Чёрная металлургия мира (железные руды, сталь)

Производство черных и цветных металлов издавна занимало одну из главных промышленных областей. Благодаря металлургии люди обеспечены материалами, служащими для сооружения различных конструкций во многих технологических сферах. До 70-х годов прошлого столетия металлургическая промышленность развивалась с ускоренными темпами, но затем наступило некоторое снижение активности, связанное с уменьшением производственных металлоемкостей. На сегодняшний день металлургия взяла курс развития в следующих направлениях:

  • нацеленность на потребительские запросы;
  • повышенный интерес в развитии транспортных путей вместо экспорта сырья.
  • предпочтение развитию предприятий с малыми и средними мощностями;
  • уклон на развитие отрасли в развивающихся государствах.

Металлургическая отрасль подразделяется на производство черных и цветных металлов.

Развитие чёрной металлургии в мире

Черная металлургия подразумевает следующие этапы:

  • разработка рудных месторождений;
  • сырьевая подготовка;
  • выплавка таких материалов, как чугун, сталь, прокат и ферросплавы.

Этапы черной металлургии
Этапы черной металлургии
Черная металлургия использует в качестве базового исходного сырья руду с содержанием таких металлов как железо, хром и марганец. Помимо этого, многие предприятия работают со вторсырьем, таким как амортизационный лом и отходы металлургии.

Использование лома позволяет значительно удешевить производство, поскольку пропускается этап литья чугуна, и сразу идет процесс получения стали. В качестве топлива для чугунного производства используется коксующийся уголь.

Черная металлургия полного цикла в каждой стадии выпускает свой продукт. В зависимости от этого существует несколько видов предприятий, таких как:

  • заводы малых мощностей;
  • предприятия передельной металлургии;
  • полноцикличные комбинаты;
  • предприятия по получению ферросплавов;
  • электросталеплавильные заводы.

В соответствии с расположением каменноугольных или железорудных бассейнов черная металлургия зачастую была непостоянна в своей локализации. В нынешний период научно-технического прорыва ориентиры сместились в сторону топливно-сырьевых грузопотоков.

Топливно-сырьевых грузопотоков

Благодаря этому размеры строящихся предприятий уменьшаются, а их географическое расположение не зависит от месторождений. Например, металлургические комбинаты западноевропейских стран и Японии теперь располагаются в районах с выходом в морской порт.

Главные страны в добыче железной руды

Месторождения разрабатывают разные страны, лидеры по производству, тем не менее, далеко не все. До 40-х годов прошлого столетия основные разработки железорудных месторождений проводились Германией, Францией, США, Великобританией и Швецией. В послевоенные годы эти страны уступили свое первенство ЮАР, Австралии, Канаде и СССР. Сегодня ситуация несколько поменялась, и в этой области лидируют следующие страны:

  • Китай;
  • Бразилия;
  • Индия;
  • СНГ;
  • Австралия.

Промышленность Австралии

Больше 40 государств в мире занимаются разработкой месторождений руды, а общее количество добытого полезного ископаемого составляет почти 1 млрд т. Примерно 70% от общей добытой руды приходится на такие государства, как Китай (23%), Бразилия (17%), Австралия (13%), Россия (9%), Индия (8%).

Несмотря на внушительные объемы, далеко не все из этих стран экспортируют данный вид сырья. Австралия и Бразилия — важнейшие экспортеры, которые обеспечивают больше половины мирового экспорта.

Некоторые государства, экспортирующие железорудные ресурсы, занимаются и ее импортом. К таким странам относятся Китай, США, Италия и Великобритания, поскольку на их территории находятся полноцикличные предприятия, отличающиеся повышенной производственной материалоемкостью.

В этом случае расход используемого сырья и топлива превосходит количество полученного чугуна в 4–5 раз по массе. Особенно значительны затраты на железную руды по сравнению с коксующимся углем.

По этой причине самым экономически выгодным местом расположения полноцикличных комбинатов являются территории, богатые сырьем и топливом одновременно. Представителями таких государств являются Украина, Индия, Китай, Австралия. В остальных случаях центры черной металлургии возникли рядом с железорудными или каменноугольными месторождениями.

Каменноугольные и нефтегазоносные бассейны Зарубежной Европы

Локализация металлургических центров в приморских зонах дает альтернативу в качестве морских поставок угля и железной руды. Порой эксплуатация импортного сырья и топлива является более прибыльной, чем разработка собственных месторождений.

В частности, Индия и Латинская Америка перевозят по морю железорудное сырье на прибрежные заводы Японии, а Австралия и КНР — энергетическое сырье. В государства ЕС уголь поставляется таким же образом из США, а руда поставляется Бразилией и ЮАР.

Производство чугуна

Основной промежуточный продукт в процессе производства черных металлов — чугун, посредством которого получают 50% общей стали в мире. В последнее время объемы чугунной промышленности медленно снижаются, поскольку это экономически невыгодно и загрязняет атмосферу. С начала 90-х годов прошлого столетия лидирующую позицию в чугунном производстве занимает Китай, до этого первенство было у СССР.

Черные металлы | Импорт и Экспорт | 2021

Объём мирового экспорт товаров группы «Черные металлы» в 2019 году

превысил
349 млрд долларов
(согласно отчётности
130 стран
). Годом ранее этот показатель составил 419 млрд долларов (по данным 155 стран).

За 2021 год пока нет данных об экспорт таких участников мирового рынка товаров группы «Черные металлы», как Украина (2,36% мирового экспорт в 2021 году), Иран (0,93%), Оман (0,31%), Бахрейн (0,165%), Доминиканская Республика (0,096%), Албания (0,071%), Ливия (0,043%), Ливан (0,029%), Уганда (0,02%), Танзания (0,011%), Черногория (0,008%), Мозамбик (0,002%), Ангола (0,001%)

Какие страны экспортировали «Черные металлы» в 2021 году?

Основными экспортёрами товаров этой группы в 2021 году были

  • Китай — 11,2%
    мирового экспорт (39 млрд долларов)
  • Япония — 7,45%
    (26 млрд)
  • Германия — 7,29%
    (25 млрд)
  • Южная Корея — 6,6%
    (23 млрд)
  • Россия — 5,2%
    (18,1 млрд)

«Черные металлы» составляют значительную часть в экспорт

  • Люксембург — 11,8%
    от экспорт Люксембург в 2021 году в 2021 году (1,74 млрд долларов из 14,6 млрд долларов)
  • Грузия — 9,32%
    (354 млн из 3,79 млрд)
  • Северная Македония — 7,68%
    (552 млн из 7,18 млрд)
  • Палестина — 6,04%
    (66 млн из 1,1 млрд)
  • Казахстан — 6,01%
    (3,47 млрд из 57 млрд)

Согласно отчётности основных экспортёров, крупнейшими торговыми потоками экспорт товаров «Черные металлы» в 2021 году были

  • Экспорт из Бельгия в Франция (0,915% мирового экспорта, 3,2 млрд долларов согласно отчётности Бельгия)
  • Экспорт из Бразилия в США (1,12% мирового экспорта, 3,94 млрд долларов согласно отчётности Бразилия)
  • Экспорт из Канада в США (1,4% мирового экспорта, 4,92 млрд долларов согласно отчётности Канада)
  • Экспорт из Китай в Южная Корея (1,46% мирового экспорта, 5,13 млрд долларов согласно отчётности Китай)
  • Экспорт из Китай в Вьетнам (1,04% мирового экспорта, 3,64 млрд долларов согласно отчётности Китай)
  • Экспорт из Япония в Китай (1,17% мирового экспорта, 4,12 млрд долларов согласно отчётности Япония)
  • Экспорт из Япония в Южная Корея (1,41% мирового экспорта, 4,93 млрд долларов согласно отчётности Япония)
  • Экспорт из Япония в Таиланд (1,09% мирового экспорта, 3,82 млрд долларов согласно отчётности Япония)
  • Экспорт из США в Канада (1,03% мирового экспорта, 3,63 млрд долларов согласно отчётности США)
  • Экспорт из США в Мексика (1,17% мирового экспорта, 4,11 млрд долларов согласно отчётности США)

Объём мирового импорт товаров группы «Черные металлы» в 2019 году

превысил
367 млрд долларов
(согласно отчётности
132 стран
). Годом ранее этот показатель составил 429 млрд долларов (по данным 156 стран).

За 2021 год пока нет данных об импорт таких участников мирового рынка товаров группы «Черные металлы», как Оман (0,413% мирового импорт в 2021 году), Украина (0,318%), Иран (0,281%), Эфиопия (0,187%), Доминиканская Республика (0,163%), Ливан (0,155%), Танзания (0,099%), Уганда (0,086%), Бахрейн (0,081%), Албания (0,057%), Ливия (0,053%), Ангола (0,053%), Судан (0,044%), Мозамбик (0,03%)

Какие страны импортировали «Черные металлы» в 2021 году?

Основными импортёрами товаров этой группы в 2021 году были

  • Германия — 7,43%
    мирового импорт (27 млрд долларов)
  • США — 6,69%
    (24 млрд)
  • Китай — 6,35%
    (23 млрд)
  • Италия — 5,27%
    (19,3 млрд)
  • Южная Корея — 4,26%
    (15,6 млрд)
  • Турция — 4,09%
    (15 млрд)

«Черные металлы» составляют значительную часть в импорт

  • Турция — 7,15%
    от импорт Турция в 2021 году в 2021 году (15 млрд долларов из 210 млрд долларов)
  • Узбекистан — 6,53%
    (1,42 млрд из 21 млрд)
  • Бурунди — 6,27%
    (55 млн из 887 млн)
  • Пакистан — 6,18%
    (3,09 млрд из 50 млрд)
  • Индонезия — 6,07%
    (10,3 млрд из 171 млрд)
  • Коморские Острова — 5,8%
    (11,6 млн из 201 млн)

Согласно отчётности основных импортёров, крупнейшими торговыми потоками импорт товаров «Черные металлы» в 2021 году были

  • Импорт в Китай из Япония (1,28%
    мирового экспорта,
    4,71 млрд долларов
    согласно отчётности Китай)
  • Импорт в Германия из Бельгия (0,935%
    мирового экспорта,
    3,43 млрд долларов
    согласно отчётности Германия)
  • Импорт в Германия из Франция (0,936%
    мирового экспорта,
    3,44 млрд долларов
    согласно отчётности Германия)
  • Импорт в Южная Корея из Китай (1,46%
    мирового экспорта,
    5,38 млрд долларов
    согласно отчётности Южная Корея)
  • Импорт в Южная Корея из Япония (1,42%
    мирового экспорта,
    5,24 млрд долларов
    согласно отчётности Южная Корея)
  • Импорт в Мексика из США (1,13%
    мирового экспорта,
    4,16 млрд долларов
    согласно отчётности Мексика)
  • Импорт в Таиланд из Япония (1,04%
    мирового экспорта,
    3,83 млрд долларов
    согласно отчётности Таиланд)
  • Импорт в США из Бразилия (0,963%
    мирового экспорта,
    3,54 млрд долларов
    согласно отчётности США)
  • Импорт в США из Канада (1,31%
    мирового экспорта,
    4,83 млрд долларов
    согласно отчётности США)
  • Импорт в Вьетнам из Китай (0,922%
    мирового экспорта,
    3,38 млрд долларов
    согласно отчётности Вьетнам)

Лидирующие в производстве стали

Сталеплавильное производство считается важным процессом в черной металлургии.

Обычно чугун поставляется в роли первичного сырья для получения стали, но все чаще доменное производство заменяется на использование вторсырья в виде металлического лома. Благодаря научно-технической революции современные технологии практически вытеснили прежние способы получения стали.

Электротермический и кислородно-конвертный способы затрачивают меньше ресурсов, сокращают энергозатраты и длительность выплавки. Новая методика получения стали путем переработки металлизированных окатышей позволила отказаться от классического чугунного производства и сооружать сталеплавильные заводы вне зависимости от расположения железорудных месторождений.

Главными странами-производителями черной металлургии являются:

  • КНР;
  • Япония;
  • США;
  • Российская Федерация;
  • Германия;
  • Южная Корея;
  • Бразилия;
  • Индия;
  • Италия.

Италия черная металлургия

Лидирующие в производстве цветных металлов страны

Цветная металлургия подразделяется на две крупные отрасли: тяжелую (производство Pb, Cu, Zn, Sn, Ni) и легкую (производство Al, Mg, Co, Ti, Li, Be и других металлов). По своим производственным масштабам металлургия черных металлов превосходит цветные приблизительно в 20 раз.

Обычно комбинаты цветной металлургии сооружаются в зависимости от локализации месторождений, поскольку количество ценного металла в руде незначительное.

Другие факторы, влияющие на локализацию заводов цветной металлургии:

  • энергетический;
  • потребительский;
  • транспортный.

Начальные производственные стадии меди, подразумевающие добычу и обогащение руды, локализованы в странах третьего мира. Государства, не обладающие большими медными запасами, ориентированы на окончательные продукты производственного цикла.

Лидирующие позиции в получении меди занимают следующие страны:

  • Чили;
  • США;
  • Индонезия;
  • Канада;
  • Россия.

россия лидирующие позиции цветной металл

Перевозка алюминиевой руды более рентабельна, чем сырья для тяжелых металлов, поскольку содержание алюминия в бокситах составляет около 50%. Суммарное расстояние транспортировки бокситов по морю составляет больше 7 тыс. км, поскольку основные их месторождения расположены в регионах с тропическим и субтропическим климатом.

Государства, добывающие самые большие объемы алюминиевой руды:

  • Австралия;
  • Гвинея;
  • Ямайка;
  • Бразилия.

В алюминиевом производстве первенство занимают США, Германия, Япония, Норвегия, Россия, Канада.

Производство чугуна и стали ведущих стран мира

Место Страна Чугун, млн т 1992 г. Сталь, млн т 1994 г. Чугун и сталь 1992 г.
экспорт, млрд долл.импорт, млрд долл.
1Япония81,196,31,02,1
2Китай69,591,50,4
3США44,988,90,41,76
4Россия48,948,64,5*
5Германия31,040,82,62,5
6Турция32,936,0
7Республика Корея18,733,81,21,7
8Италия12,026,11,8
9Бразилия23,525,72,4
10Украина20,023,9

* СССР, 1991 г.

В несколько лучшем положении заводы Украины, но они базиру­ются на низкокачественной железной руде истощенного Криворож­ского бассейна и дорогом донецком угле.

Металлургия США, некогда крупнейшая в капиталистическом мире, сильно сократила производство из-за конкуренции импортного металла. Тем не менее сегодня США являются третьим в мире производителем металла и, главное, крупнейшим рынком металла, потребляющим значительные количества его из других стран. На востоке США преобладает традиционная черная металлургия пол­ного цикла, выпускающая более качественный металл. На Западе и Юге преобладает передельная металлургия, выпускающая рядовые сорта стали в основном для строительства. Первоначально центры металлургии США сосредотачивались в районах каменноугольного бассейна Пенсильвании: к ним по Великим озерам из Дулута шла железная руда. Затем в точках пересечения потоков руды и угля начали строиться американского ме­талла, особенно в Детройте, затем и вокруг Чикаго, где долгое вре­мя был расположен крупнейший в США металлургический завод. И, наконец, начали возникать металлургические заводы вблизи круп­нейших потребительских рынков, например, завод в Спарроус-Пойнте, около Балтимора, который изначально был построен для снаб­жения крупнейшего центра машиностроения и судостроения, а за­тем перерос запланированные масштабы и превратился в крупный металлургический комбинат, работающий на американском угле и импортной железной руде. Параллельно развивался металлургиче­ский комплекс в Алабаме (Бирмингем), где на сочетании железной руды и каменного угля был заложен завод, производящий рядовой металл, а потом с течением времени, с общим движением амери­канской индустрии на Юг, был начат выпуск качественного метал­ла. После второй мировой войны был создан ряд новых металлурги­ческих центров на крайнем Западе, но они не смогли взять на себя функции главной металлургической базы страны, которой долгое время оставались традиционные районы Пенсильвания и Чикаго. И только с 60-х гг. началась существенная с созданием передель­ных заводов и более равномерным их размещением.

Подобная схема в определенной степени сохранила внутренний рынок для металлургии, тогда как Западное побережье США в не­малой степени снабжается металлом из стран Дальнего Востока, а на восточном побережье идет серьезная конкуренция с металлом из России и Бразилии.

Важные позиции в мировой металлургии по-прежнему занимает Западная Европа, которая обеспечивает внутренние рынки и экс­порт специализированными сортами стали и проката. Сдвиг к морю определяется ориентацией на импортные железную руду и камен­ный уголь тем более, что ввоз американского и южноафриканского угля более выгоден, чем эксплуатация истощенных европейских бас­сейнов. Даже уголь Рура оказывается неконкурентоспособным и добавляется в шихту коксовых печей Рура в связи с социальной поддержкой шахтеров и обеспечением минимума мощностей на слу­чай нарушения связей в мировом хозяйстве. Политические и воен­но-стратегические соображения заставляют поддерживать нерента­бельную добычу угля не только в Руре, но и в Великобритании, где уголь менее дорог, но также неконкурентоспособен по сравнению с «заморским» углем. По сути дела все заводы Германии так или иначе связаны с водными путями. Старые заводы Рура сохранились только в тех местах, куда легко доставлять железную руду — из Роттердама по Рейну и каналам, а также уголь из Рурского бассей­на, еще сохраняющего некоторые позиции на рынке коксующихся и энергетических углей. Однако общие тенденции развития европей­ской металлургии таковы, что без перехода на дешевый американ­ский, южноафриканский и даже российский уголь металл потеряет даже рынки ЕС.

На второе место в Европе по выплавке стали вышла Италия, металлургия которой, ориентированная с самого начала на амери­канский уголь и африканскую железную руду, после войны была размещена в портах. Только отдельные заводы качественной стали остались в тех местах, где размещалась традиционная итальянская металлургия, главным образом в Альпах при небольших месторож­дениях руды, да и те в значительной степени базируются на привоз­ном сырье.

В отличие от Италии во Франции сложилось три ареала черной металлургии. С одной стороны, это старые заводы в Лотарингии — реликт некогда крупного металлургического района, возникшего на больших запасах бедной железной руды (содержание железа до 40%). С другой, два новых гигантских комбината в Дюнкерке и Марселе, где выплавляется 2/3 всей стали.

Примерно та же судьба постигла черную металлургию Бельгии и Люксембурга, которая также возникла на местных железных рудах и каменном угле, но уже десятилетия работает на импортной руде и угле.

И только английская черная металлургия, переместившись в пор­ты, все еще частично работает на собственном угле, добыча которо­го пользуется правительственной поддержкой, поскольку даже са­мые богатые в Европе каменноугольные месторождения новых бас­сейнов Великобритании дают уголь, который на 20% дороже, чем южноафриканский уголь в тех же английских портах. Так что пере­ход на импортный уголь и здесь — только вопрос времени.

Вне западноевропейского региона черной металлургии, который включает также заводы Испании, Швеции и Нидерландов, после 1945 г. постоянно росло производство металла в Польше (Силезия) и бывшей Чехословакии, где в рамках западной части региона СЭВа возник новый металлургический центр. Ныне он лишился традици­онных рынков сбыта и вышел на мировой рынок, куда поставляет металл. В итоге металлургия региона работает лишь на 2/3 своих мощностей. Ее судьба еще не ясна; пока она держится за счет срав­нительно низкой оплаты труда, ставки которой занимают промежу­точное положение между западноевропейскими нормами и зарпла­той металлургов развивающихся стран.

С начала 90-х гг. быстро растет металлургия Китая, где высоки­ми темпами развивающиеся промышленность и строительство предъ­являют огромный спрос на металл. Китай вышел на второе место в мире по выпуску стали, оставаясь крупнейшим ее импортером. Если в 1990 г. при выплавке стали 65 млн т импорт составил около 10 млн т, то в 1993 г. при выплавке 87 млн т импорт вырос вдвое, причем значительная его доля шла из России. В недалеком буду­щем Китай может стать главным производителем стали, преодолев рубеж в 100 млн т.

Черная металлургия Китая пережила несколько этапов разви­тия. Первые заводы концентрировались в немногих районах, преж­де всего в Манчжурии: комбинат в Аньшане остается крупнейшим в стране производителем (около 10 млн т стали) и был размещен вблизи крупных месторождений угля и руды. Аналогичную сырье­вую ориентацию имели крупные комбинаты в Баотоу и Ухани. Од­нако на огромной территории Китая размещение только в опти­мальных по отношению к сырью пунктах не могло полностью удовлетворить спрос на металл всех районов страны. Поэтому из­менились сами принципы размещения и началось строительство не­больших заводов, более равномерно распределенных по провинци­ям Китая. К концу 80-х гг. в Китае было построено около 1400 заводов, но только в 14-ти из них годовое производство превышало 1 млн т стали. Быстрее всего расширяется металлургия прибреж­ных районов, ориентированная на импорт руды из-за низкого каче­ства местного сырья.

К 1993 г. в Китае действует пять крупных комбинатов мощно­стью свыше 5 млн т — Аньшанский, Баошанский, Шунганский, Уханьский и Баотоусский, 17 заводов мощностью 1 млн т и 21 завод от 500 тыс. до 1 млн т стали. В процессе строительства и расширения находятся два крупных металлургических комбина­та — в Ухане с 5 до 7 млн т и завод в Мааньшане — до 5 млн т. Только 60% стали выплавлялось кислородно-конвертерным спо­собом, и велика еще доля мартеновского способа выплавки. По­этому один из главных путей расширения производства — ре­конструкция предприятий черной металлургии. Другой пробле­мой стала слабость железорудной базы: уже 20% потребностей Китай удовлетворяет за счет импорта, и эта цифра может возра­сти до 35%. Несмотря на быстрый рост выплавки стали, что может снизить потребность в импорте, предполагается, что да­же в 2000 г. значительная часть потребности в трубах и листе будет удовлетворяться за счет импорта и только к 2021 г. Китай начнет полностью удовлетворять свои потребности в черных ме­таллах.

Современная цветная металлургия. Она имеет два главных вида продукции: это выпуск первичного и выпуск вторичного ме­талла. Первый производится из руд, добываемых горной промыш­ленностью, а второй за счет переплавки лома цветных металлов. Причем роль вторичного металла все время увеличивается по мере накопления запасов использованных изделий. В начале 90-х гг. в среднем в развитых странах из лома производилось 25—30% меди и алюминия, до 40—50% свинца.

По объему производства цветные металлы заметно различаются. По массовым металлам, например, алюминию — годовая величина выплавки в мире составляет около 12—15 млн т первичного алюминия и 6—7 млн т вторичного металла; таким образом, всего в зависимости от конъюнктуры — 19—22 млн т «белого» металла. По меди (второму по важности цветному металлу) цифры значитель­но скромнее — 10 млн т. Еще меньше производство цинка, свинца, но и их выплавка достигает миллионов тонн. Совершенно иная кар­тина в производстве «среднемасштабных» металлов — никеля, оло­ва, магния: масштабы их производства колеблются от 100 тыс. до 500 тыс. т. И, наконец, существует группа редких металлов, где величины добычи колеблются от 10 тыс. т, как в производстве воль­фрама и молибдена, до нескольких десятков тонн (германий). Золо­то — далеко не самый редкий из ныне добываемых металлов; общая добыча его оценивается цифрами порядка 25—30 тыс. т, хотя и резко разнится по годам.

Ведущий цветной металл в современном мире — алюминий. Ввиду сложной технологии производства разные стадии размещены в раз­ных странах и весьма часто не совпадают с добычей сырья, а ориен­тируются на дешевую электроэнергию. Первая стадия производст­ва алюминия —

добыча бокситов — ориентируется на богатые месторождения в Австралии, Гвинее, на Ямайке. Вторая стадия — производство окиси алюминия — ориентируется, как правило, на источники топлива и известняка, третья стадия — электролиз оки­си алюминия — ориентируется на источники дешевой энергии. Имен­но у крупных ГЭС и ТЭС сосредоточена основная часть заводов по выплавке первичного алюминия. По добыче бокситов можно выде­лить несколько ведущих стран, которые, собственно, и снабжают большую часть мира бокситами. Это Австралия, дающая почти по­ловину мировой добычи бокситов — в начале 90-х гг. (45 млн т), затем три менее крупных производителя, на которые приходилось еще 1/3 мировой добычи — Гвинея (17 млн т), Ямайка (11 млн т) и Бразилия (10 млн т). Менее крупные производители алюмосодержащего сырья — Китай (4,5 млн т), Индия, Россия, Суринам, Гре­ция, Венесуэла. Такие некогда традиционные поставщики бокси­тов, как Франция, практически потеряли свое значение.

Бокситы превращаются в окись алюминия на заводах, использу­ющих минеральное топливо. Ныне почти половина окиси, потреб­ляемой в Западной Европе, производится на двух заводах-гигантах: в Ирландии (переработка бокситов для алюминиевых заводов Се­верной Европы) и на Сардинии (переработка для заводов Южной и Центральной Европы).

Окись алюминия поступает на предприятие по электролизу, ко­торое, как правило, расположено при источниках электроэнергии. Чаще это в районе ГЭС, но существует целый ряд заводов, исполь­зующих дешевую энергию станций, работающих на газе, а в ряде случаев и дешевом угле.

В мире свыше половины электролизных заводов, выпускающих металлический алюминий, расположены около крупных ГЭС. По­этому неудивительно резкое расширение производства металличе­ского алюминия в таких странах, как Канада, Бразилия, Норвегия, с их крупными запасами гидроэнергии, и бурный рост производства алюминия в Австралии, где ресурсы бокситов сочетаются с место­рождениями самого дешевого в мире каменного угля. Дешевизна электроэнергии — главный фактор размещения алюминиевой про­мышленности, и поэтому последняя процветает в таких странах, как США и Россия, с их большими ресурсами дешевого угля и газа, с наличием больших ГЭС, и прекратила существование в Японии, где энергия дорогая. Здесь в последнее десятилетие были выведены из оборота все заводы первичного алюминия, а алюминий поступа­ет из Австралии и стран Ближнего Востока. Постепенно сходит на нет алюминиевая промышленность ряда стран Европы, где не хва­тает дешевой энергии, и «умирают» старые традиционные центры выплавки алюминия во Франции, бывшей пионером производства, или в Австрии, где за энергию ГЭС «борются» разные отрасли на­родного хозяйства.

Медная промышленность —

вторая по значению отрасль цвет­ной металлургии, по-прежнему ориентируется на ресурсы меди, хо­тя есть и заводы, работающие на вторичном металле. Но главным фактором размещения медеплавильной промышленности остается наличие сырья.

На первом месте в мире по производству медных концентратов находится Чили, затем идут США и Канада, африканский медный пояс Замбия и Заир, а также Перу и Мексика. Очень крупным производителем меди остаются Россия и Казахстан. По размещению выплавка меди заметно отличается от размещения ее добычи. Мед­ные концентраты достаточно транспортабельны и часть меди выво­зится из медедобывающих стран. Другая же часть вывозится в форме черновой меди. Почти 1/5 мировой выплавки — это выпуск вторич­ного металла. В Великобритании, Франции, ФРГ и Бельгии вся меде­плавильная промышленность базируется на вторичном металле.

Первые места по выпуску и черновой и рафинированной меди занимают США, Чили, Япония. В Чили часть добываемой руды в виде концентратов и черновой меди вывозится в США; в Японии только треть добывается на месте, а более половины черновой и еще большая доля рафинированной меди ввозится, да и 2/3 концентратов, перерабатываемых японскими заводами, ввозятся прежде всего из Новой Гвинеи и других стран Тихоокеанского бас­сейна.

Африка — зона влияния медеплавильной промышленности Ев­ропы; а Латинская Америка в большей мере ориентируется на снаб­жение США; зона влияния Японии — район Тихого океана (Папуа и Филиппины). Россия и Казахстан снабжают Европу и Китай, ко­торый проявляет очень большой интерес к разработке сибирских и казахских медных месторождений: продолжается подготовка к раз­работке Удокана.

Цинк и свинец

теряют рынки сбыта, строится очень мало новых свинцово-цинковых предприятий. Примерно такое же по­ложение и с оловом: применение его сокращается и соответст­венно падает его производство. Однако есть и так называемые «новые» металлы — к ним относятся прежде всего магний и титан. Магнию одно время сулили большое будущее, говорили, что магний обойдет все другие металлы вместе взятые. Но этого не случилось, слишком высокая энергоемкость его производства ограничила его применение, хотя по запасам сырья (включая морскую воду) он превосходит все другие металлы. Поэтому се­годня магний добывается в больших количествах только в трех странах: из морской воды в США и Норвегии и из отходов ка­лийного производства в России. Те же сложности (слишком боль­шая энергоемкость) и в производстве титана.

В значительных количествах в мире выплавляется около 70 ви­дов цветных металлов. Но полный набор имеют только четыре стра­ны — США, Россия, Япония, ФРГ.

Все остальные страны, как правило, специализируются на про­изводстве определенных видов цветных металлов.

Вопросы

1. Каковы особенности и преимущества передельной металлургии?

2. Почему сокращается выплавка стали в мире?

3. Каковы главные штандортные факторы черной металлургии?

4. Почему металлургические заводы ведущих западноевропейских стран работают на заморском сырье?

5. Назовите отдельные стадии производства алюминия. Почему они тер­риториально разобщены?

6. Как различаются география добычи руды и выплавки меди?

7. Каков главный ограничивающий фактор в развитии цветной металлургии?

8. Какие страны обладают полным набором производства цветных ме­таллов?

Машиностроительный комплекс

Машиностроение — главная отрасль промышленности: на нее приходится 35—38% стоимости промышленной продукции развитых стран и 34—36% занятых. В развивающихся странах эта доля гораздо меньше — 15—20% и менее.

По общей стоимости продукции первое место прочно занимают США, на втором месте — Япония, на третьем — ФРГ, лидер запад­ноевропейского машиностроения; вслед за ними идет Китай. Масш­табы машиностроительной продукции остальных стран уже на по­рядок меньше, но в число ведущих стран входят Франция, Велико­британия, Италия, Канада, Бразилия и Испания, которые замыкают десятку крупнейших производителей машиностроительной продук­ции мира. Все остальные страны дают суммарно менее 10% миро­вой машиностроительной продукции.*

* Ранее СССР прочно занимал второе место независимо от методики рас­чета стоимости машиностроительной продукции. Но теперь из-за свертыва­ния основных военных производств и того, что значительная доля отраслей приходится на предприятия Украины, Беларуси, стран Балтии, любые сопо­ставления будут неточными. Тем не менее основная производственная база машиностроения России сохранилась и обладает высоким потенциалом.

США, Япония, ФРГ производят полную номенклатуру машино­строительной продукции. Меньшее разнообразие типично для ма­шиностроения Великобритании, Франции, Италии, а также Кана­ды. Китай — крупный экспортер продукции примитивного машино­строения, вроде велосипедов, а Россия по сути дела еще не нашла свое место на мировом рынке, но обладает большими возможностя­ми вывоза вооружения и новейшей (в том числе космической) тех­ники; в то же время она вынуждена ввозить много видов машин, ранее поставлявшихся из других республик бывшего Союза, из стран Восточной Европы. Поэтому и в России, и в Китае отрицательный баланс во внешней торговле машиностроительной продукцией.

Многие страны в Западной Европе также импортируют различ­ные виды техники и одновременно вывозят высококачественные из­делия, которые завоевали «место под солнцем» на мировом рынке. Так, Швейцария является крупным экспортером высококачествен­ных станков, часов, приборов, крупногабаритного электро- и текстильного оборудования; в то же время страна ввозит автомоби­ли и много другой машиностроительной продукции. Примерно так­же строится машиностроение Швеции и большинства других запад­ноевропейских стран: на экспорт идут качественные изделия высо­ких технологий и одновременно ввозится широкая номенклатура обычных изделий, особенно электро- и радиотехники, прежде всего из Южной Кореи, Гонконга, Сингапура. «Новые тигры» Юго-Восточной Азии составляют вторую группу стран-экспортеров, работающих преимущественно на внешний рынок и особенно рынок США и даже Европы и поставляющих массовую, трудоемкую продукцию, как морские суда (Республика Корея вышла на первое место), авто­мобили, бытовую электротехнику и т.п. Если первая группа экспор­теров, особенно европейских, базируется на высокой технологии и качестве, то вторая группа имеет возможность выпускать конку­рентоспособные изделия за счет дешевизны труда.

Вне этих двух групп можно назвать страны, где машиностроение базируется на большой емкости внутреннего рынка — Китай, Бра­зилия, Индия. Их машиностроение пока еще только выходит на внешний рынок. Многие страны Латинской Америки, Азии, Афри­ки свои потребности в машиностроительной продукции удовлетво­ряют полностью за счет импорта.

Россия и страны СНГ находятся в процессе становления своих хозяйственных структур, однако уже ясно, что есть крупные пробе­лы в номенклатуре производства, которые приходится либо покры­вать импортом, либо восстанавливать заново. К ним относятся не только сложные изделия вроде станков или турбокомпрессоров, но и довольно элементарные изделия, «отданные» в свое время стра­нам Восточной Европы — от аккумуляторов и даже электролампо­чек до вагонов, нефтяного оборудования и кабеля. Конечно, страна обладает огромными мощностями военно-промышленного комплек­са, но его конверсия требует больших средств, а главное, политиче­ской воли, поскольку до сих пор имеются тенденции найти рынки сбыта для оружия, не учитывая, что оружие — это «политический товар» со своими законами сбыта. Во всяком случае, по разным расчетам, понадобится от 5 до 15 лет, прежде чем ВПК мог бы с лихвой покрыть потребности страны, приспособиться к требовани­ям рынка. Россия все еще занимает второе место по экспорту воо­ружения.

В отраслевой структуре отрасли преобладают общее машино­строение, электротехника (включая электронику), транспортное ма­шиностроение. Доля общего машиностроения, занимавшего в кон­це 80-х гг. первое место, снизилась. Это связано с сокращением производства сельскохозяйственных машин, текстильного оборудо­вания и т.п.; в то же время увеличился выпуск дорожно-строительных машин или появились новые производства — например, робо­тотехника, конторское оборудование и т.п.

Таблица 6

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: