Офис “Союза перевозчиков Оренбуржья”

Адрес: г. Оренбург ул. Автоматики.; тел.: +79225395281.

Разъяснения по деятельности сотрудников УГАДН

vaznoПисьменные разъяснения относительно деятельности сотрудников региональных управлений государственного автодорожного надзора (УГАДН)

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. Правовой статус Ространснадзора определен Постановлением Правительства № 184 от 07.04.2004 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» и Постановлением Правительства № 398 от 30.07.2004 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта». В них установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет функции по федеральному государственному контролю и надзору за соблюдением транспортного законодательства РФ и международных договоров РФ.

УГАДН – это управление государственного автодорожного надзора по конкретному субъекту РФ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом регионального уровня. Данная структура дублирует функции Ространснадзора и осуществляет контроль и надзор в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства, а также другие функции, возложенные на нее законодательством и иными нормативными актами РФ, на территории конкретного субъекта РФ.

На основе приведенных выше Постановлений Правительства РФ среди большого списка властных полномочий Ространснадзора и его территориальных подразделений (УГАДН) целесообразно выделить лишь те, которые касаются автомобильных перевозок и затрагивают интересы Объединения Перевозчиков России (ОПР), среди которых: контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров РФ:

  • о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) на территории РФ (за исключением пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации);
  • о транспортной безопасности;
  • о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом;
  • осуществляет в соответствии с законодательством РФ лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы.

Также органы Ространснадзора выдают:

  • специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в случае если маршрут или часть маршрута указанного транспортного средства проходит по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям 2 и более субъектов Российской Федерации;
  • специальные разрешения на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов;
  • свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и документы (удостоверения) об утверждении курсов такой подготовки;
  • иные разрешительные документы в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством РФ и международными договорами РФ, удостоверяющие право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия.

К компетенции Ространснадзора кроме этого отнесено:

  • принятие решений о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок и выдачу удостоверений допуска к осуществлению таких перевозок, а также карточек допуска транспортного средства к осуществлению таких перевозок;
  • прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг поперечню, утвержденному Правительством РФ;
  • весовой и габаритный контроль транспортных средств;
  • осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ.

Для реализации указанных полномочий органы Ространснадзора имеют право:

  • проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;
  • организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
  • запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Ространснадзор не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Полномочия управлений государственного автодорожного надзора по субъектам РФ (УГАДН) устанавливаются Положениями, утверждаемыми Приказами Ространснадзора, которые по своему смыслу повторяют полномочия Ространснадзора на территории субъектов РФ. Таким образом УГАДН, в том числе осуществляет:

  • контрольные (надзорные) функции в сфере автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта, дорожного хозяйства за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров РФ, а также иные функции, возложенные на него законодательством РФ;
  • осуществляет в случае и в порядке, установленными законодательством и иными нормативными актами РФ, государственный контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную, связанную с транспортным процессом деятельность, установленных федеральными законами и другими нормативными актами РФ требований, в том числе международных договоров;
  • осуществляет в соответствии с законодательством РФ лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Территориальные УГАДН выдают:

  • лицензии, а также приостанавливает, возобновляет, прекращает и аннулирует их;
  • специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в случае если маршрут или часть маршрута указанного транспортного средства проходит по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям 2 и более субъектов РФ;
  • специальные разрешения на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов.

Они также осуществляют:

  • весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, в пунктах весового контроля;
  • осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в части установленной КоАП РФ;
  • принимают решение о допуске, приостановлении допуска и аннулировании допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, выдачу удостоверений допуска к осуществлению таких перевозок, а также карточек допуска транспортного средства к осуществлению таких перевозок;
  • осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности лицензионных требований и условий, установленных нормативными правовыми актами РФ;
  • осуществляет контроль за соблюдением требований к сохранности автомобильных дорог федерального значения (эта деятельность и предоставляет возможность сотрудникам УГАДН предпринимать действия, связанные с выяснением фактов внесения или невнесения перевозчиками платы по системе «Платон»);
  • контроль за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством РФ;
  • контроль порядка осуществления международных автомобильных перевозок на территории РФ;
  • контроль порядка перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
  • контроль за выполнением хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом, требований Порядка оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также тестирование абонентского телематического терминала;
  • и другие полномочия.

Для того чтобы в достаточной мере разобраться в полномочиях Ространснадзора и его территориальных УГАДН надо знать некоторые понятия, установленные в законе.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24.07.1998 №127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» устанавливаются следующие основные понятия:

Грузовое транспортное средство – самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, либо самоходное транспортное средство с прицепом или полуприцепом.

Российский перевозчик – российское юридическое или физическое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транспортное средство либо автобус (далее – транспортное средство) для перевозок грузов или пассажиров.

Иностранный перевозчик – иностранное юридическое или физическое лицо, использующее принадлежащее ему транспортное средство для перевозок грузов или пассажиров.

Международная автомобильная перевозка – перевозка транспортным средством грузов или пассажиров по территориям двух и более государств, а также проезд негруженого транспортного средства по территориям двух и более государств.

Между тем законодательством не предусмотрены такие понятия как «автодорожный надзор», «весовой контроль», «габаритный контроль».

В соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под административным регламентом понимается – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В нормативной базе правовых документов, регулирующих деятельность Ространснадзора и УГАДН по субъектам РФ, существует также множество нормативно-правовых актов и административных регламентов, утвержденных Правительством РФ, среди них целесообразно выделить лишь те одиннадцать, которые касаются автомобильных перевозок и могут затрагивать интересы ОПР. К таким нормативно-правовым актам и административным регламентам относятся:

  • Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, утвержден приказом Минтранса России от 27.04.2011 № 125;
  • Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в случае если маршрут или часть маршрута указанного транспортного средства проходит по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям двух и более субъектов РФ, утвержден приказом Минтранса России от 03.05.2012 № 126;
  • Административный регламент предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержден приказом Минтранса России от 29.04.2013 № 144;
  • Административный регламент предоставления государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством РФ, утвержден приказом Минтранса России от 29.04.2013 № 145;
  • Административный регламент предоставления государственной услуги по допуску российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержден приказом Минтранса России от 18.07. 2011 № 186;
  • Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержден приказом Минтранса России от 21.11. 2011 № 193;
  • Административный регламент исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства РФ в сфере автомобильного транспорта, утвержден приказом Минтранса России от 09.07.2012 № 204;
  • Административный регламент исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ и международных договоров РФ о порядке осуществления международных автомобильных перевозок, утвержден приказом Минтранса России от 11.07.2012 № 229;
  • Административный регламент проведения проверок за обеспечением транспортной безопасности, утвержден приказом Минтранса России от 13.12.2011 № 313;
  • Административный регламент исполнения государственной функции осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах, утвержден приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 35;
  • Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов, утвержден приказом Минтранса России от 18.02.2013 № 52.

Подробно ознакомиться с содержанием каждого из вышеперечисленных административных регламентов можно на официальном сайте Ространснадзора (http://rostransnadzor.ru/).

По информации ОПР, в связи с введением платы по системе «ПЛАТОН», в 2016 году на федеральных дорогах России участились случаи незаконных остановок и задержаний транспортных средств, принадлежащих российским перевозчикам на пунктах весового контроля, а также неправомерного привлечения владельцев ТС к административной ответственности. В связи с данной ситуацией необходимо проанализировать законность таких действий со стороны уполномоченных органов Ространснадзора и их должностных лиц.

В соответствии с ч. 15 ст. 31 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 257-ФЗ от 08.11.2007 юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении.

На основании п. 1) ч. 16 ст. 31 этого же закона при осуществлении весового и габаритного контроля транспортного средства должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, вправе останавливать транспортное средство в пунктах весового и габаритного контроля.

Приказом Минтранса России от 27.04.2011 № 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля.

При весовом и габаритном контроле:

2.1. на федеральных автомобильных дорогах:

2.1.1. Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее – Ространснадзором):

2.1.1.2. в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах осуществляется:

2.1.1.2.1. взвешивание транспортных средств;

2.1.1.2.2. составление акта по результатам взвешивания транспортного средства.

В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства;

2.1.1.2.3. сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.1.1.2.4. в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установление несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство;

Решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении.

В соответствии с п. 2.1.1. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» водитель обязан: в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

Таким образом, сотрудникам УГАДН нужно передавать только указанные выше документы. Данная норма сформулирована очень пространно. Вызывает разночтения то, что она обязывает водителя передавать документы сотруднику УГАДН только в случаях, прямо предусмотренных законодательством, но ни в одном нормативно-правовом акте этих «случаев, прямо предусмотренных законодательством» четко не сформулировано.

Административный регламент по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденный приказом Минтранса России от 21 июля 2011 № 193, устанавливает сроки и последовательность административных действий должностных лиц Ространснадзора, осуществляет в установленном порядке весовой контроль автотранспортных средств в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по автомобильным дорогам федерального значения.

Приведем здесь некоторые важные пункты.

П 4. Государственная функция исполняется в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по автомобильным дорогам федерального значения.

П. 5. Результатом исполнения государственной функции является определение весовых параметров транспортного средства.
П. 6. Юридическим фактом исполнения государственной функции является: составление акта по результатам взвешивания транспортного средства.

П.18. Государственная функция, осуществляемая на стационарных контрольных пунктах, включает следующие административные процедуры:

взвешивание транспортных средств; составление акта по результатам взвешивания транспортного средства; направление в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство акта по результатам взвешивания транспортного средства в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении.

П.19. Взвешивание транспортных средств осуществляется:

– по инициативе перевозчика;

– при направлении транспортного средства на взвешивание инспектором Госавтоинспекции в случае поступления информации о превышении данным транспортным средством допустимых весовых параметров от должностного лица при получении данных системы весового контроля для динамического взвешивания, установленной на подъезде к стационарному контрольному пункту.

П. 20. Должностное лицо осуществляет проверку весовых параметров транспортного средства: полной массы и нагрузки на ось транспортного средства.

Проверка весовых параметров осуществляется на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме.

П. 21. Должностным лицом производится сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении.

П. 22. Должностное лицо составляет акт по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 г. N 125(далее – Порядок).

Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.

П. 23. В соответствии с подпунктом 2.1.1.2.3 Порядка в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установление несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.
П. 24. Сроки выполнения административных процедур:

взвешивание транспортных средств – 10 минут;

составление акта по результатам взвешивания транспортного средства и сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории РФ или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства – 5 минут;

в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории РФ или указанными в специальном разрешении, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство – 5 минут.

П. 25. При проведении весового контроля должностное лицо должно быть в форменной одежде, иметь нагрудный знак, представиться водителю транспортного средства, назвав свою фамилию и должность, предъявить по просьбе водителя свое удостоверение.

П. 30. Решения Ространснадзора и его управлений Госавтодорнадзора, принятые в рамках исполнения государственной функции, могут быть обжалованы в вышестоящие организации и суд.

Очень важным нормативно-правовым актом о полномочиях сотрудников УГАДН является Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 № 409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций». Этим Постановлением Правительства РФ утверждается Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции.

В этом положении особое внимание заслуживают следующие пункты.

  1. Государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за:

а) реализацией юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, судоходных гидротехнических сооружений, дорожного хозяйства (далее соответственно – субъекты транспортного комплекса, транспортный комплекс), мер по обеспечению безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

б) обеспечением транспортной безопасности;

в) готовностью аварийно-спасательных служб и формирований субъектов транспортного комплекса;

г) реализацией мер по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду;

д) соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства РФ и международных договоров РФ в сфере транспорта, в том числе:

на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве:

правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;

правил осуществления международных перевозок по территории РФ грузовыми транспортными средствами или автобусами;

требований к сохранности автомобильных дорог федерального значения (этот пункт имеет отношение к «Платону»).

  1. Государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет следующие полномочия:

а) производит осмотр транспортных объектов и транспортных средств, посещает беспрепятственно служебные и производственные помещения (включая контролируемую зону аэропорта (аэродрома)) субъектов транспортного комплекса;

б) проводит проверки субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;

в) запрашивает у субъектов транспортного комплекса необходимые для выполнения задач контроля (надзора) документы и информацию;

г) задерживает багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к перевозкам воздушным транспортом;

д) осуществляет отбор и направление на экспертизу, испытания, анализ и оценку проб горюче-смазочных материалов, образцов комплектующих изделий, материалов конструкций;

е) участвует в установленном порядке в проведении расследования происшествий (инцидентов);

ж) участвует в установленном порядке в составе экипажей транспортных средств в качестве проверяющего при осуществлении мероприятий по контролю и надзору на внутренних и международных воздушных линиях (маршрутах);

з) проводит проверки воздушных судов, осуществляющих полеты над территорией или за пределы территории РФ, на борту воздушного судна в пределах стоянки воздушного судна в целях установления действительности находящихся на борту воздушного судна документов членов экипажа, оценки технического состояния воздушного судна и его оборудования при условии, что это не будет являться причиной необоснованной задержки воздушного судна (рамповая проверка);

и) осуществляет проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов на объектах гражданской авиации;

к) сопровождает воздушное судно во время полета при наличии информации о возможности нарушения на воздушном судне требований авиационной безопасности;

л) осуществляет мероприятия по весовому контролю;

м) осуществляет мероприятия по транспортному контролю;

н) применяет предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений субъектами транспортного комплекса требований в установленной сфере деятельности, а также меры, направленные на ликвидацию последствий указанных нарушений;

о) составляет протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством РФ, рассматривает их и выносит по ним постановления;

п) выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств (далее – предписания), и проверяет их исполнение.

На основании ст. 23.36 КоАП РФ сотрудники УГАДН, кроме указанного выше, могут привлекать различных лиц к административной ответственности по следующим статьям КоАП РФ: ч. 1 ст. 6.24, ст. 6.25, ст. 7.7 (в отношении судоходных гидротехнических сооружений), ст. ст. 8.22, 8.23, ст. 9.2 (в отношении судоходных гидротехнических сооружений), ст. 10.10 (в отношении судоходных гидротехнических сооружений), ст. ст. 11.1, 11.6, 11.7, 11.811.11, 11.13, ч. ч. 2 и 3 ст. 11.14, ст. 11.14.2, ч. 1 ст. 11.14.3, ст. 11.15, ч. 1 ст. 11.15.1, ч. 1 ст. 11.15.2, ст. 11.16, ч. 5 ст. 11.17, ст. ст. 11.23, 11.26, 11.27, 11.29, 11.31,11.33, ст. 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи),ст. 12.21.2, ст. 12.21.3 (в части, касающейся транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи),ч. ч. 4 и 6 ст. 12.23, ч. 2 ст. 12.25, статьей 12.31.1, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.43, ст. ст. 14.4414.46, 14.47, 14.48, ч. 10 ст. 19.5, ст. 19.7.5, ч. 1 ст. 19.7.9, ч. 2 ст. 19.22 настоящего Кодекса.

  1. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в ч. 1 настоящей статьи, вправе:

1) на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве – руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспектора), – об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.24, ст. ст. 6.25, 8.22, 8.23, 11.14.2, ч. 1 ст. 11.14.3, ст. ст. 11.15, 11.23, 11.26, 11.27, 11.29, 11.31, 11.33, ст. 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), ст. 12.21.2, ст. 12.21.3 (в части, касающейся транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), ч. ч. 4 и 6 ст. 12.23, ч. 2 ст. 12.25, ст. 12.31.1, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.43, ст. ст. 14.4414.46, 14.47, 14.48 настоящего Кодекса;

5) в области обеспечения транспортной безопасности – руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспектора), – об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 11.15.1, ч. 1 ст. 11.15.2, ч. 10 ст. 19.5, ст. 19.7.5, ч. 1 ст. 19.7.9 настоящего Кодекса.

Отдельно в данном анализе нужно остановиться на случаях, когда сотрудники УГАДН привлекают к административной ответственности лиц по ст. 12.21.3 КоАП РФ – несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. То есть к ответственности за невнесение платы «Платон». При данных правонарушениях, в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ должностные лица Ространснадзора могут задерживать транспортные средства.

Это они могут после остановки транспортных средств на пунктах транспортного контроля. Но в данном случае для сотрудников УГАДН есть одна особенность.

Изменения, которые внесены в акты Правительства РФ Постановлением Правительства РФ от 20.07.2016 № 700 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» расширяют и уточняют права и полномочия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора), а также дополняют обязанности перевозчикам.

Так в общие обязанности водителей по ПДД внесено дополнение (п. 2.1), которое звучит следующим образом: в случаях прямо предусмотренных законодательством РФ, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам. В специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля право остановки грузовых автомобилей и автобусов предоставлено также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом – свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение. Также указанным Постановлением введен новый знак 7.14.

В производстве по делу об административном правонарушении сотрудники УГАДН выступают как должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор. Компетенция федерального органа исполнительной власти государственного транспортного надзора, по осуществлению административного преследования закреплена в ч. 1 ст. 23.36 КоАП РФ. Из данной нормы следует, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.21.3 КоАП РФ в части, касающейся транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств. Понятие «иностранный перевозчик» мы привели выше.

Таким образом, российские перевозчики сотрудниками УГАДН по ст. 12.21.3 КоАП РФ привлекаться к административной ответственности не могут.

Отсутствие возможностей у сотрудников Ространснадзора привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ российских владельцев транспортных средств подтверждается и отсутствием у них прав на остановку таких транспортных средств на пунктах транспортного контроля.

На основании п. 1.1 ПДД РФ – это нормативный акт являющийся единственным, определяющим порядок дорожного движения на всей территории РФ.

В соответствии с п. 2.4 ПДД РФ в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля право остановки грузовых автомобилей и автобусов предоставлено также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

При этом в этих же ПДД РФ в п. 2.1 установлены общие обязанности водителей механических транспортных средств, среди которых у водителей нет каких-либо обязанностей останавливаться на пунктах транспортного контроля по требованию работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

В соответствии с п. 2.2 ПДД РФ обязанность останавливаться на пунктах транспортного контроля установлена только для водителей, осуществляющих международную автомобильную перевозку.

Из анализа указанных норм и рекомендаций Верховного суда РФ о конкуренции общих и специальных норм права следует, что в данном случае должна применяться специальная норма (п. 2.2 ПДД РФ), то есть правомочий для остановки в пунктах транспортного контроля транспортных средств, осуществляющих внутрироссийские перевозки, у сотрудников Ространснадзора (УГАДН) не имеется.

В соответствии с ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, о прекращении указанного задержания или о возврате транспортного средства принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Также на основании данной статьи задержание транспортных средств возможно в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.21.3 КоАП РФ, только в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств. Задержание транспортного средства осуществляется до уплаты административного штрафа.

Кроме этого содержание деятельности по осуществлению государственного транспортного надзора раскрывается в Постановлении Правительства РФ от 19.03.2013 № 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре». Согласно п. 6 этого Постановления федеральный государственный транспортный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9-12 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, при проведении проверок всех транспортных средств сотрудники УГАДН в первую очередь должны всегда составлять соответствующие акты проверок транспортных средств.

И в заключении приведем анализ полномочий сотрудников УАДН при привлечении ими к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность только за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее – тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством РФ, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с несоответствующим установленным требованиям тахографом.

Сотрудники УГАДН привлекают к ответственности за данное правонарушение, так как многие водители не выполняют требования Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», согласно которому транспортные средства должны оснащаться тахографами с программно-аппаратным шифровальным (криптографическим) средством (далее – блок СКЗИ тахографа).

На основании Приказа Минтранса от 21.08.2013 № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографам» срок начала указанного требования об оснащении тахографов блоком СКЗИ установлен с 01.07.2016.

В настоящее время вопросы оснащения транспортных средств тахографами могут быть урегулированы только одним нормативно-правовым актом, каковым является договор о Евразийском экономическом союзе, ратифицированный ФЗ от 03.10.2014 № 279-ФЗ, а не приказ Минтранса № 36 от 13.02.2013.

Данный вывод основан на положениях нижеследующих нормативно-правовых актов. Из текста Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» следует, что он был принят в целях реализации положений Постановления Правительства РФ от 23 ноября 2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы», которое в свою очередь было принято для надлежащей реализации ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Ст. 32 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ предусмотрено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора РФ.

Договор о Евразийском экономическом союзе принят 29.05.2014 и ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ.

Согласно п. 3 «Протокола о техническом регулировании» (Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе), до момента принятия соответствующего Технического регламента Евразийского экономического союза действуют Технические регламенты Таможенного союза, в которых устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия. Применительно к тахографам – это Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, принятый Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 № 877., которым установлено, что Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» вступает в силу с 01.01.2015.

Указанный ТР ТС 018/2011 значительно отличается от требований Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».

Таким образом норма ст. 32 ФЗ «О безопасности дорожного движения» исключает возможность применения ст. 20 указанного Федерального закона в части предъявления каких- либо дополнительных требований к тахографу, в силу наличия Договора о Евразийском экономическом союзе, Ратифицированного Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ, и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.

Согласно п. 2 ст. 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ, государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям Технического регламента Союза (Технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в Техническом регламенте Союза (Технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

Согласно п. 1. ст. 1 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее – продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

Ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено:

– техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

– технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к 14 продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Следовательно, международное законодательство вопросы оснащения тахографами транспортных средств относит к сфере технического регулирования. Такой же позиции придерживается и отечественное законодательство.

В п. 3 ст. 4 ФЗ «О техническом регулировании» прямо указано, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Соответственно на основании Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», в нарушении которого обычно обвиняют водителей сотрудники УГАДН, нельзя привлекать кого-либо к административной ответственности, так как он носит ненормативный, рекомендательный характер.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2015 № 1108 «Об уполномоченных органах РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в п. 1 определено, что уполномоченным органом РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в отношении колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории РФ, является Министерство внутренних дел РФ.

УГАДН в структуру МВД РФ не входит, следовательно, осуществлять контроль за соответствием объектов технического регулирования из перечня Технического регламента ТС «О безопасности колесных транспортных средств» оно не уполномочено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *