окисления первой стадии. Затем изделие приобретает черную тональность при повторной реакции с кислородом.
Налет на медном изделии
Налет на меди зеленого цвета появляется после долгого нахождения металла во влажной среде. Это гидроксильная пленка. Соединение является ядовитым для человеческого организма, поэтому из посуды, покрытой таким налетом, есть категорически нельзя.
Кроме того, возможно образование белесых, желтых или черных пятен.
Эффективные методы очистки
Почистить медь можно любым доступным способом, но перед выбором метода стоит определить, произошло ли изменение окраса вследствие химической реакции окисления или это просто потемнело лаковое покрытие на изделии. Для проведения эксперимента достаточно смешать пищевую соду и уксус 9% в пропорции 1:1 и нанести смесь на посуду.
Если под толстым слоем налета начинает проявляться красноватая поверхность, значит металл окислился. Здесь придут на помощь промышленная продукция или народные средства, которые легко изготавливаются в домашних условиях.
Если изменений нет, это свидетельствует о потемнении лака. Чтобы восстановить природный блеск медного изделия, достаточно помыть его теплым мыльным раствором.
Очищение меди от белого налета
Белые пятна образуются от того же окисления. Образование белесой патины связано с входящими в состав медного сплава других металлов. Есть несколько вариантов, чем можно очистить медь от такого налета:
- Мел, нашатырный спирт. Для приготовления пасты нужно взять 2,5 ст. л. 25% раствора аммиака, 1 ст. л. толченного мела и 5 ст. л. воды. Затем следует нанести смесь на предмет, немного подержать, протереть небольшой губкой и сполоснуть проточной водой.
- Уксус, соль (при толстом слое налета). Сначала изделие следует вымыть с любым средством для посуды и вытереть. Поверхность с белесыми пятнами полить 9% уксусом, сверху посыпать мелкой солью. Оставить на 5-10 минут. Затем протереть мягкой ветошью, сполоснуть.
- Кетчуп. Продукт нанести на изделие, пройтись старой зубной щеткой и вымыть.
Как очистить медь от черного и зеленого налета
Очистить медь от черноты поможет нашатырный спирт. В жидкости следует смочить хлопчатобумажную ткань и аккуратно протереть поверхность изделия. Чистой тряпкой убирают остатки нашатыря.
Токсичный зеленый налет на поверхности изделий из меди уберет смесь скипидара, щавелевой кислоты и водки в равных пропорциях. Средство наносят на изделие, затем убирают остатки раствора.
Чистка меди от ржавчины
Чистка медных изделий производится с применением агрессивных кислот. Работать следует в перчатках и в помещении с качественной вентиляцией. Соляная или другая кислота наносится на небольшой кусок материи. Изделие тщательно протирается, затем полощется в проточной воде.
Ответы на сканворд дня из «Одноклассников» номер 22527
22526 22528
- Снял фильм «Большой куш» из 4 букв: РИЧИ
- Константин Кинчев из 5 букв: АЛИСА
- Он и она вместе из 3 букв: ОНИ
- Замок в Страсбурге из 4 букв: РОАН
- Лев. приток Подкаменной Тунгуски из 4 букв: КАМО
- Регион вокруг Флоренции из 7 букв: ТОСКАНА
- Буйвол из Индонезии из 4 букв: АНОА
- Великан в марийских сказках из 4 букв: ОНАР
- на фото из 5 букв: ГАРНА
- «Базис» торта из 4 букв: КОРЖ
- на фото из 6 букв: КАРАТЭ
- Иерихонская блудница из 4 букв: РААВ
- Имя королевы шоу-бизнеса из 4 букв: АЛЛА
- Финский зодчий из 5 букв: ААЛТО
- Стольный град турок из 6 букв: АНКАРА
- Биокопия из 4 букв: КЛОН
- Анаграмма к слову «ноо» из 3 букв: ОНО
- Английский философ из 4 букв: ЛОКК
- Покрытие ведра из 5 букв: ЭМАЛЬ
- Одна из элементарных частиц из 4 букв: МЮОН
- Пилобрюхая сельдь из 7 букв: ПЕЛЛОНА
- Ткань льна для пряжи из 3 букв: ЛУБ
- Боевые доспехи рыцаря из 4 букв: ЛАТЫ
- Спортивный комментатор из 5 букв: ОРЛОВ
- на фото из 4 букв: ВИНО
- Имя певицы Брегвадзе из 4 букв: НАНИ
- «… или Ямская» из 6 букв: ДИБУНЫ
- Имя Магеллана из 6 букв: ФЕРНАН
- Стихотворный «куплет» из 6 букв: СТРОФА
- на фото из 6 букв: СНАРЯД
- Булат Шалвович из 8 букв: ОКУДЖАВА
- Южное плодовое дерево из 5 букв: АНОНА
- Трудовой увлажнитель лба из 3 букв: ПОТ
- Бог на троне Тутанхамона из 4 букв: АТОН
- Ирландский музыкант из 4 букв: БОНО
комментарии, вопросы и ответы к сканворду дня:
КОРЖ м. 1. Большая лепешка (обычно из пресного теста). 2. Такая лепешка как составная часть торта.
КАРАТЭ ср. нескл. 1. Японская система самозащиты без оружия, основанная на ударах рукой или ногой по наиболее чувствительным местам тела противника. 2. Один из видов спортивной борьбы, основанный на японской системе самозащиты без оружия.
КЛОН м. 1. Генетически однородное потомство, образовавшееся в результате бесполого размножения (в биологии). 2. То же, что: клонирование.
ЭМАЛЬ [1] ж. 1. Непрозрачная стекловидная масса, служащая для покрытия металлических предметов с целью предохранения их от окисления. // Слой такого вещества, покрывающий что-л. 2. Поверхность из непрозрачной стекловидной массы. 3. Густая краска, растертая со специальными лаками, дающая после высыхания ровную и стойкую окраску предмета.
ЭМАЛЬ [2] ж. 1. Глазурь для покрытия художественных изделий. 2. разг. Художественные изделия, покрытые такой массой.
ЭМАЛЬ [3] ж. 1. Видоизмененная эпителиальная ткань, твердая и блестящая, покрывающая наружную часть зуба.
ЛУБ м. 1. Внутренняя волокнистая часть коры древесных и травянистых растений. 2. Свежий слой древесной коры, отделяемый непосредственно от ствола; лыко. 3. Волокна конопли, льна, крапивы и т.п., идущие на выделку пряжи.
ЛАТЫ мн. Доспехи в виде металлической брони для защиты груди и спины воина от поражения в древности — холодным оружием, а в средние века — и огнестрельным.
ВИНО ср. 1. Алкогольный напиток, получаемый обычно в результате брожения виноградного сока. 2. разг.-сниж. Водка или другие алкогольные напитки.
НАНИ [1] мн. Самоназвание ороков, проживающих в восточной и частично южной части острова Сахалин.
НАНИ [2] мн. Самоназвание орочей, проживающих в Хабаровском крае России.
СТРОФА ж. Часть текста в стихотворном произведении, характеризующаяся повторяющейся организацией ритма и рифмы и содержательно объединяющая несколько стихов.
СНАРЯД [1] м. 1. Разновидность боеприпасов для стрельбы из орудий.
СНАРЯД [2] м. 1. Инструмент, приспособление для какой-л. работы, занятия и т.п. 2. Техническое устройство, аппарат, механизм для производства каких-л. работ, научных исследований и т.п. 3. Приспособление, устройство для спортивных упражнений.
ПОТ м. 1. Жидкость, выделяемая потовыми железами. // Выделение такой жидкости; потение. // перен. разг. Влажный налет на какой-л. поверхности. 2. перен. разг. Большое физическое или умственное напряжение, сопровождающее какой-л. труд или какую-л. деятельности.
Механическая чистка изделий из меди
На поверхности металла со временем образуется слой грязи. В этом случае применяется механическая чистка изделий из меди. Чаще всего проблема возникает с украшениями и другими предметами с выпуклыми изображениями.
Для проведения манипуляции следует запастись швейной иглой, щеткой или резцами. Любое из этих приспособлений эффективно удалит грязь на выпуклой поверхности и между щелями.
Для начала браслет, крестик или серьги держат в дистиллированной воде 40-50 минут. Вымачивание позволит легко убрать белесый налет. Затем с помощью одного из приспособлений для чистки аккуратно вычищается грязь. Чтобы не повредить поверхность украшений, рекомендуется предварительно нанести на их поверхность синтетическую смолу.
Механическая чистка медной посуды может производится с помощью пищевой соды или соли. Любое из этих средств наносится мягкой губкой на поверхность и натирается с приложением небольших усилий.
Паста Гои
Паста Гои представляет собой светло-зеленые или малахитовые бруски, в состав которых входит оксид хрома. Это абразивное вещество, нашедшее свое применение при шлифовке стали и цветных металлов.
Паста для чистки меди растворяется в машинном масле, изделие протирается фланелевой тряпочкой. Щетку при этом методе обработки использовать нельзя, т.к. после этого изделие невозможно будет восстановить. Нумизматы не рекомендуют применять эту пасту при чистке старинных монет.
Эффективная чистка медных монет
Раньше мелкие монеты производились из сплава меди. Сегодня они считаются раритетом. Поскольку на поверхности монет часто образуется пленка, это снижает их стоимость. Чтобы убрать окисление и возвратить изделиям прежний облик, антиквары используют промышленные средства для чистки. С их помощью можно не только вернуть первоначальное состояние монетам, но и почистить медную турку или старинный таз.
Способы, чем чистят медь в домашних условиях:
- Выраженный желтый налет на монетах свидетельствует о контакте изделий со свинцовой поверхностью. Такие предметы поддают обработке раствором уксусной кислоты.
- Яркую зеленую пленку поможет убрать порошок лимонной кислоты.
- От красного налета чистят жидкостью с добавлением аммиака.
Прежде чем почистить медный таз, посуду или монеты, которые относятся к раритетным, нужно изучить рекомендуемое время обработки и количество активного вещества. Если передержать медный предмет в Трилоне, кислоте или натереть серной мазью в избыточном количестве, можно испортить антикварные изделия.
Вываривание монет в содовом растворе
Сода и медь эффективно взаимодействуют друг с другом, возвращая при этом блеск металлическим изделиям. Для приготовления раствора следует взять 1 л воды и 10 ст. л. пищевой соды. Кроме того, понадобятся небольшая кастрюля и старая зубная щетка.
Раствор следует влить в емкость и опустить туда изделия. Они должны покрываться раствором не менее, чем на 2 см. Кастрюлю отправляют на огонь и вываривают содержимое в течение 20-30 минут. Затем нужно дать монетам остыть. Уже холодные изделия обрабатывают зубной щеткой, удаляя остатки загрязнений.
Трилон Б
Трилон Б — еще одни вариант, чем медь в домашних условиях можно обработать. Это готовая химическая смесь, которая продается в ювелирных магазинах. Она предназначена специально для медных поверхностей, не разрушает металл, как некоторые кислоты, и бережно очищает его от окиси.
Изделия из металла с помощью пластикового пинцета помещаются непосредственно в банку с веществом на 10-20 минут. Затем вынимаются и вымываются. Если слой окиси слишком толстый, процедуру придется повторить несколько раз.
Кефир, растительное масло
В состав кефира входят неагрессивные кислоты, которые аккуратно очищают медную поверхность, оставляя при этом легкую патину. Для проведения манипуляции следует все предметы сложить в стеклянную тару и залить кисломолочным продуктом. Держать медные изделия в кефире нужно 50-60 минут. Затем требуется их вынуть, помыть под проточной водой и высушить.
При использовании растительного масла нужно дополнительно взять средство для мытья посуды, глубокую кастрюлю и пинцет из пластмассы. На дно емкости следует налить подсолнечное или оливковое масло высотою до 2 см и вскипятить. С помощью пинцета опустить в кастрюлю монеты и держать их на огне 10-20 минут. Затем медные изделия вытащить, промыть со средством для мыться посуды, вытереть и высушить.
Лимонная кислота, уксус
Темные пятна на древних монетах легко удаляются с помощью уксуса. Сначала готовится раствор с 0,5 л воды, 1,5 ст. л. 9% уксуса и 1,5 ст. л. каменной соли. В жидкость опускаются медные предметы и отправляются на огонь. Монеты желательно проварить 5-10 минут, затем вынуть, сполоснуть и насухо вытереть хлопчатобумажной материей.
При желании уксус можно заменить лимонной кислотой или свежевыжатым соком. Если используется лимон, фрукт следует разрезать пополам и протереть его мякотью медные изделия. Оставить их в таком состоянии на 10-15 минут, затем промыть под проточной водой.
ОКИСЛЕНИЕ И ПАТИНА
ОКИСЛЕНИЕ И ПАТИНА
Патина — это оксидно-карбонатная пленка (налет) оливкового цвета, которая образуется на поверхности старых предметов из меди или ее сплавов под воздействием окружающей среды. Патина бывает естественная и искусственная. Наличие такого налета придает монете особую красоту и делает ее дороже. Вид и цвет монеты может меняться в результате химических процессов, которые происходят в течение длительного времени. Такие изменения нередко вызываются естественными причинами, такими как возраст и изношенность монеты, вызванная частым использованием.
Чаще всего металлы подвергаются окислению. Это химический процесс, при котором металл соединяется с кислородом и образуются окислы. Изменения отдельной монеты зависят от реакции каждого из металлов и сплавов при контакте с кислородом. Если, к примеру, платина и золото в этом смысле практически неуязвимы, то железо очень плохо переносит влажность в сочетании с кислородом, из-за чего и образуется ржавчина.
Известно, что с давних времен для чеканки монет использовались медь и бронза. Эти материалы не отличаются особой устойчивостью и потому меняются с течением времени. Так, под влиянием влажности, углекислого газа и кислорода медная монета темнеет уже через несколько недель после выхода в обращение. Вдобавок существует так называемая бронзовая болезнь, или ярь-медянка.
Естественная патина — позитивная характеристика монеты; она высоко ценится среди нумизматов. Патина не только украшает монету, но и позволяет узнать о ее прошлом.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО… Дымчатая патина (серо-голубая) — это редкий вид налета, образовавшийся из-за вулканического дыма. Такая патина делает рельеф монеты более четким и увеличивает ее цену в два раза.
ЕСТЕСТВЕННАЯ ПАТИНА Естественная патина — это налет на поверхности меди или бронзы (сплава на основе меди), который образуется в процессе естественной коррозии металла. Среди всех химических испытаний, которым подвергаются медь и бронза, патина является самой заметной. Эта изумрудно-зеленая пленка образуется на монетах в течение долгого времени: спустя много лет, а то и столетий после их выпуска и начала взаимодействия с окружающей средой. Необходимо отметить, что патина становится своеобразным естественным барьером, который защищает монету от дальнейших неблагоприятных воздействий. Этот налет, по сути, является защитной пленкой, которая, во-первых, свидетельствует о подлинности монеты, а во-вторых, оберегает металл от коррозии. Также наличие патины говорит о том, что над монетой не производили никаких манипуляций и не пытались очистить ее, благодаря чему она сумела сохранить первозданный вид. А вот если налет удалить, поверхность монеты будет окисляться снова, кроме того, в таком случае неизбежна некоторая потеря металла. Патина, образующаяся естественным путем, имеет специфический цвет. И хотя на протяжении всей истории денег ее не раз пытались подделывать, получить искусственным путем такой же налет, который появляется в естественных условиях, невозможно. Следы, оставленные на монетах столетиями, — это природное произведение искусства. Оно уникально, и его нельзя подделать. Тем не менее находились мастера-фальшивомонетчики, которые пытались это сделать. Например, Карл Вильгельм Беккер (1772-1830), пожалуй, самый крупный фальшивомонетчик всех времен. Он использовал весьма непростые и неординарные методы. Так, чтобы подделать патину, Беккер закапывал монеты в землю на несколько недель, а потом опускал их в мочу. Стараясь добиться нужного оттенка фальшивой патины, он использовал разную мочу — мужчин или женщин, пьющих пиво или вино, в зависимости от желаемого результата. Сейчас кристаллы патины можно рассмотреть с помощью микроскопа, и именно наличие этих кристаллов говорит о том, что налет естественный.
Специалисты рассматривают патину как защитную пленку, которая сохраняет аутентичность монет, а также дает гарантию, что над ними не производили никаких манипуляций.
ИСКУССТВЕННАЯ ПАТИНА На протяжении тысячелетий техника патинирования применялась в отношении медных и бронзовых предметов для достижения определенных эффектов. Чтобы создать искусственную патину, на предметы наносят специальные вещества, обычно содержащие некоторые кислоты и окислители. Такая патина может быть прозрачной или матированной; она помогает защитить металл от выцветания и коррозии. В эпоху Возрождения с помощью искусственного патинирования памятники и скульптуры старили и придавали им величия. Традиционно скульптуры покрывали патиной коричневого или зеленого цвета, создавая эффект естественного изменения меди под воздействием окружающей среды.
ЦВЕТ НАЛЕТА В мире нумизматики всегда считалось, что патина придает монете особую красоту и помогает проследить ее историю. Поскольку налет появляется в течение долгого времени и при наличии определенных условий, иногда он может указывать на то, что происходило с монетой за эти годы. Цвет патины зависит от того, из какого металла или сплава сделана монета, а также от климатических условий местности, где она находилась. Например, зеленая патина появляется на монетах, которые вступали в контакт с соленой водой, или лежали на морском дне, или находились близ моря, и тогда соленая вода могла попадать на них в виде конденсированных капель в воздухе. Также зеленый цвет приобретают металлы, которые подвергаются яри. А еще патина может быть коричневой, если бронза контактирует с землей — так образуется оксид меди. Такой налет возникает быстрее всего и может иметь разные оттенки: от розоватого и красноватого до фиолетового. Оксид меди (I) быстро превращается в оксид меди (II) — тенорит, и тогда коричневый цвет переходит почти в черный. Практически все древние бронзовые монеты покрыты оксидом меди коричневого цвета. А вот сульфат меди и сульфид меди придают монетам цвет от зеленого до синего или бирюзового. Такие монеты называют еще «зеленушками». В то же время карбонат меди сообщает патине изумрудно-зеленый цвет (малахит) или синий (лазурит). По цвету патины можно определить, где находилась монета и какие события она пережила, то есть узнать ее историю, которую невозможно выяснить каким-либо другим способом. Один из показательных примеров — это пожары. По внешнему виду патины можно определить, находилась ли монета вблизи от огня или же, наоборот, была далеко. Более того, если она побывала в пожаре, то можно даже установить, какого рода он был и был ли огонь резко затушен водой или долго тлел. И хотя более известна патина на бронзе, серебро также со временем покрывается налетом и меняет внешний вид из-за атмосферных воздействий и контактов металла с другими веществами. Цвет патины на серебре может варьироваться от желтоватого до серого либо от коричневого до фиолетового.
БРОНЗОВАЯ БОЛЕЗНЬ патина или ярь-медянка. Это нестабильная и разрушительная патина, вызванная ацетатом | меди, которая поражает бронзовые предметы и приводит к появлению бледно-зеленых или сине-зеленых пятен. Также бронзовую болезнь провоцирует наличие хлористых солей, атакамита и параатакамита на поверхности монет, скульптур и других предметов, в состав которых входит как медь, так и бронза. «Заболевшая» монета подвергается коррозии и в конечном счете разрушается.
КОММЕРЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ В нумизматическом мире для патины существуют свои каноны красоты, которые зависят от яркости красок, а также от четкости изображения на монете. Некоторые цвета патины на рынке ценятся больше других. При этом важно хранить монеты в оптимальных условиях, которые помогут сберечь рисунок, а следовательно, поднимут стоимость нумизматического объекта. Красивая патина говорит о том, что монета хранилась правильно. Если же оттиск на монете испорчен патиной, то ее цена будет меньше. Интересно, что черная патина обычно портит изображение, а вот дымчатая, наоборот, делает его более рельефным. Помимо этого, больше ценятся монеты, на которых патина распределилась равномерно, и соответственно меньше те, где налет лег пятнами или полосами. Опытные нумизматы считают, что патина — это душа монеты.
Не все цвета патины ценятся коллекционерами одинаково. Стоимость монеты на рынке может быть весьма высокой, если нумизматы сочтут ее патину особенно красивой. Выше ценится та патина, которая делает изображение на монете более рельефным, а также та, которая легла равномерно.
ТИПЫ ПАТИНЫ Медь, бронза и латунь покрываются характерным налетом:
— Устойчивая патина обычно появляется на бронзовых статуях и представляет собой своего рода защитную пленку. В большинстве случаев считается, что она украшает объект.
— Неустойчивая патина образуется под влиянием хлоридов, которые, вступая в реакцию с кислородом и водой, образуют соляную кислоту. Такая патина является разрушительной. К этому виду относится и бронзовая болезнь, которая полностью разрушает монету.
— Искусственная патина создается с помощью определенных химических веществ. Еще тысячи лет назад люди научились подделывать патину. В эпоху Возрождения патина была особенно популярна: ее наносили на памятники и другие культурные объекты для создания эффекта старины.