Лебедка. Назначение, виды, характеристики и особенности


Назначение и принцип действия лебедки

Лебедку применяют во многих отраслях человеческой деятельности.

Это специальный механизм, предназначенный для поднятия груза по вертикали или его передвижения по горизонтали за счет передачи усилия от привода барабана до гибкого тягового элемента, например, троса или цепи.

В зависимости от вида лебедки, с ее помощью можно выполнять следующие задачи:

  • Перемещать автомобиль. Тут механизм чаще всего используется, чтобы подтянуть транспортное средство к какому-либо статическому объекту, в случаях, когда машина не способна самостоятельно передвигаться, например, «села» в песок. При помощи лебедки машина может подтягиваться сама, либо подтягивать другие ТС. Вообще лебедка, установленная на любом транспорте, особенно предназначенном для езды по пересеченной местности, включая снегоход и квадроцикл, используется для высвобождения застрявшей техники.
  • Подъем груза – самый очевидный способ использования механизма. Так лебедки представляют собой основу подъемных систем различных кранов, включая автомобильные и башенные. Также специальные ручные лебедки автолюбители и мастера покупают в гараж, как альтернативу тали. Кстати говоря, сами тали, равно как и кран-балки, которые встречаются почти в каждой крупной мастерской, также построены на основе лебедочного механизма.
  • На воде лебедки используются в составе якорного, швартовного устройства как небольшой лодки, так и огромных судов.

Следует сразу отметить, что несмотря на схожий принцип работы, каждый вид лебедок предназначен для выполнения вполне конкретной, ограниченной работы.

Самый же простой вариант исполнения устанавливается на колодце, для спуска и подъема ведра с водой.

Эксплуатация

Указания по эксплуатации грузоподъемных механизмов приводятся производителем в паспорте или руководстве по эксплуатации на каждое конкретное изделие.

Общие указания по техническому обслуживанию заключаются в периодической проверке и подтяжке резьбовых соединений, смазке трущихся узлов и деталей, проверке тросов и такелажных изделий.

При эксплуатации грузоподъемных устройств необходимо соблюдать некоторые меры безопасности:

  • соблюдать общие нормы техники безопасности при работе с грузоподъемными механизмами;
  • перед использованием осматривают и проверяют все узлы агрегата, особое внимание тросу или цепи;
  • для стационарных лебёдок или тельферов проверяют элементы крепления;
  • нельзя допускать перегрузки превышающие номинальные(паспортные) значения;
  • категорически запрещается использовать лебедки и тали с неисправным тормозом;
  • не следует разматывать канат до последнего витка;
  • при использовании электропривода электродвигатель подключают только к электрической сети соответствующей паспортным данным, нельзя подключать электропривод в обход штатных цепей защиты.

При эксплуатации грузоподъемных механизмов особое внимание уделяют правильной строповке груза. Материал, количество и точки строповки определяются исходя из формы и массы груза.

Гарантия

Каждый производитель указывает условия гарантии в паспорте на изделие. Гарантийные обязательства не распространяется на расходные материалы и изделия с механическими повреждениями. Срок гарантии на грузоподъемные механизмы составляет от 12 месяцев.

Устройство и характеристики

Классическая лебедка состоит из жесткой рамы с опорой или подвесом, на которой смонтирован основной подвижный барабан для наматывания троса.

Он приводится во вращение при помощи электрического или ручного привода, посредством барабанной или червячной передачи.

Ручной привод подразумевает использование мускульной силы человека, а потому работа происходит посредством вращения малого барабана, входящего в зацепление с большим основным, либо же за счет качательных движений специального рычага с трещоточным механизмом.

Коэффициент редукции некоторых лебедок способен достигать отметки 300:1 и более, а сама конструкция представляет собой не что иное, как трансмиссию с конкретным передаточным числом, аналогичную автомобильной.

Это значит, что для одного оборота основного барабана необходимо провернуть приводной 300 раз, за счет чего снижается прикладываемое усилие.

Двойная редукция достигается путем добавления в конструкцию второй скорости, либо же посредством использования подвижного блока.

Преимущественное большинство лебедок имеет тормоз, который бывает:

  • Маневровый (маневренный) – удерживает трансмиссию от самопроизвольного вращения.
  • Предохранительный – удерживает барабан от самопроизвольного вращения. Подобный тормоз еще называют стопорным или стопором.

Если с ручными моделями все понятно, то электрические оснащаются пультом управления, соединенным с электрикой самой лебедки гибким кабелем.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Существуют варианты на радиоуправлении.

Материал

В процессе работы отдельные узлы лебедки могут испытывать колоссальные нагрузки, а потому при производстве используются только прочный металл.

Так, например, при изготовлении барабана используется чугун СЧ 15-32 или сварная сталь, зубчатые колеса и шестерни редуктора выполняются чугунными или стальными (марки 30 или 40), применяется литье.

Для валов передач используется сталь 35 и 40.

Корпуса могут изготавливаться также из алюминия.

Размеры и вес

В зависимости от назначения, размеры и вес лебедки варьируются в самых широких пределах.

Средняя бытовая модель имеет длину 546 мм, оснащается барабаном диаметром 64 мм и длиной 226 мм, на котором намотано 27 метров 9-миллиметрового троса.

Масса конструкции в этом случае составляет порядка 24,7 кг.

Бытовые лебедки в принципе могут иметь следующие размеры:

  • Общие габариты ДхШхВ (мм): 180 – 640 х 74 – 260 х 128 – 240.
  • Параметры троса: диаметр 4 – 36 мм, длина 8 – 32 м.
  • Параметры барабана: длина 68 – 320 мм, диаметр 36 – 180 мм.

Характеристики барабана и виды троса

Трос – тяговый элемент лебедки.

Материал его изготовления напрямую зависит от назначения конструкции.

Исходя из поставленных задач, может быть использован:

  • Стальной трос – не требует специального ухода, имеет относительно невысокую стоимость, однако, с течением времени неизбежно начинает лопаться, следовательно, его надежность падает.

Внимание!

В момент обрыва натянутый стальной трос способен, без преувеличения, серьезно покалечить.

  • Канат – безопаснее, легче и тоньше предыдущего варианта, изготавливается из синтетического материала, обладает высокой прочностью и долговечностью. Это полиэстеровые, кевларовые, вектрановые плетеные изделия с сердечником и без него, с внушительной износостойкостью, но, требующие осторожного обращения и постоянного ухода.

Вместо троса некоторые лебедки используют цепи, строп-ленту.

Последняя также изготавливается из синтетических материалов, ее отличие от каната заключается в форме сечения и ширине, достигающей 150 мм и более.

Одной из характеристик лебедки, на основании которой выбирают конкретное изделие – канатоемкость барабана.

Она зависит от размеров и высоты бортов последнего.

Канатоемкость указывает, какая длина троса может быть намотана при известном его определенном диаметре.

Существуют модели, которые в своей работе могут использовать канат практически бесконечной длины, так как вместо барабана конструкцией предусмотрен шкив с несколькими канавками.

Характеристики двигателей

Для повышения скорости работы, грузоподъемности и в принципе автоматизации процесса, лебедки могут быть оборудованы одним из следующих типов привода:

  • Электрический – по сравнению с ручным вариантом способен наматывать канат со скоростью до нескольких метров в секунду. От мощности электродвигателя зависит грузоподъемность, а параметр этот, в зависимости от модели, составляет в среднем 0,5 – 4 кВт. В то же время грузовые лебедки башенных кранов оборудуются двигателем, мощность которого может достигать 30 кВт и выше.
  • Пневматический – используется преимущественно в местах с наличием легковоспламеняющейся среды, например, на нефтяных промыслах, в шахтах. Подобные модели относятся к оборудованию высшей категории. Средняя мощность 6 – 10 кВт.

Существуют также гидравлические тяговые и крановые лебедки, которые подключаются к гидросети, например, трактора, способны работать под водой из-за своей герметичности.

Грузоподъемность и тяговое усилие

Для лебедок тяговое усилие и грузоподъемность имеют одинаковое значение, так как в этом случае фактически обозначают одно и то же, хотя по своей сути представляют собой разные характеристики.

Эти параметры указывают на силу, с которой способен тянуть канат с грузом приводной механизм, а также максимальную весовую нагрузку на устройство.

Так, например, 2 тонны тягового усилия говорят о том, что механизм способен перемещать максимум 2-хтонные грузы.

Если тянуть объект волоком, то лебедке вдобавок противодействует сила трения, а значит по тяговому усилию тут требуется некоторый запас.

Тяговое усилие можно повысить в два раза, если использовать специальный силовой блок.

Неисправности

Лебедки очень надежные устройства, но при эксплуатации возникают неисправности:

  • повреждение тягового элемента – поврежденный трос или цепь необходимо заменить;
  • заклинивание зубчатой передачи – сдвиг валов вследствие ослабления болтовых соединений, болтовые соединения требуется затянуть и застопорить;
  • увеличение требуемого усилия на рычаге или рукояти – проверяют состояние смазки и при ее отсутствии смазывают детали;
  • сильный шум в редукторе – проверяют состояние смазки, промывают и смазывают редуктор.

Неисправности при использовании устройства с электрическим приводом:

  • электродвигатель не запускается, возможная причина – сработал размыкатель в цепи защиты, пониженное напряжение в сети или неисправна катушка контактора;
  • при выключенном пульте электродвигатель продолжает работать – прилипание магнитной системы контактора, залипание конечных выключателей;
  • пониженное напряжение – проверить сечение питающего кабеля, напряжение на вводном щите;
  • срабатывает токовая или тепловая защита – сначала исключают возможность перегрузки привода, проверяют элементы электрической схемы на обгорание.
  • электродвигатель гудит, но не вращается под нагрузкой – двигатель работает от двух фаз (если трехфазный), в случае гула у однофазного двигателя (относится и к трехфазным двигателям) – возможно, износ подшипника, в следствии под нагрузкой происходит стопорение (заклинивание);
  • сильный нагрев тормозных колодок – проверяют равномерность прилегания колодок, зажим и при необходимости регулируют;
  • самопроизвольное опускание груза – неисправность вызывается слабым зажатием тормозных колодок или их замасливанием. Поверхность колодок промывают и регулируют зажатие;
  • шум электромагнитного тормоза вызывается зазором между якорем и сердечником электромагнита, устраняется регулировкой зазора;

Мелкий ремонт и техническое обслуживание выполняется непосредственно при эксплуатации лебедки или тали. При серьезной неисправности, требующей разборки редуктора, тормозного механизма или электропривода лучше обратиться в специализированную организацию.

Ремонт электрической части устройства выполняется только специалистом с соответствующей группой допуска по электробезопасности.

Замена нагруженных деталей должна выполняться только на детали поставляемые производителем устройства.

ГОСТ

Для разных видов лебедок разработаны технические условия, которые вошли в конкретные ГОСТы:

  • ГОСТ 7014-74 – для ручных однобарабанных моделей, тяговое усилие которых находится в пределах 12,5 – 80 кН, исключая варианты для подъема людей, крановые и настенные. На данный момент отменен, а взамен действует ТУ 22-4929-81.
  • ГОСТ Р 52218-2004 – для проходческих вариантов.
  • ГОСТ 12617-78 – для судовых грузовых моделей.
  • ГОСТ 15035-80 – для скреперных подземных лебедок.

Маркировка

В маркировке лебедки, как правило, присутствует ее максимальное тяговое усилие, а также единицы его измерения (S, U, LB и так далее).

Следовательно, модель 16800LB обладает тяговым усилием в 7620 кг, так как 1 lb = 0,454 кг.

Скреперные подземные лебедки изготавливаются в следующих вариантах исполнения:

  • 2С – двухбарабанная модель с соосным расположением барабанов и мотора.
  • 2СК – предыдущий вариант, но для калийной промышленности.
  • 2П – Два барабана и двигатель расположены параллельно друг другу.
  • 3С – соосное расположение трех барабанов и двигателя.

В данном случае указывается в условном обозначении типоразмер, модернизация (буквы), экспортное исполнение и настоящий стандарт.

Сертификаты

Лебедки подлежат сертификации с целью подтверждения соответствия их безопасности и качества установленным нормам.

На разные типы изделий оформляются соответствующие сертификаты:

• ТР ТС 010/2011 “О безопасности машин и оборудования” – для механических моделей.

• Для электромеханических вариантов — дополнительно ТР ТС 020/2011 “Электромагнитная совместимость технических устройств” и ТР ТС 004/2011 “О безопасности низковольтного оборудования”.

Производители лебедок

На текущий момент на рынке свою продукцию представляют множество западных и производителей стран СНГ. Ассортимент и особенности продукции некоторых из них представлен ниже.

DENZEL

DENZEL– немецкий бренд ручного и электроинструмента. Грузоподъемное оборудование этого бренда представлено тросовыми талями с электрическим приводом грузоподъемностью до 1т и высотой подъема до 12м.

В комплект входят крепления для фиксации на трубе. Для горизонтального перемещения предлагается каретка с электрическим приводом для установки на двутавровую балку.

Einhell

Einhell – немецкий производитель инструмента. Компания выпускает тросовые тали с электроприводом номиналом до 1000кг и длиной троса 11,5м.

Комплектация включает креплениям для установки на стальные балки. Пульт управления защищен силиконовым кожухом, препятствующим попаданию пыли и влаги.

FIT

Fit – производитель электро, пневмо и ручного инструмента. Грузоподъемное оборудование этой торговой марки представлено:

  • ручными рычажными лебедками грузоподъемностью до 4т и тросом до 3м;
  • барабанной лебедкой с ручным приводом грузоподъемностью 1т и тросом 9,5м

Ручные лебедки предлагаются в усиленном варианте – с двумя симметричными шестернями. Для большего удобства и безопасности стопор вынесен ближе к рычагу.

JET

Jet – международный концерн выпускающий станки, ручной инструмент, грузоподъемное оборудование. Линейка грузоподъемного оборудования включает в себя:

  • ручные тросовые тали грузоподъемностью до 10т и высотой подъема до 12м;
  • ручные рычажные тали грузоподъемностью до 3т и высотой подъема до 12м;
  • электротали грузоподъемностью до 400/800кг и высотой подъема до 18/9м;
  • рычажные лебедки грузоподъемностью до 3т;
  • лебедка с электроприводом грузоподъемностью 250кг и высотой подъема до 60м;
  • туристическая лебедка с электроприводом с тяговым усилием 450 кг и тросом до 4,5м

В комплект поставки некоторых лебедок не входит канат, приобретается отдельно. Рычажные лебедки имеют телескопическую конструкцию рычага со срезным штифтом, выполняющим функцию предохранителя от перегрузки.

Компания предлагает дополнительное оборудование: каретки с электроприводом для электроталей, подвижные каретки, зажимы для фиксации тали на двутавровой балке.

Kraftool

Kraftool – немецкий бренд профессионального ручного и строительного инструмента. Компания выпускает ручные цепные тали. Ассортимент включает в себя механизмы номиналом от 1 до 5 т и высотой подъема до 5м.

Тали этой компании выполнены из высококачественной углеродистой стали, грузоподъемные части из инструментальной легированной стали. Изделия этой фирмы отличают компактные габариты и малый вес. Механизм запирания с самовозвратом обеспечивает высокую надежность эксплуатации.

Prorab

Prorab – Российский бренд представляющий электро и строительный инструмент. Компания предлагает под своей торговой маркой тельферы с электрическим приводом до 1т, высотой подъема до 6м и скоростью работы 4м/мин.

Sorokin

Sorokin – российский производитель инструмента, со специализацией на оборудовании для автосервиса. Компания серийно производит несколько видов грузоподъемного оборудования, охватывая весь диапазон грузоподъемности.

Ассортимент включает в себя лебедки с ручным приводом:

  • барабанные до 1,3т и длиной троса до 15м.
  • рычажные до 3т и длиной троса до 1м.
  • тяговые до 5,4т и длиной троса до 20м.

Торговая марка представляет также линейку талей и тельферов:

  • рычажные тали до 9т и высотой до 1,5м;
  • цепные тали до 20т и высотой до 3м;
  • передвижные цепные тали до 10т и высотой до 3м (цепная таль совмещена с кареткой для установки на двутавровую балку);
  • тельферы с электроприводом до 5т и высотой подъема до 15м.

Помимо этого выпускаются автомобильные лебедки предназначенные:

  • для внедорожников грузоподъемностью до 7,7т;
  • для установки на квадроциклы грузоподъемностью до 2т;
  • гидравлические электролебедки для эвакуаторов грузоподъемностью до 9т.

Изделия этого производителя изготавливаются из высококачественных материалов, что обеспечивает надежность и долговечность работы. Конструкция позволяет заменить штатные тросы или цепи на тяговые элементы увеличенной длины.

Отдельные модели используют в качестве тягового элемента текстильную ленту. Помимо основных агрегатов в линейке представлены дополнительные принадлежности: консоли, блоки, стропы, канаты и цепи.

ZUBR

ZUBR – еще один российский бренд. В сегменте грузоподъёмных приспособлений ассортимент достаточно широк. Серийно выпускается стационарная лебедка с ручным приводом до 900кг, рычажные автомобильные лебедки грузоподъёмностью 2 и 4т.

Среди талей доступны механизмы с цепным приводом до 5т и высотой подъема до 12м и с рычажным приводом до 5 т и высотой подъема до 1,5м. Грузоподъемные механизмы этой фирмы просты по конструкции и надежны в эксплуатации.

Залогом их долговечности служит качество применяемых материалов – все детали изготовлены из высококачественной углеродистой стали, а цепи из инструментальной стали, подвергнутой закалке. Передаточное число оптимально подобрано, что обеспечивает эффективную работу при небольшом усилии на тяговую цепь.
Реклама от спонсоров: // // //

Виды лебедок и их цена

В зависимости от используемого в работе привода, лебедки бывают:

Рычажные (ручные)

Универсальное решение, так как не требует в работе каких-либо источников энергии, кроме мускульной силы оператора.

Еще одно название – механическая лебедка, которая, кстати, единственная может быть угловой.

Это значит, что в ее основе лежит рычажный механизм с трещоткой.

В процессе эксплуатации оператор не барабан вращает, а качает рычаг, передающий усилие на требуемый узел подъемного агрегата.

Конструкция позволят работать в ограниченном пространстве, обеспечивает значительный выигрыш в усилии, но проигрывает в скорости работы.

Примерная цена – 3 – 5 тыс. рублей.

Есть варианты и намного дороже.

Электрические

В основе лежит электродвигатель, который может питаться как от сети переменного тока на 220 или 360 вольт, так и от источника постоянного тока с низким напряжением.

За счет этого электролебедка в специальном исполнении часто устанавливается на автомобили.

Преимущество такого привода в том, что всю работу выполняет электродвигатель, однако, недостаток кроется в энергозависимости.

Цена – от 5 тыс. рублей.

Гидравлические

Построены с использованием гидромотора, работу которого обеспечивает давление подключенной гидросистемы.

Подобные модели устанавливаются преимущественно на спецтехнику, вроде эвакуатора или трактора, но встречаются и на легковых авто.

Подключение выполняется к гидравлической системе, индивидуальному гидронасосу или гидроусилителю руля.

Цена – от 40 тыс. рублей.

Пневматические

Работают от сжатого воздуха, соответственно подключаются к пневмосистеме.

Примечательны тем, что могут использоваться возле взрыво- и пожароопасных веществ.

Примерная цена – 180 тыс. рублей, в зависимости от характеристик.

Бензиновые

Идеальны для использования в полевых условиях.

Это переносные модели, как правило, обладающие компактными размерами.

По сравнению с электрическими вариантами используются не так часто, но работают быстрее до 4-х раз.

По типу механизма передачи усилия лебедки бывают:

Барабанные

Наиболее распространены среди ручных моделей.

В процессе работы трос наматывается на барабан за счет вращения рукояти.

Применяются для несложных задач, так как повышают тяговое усилие не более чем в 2 раза.

Стоимость примерно 1,5 – 4 тыс. рублей.

Червячные

Отличаются тем, что барабан с тросом вращается за счет передачи усилия путем винта Архимеда.

Главное преимущество – миниатюрные размеры, от чего подобные модели еще называют мини-лебедками.

Среди минусов следует отметить достаточно ощутимое трение между отдельными узлами, а также необходимость прикладывать значительные усилия, если речь идет о ручном устройстве.

Планетарные

В конструкции есть планетарный редуктор, позволяющий получать большие передаточные отношения, имея при этом малое число передаточных звеньев.

Иными словами, подобные модели компактные, но одновременно мощные и грузоподъемные.

Шестеренчатые

Передача вращение от привода происходит за счет серии зубчатых колес или шестерней, которые могут быть объединены в полноценный редуктор.

В работе система требует обязательной смазки.

По типу тягового механизма лебедки делятся на:

Тросовые (канатные)

Простой и компактный механизм, использующий стальной трос или синтетический канат.

Применяется, как правило, в системах среднего и начального уровня, так как канатами сложно добиться серьезной грузоподъемности.

Ленточные (ременные)

Как правило это барабанный ручной вариант с высотой подъема до 10 м.

Цепные

Обладают высокой грузоподъемностью за счет прочности цепи, однако, для подобных моделей характерен большой вес, так как сама цепь довольно массивная.

По назначению лебедки можно разделить на 2 основных типа:

Тяговые

Выполняют роль тягового механизма при погрузочно-разгрузочных и других работах, а потому подобными устройствами оснащаются всевозможные грузоподъемные устройства.

Такие лебедки отдельно не подходят для подъема грузов, а используются, например, при перемещении разных тележек, вытягивании автомобилей и подобных работах.

Имеют небольшой запас троса, но приличную скорость работы.

Монтажные (строительные)

Предназначены для подъема разных грузов на различных промышленных и строительных объектах.

Они устанавливаются на раме, имеют большую длину троса и невысокую скорость вращения барабана.

Следующие виды лебедок относятся уже к специальным, то есть предназначены для выполнения конкретных задач в конкретных условиях:

Элеваторные

Выглядят, как маленький кран с короткой стрелой.

Предназначена для спуска и подъема людей на элеваторах, откуда и произошло название.

Также эти модели используют в бункерах, шахтах и других объектах.

Обозначается маркировкой «ЛЭ», число после букв указывает на максимально допустимую грузоподъемность, например: ЛЭ-150.

Цена в дапазоне 100-200т.р.

Маневровые

Используются на прирельсовых складах для передвижения железнодорожных вагонов, заменяя тем самым тепловозы.

Бывают однобарабаные и двухбарабанные, работают на электрике или пневматике.

Грузовые

Собственно любая лебедка, предназначенная для подъема и опускания груза, то есть его передвижения по вертикали.

Яркий пример – таль.

Гаражные

Малогабаритный вариант, который крепится стационарно к горизонтальной балке.

Грузоподъемность не превышает 2 тонны, а длина троса, как правило, не более 2,5 м.

Лебедки с опорой пол-потолок

Предназначены для подъема груза на высоту в среднем до 60 м.

Грузоподъемность часто не превышает 300 кг.

Эта строительная лебедка устанавливаются на распорной стойке типа пол-потолок или в оконном проеме.

Стоимость электроверсии примерно 100 тыс. рублей.

Скреперные

Применяются в подземной добыче полезных ископаемых для доставки горной породы, а также в складировании сыпучих материалов при открытой разработке.

Автомобильные

Крепятся на корпусе авто, используются для вытаскивания застрявших автомобилей.

Кроме описанных выше приводов, используется карданная передача усилия, то есть лебедка подключается к коробке отбора мощности.

Отличаются неприхотливостью, надежностью и мощностью.

Вариант, которым часто пользуются любители настоящего бездорожья – скоростная лебедка с несколькими электромоторами и скоростью намотки каната вплоть до 50 м/мин.

Самая дешевая модель обойдется примерно в 8 тыс. рублей, а средняя цена – около 30 тыс.

Проходческие

Шахтный вариант для подвески коммуникаций и оборудования в стволе.

Авиационные

Используются, собственно, при погрузке и разгрузке летательных аппаратов, представляет собой съемное оборудование.

Трелевочные

Навесной вариант для трактора, предназначенный для транспортировки поваленных бревен.

Скиповые

Для перемещения по наклонному мосту скипов.

Мотолебедки

Бензиновый вариант, который кроме прямых функций способен выполнять обработку почвы при установке специального прицепного оборудования.

Цена от 19 тыс. рублей.

В судоходстве тоже есть свои лебедки:

Якорные

Собственно для сброса и подъема якоря, часто с электроприводом.

Лодочные

Для аккуратной транспортировки наводных плавсредств к местам хранения.

Цена – от 6 тыс. рублей.

Швартовные

Для выбирания швартовного каната с фиксированной скоростью, независимо от нагрузки.

Функции

Функционально оба устройства предназначены для перемещения грузов. Однако существует некоторая спецификация.

Тали, в основном, предназначены для подъема и удержания предметов. Возможно их использование и для горизонтального перемещения. В этом случае таль крепится к специальной каретке, перемещающейся по двутавровой балке.

В таком исполнении грузоподъемный механизм называется тельфер. Привод тележки в этом случае бывает механическим или электрическим.

Лебедки применяются для перемещения грузов в любом направлении. Функционально выделяют следующие группы:

  • Тяговые. Предназначены для подъема или перемещения грузов;
  • Маневровые. Применяются при необходимости перемещения грузовых вагонов на прирельсовых складах;
  • Вспомогательные и буровые. Специализированные агрегаты для подъема оборудования на буровые площадки с приемных мостиков, работы с обсадными трубами;
  • Скреперные. Используются для перемещения частей горных пород при добыче полезных ископаемых.

Стационарная лебедка с ручным приводом

Если есть сварочный аппарат и болгарка, устройство несложно изготовить быстро. Основные узлы изделия:

  • каркас из профильной трубы 20×20 мм;
  • барабан из 3-миллиметрового листового металла, ступицы из такого же материала;
  • вал;
  • 6 втулок длиной 200 мм из трубок диаметром 14 мм;
  • рычаг, трос и карабин.

Эту конструкцию легко переделать в лебедку с приводом от электромотора или любого другого двигателя. Придется найти две звездочки с разным количеством зубьев. Подойдет ведущая от коробки передач на мотоцикле и ведомая, что на колесе. Понадобится также цепь соответствующего шага.

Начинают с изготовления каркаса, для чего нарезают прямоугольные трубы, формирую концы под 45°. Раскладывают детали на столе, прихватывают точечно по углам. После проверки перпендикулярности и размеров заваривают швы. Если предусмотрено установить мотор, делают металлическое основание с прорезанными пазами, закрепляют. Зачищают болгаркой, ошкуривают, покрывают грунтовкой, затем двумя слоями эмали.

Для барабана вырезают 2 одинаковых круга по 300 мм в диаметре. Сверлят отверстия:

  • под крепление ступиц – 4 штуки;
  • в центре – под вал;
  • отступив на 70–80 мм – для втулок.

Ступицы фиксируют болтами, диски барабана соединяют шпильками. На них между кругами монтируют втулки из трубок. Закрепляют гайками и контргайками. Конструкцию устанавливают на вал, который продевают в отверстия щечек из листового металла. С одной стороны извне – место для ручки привода, с другой, если такое предусмотрено – большая звездочка. На нее затем надевается цепь, которая идет на двигатель. Для уменьшения силы трения используют подшипники подходящего диаметра.

Один конец стального каната закрепляют на валу и наматывают. Вышла простая конструкция, способная перемещать грузы горизонтально. Если требуется поднять тяжесть, дополнительно используется ручная таль или перекидывают трос через блок. Лебедку также устанавливают на транспортные средства.

Ручная лебедка своими руками: 7 этапов изготовления устройства

Лебедки — очень удобное для поднятия грузов приспособление, благодаря чему оно имеет широкое распространение среди автолюбителей.

Так как стоимость специального оборудования достаточно высока, то ручная лебедка своими руками станет оптимальным вариантом для автомобилистов, которые предпочитают наиболее оптимальное соотношение цены и качества.

Также по индивидуальному макету можно создать уникальную лебедку, которая будет сочетать в себе удобство и высокую грузоподъемность. Компактные самодельные устройства могут устанавливаться на любую часть машины, что делает механизм универсальным помощником при ремонте и поездках на дальние расстояния.

Назначение лебёдок

Лебёдка является одним из самых старых механизмов, которые человек изобрёл и применил в своей деятельности для облегчения перемещения тяжестей. Тяговое усилие, создаваемое за счёт физической силы человека или животного, передаётся через канат, цепь, трос или иной гибкий элемент от приводного барабана к тому грузу, который надо передвинуть.

У лебёдки привод барабана может быть ручным, электрическим, от двигателя внутреннего сгорания, от паровой машины, гидравлическим. Чаще лебёдку используют для вертикального подъёма груза. Но иногда с помощью этого механизма удобно перемещать тяжести по горизонтали (например, автомобиль).

Если лебёдка крепко установлена на автомобиле, то с её помощью можно самостоятельно освободиться из ямы, из болота или подняться в гору. Если на застрявшем автомобиле нет штатной лебёдки, то любую другую надо прочно закрепить на земле и решить возникшие проблемы.

Лебёдка на автомобиле ФОТО: motorsguide.ru

Выбор редуктора

Следующей проблемой является выбор редуктора. Любая лебедка электрическая 220 В своими руками должна содержать в себе механизм, который будет передавать вращение с большим тяговым усилием. Существуют следующие разновидности редукторов:

  • Червячные, передают вращение под углом 90 градусов, не требуют устройств для торможения, так как обладают хорошими самотормозящими свойствами.
  • Для лебёдок не используются из-за сложности перпендикулярного расположения главного приводного и вторичного валов.
  • Цилиндрические, представляют собой одну или несколько пар шестерен в одной плоскости, находящихся в зацеплении. Вращение передается с меньшего колеса на большее. Обладают высокой надёжностью, но меньшим тяговым усилием. Удобны для использования при конструировании самодельных лебедок.

Червячная передача — высокая степень надёжности

Во многих механизмах подобного типа, имеющих большую грузоподъёмность, предусмотрено управление скоростью движения троса. Благодаря этому можно изменять интенсивность прилагаемых физических усилий. Ручная лебедка червячная может иметь многообразие вариантов крепления.

Такое устройство отличается простотой эксплуатации и существенной надёжностью. При помощи данного элемента, предназначенного для грузоподъёмности, можно производить монтажные, ремонтные и строительные работы. При этом лебёдка будет иметь высокий уровень безопасности при работе.

Она должна обладать комфортной рукояткой, а червячный редуктор сможет обеспечить прекрасную возможность удержания нагрузки.

Как сделать лебёдки разного типа

Для того, чтобы браться за разработку и изготовление лебёдки своими руками, необходимо уметь работать со слесарным инструментом, сварочным оборудованием, электроприборами и машинами.

Самодельные лебёдки создаются под конкретный автомобиль. Они максимально отвечают потребностям хозяина, гораздо дешевле покупных, имеют высокую ремонтопригодность, просты в облуживании, более компактны.

Один из наиболее популярных вариантов самодельной лебёдки создаётся из деталей велосипеда.

Для изготовления данного устройства потребуются следующие компоненты: велосипедная цепь, задняя ось, втулка, звёздочка, полоска листовой стали толщиной 6-8 мм, стальной трос, карабин, блок для троса, крюк.

Из инструментов понадобится болгарка, дрель или сверлильный станок, шуруповёрт, сварочный аппарат, тиски, метчики, молоток, керн и кое-что другое.

Трещотка, которая нужна как предохранитель от обратного самопроизвольного вращения барабана, изготавливается из втулки.

Самодельный храповик из велосипедной втулки ФОТО: usamodelkina.ru Из стальной полоски изготавливается корпус, в который вставляется втулка с храповиком. Основная часть лебёдки готова.

Устройство с храповиком в сборе ФОТО: usamodelkina.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]