Технология и оборудование для чеканки сувенирных монет

Изготовление сувенирных монет (чеканка) при правильном подходе может стать постоянным источником дохода и довольно прибыльным делом. Такие сувениры с удовольствием приобретают туристы, коллекционеры, отдыхающие. На монетах изображают наименование города, его достопримечательности, исторические и торжественные события, имена, смысловые и смешные надписи. Некоторые компании таким образом чеканят визитки и логотипы, что по сути является не чем иным, как рекламой. Современная чеканка монет не предполагает больших затрат на организацию такого мобильного бизнеса, а требует лишь правильной организации и подхода.

Современная технология чеканки монет

Этапы организации бизнеса следующие:

  1. Зарегистрироваться предпринимателем.
  2. Выбрать форму налогообложения: ЕНВД (единый налог на вмененный доход) или по упрощенной системе.
  3. Купить необходимое оборудование.
  4. Приобрести расходные материалы (заготовки из разных металлов).
  5. Определиться с номенклатурой сувенирных монет.
  6. Изготовить демонстрационный стенд.

Продажа сувенирных монет осуществляется без установки кассового аппарата и не требует выдачи покупателям никаких документов.

Как сделать монету своими руками

Делаем монеты своими руками, мастер-класс

Скатайте шарики из холодного фарфора и на доске для лепки сделайте небольшие лепешки, придайте им форму монетки при помощи крышки от бутылки или другого объекта нужного диаметра. Стеком или нoжом уберите лишний материал.

Можно на круглых заготовках простo отпечатывать понравившиеся монетки или декoративные пуговицы. Но неудобствo в том, чтo, при отпечатывании плоскoй монетки, частo нарушается пальцами кружoк монетки, еще и oттиск получается обратным. Поэтому лучше сделать печати: возьмите несколькo кружочков потолще, отпечатайте в них те монеты, котoрые вам нравятся, и еще сaм рисунок осторожнo продавите иглой. Пoсле высыхания материала, приклейте к печaтям ручки.

Ручки можнo сделать из колпачкa от фломастера, приклеив егo на клей Момент. Еще 1 совет: перед тем как сделать oтпечатки, не забудьте смазaть печать растительным маслом, чтoбы материал не прилип к печати. Сaм материал лучше немногo подкрасить в цвет, отличный oт цвета печати, чтобы егo было виднo, если забьет печать.

За 20 минут я напечаталa почти сотню монет, достoинством 5 и 50 еврoпейских центов)))

Конечнo монеты не идеальны и даже грубы, нo большое их достоинствo в том, чтo они очень легкие, не утяжеляют пoделку или панно. Если пo монетам пройтись мелкoй наждачной бумагой, тo они станут значительнo аккуратнее. Здесь мастер-класс по изготовлению панно Денежное дерево с использованием таких самодельных монеток!

Оборудование для производства чеканки

В торговой сети станок для чеканки монет предлагают многие производители. При желании и наличии необходимых материалов и комплектующих его можно изготовить самостоятельно. Конструкции оборудования могут быть разными, позволяющими чеканить от 1 до 3 монет сразу. Найти все необходимое для открытия такого бизнеса не тяжело: достаточно ввести в поисковике «Купить оборудование для чеканки монет», прочитать отзывы покупателей и, опираясь на оценки, определиться, у кого его купить.
Оборудование включает в себя:

  • пресс для чеканки;
  • наковальню;
  • молот, кувалду или мощный молоток;
  • штампы (клише).

Оборудование для чеканки монет
ПОСМОТРЕТЬ Станок для чеканки монет на AliExpress →
Кроме того, необходимо иметь определенное количество заготовок, которые могут быть изготовлены из разных металлов: алюминия, меди, латуни, серебра и даже золота. Стоимость изготовления напрямую зависит от материала, на котором будет выполнен оттиск. Купить можно заготовку диаметром 25 и 30 мм по таким ценам:

  • алюминиевую – от 22 до 30 рублей;
  • латунную – от 29 до 42 рублей;
  • медную – от 28 до 38 рублей;
  • серебряную – от 4 до 5 тысяч рублей (зависит от пробы);
  • золотую – от 48 до 57 тысяч рублей (зависит от пробы).

Заготовка для монеты
ПОСМОТРЕТЬ Заготовки для чеканки на AliExpress →
Чаще всего предприниматели, имеющие бизнес по изготовлению сувенирных монет, используют заготовки из меди и латуни.

Сам процесс изготовления простой. Заготовки из листового или материала круглой формы (обычно диаметром 25 или 30 мм) вставляются в специальный пресс, состоящий из 2 частей. На каждой части пресса для чеканки располагается рисунок или надпись объемного типа (аверс и реверс). Далее по крышке наносится удар молотом и таким образом получается изображение на куске металла.

Дизайн штампов разрабатывают самостоятельно или прибегают к помощи специалистов. Начинается он с изготовления и утверждения эскиза. Его обычно выполняют в компьютерных программах, чаще всего в CorelDRAW. Если сам предприниматель не владеет программой, то в интернете можно найти сайты, где по щадящей цене быстро его разработают (например, coinmaker.ru/site.html). Далее эскиз переводится в векторное изображение, и выполняется лазерная гравировка. Затем металл подвергается термообработке и хромированию или полировке. Это вкратце процесс изготовления клише. Но штамп можно также заказать в компаниях, которые занимаются их изготовлением за умеренную плату. Если эскиз будет разработан самим предпринимателем, то изготовление клише у сторонних фирм обойдется намного дешевле.

Как и тысячи лет назад, прежде чем стать монетой, кусочек металла проходит очень сложный и длинный путь от шахты рудника до штемпеля мастера. На страницах этой статьи мы попробуем проследить и наглядно проиллюстрировать эволюцию чеканки европейской монеты от шедевров эллинов через брактеаты до больших и красивых тестонов и талеров. Технология производства монет из века век всегда шла в ногу с уровнем научных и практических знаний человека. Изучая старинные монеты и технологию их производства, можно, как по срезу дерева, увидеть, на каком уровне в то или иное время находились знания людей в области металлургии. Как были развиты ремесла, понять, каковы были эстетические представления того или иного региона и времени, узнать какова была политическая и экономическая ситуация на тот исторический момент. С помощью микроскопа и макрофото на поверхности монеты можно найти следы почти всех пошаговых процедур, которым подвергся кусочек металла, прежде чем стать монетой. Для каждого периода изготовления монет, мастера использовали ряд приемов, характерных только для этого отрезка времени или географического места чеканки. Знание технологических тонкостей операций, используемых при изготовлении старинных монет, поможет начинающему коллекционеру избежать досадных моментов, связанных с приобретением фальшивых экземпляров.

Археологи и нумизматы пришли к заключению, что монеты были изобретены в качестве платёжных средств в Средиземноморье между 700-600 годами до н.э. Через пару веков основным способом производства монет в Средиземноморье становится чеканка, а не литье, как это было на заре монетного производства. Чеканная монета имела целый ряд преимуществ перед отлитой в форме. Визуально выбитая монета отличалась четкостью передачи мельчайших деталей рисунка штемпеля, которые не возможно было передать при отливке. Сам же процесс производства чеканной монеты был настолько технологически сложен и многоступенчат, что изготовление монеты такого же качества в кустарных условиях становилось невозможным. Чеканка служила и дополнительной «степенью защиты» от фальшивомонетчиков того периода: поддельная литая монета определялась визуально по участкам, не залитым металлом, по кавернам, оставленными пузырьками воздуха, нечеткости рельефа изображения и отсутствием характерного для подлинной монеты штемпельного блеска. Монеты 6-го века до н.э. представляли собой кусочки металла округлой формы с объемным изображением. Технология их производства состояла из подготовки единичной монетной заготовки определенного веса, путем литья в форме или остужения капли металла на плоской поверхности. После изготовления нужного количества заготовок, они поступали на чеканку. Штемпели изготавливались из бронзы, металла относительно мягкого, поэтому они очень быстро изнашивались и приходили в негодность. Именно этим объясняется огромное количество разновидностей штемпеля одного и того же типа монет. Чтобы штемпели служили дольше, ассистент мастера разогревал будущую монету в печи и щипцами подавал ее на нижний штемпель. Приставив верхний штемпель к раскаленному кружку серебра, мастер ударом молотка осуществлял чеканку монеты. Рабочая поверхность верхнего штемпеля (квадратного в сечении стержня) изначально не декорировалась, а представляла собой абстрактный высокорельефный геометрический узор, который, проникая в металл, способствовал лучшей прочеканке аверса.


Лидия, Крез (ок. 560-546 до н.э.) 1/2 статера.

Постепенно рисунок реверса усложнялся, квадраты и прямоугольники сменились сложными рисунками, появлялись буквы, пальметки и изображения растений. Следующим этапом в оформлении реверса стало помещение на нем негативного, вогнутого изображения аверса монеты. Этот тип монет характерен для греческих колоний Южной Италии.

Южная Италия, Метапонтиум в Лукании, номос (520-510 до н.э.)

С развитием техники чеканки и ростом мастерства художников и граверов, изображение на реверсе усложнялось и приобрело стилистическую и смысловую роль «второй скрипки», поддерживающей аверсную сторону монеты. Иерархия сторон учитывалась и при технологии изготовления монеты: верхний штемпель (реверс) изнашивался значительно быстрее, поэтому на нем размещали второстепенные по смыслу и значению изображения, а на нижнем штемпеле (аверс) чаще всего помещали изображение бога или правителя. Постепенно в процессе производства монеты и её дальнейшего обращения круглая форма монеты с двухсторонней чеканкой вытеснили прочие формы платёжного средства. И монета приобрела те основные черты и формы, которые практически не изменились и до наших дней.


Бронзовый верхний штемпель афинской тетрадрахмы, найденный в Египте, и реверс серебряной афинской монеты 4 в. до н.э.

Расцвет медальерного искусства античности пришелся на Классическую и Эллинистическую Грецию, подарившую нам высочайшие шедевры мелкой пластики. Монеты регулярного чекана древнегреческих полисов поражают высотой художественного и технического мастерства исполнения.

Декадрахма Сиракуз (400-395 гг. до н.э.)

Заимствованные у греков технологии сохранили и развили древние римляне. Монетный двор, расположенный на капитолийском холме, у храма Юноны Монеты, миллионными тиражами денариев с портретами императоров и девизами, прославляющими их победы, покрывал значительную часть потребностей обширной Римской империи в деньгах. В художественном отношении монеты Рима уступают лучшим эллинистическим образцам. Но заслуга римских монетных мастеров состоит в создании отлаженной, почти промышленной, технологии изготовления монет. Монеты становятся не только платежным средством, но и средством пропаганды, с поразительной скоростью отвечающим на стремительно меняющуюся ситуацию в Империи. Сменяющие друг друга императоры стремились утвердить свою власть, чеканя монеты со своим именем и портретом, а затем прославляли свои победы на реверсе монеты. Технологическим отличием производства римских денариев стал способ изготовления монетных заготовок. Большой тираж и сжатые сроки не позволяли тратить время на единичное производство. Поэтому металл отливался в формы, состоящие из ряда соединяющихся углублений. Жидкий металл, заполняя ванночку, переливался через край в соседнюю лунку и т.д. Затем заготовки, соединенные литником, разрубались, после чего поступали в чеканку. Со временем этот способ был значительно усовершенствован. Слиток серебра определенного веса, предназначенный для изготовления монет, измельчался в стружку. В соответствии с применяемой монетной стопой, чистый металл в пропорциях смешивался с лигатурой (чаще всего это была медь), и сыпучая смесь равномерно распределялась в несколько жаростойких литейных форм, в каждой из которых было определенное количество углублений, по размеру будущей монеты. В печи стружка металла запекалась, соединяясь в цельную заготовку. Поэтому гурт римских денариев имеет неровную, шероховатую поверхность, характерную для конгломерата спекшихся частиц. Извлеченные заготовки плющились молотком и поступали на чеканку. Такой способ значительно сокращал затраченное на подготовку монетных кружков время и усилия монетариев. Так как металл, выделяемый на каждую монету, не взвешивался отдельно, то недостатком метода было значительное отличие каждого денария в весе, но зато можно было легко и точно контролировать общий расход материала и количество изготовленных из фунта монет.

Глиняные формы, в которых изготавливались монетные заготовки

Чеканка денариев производилась парой штемпелей, нижний из которых надежно закреплялся в тисках, а верхний держался рукой и приставлялся мастером непосредственно при чеканке. Горельеф римских монет, как и греческих, был высоким, и, чтобы все детали хорошо прочеканились, заготовку предварительно раскаляли в печи. Разогретая заготовка имела меньшую жесткость, что продлевало жизнь железных и бронзовых штемпелей.

Производство заготовок и сама чеканка были основными технологическими операциями при изготовлении монет. Но самым важным и ответственным процессом, который и определял вид будущей монеты, было изготовление штемпелей. На рабочей поверхности нижнего штемпеля всегда размещался портрет, а на торце верхнего – зеркальное изображение реверса. Это не просто традиция, а производственная необходимость, вызванная тем, что верхний штемпель всегда изнашивался быстрее нижнего, а изображение аверса было более значимо и сложно в изготовлении.

Денарий императора Максиминуса (235-238гг) и железные штемпели первых веков н.э.

Изготовлением штемпелей в Риме занимались граверы – scalptores monetae и при каждом монетном дворе составляли особую корпорацию, во главе которой стоял praepositus. Получив утвержденный эскиз изображения и текст легенды будущей монеты, мастера приступали к изготовлению инструмента чеканки. Заготовками штемпеля служили два бронзовых или железных стержня. Будущий нижний штемпель для устойчивости был короче верхнего, который предстояло держать рукой. Торец штемпелей выравнивался, зачищался и полировался. Затем металлическим циркулем на рабочую поверхность наносилась разметка ободка и легенды. Заранее заготовленным пуансоном, с силуэтом и объемом головы императора, на штемпеле чеканилась основа негативного изображения профиля. При помощи ряда более маленьких и простых пуансонов, с рабочей кромкой в виде точек, треугольников, полумесяцев, колец, на основу головы методом чеканки накладывались детали портрета. Так появлялись нос, глаза, губы, волосы на голове и бороде, пока образ правителя не становился цельным и законченным. Трудно поверить, но мастер для изготовления реалистичного и живого портрета императора, почти всегда обходился без использования резца, работая над изображением лишь с помощью чеканки. Когда портрет или фигурная композиция были закончены, мастер приступал к чеканке ободка и легенды. Практически все буквы латинского алфавита чеканились при помощи нескольких пуансонов: длинной и короткой «I», большой и маленькой «C» и «S». Когда изображение было готово, штемпели повторно полировались. На финальной операции уходили следы разметки и остатки металла, которые выдавливались пуансоном при нанесении углубленного изображения. После закалки штемпель был готов к чеканке монет.

Использование пуансонов не только упрощало производство штемпелей, но и обеспечивало единство стиля, однообразие и узнаваемость римских монет. Так как верхний штемпель, в отличие от нижнего, был свободен и произвольно приставлялся к заготовке во время чеканки, римские монеты, в своём большинстве, имеют свободное соотношение аверса-реверса. Но с появлением сопряженного штемпеля, в поздней империи появились монеты, имеющие строгое соотношение сторон.

Сопряженный штемпель монеты Константа I с буквами антиохийского монетного двора, найденный во Франции, и бронзовый фоллис этого императора, отчеканенный в Антиохии.

Политический и экономический кризис Рима отражался и в упадке римской денежной системы. В основной монете Империи на тот период, в серебряном денарии во втором столетии новой эры постоянно уменьшалось содержание чистого серебра. И к концу века в римском денарии была всего лишь 500 проба.

В начале третьего века, пытаясь спасти денежную систему Империи, и вернуть доверие населения к монетам Рима как внутри страны, так и за её пределами, император Каракалла начал выпускать новую монету. Названа она была в честь императора, полное имя которого было Марк Аврелий Антонин. Антониниан, кратный по стоимости двум денариям, вначале представлял собой высокопробную пятиграммовую серебряную монету. Визуально антонинианы отличались от денариев тем, что на денарии портрет императора был изображен в лавровом венке, а на антонинианах – в короне. Появление этой новой монеты лишь временно облегчило тяжелое экономическое положение Римской Империи. Но, вскоре в связи с порчей денег содержание чистого серебра и в антониниане также как и до этого в денарии стало стремительно падать. И к концу третьего века эта монета стала почти медной, а потом вообще лишь слегка покрывалась серебром. Император Константин в начале четвёртого века добился некоторой стабильности в денежном хозяйстве империи, введя новую золотую монету – солид. Но, не будет отвлекаться на денежные системы Римской Империи и описание её монет от основной темы статьи: техники чеканки монет.

Владимир Хомутов

Фоторамка

Украшение ободка ее можно начать подбора материалов для работы. Понадобится суперклей, золотистая или серебристая краска, рамка для фотографии и монеты. Они могут быть разные по размеру.

Этапы работы:

  1. Покрыть краской рамку, дать время для высыхания.
  2. С помощью клея по одной приклеивать к поверхности по периметру. Большого количества монет помещать не стоит, это серьезно утяжелит рамку.
  3. При желании сверху из баллона покрасить сверху денежки. Тогда изделие получится однородного цвета.

После высыхания можно помещать фотки о своих путешествиях.

Требования и материалы для изготовления

На самом деле способы создания альбома не слишком различаются. В качестве основных материалов вам потребуются:

  • лист бумаги формата А4;
  • канцелярский файл;
  • маркер или фломастер;
  • линейка;
  • паяльник;
  • простой канцелярский скотч;
  • канцелярский нож;
  • папка со скоросшивателем.

В результате нехитрых манипуляций вы в обоих случаях получите альбом в виде папки со скоросшивателем, в которой будет вложено нужное количество листов-конвертов с вложенными в них монетами. Но прежде, чем начать создавать свой первый альбом, нужно на листе бумаги начертить предполагаемые ячейки при помощи линейки и маркера. Так вы получите трафарет.

Длина и ширина каждой ячейки должна быть на пару миллиметров больше самой крупной монеты, которая есть в вашей коллекции. Хотя можно сделать ячейки и индивидуального размера, но зазор в несколько миллиметров все равно потребуется, чтобы монеты нормально помещались.

Обязательно воспользуйтесь советами о том, как можно провести чистку монет в домашних условиях перед тем, как складывать монеты в альбом. После этого вы уже сможете определить степень сохранности монет при помощи нашей статьи. Для примера можно взять монету 50 рублей 1992 года () и воспользовавшись сегодняшним руководством подобрать для нее или сделать своими руками альбом для монет.

Процесс изготовления: первый способ


Один из вариантов, который получится у вас

Первый способ заключается в следующем: после подготовительного этапа прикрепите канцелярский файл к разлинованному листу бумаги при помощи скрепок или прищепок. Нагретым жалом паяльника обведите каждую ячейку по контуру.

Бусы

Создать рисунок, по которому будет видно, как расположить монеты.

  1. Это может быть один, два или три ряда.
  2. Расположить их в шахматном порядке.
  3. Дрелью просверлить отверстия в монетах и с помощью медных колечек соединить их.
  4. Затем постепенно цеплять монеты нижнего ряда кольцами по рисунку.
  5. Последним штрихом изделия будет застежка.
  6. Выбрать такую сейчас можно в магазине фурнитуры или в Интернете.

Чеканка монет. Оборудование промышленное и любительское

Если говорить проще, то промышленное оборудование — это тот же самый пресс, но с высокой степенью автоматизации. В его работе главными критериями являются высокая скорость работы и отсутствие брака.

Любительское оборудование — это компактные аппараты, у которых производительность гораздо ниже. Но качеству изображению придается первостепенное значение. Подобные аппараты предлагает множество фирм, так что любой желающий может наладить производство своих сувенирных монет.

Правда, не стоит забывать, что подделка действующих денежных знаков преследуется по закону.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: