Советы мастера: как отремонтировать водопроводный кран своими руками


Знать о том, как починить водопроводный кран, должен, наверное, каждый из нас. Тем более что в большинстве случаев неисправность можно устранить довольно быстро и без лишних затрат, а вот вызова мастера нужно ожидать не один час, да и денег он за работу возьмёт немало.

В нашей статье мы расскажем о наиболее распространенных поломках водопроводных кранов, после чего приведем алгоритмы починки для большинства моделей.

При наличии опыта и навыков можно быстро устранить любую неисправность

Основные неисправности

Перед тем как отремонтировать водопроводный кран-смеситель, стоит уделить время анализу ситуации. Так мы сможем понять, какие именно действия стоит предпринимать, сэкономив тем самым достаточно много времени.

Протечка – самая распространенная неисправность

Список поломок включает в себя следующие пункты:

ПоломкаОписание
При закрытом вентиле из крана вытекают капли водыПриходит в негодность запорный механизм. Для устранения неполадки необходимо либо заменить элемент, отвечающий за перекрытие трубного просвета, либо установить новые герметизирующие прокладки.
Вода капает в месте присоединения излива, шланга или вентиляНарушена герметичность соединения. Восстановить можно либо заменой прокладки, либо установкой сантехнической подмотки на резьбу.
Прокручивается маховикКорпус маховика соскочил со штока либо шток вышел из строя. В первом случае достаточно установить деталь на место, во втором – придется выполнять замену запорного элемента.
При работе кран издает гудениеПрокладка износилась, и ее края начинают вибрировать под давлением воды. Обычно для устранения посторонних звуков достаточно выполнить замену прокладки.
Протечка на корпусе или на изливеНарушена целостность изделия. Временно можно загерметизировать с помощью «холодной сварки», но при первой же возможности стоит заменить кран.
Из аэратора летят брызги, ток воды затруднен.Решетка аэратора засорилась и требует очистки.

В принципе, в данной таблице описаны основные неисправности. Другие ситуации, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации крана, являются производными от уже проанализированных, и потому чинить их нужно по сходному алгоритму.

А вот такие трещины ремонту не поддаются

Также перед началом работы следует внимательно ознакомиться с конструктивными особенностями установленной у вас модели. Как правило, сборочный чертеж водопроводного крана идет в комплекте с самим изделием, потому при установке нового смесителя этот документ стоит сохранить.

Обратите внимание! Если найти схему не получилось, то стоит ввести в поисковике запрос «сборочный чертеж метод указания водопроводного крана» и выбрать вашу модель. Большинство производителей выкладывает техническую документацию в сеть, так что шанс найти то, что нужно, весьма высок.

Теперь мы попробуем разобраться, что же делать в каждом конкретном случае. И начнем с самой распространённой ситуации, а именно с устранения причин протечки запорного элемента.

Чертеж корпуса водопроводного крана и схематическое изображение запорных элементов

Разборка смесителя с термостатом

Сначала снимаем крышку и достаем винт. Потом отсоединяем ручку и стопорное кольцо. Винт находится на термостатическом блоке снизу. Он легко помещается на ладони и может с легкостью потеряться, поэтому достаем деталь аккуратно и сразу же находим место, где ее можно разместить. В комплекте с термостатическим смесителем продают также ключ, которым и нужно выкручивать винт. Затем достаем блок. На этом этапе разборку можно считать завершенной.

Обратный процесс, сборку выполняем с четким алгоритмом. Вставляем блок в корпус, подводя отверстие на резьбовое углубление. Туда вкручиваем винт. Уплотнители не помешает обработать сантехническим вазелином. После этого выставляем ручку с «температурной» стороны смесителя таким образом, чтобы температура отвечала заданной. Поворачиваем шток и совмещаем метку на нем с меткой на корпусе. Стопорное кольцо одеваем так, чтобы это значение оставалось на виду.

Буксовые модели

Замена буксы

Краны, у которых в качестве запорной арматуры выступает букса, поддаются ремонту проще всего.

Алгоритм действий здесь таков:

  • Перед тем как разобрать водопроводный кран обязательно перекрываем воду на стояке.
  • Снимаем с маховика накладку, под которой располагается фиксирующий винт.
  • Выкручиваем винт с помощью отвертки, после чего снимаем маховик с направляющих.
  • Демонтируем декоративные конусы, закрывающие место крепления буксы.
  • Используя разводной ключ, вывинчиваем пришедшую в негодность буксу из гнезда. Очищаем полость от осадка и промокаем ее ветошью, удаляя остатки воды.

Фото извлеченной буксы

  • Устанавливаем на место новую буксу, завинчивая ее по резьбе. При этом не нужно прилагать излишних усилий, чтобы не повредить конструкцию.
  • Далее нам нужно проверить кран на отсутствие протечек. Включаем воду на стояке и осматриваем место установки буксы.
  • Захватив шток плоскогубцами, проворачиваем его несколько раз. Поток воды должен включаться и отключаться быстро и четко.
  • Выполняем сборку в обратном порядке, устанавливая декоративные конусы и закрепляя маховик на кране.

Ремонт буксы

В некоторых случаях кран-буксы можно отремонтировать. Здесь все зависит от их конструкции.

Снимаем прокладку с торца буксы

Изделия с резиновой прокладкой более ремонтопригодны:

  • Отверткой откручиваем винт, фиксирующий прокладку на торце.
  • Демонтируем уплотняющий элемент и устанавливаем на его место новый, соответствующего размера.
  • Закрепляем прокладку винтом, зажимая его достаточно сильно, но без деформации.

С керамическими буксами будет несколько сложнее:

  • Снимаем с торца резиновую уплотняющую прокладку, после чего извлекаем торцевую заглушку.
  • Демонтируем керамические пластины, при необходимости отвинчивая фиксирующий их элемент.
  • Очищаем внутреннюю полость буксы, удаляя загрязнения, которые могут привести к протечкам.

Полностью разобранная керамическая букса

  • Возвращаем пластины на место, соблюдая правильное положение: при повороте штока они должны полностью перекрывать отверстие, прерывая ток воды.
  • Завершаем сборку, устанавливая на место демонтированные элементы.

Обратите внимание! Часто причиной протечки является износ самих керамических пластин, так что может понадобиться их полная замена. А найти эти детали довольно сложно, да и цена ремкомплекта будет не намного меньше стоимости новой буксы.

Конструкция однорычажных смесителей

На сегодняшний день однорычажные (картриджные) смесители являются лидерами по распространенности среди аналогичных видов, они отличаются простотой конструкции и удобством пользования. Управление температурой воды в однорычажном кране осуществляется одной ручкой, напор регулируется ее подъемом, а температура — поворотом в разные стороны.

Различают две основные разновидности однорычажных смесителей, имеющие существенные конструктивные отличия и принцип работы.

Картриджные смесительные приборы

В смесителях картриджного типа главным управляющим элементом служит герметичный бочкообразный картридж с выведенным наверх штоком прямоугольного сечения. Основными исполнительными деталями картриджа являются две плотно подогнанные керамические пластины, одна из которых неподвижно закреплена в корпусе и имеет три сквозных отверстия — через два из них подводится холодная и горячая вода, а третье служит для отвода смешанного водного потока. Во второй керамической пластине находится фигурный овальный канал, и она связана через систему механических деталей с ручкой.

Картридж работает таким образом, что при подъеме ручки фигурная впадина управляющей пластины надвигается на прорези для холодной и горячей воды, после чего смешанный поток через образовавшийся канал попадает в смеситель. При повороте ручки вправо или лево изменяется площадь открытых отверстий холодной или горячей воды — таким образом регулируется температура водного потока.

Картриджные типы удобны и легки в эксплуатации, по сравнению с предыдущими видами позволяют экономить большее количество водных ресурсов. Eсли в системе чистая вода и качественный картридж, срок его службы может доходить до 10 лет. К недостаткам относят необходимость полной замены картриджа при любых поломках, а также высокие требования к чистоте воды — если в ней находятся твердые песчинки, они могут повредить поверхность керамических пластин и вызвать протечки, поэтому в водопроводе обязательно должен присутствовать фильтр.


Принцип работы картриджа

Смесители с шаровым механизмом

Устройство однорычажного смесителя для кухни по принципу действия напоминает джойстик, в нем однорукий рычаг приварен к полому шару, имеющему три отверстия — по одному для подводки горячей и холодной воды и третье для отвода смешанного потока. Шар, удерживаемый сверху купольным уплотнителем и конусным колпаком, вращается в сферическом седле, имеющем три круглых отверстия с подпружиненными герметичными прокладками – через два подается холодная и горячая вода, а в третье поступают смешанные в шаре водные потоки.

При вращении шара с приваренным к нему рычагом получают различную площадь открываемых отверстий холодной и горячей воды и их соотношение — это позволяет одновременно регулировать объем сливаемого водного потока и его температуру.

Помимо удобства пользования, преимуществом шаровых моделей по сравнению с картриджами является более высокий срок службы и недорогая замена расходных материалов — при истирании резиновых уплотнителей цена новых колец намного ниже, чем замена целого картриджа.

На заметку: Однако шаровые краны требуют слишком частой замены истираемых шаром прокладок и поэтому являются редким гостем на отечественном рынке смесительного оборудования.


Шаровый смеситель — конструкция

Шаровые и картриджные модели

Разборка крана

Устройство водопроводного крана и смесителя, который управляется одним рычагом, отличается от буксовой конструкции.

Соответственно, и демонтаж такого изделия для ремонта нужно выполнять по другой схеме:

Выкручиваем винт

  • Сначала приподнимаем красно-синюю накладку на передней панели.
  • Под накладкой обычно расположен винт под крестовую отвёртку или шестигранник – выкручиваем его.
  • Далее снимаем рукоятку, аккуратно отсоединяя ее от штока шарового или картриджного запорного механизма.
  • Следующий этап – обеспечение доступа к самой арматуре. Для этого нужно отвинтить одну или две гайки.

Обратите внимание! Очень часто производители делают внутреннюю, фиксирующую гайку с пазами под специальный инструмент. Можно либо приобрести подобный гаечный ключ, либо постараться выкрутить деталь своими руками, используя подручные инструменты.

Выкручивание гайки специальным инструментом

Сняв гайку, мы получаем доступ либо к картриджу, либо к шаровому клапану. Демонтируются они довольно просто, да и замена не вызовет затруднений.

Замена запорных и уплотняющих элементов

Ремонтный набор для шарового смесителя

Чтобы восстановить работоспособность однорычажного смесителя, чаще всего нужно полностью поменять функциональный элемент.

Инструкция рекомендует действовать так:

  • Картридж извлекаем из гнезда, вытягивая его вертикально вверх по направляющим. При перекосе детали можно подправить ее положение несильным боковым ударом.
  • Полость под картриджем очищаем от ржавчины и мусора, которые могут стать причиной нарушения герметичности.
  • Устанавливаем новый картридж, фиксируем его одной гайкой и проверяем, насколько хорошо он перекрывает воду. Если протечек нет, и регулировка работает исправно, выполняем сборку смесителя.

Картридж, вынутый из гнезда

У шаровых кранов есть свои особенности. Их основное преимущество заключается в том, что сам шар ломается крайне редко, потому ремонт обычно заключается в замене прокладок. Действуем так:

  • Взявшись за шток, вынимаем шар из гнезда.
  • С помощью пинцета или небольших плоскогубцев извлекаем подпружиненные прокладки, которые прижимают шар к корпусу.

Извлекаем уплотнительные элементы

  • Выполняем замену прокладок, после чего устанавливаем шар на место.
  • Сверху укладываем новое герметизирующее кольцо и зажимаем клапан накидной гайкой для смесителя.
  • Как и в предыдущих случаях, проверять герметичность конструкции лучше до полной сборки.

Ремонт рычажного смесителя

Кухонные краны с одной ручкой подвергаются самой интенсивной нагрузке, поэтому их внутренние детали изготавливают из металла и полимерного пластика. Но и эта надежная арматура со временем ломается. Чтобы устранить неисправность, шаровый кран необходимо разобрать для выявления причины поломки.

Ремонт проводится в такой последовательности:

  1. Отсоединение декоративного колпачка и откручивание винта.
  2. Снятие однорычажного регулятора. Делать это нужно аккуратно, чтобы не погнуть его корпус.
  3. Выкручивание по часовой стрелке резьбового соединения.
  4. Удаление купола крана, снятие находящейся под ним пластиковой детали.
  5. Очистка уплотнителя. Если он сильно изношен, то проведение его замены.
  6. Извлечение шара из ниши. Осмотр и очистка детали. При наличии признаков износа или механических повреждений — замена шара.
  7. Очистка уплотнителей шара от грязи и налета.
  8. Смазка всех деталей смесителя силиконом.
  9. Сборка крана и проверка его работоспособности.

Совет! При выявлении первой в своей практике протечки смесителя целесообразно вызвать профессионального сантехника и понаблюдать за его работой. Это будет хорошим наглядным уроком, который поможет в будущем ремонтировать водопроводные краны своими руками.

Другие ремонтные работы

Устранение мелких неполадок

Кроме собственно починки запорного механизма для восстановления работоспособности крана иногда необходимо проводить и другие мероприятия.

Например, при неполадках с аэратором действуем так:

Демонтаж аэратора

  • Используя разводной ключ с пластиковыми накладками, аккуратно захватываем аэратор и выкручиваем его из излива.
  • Вынимаем установленную сеточку и тщательно промываем ее, удаляя все загрязнения.
  • Параллельно прочищаем излив смесителя гибким ершиком, стараясь максимально снять наслоения с внутренних стенок.
  • Накручиваем аэратор на излив, следя за тем, чтобы резьба не перекосилась.

Если же протечка возникла в месте фиксации поворотного излива, действуем так:

  • Аккуратно скручиваем накидную гайку, используя разводной ключ. Снимаем «гусак».
  • Извлекаем из гнезда резиновую прокладку.
  • На ее место устанавливаем новую. Диаметр и толщина обоих элементов должны совпадать.
  • Возвращаем излив на место, фиксируя его накидной гайкой.

Именно эта прокладка требует замены

Восстановление покрытия

Некоторые неполадки не влияют ан работу смесителя, но существенно ухудшают его внешний вид. Как правило, к ним относятся царапины, сколы покрытия, потертости и т.д. И хоть полноценное восстановление хромирования или никелирования гальваническим путем стоит довольно дорого, выбрасывать кран и покупать новый совсем не обязательно.

Вернуть привлекательный вид изделию можно путем покраски:

  • Демонтируем смеситель, полностью разбирая его и удаляя все неметаллические детали.
  • Металлические поверхности шлифуем, удаляя царапины, а затем хорошенько обезжириваем.
    Серебристый металлик в аэрозоле
  • На обезжиренный смеситель наносим краску-металлик. Для нанесения может использоваться либо аэрозольный баллон (дешево, но не очень качественно), либо аэрограф (достаточно дорого и сложно, но покрытие получается более ровным).
  • Когда краска высохнет, обрабатываем поверхности специальной защитной полировкой для металликов. Купить ее можно в любом магазине автомобильной химии.

Обратите внимание! Если царапины незначительные, то такую полировку можно применять и без покраски: она хорошо восстанавливает заводское хромирование/никелирование.

  • После завершения полировки выполняем сборку крана и устанавливаем его на место.

Как правильно отремонтировать и заменить прокладки?

Для очистки керамической пары вентильной головки от известкового налета потребуется плоская отвертка и раствор лимонной кислоты (2 столовых ложки на 0,5 л теплой воды), разборку этой детали начинают со снятия резиновой уплотняющей крышки.

Далее:


  1. Керамические пластины без проблем вынимаются и опускаются в раствор на 2-3 часа.

  2. Сильно загрязненные участки предварительно натираются кашицей из лимонной кислоты или содой с каплей уксуса.
  3. При необходимости эта же процедура повторяется со всеми оставшимися деталями крана.
  4. Очищенные детали промываются проточной водой и хорошо просушиваются.

Внимание! Для замены прокладок на носике (актуально при его разбалтывании) стоит использовать ручку или карандаш.

Диаметр колец подбирается заранее, натянутые резинки обязательно смазываются силиконовой или тефлоновой смазкой перед обратной установкой. При отсутствии проблем с вентильной головкой носик просто возвращается на место, в остальных случаях его устанавливают последним.

Резинки на шток натягиваются вручную, после проверки работы керамической пары и при условии отсутствия других дефектов. Правильно установленные пластины слегка щелкают и полностью перекрывают канал подачи воды.

Отклонения внутреннего диаметра прокладок в меньшую сторону допускаются, в большую – нет, при правильном подходе они плотно сидят на штоке.

Натянутые прокладки на штоке также обязательно смазываются перед обратной установкой.

При отсутствии подходящих материалов (прокладки нужного размера в стандартных наборах встречаются редко) или уверенности в своих действиях стоит купить новую кран-буксу. Эта деталь в любом случае обходится дешевле новой сантехники, но на ее поиск и сравнение размеров уходит время.

Пошаговая инструкция

Для разбора смесителя нужно сделать следующее:

  1. Перед тем как приступить к сантехническим работам, необходимо перекрыть запорную арматуру в виде шаровых кранов на подводящих трубопроводах, а также приготовить несколько хорошо впитывающих влагу тряпок или губок.
  2. При обнаружении протечек или любых других поломок необходимо поддеть концом отвёртки крышку и удалить с корпуса заглушку, после чего открутить крепёжную шайбу.
  3. Чтобы предотвратить появление царапин, рекомендуется все элементы с хромированным покрытием защитить тканью или изоляционной лентой.
  4. Затем при помощи разводного ключа открутить кран-буксу и удалить с резьбовой части известковый налёт. Изношенные прокладки требуется заменить.

Сильные грязевые и известковые отложения способны значительно осложнить откручивание многих элементов двухвентильного крана. В этом случае происходит своеобразное «закипание» деталей на участках резьбовых соединений, поэтому рекомендуется применять специальные растворы. Очень хорошо зарекомендовал себя в работе стандартный состав WD-40, легко и быстро удаляющий ржавчину или краску.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]