Маркировка и виды лотков для теплотрасс
Основным документом, регламентирующим размеры лотковых конструкций, является Серия 3.006.1-2.87, в ней описана и их маркировка, состоящая из следующей последовательности буквенных и цифровых символов:
- Л — лоток, аналогично обозначается и плита, которая его накрывает (литера П);
- д — ставится позади первой цифры указывает на доборные изделия;
- цифры от 1 до 38 — означают порядковый номер типоразмера и конструкции изделия;
- Число за дефисом обозначает равномерно рассредоточенное по площади 1 квадратный метр (м2) давление по вертикали в килограмм-силах (кгс), но чаще в тонна-силах(тс), которое выдерживает изделие;
- а — литера после второй цифры обозначает марки со стальными закладками.
Существует еще одна Серия 3.006.1-8 рабочих чертежей и типоразмеров лотковых элементов с отверстиями, имеющая иное условное обозначение. В ней буквенные символы и цифры согласно их позициям означают следующее:
- КЛ — лоток, ПТУ — перекрывающая угловая плита, ПДУ — плита днища угловая, ПТО — плита с отверстием, ЛКО — лотковое изделие с отверстием;
- последующие три цифры означают длину, ширину и высоту изделия в сантиметрах;
- последнее число после дефиса — расчетная нагрузка в тс/м2.
Конструктивные и размерные параметры лотка ЛК 300.180.120-6 из Серии 3.006.1-8
Из лотковых элементов монтируют подземные сооружения, которые делят на две группы:
- каналы — изделия, имеющие чистую высоту менее 150 см;
- тоннели — инженерные коммуникации из лотков высотой 180 см и более.
Маркировка каналов и туннелей имеет буквенно-цифровое обозначение по аналогии с лотками и состоит из символов:
- КЛ — лоточные каналы, накрываемые плитами;
- КЛп — каналы лотков, которые опираются на плиты;
- КЛс — Конструкции из двух ЖБИ, опирающихся на торцы боковых стенок друг друга.
Цифра после буквенного обозначения указывают ширину канала в сантиметрах, следующая цифра — высота лотка в сантиметрах. Цифровой символ после дефиса — рабочая нагрузка в тс/м2.
Характеристики лотков крайних типоразмеров по Серии 3.006.1-2.87
Из чего изготавливаются водоотводные лотки
Для производства бетонных лотков используются различные виды фибробетона. В готовый раствор вводятся измельченные полипропиленовые волокна, которые позволяют снизить усадочную деформацию изделий, а также повысить их стойкость к изгибающим усилиям. В состав бетона также может вводиться металлическая фибра.
Также распространены железобетонные водоотводные лотки, которые производятся с применением цемента марок не ниже М 500 и дополнительным армированием.
Все каналы, в том числе имеющие вертикальный водослив, комплектуются решетками. Это необходимо для их защиты от листьев и прочего мусора. Выбор материала применяемых решеток зависит от места расположения магистрали и предполагаемой нагрузки. Решетки крепятся к бетону посредством специальных винтов. Они могут сниматься для чистки.
III.УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Земляные работы по отрывке котлованов под раструбы и траншеи под блоки лотка должны быть выполнены до монтажных работ.
Блоки должны быть заблаговременно доставлены к месту работ. У котлована выходного раструба выгружают блоки выходного раструба и несколько блоков лотка (в зависимости от величины вылета стрелы автокрана). Остальные блоки лотка выгружают вдоль траншеи у мест стоянок автокрана, а у котлована верхнего раструба выгружают блоки верхнего раструба. Блоки должны быть сложены так, чтобы они не мешали проезду автокрана.
Щебень для щебеночной подготовки разгружают у обеих раструбов и промежуточных упоров.
Земляные работы по устройству траншеи лотка выполняет звено рабочих в составе: машиниста экскаватора 6 разр., и землекопов: 3 разр. — 1, 2 разр. — 2.
Землекопы выполняют работы по грубой планировке траншеи и котлованов после работы экскаватора с копанием траншей под упорные шпоры и под упоры, а затем окончательно планируют дно траншеи под рейку с приданием уклона.
Монтаж блоков выполняет звено в составе: машиниста автокрана 5 разр. и монтажников конструкций: 4 разр. — 1, 3 разр. — 2.
В процессе выполнения работ монтажник конструкций 4 разр. дает указания машинисту автокрана на подъем и опускание блоков, следит за их правильной установкой.
Монтажники конструкций 3 разр. стропуют блоки и направляют их к месту укладки, а также устраивают щебеночную подготовку.
Для отрывки траншеи и котлованов, засыпки пазух грунтом с уплотнением и окончательной планировки поверхности около лотка привлекаются: машинист экскаватора 6 разр., машинист компрессора 4 разр. и землекоп 3 разр.
Виды водоотводных лотков
По способу изготовления лотки бетонные подразделяются на 2 группы:
- изготовленные методом вибролитья. Уплотнение материала обеспечивается вибрацией рабочего стола и заливочной формы;
- изготовленные методом вибропрессования. Материал уплотняется с помощью пресса. Такие желоба не имеют внутри пузырьков воздуха, поэтому возникновение в их структуре трещин маловероятно.
По своему устройству каналы подразделяются на такие виды:
- обычные;
- каналы, имеющие вертикальный водослив.
Бетонные каналы могут комплектоваться различными видами решеток:
- чугунные решетки (их поверхность может быть оцинкована);
- стальные решетки. Для их изготовления может использоваться нержавеющая сталь. Также поверхность решетки может оцинковываться;
- пластиковые решетки (из очень прочных видов пластика).
Чугунная решетка для водоотводного лотка ЖБИ
Кроме того, решетки могут быть ячеистыми или щелевыми. Например, лоток водоотводной бетонный с решеткой щелевой чугунной может применяться в местах с наибольшими весовыми нагрузками.
В зависимости от места расположения и поставленных задач бетонные желоба могут использоваться для следующих целей:
- для водоотведения;
- для прокладки кабелей;
- для обустройства теплотрасс.
Также лотки могут иметь внутренний уклон для стока воды или быть без уклона.
Размеры
Лотки изготавливают прямоугольной и трапециевидной формы с уклоном внутренних стенок. Их основные размеры:
- длина по стандарту составляет 5970 мм, такой типоразмер имеют небольшие ЖБИ начальных номеров (по усмотрению производителя их длина может быть и 2970 мм). Более тяжелую крупногабаритную продукцию начиная с номеров Л25 (масса больше 5 тонн) для удобства транспортировки и монтажа выпускают размером в 2970 мм;
- для всех доборных изделий с индексом д принята стандартная длина в 720 мм;
- ширина лотков лежит в диапазоне от 420 мм до 4000 мм со следующей градацией: 420 мм (Л1); 570 мм (Л2); 780 мм (Л3 — Л5); 1160 мм (Л6 — Л9); 1480 мм (Л10 — Л13); 1840 мм (Л14 — Л18); 2160 мм (Л19 — Л22); 2460 мм (Л23 — Л26); 2780 (Л27 — Л30); 3380 (Л31 — Л34); 4000 (Л35 — Л38);
- высота стенок возрастает с увеличением порядкового номера и лежит в диапазоне от 360 мм для Л1, Л2 до 1700 мм для Л38.
- толщина стенок от 40 мм (Л1) до 100 мм (Л38);
- ширина внутреннего канала — от 300 мм до 3600 мм;
- высота лотка изнутри от 300 мм до 1500 мм;
- толщина дна — от 60 мм до 200 мм.
- масса лотков изменяется от 0,9 т для Л1 при объеме бетона 0,34 м3 до 9,38 т при объеме материала 3,75 м3 для Л38.
- плиты типа КЛ и КЛп выпускают протяженностью по 2990 мм, для ЖБИ с внутренней шириной 300 и 450 мм длина плит составляет 740 мм.
- для доборных ЖБИ по 720 мм протяженность перекрывающих плит равна 740 мм.
Схема монтажа ЖБ каналов
Типоразмеры
Все производители лотков из железобетона придерживаются одинаковых стандартов. Помимо длины (L), ширины (B) и высоты (H), изделия классифицируют по гидравлическому сечению (DN). Эти параметры определяют водопропускную способность дренажной системы.
Для определения необходимых размеров выполняют гидравлический расчет по специальной формуле. Выполнение этой работы лучше поручить профессионалу, т. к. необходимо учесть несколько факторов. Крупные производители предлагают покупателям бесплатный расчет водоотводов площадью от 1000 кв. м.
Вес и масса лотков зависят не только от размеров, но и от класса нагрузки, поэтому их учитывают только при расчетах расходов на транспортировку и монтаж:
- DN. Гидравлическое сечение лотка — ширина внутреннего сечения, обозначается латинскими буквами DN. Цифры, указанные после этих букв, соответствуют гидравлическому сечению изделия, выраженному в миллиметрах. Например, DN100 — ширина внутреннего желоба 100 мм. Производители систем водоотведения выпускают лотки с размерами DN100, 150, 200, 300, 400, 500.
- L. Чаще всего в продаже можно встретить лотки длиной 1000 (или 1050) мм. Другие возможные размеры: 500, 1100, 1200, 2060, 2360, 2400, 2950 мм.
- B. Наружная ширина железобетонных лотков для отвода стоков — от 140 до 603 мм. Этот размер зависит не только от гидравлического сечения, но и от толщины стенок изделия — она может быть разной.
- Н. Высота лотков составляет от 60 до 700 мм. В документах может быть указана и гидравлическая высота, т. е. внутренняя высота желоба. Она тоже зависит от толщины стенок изделия. Лотки небольшой высоты называют мелкосидящими.
Материал изготовления
Лотки производят в соответствии с ГОСТ 13015.1-2003, в нормативном акте Серия 3.006.1-2.87 приведены рабочие чертежи и обозначены следующие стройматериалы, из которых производят лотковые ЖБ изделия:
- основной компонент их изготовления — бетон класса прочности на сжатие В15, В25, В30, В35, что соответствует прочностным маркам бетона М200, М300, М400, М450;
- для армирования используется арматура класса AI, AIII (ГОСТ 5781-82), проволока BpI (ГОСТ 6727-80);
- при устройстве закладок используют сталь ВСт3кп2 (по ГОСТ 380-71 это конструкционная углеродистая сталь, В — поставляемая по нормируемым химическим свойствам и физическим параметрам, кп — кипящая, сп — спокойная, пс — полуспокойная);
- анкерные элементы производят из стали класса AIII (по ГОСТ 5781-82);
- для производства монтажных петель берут сталь класса AI марки ВСт3сп2 или ВСт3пс2. Использование последней в температурных условиях ниже -40 °С недопустимо.
Лотки армируют каркасными и сварными сеточными элементами согласно чертежам и схемам фиксации арматуры из Серии 3.006.1-2.87, при этом толщину защитного бетонного слоя принимают равной:
- при стенках монолитной конструкции меньше 10 см — 1,5 см;
- при стенах изделий более 10 см — 2 см с допустимым отклонением +5 мм.
ЖБ канальные и тоннельные элементы по Серии 3.006.1-2.87 — параметры
Назначение
Железобетонные лотки (ЖБЛ) для теплотрасс благодаря широкому ряду типоразмеров применяют не только по прямому назначению, но и для других целей как в бытовом хозяйстве, так и в строительной, коммунальной, и промышленной сферах.
Железобетонные лотки для теплотрассы играют следующую роль:
- Предохраняют водопроводный, газовый, паропроводящий трубопровод или кабель от физического давления помещенного над ним грунта.
- Обеспечивают дополнительную тепловую защиту трубопровода, экономя при этом финансовые средства на подогреве воды, пара или иного теплоносителя.
- Так как подземный лоток накрывается сверху защитной крышкой и промазывается снаружи гидроизоляцией, в него не проникает влага — таким способом происходит предохранение от коррозии внутренних инженерных коммуникаций.
- Также ЖБ лоток для теплотрассы не допускает контакта трубопровода с почвой, различными биологическими организмами и животными. Это повышает коррозионную стойкость трубопровода и существенно увеличивает срок его службы.
- Бетонный лоток для теплотрассы предохраняет трубопровод от физического воздействия почвы при ее просадке, смещении в результате землетрясений или размыве грунтовыми водами.
- Одно из популярных применений лотков — их установка для отвода различных жидкостей. Они могут использоваться в животноводческой отрасли сельского хозяйства на фермах скота для транспортировки жидких навозных стоков, организации водоподающих каналов. В мелиорации лотки находят применение при осушении болотистой местности. При ведении бытового загородного хозяйства с помощью лотков можно подводить воду на участок из открытых источников, колодцев, колонок, создавать каналы для отвода воды с территории.
Схемы армирования
Порядок водоотвода с полос разделения
Отвод поверхностных вод с полос автомобильных магистралей, полигонов для испытаний и насыпей, подвергаемых воздействию грунтовых вод, характеризуется перечнем индивидуальных характеристик. Чаще всего они обусловлены строго индивидуальным контурами направлений стока в плане, присутствия зацикленных площадей стекания и съездов с крупномасштабными разнонаправленными уклонами, соседством и взаимодействием с территорией города и т.п.
отвод воды с лотков
Разветвления транспортных артерий нуждаются в наиболее эффективном отводе воды и перенаправлении ее за пределы дорожного полотна. Водоотводящие системы должны обеспечивать стабильный, беспрепятственный сток жидкости, направляя ее по продольному уклону в необходимом направлении. Если съезды развязок автомобильных дорог пересекают насыпи, то для водоотвода применяют специальные пропускные трубы.
Лотки для отвода воды из железобетона
Водоотводные (сточные, водосточные) лотки железобетонные изготавливают методом вибропрессования или вибролитья. Бетон используют тяжелый, высокой марки. Внутрь помещают стальную арматуру класса А, придающую изделию прочность, высокую несущую способность.
Желоб вибропрессованный отличается от вибролитого лучшими характеристиками, прослужит дольше. Торцы изделий делают под замковое соединение, которое предупреждает смещение элементов дренажной системы при монтаже и эксплуатации. В дне лотка может быть предусмотрено отверстие для вертикального слива в канализацию.
Разновидности
По способу установки различают сточные железобетонные лотки:
- Прикромочные. Их располагают вдоль кромки дорог на одном уровне или каскадом (зависит от величины уклона поверхности).
- Телескопические. Желоба этого типа используют для отведения стоков по откосу (с мостов, насыпей и т. п.). Элементы телескопической системы водоотвода устанавливают один в другой.
Классификация водосточных желобов по форме сечения:
- П-образные — имеют наибольшую площадь сечения, предназначены для отведения большого объема сточных вод.
- U-образные — предназначены для отвода небольшого количества стоков, подходят для частных загородных участков.
- Трапециевидные — для монтажа телескопической системы водоотведения. Изделие имеет вид трапеции не только в поперечном сечении — один из его концов шире второго, и узкий вставляют в следующий элемент.
Преимущество ЖБИ-изделий
Водоотводные желоба делают не только из железобетона, но и из пластика, полимерпесчаной смеси, простого и полимерного бетона.
Преимущества ЖБИ-лотков:
- устойчивость к воздействию высоких нагрузок;
- широкая область применения;
- низкая цена.
Монтаж и гидроизоляция лотковых конструкций
Монтаж каналов и туннелей проводят по СНиП III -16-80 (Правила работ при монтаже сборных бетонных и ЖБ конструкций) и СНиП III-4-80.
Основные правила проведения работ включают в себя пункты:
- Монтаж начинают после устройства подушки и проверки строительным инструментом уклонов и размеров канала.
- Лотки при установке цепляют за петли или пользуются захватами в виде прочных металлических стержней, пропущенных в противоположные стены ЖБИ.
- При укладке плит рекомендуется использование клещевых фрикционных захватов без использования петель. В зависимости от технологии изготовления плит для их монтажа могут быть использованы спецотверстия в изделиях, при отсутствии петель и отверстий применяют строповочные петли.
- Швы при укладке элементов заполняют раствором цемента марки 50, в местах деформации шовные проемы заливают битумом.
- Если прокладка проводится полуподземным методом, швы между перекрытиями заливают битумной мастикой со специальным наполнителем по СНиП III-20-74, регламентирующим проведение кровельных, гидроизоляционных и пароизоляционных работ.
- Все металлические соединения обязаны быть покрыты противокоррозионным составом, в тоннелях обетонированы по соответствующему узлу.
- Строповочные отверстия после установки замазывают цементом марки 50.
- Допускается монтаж лотковых коммуникаций без верхнего и нижестоящего перекрытия вне зданий со стенками высотой не более 60 см, и в цеховых каналах при углублении до 50 см.
- Допускается протяжка коммуникаций в открытых канальных проходах при отсутствующей нагрузке во время возможного осыпания земли или отсутствия крепежа стенок временными подпорками.
- В тоннелях закрытого типа коммуникации протягивают через монтажные проемы.
- Засыпку проложенных коммуникаций проводят равномерно распределенными слоями толщиной 20 — 30 мм с двух сторон согласно технологии производства земляных работ по СНиП III-8-76.
- Монтаж ЖБИ с закладочными элементами проводят по заранее нанесенным разбивочным рискам.
Укладка лотков с помощью спецтехники
Гидроизоляция
При возведении лотковых инженерных сооружений в районах с высоким уровнем грунтовых вод применяют следующие методы защиты туннельных и канальных конструкций от влаги:
- Устраивают дренаж, если его осуществление технически невозможно, проводят гидравлическую изоляцию. При этом уровень поверхностных вод считают на 1 м ниже отметки планировки грунта при углублении до 4,5 м и на 1 м меньше верха ЖБИ при углублении более 4,5 м.
- Гидравлическая изоляция на перекрытиях от проникновения подземных вод выполняется согласно СН 901-65, подготовленная основа под покрытие обязана иметь наклон в 4%.
- При прокладке используют следующие виды гидравлической изоляции:
- холодную из асфальта;
- горячую из асфальта;
- оклеечную из битума;
- композиционные материалы из кислот, петролатума, битумной мастики.
- Наружные поверхности изделий вне зоны грунтовых вод обмазывается битумной гидроизоляцией. При прокладке тепловых сетей для защиты от поверхностных вод руководствуется соответствующим СНиП II-36-73.
- Для повышения долговечности ЖБ конструкций, снижения трудоемкости и стоимости проводимых работ, применение гидроизоляции рекомендуется проводить при уровне грунтовых вод до 20 м.
- Проведение работ регламентировано указаниями СН 301-65 (п.2.1) и требованиями СНиП 2.03.11-85 относительно защиты строительных конструкций от коррозии при агрессивном воздействии водной среды.
- Гидроизоляционное противонапорное покрытие должно располагаться на высоте не менее, чем 0,5 м над максимальным уровнем грунтовых вод.
- Сборные лотковые элементы каналов и тоннелей должны размещаться на подушке из бетона марки 100 толщиной не менее 10 см, по краям подготовка должна армироваться сетками.
- Если подготовка проводится в агрессивной водной среде, ее выполняют из бетона высокой плотности группы не ниже В6 по водопроницаемости.
- Другая технология создания подготовительной подушки в траншее — втрамбовывание в грунт щебня с его последующей проливкой битумом до полного впитывания.
- Гидроизоляционная узлы, деформационные швы, защитные ограждения, детали пропуска через гидроизоляционный слой труб, кабелей, должны выполняться в соответствии с СН 301-65
Стоимость лотков
Широко применяемые в промышленности, строительной сфере, коммунальном и сельском хозяйстве ЖБИ лотки теплотрасс выпускают для организации открытых и закрытых каналов, туннелей под землей и на ее поверхности. Значительное количество типоразмеров, доступность, простота монтажа, невысокая цена, существенно расширяют область их применения вплоть до бытового использования.
VII.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
А. Основные материалы
Наименование | Единица измерения | Количество |
Блоки лотка размером 0,8×0,55×4 м | шт. | 20 |
Блоки выходного оголовка (гасителя) | шт. | 4 |
Блоки для входного оголовка | шт. | 4 |
Плиты перекрытия входного оголовка | комплект | 4 |
Дождеприемные решетки для входного оголовка | комплект | 4 |
Пакля | кг | 12 |
Цементный раствор | м3 | 0,6 |
Щебень | м3 | 4 |
Б. Машины, оборудование и приспособления
Наименование | Марка, ГОСТ | Количество |
Автокран | К-64 | 1 |
Экскаватор | Э-4010 | 1 |
Лопаты | ГОСТ 3620-63 | 4 |
Ломы стальные типа ЛО | ГОСТ 1405-65 | 3 |
Рулетка типа РС-20 | ГОСТ 7502-69 | 1 |
Шуровки | ЦНИИС Минтрансстроя | 2 |
Конопатки | ГОСТ 11618-65 | 2 |
Шаблоны для проверки уклонов откоса | — | 2 |
Пеньковый шнур | — | 40 м |
Четырехстропный захват | — | 1 |
Тросы длиной по 3 м | — | 2 |
Трамбовка | — | 1 |
Стальной лист (боек) | — | 1 |
Компрессор | ЗИФ-55 | 1 |
Виды бетонных лотков
Бетонные лотки изготавливаются методом прессования исходного материала, что придает дополнительную прочность изделию. В некоторых случаях, для придания дополнительной прочности, к бетону добавляются частицы металла. Железобетонные лотки водоотводные имеют более высокую стоимость, чем изделия из обычного бетона. Поэтому они применяются исключительно в тех случаях, где требуется повышенная прочность .
Устройство и основные характеристики
Оцинкованные стальные рельсы являются более дешевыми вариантами, чем алюминиевые, и они также обеспечивают некоторую защиту от окисления из-за цинка на его поверхности. Однако его недостатком является тот факт, что эта защита должна время от времени подкрепляться, представляя несколько меньшую эффективность.
Поэтапная установка рельсов
Первоначальный процесс установки водостоков — это измерение структур и определение направления потока воды. Для этого просто наблюдайте за кровлей вашей крыши и измерьте с помощью соответствующих инструментов, все комплименты пределов крыши, где позже будут установлены желоба. Затем необходимо определить местоположение сопла, то есть там, где будет установлена труба, которая будет сливать воду с крыши на землю. Наиболее рекомендуемыми местами для установки форсунок являются места, где нет пешеходного потока и вблизи стоков или других систем потока. После определения необходимо будет отрезать обрезку к желобу, и такая отделка обычно выполняется с двумя миллиметрами на метр. Вскоре начинается процесс маркировки опор, которые будут иметь функцию поддержки желоба. Скобки варьируются в зависимости от типа дорожки, но рекомендуемое расстояние между ними составляет от 50 сантиметров до 1 метра. Помните, что это не правило, а рекомендация, и могут быть расхождения между показанными здесь мерами и мерами, определяемыми ответственным профессионалом. Затем установите опоры, которые получат желоб
Важно, чтобы использовались специальные материалы для крепления, такие как болты, втулки типа стены и опоры, которые достаточно прочны, чтобы выдерживать поток воды. Отверстия должны быть сделаны на стене с помощью сверла для установки втулок, а затем кронштейны будут закреплены винтами
Затем поправки должны быть сделаны, когда это необходимо. В некоторых типах желобов сплайсинг может быть ненужным, но в случае присутствия важно правильно их выполнять. Поэтому в соответствии с направлением обрезки перекрывайте детали так, чтобы поток воды не попадал непосредственно на шов, потому что со временем контакт с водой может нарушить соединение и повредить желоб. Затем установите водосточные желоба и аксессуары. При правильном приготовлении просто установите желоб в соответствующее место, удерживая его наиболее удобным способом, в зависимости от типа желоба. Также установите принадлежности для материалов, чтобы вся система была готова к работе в конце этого шага. И, наконец, завершение службы. Постоянный поток воды может привести к повреждению структуры, и это естественно. Чтобы свести к минимуму последствия, вы можете использовать продукты для защиты водостоков в зависимости от типа водосточного желоба. Обратитесь к поставщику и спросите о подходящих мерах для вашего типа желоба.
Часто задаваемые вопросы о желобах
Корыта представляют собой структуры, установленные на краю крыши, чтобы довести поток дождевой воды до более удобного места, принося потребителю ряд преимуществ и удобств.
Классифицировать лотки для ливневой канализации бетонные можно по классу нагрузки, которую они способны выдерживать:
- Класс С250 применяется на автомобильных дорогах, интенсивность движения по которым характеризуется как малая или средняя, а так же в районе обустройства небольших парковок, предназначенных для стоянки легкового транспорта.
- Класс D400 применяется на автодорогах, имеющих большую проходимость, в районе нахождения автозаправочных комплексов, скопления гаражей и в малых промышленных зонах.
- Класс Е600 предназначен для устройства водоотвода с автомагистралей, больших промышленных предприятий и железных дорог.
- Класс F900 имеет наибольшую прочность и применяется для водоотвода с территории аэропортов, портов и крупных логистических центров.
В бытовом строительстве применяются лотки водоотводные полимербетонные (стоят дешевле бетонных) или бетонные класса С250.
Все бетонные лотки можно разделить и по их параметрам. В настоящее время выпускаются лотки стандартной длины, составляющей 1 м, и различного внутреннего сечения, которое может изменяться от 100 мм до 500 мм.
Классификация и основные размеры
4.1 Типы, основные параметры и размеры люков, их место установки приведены в таблице 1. Тип люка следует выбирать в зависимости от места установки.
Таблица 1
Тип | Наименование | Номинальная нагрузка, кН | Полное открытие D, мм, не менее | Глубина установки крышки в корпусе h, мм, не менее | Масса справочная, кг (серый чугун) | Масса справочная, кг (высокопрочный чугун) | Рекомендуемое место установки |
ЛМ*(А15) | Легкий малогабаритный люк | 15 | 450 | 20 | 40 | 30 | Зона зеленых насаждений, пешеходная зона |
Л(А15) | Легкий люк | 15 | 550 | 20 | 45 | 30 | |
ЛУ(А30) | Легкий усиленный люк | 30 | 550 | 20 | 50 | 30 | |
С(В125) | Средний люк | 125 | 550 | 25 | 70 | 45 | Автостоянки, тротуары и проезжая часть городских парков |
Т(С250) | Тяжелый люк | 250 | 600 | 35 | 105 | 55 | Городские автомобильные дороги |
ТМ(Д400) | Тяжелый магистральный люк | 400 | 600 | 50 | 130 | 65 | Магистральные дороги, АЗС |
СТ(Е600) | Свертяжелый люк | 600 | 600 | 60 | 170 | 80 | Дороги с интенсивным движением (аэродромы, доки, складские терминалы и прочие объекты с высокими нагрузками на дорожное покрытие |
СТУ(Ф900) | Сверхтяжелый усиленный люк | 900 | 600 | 60 | — | 100 | Зоны высоких нагрузок (аэродромы, объекты со сверхвысокими нагрузками на дорожное покрытие) |
* Для подземных коммуникаций с глубиной канала до 600 мм от наружной поверхности крышки люка. Примечание – Глубина установки крышки в корпусе регламентируется для люков без запорного устройства, чтобы исключить самопроизвольное открывание крышки при наезде автотранспорта на край крышки. Для люков с запорным устройством допускается уменьшение минимальной глубины установки крышки. |
4.1.1 По исполнению люки подразделяют следующим образом:
1 – общего назначения (см. приложение А, рисунок А.1);
2 – с запорным замковым устройством на них. Конструкцию замкового устройства согласовывают с потребителем (см. приложение А, рисунок А.2);
3 – имеющие в конструкции крышки углубление под заполнение бетоном класса не ниже В30 в соответствии с ГОСТ 26633, корпус люка с комбинированным вариантом исполнением чугуна с бетоном марки не ниже В30, соответствующего ГОСТ 26633 (см. приложение А, рисунок А.3);
4 – с устройством для подъема крышки с помощью стандартного грузоподъемного механизма. Конструкция устройства должна быть согласована с потребителем;
5 – с усиленной заделкой корпуса анкерными болтами или специальными приливами на корпусе. Конструкцию анкеров, приливов и их число (не менее двух) согласовывают с потребителем (см. приложение А, рисунок А.4);
6 – с крышкой, состоящей из двух и более частей (см. приложение А, рисунок А.5);
7 – с крышкой, шарнирно прикрепленной к корпусу (см. приложение А, рисунок А.6);
8 – с квадратной или прямоугольной формой крышки и(или) корпуса люков;
9 – с самонивелирующим (плавающим) корпусом (см. приложение А, рисунок А.7);
10 – с единым корпусом под две и более крышки (см. приложение Б, рисунок Б.1).
4.2 Типы, основные параметры и размеры дождеприемников, их место установки приведены в таблице 2. Тип решетки следует выбирать в зависимости от места установки.
Таблица 2
Тип | Наименование | Номинальная нагрузка, кН | Площадь живого сечения S, м2, не менее | Глубина установки решетки в корпусе h, мм, не менее | Масса справочная, кг (серый чугун) | Масса справочная, кг (высокопрочный чугун) | Рекомендуемое место установки |
Д(А15) | Малый дождеприемник | 15 | 0,05 | 20 | 51,5 | 30 | Пешеходная зона |
ДБ1*(В125) | Большой дождеприемник | 125 | 0,075 | 35 | 90 | 65 | Автостоянки и обочины городских автодорог |
ДБ2**(В125) | 125 | 0,15 | 35 | 90 | 65 | ||
ДМ1(С250) | Магистальный дождеприемник | 250 | 0,075 | 35 | 110 | 70 | Городские автомобильные дороги |
ДМ2(С250) | 250 | 0,15 | 35 | 110 | 70 | ||
ДУ1(Д400) | Усиленный дождеприемник | 400 | 0,075 | 50 | 130 | 80 | Магистральные автомобильные дороги, АЗС |
ДУ2(Д400) | 400 | 0,15 | 50 | 150 | 100 | ||
ДС1(Е600) | Сверхтяжелый дождеприемник | 600 | 0,075 | 50 | 150 | 100 | Зоны высоких нагрузок (аэродромы, объекты со сверхвысокими нагрузками на дорожное покрытие) |
ДС2(Е600) | 600 | 0,15 | 50 | 150 | 100 | ||
* ДБ1, ДМ1 – на дорогах при продольных уклонах i0 ≤ 0,005. **ДБ2, ДМ2 – на дорогах при продольных уклонах i0 >0,005. Примечание – Глубина установки решетки в корпусе регламентируется для дождеприемников без запорного устройства, чтобы исключить самопроизвольное открывание решетки при наезде автотранспорта на край решетки. Для дождеприемников с запорным устройством допускается уменьшение минимальной глубины установки решетки. |
4.2.1 По исполнению дождеприемники подразделяют следующим образом:
1 – с равной шириной опорной части корпуса по контуру (см. приложение В, рисунок В.1);
2 – минимальной шириной продольной опорной части корпуса, прилегающего к бордюру дороги (см. приложение В, рисунок В.2);
3, 4, 5 – с минимальной шириной продольной опорной части корпуса, прилегающего к бордюру дороги, и одной правой (исполнение 3) или левой (исполнение 4), или обеих (исполнение 5) коротких сторон;
6, 7 – минимальной шириной короткой опорной части корпуса, прилегающего к бордюру дороги, или обеих коротких сторон (см. приложение В, рисунок В.3);
8 – единым корпусом под две и более решетки (см. приложение В, рисунок В.4; приложение Б, рисунок Б.1);
9 – усиленной заделкой корпуса, для чего последний оснащается анкерными болтами или специальными приливами на корпусе. Конструкцию анкеров, приливов и их число (не менее двух) согласовывают с потребителем;
10 – решеткой, шарнирно прикрепленной к корпусу;
11 – формой желоба, повторяющей форму водосточного лотка, в местах увеличенного водоотвода;
12 – с самонивелирующим (плавающим) корпусом;
13 – запорным устройством. Конструкцию замкового устройства согласовывают с потребителем;
14 – корпус дождеприемника с комбинированным вариантом исполнением чугуна с бетоном марки не ниже В30, соответствующего ГОСТ 26633;
15 – с установкой в бетонные, пластиковые и полимербетонные лотки;
16 – дополнительным боковым приемом воды (приложение В, рисунок В.5).
4.3 Коверы (см. приложение Г, рисунок Г.1)
Типы, основные параметры, номинальная нагрузка коверов и место их установки приведены в таблице 3. Тип ковера следует выбирать в зависимости от места установки.
Таблица 3
Тип | Наименование | Номинальная нагрузка, кН | Рекомендуемое место установки |
КЛ(А30) | Легкий ковер | 30 | Зона зеленых насаждений, пешеходная зона |
КС(В125) | Средний ковер | 125 | Автостоянки, тротуары и проезжая часть городских парков |
КТ(С250) | Тяжелый ковер | 250 | Городские автомобильные дороги с интенсивным движением |
4.3.1 По исполнению коверы подразделяют следующим образом:
1 – с поворотной крышкой;
2 – крышкой, шарнирно прикрепленной к корпусу;
3 – самонивелирующим (плавающим) корпусом;
4 – круглой формой крышки и(или) корпуса;
5 – квадратной или прямоугольной формой крышки и(или) корпуса;
4.4 Условное обозначение люка или дождеприемника должно состоять из определения его типа, вариантов исполнения, габаритных размеров проема в сантиметрах и обозначения настоящего стандарта.
Дополнительно в условное обозначение люка вводится маркировка инженерных сетей, для которых предназначен люк: В – водопровод; ПГ – пожарный гидрант; К – бытовая и производственная канализация; КК – кабельная канализация; ТСОД – технические средства обеспечения движения; Д – дождевая канализация; ТС – тепловая сеть; МГ – магистральный газ; ГКС – городская кабельная сеть; ГТС – городская телефонная сеть и др.
Коверы маркируют только буквенным обозначением инженерной сети: МГ – магистральный газ, ПГ – пожарный гидрант; В – водопровод и др.
Маркировка инженерных сетей располагается на внешней стороне крышки.
Примеры условных обозначений:
а) легкого люка с квадратной крышкой и размером проема 60х60 см:
Л(A15)-ТС-8-60х60 ГОСТ 3634–2019,
где Л(А15) — легкий люк с номинальной нагрузкой 15 кН,
ТС — для тепловой сети,
8 — с квадратной крышкой,
60х60 — размер квадратного проема в корпусе (в сантиметрах);
б) тяжелого люка с запорным замковым устройством, с самонивелирующим (плавающим) корпусом и диаметром проема 60 см:
Т(С250)-К-2-9-60 ГОСТ 3634–2019,
где Т(С250) — тяжелый люк с номинальной нагрузкой 250 кН,
К — для бытовой и производственной канализации,
2 — с запорным замковым устройством на них. Конструкцию замкового устройства согласовывают с потребителем,
9 — с самонивелирующим (плавающим) корпусом,
60 — диаметр проема в корпусе (в сантиметрах);
в) дождеприемника большого с минимальной шириной продольной опорной части корпуса, примыкающего к бордюру дороги, с размером проема 37х78 см для дорог с продольным уклоном0 > 0,005:
ДБ2(В125)-2-37х78 ГОСТ 3634–2019,
где ДБ2(В125) — дождеприемник большой с номинальной нагрузкой 125 кН и площадью живого сечения не менее 0,15 м2,
2 — минимальной шириной продольной опорной части корпуса, прилегающий к бордюру,
37х78 — размер прямоугольного проема в корпусе (в сантиметрах);
г) дождеприемника магистрального с равной шириной опорной части корпуса по контуру, примыкающего к бордюру дороги, с самонивелирующим (плавающим) корпусом и диаметром проема 60 см для дорог с продольным уклоном0 ≤ 0,005:
ДМ1(С250)-1-12-60 ГОСТ 3634–2019,
где ДМ1(С250) — дождеприемник магистральный с номинальной нагрузкой 250 кН и площадью живого сечения не менее 0,075 м2,
1 — с равной шириной опорной части по контору,
12 — с самонивелирующим (плавающим) корпусом,
60 — диаметр проема в корпусе (в сантиметрах).
Как изготовить лоток Пошаговая инструкция.
Если вы решили изготовить водоотводящий лоток своими руками, то действовать следует в контексте следующей схемы:
Начать следует с подготовки форм для заливки. Вопреки расхожему мнению, они могут быть не только металлическими, но и полимерными
Крайне важно тщательно обработать внутренние стенки формы машинным маслом. После смазывания формы, необходимо закрепить в ней арматуру; Крепить части арматуры следует не только относительно формы, но и относительно друг друга
Как правило, этот этап работ реализуется с помощью газовой или электрической сварки. Зафиксировать формы следует еще до начала заливки, даже незначительная подвижность выбранных ёмкостей считается недопустимой и может отразиться на качестве готового изделия не лучшим образом. Спустя неделю нужно аккуратно вытащить сформировавшийся канал из трубы, при необходимости нужно покрыть его слоем краски или любым антикоррозийным составом, не отличающимся шершавостью после высыхания. Это поможет повысить эффективность канализации за счет гладкой внутренней структуры.
На этом видео — кустарный метод изготовления
Даже при тотальном соблюдении описанной технологии срок службы лотка, изготовленного в домашних условиях может существенно отличаться от периода эксплуатации фабричного изделия, что само по себе логично. Однако, если следовать описанной схеме, то изготовленный вами лоток не будет уступать тому, который был изготовлен в заводских условиях по степени эффективности в процессе работы.
Смотрим как изготовить U — образный блок для отвода воды
Дороги для автомобилей и вспомогательные агрегаты на их территории серьезно страдают от деструктивного воздействия осадков и других атмосферных факторов. Осадки в виде дождя серьезно меняют режим эксплуатации дорог, поэтому их эффективный и своевременный отвод играет принципиальную роль.
Максимальный вред устойчивости конструкции оказывает т.н. свободная вода. Процесс эксплуатации сопровождается значительной усталостью дорожных покрытий, разрушением температурных швов, появлением трещин. Для того, чтобы максимально отсрочить этот процесс, применяются водоотводящие конструкции.