Офис “Союза перевозчиков Оренбуржья”

Адрес: г. Оренбург ул. Автоматики.; тел.: +79225395281.

О применении тахографов

тахаВ настоящее время на территории России действует ФЗ “О безопасности дорожного движения”, который устанавливает правила об использовании тахографов транспортными средствами, осуществляющими движение по РФ. Но при этом этот закон не устанавливает какие именно тахографы должны использоваться в указанных транспортных средствах. Более на уровне федеральных законов вопросы применения тахографов каким-либо образом не регламентируются. Эта регламентация присутствует на уровне подзаконных нормативно-правовых актов, каковыми являются нормативно-правовые акты Правительства РФ и Минтранса России. Иные органы в вынесении каких-либо актов относительно применения тахографов участия до настоящего времени не принимали.

Поскольку Правительство РФ занимает позицию, выражающуюся в дополнении законодательной базы о применении тахографов, им для конкретизации требований ФЗ “О безопасности дорожного движения” было принято Постановление Правительства РФ № 1213 от 23.11.2012 “О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы”. Из содержания этого Постановления Правительства РФ следует, что Правительством РФ каких-либо конкретных требований о применении тахографов не выработано, на основании этого Постановления лишь делегируются полномочия Правительства РФ по выработке требований о применении тахографов и оснащении ими транспортных средств Министерству транспорта РФ.

Согласно тексту ФЗ “О безопасности дорожного движения” и Постановления Правительства РФ № 1213 от 23.11.2012 “О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы”, они касаются лишь общих вопросов применения тахографов и их роль сводится лишь к обозначению нормативной необходимости использовать тахографы и возложению функций по разработке конкретных требований по использованию тахографов на Минтранс России.

Во исполнение Постановление Правительства РФ № 1213 от 23.11.2012 Минтрансом РФ были приняты Приказы № 36 от 13.02.2013 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства” и № 273 от 21.08.2013 “Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами”. Таким образом эти два приведенных Приказа Минтранса РФ являются актами, которые наиболее детально регламентируют вопросы использования тахографов в транспортных средствах.

Также необходимость принятия этих Приказов была продиктована тем, что 09.12.2011 Комиссией Таможенного союза было принято Решение № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”, согласно п. 3.2. которого сертификаты соответствия на тахографы, выданные до дня вступления в силу Технического регламента Таможенного союза, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 01 июля 2016 года.

До 01.01.2015 к тахографам предъявлялись требования Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720.

Содержание Приказов Минтранса № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013 обосновывает необходимость оснащения уже имеющихся в транспортных средствах тахографов блоками криптозащиты СКЗИ. В связи с этим у многих лиц, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств с уже имеющимися тахографами, возникли вопросы о необходимости применения этих Приказов, так как, по их мнению этими приказами нарушались их права в сфере экономической деятельности, поскольку эти Приказы неправомерно возлагают на них обязанность установить на транспортные средства тахографы иных моделей, что создает препятствия для осуществления экономической деятельности и ведет к излишнему расходованию денежных средств. Данное мнение было поддержано Минэкономразвития РФ, которое указало на то, что в соответствии с оценкой регулирующего действия приказа Минтранса России от 21.08.2013 № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами», наличие в тахографе блока СКЗИ является не обязательным, а рекомендательным, несет излишнюю финансовую нагрузку на бизнес и не выполняет функции, направленные на увеличение безопасности дорожного движения.

В связи с изложенным на практике возник серьезный вопрос о необходимости оснащения транспортных средств тахографами с блоками криптозащиты СКЗИ. Ответ на данный вопрос имеется и он содержится в нормах действующего законодательства, который очевидно говорит о том, что требования о тахографах с блоками СКЗИ не подлежат неукоснительному применению.

В пользу данного вывода свидетельствует п. 3 ст. 4 ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который говорит, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.

Обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования устанавливает Технический регламент (ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»).

Согласно ст. 4 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

П. 5 ст. 4 ФЗ № 184 «О техническом регулировании» предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

Международный договор – Договор о Евразийском экономическом союзе, ратифицированный Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ, устанавливает общие принципы технического регулирования.

Согласно п. 2 ст. 53 Договора о Евразийском экономическом союзе государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2012, вступивший в силу 01.01.2015, также содержит перечень требований к тахографам. Из содержания ст. 14 ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011, п. 65 Приложения № 1 «Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» и п. 65 Приложения № 10 «Перечень требований к типам компонентов транспортных средств» следует, что Технический регламент не содержит требований к наличию навигационных модулей и блоков системы криптографической защиты информации (СКЗИ/НКМ).

Соответственно, предъявление дополнительных требований к тахографам, выходящих за рамки ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011, неправомерно.

Тахограф, допущенный к эксплуатации на колесном транспорте на территории РФ, по своим техническим характеристикам, должен соответствовать требованиям ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2012, а также требованиям международного соглашения ЕСТР.

При указанных обстоятельствах следует, что нормы приказов Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 и от 21.08.2013 № 273, предусматривающие предъявление каких- либо дополнительных требований к тахографам, противоречат нормам международного Договора о Евразийском экономическом союзе, имеющему большую юридическую силу, а также нормам ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств»018/2011, принятого на основе международного законодательства.

 

Данный материал подготовлен

по просьбе общественной организации

«Союз перевозчиков Оренбуржья»

кандидатом юридических наук Э.А. Адильшаевым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *